Духовная культура общества как фактор обеспечения национальной безопасности рф

Обновлено: 13.06.2024

76. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются:

сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности;

сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны;

повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

77. Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры.

78. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

79. Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

80. Для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры реализуются государственная культурная политика и государственная национальная политика, которые направлены на укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение национальной, религиозной, расовой терпимости, на воспитание взаимного уважения народов Российской Федерации, а также на развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей. Усиливается координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по реализации государственной культурной политики.

81. Особое значение для укрепления национальной безопасности в области культуры имеет проведение государственной политики по реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов Российской Федерации, основы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и средства удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом. Россия реализует программы поддержки изучения русского языка и культуры в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для ускорения процессов евразийской интеграции.

82. Укреплению национальной безопасности в области культуры способствуют:

признание первостепенной роли культуры в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации посредством принятия мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия, осуществление контроля в информационной сфере и недопущение распространения продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости;

создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурно-просветительской деятельности;

улучшение материально-технической базы организаций культуры, создание условий для организации досуга, стимулирования творческого развития и художественного образования граждан;

развитие внутреннего культурно-познавательного туризма;

формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов;

усиление государственного контроля за состоянием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), повышение ответственности за нарушение требований их сохранения, использования и государственной охраны;

совершенствование системы подготовки специалистов в области истории и культуры, а также их социального обеспечения;

развитие общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и в сопредельных регионах;

использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества.

В начале третьего тысячелетия важнейшей проблемой духовной жизни нашей страны является возрождение традиционных духовных ценностей и идей, среди которых основополагающей была и остается идея патриотизма. В современных российских условиях, когда изменениями охвачены практически все сферы социально-экономической, политической и духовной жизнедеятельности, пожалуй, только она, став материальной силой, может способствовать осуществлению надежды на возрождение национальных ценностей и традиций российского общества, на выход нашей страны из состояния затянувшегося поиска основ своего существования.

1

Смысловое наполнение данного понятия может зависеть от конкретно-исторических условий жизни общества, его классов, политики господствующих групп, их целей и задач. Так, в период Французской буржуазной революции1789 — 1794 гг. патриотами называли себя сторонники республики в противовес монархистам. В России же после Октябрьской революции 1917 г. большевики считали патриотами только тех, кто любил исключительно социалистическое Отечество, разделял классовые интересы и поддерживал политические устремления пролетариата.

Прошлое нашей Родины убедительно свидетельствует, что государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизнеспособность общества. Патриотизм был и остается характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.

Патриотические идеи начали формироваться еще в древности, в период распространения православия на Руси и борьбы с многочисленными иноземными захватчиками. История России, можно сказать, — это история русского патриотизма. Две трети своего существования наша Родина вела упорную борьбу за сохранение своей независимости. В этих условиях патриотизм стал естественной государственной идеологией.

Защита Отечества у народов России издревле рассматривалась как высшая обязанность человека. Общественное сознание россиян давно и прочно связало воедино патриотизм и выполнение воинского долга по защите Родины. Российские офицеры и солдаты всегда были носителями патриотической идеи бескорыстного, самоотверженного служения Отчизне. Российские воины по праву считаются самым патриотичным слоем нашего общества, а патриотизм — душой Русской армии.

Конец XVII — начало XVIII вв., когда в результате петровских реформ были созданы новая система государственного управления, регулярные армия и флот России, можно считать началом формирования единой системы обучения и воспитания офицеров, солдат и матросов на фундаменте патриотической идеологии, которая с самого начала формировалась Петром Великим как государственная идеология.

С позиций нашей духовно-исторической традиции и с учетом целей воинского воспитания патриотизм нуждается в разносторонней трактовке. Патриотизм -это чувство любви и гордости за свое Отечество; общественный, нравственный и политический принцип, регулирующий отношение человека к Родине; совокупность эмоций, идей и действий, направленных на прогрессивное развитие своей Отчизны; отношение определенного субъекта к Отечеству; идеология и психология преданности Отечеству; готовность защищать его даже ценой собственной жизни; духовная ценность, причем — одна из базовых ценностей общегосударственного уровня; критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, то есть осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу, духовной цивилизации; морально-нравственные установки, патриотическое мировоззрение; вектор практического поведения личности. Патриотизм -это фундаментальная основа национальной безопасности России. Для военнослужащих он является также фактором выбора военной профессии, критерием профессиональной пригодности и, что особенно важно, источником духовно-нравственных сил.

Новые российские реалии стимулируют возрождение патриотической идеи как духовной опоры общества, важнейшей составляющей общенациональной идеологии, фундаментальной основы обеспечения национальной безопасности.

2

Итак, патриотизм — суть фундаментальная основа обеспечения национальной безопасности. Что же базируется на этом фундаменте?

Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.

Проблема духовной безопасности российского общества как состояние защищенности всей совокупности ценностей духовной культуры и способности противостоять внешним и внутренним угрозам становится сегодня особенно актуальной и рассматривается в качестве одного из важнейших условий обеспечения национальной безопасности, духовно-нравственного оздоровления общества и Вооруженных Сил России.

В настоящее время рядом аналитиков выделена система обстоятельств, которые непосредственно указывают на необходимость и значимость осмысления основных угроз духовной безопасности российского общества. Особого внимания заслуживает анализ ситуации, сделанный ведущим отечественным ученым в области осмысления проблем духовной безопасности доктором философских наук, профессором П.И. Чижиком. Остановимся на некоторых моментах его исследования.

Сегодня сложилась ситуация, когда, с одной стороны, духовный иммунитет российского общества значительно ослаб, а с другой — количество источников духовных опасностей и угроз российскому обществу неуклонно возрастает. Угрозам духовности российского общества соответствуют целенаправленные действия конкретных носителей враждебных намерений (начиная с иностранных разведывательных служб и кончая криминальными группировками). Существует два основных вида угроз духовности — внешний и внутренний. Они реализуются ие только во взаимной связи, но и на достаточно высоком уровне скрытности по отношению к тем объектам, на которые направлены. Многие из них способны в значительной степени дестабилизировать функционирование духовных ценностей российского общества, личности и государства, а значительная часть как внешних, так и внутренних угроз-, носит ярко выраженный разрушительный характер. Многие угрозы нацелены на то, чтобы устранить из сознания и мировоззрения граждан чисто российское, направлены на отчуждение духовных ценностей от их носителей.

Угрозу можно определить как актуализированную форму природной и социальной опасности в процессе ее превращения из возможности в действительность, внутреннюю готовность и возможность ряда субъектов причинить ущерб другим субъектам. Внешние угрозы российскому обществу традиционно исходят от представителей других стран и народов, явно или скрытно пытающихся реализовать свои амбиции, специально разработанные программы по пропаганде и распространению значимого для них образа духовной жизни и мышления, а также духовных ценностей и ориентиров. Внешние угрозы направлены, как правило, не против всего содержания духовности общества и личности, а на конкретные ее элементы и признаки. Угроза трудно выполнима, если она достаточно очевидна для большинства населения и вызывает у него активное противодействие. Практика показывает, что большинство внешних угроз формируется и реализуется, как правило, в ходе специальных кампаний и операций с целью дестабилизации или изменения отдельных сфер духовной жизни. Манипулирование сознанием граждан чаще всего имеет политическую, социально-этническую и религиозно-атеистическую направленность.

Угрозы в политической сфере (сознанию и мировоззрению субъектов) могут быть направлены против существующего, но неугодного для субъектов воздействия политического строя и режима в стране, или на такое изменение политического сознания граждан, в результате которого они, например, поддержали бы вредную для них, но выгодную для небольшой группы, политику правительства. Создаются угрозы членам политических партий, руководству страны, а также простым гражданам. Угрозы политическому содержанию духовности общества и личности продолжают оставаться наиболее распространенными и активно реализуются.

Внешние угрозы весьма скрытно осуществляются в отношении духовности этнических общностей для ослабления ориентации на единое государство — Российскую Федерацию — и разжигание сепаратизма. Внешние угрозы многонациональной духовности российского общества формируются и реализуются в тесной связи с внутренними угрозами. Поэтому выявлению подлинных источников и субъектов инициации сепаратистских идей, возвеличивания духовной культуры одной этнической общности в противовес принижению духовной культуры конфликтующей или даже неконфликтующей этнической общности в средствах массовой информации и науке уделяется пока недостаточно внимания. Следует особо подчеркнуть, что наиболее терпимо к духовной жизни других народов относится русский народ. Возможно, поэтому его духовность чаще подвергается фальсификации и различным нападкам.

Внутренние угрозы носят чрезвычайно разнообразный характер. Как правило, они не связываются с существованием или пониманием врага в лице какого-то субъекта, но с восприятием опасных действий, наносящих ущерб духовности общества и личности их связывать необходимо.

Каково же содержание реально существующих внешних и внутренних угроз, опасных для нашего духовного мира? Внутренним источником таких угроз стали, к сожалению, некоторые средства массовой информации.

Сегодня многие российские СМИ, по сути, — основной инструмент психологической обработки людей в интересах немногих или отдельных индивидуумов, внедрения в общественное и индивидуальное сознание идей и установок, ценностей и ориентации, несовместимых с потребностями и интересами, чаяниями и надеждами каждой личности. Таким образом внедряются установки и стереотипы, чуждые нравственному человеку или социальной общности. Очень часто многие россияне оказываются не в состоянии разобраться в действительной ситуации, в осознании степени угрозы их собственной духовности. Объект воздействия как бы добровольно теряет духовную самостоятельность, социальную ориентацию и оказывается подчиненным интересам других субъектов.

Внешние угрозы духовной безопасности для каждого гражданина России и в целом для общества в силу объективных и субъективных причин стали сегодня более благоприятными для их инициаторов, чем в недавнем прошлом. Внешние силы, предпринимая настойчивые и активные действия по психологической обработке российских граждан, реализуют их на достаточно высоком уровне скрытности и изощренности. Более того, значительно возросли их возможности по формированию и осуществлению подобных угроз.

В этом плане, в качестве реальной внешней угрозы духовности значительной части россиян, в том числе и военнослужащих, можно рассматривать информационную и духовно-психологическую экспансию средств массовой информации ряда зарубежных стран, в первую очередь США. Через российские СМИ духовно-культурное поле России интенсивно насыщается чуждыми ценностями. С помощью отдельных программ телевидения осуществляется широкомасштабная духовная агрессия, целью которой является смена духовного менталитета нации, деформация национального сознания, разрушение первооснов отечественной культуры.

Сегодня, образно говоря, видно невооруженным глазом, что совершается массированная языковая иностранная экспансия, нацеленная на разрушение первооснов русской духовной культуры. Следствием этого является постепенное насаждение чувства ущербности, неполноценности у определенной части граждан России как носителей русской культурной традиции.

В качестве интегральной угрозы следует рассматривать процесс, обостряющий реализацию свободы совести российских граждан. Российская Федерация в настоящее время является не только многонациональным, но и многоконфессиональным государством. Сегодня в России по официальным данным насчитывается более 60 религиозных направлений и конфессий. Традиционными и наиболее распространенными для России остаются православие, ислам и буддизм.

Сегодня во многом оказался деформированным сам механизм производства, распространения и потребления духовных ценностей. Опыт решения задач всестороннего и гармоничного развития личности, сохранения и развития традиций отечественной культуры, поддержания высокого уровня духовности граждан во многом утрачен. Почти все отрасли массового духовного производства ориентируются, если называть вещи своими именами, на удовлетворение низменных потребностей человека.

Изучение состояния развития современного российского общества показывает, что угрозы духовной безопасности его гражданам исходят практически из всех сфер общественной жизни. У многих людей утеряно ясное представление о собственной значимости, долговременных целях, о должном, о ценностях, произошел кризис идентичности, борьба интересов принимает жестокий, часто криминальный характер, исключающий компромиссы.

Особым негативным фактором, серьезно дестабилизирующим правосознание и нравственность россиян, выступает организованная преступность и коррупция. По некоторым данным, в РФ оргпреступность контролирует более 40 процентов валового национального производства, под ее влиянием находится более 40 тысяч хозяйственных предприятий, в том числе свыше 500 госпредприятий и столько же банков. Преступные группировки, по оценкам специалистов МВД России, давно поделили сферы своего влияния и осуществили вхождение во властные структуры. Достаточно острой для российского общества является также проблема, связанная с распространением и потреблением наркотических средств.

Угрозы внутри российского общества для духовной безопасности его субъектов существуют и со стороны экстремизма разного толка. Помимо религиозного, особенно опасен этнический духовный экстремизм, нарушающий установленный столетиями баланс духовных культур народов.

Национальная безопасность России не может быть надежно обеспечена без участия общества, состоящего из граждан-патриотов, укрепляющих традиционные для нашей страны духовно-нравственные ценности. Значит, возрождение нашей патриотической идеи и воспитание людей, готовых созидать во имя Родины и надежно защитить Отечество от внешних и внутренних угроз — важнейшая задана государства. Государства, которое само должно быть патриотичным по самой своей сути.

02.06.2019 admin


Эти ценности подаются как высший жизненный идеал, смысл человеческого бытия (а значительной частью сегодняшней молодежи они уже приняты, стали руководством к действию). Идет атака на духовный фундамент христианской цивилизации со стороны нетрадиционных религий (а русская культура, как никакая другая, выстрадала право быть носительницей подлинных христианских ценностей). Ядро национальной духовной культуры разрушается в результате некритичного заимствования и насильственного внедрения американизированных экономических и политических моделей, которые зарождались на принципиально иной ценностно-нормативной почве западноевропейской культуры.

Этот невиданной мощи маховик постепенно убивает саму суть культуры — ее духовность, а в человеке — его душу как основу человечности. Сегодня это волна захлестнула общество, в котором всесильно и безнаказанно правят СМИ и шоу-бизнес. К сожалению, цивилизационные процессы и интенсивные международные коммуникации, являясь, с одной стороны, фактором прогресса, одновременно угрожают целостности культур различных народов мира. В последнее десятилетие эти негативные тенденции усиливаются экспансией антигуманных ценностей массовой коммерческой культуры, ведущих к деградации личности, угрожающих как сохранению самобытности национальных культур, так и культурному развитию человечества в целом.

Мы можем стать свидетелями утраты культурой своей сущностной функции — быть гуманистическим ориентиром и критерием развития цивилизации и человека. Вся история России связана со стремлением достойно ответить на вызовы времени; реализовать объективные возможности рационального использования природной среды; успешно решать возникающие экономические и геополитические проблемы; обеспечивать достаточно высокое качество жизни людей, и решающую роль в этом играет культура, как всепроникающая созидательная сила, способная внести конструктивные начала в претворение в жизнь любых социально значимых задач.

В сложившейся ситуации стратегической задачей культурной политики является обеспечение духовной безопасности нации, и прежде всего путем сохранения традиционных матриц национальной культуры. Проблема сохранения культурной самобытности первична в системе государственных приоритетов — от ее решения зависит успешность решения всех других проблем, душевное здоровье нации, без которого у страны и народа нет шансов на будущее, без которого любые программы экономической модернизации останутся пустым славословием (или циничным способом разворовывания государственного бюджета, что сейчас и происходит).

На всех этапах становления и развития цивилизации культура неизменно играла огромную созидательную роль. Это подтверждает история Киевской Руси, где посредством Крещения в 988 году князь Владимир привнес в страну не только христианство, но и европейскую культуру, оказавшую самое конструктивное влияние на духовную жизнь населения. Об этом свидетельствуют Петровские реформы, в рамках которых достижения культуры Западной Европы послужили примером модернизации России. Культура европейского Просвещения вооружила Екатерину II идеями использования обучения и воспитания как ведущего средства совершенствования государства и общества; коренного улучшения уровня организации экономики, системы управления и духовной жизни.

Опора на культуру придала конструктивные начала либеральным преобразованиям Александра II, приведшим к тому, что вторая половина XIX столетия стала вершиной развития духовного мира российского общества. Культура обеспечила возможностьСоветскомуСоюзу совершить исторический рывок в повышении уровня образования, развитии науки и промышленного производства, в вовлечении десятков миллионов людей в эстетический всеобуч и социальнокультурное творчество. Включаясь в дальнейшее развитие государства и общества, нельзя не учитывать опыт модернизации начала XVIII века или в годы советской власти.

Однако, осознавая историческую значимость гигантского прорыва, который обеспечили эти титанические по новизне и объему акции, современная Россия не может и не должна оплачивать этот прогресс разорением и уничтожением миллионов соотечественников, как это было в петровское или сталинское время. Пример постиндустриального развития западных цивилизаций убедительно показал, что креативно-информационное общество и без применения варварских средств способно обеспечить такой уровень технологического развития, который делает возможным всеобщий доступ к элементарнымматериальным благам, к системам образования, медицинского обслуживания, информационного обмена.

Используя конструктивный опыт стран с высокоэффективной экономикой, Россия способна стать государством, благополучие которого будет обеспечиваться не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами. Исключительную роль культура приобретает в креативно-информационную эпоху, утверждая себя в качестве базового фактора модернизации всех сфер жизнедеятельности — от экономики и политики до науки, образования и иных областей духовной жизни.

Культура доказала, что является генератором успешного развития общества, ее ведущей созидательной силой, основой которого выступают научные знания и реальные возможности эффективно использовать объективный потенциал информационной техники и информационных технологий; обеспечить подлинное торжество демократии; создать условия достижения нового, принципиально более высокого качества жизни. Креативно-информационная эпоха обеспечивает широчайшие возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Однако цивилизационный процесс приобретает гуманистическую направленность лишь в условиях опоры на культуру.

Богатая история, высокий уровень образования и уникальные достижения в литературе и искусстве предопределяют объективно сложившиеся возможности успешного развития общества. Однако этого явно мало, ибо необходимы и практические технологии реализации имеющихся созидающих ресурсов, реальное использование уникального потенциала отечественной культуры.

Противоречия цивилизации начала XXI века проявляются в том, что, успешно решая одни проблемы, она негативно сказывается на других. Человечество достигло потрясающих возможностей информатизации и коммуникации, но, не задействовав при этом созидающий потенциал культуры, оно пока не обрело способности достаточно эффективно использовать их в гуманистических целях. Глобализация многократно расширила параметры технической кооперации и торгового обмена, но завалила мир далеко не лучшими образцами квазиискусства, нанесла ущерб фольклору, прикладному творчеству, другим компонентам традиционной культуры. Появление телевидения и бурный рост информационного влияния Интернета позволили каждому стать свидетелем того, что происходит на планете.

Однако век телевидения, Интернета и мобильной связи увел огромную массу людей от книги, от возможностей, читая или обмениваясь письмами, глубоко осмысливать прочитанное и написанное. Преодолению сложившихся противоречий и обеспечению конструктивного развития цивилизации может помочь использование заложенного в национальной культуре генетического кода, который способен придать ей гуманистическую направленность, передать систему фундаментальных ценностей, народных традиций, нравственных норм, эстетических принципов, конструктивно осмыслить исторический опыт.

Современную культуру справедливо рассматривают как фактор модернизации страны, ибо информационная, технологическая, духовная культура любого россиянина должна соответствовать требованиям утвердившейся ныне креативно-информационной эпохи. Однако это далеко не единственная и даже не главная функция культуры. Проникая во все сферы жизни, утверждая смыслы и скрепы общественного бытия, сохраняя историческое наследие и историческую память, формируя гуманистические традиции, стимулируя развитие креативных качеств личности, она в первую очередь утверждает высоконравственную, социально активную и духовно богатую личность.

И это дает все основания утверждать, что культура не услуга, не надстройка материального базиса, как утверждали марксисты, а основа, фундамент цивилизации, на который опирается созидание и социальный прогресс. Как совокупность гуманистических требований, которые индивид свободно и осмысленно определил для себя, культура носит всепроникающий характер. Она начинается у ребенка с формирования санитарно-гигиенических навыков, элементарного овладения речью и способами общения, сопровождая человека до последних дней жизни, проявляясь в культуре познания, культуре труда, культуре общественных отношений, культуре быта и досуга; нравственной, правовой, политической, экономической, экологической, эстетической, физической культуре; в способности везде и во всем строить свою жизнь по законам Чести, Добра и Красоты.

В новом социуме, который, надо полагать, будет существенно отличаться от сегодняшнего, обязательно будут востребованы ценности солидарности, справедливости, нестяжательства, духовности, совести, милосердия — ценности, которые исповедовала на протяжении многих веков русская культура.

В такой непростой ситуации в задачу культурной политики входит: поиск духовных оснований осуществляемых реформ и инициированных властью проектов; корректировка ценностной платформы экономических моделей и форм политического устройства; адаптация к специфике отечественной духовности сложившихся в западной культуре образовательных практик и концепций; разработка мировоззренческих основ национальной идеологии, которая помогла бы народу обрести смысл и осознать свою культурную миссию, выйти за пределы животного существования (а для многих — физического выживания), вернуть нации безжалостно украденный либеральными реформаторами смысл жизни, вдохнуть в нее веру и созидательную энергию


Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Духовно-нравственная безопасность — это система условий, позволяющая обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы ведет к распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований.

Национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.

Особая роль в духовной жизни общества принадлежит религии. Религия является одной из древнейших форм культуры. Это наиболее устойчивый общественный институт. Религиозные верования разнообразны. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм), наряду с национально-государственными, охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Процесс формирования религиозных систем продолжается и в наши дни. Он характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, обществ.

В этом плане следует заметить, что Россию в последнее время буквально захлестнула волна всевозможных религиозных культов и сект.

Борьба с сектами — задача всего общества. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты.

В секту чаще всего попадают люди, которые не имеют духовного опыта, духовных знаний. Поэтому для противодействия сектам необходимо всемерно повышать духовную культуру общества. Духовная культура — это особая сфера и форма деятельности. Она выступает необходимым условием существования всего общества.

Основными компонентами духовной жизни общества является наука и образование. Важнейшая функция науки — это накопление объективных, обоснованных знаний о природе, обществе, человеке. Сегодня научные знания стали неотъемлемой частью материального производства и других областей общественной жизни, важным фактором обеспечения безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой ее передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом оборонной мощи государства.

Существенное влияние на безопасность общества оказывает система образования. Государство, не способное дать определенный уровень образования своим гражданам, обречено на гибель.

Здоровье — благо и счастье для каждого человека и необходимое условие существования государства.

Угроза национальной безопасности России в настоящее время проявляется в кризисном состоянии социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ, ухудшении здоровья людей. Имеет тенденцию к росту уровень обшей заболеваемости среди населения страны. Особенно рост показателей заболеваемости наблюдается по болезням системы кровообращения, злокачественным новообразованиям, туберкулезу, инфекционным заболеваниям и др. Последние десятилетия прошлого века ознаменовались появлением ряда новых, ранее неизвестных опасных инфекционных заболеваний. Особую эпидемиологическую значимость для населения России представляют вирусные инфекции: ВИЧ, геморрагические лихорадки Лacca и Эбола и др. Увеличилась распространенность ранее известных, но редких инфекций, таких, как дифтерия, холера и др., а также социально обусловленных заболеваний: сифилис, вирусный гепатит. Продолжает ухудшаться состояние здоровья детей и подростков.

Читайте также: