Какой из названных юридических фактов влечет прекращение уголовно исполнительных правоотношений

Обновлено: 25.06.2024

Уголовно-исполнительные правоотношения — общественные отношения, урегулированные нормами уголовно-исполнительного права, возникающие между субъектами уголовного исполнительного права по поводу и в процессе исполнения уголовного наказания.

Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента вступления приговора суда в законную силу и продолжаются до момента отбытия осужденным наказания.

Субъекты и иные участники уголовно-исполнительных правоотношений — физические и юридические лица, обладающие определенными субъективными правами и обязанностями, установленными нормами уголовно-исполнительного права.

учреждения и органы, исполняющие наказания:

а) судебные приставы-исполнители;

б) суды, исполняющие наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

в) уголовно-исполнительная инспекция, исполняющая наказание в виде обязательных работ и исправительных работ;

г) учреждения уголовно-исполнительной системы (исправительные центры, исправительные учреждения, арестные дома, колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы);

д) дисциплинарные воинские части;

е) командование гарнизонов и воинских частей;

рЗг" прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законности администрацией учреждений и органами, исполняющими наказания;

рЗ" осужденные во время отбывания наказания;

общественные объединения, попечительский совет, священнослужители;

рЗ" отдельные граждане и родственники осужденных, посещающие исправительные учреждения, лица, работающие на предприятиях совместно с осужденными.

Объекты уголовно-исполнительных правоотношений — явления, вещи, законные интересы субъектов или участников и иные обстоятельства, по поводу которых возникают уголовно-исполнительные правоотношения.

.jfirTj Со держание уголовно-исполнительных правоотно- ! 2 Ш шений — совокупность прав и обязанностей субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, а также их поведение.

Права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений тесно связаны между собой, поскольку обязанности одного субъекта соответствует право другого субъекта требовать исполнение этой обязанности.. Например, осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязатель- ных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

При этом на администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

В зависимости от содержания выделяют два вида уголовно-исполнительных правоотношений: 1)

правоотношения, возникающие при исполнении и отбывании уголовного наказания; 2)

правоотношения, возникающие при применении исправительного воздействия.

Юридические факты — действия, события, по поводу которых возникают, изменяются или прекраша-

ются уголовно-исполнительные правоотношения.

Выделяют группы юридических фактов:

генеральные факты — факты вступления в законную силу приговора суда и обращения его к исполнению. Данные факты порождают множество правоотношений, связанных с исполнением уголовного наказания: статус подсудимого меняется на статус осужденного, осужденный обладает правами и обязанностями, связанными с отбыванием наказания, администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обладает комплексом прав и обязанностей по отношению к осужденному;

IS?* действия (замена одного вида наказания другим, перевод осужденного из колонии-поселения в исправительную колонию общего режима);

ІЙГ факты, которые обусловливают возникновение, изменение или прекращение определенных уголовно- исполнительных правоотношений. К ним относится факт предоставления осужденному свидания, факт получения осужденным посылки.

Правоотношение как правовое явление - сложное образование, состоящее из определенных элементов (частей): субъектов и участников, юридического содержания и объектов. Все эти элементы в совокупности образуют состав любых правоотношений, в том числе уголовно-исполнительных.

Элементы структуры уголовно-исполнительных правоотношений:

    1. субъекты и иные участники правоотношений;
    2. объекты правоотношений;
    3. содержание правоотношений;
    4. юридические факты (некоторые авторы рассматривают как элемент, некоторые - как предпосылку возникновения правоотношения, что более правильно).
Субъекты уголовно-исполнительных правоотношений

Субъектами и иными участниками правоотношений являются юридические и физические лица, обладающие определенными субъективными правами и обязанностями, установленными нормами уголовно-исполнительного права.

Субъектами правоотношения называют его стороны, которые обладают наибольшим объемом субъективных прав и обязанностей. К числу субъектов уголовно-исполнительных отношений относятся:

    1. осужденный;
    2. учреждения и органы, исполняющие наказания;
    3. прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией учреждении и органов, исполняющих наказание.

    Меньшим объемом прав и обязанностей наделены участники уголовно-исполнительных правоотношений:

      • общественные объединения (ст. 23 УИК, ст. 142 УИК),
      • отдельные граждане,
      • священнослужители,
      • родственники осужденных, посещающие исправительные учреждения,
      • лица, работающие на предприятиях совместно с осужденными.

      Осужденный как обязательный субъект уголовно-исполнительных правоотношений — это физическое вменяемое лицо установленного законом возраста, пользующееся правами и имеющее обязанности, которые предоставлены ему уголовно-исполнительным правом.

      Как субъект уголовно-исполнительного права осужденный должен обладать не только правоспособностью (признаваемой государством способностью обладать специфическими правами и обязанностями), но и дееспособностью (признаваемой государством способностью самостоятельно приобретать и осуществлять специфические права и обязанности). Однако у осужденного уголовно-исполнительная правоспособность и дееспособность совпадают с момента вступления приговора суда в законную силу, что является характерной особенностью уголовно-исполнительных правоотношений, отличающей их от прочих правоотношений.

      Другой субъект уголовно-исполнительных правоотношений - учреждения и органы, исполняющие наказания , в лице их администрации. Ст. 16 УИК РФ к ним относит:

        1. судебных приставов-исполнителей;
        2. уголовно-исполнительные инспекции;
        3. исправительные центры;
        4. исправительные учреждения (колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы);
        5. следственные изоляторы;
        6. дисциплинарные воинские части, командование гарнизонов, воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу военнослужащие.

        К субъектам уголовно-исполнительных правоотношений следует относить следственные изоляторы и тюрьмы в том случае, когда в них отбывают наказание лица, осужденные к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, оставленные с их согласия для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК) или осужденные на срок не свыше шести месяцев, оставленные в следственных изоляторах с их согласия (ч. 1 ст. 74 УИК).

        Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать руководитель федерального органа УИС либо начальник территориального органа УИС в случае введения по их решению режима особых условий в исправительном учреждении (ст. 85 УИК РФ). В других случаях они не могут быть субъектами уголовно-исполнительных правоотношений.

        Объект уголовно-исполнительных правоотношений

        Объект уголовно-исполнительных правоотношений - это реально существующие обстоятельства, предметы, явления, которые служат причиной для возникновения правоотношений. Они являются средством удовлетворения материальных и духовных интересов и потребностей их субъектов (осужденных и органов, исполняющих наказания). Например, для осужденных к лишению свободы объектами могут быть получение свидания с родственниками, посылки или передачи, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в магазине колонии и т.д.

        В качестве объектов могут выступать различные элементы, стороны порядка и условий исполнения (отбывания) наказания и осуществления мер некарательного воздействия на осужденных, например обучение в школе исправительного учреждения, получение осужденными разрешения на телефонные разговоры, трудовые отпуска.

        Объект уголовно-исполнительного правоотношения нельзя путать с предметом правового регулирования - общественными отношениями в области исполнения наказаний, на которые воздействует уголовно-исполнительное право.

        Объект уголовно-исполнительных правоотношений не следует смешивать с содержанием правоотношения, то есть с действиями (фактическим поведением) субъектов.

        Содержание уголовно-исполнительных правоотношений

        Содержание уголовно-исполнительных правоотношений согласно теории права содержание правоотношения может быть

        Материальное содержание правоотношения - это фактическое поведение, когда управомоченный может, а правообязанный должен совершать какие-либо действия.

        Юридическое содержание уголовно-исполнительных правоотношений — это взятые в единстве специфические права и обязанности субъектов данных правоотношений. Это означает, что праву одной стороны (мере дозволенного поведения) должна корреспондировать встречная обязанность другой (мера должного поведения), и, наоборот. Без взаимодействия прав и обязанностей субъектов правоотношений не может быть и самого правоотношения.

        Из теории права известно, что субъективное право имеет структуру, включающую в себя определенные виды правомочий:

          • право на положительные действия;
          • право требования;
          • право притязания.

          Право на положительные действия — это правомочие на собственные действия активного (положительного) характера, то есть поведение, направленное на удовлетворение своего интереса. Правом на положительные действия обладает администрация учреждения, исполняющего наказания, например, при создании собственного производства. При этом возникает правоотношение пассивного типа, когда другие субъекты воздерживаются от действий, препятствующих реализации прав учреждениями, исполняющими наказания. Правомочие на положительные действия, выступающие в качестве правового интереса, может быть и у осужденного (например, на положительное поведение в исправительном учреждении). Администрация обязана не создавать препятствий для такого поведения.

          Большинство прав администрации и осужденных - это права требования, то есть правомочие в возможности требовать активного исполнения юридической обязанности другой стороной (правомочие на чужие действия).

          Право притязания — это правомочие субъекта, выраженное в возможности привести в действие меры принуждения в отношении обязанного лица при неисполнении последним юридической обязанности.

          Юридические факты

          В соответствии с последствиями, к которым приводят юридические факты, их можно разделить на

            • правообразующие,
            • правоизменяющие и
            • правопрекращающие.

            Юридическим фактом, в связи с которым возникает общее уголовно-исполнительное правоотношение, согласно ст. 7 УИК РФ, является вступление в законную силу приговора суда либо изменяющих его определения или постановления суда, а также акта помилования или амнистии.

            Юридическим фактом, приводящим к изменению правоотношения, может быть постановление начальника колонии об освобождении осужденного, отбывающего наказание в облегченных условиях колонии общего режима, из-под стражи за шесть месяцев до окончания срока наказания (ст. 121 УИК РФ).

            Юридическими фактами, вызывающими прекращение общего уголовно-исполнительного правоотношения, могут быть: отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда; отмена приговора суда с прекращением дела производством; условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более мягким его видом, помилование или амнистия; тяжелая болезнь или инвалидность и др. (ст. 172 УИК РФ).

            Юридические факты - это действия или события. События наступают объективно, независимо от воли субъекта, в частности смерть осужденного. Действия совершаются по воле человека, например, начальник колонии издает приказ о наложении взыскания на осужденного. Все названные выше факты, в связи с которыми возникают или прекращаются общие уголовно-исполнительные правоотношения, — это действия осужденных или государственных органов, за исключением отбытия срока наказания, тяжелой болезни, инвалидности, которые можно отнести к событиям.

            Действия бывают правомерными и неправомерными. С правомерными действиями связано возникновение, изменение или прекращение регулятивных уголовно-исполнительных правоотношений, а с неправомерными — охранительных уголовно-исполнительных правоотношений. В качестве правомерных действий органов, исполняющих наказания, выступают акты применения права, которые приводят к определенным юридическим последствиям. Например, правомерным действием начальника колонии будет принятие постановления о переводе осужденного в облегченные условия в связи с отсутствием у него взысканий за нарушения уста-новленного порядка и его добросовестным отношением к труду. Следствием такого действия будет изменение правового статуса осужденного. Правомерное действие осужденных — это, например, качественное изменение их поведения в лучшую сторону. Юридическими последствиями при этом могут быть перевод положительно характеризующихся осужденных в колонии-поселения (ст. 128 УИК РФ); представление к условно-досрочному освобождению осужденных, которые для своего исправления не нуждаются в полном отбывании срока наказания (ст. 113 УИК РФ).

            К неправомерным действиям относятся дисциплинарные, материальные, административные, уголовные правонарушения. Как правило, они вызывают изменения уголовно-исполнительных правоотношений, переходящих при этом из регулятивных в охранительные. Например, за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденные, содержащиеся в колониях общего и строгого режима, могут быть переведены в помещения камерного типа, а в колониях особого режима — в одиночные камеры на срок до шести месяцев. За необоснованное применение физической силы, специальных средств и оружия по отношению к осужденным сотрудники УИС несут дисциплинарную или уголовную ответственность вплоть до увольнения из органов юстиции, поэтому для них уголовно-исполнительные правоотношения с осужденными могут прекратиться вообще.

            Юридические факты в зависимости от характера их действия можно подразделить на факты:

              1. однократного действия (смерть осужденного);
              2. непрерывного юридического действия, то есть состояния (вступление в законную силу приговора суда, на основании которого осужденный отбывает наказание).

              В зависимости от количества обстоятельств, с которыми связаны те или иные последствия, юридические факты могут быть простыми и сложными. Например, отбытие осужденным срока наказания — единственный юридический факт, влекущий прекращение уголовно-исполнительных правоотношений. Однако простые юридические факты в уголовно-исполнительных правоотношениях встречаются реже. Правоприменительный процесс в исправительном учреждении в большинстве случаев связан с анализом и принятием решений, которые сопряжены с целой системой (совокупностью) фактов. Такая система фактов в юридической литературе называется фактическим составом , все элементы которого на-ходятся во взаимосвязи и зависят друг от друга. При этом каждый из них имеет значение особого юридического факта, без которого не может быть полного фактического состава, а значит, не могут наступить ожидаемые юридические последствия. Конечный правовой эффект может быть лишь результатом действия фактического состава в целом, то есть всей совокупности фактов.

              Уголовно-исполнительные правоотношения возникает с вступлением приговора в законную силу, и продолжаются до отбытия осужденным наказания. Это положение вытекает из ст.7 УИК РФ, которая определяет в качестве оснований возникновения и прекращения исполнения наказаний, а так же применения иных мер уголовно-правового характера:
              - приговор, вступивший в законную силу;
              - изменяющие приговор определение или постановление суда, вступившие в законную силу;
              - акт помилования;
              - акт об амнистии.
              Возникновение уголовно-исполнительных отношений связывается с распоряжением об исполнении приговора, посылаемое судьей или председателем суда с копией приговора тому органу, на который возложена обязанность приведения приговора в исполнение (ст.393 УПК РФ). С данного момента меняется статус лица, в отношении которого вынесен приговор: он перестает быть подсудимым, и становится осужденным.
              Уголовно-исполнительные правоотношения можно определить как урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие между государством в лице учреждений и органов, исполняющих наказания, и осужденным, а также иными лицами в связи и по поводу исполнения и отбывания уголовного наказания.
              В процессе исполнения наказания уголовно-исполнительные правоотношения, не меняя свою правовую природу, могут изменять свое содержание. Оно имеет место, в частности, при замене одного вида наказания другим, а в связи с осуждением к лишению свободы - при изменении вида ИУ. Исходя из этого, следует рассмотреть структуру уголовно­исполнительных правоотношений, которую образуют следующие основные элементы: субъекты правоотношений; содержание правоотношений; объекты правоотношений; юридические факты:
              1) Субъектами правоотношений являются юридические и физические лица, обладающие определенными субъективными правами и обязанностями, установленными нормами УИП. К субъектам уголовно-исполнительных отношений с одной стороны относятся учреждения и органы, исполняющие наказания (ст. 16 УИК РФ), с другой - осужденный.
              Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание. Они участвуют в решении многих правовых вопросов, связанных с исполнением и отбыванием наказаний, например, дают согласие на введение режима особых условий в ИУ (ч. 3 ст. 85 УИК РФ), санкционируют задержание осужденного при уклонении от возвращения в ИУ (ч.11 ст. 97 УИК РФ) и т.д.
              К субъектам, участвующим в правоотношениях эпизодически относятся: общественные объединения (ст. 23 УИК РФ), попечительский совет (ст. 142 УИК РФ), отдельные граждане, священнослужители и родственники осужденных, посещающие ИУ, лица, работающие на предприятиях совместно с осужденными.
              2) К объекту уголовно-исполнительных правоотношений относятся явления и предметы, (реально существующие обстоятельства) по поводу которых возникают правоотношения. Объектом правоотношений могут быть определенные законом интересы его субъектов, для осужденных к лишению свободы в качестве объектов может выступать разрешение на краткосрочный выезд из ИУ во время отпуска, получение свидания, посылки или передачи и т. д., а для администрации ИУ в качестве объекта выступают интересы, связанные с обеспечением режима и внутреннего порядка в ИУ и др.
              3) Юридическими фактами являются действия или события, в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно­исполнительные правоотношения. Их можно разделить на несколько групп:
              - в зависимости от характера правовых последствий юридические факты делятся на: правообразующие (вступление приговора в законную силу); правоизменяющие (замена наказания более мягким видом наказания); правопрекращающие (окончание срока, смерть осужденного);
              - в зависимости от волевого момента юридические факты делятся на: события (не зависят от воли субъекта - наступление совершеннолетия, изменение уголовного закона в сторону смягчения наказания); действия (зависят от воли субъекта - правомерные (за хорошее поведение перевод в облегченные условия отбывания наказания) и неправомерные (за нарушение режима водворение в штрафной изолятор);
              - в зависимости от количества обстоятельств юридические факты делятся на: простые (окончание срока, внесение суммы штрафа, наступление беременности осужденной); сложные (замена более мягким видом наказания зависит от поведения осужденного, отбытие части срока, представление администрации в суд, определение суда о замене).
              Анализ и оценка юридических фактов позволяет разграничивать правовую природу правоотношений, возникающих при исполнении наказаний на: гражданско-правовые, связанные с собственностью осужденных; брачно-семейные, возникающие при вступлении в брак или его расторжении; уголовно-процессуальные, возникающие при рассмотрении дел об условно-досрочном освобождении осужденных и др. Такой подход позволяет правильно применять конкретные правовые нормы различных отраслей права.

              Вопросы для самоконтроля

              1. Формирование и цели уголовно-исполнительной политики РФ.
              2. Уголовно-исполнительное законодательство РФ, его система и источники.
              3. Действие уголовно-исполнительного законодательства РФ во времени и пространстве.
              4. Понятие уголовно-исполнительного права, его цели и задачи.
              5. Функции и принципы уголовно-исполнительного права.
              6. Нормы уголовно-исполнительного права, их структура и классификация.
              7. Связь уголовно-исполнительного права с другими отраслями права.
              8. Понятие уголовно-исполнительных правоотношений и его структура.
              9. Основания возникновения и прекращения уголовно-исполнительных правоотношений.

              Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента вступления приговора в законную силу и продолжаются вплоть до отбытия осужденным наказания. Данное положение вытекает из ст. 7 УИК, согласно которой основанием отбывания уголовного наказания является только приговор суда, вступивший в законную силу.

              В процессе исполнения (отбывания) наказания уголовно-исполнительные правоотношения, не меняя свою юридическую природу, могут изменять свое содержание. Это имеет место, в частности, при замене одного вида наказания другим, а в связи с осуждением к лишению свободы – при изменении вида исправительного учреждения. Исходя из этого необходимо рассмотреть структуру уголовно-исполнительных правоотношений, которую образуют следующие основные элементы:

              • субъекты и иные участники правоотношений;
              • содержание правоотношений;
              • объекты правоотношений;
              • юридические факты.

              Субъектами и иными участниками правоотношений являются юридические и физические лица, обладающие определенными субъективными правами и обязанностями, установленными нормами уголовно-исполнительного права.

              Субъектами правоотношения называют его стороны, которые обладают наибольшим объемом субъективных прав и обязанностей. К числу субъектов уголовно-исполнительных отношений, прежде всего, относятся осужденный и учреждения и органы, исполняющие наказания. Субъектами уголовно-исполнительных правоотношении могут выступать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией учреждении и органов, исполняющих наказание (ч. 3 ст. 85, ч. 2 ст. 97 УИК).

              Меньшим объемом прав и обязанностей наделены участники уголовно-исполнительных правоотношений:

              • общественные объединения (ст.23 УИК),
              • попечительский совет (ст. 142 УИК),
              • отдельные граждане,
              • священнослужители,
              • родственники осужденных, посещающие исправительные учреждения,
              • лица, работающие на предприятиях совместно с осужденными.

              Под содержанием уголовно-исполнительных правоотношении понимается фактическое поведение субъектов и участников, а также совокупность их законных интересов, прав и обязанностей, которые зависят от вида исполняемого наказания.

              Объект уголовно-исполнительных правоотношений составляют явления и предметы, то есть реально существующие обстоятельства, по поводу которых возникают правоотношения. Объектом правоотношении могут быть определенные интересы его субъектов или участников (краткосрочный выезд из исправительных учреждений во время отпуска, получение свидания, посылки или передачи и т.д.).

              Юридические факты представляют собой действия или события, в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения. Юридические факты можно разделить на несколько групп. В качестве генерального юридического факта выступают такие действия или события, как вступление в силу приговора суда и обращение его к исполнению (действия); истечение срока наказания, назначенного судом, или его исполнение (событие); досрочное освобождение от отбывания наказания (действие).

              Другой группой юридических фактов являются действия со сложным фактическим составом, которые влекут за собой изменение комплекса правоотношений, например замена одного вида наказания другим, перевод осужденного из колонии в тюрьму и т.д.

              Наконец, третья группа юридических фактов - это те из них, которые способствуют возникновению, изменению или прекращению конкретных правоотношений, например предоставление осужденному свидания, привлечение его к работе без оплаты труда и т.д.

              7. Связь уголовно-исполнительного права с другими отраслями права и юридическими науками, регулирующими борьбу с преступностью.
              На сегодняшний день преобладающим является представление об уголовно-исполнительном праве как о самостоятельной отрасли, части системы права Российской Федерации. Это, однако, не исключает наличия иных точек зрения.
              Определяя место уголовно-исполнительного права в системе отечественного права, безусловно, в первую очередь необходимо отметить его связь с отраслями так называемого уголовно-правового комплекса
              Уголовное право
              Именно уголовное право формирует понятийно-категориальный аппарат для всего криминального цикла. Именно при его освоении изучается институт уголовной ответственности (одной из форм реализации которой выступает исполнение наказания). Уголовный кодекс РФ содержит систему уголовных наказаний в целом и дает нам характеристику каждого вида наказаний в отдельности, здесь же изложены правила, в соответствии с которыми осужденные распределяются по видам исправительных учреждений.
              Уголовно-процессуальное право
              Точно так же тесно переплетается уголовно-исполнительное право с правом уголовно-процессуальным. Во-первых, потому, что "основаниями исполнения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившее в законную силу" (ст. 7 УИК РФ), то есть тот или иной вариант судебного решения. Исполнение (отбывание) уголовного наказания не является препятствием для возникновения уголовно-процессуальных правоотношений - дело может быть пересмотрено в порядке надзора, возобновлено по вновь открывшимся обстоятельствам. Помимо этого, замена вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания предполагают судебный порядок принятия решения.
              И, наконец, как уголовно-процессуальное, так и уголовно-исполнительное правоотношения существуют на фоне отношения уголовно-правового.
              Конституционное право
              Наказание, согласно ст. 43 УК РФ, заключается в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод лица. Права и свободы человека и гражданина предусмотрены Конституцией. В ст. 55 Конституции устанавливаются пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, уголовно-исполнительное право не может не взаимодействовать с конституционным правом.
              Гражданское право
              Отбывание уголовного наказания никоим образом не исключает человека из гражданско-правовых отношений, хотя, конечно же, вносит целый ряд ограничений. Тем не менее, осужденный может распоряжаться своим имуществом, вступать в право наследования; на сегодняшний день даже осужденные к лишению свободы имеют право заниматься предпринимательской деятельностью. Возникающие при этом отношения регулируются гражданским правом.
              Трудовое право
              Основания и порядок привлечения осужденных к труду, оплата труда, охрана труда максимально приближены к требованиям трудового законодательства. Многие нормы уголовно-исполнительного права, регулирующие эту сторону исполнения (отбывания) наказания, имеют ярко выраженный бланкетный характер и отсылают к Трудовому кодексу РФ.
              Административное право
              Организация деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, их взаимоотношения между собой, порядок прохождения службы начальствующим составом является сферой регулирования административного права.
              Международное право
              В отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР, статья 3 УИК РФ, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, закрепляет приоритет действия международных норм перед национальными. Наличие данной нормы в уголовно - исполнительном законодательстве нашей страны являлось одним из условий принятия России в Совет Европы.
              Международные стандарты обращения с осужденными вырабатываются в результате межгосударственного сотрудничества, в том числе и в сфере соблюдения прав человека, и воплощают мировой уголовно - исполнительный опыт и гуманистические воззрения, устремления в этой области государственной деятельности. Выражающие их нормы весьма разнообразные. Они могут быть: обще универсальными (Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство личности видов обращения и наказания (1975), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка(1979), Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984) ) и специальными (принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955); Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988); Основные принципы обращения с заключенными (1990), Европейские тюремные правила(1987), .); обязательными и рекомендательными; межгосударственными договорами (пакты, конвенции) и нормами - принципами; общемировыми и региональными; распространяющими свое действие на всех правонарушителей или их отдельные категории.
              В связи с принятием России в Совет Европы она взяла на себя обязанность следовать прежде всего Европейским тюремным правилам. Эксперты Совета Европы весьма пристально и систематически наблюдают как за ходом реформирования российского законодательства с учетом действия Европейских тюремных правил, так и за их реализацией на практике. Например, на совещании руководителей пенитенциарных систем стран - участников Совета Европы (май 2000, Берлин) было констатировано, что Россия за последние годы добилась значительных успехов в деле приближения своего законодательства и практики его реализации к международным стандартам, в связи с чем все страны призывались оказывать России в этом деле поддержку и помощь. И такое заявление было сделано, несмотря на то, что инспекторы Совета Европы не первый год констатируют критическое положение с размещением арестованных, сложившееся в следственных изоляторах России.

              Таким образом, можно проследить взаимодействие уголовно-исполнительного права практически со всеми отраслями российского права.

              Читайте также: