Право есть все что не противоречит справедливости г гроций эссе

Обновлено: 28.06.2024

Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени.

Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и канонического права. Его основной труд – это фундаментальное произведение "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625).

Обосновывая свой юридический подход, Гроций подчеркивал, что предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза.

Для того чтобы придать юриспруденции "научную форму", согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, "что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы", ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т. е. естественное право), тогда как то, что возникло путем установления (в частности, установление государства путем договора, волеустановленные формы права – божественное право, государственные законы, право народов), изменчиво во времени, различно в разных местах и, подобно всем остальным единичным вещам, лишено какой-либо научной системы. Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции следует различать "естественную, неизменную часть" и "то, что имеет своим источником волю".

В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное.

Естественное право при этом определяется им как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

Естественное право, согласно Гроцию, – это и есть "право в собственном смысле слова", и "оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности". Источником этого права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность), "но не всякая общительность, а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными".

В соответствии с этой разумной социальной общительностью человеку присуща способность к знанию и деятельности согласно общим правилам. Такое соблюдение общих правил общежития и есть "источник так называемого права в собственном смысле: к нему относятся как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

Характеризуя естественное право как право в собственном, тесном смысле слова, Гроций отмечает, что право в более широком смысле (т. е. формы волеустановленного права) является правом в конечном счете постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву. "Сказанное нами, – пишет Гроций, – в известной мере сохраняет силу даже в том случае, если допустить – чего, однако же, нельзя сделать, не совершая тягчайшего преступления, – что Бога нет или что он не печется о делах человеческих".

На основе своей концепции естественного права (и соответствующего ему волеустановленного права) Гроций стремился создать такую нормативно значимую, аксиоматическую систему юриспруденции, общие начала и положения которой можно было бы легко применить к конкретным реальным ситуациям внутри отдельных государств и к отношениям между государствами.

Возражая против представлений о том, что справедливость – это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия и т. д., Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. "Так как, – писал он, – соблюдение договоров предписывается естественным правом (ибо ведь было необходимо, чтобы между людьми существовал какой-нибудь порядок взаимных обязательств, иного же способа, более согласного с природой, невозможно изобрести), то из этого источника проистекли внутригосударственные права. Ибо те, которые вступили в какое-нибудь сообщество или подчинялись одному либо многим, тем самым или дали словесное обещание, или же должно предположить, что в силу природы самой сделки они молчаливо обязались последовать тому, что постановит большинство членов сообщества или же те, кому была вручена власть".

Из трактовки Гроцием проблем возникновения внутригосударственного права, перехода от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности). При этом в качестве исходной и определяющей причины возникновения и бытия политических явлений (государства и государственных законов) выступает естественное право (и справедливость), а польза и целесообразность – лишь как повод.

По существу, такова же и логика происхождения международного права, которое как форму волеустановленного права Гроции в работе "О праве войны и мира" (расходясь в этом вопросе с римскими юристами, многими античными и средневековыми авторами) отличает от права естественного. Подобно тому, как законы любого государства преследуют его особую пользу, так и известные права, возникающие путем взаимного соглашения между всеми государствами или большинством государств, возникают в интересах обширной совокупности всех таких сообществ, а не каждого сообщества (государства) в отдельности. Это право и является, по Гроцию, правом народов, "которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них".

Проблема соотношения права и силы – это в концепции Гроция прежде всего проблема связи естественного права (т. е. права в собственном, тесном смысле слова) с проистекающими из него волеустановленными формами права, образованными путем добровольного соглашения гражданскими властями и государственными институтами. И в этом смысле сила в принципе трактуется Гроцием в качестве средства практической реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении.

Присущая человеческой природе разумная общительность (представленная в естественном праве), а также проистекающее из требований естественного права сочетание в волеустановленных формах права справедливости и пользы (права и силы) находят свое необходимое выражение в государстве, которое в учении Гроция как бы дедуктивным путем выводится в качестве следствия из начал естественного права. "Государство же, – подчеркивал Гроций, – есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

Такое определение государства, находящееся под заметным влиянием идей Аристотеля (государство как высшая и совершенная форма общения свободных людей) и Цицерона (государство как правовое общение и форма защиты общей пользы), вместе с тем выражает концепцию договорного происхождения государства.

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В целом как внутренняя логика осуществления естественного права, так и внешне-событийная сторона развития естественного состояния привели к тому, что "люди объединились в государство", причем "не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть". Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческим установлением, хотя оно и было потом одобрено богом как благодетельное для человечества.

По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных, а не как "заговор богачей" (Т. Мор) против бедных и слабых.

Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (как "совершенный союз"), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц – сообразно законам и нравам того или иного народа. "Народы, подпавшие под господство другого народа, т. е. потерявшие свой суверенитет, – это, по оценке Гроция, – не государства сами по себе в современном смысле слова, но лишь подчиненные члены объемлющего их государства". Суверенитет, следовательно, составляет отличительный признак государства вообще.

Рассматривая классификацию форм правления, данную различными авторами (Аристотелем, Цицероном, Сенекой и др.), Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т. д. Форма правления, по его оценке, не имеет существенного значения: "народ может избрать любой образ правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки зрения осуществления в нем воли людей". Вместе с тем очевидны как его отрицательное отношение к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), так и предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления. Хотя по своим политическим убеждениям он был аристократически ориентированным буржуазным мыслителем и сторонником правления представителей торгово-промышленной верхушки голландского общества, однако он не отвергал и демократическую форму правления.

Не отрицая саму возможность суверенитета народа (принадлежности ему верховной власти), Гроции вместе с тем приложил много усилий для опровержения мнения, будто "верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей властью, следует низлагать и карать".

Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве подданных сопротивляться верховной власти или подчиненным органам, действующим по уполномочию верховной власти. В целом он считал, что собственные права и свободы подданных (во всяком случае те из них, которые связаны с действиями по сопротивлению властям) прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. При этом праву подданных на сопротивление властям он противопоставляет "закон о непротивлении ",отступления от которого допустимы лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.

Политико-правовое учение Гроция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Вслед за Тацитом Гроций считал, что "на самом деле наибольшую важность представляет вопрос о том, что предпочтительнее – свобода или мир". И, судя по позиции Гроция, несомненное предпочтение при конфликте этих ценностей он отдает миру. Показательна в этой связи и его ссылка на выразительное суждение Фавония о том, что "гражданская война хуже незаконного правления".

Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. "Невозможно, – подчеркивал он, – не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, так соблюдая границы права и добросовестности".

Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: "по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки". Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение". К справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества.

Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций, "обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету". Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и за ее последствия.

В целом для всего учения Гроция о войне и мире весьма характерен миротворческий пафос. Показательны в этой связи и его суждения о том, что "войны ведутся ради заключения мира" и что мир является "конечной целью войны".

Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.

Огромный вклад Гроция в разработку новой светской доктрины права международного общения дало основание для именования его "отцом международного права".

Существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского "юридического мировоззрения" оказало учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права.

Гуго Гроций

Гуго Гроций (1583-1645) - выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей школы естественного права. Гроцию суждено было с самого раннего возраста возбуждать всеобщее удивление своими редкими способностями. О нем недаром говорили, что он родился взрослым. Восьми лет он уже сочинял латинские стихи, двенадцати - вступил в университет, в четырнадцать защищал к общему изумлению присутствующих ряд тезисов по юриспруденции, математике и философии. Шестнадцати лет он получил степень доктора в одном из французских университетов, а прежде чем написать что-нибудь крупное, он был уже известен как человек редких дарований, как "чудо из Голландии", как назвал его однажды французский король Генрих IV, которому он был представлен. Слава его предупредила славу его сочинений и предопределила их судьбу.

Г. Гроций - автор более 90 произведений. Его основной труд - "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625), в котором ученые всех стран находили систематическое изложение всех основных начал правоведения.

Учение о праве. Гроций являясь сторонником предложенного еще Аристотелем деления права на естественное и волеустановленное, считает, что в юриспруденции следует различать "естественную, неизменную часть" и "то, что имеет своим источником волю".

Естественное право при этом определяется как "предписание здравого ума". Согласно этому предписанию то или иное действие - в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека - признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

Позитивное (волеустановленное) право вытекает из естественного права и является правом постольку, поскольку не противоречит естественному праву. Позитивное право является средством реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении. "Право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь".

Учение о государстве. Гроций является сторонником теории общественного договора. По его мнению, при переходе от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности).

Положение о том, что люди принуждаются своего рода силой к соблюдению справедливости, подчеркивает он, "относится только к тем установлениям и законам, которые должны способствовать осуществлению права на деле; так что многие сами по себе слабые, желая избегнуть угнетения со стороны более сильных, чем они, объединяются для установления и соблюдения общими силами правосудия, чтобы, не будучи в состоянии порознь равняться силами с могущественными, одолеть их сообща". Только в таком смысле, подчеркивал Гроций, можно признать правильным изречением: "право есть воля сильнейшего". По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В этом состоянии отсутствовала частная собственность, люди пребывали в "великой простоте", находились между собой "в некоей чрезвычайной взаимной приязни" и пользовались "общностью имущества". Появление частной собственности, необходимость её защиты привели к тому, что "люди объединились в государство". Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческим установлением, хотя оно и было, потом одобрено богом как благодетельное для человечества. "Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

Сущность государства состоит в том, что это - власть, действия которой не подчинены никакой другой: власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (как "совершенный союз"), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц.

Форма правления не имеет существенного значения: "народ может избрать любой образ правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки зрения осуществления в нем воли людей". Вместе с тем очевидны как его отрицательное отношение к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), так и предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления.

Гроций не отрицает саму возможность суверенитета народа (принадлежности ему верховной власти), однако, в своих трудах опровергал, что "верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей властью, следует низлагать и карать".

Права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. Гроций допускает право подданных на сопротивление властям, но лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.

Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: "по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки". Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение".

Гуго Гроций (1583-1645) - один из ранних творцов "юридического мировоззрения" Нового времени. Он внес огромный вклад в становление современной доктрины международного права, в формирование основ новой рационалистической философии права и государства.

В основе всего подхода Гроция лежит идея справедливости как необходимого признака права. "Ибо право , - замечает он, - здесь означает не что иное, как то, что справедливо, при этом преимущественно в отрицательном, а не в утвердительном смысле, так как право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом" [ Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956. С. 68.].

Вслед за Аристотелем Гроций делит право на естественное и волеустановленное . "Наилучшее деление права в принятом значении, - отмечает он, - предложено Аристотелем, согласно которому, с одной стороны, есть право естественное, а с другой - право волеустановленное, которое он называет законным правом, употребляя слово "закон" в более тесном смысле. Иногда же он называет его установленным правом. То же различие встречается у евреев, когда они выражаются точно, называя право естественное "митсвот", а право установленное "кукким", причем первое слово евреи-эллинисты передают греческим словом " справедливость ", а второе - греческим словом "повеление" [Там же. С. 71.].

Естественное право определяется им как "предписание здравого разума" [Там же.].

Внутригосударственное право характеризуется Гроцием как право, которое исходит от гражданской власти. Это - так называемое позитивное право (гражданские законы). Государство при этом определяется как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы" [Там же. С. 74. ]. Речь, следовательно, идет о договорной концепции государства . ". Матерью же внутригосударственного права, - пишет он, - является само обязательство, принятое по взаимному соглашению, а так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права" [Там же. С. 48. ]. Сам принцип соблюдения договоров (в том числе и договора об установлении государства и, следовательно, также государственных законов) диктуется естественным правом, ибо, замечает Гроций, необходимо, чтобы между людьми существовал какой-нибудь порядок взаимных обязательств.

Естественное право выступает у Гроция в качестве необходимой основы для учения о внутригосударственном праве в виде научной системы . Внутригосударственное право изменчиво во времени и различно в разных местах (сообществах). И только благодаря учению о естественном праве, которое образует "естественную, неизменную часть юриспруденции" [Там же. С. 52. ], можно, по мысли Гроция, придать юриспруденции форму и характер научной, собственно теоретической дисциплины.

С естественноправовых позиций Гроций признает право подданных сопротивляться противоправным действиям властей: "все по природе имеют право противиться причинению им насилия" и поэтому "не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву и божественным заповедям" [Там же. С. 159.].

При исследовании права войны и мира Гроций отмечает, что война как таковая не противоречит естественному праву: "по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки" [Там же. С. 50. ]. Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивает, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение" [Там же. С. 68. ].

Гроций обосновывал необходимость формирования нового типа мирового сообщества , основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка , добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной пословице отражена сущность права. Я целиком и полностью согласна с латинской пословицей. Как красиво сказано, вдумайтесь: право-искусство добра и справедливости. Вот именно добра и справедливости, а значит, право существует в нашем обществе в тесной связи добра и справедливости. Право без добра и справедливости не существует, так как право, судя по римской пословице, несет в себе и добро, и справедливость. Следовательно, и люди, живущие в обществе, которые соблюдают нормы права- это добрые и справедливые. Но скажу, что понятие справедливость - относительное. Абсолютной справедливости нет или ее встретить нельзя. Но тем не менее существуют различные виды наказаний, которые действуют в государстве в зависимости от степени нарушения правовых норм.

А что же такое право? Право- это совокупность общеобязательных, общепринятых норм, установленных или санкционированных государством правил поведения, обеспеченные его принудительной силой и отраженные в источнике права. Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определенный круг отношений -отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам( подинститутам) Существует около 30 отраслей права. Я укажу самые главные: гражданское, административное, уголовное, конституционное, семейное, трудовое и другие.

Я полагаю, что право, как и любое другое искусство: музыка, театр, литература, кино и т.д. требует колоссальных усилий, стараний от создателя, так как это определение правил(норм) поведения человека в обществе и объективное наказание за их нарушение.

Проблема права актуальна и по сей день в условиях правового государства. Право должно выполнять свои функции. В данной пословице отражена сущность права.

На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что право должно быть основано на принципах морали, в том числе на добре и справедливости.

"Право - это искусство добра и справедливости" (изр. римского права)

В данном высказывании поднимается проблема сочетания в праве беспристрастного и гуманного отношения к людям. Смысл высказывания заключается в том, что право должно выполнять свои функции, но при этом не унижать человеческое достоинство.

Я полностью согласна с данным высказыванием. Право представляет собой совокупность норм и правил, которые регулируют отношения людей в обществе. Правовые нормы устанавливаются государством, закрепляются в правовых актах и обеспечиваются государственным принуждением. За нарушение правовых норм следует наказание. Как правило, оно зависит от тяжести совершенного правонарушения. По законам РФ мера ответственности устанавливается только компетентными органами (судом, например) и при наличии доказательств вины. И цель применяемых санкций - не унизить правонарушителя, не заставить его страдать, а удержать в будущем от преступлений и сохранить общественный порядок.

Но на практике данный принцип справедливости и гуманности права не всегда выполняется. В истории нашей страны, к сожалению, были периоды, когда ни о какой справедливости в сфере права и судебной системе не было и речи. Например, время сталинских репрессий в 1930-е годы. Людей приговаривали к высшей мере наказания без суда и следствия за самые незначительные проступки. Часто страдали невинные люди.

Таким образом, в данном высказывании содержится истинный смысл права, тот идеал, к достижению которого должно стремиться каждое государство.

"Право - это искусство добра и справедливости" (изречение римского права)

Смысл данного высказывания состоит в том, что право должно выполнять свои функции, но при этом не унижать человеческое достоинство.

На мой взгляд, в данном высказывании совершенно точно отражена вся сущность права. Итак, рассмотрим проблему с теоретической точки зрения. Право-это совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Нормы права устанавливаются государством, они закреплены в правовых актах и поддерживаются силой государственного принуждения. За невыполнение норм права грозит наказание, которое зависит от тяжести совершенного преступления. По законам РФ мера ответственности назначается только компетентными органами и только при наличии доказательств вины. Цель права - не унизить правонарушителя, а удержать в будущем от преступлений и сохранить общественный порядок.

В дополнение к теоретическим доводам можно привести ряд конкретных, фактических примеров. Например, в истории нашего государства не всегда совершался справедливый, честный суд над гражданами. Во время сталинских репрессий множество людей были приговорены к высшей мере наказания за незначительные проступки. Пострадало много людей.

Обращаясь к личному опыту, могу вспомнить ситуацию, которая недавно произошла с моим соседом. Он, нарушив права, припарковал машину в неположенном месте, за что должен был понести административное наказание и выплатить штраф. Этот жизненный урок, как мне кажется, оказал большое влияние на соседа и в будущем он не станет больше совершать правонарушения, что является целью права.

Таким образом, могу сделать вывод, что право играет огромную роль в жизни современного человека. В данном высказывании содержится истинный смысл права, к достижению которого должно стремиться каждое государство.

"Право - это искусство добра и справедливости" (изр. римского права)

Автор в данном высказывании затрагивает идею осуществление добра и справедливости через право. Смысл высказывания римского права я вижу в том, что всякое добро и справедливость содержат в себе черты права.

Я не могу не согласиться с мнением автора. Ведь действительно нормы права включают в себя принципы добра и справедливости. Но чтобы в этом разобраться дадим определения понятиям. Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми распределение благ, наград и наказаний. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Из определений следует, что добро и справедливость регулируют связь между людьми, а нормы регулирующие отношения, в принципе, и есть право.

Так, например в России действует принцип гуманизма и справедливости. Всё это определено в Конституции РФ. Данные принципы означают регулирование общественных отношений посредством достойного и уважительного отношения к человеку, причем отношение это ко всем одинаковое, равное, означающее, что, например, за содеянное правонарушение человек должен быть наказан соразмерно причиненному им вреду. Примером проявления данных принципов является история, случающаяся с учениками, которые курили сигарету близ здания школы. По закону ему полагается административный штраф за совершенное деяние. Но в силу совершения данного правонарушения в первый раз и факта его несовершеннолетия, он получил выговор со стороны правоохранительных органов.

А пример отсутствия вышеназванных принципов можно увидеть в книге А.Рыбакова. Главного героя, Сашу Панкратова, отправляют в ссылку в Сибирь лишь из-за стихотворения, размещенного в газете, редактором которой он является. Даже отсутствие вины не мешает следователю назначить столь строгое наказание, не соответствующее случившемуся.

Вообще, право играет огромную роль в жизни современного человека. Люди ориентируются на положения правовых норм. И если в этих нормах будут принципы добра и справедливости, то эти понятия отложатся и в сознании людей.


"Право - это искусство добра и справедливости" (изречение римского права) Смысл данного изречения заключается в том, что благодаря праву в обществе существует добро и справедливость, тем самым поднимается проблема сущности права. Право, согласно данному утверждению, несет в себе добро и справедливость.

Ведь, как известно, нормы права основаны в том числе и на нормах морали, что в свою очередь включает добро. Конечно, понятие справедливости довольно размытое, и его трудно прописать для каждого конкретного случая, однако для этого есть различные виды разрешения споров и различные наказания, как раз для вариации в зависимости от ситуации.

Так что же такое право? Право - это совокупность общеобязательных норм, установленных и санкционированных государством, обеспечиваемых его принудительной силой и закрепленных в письменной форме. Право подразделяется на отрасли, подотрасли и институты. Функции права: регулятивная, предупредительная, охранительная. Признаки права: письменная форма, устанавливается государством, поддерживается силой государственного принуждения, если человек нарушил закон, то он несет юридическую ответственность (применяются меры государственного принуждения). Вид и степень наказания определяется по справедливости в зависимости от тяжести совершенного правонарушения. Право, как и любое искусство, требует огромных усилий от своего создателя, ибо здесь решается не субъективный вопрос красоты, а объективное наказание и определение правил поведения людей в обществе.

Пример, подтверждающий истинность данного изречения, можно найти в Уголовном кодексе РФ. Так, к принципам уголовного права он относит такой принцип, как принцип справедливости. Принцип справедливости означает что, лицо совершившее преступление, должно быть наказано в соответствии со степенью неблагоприятных последствий и с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Например, статья 158 УК РФ предусматривает наказание от штрафа от 200 000 рублей до лишения свободы до 10 лет со штрафом до 1 миллиона рублей.

Таким образом, данное римское юридическое изречение будет актуально до тех пор, пока будет существовать право.

Смысл данного изречения заключается в том, что благодаря праву в обществе существует добро и справедливость, тем самым поднимается проблема сущности права. Право, согласно данному утверждению, несет в себе добро и справедливость. И соответственно, люди, соблюдающие нормы права, должны выглядеть добрыми и справедливыми.

Я полностью согласен с римским изречением. Ведь как известно, нормы права основаны, в том числе и на нормах морали, что в свою очередь включает добро. Конечно понятие справедливости размытое и его трудно прописать для каждого конкретного случая в праве, однако для этого есть различные виды разрешения споров и различные наказания, как раз для вариации в зависимости от ситуации. Так что же такое право? Право - это совокупность общеобязательных норм, установленных и санкционированных государством, обеспечиваемых его принудительной силой и закрепленных в письменной форме. Право подразделяется на отрасли, подотрасли и институты.

Функции права: регулятивная, предупредительная, охранительная. Признаки права: письменная форма, устанавливается государством, поддерживается силой государственного принуждения,

Если человек нарушил закон, то он несет юридическую ответственность (применяются меры государственного принуждения). Вид и степень наказания определяется по справедливости в зависимости от тяжести совершенного правонарушения.

Право, как и любое искусство требует огромных усилий от своего создателя, ибо здесь решается не субъективный вопрос красоты, а объективное наказание и определение правил поведения людей в обществе. Пример, подтверждающий истинность данного изречения можно найти в Уголовном кодексе РФ.

Так к принципам уголовного права он относит такой принцип как справедливости. Принцип справедливости означает что, лицо совершившее преступление, должно быть наказано в соответствии со степенью неблагоприятных последствий и с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Например статья 158 УК РФ предусматривает наказание от штрафа от 200 000 рублей до лишения свободы до 10 лет со штрафом до 1 миллиона рублей.

Но право ведь еще и исправляет человека. 70% осужденных к лишению свободы, больше никогда в жизни не совершают преступления, соответственно можно сделать вывод о том, что право воспитывает в них добро. Таким образом, данное римское юридическое изречение будет актуально до тех пор, пока будет существовать право. ИНТЕРНЕТ помог

Читайте также: