Кто может осуществлять смежные с авторскими права в театральной постановке

Обновлено: 07.07.2024

Примечательно, что постановки в международных соглашениях не включаются в число объектов смежных прав.

Согласно "Глоссарию терминов по авторскому праву и смежным правам Всемирной организации интеллектуальной собственности", смежные права – это права , предоставляемые для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания в связи с публичным использованием произведений авторов, всевозможных выступлений артистов или доведением до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений 4 WIPO Glossary of Terms of the Law of Copyright and Neighboring Rights. // WIPO Publication № 827 ( EFR ), 1981. С. 168..

Субъектами смежных прав являются исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актеры, танцоры и др.), производители фонограмм (изготовители фонограммы), организации эфирного или кабельного вещания , изготовители баз данных 5 Подробней об "изготовителе базы данных" см. ст. 1333-1336 ГК РФ. и публикаторы произведений 6 Подробней о "публикаторе произведения" см. ст. 1337-1344 ГК РФ. .

В ст. 1313 ГК РФ дается следующее определение исполнителя: гражданин, творческим трудом которого создано исполнение , – артист- исполнитель ( актер , певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Согласно ст. 1322 ГК РФ " изготовитель фонограммы – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков". При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.

Исполнитель осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. Изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Следует заметить, что организациям вещания могут принадлежать права на собственные (охраняемые и/или неохраняемые авторским правом) произведения (выпуски новостей, спортивные передачи).

Таким образом, субъектами смежных прав могут быть не только физические, но и юридические лица. Из этого следует: у исполнителей, публикаторов, изготовителей баз данных могут быть как имущественные права, так и личные неимущественные права, а у изготовителей фонограмм и у организаций эфирного или кабельного вещания могут быть только имущественные права.

Права исполнителя признаются за ним в случае если:

Права изготовителя фонограммы признаются за ним в случае если:

  1. изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации;
  2. фонограмма впервые обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации;
  3. в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в случае если:

Словосочетание "смежные права " означает то, что эти права находятся "рядом" с авторскими правами, бок о бок. Однако это не совсем так. Дело в том, что смежные права в некоторой степени вторичны по отношению к авторским правам. Они возникают, как правило, когда автор передает свое право на исполнение исполнителю своего произведения (например, автор музыки заключает договор с музыкантом-исполнителем), а производитель фонограммы , организация эфирного или кабельного вещания получают свои права от исполнителя и автора записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Поскольку существует указанная зависимость смежных прав от авторского права , их можно было бы назвать не "смежными", а, например, "относящимися" правами (в английском языке и многих международных договорах применяется термин – "related rights"), чтобы подчеркнуть эту зависимость. В любом случае об этой зависимости смежных прав по отношению к авторскому праву необходимо всегда помнить.

При внимательном изучении законодательства о смежных правах становится очевидна некоторая его несогласованность. Так, аудиовизуальным произведением является " произведение , состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации".

На самом деле, аудиовизуальное произведение , фактически, является аудиовизуальным исполнением и, следовательно, должно регулироваться нормами законодательства о смежных правах со всеми вытекающими негативными для правообладателя последствиями (например, сокращение срока охраны). Признание кино- и видеофильмов и т.п. произведениями, а не исполнениями, – это скорее уступка крупным кинокомпаниям, которые смогли пролоббировать свои интересы на законодательном уровне.

Так же, как и в авторском праве, для возникновения и осуществления смежных прав не требуется выполнения каких-либо формальностей. Изготовитель фонограммы и исполнитель , а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение для оповещения о своих правах вправе (но не обязан) использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и представляет собой латинскую букву "Р" в окружности, указание имени для исполнителей или наименования для изготовителей фонограмм обладателя исключительных смежных прав, а также указание года первого опубликования фонограммы. Необходимо отметить, что проставление знака охраны желательно, если объект предназначается для распространения не только на территории России. Дело в том, что в силу международных соглашений в странах, где для возникновения прав существуют определенные формальности ( депонирование экземпляров, регистрация и т.п.), они считаются выполненными иностранными авторами (иными субъектами), если проставлен знак охраны. Сам по себе символ "Р" в окружности происходит от первых букв английских слов "Performer" и "Phonogram Producer" – исполнитель и производитель фонограммы соответственно. В отношении передач вещательных организаций какого-либо знака охраны не существует.

Исполнителю принадлежат следующие личные неимущественные права :

  • право на имя;
  • право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
  • право авторства.

Исключительное право на использование исполнения, принадлежащее исполнителю, означает право использовать исполнение или постановку в любой форме, право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия, а также получать вознаграждение за каждый вид использования:

Исключительные права исполнителя могут передаваться по договору другим лицам. Заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произведения влечет за собой автоматически предоставление исполнителем вышеперечисленных прав.

Более того, предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении.

У изготовителя фонограммы – юридического лица нет личных неимущественных прав, только исключительное право, а также право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего наименования; в свою очередь , если изготовитель фонограммы – лицо физическое, то помимо исключительного права он имеет и неимущественные права : право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени; право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы.

Исключительное право на использование фонограммы означает право использовать фонограмму в любой форме, право на осуществление или разрешение на:

Право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит изготовителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры. Однако если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия изготовителя фонограммы и без выплаты вознаграждения (это так называемое исчерпание прав). На практике это означает, что, единожды передав права на те или иные фонограммы, правообладатель не может более претендовать на вознаграждение за каждый проданный компакт-диск . Кроме того, он не должен давать согласия на продажу каждого экземпляра фонограммы, что привело бы музыкальный рынок к коллапсу. Но принцип исчерпания прав совсем не означает, что с музыкального компакт-диска пользователь может скопировать дорожки ("трэки") и разместить их в локальной сети или вообще в сети Интернет . Поскольку существует большая опасность того, что пользователь именно так и поступит, производители фонограмм стараются техническими средствами защитить свои права . Так, некоторые диски могут читаться домашней стереоаппаратурой и не читаться компьютерным CD-приводом. Но как показывает практика, практически любая защита может быть со временем преодолена. Именно поэтому законодатель предусмотрел в ГК РФ статью 1299, запрещающую такие действия (подробнее об этом будет сказано далее).

Проводя аналогию с авторским правом, можно заметить и ограничения относительно смежных прав исполнителя и производителя фонограммы.

Так, без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой им вознаграждения разрешается:

Однако данное изъятие не касается права исполнителя и производителя фонограммы на доведение до всеобщего сведения фонограммы. Учитывая, что это правомочие касается, прежде всего, размещения исполнения и фонограммы в сети Интернет , можно констатировать огромный ущерб имущественным правам исполнителя и производителя фонограммы, который может нанести такое действие, произведенное без согласия соответствующих субъектов.

Сбор и распределение вознаграждения обычно осуществляются одной из организаций, управляющих правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе в соответствии с соглашением между этими организациями. Вознаграждение распределяется между правообладателями в пропорции: пятьдесят процентов – исполнителям, пятьдесят процентов – изготовителям фонограмм. Распределение вознаграждения между конкретными исполнителями и изготовителями фонограмм осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм. Порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пользователи фонограмм должны предоставлять организации, управляющей правами производителей фонограмм и исполнителей, отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Несмотря на это, отечественные и зарубежные правообладатели настойчиво стремятся пресекать любые попытки копирования, в том числе и для личных (например, архивных) целей. Так, Американская ассоциация кинокомпаний (MPAA) предъявила иск к "321 Studios" за то, что та выпустила программу " DVD X Copy gold" для копирования DVD -дисков. Сама компания говорит, что программа предназначена исключительно для резервного копирования, причем скопировать диск можно только один раз. MPAA настаивала на том, что этим самым нарушаются права кинопроизводителей.

И у производителя фонограммы, и у организации эфирного или кабельного вещания не может быть личных неимущественных прав. Таким организациям принадлежит исключительное право использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, а также получать вознаграждение от использования.

Исключительное право на использование передачи означает право организации эфирного вещания ( кабельного вещания ) разрешать осуществление следующих действий:

В завершении рассмотрения смежных прав необходимо остановиться на сроках их охраны. Итак, личные неимущественные права (исполнителя), как и в авторском праве, охраняются бессрочно.

Срок действия исключительного права составляет для:

Следует отметить, что указанный выше срок охраны исключительного права применяется в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года.

Вообще, смежные права нередко оказываются в центре столкновений интересов хозяйствующих субъектов, которые завершаются зачастую только в судах. Так, некое ООО обратилось в Арбитражный суд с иском к Сбербанку РФ о взыскании 1 200 000 руб. компенсации за нарушение исключительных авторских прав на воспроизведение и распространение и смежных прав на распространение литературных и музыкальных произведений группы "КарМэн".

Требование было мотивировано тем, что ответчик незаконно без согласия истца воспроизвел (записал в память ЭВМ) на сетевом ресурсе 16 объектов смежных прав (произведения группы "КарМэн"), которые принадлежат истцу на основании договора о передаче исключительных смежных прав на использование фонограмм в сети Интернет и иных сетях ЭВМ.

Решением Арбитражного суда исковые требования удовлетворены.

Суды первой и апелляционной инстанций сочли доказанным, что ответчик неправомерно распространил на сетевом ресурсе музыкальные произведения, исключительными смежными правами на которые обладает истец. Суд кассационной инстанции оставил указанные решение и постановления неизменными.

Специфика Интернет -сайта позволяет неопределенному числу лиц использовать соответствующую страницу сетевого ресурса и воспроизвести на своем персональном компьютере соответствующее произведение .

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Комментарий к статье 1313 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет лиц, являющихся исполнителями. Они именуются также авторами исполнений.

Слово "автор" применяется только к создателям результатов интеллектуальной деятельности: ст. 1228 ГК РФ. Следовательно, исполнитель - это создатель, творец исполнения; исполнителем может быть только физическое лицо, гражданин. Именно за ним закрепляются личные неимущественные права, а исключительное право на исполнение всегда первоначально возникает у исполнителя (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Вместе с тем, если исполнение имеет место за рубежом, нельзя исключать того, что по зарубежному законодательству исполнителем будет считаться юридическое лицо (п. 2 ст. 1231 ГК РФ).

2. К понятию "исполнитель" полностью применимы нормы, содержащиеся в п. 1 ст. 1228 ГК РФ.

В частности, "технические исполнители" не считаются исполнителями в смысле комментируемой статьи.

3. Комментируемая статья называет три категории лиц, являющихся исполнителями (авторами исполнения):

2) режиссеры-постановщики спектаклей;

4. Очень часто исполнение относится к произведениям, охраняемым авторским правом. В этом также проявляется связь исполнительских прав и авторских прав, их "смежность": исполнитель выступает как посредник, промежуточное звено между автором и слушателем (зрителем).

Вместе с тем законодатель исходит из того, что исполнитель придает охраняемому авторским правом произведению новую внешнюю форму, не затрагивая при этом формы авторского произведения. Происходит, так сказать, "наращивание" новой формы. Именно поэтому исполнитель не становится обработчиком (переработчиком) исполняемого произведения, а приобретает самостоятельное право на результат своего исполнения. С известной долей условности исполнителя можно сравнить с переводчиком литературного произведения, который приобретает вполне самостоятельное право на свой перевод.

Однако для того, чтобы использовать литературное произведение в переводе, должно быть получено согласие автора оригинала.

Что касается исполнителя, то он не должен получать согласия автора исполняемого им произведения. Исключение составляют те случаи, когда исполнитель, выходя за рамки предоставленных ему исполнительских прав, фактически обрабатывает (переделывает) исполняемое им авторское произведение.

5. Во многих случаях, однако, исполнитель использует либо произведение, не охраняемое авторским правом, либо вообще "не произведение".

Под категорию произведений, не охраняемых авторским правом, подпадают как те произведения, которые утратили правовую охрану, так и те произведения, которые никогда не пользовались правовой охраной, в частности произведения народного творчества.

Что касается "не произведений", то это - исполнения неоригинальных материалов, подражания пению птиц, мимические исполнения и т.п.

Во всех этих случаях исполнитель зачастую обрабатывает (перерабатывает) сам исполняемый объект.

6. Объект исполнительского творчества появляется (создается) при каждом акте исполнения. При этом каждый акт исполнения приводит к появлению отдельного, самостоятельного творческого результата. Поэтому у исполнителя появляется право не на исполнение определенной песни, а на конкретное исполнение определенной песни (например, на исполнение, состоявшееся 11 августа 2008 г. в Колонном зале).

Этот вывод относится и к режиссерам-постановщикам спектаклей.

Любое "подражание" исполнителю, созданное другим исполнителем, приводит к появлению нового исполнения, не затрагивающего права на первое исполнение. Это положение применимо и к постановкам театральных спектаклей: повтор, сознательное копирование постановки другого режиссера-постановщика приводит к появлению новой постановки.

7. Артисту-исполнителю и дирижеру для появления любого (нового) результата исполнения необходимо личное участие в творческом акте.

В отличие от этого, режиссер-постановщик спектакля не участвует лично в показе представления.

Поэтому следует признать, что творческий труд режиссера-постановщика спектакля существенно отличается от творческого труда артиста-исполнителя и дирижера; он приближается к авторскому труду, в частности к труду режиссера-постановщика аудиовизуального произведения.

8. Любые творческие акты (в том числе исполнения) являются не сделками, а юридическими поступками. Они порождают права у самих исполнителей. Возникновение этих прав у исполнителя не зависит от дееспособности исполнителя.

Однако для осуществления возникших прав необходима дееспособность. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет самостоятельно осуществляют свои исполнительские права (подп. 2 п. 2 ст. 26 ГК РФ).

9. Когда режиссер-постановщик спектакля осуществляет театрально-зрелищное представление, то в нем участвуют артисты-исполнители, также получающие исполнительские права. Аналогично и положение дирижера: при исполнении концерта исполнительские права возникают как у него, так и у артистов-исполнителей.

Поскольку в комментируемой статье режиссер-постановщик спектакля, а также дирижер названы отдельно от артистов-исполнителей, следует считать, что и у режиссера-постановщика спектакля, и у дирижера возникают отдельные самостоятельные исполнительские права, не входящие в состав смежных прав на совместное исполнение. Этот вывод подтверждается также нормой, предусмотренной в п. 1 ст. 1314 ГК РФ.

Другой комментарий к статье 1313 Гражданского Кодекса РФ

1. Понятие "исполнение" используется в части четвертой ГК РФ как минимум в трех значениях:

1) как объект смежных прав;

2) как способ использования произведения (публичное исполнение);

3) как исполнение договорных обязательств (осуществление обязанностей, предусмотренных различными договорами о распоряжении исключительными правами).

В данной статье понятие "исполнение" используется в первом значении (т.е. как объект смежных прав), получившем известность с принятием Основ гражданского законодательства 1991 г.

Базой для определения понятия исполнителя в комментируемой статье послужили нормы Договора ВОИС 1996 г. по исполнениям и фонограммам, в котором участвует Российская Федерация и который под исполнителями понимает актеров, певцов, музыкантов, танцоров и других лиц, которые играют роль, поют, читают, декламируют, играют на музыкальном инструменте или иным образом исполняют литературные или художественные произведения либо произведения фольклора.

Исполнение представляет собой результат исполнительской деятельности, а именно исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств (ст. ст. 1303, 1304 ГК).

Исполнителем может быть только физическое лицо независимо от наличия полной дееспособности. Согласно ст. 63 ТК РФ в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба их здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, при которых может выполняться работа.

2. Относительно режиссера театральной постановки в научной литературе высказываются критические мнения об отнесении его фигуры к исполнителям как субъектам смежных прав. Так, С.П. Гришаеву представляется, что деятельность режиссера театральной постановки "является творческой и театральная постановка отвечает признакам охраняемого авторским правом произведения, поэтому можно было бы говорить об охране авторским правом осуществляемой им деятельности. Тем более что режиссеры аудиовизуальных произведений рассматриваются в качестве авторов этих произведений. Нередки случаи, когда театральные спектакли снимаются на пленку, в результате чего они автоматически становятся аудиовизуальными произведениями и, соответственно, режиссеры этих спектаклей - субъектами авторского права" .

Охраняются и права дирижера в качестве исполнителя. Дирижер - это музыкант, управляющий оркестром или хором при исполнении музыкального произведения .

--------------------------------
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М.: "Азъ", 1993. С. 168.


В числе наиболее острых вопросов, которые волнуют сейчас руководителей театров, является вопрос о защите интеллектуальных прав режиссера. Недавно эти права режиссера были расширены, что породило множество слухов и домыслов. Первый заместитель художественного руководителя – директора МХТ им. Чехова Марина АНДРЕЙКИНА разъясняет особенности юридических нововведений.

– Когда мы говорим о профессиональном спектакле, то, конечно же, имеем в виду, что у такого спектакля есть режиссер. Для тех, кто любит точность, скажу, что изменения внесены в 4-ю часть Гражданского кодекса Российской Федерации, сделано это на основании 43-го Федерального Закона от 22 марта 2017 года. Они коснулись пяти статей Кодекса.

До этого момента у театрального режиссера были смежные права. Строго говоря, они и остались, но теперь расширены, что, на мой взгляд, является большой победой театрального сообщества. Почему? Потому что мы все время говорим про специфику театральной деятельности, однако со стороны нас не всегда замечают. С точки зрения экономики, театр как отрасль ничтожно мала. Если попытаться в общей статистике найти театры, то ничего не получится – мы сопоставимы со статистической погрешностью. А мы есть и мы живем по особым правилам, которые и обеспечивают творческий процесс и встречу со зрителем. Например, вечерами и по праздникам все отдыхают, а для театров это самое рабочее время. На наше счастье, в Трудовом кодексе для этого есть специальные нормы, но нюансов театральной деятельности, вступающих в противоречие с общими нормами законодательства и требующих отдельного регулирования, гораздо больше.

В чем же именно заключаются нововведения? Какими дополнительными правами наделили театральных режиссеров и на каких условиях?

Неимущественное право действует бессрочно, а право на публичное исполнение постановки – пожизненно, но не менее 50 лет, то есть может достаться наследникам (п.1 ст.1318). 50-летний срок отсчитывается с 1 января того года, который следует за годом первого публичного исполнения спектакля. Иными словами, если премьера состоялась в октябре 2018 года, то срок отсчитывается с 1 января 2019 года.

В чем раньше был камень преткновения, почему театральному режиссеру не давали авторские права? Спектакль – результат творческого труда многих людей. Считалось, что отделить творческий вклад режиссера-постановщика от труда драматурга, художника, композитора, актеров и других участников создания спектакля, вычленить его не представляется возможным. А если нет четко определенного объекта, то нет и возможности обеспечить его защиту.

С моей точки зрения, формально у нас уже давно есть основания для наделения режиссера-постановщика авторскими правами, поскольку объект его права сопоставим с составным произведением – понятием, с которым авторское право давно и успешно работает. Именно от режиссера-постановщика зависит, по какой именно пьесе будет поставлен спектакль, кто будет художником, композитором, какие актеры будут исполнять роли, то есть именно от него зависит выбор всех составляющих спектакля. Затем режиссер-постановщик выстраивает композицию из всех отобранных элементов. Соотнесение элементов спектакля друг к другу и я есть результат творческого труда режиссера-постановщика. Это звучит не романтично, но для права необходимо обеспечить технологичный подход, который позволит в дальнейшем судье использовать его при принятии решения. Такой подход не затрагивает атмосферу спектакля и другие значимые, но не определяемые объективно характеристики постановки. Но правовые конструкции не уловят тонкие материи, это надо принять как данность.

В международных рекомендациях по интеллектуальной собственности упоминается, что объекты авторского права должны иметь возможность воспроизводиться. С точки зрения закона, воспроизведение – это изготовление хотя бы одного экземпляра произведения, то есть речь идет о способности произведения быть представленным на материальном носителе.

Коллеги по рабочей группе в Государственной Думе в конце концов согласились, что интеллектуальные права режиссера-постановщика точнее всего соответствуют авторским. Однако мы оказались в ловушке. В международном законодательстве по интеллектуальной собственности театральный режиссер-постановщик вообще не упоминается, за исключением Договора о Евразийском экономическом союзе, а именно – ст.6 Приложения 26, куда попала формулировка из российского законодательства. В итоге, для соблюдения международного права, которое мы сами же себе и создали, пришлось втиснуть в рамки смежных прав правомочия, которые прекрасно вписываются в режим авторских прав. Но – лиха беда начало.
Какие же практические вопросы возникают в связи с расширением прав театральных режиссеров?

Первый вопрос касается фиксации постановки. Отсутствие языка, с помощью которого можно было бы зафиксировать результат труда режиссера-постановщика, также называлось в качестве одного из ключевых препятствий на пути наделения театральных режиссеров авторскими правами. Замечу попутно, что наделение хореографов авторскими правами по причине наличия языка записи хореографического произведения в некотором смысле миф или иллюзия. Дело в том, что язык есть, и даже не один. Однако с его помощью все равно невозможно записать любое хореографическое произведение. Тем не менее, институт авторских прав хореографов работает! В первую очередь потому, что профессиональное сообщество их признает, а закон эту отраслевую договоренность подкрепляет.

Вернемся к фиксации постановки. Почему это актуально? И для кого это важно – для режиссеров-постановщиков или театров?

Конечно, самая простая фиксация – видеозапись спектакля. Но, как ни странно, это не самый лучший вариант. Что с чем необходимо будет сравнивать? Что действительно является элементом постановки? Например, во время видеозаписи над сценой порхает бабочка. Она случайно залетела или таков был замысел режиссера? Или – у актрисы упал платочек и отлетел от нее на полметра. Это важно или неважно?

Есть ли другой способ фиксации, который позволяет рассматривать спектакль именно как набор конкретных элементов и композиции из них?

Обратимся к сфере, где давно практикуется поддержание спектакля в идентичном виде каждый вечер, а также продажа постановок по всему миру по лицензии. Речь идет, разумеется, о мюзиклах – абсолютно коммерческой, индустриальной истории.


В мюзиклах зафиксировано абсолютно всё. Есть книга стейдж-менеджера, в которой учтены все элементы спектакля: музыка, текст, свет, перемена декораций, движения героев, все, что связано с реквизитом, и т.д. – словом, любые нюансы. Все элементы зафиксированы относительно музыкальной партитуры.

По этой книге стейдж-менеджер каждый вечер ведет спектакль и обеспечивает идентичность постановки.
Но это музыкальный театр, а что нам делать с театром драматическим?

Что же делать драматическим театрам, у которых режиссеры не создают партитуры? И что же делать таким режиссерам? Придется осваивать что-то новое и сложное? Совсем не обязательно. В нашей театральной практике давно сформировался инструмент, подходящий для фиксации спектакля. Я имею в виду экземпляры помрежа. Подробный экземпляр помощника режиссера вместе со световой партитурой и техническим паспортом спектакля достаточно полно описывают составляющие постановки и их композицию. Повторю, что речь может идти только о форме спектакля, а не об атмосфере, возникающей на сцене и в зрительном зале.

Обращаясь к западному опыту, мы говорим об экземпляре стейдж-менеджера (фигуре, близкой нашему помощнику режиссера). Поскольку за рубежом тяготеют к большей технологичности, работа стейдж-менеджера более унифицирована. В некоторых российских театрах принято вести протоколы репетиций, раньше в них отражали все перипетии репетиционного процесса, включая замечания режиссера и ответы актеров. Бланк отчета стейдж-менеджера зачастую содержит конкретные графы, в них стейдж-менеджер отражает ход и результативность репетиции и фиксирует решения, принимаемые по конкретным элементам спектакля. Что входит в отчет? Дата репетиции, опоздал ли кто-нибудь, случались ли какие-то происшествия, во сколько должны были начать и во сколько реально начали, отсутствовал ли кто-то по уважительной причине, какие давались указания общего характера и т.п. Отмечается, что успели пройти и сколько времени было затрачено на репетицию каждой сцены. Стейдж-менеджер записывает, какой был общий настрой на репетиции, удалось ли достичь поставленные на этот день цели и что наметили на следующий. Здесь же делают заметки для администрации по маркетингу и т.п., если таковые возникнут. Заключительный раздел посвящен техническим заметкам и содержит графы, касающиеся сценографии, костюмов, звука, монтировки, света, реквизита, грима и прочего. Параллельно отчетам и отчасти на их основе возникает экземпляр стейдж-менеджера, в котором пометки по всем элементам спектакля делаются параллельно исполняемому тексту – как правило, на чистой странице сбоку. Некоторые из этих пометок унифицированы – существуют специальные буквенные обозначения для той или иной части сцены, есть специальные значки для действий актеров и для элементов сценографии. Эти обозначения приводятся на первых страницах документа. В западных театрах, в частности, в Германии, фиксацией постановки занимается отдельный стейдж-менеджер и изменение какого-либо элемента спектакля на заключительных репетициях требует остановки процесса, пока этот человек не зафиксирует нововведение.

Таким образом, фиксация результата режиссерского творческого труда не что-то радикально новое, она давно существует в драматических, а тем более музыкальных театрах. Фиксация в форме партитуры, включая экземпляры помрежей, проясняет, в чем заключались указания режиссера, то есть, что же именно он придумал. С моей точки зрения, это гораздо более точный вариант, чем видеосъемка.

Еще один актуальный вопрос, возникающий в связи с новым законом, касается вознаграждения режиссера-постановщика. Ответ таков: это тоже предмет для обсуждения, поскольку никаких законодательных указаний на сей счет не существует. В Постановлении №218 от 1994 года, в котором говорится о минимальных ставках авторского вознаграждения, о театральном режиссере-постановщике не упоминается, что логично, поскольку авторскими правами он не обладает. Изменения указанного Постановления или принятие нового, касающегося обладателей смежных прав, в обозримом будущем не предвидится.

Таким образом, как театр договорится с режиссером и зафиксирует в договоре, так и будет: либо единовременное вознаграждение (гонорар, выплачиваемый одним или несколькими траншами), либо отчисления от каждого спектакля, либо сочетание первых двух способов оплаты – единовременное вознаграждение и поспектакльные. В любом случае важно, чтобы в договоре было указано, что театру предоставлено право на публичное исполнение постановки.

Есть ли все-таки какой-то ориентир для установления поспектакльных выплат? Существует соглашение между Гильдией менеджеров и Гильдией режиссеров, где в качестве рекомендованной ставки установлены 3%. Но подчеркну – это только рекомендация, она основана на простой логике: если для художников установлены 3%, то почему же постановщикам меньше? В Белоруссии, насколько я знаю, режиссеры получают 1%.

27 05 13

В нашей стране существуют тысячи любительских, народных, студенческих, школьных, учебных и иных театров, студий и групп, и число их, к счастью, неуклонно растет. Иногда эти коллективы формируются только для постановки одного спектакля, иногда они устойчиво процветают многие годы, участвуют в фестивалях, получают призы и награды. Любительские театры воспитывают в участниках и зрителях уважение и тягу к литературе, театру, искусству. Во многих небольших городах и поселках они нередко являются единственными очагами театральной жизни, почему и, безусловно, заслуживают всяческой поддержки и поощрения.

Но, может быть, авторское право и запрещение ставить пьесы без разрешения автора распространяется только на профессиональные театры? Ничего подобного. В Постановлении Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №218 говорится (п. 26), что “все пользователи произведений обязаны получить от авторов или их правопреемников разрешение на использование произведений”.

Если автор, узнав случайно о постановке, напоминает любительскому театру о своих правах, обычной реакцией (если та вообще имеет место, часто любители не отвечают) является крайнее удивление: о каком праве может идти речь, если они любители? Они ведь не получают зарплаты, занимаются театром лишь из любви к искусству. Кроме того, они существуют на одном энтузиазме, и претензии автора вызывают еще и возмущение: жадный автор хочет нажиться на бедных любителях.

Однако зарплата актеров или ее отсутствие никакого отношения к авторскому праву не имеют, бедность театров тоже к делу не относится: безденежность не оправдывает ведь кражу в магазине. Точно так же не оправдывает она и кражу интеллектуальной собственности. Да еще неизвестно, кто беднее – участники самодеятельности или драматурги, большинство которых не могут обеспечить себя литературным трудом. И совсем непонятно, почему бедность служит оправданием искажения пьесы, изменения ее названия, и чем она препятствует установлению контакта с автором. Электронное письмо денег не стоит.

Подчас любительские театры дают спектакли бесплатно и потому считают себя свободными от каких-либо обязательств по отношению к автору. Но и это – обычное заблуждение. В том же Постановлении № 218 дается разъяснение, п.20:

«… плательщиками авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений являются юридические и физические лица, осуществляющие или организующие публичное исполнение произведений: театры (в том числе театры-студии, любительские самодеятельные театры)… и далее в п.21:

Авторское право отнюдь не сводится к вопросу о деньгах. Напротив, обычно драматург не стремится извлечь материальную выгоду из любительской постановки его пьесы. Однако из этого вовсе не следует, что та может быть осуществлена без его спроса. Она может быть для него приятна, но и по ряду причин может оказаться нежелательной. В любом случае каждое публичное исполнение произведения, платное или бесплатное, может быть совершено только с письменного разрешения автора. А иногда права на пьесу принадлежат не снисходительному автору, а агенту, который полностью распоряжается ею в своих интересах (не творческих или сентиментальных, а чисто коммерческих). В таком случае несанкционированная постановка может стоить ее авторам крупных неприятностей, и автор будет бессилен что-либо изменить, даже если он от всей души хочет помочь нарушившей закон студии.

Повторю: в отношениях с любителями драматургу важна, прежде всего, творческая составляющая. Он имеет право знать, кто и почему хочет играть его пьесу, кто будет ее зрителями, сколько их будет, как они отнесутся к его произведению, не будет ли пьеса искажена при постановке, как выглядит афиша спектакля и т.д.

Факты из собственного опыта. Только за прошедший 2012 год мои пьесы были сыграны примерно в 50 самодеятельных театрах и коллективах. Лишь совсем немногие из них (в основном зарубежные, где это считают само собой разумеющимся) спросили у автора разрешения на постановку. Обычно же информацию о сыгранных спектаклях доносят случай и Интернет. Возможно, за это время в разных городах прошли еще какие-то несанкционированные исполнения, о которых я ничего не знаю. Напротив, зарубежные любительские театры, например, в Австралии, США, Болгарии, Гонконге, Эстонии за редким исключением, не ставят мои пьесы без разрешения.

Ни с одной самодеятельной труппы, попросившей у меня разрешения, я никогда не требовал какого-либо вознаграждения и не собираюсь этого делать впредь. Но не хочется мириться с вольностями любителей.

Типичный пример. Некий самодеятельный театр в Ревде, Свердловской области, поставил недавно мою пьесу и, кажется, сделал это неплохо. Во всяком случае, получил поощрительные отзывы на одном из фестивалей. При этом режиссер не указала имя автора, изменила ее название и имена персонажей. Разрешение на постановку не было получено, о спектакле, как и об участии в фестивале, автору не сообщили, фотографии и отзывы не предоставили. Может быть, режиссер не знала, что нарушает закон и подвергает себя риску судебного преследования? Однако она могла бы догадаться, что преступает и элементарные этические принципы, не входя в контакт с автором и распоряжаясь чужой пьесой. Руководители фестиваля, как обычно, тоже не интересуются, получено разрешение автора или нет.

Драматурги понимают, что в основе нарушения гражданского и этического кодекса чаще всего не злая воля любителей, а заурядное правовое невежество, хотя незнание не освобождает от ответственности, и необходимо помочь это невежество преодолеть. РАО здесь может сыграть существенную роль.

Руководителям фестивалей любительских театров, их чаще всего организуют местные отделения СТД и учреждения культуры, хорошо бы предложить не принимать к участию коллективы без подтверждения ими своего права на постановки. Необходимо внести такой пункт в уставы фестивалей. Ведь по духу и букве закона именно их организаторы отвечают за соблюдение авторского права при публичном исполнении произведений.

А пока на всем протяжении России ежедневно и ежечасно идет массовое нарушение закона об авторском праве, и это вызывает беспокойство авторов.

Читайте также: