Кто осуществляет оперативное управление войсками и силами

Обновлено: 04.07.2024

В военном управлении выделяют два вида управления: административно-хозяйственное и оперативное управление.

Административно-хозяйственное управление по своему содержанию и формам правового регулирования близко к другим сферам государственного управления и включает: организацию подготовки войск, их материально-техническое обеспечение, подбор и расстановку кадров, регулирование взаимоотношений между военнослужащими и т.п.

Оперативное управление является наиболее ярко выраженной особенностью военного управления - управления боевыми действиями войск (сил).

Управление боевыми действиями войск (сил) регламентируется боевыми уставами, а его содержание конкретизируется приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, боевыми приказами и распоряжениями. Правовое содержание управления боевыми действиями войск (сил) является предметом изучения оперативного права.

Основными принципами оперативного управления являются:

2) централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

3) твердость и настойчивость в реализации принятых решений;

4) оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки;

5) личная ответственность командиров за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения ими поставленных задач;

6) высокая организованность и творчество в работе командиров и штабов.

Управление войсками (силами) во всех звеньях должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым, обеспечивать постоянную боевую и мобилизационную готовность штабов и войск, эффективное использование боевых возможностей войск и успешное выполнение ими поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Основные организационно-правовые принципы военного управления:

1. Централизация руководства.

2. Единоначалие на правовой основе.

3. Воинская дисциплина.

Основные научные организационно-правовые принципы и принципы оперативного управления действуют в единстве и взаимосвязи, дополняя друг друга, создавая тем самым единую систему военного управления.

Органы военного управления и их система.

Военное управление - организационная, исполнительная и распорядительная деятельность специально учрежденных государством военных органов, представляющая собой целенаправленное управленческое воздействие на Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых предусмотрена военная служба, на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, воинских уставов и иных нормативных правовых актов по непосредственному руководству их жизнью, бытом и боевой деятельностью, в интересах успешного и эффективного решения поставленных перед ними учебных, учебно-боевых и боевых задач военными методами и средствами.

Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Управление Вооруженными Силами осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Минобороны России возглавляет и объединяет систему органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, которая создается применительно к основным звеньям организационной структуры Вооруженных Сил: центральные органы; органы управления военных округов, флотов, объединений, соединений, воинских частей; военные комиссариаты (территориальные органы военного управления); начальники гарнизонов, военные коменданты. К органам военного управления относят штабы. Все органы военного управления имеют определенную организационную структуру, соответствующую функциональным задачам, решаемым соответствующими командованиями.




Важное место в системе органов военного управления занимают постоянно действующие совещательные органы военного управления. К таким органам относятся коллегия Минобороны России и военные советы, создаваемые в видах и родах войск, военных округах, железнодорожных войсках, армиях, на флотах и во флотилиях.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Органы управления объединения, соединения и воинских частей функционируют непосредственно в объединениях, соединениях и воинских частях.

  • Оперативное командование — одна из организационных форм управления войсковыми соединениями в оперативном масштабе, которая представляет из себя постоянную или временную инстанцию командной иерархии, объединённую с войсковой группировкой для действий на определённом операционном направлении.

Связанные понятия

Штаб (от нем. Stab) — основной орган управления войсками (силами), предназначенный для руководства их повседневной и боевой деятельностью.

Отдельная армия (сокращённо: ОА) — отдельное формирование (отдельное оперативно-стратегическое объединение, армия) рода войск (сил) вида вооружённых сил (ВС) государства, предназначается для ведения самостоятельных стратегических операций, на отдельном операционном направлении, не входящая в состав фронта (группы армий (армейской группы), в мирное время — в состав военного округа (округа ПВО, флота), выполняющая задачи по предназначению самостоятельно.

Особый корпус — особое соединение Советской Армии ВС СССР, дислоцировавшееся на территории Венгрии с 1955 года по 1956 год (до образования Южной группы войск).

Организация войск (Организация сил) — структура вооружённых сил в целом и воинских формирований, обеспечивающее оптимальное сочетание их состава и численности, количества и видов вооружения и военной техники для поддержания высокой боевой готовности и способности успешно вести боевые действия.

Армия — оперативное объединение, в состав которого входит несколько соединений и отдельных частей различных родов войск и специальных войск. Предназначено для решения оперативных задач.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Воздушно-десантные войска (ВДВ) — самостоятельный род войск вооруженных сил, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов высокоточного оружия, срыву выдвижения и развертывания резервов, нарушению работы тыла и коммуникаций, а также по прикрытию (обороне) отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника.

Сухопу́тные войска́ — формирование (вид вооружённых сил (ВС)) многих государств мира, наряду с военно-морским флотом (силами) и военно-воздушными силами (флотом).

Войска управления, в военном деле России данный термин имеет следующие значения: часть войск сухопутных сил в ВС ФРГ.

Оперативная группа войск — временное оперативное (оперативно-стратегическое) объединение вооружённых сил, которое состоит из формирований одного или нескольких родов войск (иногда разных видов вооружённых сил), созданное для выполнения отдельных оперативных заданий самостоятельно или в составе высшего воинского формирования (фронта, группы армий) для действий на оперативном направлении или участке.

Объединенные силы обеспечения Германии (нем. die Streitkräftebasis) — один из видов вооружённых сил Германии, образован 1 октября 2000 года.

Главное командование ВВС США — объединение военно-воздушных сил США и орган оперативно-стратегического руководства группой армий и соединений, а также учреждениями на определенной территории в мирное время и на театре военных действий во время ведения боевых действий.

Армейский корпус (АК) — формирование, постоянное оперативно-тактическое объединение (корпус) в сухопутных войсках вооруженных сил различных государств, основу которого составляют моторизованные стрелковые (стрелковые, пехотные, моторизованные пехотные) соединения (дивизия, бригада), части и подразделения других войск.

Силы боевого и тылового обеспечения (англ. Force Troops Command) — структура в Британской армии, занимающаяся тыловым и боевым обеспечением сухопутных войск.

Список общевойсковых армий РККА (1941—1945) вооружённых сил Советского Союза, которые принимали участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны (Второй мировой войны).

Воздушно-десантная армия (сокращённо — ВДА) — объединение воздушно-десантных войск встречавшееся в вооружённых силах государств в прошедших исторических этапах.

Индийская армия (хинди भारतीय थलसेना) — один из трёх видов Вооружённых сил Индии, предназначенный для ведения боевых действий преимущественно на суше. Являются наиболее многочисленным и разнообразным по вооружению и способам боевых действий видом Вооруженных сил Индии. Предназначены для отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, защиты территориальной целостности и национальных интересов Индии.

Вооружённые силы Австро-Венгерской империи нем. Streitkräfte von Österreich-Ungarn — наименование в 1867—1918 годах общегосударственной военной организации Австро-Венгерской империи для обороны и защиты территориальной целостности Империи вооружённым путём.

Воздушно-десантные войска СССР — род войск Вооружённых Сил СССР, предназначался для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов высокоточного оружия, срыву выдвижения и развертывания резервов, нарушению работы тыла и коммуникаций, а также по прикрытию (обороне) отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника и выполнения.

Дислокация войск (сил) (фр. dislocation) — размещение (расквартирование) (главным образом в мирное время) вооружённых сил: частей, соединений (бригада, дивизия, корпус), военных учреждений сухопутных войск в отведённых для них местах на территории страны и за её пределами (в населённых пунктах, специальных военных городках, лагерях); распределение частей, соединений ВВС по аэродромам базирования (авиационным базам), кораблей ВМФ по портам и военно-морским базам. Также дислокацией может называться.

Армейская авиация (сокращённо — АА) — род войск в составе сухопутных войск (сил) вооружённых сил нескольких ведущих государств (США, Великобритании, Франции, Италии и других).

Для более чёткого руководства формированиями Украинская повстанческая армия (УПА) была разделена по территориальному принципу на четыре главных территориальных управления, называвшихся Генеральными военными округами (ГВО). Каждая Генеральная военный округа, за исключением УПА-Восток, в свою очередь, делилась на Военные округи (ВО).

Запа́сные армии (ЗапА, ЗА) — войсковые формирования (объединение, Армия), предназначенные для подготовки стратегических резервов и пополнений; существовали в Красной Армии в 1919 — 1921 годах.

Конная армия (КА) (ист.) — оперативно-стратегическое объединение Красной Армии (РККА), крупное подвижное формирование вооружённых сил (ВС) РСФСР.

Начальник штаба — должность в формированиях вооружённых сил (где она предусмотрена) некоторых государств и лицо находящееся на ней.

Командование тыловым районом группы армий (нем. Befehlshaber des rückwärtigen Heeresgebietes, сокращённо Berück) осуществляло управление тыловыми зонами военной юрисдикции каждой из трех групп армий вермахта с начала германского вторжения в Советский Союз в 1941 году до освобождения этих территорий.

Боевое авиационное командование (Air Combat Command) — главное авиационное командование Военно-воздушных сил Соединенных Штатов Америки. Именуется также как Авиационное боевое командование.

Вооружённые силы Советской России — вооружённые силы РСФСР как самостоятельного государства, в период 1918—1923 годов.

ВВС Киевского особого военного округа (ВВС КОВО) — оперативное объединение Военно-Воздушных сил РККА, состоящее из военно-воздушныз сил армий.

Соединение — воинское формирование, в состав которого входит несколько воинских частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также отдельных подразделений обеспечения и обслуживания.

Тактическая группа, ТГр — специальный военный термин означающий временное (сводное) формирование сухопутных войск, созданное на период выполнения боевой (учебной) задачи путём усиления роты, батальона, полка, бригады подразделениями, не предусмотренными их организационно-штатной структурой.

Управление войсками (силами) — целенаправленная деятельность командования (командующих, командиров, начальников), штабов и иных органов военного управления по поддержанию постоянной боевой и мобилизационной готовности войск (сил), подготовке их к боевым действиям и руководству ими при выполнении поставленных задач.

Тыл Вооружённых Сил Украины (в/ч А2516) — основной орган военного управления Генерального штаба Вооружённых Сил Украины, который предназначен для организации и осуществления в интересах всех видов Вооруженных Сил (родов войск) тылового и технического (по службам тыла) обеспечения.

Вооружённые Силы (ВС) государства — снабжаемые правительством оборонительные и боевые организации, используемые в интересах государства. В некоторых странах в структуру ВС включаются военизированные (англ. paramilitary) организации.

Брига́да (фр. brigade — отряд, команда) — формирование, наименьшее тактическое соединение в вооружённых силах многих государств.

Род войск (сил) — составная часть вида вооружённых сил государства, включающая воинские формирования, которые имеют свойственные только им основное вооружение и военную технику, а также способы их применения.

Сапёрная армия — формирование инженерных войск Красной Армии ВС СССР, в начальный период Великой Отечественной войны (1941 — 1942 годов.).

Инженерные войска СССР — специальные войска Вооружённых сил Союза ССР, предназначенные для инженерного обеспечения: оборудования территории военных (боевых) действий, инженерной разведки и сопровождения войск (сил) в наступлении и так далее.

Формирова́ние (воинское формирование) — обобщённое наименование подразделений, воинских частей, соединений, объединений и других структурных единиц вооружённых сил а также других войск, которые имеют специфические особенности предназначения, формирования и комплектования.

Германская армия (нем. Heer, произношение ) — сухопутные войска Вооружённых сил Германии с 1935 по 1945 год.

Спи́сок специа́льных подразделе́ний — перечень по алфавиту формирований (органов, служб, соединений, частей и подразделений специального назначения) стран мира и их регионов.

Отряд — штатное или нештатное (временное) воинское формирование, создаваемое в вооружённых силах многих государств для выполнения боевой или специальной задачи.

Экспедиционная бригада морской пехоты (англ. Marine Expeditionary Brigade, сокр. MEB) является соединением Корпуса морской пехоты США.

Войсковая разведка или тактическая разведка — это военная разведка, которая обеспечивает боевые действия войск в тактическом звене (в пределах соединений, частей и подразделений, находящихся в соприкосновении с противником). Одна из главных разновидностей боевого обеспечения.

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону "Об обороне", им является Президент России.

Реализуя свои полномочия, Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира Президентом готовится и утверждается Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также Президентом страны утверждаются планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами Российской Федерации, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом "Об обороне", Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в состоянии боеготовности, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон "Об обороне" четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования ВСРФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов от политических партий, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации - один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности Правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ "Об обороне". Согласно этому закону, Правительство разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет Вооруженными Силами Российской Федерации через Министерство обороны и Генеральный штаб.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота ВСРФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входит ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил Российской Федерации стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Исполнительная власть, осуществляемая военными органами ВСРФ, действует на основании как общих принципов осуществления исполнительной власти, так и специфических, важнейшими из которых являются принципы последовательной централизации, единоначалия и строгой дисциплины.

Централизация выражается в осуществлении руководства всеми Вооруженными Силами государства из единого центра, в подчинении всех видов ВСРФ единому командованию, наделении центральных органов всей полнотой прав по управлению нижестоящими военными органами и подчиненными войсками, обязательности актов и указаний вышестоящих органов и должностных лиц для нижестоящих.

Единоначалие - основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Суть единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется на прочной правовой основе. Этот принцип закреплен юридически на законодательном уровне. Нормы военного законодательства, уставы ВС РФ конкретно определяют обязанности и права соответствующих командиров (начальников), наделяют их необходимыми государственно-властными полномочиями.

Воинская дисциплина - важнейший принцип осуществления исполнительной власти в военном управлении. Однако воинская дисциплина является только частью (видом) государственной дисциплины, действующей в военной области. Поэтому органы военного управления и их должностные лица обязаны соблюдать требования и других видов государственной дисциплины.

Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации имеют стройную систему руководства и управления, которая обеспечивает их надежную управляемость в различных условиях.

Военное управление — комплекс мероприятий предпринимаемых государством по созданию вооружённых сил, их поддержанию на должном уровне, отвечающем требованиям обороноспособности и принятой военной доктрины и непосредственно само руководство вооружёнными силами [1]

Непосредственно само руководство (командование) войсками (силами) внутри вооружённых сил на всех уровнях, называется Управление войск (сил) [2] .

Военное управление включает в себя постоянную работу должностных лиц органов государственного управления по следующим направлениям [3] [4] :

    и развитие элементов вооружённых сил государства;
  • Поддержание боевой готовности войск;
  • Поддержание и развитие мобилизационных возможностей государства;
  • Обеспечение войск во всех планах, для полноценного функционирования и выполнения поставленных задач;
  • Распределение финансовых средств в вооружённых силах и контроль за их целевым расходом;
  • Руководство вооружёнными силами при выполнении поставленных задач в мирное и военное время.

Вне зависимости от принадлежности к государству, организация военного управления имеет примерно одинаковую структуру [5] .
Глава государства по конституции государства является верховным главнокомандующим, высшим должностным лицом, осуществляющим военное управление.
В конституции государства законодательно закрепляются состав военных учреждений и формирований, которые входят в военную организацию (вооружённые силы) в мирное время, состав ведомств имеющих в подчинении формирования которые передаются вооружённым силам в военное время, а также органы государственного управления задачей которых является руководство над вооружёнными силами на различных уровнях. Данные органы государственной власти, также входящие в состав вооружённых сил именуются органами военного управления.
Правительство осуществляет военное управление через центральные органы военного управления. Глава государства или глава правительства ставят задачи непосредственно руководителям центральных органов военного управления в виде указов или постановлений правительства.
Также государство может участвовать в военном управлении через коллегиальные органы вне вооружённых сил.
К примеру законодательно через комиссии в парламенте которые занимаются вопросами составления военного бюджета, реформирования вооружённых сил и их перевооружения. Подобные комиссии есть в парламентах большинства государств и состоят они в основном из профессиональных военных вышедших в отставку, компетентных в вопросах военного строительства [6] .
Также коллегиальным органом осуществляющим военное управление вне вооружённых сил можно считать счётную палату при парламентах, которая осуществляет контроль за целевым расходом средств военного бюджета государства [7] .

Центральные органы военного управления

Главным центральным органом военного управления является Министерство обороны, возглавляемое министром обороны.
Задачей Министерства обороны является общее управление вооружёнными силами в мирное время. В некоторых государствах применяются иные формулировки как Министерство национальной обороны (Китай, Польша, Канада, Греция и другие).
Вторым по значимости центральным органом военного управления в государстве является Генеральный штаб (сокращённо Генштаб).
Данный орган в некоторых государствах именуется как Объединённый комитет начальников штабов (США) либо Комитет начальников штабов (Казахстан).
По определению Клаузевица, назначение Генштаба состоит в разработке и изложении идеи высших строевых начальников в форме приказаний, со всеми необходимыми для исполнения подробностями; кроме того, Генштаб обязан заботиться о боевой готовности и материальных нуждах войск, для чего, не вмешиваясь в деятельность специальных органов, должен сообщать им необходимые указания, вытекающие из общего хода военных действий; с другой стороны, Генштаб получает от этих органов сведения о степени обеспечения войск предметами довольствия [8] .

Генеральный штаб

Генеральный штаб — центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления вооружёнными силами во многих государствах. По определению Клаузевица, назначение Генштаба состоит в разработке и изложении идеи высших строевых начальников в форме приказаний, со всеми необходимыми для исполнения подробностями; кроме того, Генштаб обязан заботиться о боевой готовности и материальных нуждах войск, для чего, не вмешиваясь в деятельность специальных органов, должен сообщать им необходимые указания, вытекающие из общего хода военных действий; с другой стороны, Генштаб получает от этих органов сведения о степени обеспечения войск предметами довольствия.

Управление войсками (силами)

Сектор военного управления, определяющий деятельность командиров (начальников), штабов, служб и других органов управления по поддержанию постоянной боевой готовности войск (сил), подготовке к боевым действиям и руководству войсками (силами) по выполнению поставленных задач именуется Управлением войсками (силами).
В данное определение входит [9] :

  • постоянный сбор сведений об обстановке и их анализ;
  • принятие решения на боевые действия (операция, рейд, бой и так далее);
  • доведение задач подчинённым войскам (силам);
  • планирование боевых действий;
  • организация взаимодействия разных формирований;
  • подготовка подчинённых войск (сил) и штабов к боевым действиям и руководство ими в ходе боевых действий;
  • организация контроля и помощи подчинённым войскам.

Управление войсками выполняется командирами (командующими) лично и через штаб, а также через заместителей, начальников родов войск и специальных войск, начальников служб в соответствии с полученными актами военного управления (см.ниже) от выше стоящего начальства.

Разделение управления по видам вооружённых сил и родам войск

Непосредственно в системе Министерства обороны военное управление вооружёнными силами разделяется по видам вооружённых сил (Военно-морской флот, Военно-воздушные силы, Сухопутные войска) и родам войск (танковые войска, артиллерия, инженерные войска, войска связи, морская пехота и т. д.) [3] .
Организационно это представлено управлением в составе министерства, руководящим определённым видом или родом войск.
К примеру:

    (ГВМУ Минобороны России);
  • Главное управление железнодорожных войск ВС СССР; ; .

Разделение управления по видам обеспечения и контроля

В зависимости от разновидности боевого и тылового обеспечения войск в системе Министерства обороны существуют специальные службы, решающие задачи обеспечения и выполняющие контроль над их осуществлением.

Данные службы (управления) существуют в формированиях вооружённых сил всех уровней, начиная с управления воинской части/соединения и выше.
Примерами таких служб являются:

Некоторые органы военного управления (службы) решают вопрос исключительно контроля войск и вооружённых сил на определённом направлении.
Такими контролирующими органами военного управления к примеру являются:

Разделение управления по географическим регионам


Военное управление также разделяется по территориальному признаку: в вооружённых силах вводится разделение формирований и военных учреждений по географическим регионам, в которых они находятся [3] .
В зависимости от принадлежности к государству вводится система военных округов (Россия, Бразилия, Китай, Япония и так далее), в которой воинские формирования расположенные на территории близлежащих субъектов (область, штат, провинция, автономия) государства в определённом географическом регионе сведены под общее командование. В некоторых государствах также могут именоваться региональными командованиями (Казахстан).
В США органы военного управления представлены оперативными управлениями на определённом театре военных действий. К примеру:

Управление формированиями военно-морского флота у таких крупных держав как Россия и США также разделяется по акваториям океанов в которых они базируются. Существуют основные оперативно-стратегические объединения флота, действующие на постоянной основе, как, например:

Также имеются оперативные объединения, формируемые при необходимости на определённый период времени в заданном регионе планеты. Военнослужащие и техника командируются с основных сил флота и служат на ротационной основе [ источник не указан 1173 дня ] . Как пример:

    — объединениеВМС США, действующее в западной части Индийского океана и Персидского залива. ВМФ РФ — в настоящее время это единственная оперативная эскадра в ВМФ РФ.

Мобилизационные органы военного управления

Поддержание мобилизационных возможностей государства требует создания органов местного военного управления.
Заключается оно в создании системы государственных учреждений ведущих учёт мобилизационных резервов в регионах.
В России к примеру подобной системой является институт военных комиссариатов (сокращённое обиходное название — военкомат).
В некоторых государствах бывшего СССР приняты иные названия для данных учреждений ведущих аналогичную деятельность. К примеру в Казахстане они именуются Департамент по делам обороны (для области) или Управление по делам обороны (для района).
Основными функциями военных комиссариатов является ведение воинского учёта населения и технических средств привлекаемых в военное время в вооружённые силы, а также организация переподготовки военнослужащих запаса [3] [10] .

Военный комиссариат

Военный комиссариат (военкомат) — орган местного военного управления в Советском Союзе, а затем в республиках бывшего СССР, ответственный за военно-мобилизационную и учётно-призывную работу в Вооружённых Силах Союза и постсоветских государств (не всех). Могут быть краевыми, республиканскими, областными, городскими, районными и межрайонными. Районные и городские могут быть объединёнными. Ранее в России, советского периода, были также окружные, губернские, уездные и волостные.

Органы военного управления по сохранению правопорядка

Следующей структурой местного военного управления являются органы по сохранению правопорядка в среде военнослужащих. На данном этапе в большинстве государств данную функцию выполняет военная полиция, находящаяся в подчинении начальников гарнизонов.

Военная комендатура

В более широком понимании, кроме задач по сохранению правопорядка среди военнослужащих к данной структуре местного военного управления также относится организация гарнизонной и комендантской службы, перед которыми стоит задача координации действий с правоохранительными органами вне вооружённых сил и органами местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций, при переходе государства от мирного к военному времени, при организации проводки военных колонн и т. д. [3] .

Определение

Военное управление проявляется в актах. Акт военного управления представляет собой государственно-властное повеление на основе законодательства принятого в государстве, в пределах компетенции органов военного управления, направленное на регулирование отношений в процессе организации военного управления, жизни, быта и деятельности войск.
Актам военного управления присущи следующие черты [3] :

Читайте также: