Дж джей писал что правовое право

Обновлено: 16.05.2024

Возможности использования сравнительного правоведения для решения практических задач политики и права были раскрыты в очерках, написанных А. Гамильтоном, Дж. Мэдисоном и Дж. Джеем в защиту проекта Конституции США 1787 г. Эти очерки публиковались под названием "Федералист" в ряде нью-йоркских газет с октября 1787 г. по май 1788 г.

И в первом из них была четко определена их цель: доказать, что от принятия Конституции зависит существование Союза, безопасность и благополучие входящих в него частей, судьба новой нации .

См.: Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. М., 2000. С. 29 (Очерк N 1).

Авторы "Федералиста" раскрывали преимущества нового государственного устройства, широко применяя сравнительно-правовые материалы, включающие описания государств Древней Греции и Древнего Рима, современных государств - Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Нидерландов, Польши, Швейцарии, а также первоначальных тринадцати североамериканских штатов, образовавших Союз. Эти материалы содержали "немало полезных уроков". Из них можно было извлечь пользу, без уплаты той цены, которую пришлось платить другим .

Там же. С. 48 (Очерк N 5).

Так, доказывая необходимость прочного союза, А. Гамильтон писал: "Нельзя читать историю крошечных республик Греции и Италии, не испытывая ужаса и отвращения по поводу безумия, непрерывно охватывавшего их, и следовавших в быстрой последовательности революций. В результате эти республики находились в состоянии постоянных потрясений между крайностями тирании и анархии" .

Там же. С. 72 (Очерк N 9).

Следуя предложенной Монтескье классификации государств на демократические, аристократические и деспотические, авторы "Федералиста" неизменно подчеркивали огромное разнообразие государственного устройства, обусловленное, как отмечал Дж. Мэдисон, в основном различным и неравным распределением собственности: "Те, кто ею владеет, и те, у кого ее нет, всегда составляют в обществе группы с противоположными интересами. Те, кто является кредиторами, и те, кто состоит в должниках, равным образом противостоят друг другу. У цивилизованных народов необходимо возникают интересы земледельцев, интересы промышленников, интересы торговцев, интересы банкиров и многих других меньших по значению групп, разделяя общество на различные классы, которыми движут различные чувства и взгляды. Урегулирование этих многообразных и противостоящих интересов и составляет главную задачу современного законодательства, неизбежно окрашивая партийным и групповым духом все необходимые и повседневные действия правительства" .

Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. М., 2000. С. 80, 81 (Очерк N 10).

Существованию правительств угрожали многие силы. Поскольку их невозможно "истребить", спасение следует искать в средствах, которые могут умерить их действие. Именно эту задачу и решала Конституция, ставя высокую цель: обезопасить общественное благо и права личности. и в то же время сохранить дух и форму народного правления" .

Там же. С. 82 (Очерк N 10).

Прежде всего необходимо было сдержать центростремительные тенденции, которые разрушали единство Союза и были вызваны к жизни любовью к власти некоторых политиков . О том, к каким разрушительным последствиям может привести неспособность обуздать эту страсть, свидетельствовала судьба Польши, отданной по вине местных суверенов "на милость" могущественных соседей .

Там же. С. 116 (Очерк N 15).

Там же. С. 139 (Очерк N 19).

Вторая основная задача Конституции заключалась в защите нации от деспотизма. Как показывал опыт всех государств, необходимо было использовать меры защиты, способные отвести угрозы посягательств. Так, честолюбию следовало противопоставить честолюбие, интересы одних ведомств интересам других. Как отмечал Дж. Мэдисон, "эту игру на противоположных и соперничающих интересах, за недостатком лучших побуждений, можно проследить на всей системе человеческих взаимоотношений, частных, равно как и общественных" .

Там же. С. 347 (Очерк N 51).

Поэтому проект Конституции США заложил основы представительной республики, где носители исполнительной ветви власти были строго ограничены как в объеме, так и в сроке своих полномочий. Была ограничена и численность законодательного собрания: она была достаточно большой, "чтобы чувствовать все страсти, владеющие толпой", и вместе с тем не столь великой, чтобы сделать невозможным осуществление тех целей, "какие внушают эти страсти, средствами, предписываемыми разумом" .

Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. М., 2000. С. 333 (Очерк N 48).

Особое значение в этом государственном строе придавалось судам. Они были наделены властью толковать и определять истинный смысл и действие законов . По убеждению А. Гамильтона, суды должны были осуществлять также функции конституционного надзора: "Конституция является и должна рассматриваться судами как основной закон. Они должны определять ее значение, как и значение любых конкретных актов, исходящих от законодательного органа. Если при этом возникают непримиримые противоречия между ними, следует отдавать предпочтение высшим обязательствам, которые и имеют силу, или, другими словами, конституцию следует ставить выше статута, намерение народа выше намерений его представителей" .

Там же. С. 158 (Очерк N 22).

Там же. С. 505 (Очерк N 78).

Авторы "Федералиста" не стремились создать какую-либо теорию государства и права. Более того, анализируя механизмы практического воплощения механизмов власти, они подчеркивали условность любых классификаций. В связи с этим примечательно следующее высказывание Дж. Мэдисона: "Вековой опыт, накопленный трудами просвещеннейших законодателей и правоведов, не послужил разграничению ряда предметов и разнесению их по темам или иным кодексам и судам. Даже в Великобритании, где точность в такого рода делах соблюдается с большим тщанием, нежели в любой другой стране, так и не установлены ясно и окончательно четкие границы общего права, статутного права, морского права, церковного права, корпоративного права и других местных прав и обычаев" .

Там же. С. 241 (Очерк N 36).

Обосновывая отказ от универсальных конструкций, авторы "Федералиста" подчеркивали, что многие термины, используемые в исследованиях, отличаются условностью и даже "вопиющей неточностью" , что "приливы", наблюдаемые в человеческих делах, различаются по длительности, силе и направлению и редко повторяются .

Там же. С. 254 (Очерк N 39).

Там же. С. 426 (Очерк N 64).

Но вместе с тем они призывали изучать политику и законы других государств , а также законы отдельных штатах , указывая, что без этих знаний правительство не может действенно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику.

Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. М., 2000. С. 361 (Очерк N 53).

Поскольку при создании государства люди частично отказались от природных прав и свободы, передав их обществу в целом, гарантом естественных прав и свобод выступает государство, издающее законы, снабженные определенными санкциями. Локк считал, что государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.

Он писал, что свобода людей в условиях существования системы правления заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека.

Локк обосновал необходимость естественных прав, выражающих основные требования буржуазии в области права (свобода, равенство, собственность), и это принесло ему славу основателя либерализма; а исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола власти, обоснование разделения властей поставило философа в первые ряды теоретиков парламентаризма; но еще важнее, что стремление ограничить деятельность государства охранительными функциями положило начало идеям правового государства, которые мировое сообщество стало реализовывать только с XX века, то есть Локк значительно опередил свое время.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 226. Гражданские процессуальные права иностранцев и лиц без гражданства. Исполнение решений и поручений иностранных судов в гражданском процессе.

Вопрос 226. Гражданские процессуальные права иностранцев и лиц без гражданства. Исполнение решений и поручений иностранных судов в гражданском процессе. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее – иностранные

Вопрос 318. Ограничение свободы. Арест. Лишение свободы на определенный срок (понятие, содержание, сроки; виды исправительных учреждений). Пожизненное лишение свободы.

Вопрос 318. Ограничение свободы. Арест. Лишение свободы на определенный срок (понятие, содержание, сроки; виды исправительных учреждений). Пожизненное лишение свободы. Ограничение свободы(ст. 53 УК).Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих

60. Воззрения Дж. Локка на государство

61. Воззрения Дж. Локка на разделение властей

61. Воззрения Дж. Локка на разделение властей Дж. Локк разработал учение о разделении властей. Доктрина гласит, что следует различать три ветви власти: исполнительную, законодательную, союзную (федеративную), последней подведомственны вопросы внешней политики. Судебную

93. Воззрения ученых российской школы возрожденного естественного права

93. Воззрения ученых российской школы возрожденного естественного права Школа возрожденного естественного права, которая в виде отдельного направления существовала только в России, базировалась на идеях юснатурализма и договорной или договорно-правовой концепции.В

1.2. Понятие и сущность свободы совести и свободы вероисповедания как комплексного межотраслевого института российского права

1.2. Понятие и сущность свободы совести и свободы вероисповедания как комплексного межотраслевого института российского права Научное знание о сущности института права в государственно-правовой доктрине обеспечивает возможность сформулировать понятие и дать

1.4. Место и роль правового института свободы совести и свободы вероисповедания в системе права

1.4. Место и роль правового института свободы совести и свободы вероисповедания в системе права Гражданское общество представляет собой открытое, демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность, которому

Гражданские (личные) права человека и гражданина

Гражданские (личные) права человека и гражданина Гражданские (личные) права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Они необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, частной жизни и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству РФ:? право на

а) Права гражданские общие.

а) Права гражданские общие. 1) Никто без суда наказан быть не может.2) Никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого, но по закону, определяющему род службы по состояниям.3) Всякий может приобретать собственность движимую и недвижимую и располагать ею по

б) Права гражданские особенные.

б) Права гражданские особенные. 1) Быть изъятым от общей очередной службы, но не быть однакоже свободным от особенной службы, которая на известные состояния особенно положена законом.2) Иметь право приобретать недвижимую собственность населенную, но управлять ею не иначе,

СТАТЬЯ 29. Права лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи

СТАТЬЯ 29. Права лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)Лица,

105. Личные (гражданские) права и свободы по Конституции Российской Федерации

105. Личные (гражданские) права и свободы по Конституции Российской Федерации Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него.Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от

18. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

18. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ Основные права и свободы – это закрепленные Конституцией Российской Федерации неотчуждаемые и наиболее важные права и свободы человека и гражданина.Личные (гражданские) права

§ 29. Гражданские права

§ 29. Гражданские права Содержание норм о правах и свободах человека целесообразно анализировать на основе Всеобщей декларации прав человека, которой, как уже было сказано, полностью соответствует Конституция РФ.Статья 1 Декларации объявляет всех людей свободными и

§ 40. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних

§ 40. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних Бабушка подарила одиннадцатилетнему внуку Феде дом в своем родном поселке. Нашлись нечестные люди, которые тайком от родителей Феди предложили ему продать дом, с точки зрения

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

В период с XVI-XVII веков основной темой философии была проблема власти и государственного устройства. Как известно, как раз в это время в Англии произошли революции и гражданская война. Самые известные английские философы того времени — Томас Гоббс и Джон Локк. Проблема власти, генезиса и сущности государственности в эпоху возникновения национальных государств в Европе, укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов, в Англии в период революции и гражданской войны стояла особенно остро. Развитие моральной и гражданской философии, или философии государства, привлекло внимание этих философов. Несомненно, на взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка, как и многих других, большое влияние оказала гражданская революция XVII в. Учения и идеи этих мыслителей сыграли важную роль в истории философского знания. Политические взгляды Гоббса и Локка послужили толчком для развития политической мысли эпохи Просвещения.

Актуальность. Политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка оставила заметный след в историко-правовой мысли. Несмотря на то, что учения этих философов имеют историческую связь с эпохой, в которую они были сформулированы, интерес к ним не пропадает и по сей день.

Концепция Гоббса об абсолютной государственной власти

Концепция Гоббса об абсолютной государственной власти ценна как открытое и ясное выражение очень характерной для определенного типа идеологии идеи о фундаментальном достоинстве государства. Его представители считают, что государство обладает этим достоинством, если оно надежно защищает (в принципе, любыми средствами) желаемый ими порядок общественных отношений. Сторонники политического абсолютизма либо игнорируют такие кардинальные вопросы, как становится ли государство самодержавной силой, чуждой противостоящему ему обществу, подотчетно ли оно обществу, построено ли государство и функционирует ли оно на демократических и правовых принципах, либо относятся к ним как к несущественным и отодвинутым на второй план.

Хотя Гоббс полностью подчиняет индивида абсолютной власти государства, он все же позволяет ему сопротивляться воле суверена. Человек имеет право на восстание. Она открывается только тогда, когда суверен приказывает человеку убить или покалечить себя вопреки законам природы или защититься от нападения врагов. Защита своей жизни основана на высшем законе природы — законе самосохранения. Даже государь не должен преступать этот закон. В противном случае он рискует потерять власть.

Рассуждение Джона Локка о естественном праве

Вопрос о правительстве, который всегда волновал европейских мыслителей, начиная с Аристотеля, интересовал и Джона Локка. Однако он не отдавал особого предпочтения ни одной из уже известных или возможных форм правления. Его личные симпатии больше склонялись к ограниченной конституционной монархии, каковой и стала Англия после 1688 года.

Исследуя этот вопрос, Джон Локк рассуждает о том, как возникло человеческое общество и культура, какие законы управляют природой общества, какие функции выполняют искусство, наука, религия и право, и какую роль играет язык в становлении человека как социального существа.

Локк считает, что частная собственность существует изначально и не возникает на определенном этапе развития человеческого общества. Итак, отправной точкой для Локка является одна из основных посылок философии истории, которая уже была разработана идеологами английской буржуазной революции в середине XVII века.

Дж. Локк и его политико-правовые идеи

Как и Гоббс, Локк разработал в значительной степени индивидуалистическое понимание общественно-государственной жизни, широко используя концепции естественного и гражданского государства.

Локк, однако, полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотъемлемых индивидуальных свобод, баланса властей, законности восстания против тирана и т.д. Но, конечно, он не просто воспроизводил подобные идеи, высказанные другими до него. Локк развил их, модифицировал, добавил новые и объединил в целостную политико-правовую доктрину — доктрину раннего гражданского либерализма.

Основная цель государства — защита естественных прав человека, прав на жизнь, свободу и собственность. Люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь и свободу. При этом государство не обладает абсолютным произволом. По мнению Локка, общественный договор также предполагает ответственность государства перед своими гражданами. Если государство не выполняет свои обязанности перед гражданами, если государство нарушает свободу, граждане имеют право бросить вызов государству.

Государство отличается от других форм коллективности тем, что только государство воплощает в себе политическую власть, то есть право издавать законы для общего блага, регулировать и поддерживать собственность, а также право использовать силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от внешнего нападения.

Локк, в отличие от Гоббса, энергично развивает тему собственности и труда как неотъемлемых свойств естественного человека, которые должны прежде всего удовлетворять его основные потребности, без которых его жизнь была бы невозможна. Локк глубоко убежден, что собственность всегда присуща естественному человеку, неотделима, так сказать, от человеческого эгоизма.

Политические и правовые идеи
Т. Гоббса

Основным явлением, для объяснения которого работала социальная философия от античности до интересующей нас эпохи, было государство. Несмотря на преобладающее объединение понятий государства и общества, наиболее глубокие философы (Аристотель) не достигли полного отождествления этих понятий. Хотя концепция человеческого общества как особой реальности не была разработана ни в античности, ни в средние века, ее знакомые элементы появились с пониманием роли национальных, экономических и других факторов. Важность таких элементов возросла, когда философы задались целью объяснить природу государства через его происхождение. Спустя почти полтора века после Макиавелли Гоббс углубил свою попытку объяснить феномен государства на основе разума и оптики. Конечно, в восемнадцатом веке не существовало социально-исторического объяснения этого явления, но Гоббс разработал рационалистическое объяснение, основанное на дедуктивно-синтетической методологии.

Гоббсианская политическая теория была направлена против схоластических феодально-религиозных представлений о государстве и праве. Идеологически она была связана с обоснованием сильной власти (политического абсолютизма), способной сдержать революционные страсти и обеспечить прочный мир. В то время, когда крупная буржуазия и новая аристократия приходили к власти и боролись как с феодальными реакционерами, так и с революционной демократией, его теория была спроецирована в первую очередь для оправдания диктатуры буржуазной аристократии Кромвеля. Политическая и правовая доктрина Гоббса предполагала механистический материализм, детерминизм и деизм. Гоббс подчеркивал практическую и творческую направленность политической науки и считал, что понимание законов политической жизни должно служить искоренению кровопролития, насилия и войны, благу всех людей. Политическая и правовая доктрина Гоббса согласуется с теориями естественного права и договорного происхождения политической власти. Он связывал происхождение политической власти и государства с природой, с характеристиками человека как разумного, но в то же время глубоко эгоистичного существа, наделенного такими естественными страстями, как жажда власти, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Гроция, Гоббс считал самым важным качеством человека не стремление к общности, а эгоизм и индивидуализм. Люди в своем естественном состоянии не способны поддерживать мир из-за своих эгоистичных страстей, поскольку они сталкиваются с угрозой взаимного уничтожения.

Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка

Теории договорного происхождения государства придерживались многие философы эпохи Просвещения, так идеи Т. Гоббса были дополнены Дж. Локком.

У Гоббса предшествующее состояние обосновывается в более категоричной форме и проще, как неизбежное столкновение множества человеческих индивидов, а согласно Локку, предшествующее состояние — это состояние полной свободы, но оно имеет три недостатка:

Государство, утверждал Локк, было создано путем преодоления недостатков естественного состояния. Это произошло благодаря общественному договору.

Гоббс критиковал концепцию разделения властей в государстве, а Локк предложил разделение государственной власти и выделил три ветви: законодательную, исполнительную и федеральную.

Таким образом, несмотря на то, что Локк развил идеи Т. Гоббса, можно заметить много различий в их взглядах. Тем не менее, политические и правовые взгляды этих ученых очень весомы и имеют большую эпистемическую ценность по сей день.

Заключение

Сравнивая политические и правовые взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка, можно увидеть много различий. Локк был основателем такого философского направления, как эмпиризм, идея которого заключалась в том, что все знания получаются из наших органов чувств, в то время как Гоббс основывался на материализме.

Оба философа придерживались теории договорного происхождения государства, но естественное состояние было разным. Для Гоббса это была война всех против всех, а для Локка — состояние мира разумных людей. Локк считал, что государство преодолевает недостатки естественного состояния, позволяя людям осуществлять свои естественные права, в то время как Гоббс считал иначе, а именно, что люди могут осуществлять свои естественные права на благо суверена.

Гоббс критиковал концепцию разделения властей, а Локк, напротив, считал, что для обеспечения триады естественных прав человека необходимо разделение государственной власти.

Список литературы

Государственное право Гоббс Локк

Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVII веков / В. В. Соколов. — М.: Высшая школа. — 2003.

Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма. — 2007.

Кузнецов, В.Н. Европейская философия в XVIII веке / В.Н. Кузнецов. М. : Академический проект. — 2006.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

© 2009-2010 Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Примерная тематика рефератов
    • Библиографический список
    • Тема 1. Предмет и методы истории политических и правовых учений
    • Тема 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока
    • Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
    • Тема 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме
    • Тема 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века
    • Тема 6. Политико-правовые идеи философов Арабского Востока и поэтов-мыслителей Востока
    • Тема 7. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
    • Тема 8. Политические и правовые учения в Голландии, Англии и Германии в XVII–XVIII вв.
    • Тема 9. Политические и правовые учения французских просветителей и утопистов XVIII в.
    • Тема 10. Консервативные политические и правовые учения во Франции и Германии конца XVIII – начала XIX вв.
    • Тема 11. Политические и правовые учения классиков немецкой философии
    • Тема 12. Либеральные и социальные политические и правовые учения в Западной Европе первой половины XIX в.
    • Тема 13. Политические и правовые концепции социалистов-утопистов в Западной Европе в первой половине XIX в.
    • Тема 14. Европейская политико-правовая мысль во второй половине XIX в.
    • Тема 15. Национально-освободительная политическая мысль западных и южных славян в ХIХ в.
    • Тема 16. Политико-правовая идеология марксизма и большевизма
    • Тема 17. Политическая мысль в Соединенных Штатах Америки периода Войны за независимость
    • Тема 18. Политическая и правовая мысль Древнерусского государства
    • Тема 19. Политические и правовые идеи в Русском централизованном государстве в XV–XVII вв.
    • Тема 20. Политические и правовые учения в России в XVIII в.
    • Тема 21. Политические и правовые учения в России в первой половине XIX в.
    • Тема 22. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – начале XX вв.
    • Тема 23. Политико-правовые взгляды мыслителей Русского зарубежья
    • Тема 24. Современные политические правовые идеи

    План

    1. Общая характеристика периода борьбы за независимость
    2. Политические взгляды федералистов. А. Гамильтон
    3. Буржуазно-демократические и политические идеи Т. Джефферсона и Т. Пэна

    1. Общая характеристика периода борьбы за независимость

    Идеи Просвещения начали получать реальное воплощение в Америке в конце XVIII в. В отличие от Французской революции, причиной североамериканской революции были не экономический гнет или социальное ущемление, а вмешательство государства (Англии) в гарантированные законом права. Речь шла, прежде всего, о нарушении права, закрепленного в британском Обычном праве, на основании которого колонисты могли выступить против короля, если он нарушал закон, что по их убеждению и произошло.

    После победы в войне за независимость, при обсуждении проекта Конституции в среде политической элиты США возникают два течения, вошедшие в историю под названием федералисты и республиканцы. Федералисты во главе с А.Гамильтоном стремились создать сильное централизованное правительство с главенством общенациональных интересов. Их противники добивались ограничений полномочий центра, усиления власти штатов и местного самоуправления, поскольку опасались, что концентрация власти приведет к замене демократии аристократией. Лидером республиканцев стал Т.Джефферсон. Спор федералистов и республиканцев, по сути, был спором о будущей форме государственного устройства США. Федералисты отстаивали английскую модель государства, а республиканцы выступали за демократическое развитие Америки.

    2. Политические взгляды федералистов. А. Гамильтон

    Александр Гамильтон (1757-1804гг.) родился на острове Невис (Виргинские острова). Его родители хотя и относились к местной аристократии, но были бедны и не смогли дать детям образования. С 11 лет Гамильтон зарабатывал на жизнь, служа приказчиком. В 1772 г. приехал в Нью-Йорк, c 1774 по 1775 г. на средства спонсоров обучался в Королевском колледже (будущий Колумбийский университете) Нью-Йорка. После окончания занимался юридической практикой, а с началом Войны становится ее активным участником. Быстро прошел путь от артиллериста до адъютанта Вашингтона. В 1782-1783 гг. и 1787-1788 гг. - член Конгресса, участвовал в работе Конституционного конвента. В 1789-1895 занимал пост министра финансов. Умер от ранения, полученного на дуэли.

    Наиболее полно взгляды Гамильтона были изложены в выступлениях на Конституционном конвенте, а также в сборнике статей "Федералист".

    Государство.

    А.Гамильтон был сторонником элитистского подхода[1]к политике и считал, что общество разделено на две группы: избранная элита (богатые и родовитые) и большинство (основная масса народа).

    По мысли Гамильтона законодательная власть должна представлять собой двухпалатный парламент, где верхняя палата (сенат) должна быть ключевой. Сенаторы избираются пожизненно, а нижняя палата избирается на три года прямыми выборами, участие в которых принимают все белые мужчины.

    Фактически Гамильтон был сторонником республики с олигархической формой правления, от наследственной конституционной монархии модель власти Гамильтона отличало только два момента: ее выборный характер и возможность импичмента. Поэтому такой проект с чрезмерной концентрацией власти в руках правителя (он являлся верховным главнокомандующим, имел право назначения должностных лиц, абсолютного вето, ему полагалось огромное жалованье и т.д.) не получил поддержки в ходе составления конституции. Однако Гамильтону удалось реализовать свой другой проект – необходимость судебного конституционного контроля.

    Функция контроля над соответствием законодательства конституции возлагалась на судебную власть, исходя из того, что конституция - высший закон, и все противоречащие ей законы должны быть признаны судом недействительными.

    3. Буржуазно-демократические и политические идеи

    Т. Джефферсона и Т. Пэна (Т. Пейна)

    К республиканцам обычно относят таких известных политических деятелей, как Б.Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пэн (Т.Пейн). По существу они являлись идеологами мелких собственников и отстаивали демократические завоевания.

    Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) родился в штате Виргиния в семье фермера. Получил образование в колледже, по окончании которого с 1767 занимался юридической практикой. В 1769-1774 гг. – член Виргинского законодательного собрания. В 1775-1776 гг. – член Континентального конгресса. В 1779-1881 гг. - губернатор Виргинии. Впоследствии Джефферсон занимал должность государственного секретаря в правительстве Дж. Вашингтона, был послом США во Франции, избирался вице-президентом в 1796 и дважды - президентом США (1800 и 1804). В 1809 г. по истечении срока президентских полномочий он ушел из политики и последние 17 лет жизни провел в своем имении в Виргинии. Там Джефферсон создал университет, где была образована и кафедра права. Умер он в день 50-летия подписания Декларации независимости США.

    Джефферсон отличался разносторонними интересами: знал шесть языков, занимался историей, философией, агрономией, геологией, был архитектором и писателем. Он учредил национальные метеорологическую и гидрологическую службы, основал библиотеку Конгресса.

    Государство. Государство - продукт общественного договора. Поэтому власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, исходя из естественно-правовой доктрины, Джефферсон обосновывал не только правомерность отделения штатов от Англии, но и право народа изменить или элиминировать (удалить) правительство, если оно нарушает принципы общественного договора.

    Разделение власти. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть разделены.

    Государство и церковь. Особое значение Джефферсон придавал религиозной терпимости, отделению церкви от государства. В 1786 г. его проект Статута о религиозной свободе стал законом в Виргинии. Закон утверждал не только религиозную свободу, но также право на свободомыслие.

    В Декларации среди неотъемлемых прав отсутствовало право частной собственности, т.к. идеолог Декларации Т. Пейн относил частную собственность к приобретенному, а не естественному праву.

    Наиболее последовательным представителем буржуазно-демократического направления в политической мысли США периода борьбы за независимость был Томас Пэн (Пейн) (1737–1809 гг.). Выходец из бедной фермерской английской семьи, он в 1774 г. эмигрировал в Америку, где очень быстро выдвинулся в среде борцов за независимость колоний.

    Т. Пэн принимал активнейшее участие в освободительной войне волонтером в рядах революционной армии и выступал в печати против Англии, пропагандируя идею независимости. В 1781 г. он участвовал в делегации, ведшей от имени восставших колоний переговоры с французским правительством об оказании помощи в борьбе против Англии.

    Государство.

    Форма государства. Во всей своей деятельности и в своих произведениях Т. Пэн выступает как последовательный буржуазный демократ. Его политический идеал – это буржуазно-демократическая республика, суверенитет народа, всеобщее избирательное право. Он был страстным противником имущественного и других цензов, ограничивающих избирательные права граждан.

    В основе политических взглядов Т. Пэна лежало демократическое истолкование доктрины естественного права, которую он использовал для теоретического обоснования права угнетенных на восстание, на вооруженное сопротивление тирании.

    Он считал, что народ во все времена имеет присущее ему неотъемлемое право уничтожить любую форму правительства, которую он находит неподходящей. Т. Пэн последовательно проводит во всех своих работах мысль о правомерности народных революций против тиранических правительств.

    Исходя из тезиса, что все люди рождаются равными, обладающими одинаковыми и неотчуждаемыми естественными правами, Т. Пэн считает естественные права человека единственным источником и основанием его гражданских прав, возникающих из необходимости для него жить в обществе. Для Т. Пэна характерна трактовка правительства как политического учреждения, возникающего на базе общественного договора людей в интересах охраны их гражданских прав и свобод. Если бы не было этой необходимости, если бы все люди руководствовались в жизни принципами нравственности, то не нужно было бы и правительства.

    Наилучшее правительство, по его мнению, то, которое осуществляет охрану гражданских свобод и безопасности с наибольшими выгодами для всех членов общества и с наименьшими издержками для них.

    Наиболее целесообразной формой политической организации общества в этой связи Т. Пэн считал демократическую республику.

    Оценивая политические и правовые взгляды Джефферсона и Гамильтона, необходимо отметить весьма существенный момент. Впервые идеи западноевропейских мыслителей были конкретизированы в Конституции и Декларации независимости. Так, в Декларации независимости закреплены развитые Джефферсоном идеи народного суверенитета и право народа на революцию, а взгляды Гамильтона, сложившиеся под влиянием Локка и Монтескьё, стали теоретической основой конституции США 1787 г.

    Читайте также: