Беседа что такое взятка

Обновлено: 19.05.2024

Автор: Клочкова Светлана Владимировна

Организация: ФМОУ СОШ с. Вадинск в с. Каргалей

Населенный пункт: с. Каргалей

Пояснительная записка

Актуальность: Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Активно внедряемая в России система антикоррупционного обучения и воспитания ставит перед школой новые задачи по пересмотру целей и содержания образования учащихся. Возникает не только потребность в углубленном изучении отдельных вопросов школьной программы по обществознанию, но и необходимость построения такого учебного процесса, который позволит осуществить специализированную подготовку учащихся по вопросам антикоррупционного поведения для дальнейшей успешной социализации во взрослой жизни. Информация о данной проблеме является важной и значимой для учеников всех возрастов. На школьных мероприятиях важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции, развивать навыки антикоррупционного поведения. Школа является тем образовательным институтом, который через антикоррупционное образование сможет воспитать такое мировоззрение, в котором коррупционный поступок будет считаться не нормой, а вызывающим общественное осуждение фактом.

Цель:

формирование у учащихся негативного отношения к коррупции как к нежелательному социальному явлению.

Задачи:
- познакомить с явлением коррупции;
- дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления.

Формирование УУД:

Личностные:

- формирование активной жизненной позиции;

- формирование гражданской ответственности, самосознание важности таких понятий, как соблюдение закона, чести и честности, незапятнанной репутации и необходимости борьбы с коррупцией.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать необходимые действия;

- адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные:

- уметь искать и выделять необходимую информацию;

- осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- развивать творческое воображение.

Коммуникативные:

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- осуществлять совместную деятельность в группе.

Участники внеклассного мероприятия: педагог; учащиеся 5 класса.

Время проведения: 1 час.

Форма работы: беседа, инсценировка сказки. В мероприятии применяется фронтальная, парная и групповая форма работы.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки.

Реквизиты: раздаточный материал для выполнения заданий, толковый словарь С.И. Ожегова, карандаши, ручки, листы бумаги, элементы костюмов для героев сказки и необходимые предметы для инсценировки.

Используемые педагогические технологии:

Ход мероприятия:

Коррупция «есть корень, из которого вытекает

во все времена и при всяких соблазнах

Учитель:

С коррупцией нужно бороться,
Ведь тянет страну она вниз!

Учитель:

По нашему короткому вступлению вы догадались, что наше мероприятие посвящено коррупции, одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Коррупция – явление неоднозначное и очень сложное для понимания. (слайд 1,2)

Скажите, пожалуйста, слышали ли вы это слово? Оно вам знакомо? (Ответы детей)

Я предлагаю написать, как можно больше слов или выражений, связанных, по вашему мнению, со словом коррупция (1 минута).

Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос (1 минута).

Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)
Попробуем систематизировать полученную информацию.

А вот одно из определений этого слова:

Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству.

Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена.

Поэтому в первобытных обществах плата жрецу, или вождю была нормой. (слайд 3). По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Мы с вами разобрали, что такое коррупция. А теперь давайте узнаем причины коррупции.

Как у любого явления, у коррупции есть свои корни. Как вы думаете, что порождает коррупцию? (Ответы записываются на доске, составляется кластер)

Причины коррупции: (учитель помогает правильно сформулировать)

• Желание легкой наживы

• Коррупция как привычка

• Низкий уровень жизни населения

• Низкая заработная плата государственных служащих.

Работа в группах.

А сейчас давайте поработаем в группах.

Я попрошу вас расшифровать тарабарскую грамоту (литорею). Она заключается в следующем: поставив согласные буквы в два ряда, употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные остаются без перемены. Так, например, фатоп = закон.

Используя шифр, найдите спрятанные слова. Так мы с вами узнаем самые опасные формы коррупции.

Ш Ф Я К Т А (взятка)

М А Л К М А К А (растрата)

(Ответы прикрепляются на доску, составляется кластер)

Как вы думаете, что такое взятка? (Ответы детей).

Из словаря С.И. Ожегова: ВЗЯТКА, -и, ж. 1. Деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. (слайд 4)

Учитель:

Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции. Часто в массовом сознании взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого зависит принятие решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает в нашей стране 3000 рублей.

А как вы думаете, что такое растрата? (Ответы детей)

В толковом словаре Д. Н. Ушакова сказано, что растрата - это незаконное расходование с корыстной целью доверенных денег или имущества.

Работа в парах.

Наши предки отражали свое отношение к коррупции в пословицах и поговорках. Из данных слов вам нужно составит пословицу или поговорку на тему нашего мероприятия.

В, ногой, в, карман, суд, рукой.

Суд, судья, да, прямой, кривой.

Сухая, рот, ложка, дерет.

Рыба, головы, с, гниет.

Один, другой, для, закон, богатых, для, бедных.

Не, поедешь, подмажешь, не.

Лучше, да, честность, нежели, бедность, прибыль, да, стыд.

И, глупый, когда, берет, умный, дает.

Когда, всплывает, то, правда, золото, тонет.

Дай, будешь, грош, так, хорош.

Физкультминутка

Я попрошу вас встать. Сейчас я буду называть разные слова, а вы, если слово имеет отношение к коррупции, должны присесть, а если нет, то подняться на носочки. (Верность, дружба, жадность, власть, любовь, растрата, милосердие, мошенничество, благородство, обман, доброта, взятка, справедливость, подкуп, помощь, нажива). (слайд 6)

Учитель:

Ребята, а сейчас мы побываем в гостях у необычной сказки (сказку показывают заранее подготовленные ученики). (слайд 7)

Инсценировка

Учитель:

За дремучими лесами,

За высокими горами,

Было царствие такое

В этом царстве-государстве

Люди жили словно в сказке.

Каждый делом занимался,

Каждый там для всех старался.

Каждый думал о себе,

О своей родной стране.

Все прекрасно было в царстве,

В этом милом государстве

Царь разрешал у них все споры,

Скандалы дрязги и все ссоры.

Никого не обижал,

Во все жалобы вникал,

Решения честно принимал.

Но так было не всегда,

Была однажды чехарда.

Не хотелось вспоминать,

Но об этом надо знать.

Коррупция в страну пришла

И зло всем людям принесла.

Тяжелые настали времена,

И решил народ тогда

На помощь звать богатыря.

Люди:

Защитник ты наш, разберись ты с чудищем поганым- Коррупцией, беда от нее, державушку нашу подтачивает, и никакого сладу нет.

Богатырь:
-На что же она похожа?

Люди:
-Сами не видели, но, говорят, очень страшнюща, как смертный грех.

Богатырь:
-Как же я её найду, коли в лицо никто не знает?

Люди:
А кто и знает, тот помалкивает.

Коррупция (выскакивает из-за печки):
-Сами вы страхолюдины! Ну я вам покажу, кого надо бояться!

Учитель:

Выскочила она так быстро, что ее никто разглядеть не успел.

Собрала она своих слуг и повелевающим тоном объявила:

Коррупция:

Коррупсики мои, настал тот час,

Когда о нас узнать от единиц до масс

Должны от мала до велика.

Вы не жалейте сил своих,

На методы искусные вы не скупитесь!

Себя прославить вы поторопитесь!

Чтоб можно было вспомнить

О делах ваших больших.

Учитель:

А тем временем собрал богатырь своих людей верных, в делах проверенных и велел найти Коррупцию и обезвредить.
Только примета верная известна: кто с Коррупцией дела имеет, у того руки черными становятся, потому как грязная она очень.
Шло время, Коррупцию то там, то сям видели, а отловить никак не могли. Знали: вот тут только что была, а потом вдруг и следов ее не оставалось. Да и говорили про нее разное: одни уверяли, что страшнее ее никого в жизни не видали, а другие спорили, мол, очень она привлекательна, хотя и допускали, что при таких-то деньгах любую внешность себе закажешь.

И вот коррупсики идут далече

К народу мирному навстречу,

Который и не знал, что взяткам и откатам

Коррупсики все будут очень рады.

Народ на плечи возложил большое бремя,

Все измерять ценою стал в то время.

Каждый, кто хочет может совесть и честь вмиг продать,

Ведь за коррупсика готов он все отдать.

И стали все обманывать, хитрить

Опасно стало в том народе жить.

Учитель:

А богатырь бегал по чистому полю, махал сабелькой да булавой, да всё напрасно, только воздух рассекал, да тучи нагонял. Потом встретил свое войско и потребовал доложить о делах. Тут и увидел примету главную: руки черные, у кого по локоть, а у кого и по плечики.
Разгневался богатырь.

Богатырь:
Что же вы, братцы, дела неправые творите, заодно уж с врагом спелись.

Бойцы:
Как ты можешь, богатырь, о нас такое думать, подозревать нас в делах поганых? Верой и правдой мы Корр. тебе служим, а руки наши грязные оттого, что ухватить ее окаянную пытались, вот и измарались, но уж очень она скользкая. В двух местах её обнаружили и почти ухватили. В детском саду игрушек не досчитались, видно, в соседнюю страну как стратегический материал продали. Перекрыли ход Коррупции, сад закрыли. И в библиотеке: макулатуры то ли мало было, то ли наоборот много, уже не помним, тоже закрыли этот рассадник зла. Так что спи еще на печи сколько сможешь, страху мы на Коррупцию навели. А Коррупция в это время за их спинами пряталась, да злобно похихикивала.

Учитель:

И вот узнал народа царь о том,

Коррупсики все сферы царства захватили.

И чувства неравенства вражды в душах народа поселили.

Тогда создал большого стража он,

А имя ему дал Закон.

Распоряжение царь дал своим министрам,

Противодействие создать в тех сферах быстро.

Царь:

Учитель:

И началась серьезная война

Против коррупсиков без края и конца.

И длилась та война 15 лет,

Свели в том царстве всех коррупсиков на нет.

И вот опять в том царстве мир и благодать,

Честь и достоинство людей

Нельзя там больше продавать и покупать.

А каждый житель с мала до велика должен знать,

Не нужно выгоду везде искать,

Дела на совесть нужно выполнять.

Тогда и без коррупсиков в любом ненастье

Будет царить и мир и счастье.

Учитель:

Борьба с коррупцией началась во второй половине XXIV века до н.э. А может быть, и раньше. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. В настоящее время существуют и совершенствуются методы борьбы с коррупцией. Коррупция наказуема законом, это преступление! Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет как за получение взятки, так и за дачу взятки. Бороться необходимо на всех направлениях. Борьба с коррупцией – дело каждого! По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. ( слайд 8)

Ребята, у нас на доске изображена черная туча (коррупция) и разноцветный зонтик (закон). Ваша задача: выйти к доске, взять одну карточку со словом и разместить ее на тучку или под зонтик. (Слова на карточках: взятка, подкуп, добро, правда, ложь, честность, растрата, порядок, зло, ненависть, обман, хищение, обогащение, доверие, совесть.)

Посмотрите, что у нас получилось. Где написаны наиболее ценные и важные слова?

Ребята, так что же означают слова: коррупция, взятка?

Создай паспорт

А сейчас я предлагаю вам создать паспорт коррупции (раздаются заготовки)

Наше мероприятие подошло к концу, я надеюсь, что вы сделаете правильный выбор, будете достойными гражданами Российской Федерации и приложите все силы для борьбы с коррупцией.

Россией зовется общий наш дом,
Пусть больше не будет коррупции в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России. (слайд 9)

Спасибо за внимание! (слайд 10)

Заключение

Уроки антикоррупции — новая для России инициатива, и ей уделяют внимание далеко не во всех школах. Кажется, что дети и так знают, что воровать плохо. Как показывает практика, на уроках коррупции дети в первую очередь учатся мыслить рационально и осознают, что у них есть права. Задача учителя показать детям, что с детства люди должны быть справедливыми, честными, порядочными, законопослушными, милосердными. Таким образом, данная методическая разработка стимулирует школьников к борьбе с коррупцией. Ведь в наших интересах вырастить здоровое поколение, как с физической стороны, так и с психологической. Лишь в этом случае мы сможем вывести страну на более высокий и престижный уровень развития образования.


• считает взятку постыдным, позорным и гнусным преступлением;
• не хочет стать пособником жуликов и проходимцев;
• готов поступиться своими сиюминутными интересами ради того, чтобы не плодилось черное племя взяточников;
• хочет видеть свою страну свободной от засилья воров и коррупционеров

Наиболее опасными проявлениями коррупции продолжают оставаться взятка и коммерческий подкуп.

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой:
- получение взятки (статья 290);
- дача взятки (статья 291).

Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

Получение взятки - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия) либо предоставлению получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ?

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо - представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительное или административно-хозяйственные функции. Представитель власти - это государственный или муниципальный чиновник любого ранга - сотрудник краевой (областной) или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции - это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП?

Взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях - директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д. – в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (статья 204).

Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184), который связан со случаями дачи и получения незаконного вознаграждения спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, организаторами или членами жюри.

НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ И КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.

Получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса РФ):

ч.1. Если взятка получена за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица:
- лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;
- штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;

ч.2. Если взятка получена за незаконные действия (бездействие) должностного лица:
- лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;

ч.3. Если преступление совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления:
- лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;

ч.4. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, с вымогательством или в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.):
- лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей или в размере дохода осужденного за период до 5 лет.

Дача взятки (статья 291 Уголовного кодекса РФ):

ч.1. Если взятка давалась лично или через посредника:
- лишение свободы на срок до 3 лет;
- арест на срок от 3 до 6 месяцев;
- испытательные работы на срок от 1 года до 2 лет;
- штраф в размере от 200 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев;

ч.2. Если взятка давалась за совершение заведомо незаконных действий (бездействие):
- лишение свободы на срок до 8 лет;
- штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет.

Коммерческий подкуп (статья 204 Уголовного кодекса РФ):

Незаконная передача денег, ценных бумаг, иного имущества и оказание услуг имущественного характера (части 1 и 2):

ч.1. Если преступление совершено одним лицом:
- лишение свободы на срок до 3 лет;
- ограничение свободы до 2 лет;
- штраф в размере от 200 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет;

ч.2. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой:
- лишение свободы на срок до 4 лет;
-арест на срок 3 до 6 месяцев;
-ограничение свободы на срок до 3 лет;
-штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет.

Незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера (части 3 и 4):

ч.3. Если преступление совершено одним лицом:
- лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
- штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от одного года до 3 лет;

ч.4. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо сопряжено с вымогательством предмета подкупа:
- лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Взятка нередко дается и берется через посредников-подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

Коммерческий подкуп может осуществляться через посредников-подчиненных сотрудников, партнеров по бизнесу, специально нанятых лиц, которые также рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

ГРАЖДАНИН, ДАВШИЙ ВЗЯТКУ ИЛИ СОВЕРШИВШИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП, МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЕН ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЕСЛИ:


• установлен факт вымогательства;
• гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным, заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306).

НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ:

Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам вымогательства взятки.

Внимание! Вас могут провоцировать на дачу взятки или коммерческий подкуп с целью компрометации и шельмования!

СКЛОНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является служебной обязанностью государственного или муниципального служащего.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим служебной такой обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ (ПОДКУПА)

ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА?

Принять решение согласно своей гражданской позиции, своим нравственным принципам, совести и жизненному опыту. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:

Первый вариант - прекратить всяческие контакты с вымогателем, дать понять ему о Вашем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что важный для Вас вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.

Второй вариант - встать на путь сопротивления взяточникам и вымогателям, исходя из четкого понимания, что только всем миром можно одолеть это зло, что человек должен в любых ситуациях сохранить свое достоинство и не становиться пособником преступления.

Второй вариант в большей степени согласуется с нормами права и морали, согласно которым зло должно быть обязательно наказано. Но каждый человек как свободная личность принимает сам решение, какой путь он избирает.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ ЗАЯВЛЕНИЯ

Прокурору Камчатского края
от гражданина Иванова И. И.,
проживающего по адресу:
г. Петропавловск-Камчатский,
ул. Советская, дом 10

Я, Иванов Иван Иванович, заявляю о том, что 15 мая 2010 года главврач городской больницы №Васильев Василий Васильевич за лечение моего брата Иванова Владимира Ивановича поставил условие: передать ему деньги в сумме 20 тыс. руб. в срок до 20 мая 2010 года. В противном случае моему родственнику будет отказано в приеме в стационар. Передача денег должна состояться в служебном кабинете Васильева. Перед этим я должен позвонить ему по телефону и договориться о времени встречи. Я, Иванов Иван Иванович, предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ.

Дата
Иванов И. И. (подпись заявителя)

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Ваше-го заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации, по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.


Разработка классного часа направлена на профилактику коррупционного поведения у учащихся. Материал может быть полезен классным руководителям, педагогам-организаторам, вожатым.

Описание разработки

Форма проведения: классный час

Возраст обучающихся: 8 - 9 классы

Время проведения: 45 мин

Подготовительная работа с обучающимися:

2) предварительная работа школьников со словарем и справочником по заданию учителя

3) создание трех творческих групп.

  • план - конспект
  • раздаточный материал
  • компьютер
  • проектор
  • экран

Цель: содействовать формированию антикоррупционного сознания среди обучающихся 8 - 9 классов

Задачи:

Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране. Формировать умения работать в группах, высказывать свое мнение.

Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность у подростков. На эмоциональном уровне формировать неприятие коррупционного поведения.

Ход мероприятия:

I этап. Организационный момент - 3 мин.

Просмотр отрывка - 5 мин.

Учитель: Ребята, о чем, этот отрывок? Ответы обучающихся (о том, что в городе все ждали ревизора, и боялись его приезда. Хлестакова по ошибке приняли за проверяющего. Все чиновники пытались дать ему деньги или еще как - то угодить)

Учитель: вы все поняли правильно, молодцы. А теперь пред вами задача - определить, что же такое коррупция.

II этап. Мозговой штурм - 10 мин

Задача учителя на данном этапе, чтобы дети поняли, что такое коррупция, взятка. Все 3 группы работают с раздаточным материалом (карточки с пословицами о взятках по 2 на группу).

Задание №1 5 мин

Задание №2 5 мин

Учитель: Ребята, на ваших столах лежат толковые словари русского языка. С помощью словаря, опираясь на предыдущее задание, сформулируйте своими словами, что такое коррупция? Вспомните отрывок их спектакля, приведите пример коррупции. Свой ответ запишите, а потом вы должны будете его зачитать. (1 ответ от каждой группы, зачитывает один представитель)Заслушиваются ответы обучающихся. Учитель при необходимости поправляет, уточняет, еще раз проговаривает, что такое коррупция.

В рамках подготовительной работы дети по группам получили домашнее задание найти примеры наказаний за взятки на Руси в 16 - 17 вв. Учитель дает слово по очереди 1 ученику от каждой группы. Основная задача этапа, чтобы школьники поняли, что взятка – это преступление, за которое всегда сурово наказывали. Этот вывод может сделать учитель в конце, подытоживая сказанное.

Учитель: Наступает время перейти к следующему этапу и узнать, как же поступали со взяточниками на Руси. Дома вы заранее подготовились, и сейчас мы заслушаем представителя от каждой группы. Итак, начинаем.

1 - ый ученик. В период царствования Ивана Грозного взяточничество было официально признано тяжким преступлением. Изобличённые подвергались телесным наказаниям: виновному привязывали к шее вещь, взятую им в подарок, например, кошелёк, серебро, жемчуг, солёную рыбу. Впервые в качестве наказания была применена смертная казнь: дьяка, который принял в качестве взятки жареного гуся, начинённого монетами, вывели на торговую площадь, и четвертовали.

2 - ой ученик. Соборное Уложение 1649 г. тоже осуждало взяточничество. К нарушителям применялись достаточно суровые меры: от денежного взыскания и запрета на должность до «битья кнутом или батогами (в зависимости от сословия), казни либо отсечения руки. Должностное лицо, уличённое в коррупции, должно было вернуть взятые подарки и подвергнуться правежу, т. е. битью батогами. Размер штрафа мог колебаться, по свидетельству современников, от 500 до 1000 рублей. Дьяков наказывали кнутом, привязав к шее взятую в подарок вещь, а затем отправляли в ссылку. Судьи за взятки подвергались казни.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Городской конкурс социальных инициатив

среди педагогов муниципальных

образовательных учреждений Волгограда

разработка тематического классного часа

по профилактике коррупционного поведения среди обучающихся

Морозова Маргарита Сергеевна

Волгоград, 2013 год

(восточная мудрость)

Форма проведения: классный час

Время проведения: 45 мин

Подготовительная работа с обучающимися:

2) предварительная работа школьников со словарем и справочником по заданию учителя

3) создание трех творческих групп.

Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране.Формировать умения работать в группах, высказывать свое мнение.

Воспитательная:воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность у подростков. На эмоциональном уровне формировать неприятие коррупционного поведения.

Ход мероприятия:

I этап.Организационный момент-3 мин.

Просмотр отрывка-5 мин.

Учитель: Ребята, о чем, этот отрывок? Ответы обучающихся (о том, что в городе все ждали ревизора, и боялись его приезда. Хлестакова по ошибке приняли за проверяющего. Все чиновники пытались дать ему деньги или еще как-то угодить)

Учитель: вы все поняли правильно, молодцы. А теперь пред вами задача - определить, что же такое коррупция.

II этап.Мозговой штурм-10 мин

Задача учителя на данном этапе, чтобы дети поняли, что такое коррупция, взятка. Все 3 группы работают с раздаточным материалом (карточки с пословицами о взятках по 2 на группу).

Задание №1 5 мин

Задание №2 5 мин

Учитель: Ребята, на ваших столах лежат толковые словари русского языка. С помощью словаря, опираясь на предыдущее задание,сформулируйте своими словами, что такое коррупция? Вспомните отрывок их спектакля, приведите пример коррупции. Свой ответ запишите, а потом вы должны будете его зачитать. (1 ответ от каждой группы, зачитывает один представитель)Заслушиваются ответы обучающихся. Учитель при необходимости поправляет, уточняет, еще раз проговаривает, что такое коррупция.

В рамках подготовительной работы дети по группам получили домашнее задание найти примеры наказаний за взятки на Руси в 16-17 вв.Учитель дает слово по очереди 1 ученику от каждой группы. Основная задача этапа, чтобы школьники поняли, что взятка – это преступление, за которое всегда сурово наказывали. Этот вывод может сделать учитель в конце, подытоживая сказанное.

Учитель: Наступает время перейти к следующему этапу и узнать, как же поступали со взяточниками на Руси. Дома вы заранее подготовились, и сейчас мы заслушаем представителя от каждой группы. Итак, начинаем.

1-ый ученик.В период царствования Ивана Грозного взяточничество было официально признано тяжким преступлением. Изобличённые подвергались телесным наказаниям: виновному привязывали к шее вещь, взятую им в подарок, например, кошелёк, серебро, жемчуг, солёную рыбу. Впервые в качестве наказания была применена смертная казнь: дьяка, который принял в качестве взятки жареного гуся, начинённого монетами, вывели на торговую площадь, и четвертовали.

2-ой ученик. Соборное Уложение 1649 г. тоже осуждало взяточничество. К нарушителям применялись достаточно суровые меры: от денежного взыскания и запрета на должность до «битья кнутом или батогами (в зависимости от сословия), казни либо отсечения руки. Должностное лицо, уличённое в коррупции, должно было вернуть взятые подарки и подвергнуться правежу, т. е. битью батогами. Размер штрафа мог колебаться, по свидетельству современников, от 500 до 1000 рублей. Дьяков наказывали кнутом, привязав к шее взятую в подарок вещь, а затем отправляли в ссылку. Судьи за взятки подвергались казни.

3-ий ученик. В 1648 году в Москве произошел Соляной бунт. Непопулярные меры правительства в налоговой системе усугублялись лихоимством высокопоставленных чиновников. Особенно отличились возглавлявший Земский приказ Л.С. Плещеев, который по ложным обвинениям сажал людей в тюрьму и освобождал только за взятку, а также руководитель пушкарского приказа П.Т. Трахониотов, который присваивал жалованье служилых людей. Во время бунта участники потребовали выдать упомянутых лихоимцев народу, что и было сделано. Палач вывел Плещеева на площадь, и полпа буквально растерзала взяточника. На следующий день печальная участь постигла и Трахониотова. Его водили с колодкой на шее по столице, а затем казнили. Это послужило хорошим уроком для других чиновников.

Учитель: Спасибо. А какие выводы мы можем сделать из услышанного? Ответы обучающихся (в 16-17 веках взяточничество было распространено.Но тех, кто был пойман, сурово наказывали, и даже могли казнить)

Учитель: Да, действительно, продажные чиновники даже в то время очень сурово наказывались. Уже тогда люди понимали, насколько коррупция вредна для общества. Давайте и мы с вами подумаем, к каким отрицательным явлениям она приводит?Ответы детей.

Учитель: коррупция разрушает не только экономику страны, но и вызывает у ее граждан недоверие к государству, порождает правовой нигилизм - т.е. неверие граждан в торжество закона, а, как следствие, пренебрежение его нормами. Не случайно в 2004 году Организацией Объединенных наций 9 декабря было объявлено Международным днем борьбы с коррупцией. 5 мин

1.Ужесточить законодательство об ответственности за дачу и получение взяток 2.Повышать уровень зарплат чиновникам 3. Усилить контроль за работой чиновников, чтобы они выполняли свои обязанности 4. Воздействовать на психологию, мировоззрение людей, чтобы не предлагали взяток чиновникам 5. Устроить пропаганду против коррупции в СМИ 6. Повышать уровень правовой грамотности людей.

Учитель: А сейчас вам предстоит проверить себя, как вы поняли, что такое коррупция. Перед вами на столах лежат конверты с номером 2 (приложение№ 4). Вскройте их. У каждой группы на карточке записаны 2 ситуации. От группы будут отвечать 2 человека, каждый прочитает свое задание вслух, и скажет, где есть коррупция, а где ее нет, и почему. Другие группы слушают и при необходимости поправляют. Итак, начали.

VI этап. Подведение итогов 2 мин

Учитель: Молодцы. Мы с вами сегодня очень плодотворно поработали. Что же нового вы узнали? Какие выводы сделали для себя?

Учитель: Перед вами чистый лист ватмана. Я прошу вас выразить ваше отношение к проблеме коррупции. Пожалуйста, нарисуйте или напишите что-нибудь, что вы хотите сказать по нашей теме.


Среди новостей все чаще появляются заметки о задержании высокопоставленных чиновников и возбуждении против них уголовных дел по получению взяток. Несмотря на масштабную борьбу с коррупцией, ведущуюся на всех властных уровнях, число подобных преступлений не уменьшается. Поэтому необходимо четко понимать, что такое взятка и какую уголовную ответственность несет лицо, ее дающее и лицо берущее.

Немного из истории

Сегодня взятку относят к категории опасных видов преступных деяний, так как такие действия разлагают общественные отношения и подрывают веру граждан в институты власти.

В действующем на сегодня законодательстве взяточничество как противоправное действие карается по ст. 290 УК РФ, в которой указывается, что получение имущественной выгоды чиновником за бездействие или противозаконные действия являются преступлением. Такая выгода может выражаться в получении:

  • денежной суммы в отечественной или зарубежной валюте;
  • акций, облигаций и иных ценных бумаг;
  • ценного имущества, например, драгоценностей, автомобиля и т.п.;
  • услуги в виде оплаты ремонта дома, квартиры или турпутевки.

Как показывает судебная практика, наиболее часто предметом взяточничества становятся передача денег. Тем не менее, нередко в судебных постановлениях встречаются взятки в виде передачи чиновнику автомобиля в пользование, предоставление офиса или строения в аренду без ее оплаты. Встречаются случаи, когда взяточнику прощаются долги, что также попадает под признаки взяточничества в виде оказания услуги имущественного характера, то есть взяткой может стать не только имущество как таковое, но и передача прав на него, например, авторских или кредиторских прав и т.п.

Каким бывает взяточничество

В соответствии со смыслом ст.290 УК РФ противоправным деяниями считаются бездействие или действие чиновника, направленное на получение имущественной выгоды одного из видов, перечисленных выше. Уголовное наказание выносится.

  1. За бездействие или действие, совершенное чиновником, которое он должен совершать в силу своих должностных обязанностей, то есть он их может и обязан выполнять, но не выполняет ради получения имущественной выгоды.
  2. За помощь или способствование иным чиновникам бездействовать или выполнять действия в пользу лица, давшего взятку, УК РФ ст. 291. В данном случае подразумевается авторитет, которым обладает начальник перед своими подчиненными и, получив взятку в денежном или ином выражении, заставляет своих подчиненных выполнять просьбу лица, ее давшего, или дает прямое указание выполнить желаемое гражданином действие или бездействие.
  3. За оказание покровительства или попустительстве по выполнению должностных инструкций, другими словами оказание поддержки действием или бездействием. В данном случае форма выражения этой поддержки специально не оговаривается, включая и сроки ее оказания. Она может быть оказана значительно позже, например, в виде дачи рекомендации о назначении на должность лица, от которого была получена взятка: при появлении соответствующей вакансии; выписка премиального вознаграждения; отправка в загранкомандировку и т.п.
  4. За попустительство при ненадлежащем выполнении должностных инструкций, которое может выражаться в не назначении каких-либо наказаний или дисциплинарных взысканий для подчиненного, ранее вручившего взятку своему начальнику. В этом варианте сроки и какие именно действия будут совершаться заранее не оговариваются, так как подчиненный надеется на снисходительно отношение к нему начальника.
  5. За бездействие или действия, выходящие за рамки правового поля, когда они:
  • не предусматриваются должностными обязанностями, действующим правовым полем и не являются обязанностью руководителя, например, прием на работу сотрудника, не имеющим полномочия в сфере трудоустройства (заместитель руководителя предприятия, начальник отдела и т.д.);
  • предусматриваются должностными обязанностями, и действующим правовым полем, но при определенных обстоятельствах, которые на дату вручения взятки (291 УК РФ) отсутствовали, например, внеплановая налоговая проверка конкурирующей фирмы, при отсутствии соответствующих факторов, обосновывающими ее;
  • являются полномочиями иного должностного лица, например, когда сотрудник охраны пропускает гражданина к обвиняемому, находящемуся в СИЗО в случаях, когда на это имеет право исключительно начальник отдела охраны;
  • являются полномочиями собраний, комиссии или другой коллективной коллегии, например, когда освобождение от воинской службы может быть выдано исключительно призывное комиссией, а решение принимается только врачом-специалистом;
  • полномочия не могут делегироваться никому ни при каких обстоятельствах, например, подлог по службе или фабрикование ложной доказательной базы.

Сроки выполнения обязательств, взятые на себя лицом при получении взятки для квалификации преступного деяния, не имеют никакого значения, то есть сначала могут быть выполнены обязательства по ее получению, а может быть и наоборот. Имущественные ценности, как взятка, могут сразу же передаваться в полном объеме или вручаться дробными частями. Граждане, передающие или получающие ее, могут пользоваться терминами применимые к обычной торговой сделке, например, получение суммы в полном объеме или авансовый платеж.

Кто берет взятки

Ст.290 УК РФ устанавливаются признаки граждан, которые потенциально могут стать взяточниками и быть привлечены к уголовной ответственности. Как правило, ими становятся лица, занимающие руководящие должности в госорганах власти и частных структурах. Опытный адвокат по взяткам сможет разобраться с подобными ситуациями и найти правильную линию защиты. Как показывает судебная практика, наиболее часто дела о взяточничестве касаются следующих граждан:

  • Сотрудники органов внутренних дел за отказ от начала и за начало делопроизводства; приостановление или прекращение уголовных дел с нарушением действующего законодательства; приостановление, прекращение или возбуждение административного делопроизводства с нарушением действующего законодательства; фабрикацию доказательной базы или уничтожение ее; подделку документов дела и т.п.
  • Сотрудники службы приставов за отказ от возбуждения или прекращения исполнительного делопроизводства с нарушением действующего законодательства; сознательное уменьшение цены имущественных активов; за исключение из описи имущественных активов с нарушением действующих правовых норм; укрывательство доходов, получаемых должником или неприятие мер по их обнаружению.
  • Госслужащие муниципальных и госорганов, занимающие ответственные должности и получающие взятки за выдачу разрешений на размещение или строительство торговых точек, получение участков земли с нарушением правовых норм.
  • Преподавательский состав высших и средних учебных заведений за выставление хороших оценок студентам и ученикам, не имеющих соответствующие знания.
  • Администрация, врачи, медсестры государственных поликлиник и больниц, а также частных клиник за незаконную выдачу справок и оформление заведомо ложных меддокументов.
  • Сотрудники инспекций Трудовой, Пожарной, Жилищной, Коммунального и Потребительского надзора за сокрытые нарушений, не проведение запланированных проверок.
  • Штатные сотрудники уголовно-исполнительной системы наказаний за досрочное освобождение, произведенное с нарушением УК России; незаконное снимание срока ограничения воли и смягчение срока наказаний; пронос запрещенных алкогольных напитков, телефонов и иных предметов.

Также гражданами, дающими и получающими взятки, могут быть признаны:

  • Лица, имеющие иностранное гражданство и занимающие руководящие посты, работающие в судебном, законодательном или исполнительном госучреждении и осуществляющие свою деятельность в интересах страны, гражданином которой являются.
  • Лица, занимающие руководящие посты в организациях международной юрисдикции.

Несмотря на то, что в отечественной судебной практике отсутствуют дела о взятках, касающихся иностранных граждан по ст.291 УК РФ, помощь адвоката будет своевременной для предотвращения подобных негативных ситуаций.

Особенности квалификации взяточничества

Судебное производство, связанное с делами о взяточничестве, трудны в рассмотрении и имеют большое количество тонкостей, требующих индивидуальных решений в каждой отдельно взятой ситуации. Отечественные Суды Высшей инстанции в отношении таких дел регулярно выпускают постановления и разъяснения по делам о взятках ст. 290 и ст.291 УК РФ, помощь адвоката в таком судопроизводстве поможет избежать множества проблем и решить ситуацию в положительную для клиента сторону.

К таким тонкостям, рассмотренным в судебных разбирательствах, относятся:

  • При даче и получении взятки отсутствует пострадавшая сторона, так как имущественные ценности, дает лицо, которому не нанесен ущерб. Эти ценности являются доказательной базой и должны быть изъяты в государственную пользу. Для дачи взятки имущественные ценности взяткодателю могут быть выделены органами правопорядка (если дача взятки контролируется сотрудниками этих органов). Если этого не происходит, лицо дающее взятку, считается ее владельцем и отвечает за свой поступок перед законом.
  • Противоправное деяние попадает в категорию законченных с момента дачи имущественных ценностей взяткополучателю, независимо от выполнения им взятых на себя обязательств или намерения вообще не исполнять их.
  • Если взяткополучатель взял имущественные ценности, не имея при этом намерения выполнить взятые на себя обязательства, такие противоправные действия могут считаться мошенничеством, так как возникают признаки обмана с целью похищения имущественных ценностей.
  • При оказании услуг (например, консультационных) лицом, занимающим должность и связанных с его профессиональной деятельностью, а также оказанных в свободное от работы время признаки получения взятки согласно ст. 290 УК РФ отсутствуют.
  • В случаях, когда лицо занимающее должность, задержано во время передачи взятии и не успело воспользоваться ею, это считается оконченным противоправным деянием.
  • Если взятку не удалось передать, то и взяткодатель, и взяткополучатель считаются участниками противоправных деяний и должны понести уголовную ответственность за попытку его совершить.
  • В случаях, когда взятку получает несколько ответственных сотрудников властных органов, все они привлекаются к уголовной ответственности по соответствующей статье, независимо от размера стоимости имущественных ценностей, которую каждый из них должен был получить.
  • Когда руководитель, занимающий ответственную должность, получает взятку за совершение противоправных деяний, он должен привлекаться по нескольким соответствующим статьям УК России.

Вымогательство взятки

Подобное противоправное деяние квалифицируется по п.6, ч.5, ст.290 УК и относится к категории особо опасных, так как формирует у граждан страны уверенность в неуязвимости высокопоставленного взяточника. В состав деяния входят:

  • требование высокопоставленного взяточника вручения ему имущественных ценностей за взятые на себя обязательства по бездействию или действию, провоцируя тем самым гражданина к нарушению ст. 291 УК РФ;
  • угроза нанести ущерб потенциальному взяткодателю, если имущественные ценности не будут ему вручены.

В таких случаях очень часто искусственно создаются соответствующие обстоятельства, провоцирующие гражданина дать взятку. Человек, не знающий особенности должностных обязанностей взятковымогателя, вынужденно идет на нарушение ст. 291 УК РФ, помощь адвоката в подобных ситуациях поможет избежать негативных последствий ситуации, намеренно созданных ответственным чиновником.

Читайте также: