К какому виду обеспечения ит относятся средства вычислительной техники

Обновлено: 02.07.2024

ГОСТ Р 53622-2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационные технологии. Информационно-вычислительные системы

СТАДИИ И ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА, ВИДЫ И КОМПЛЕКТНОСТЬ ДОКУМЕНТОВ

Information technologies. Information-computing systems. Life cycle stages and steps, kinds and completeness of the documents

Дата введения 2011-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации" (ФГУП "ВНИИПВТИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 "Информационные технологии"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

Настоящий документ входит в перечень нормативных документов, используемых при создании и использовании информационно-вычислительных систем.

Настоящий документ устанавливает требования к последовательности создания и использования информационно-вычислительных систем, включающей стадии и этапы, состав видов документов, разрабатываемых на стадиях и этапах жизненного цикла информационно-вычислительных систем от формирования требований до снятия с эксплуатации.

Настоящий стандарт предполагает разработку стандартов на требования к составу и содержанию документов, разрабатываемых на каждой стадии жизненного цикла информационно-вычислительной системы, прежде всего технического задания на создание информационно-вычислительной системы, конструкторских документов, эксплуатационных документов, организационно-распорядительных документов. До принятия таких стандартов следует руководствоваться стандартами систем ЕСПД и ИТ.

1 Область применения

Настоящий стандарт применяется при создании информационно-вычислительных систем различного назначения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аппаратно-программная платформа: Единый комплекс средств вычислительной техники и системных программ.

3.2 данные: Информация, представленная на электронном носителе в цифровой форме, пригодной для обработки программами вычислительной техники.

3.3 база данных: Совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимая от прикладных программ.

3.4 вычислительные средства (средства вычислительной техники): Технические средства, непосредственно осуществляющие обработку данных.

3.5 информационно-вычислительная система (программно-технический комплекс): Совокупность данных (баз данных) и программ, функционирующих на вычислительных средствах как единое целое для решения определенных задач.

3.6 информационные технологии: Программы вычислительных средств, выполняющие сбор, накопление, хранение, поиск, обработку и выдачу данных (информации).

3.7 конструкторский документ: Документ, описывающий состав, структуру, алгоритмы обработки данных и методы их реализации, правила функционирования и применения информационно-вычислительной системы и ее составных частей, предназначенный для разработчика на всех стадиях жизненного цикла.

3.8 программное обеспечение (программа, программное средство): Упорядоченная последовательность инструкций (кодов) для вычислительного средства, находящаяся в памяти этого средства и представляющая собой описание алгоритма управления вычислительными средствами и действий с данными.

3.9 программно-информационный продукт: Программы, базы данных, электронные издания, мультимедийные приложения и им соответствующие эксплуатационные документы, предназначенные для поставки потребителю (пользователю).

3.10 система управления базами данных: Программа, обеспечивающая процессы описания, хранения и манипулирования данными в базах данных.

3.11 стадия: Часть процесса создания ИВС, характеризующаяся однородными по содержанию и результатам видам деятельности с заданным завершенным результатом.

3.12 технические средства: Аппаратные средства, используемые для сбора, обработки, хранения, манипуляции и выдачи данных.

3.13 техническое задание: Организационно-распорядительный документ, содержащий технические требования к информационно-вычислительной системе и порядку ее создания.

3.14 цифровые информационные ресурсы: Переведенная в цифровой код информация в форме данных, баз данных и программно-информационных продуктов, которая обрабатывается с использованием средств вычислительной техники.

3.15 эксплуатационный документ: Документ, описывающий состав, структуру и правила применения информационно-вычислительной системы и ее компонент, предназначенный для пользователей на стадии эксплуатации.

3.16 этап: Часть стадии, имеющая конкретный результат в процессе создания ИВС.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

- АИСС - автоматизированные информационно-справочные системы;

- АПП - аппаратно-программная платформа;

- АСУ - автоматизированные информационные системы управления;

- АСУТП - автоматические информационные системы управления технологическими процессами;

- ЕСПД - единая система программной документации;

- ИВС - информационно-вычислительная система;

- ИТ - информационная технология;

- ТЗ - техническое задание;

- ТУ - технические условия.

5 Основные положения

5.1 Средства вычислительной техники разрабатываются как продукция производственно-технического назначения по государственным стандартам системы "Разработка и постановка продукции на производство".

Программы разрабатываются как продукция производственно-технического назначения по государственным стандартам "Единой системы программной документации".

Системные программы (операционные системы и средства их расширения) разрабатываются, как правило, под конкретные типы средств вычислительной техники.

Программы общего назначения (системы управления базами данных, редакторы и пр.) разрабатываются под созданные аппаратно-программные платформы и в совокупности с ними представляют собой интегрированную среду для разработки и реализации прикладных программ.

Вычислительная техника, системные программы и программы общего назначения при создании и использовании конкретной ИВС рассматриваются как готовые (стандартные) изделия.

5.2 Информационно-вычислительные системы разрабатываются в соответствии с настоящим стандартом и техническим заданием на создание ИВС.

Исходными данными для создания ИВС является перечень решаемых задач и им соответствующих типов и объемов данных.

Объектом разработки при создании ИВС являются прикладные программы различного назначения, в соответствии с которыми обосновываются и выбираются конкретные вычислительные средства, системные программы и программы общего назначения.

6 Виды документов, разрабатываемых при создании и использовании ИВС

6.1 Основным документом при создании ИВС является ТЗ на создание (разработку) ИВС, в котором устанавливаются структура ИВС, составные части ИВС и перечень подлежащих разработке ТЗ на создание (разработку) составных частей ИВС.

ТЗ на создание (разработку) составных частей ИВС разрабатываются на основе ТЗ на создание (разработку) ИВС.

ТЗ на создание (разработку) ИВС и ТЗ на создание (разработку) составных частей ИВС должны являться, как правило, результатами выполнения соответствующих научно-исследовательских работ.

6.2 При создании ИВС разрабатываются следующие виды основных документов:

а) техническое задание на создание (разработку) информационно-вычислительной системы;

б) организационно-распорядительные (руководящие) документы:

1) ведомость документов на каждой стадии;

2) приказы о проведении работ;

3) планы (планы-графики) проведения работ;

4) протоколы испытаний;

5) протоколы согласования;

6) акты о завершении работ (этапов, стадий);

7) акты приема и сдачи в эксплуатацию (опытную или промышленную);

8) руководящие указания по правилам разработки программ и оформлению документов;

в) конструкторские документы:

1) ведомости программных документов, программ, вычислительных средств, технических средств;

2) эскизные проекты в виде описания ИВС;

3) технические проекты в виде описания ИВС;

4) протоколы обмена данными;

5) рабочие проекты в виде описания ИВС;

6) тексты программ на языках программирования;

7) программы и методики испытаний;

8) технические условия (для тиражирования ИВС);

г) эксплуатационные документы:

1) ведомости программных документов, программ, вычислительных средств, технических средств;

2) формуляры ИВС;

3) формуляры программ;

4) руководства администратора;

5) инструкции по эксплуатации вычислительных и технических средств;

6) руководства пользователя;

7) паспорта вычислительных и технических средств;

д) рабочая документация является разновидностью любого из названных видов документов и определяется степенью их завершенности и назначением.

Средства вычислительной техники (СВТ) реализуют обработку данных и представляют собой совокупность ЭВМ, вычислительных комплексов и вычислительных систем различных классов.

ЭВМ (электронная вычислительная машина, компьютер) -совокупность технических средств, предназначенных для организации ввода, хранения, автоматической обработки по заданной программе и вывода данных (информации).

К техническим средствам относятся (рис. 1.3):

• центральный процессор (ЦП);

• оперативная (основная) память (ОП);

• внешние устройства (ВУ), включающие устройства ввода-вывода (УВВ) и внешние запоминающие устройства (ВЗУ);

• процессоры (каналы) ввода-вывода (ПВВ, КВВ).


Вычислительный комплекс (ВК) - совокупность технических средств, содержащая несколько центральных процессоров и представляющая собой одну ЭВМ с несколькими ЦП (МПВК -многопроцессорный ВК)или объединение нескольких однопро­цессорных ЭВМ (ММВК -многомашинный ВК)(рис. 1.4).


Основной целью построения ВКявляется обеспечение высокой надежности и/или производительности, не достижимой для однопроцессорных ЭВМ.

Вычислительная система (ВС) - совокупность технических и программных средств, ориентированных на решение определенной совокупности задач.

К программным средствам относятся (рис. 1.5):

системное программное обеспечение, представляющее собой совокупность стандартных программных средств, обеспечивающих функционирование ВС и включающих операционную систему (ОС), основными составляющими которой для организации эффективного функционирования ВС, являются управляющие программы (УП), а также трансляторы с алгоритмических языков и библиотеки математических и служебных программ;

прикладное программное обеспечение в виде множества прикладных программ (ПП), обеспечивающих ориентацию ВС на решение задач конкретной области применения.


Именно программные средства обеспечивают функциональную организацию ВС, реализуемую управляющими программами операционной системы и прикладными программами. Свойство интегративности в значительной степени обеспечивается прикладными программами. Действительно, элементы (устройства) ЭВМ обеспечивают функции обработки данных (ЦП), хранения данных (ОП, ВЗУ), ввода и вывода данных (УВВ). В то же время вычислительная система с соответствующим программным обеспечением может выполнять функции перевода с одного языка на другой, играть в шахматы и другие игры, воспроизводить звук, фото- и видеоизображения и т.д., то есть ВС обладает функциями, не присущими отдельным устройствам ЭВМ.

Таким образом, многопроцессорный (многомашинный) ВК, рассматриваемый в совокупности с программным обеспечением, можно называть многопроцессорной (многомашинной) вычислительной системой - МПВС (ММВС), а суперЭВМ с программным обеспечением -высокопроизводительной ВС (ВПВС).

На системном уровне в качестве основной единицы работы ВС рассматривается задача,представляющая совокупность определенной прикладной программы с определенным набором данных (рис. 1.6).

Причиной инициализации задачи может быть задание (команда, запрос, транзакция).

Выполнение задач в ВС называется вычислительным процессом.

Определенный порядок (последовательность) прохождения задач через систему, то есть управление вычислительным процессом, осуществляется управляющими программами ОС.


К программным средствам ВС тесно примыкают базы данных и системы управления базами данных, которые можно рассматривать как самостоятельную составляющую ВС - информационное обеспечение (рис. 1.7).


База данных (БД) - упорядоченные наборы данных (файлы), имеющие определенную структуру.

Системы управления базами данных (СУБД) - специальные программные средства, предназначенные для формирования, модификации и выборки данных.

Часто термин "вычислительная система" используется в качестве обобщенного понятия. При этом предполагается, что ВС может быть построена на базе однопроцессорной ЭВМ, многомашинного или многопроцессорного вычислительного комплекса, а компьютерная сеть, представляющая собой объединение нескольких ВС, может рассматриваться как система более высокого уровня.




Компьютерная сеть кроме функций ввода, хранения, обработки и вывода данных реализует функции по передаче данных на значительные расстояния между абонентами сети, в качестве которых выступают ВС и пользователи сети, имеющие доступ к ресурсам сети с помощью удаленных терминалов.

Средства телекоммуникаций

Средства телекоммуникаций (СТК) реализуют передачу данных и образуют телекоммуникационную сеть (сеть связи, сеть передачи данных), состоящую из узлов связи (УС), объединенных каналами связи (КС) для передачи данных (рис. 1.8).

Способ объединения УС и КС определяет топологию (конфигурацию) телекоммуникационной сети.


Канал связи (КС) включает в себя линию связи (ЛС) и каналообразующее оборудование.

Линия связи (ЛС) представляет собой физическую среду передачи, по которой передаются сигналы, вместе с аппаратурой передачи данных (АПД), формирующей сигналы, соответствующие типу ЛС (рис. 1.9).


Аппаратура передачи данных (АПД) осуществляет преобразование сигналов в соответствии с типом среды передачи (линии связи). К АПД относятся различного типа модемы (модуляторы-демодуляторы), используемые в телефонных и высокочастотных КС: телефонные, кабельные, радиомодемы, xDSL-модемы, адаптеры и т.д.

Каналообразующее оборудование (КО) предназначено для формирования канала передачи данных между двумя взаимодействующи­ми абонентами, при этом в одной и той же линии связи одновременно может быть сформировано несколько каналов за счет использования различных методов уплотнения.

Технология уплотнения и формирования многоканальных систем передачи данных в компьютерных сетях называется мультиплексирова­нием и реализуется мультиплексорами и демультиплексорами. Обычно каналообразующее оборудование входит в состав узлов телекоммуникационной сети.

Основными функциями узлов связи являются:

маршрутизация, заключающаяся в выборе направления передачи (маршрута) данных;

коммутация, заключающаяся в установлении физического или логического соединения между входными и выходными портами узла;

мультиплексирование, заключающееся в объединении нескольких входящих в узел потоков данных в один выходящий из узла поток;

демультиплексирование, заключающееся в разделении одного входящего в узел потока данных на несколько выходящих из узла потоков.

В качестве узлов связи в вычислительных сетях используются специализированные сетевые устройства: концентраторы, мосты, коммутаторы, маршрутизаторы и шлюзы.

В качестве оконечного оборудования данных (00Д) (рис. 1.9) могут выступать компьютеры и сетевое оборудование (мосты, коммутаторы, маршрутизаторы), находящееся в узлах сети.

Состав ЭВМ, вычислительного комплекса, системы и сети, а также взаимосвязь между рассмотренными понятиями иллюстрируется рис.1.10.

Информационные технологии- процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации, для получения инф. нового качества в состоянии объекта, процесса или явления.

Цель и.т: производства информации для дальнейшего анализа и принятия на его основе решения.

Принципы: - интеграция(объединение)с др. продуктами;- интерактивный(диалоговый); -гибкое изменение данных и поставлен. задач.

Возникновение:

1937-1942 гг –Вычислительные машины на базе Марк-1

40-е-60е гг появления электронных технологий…

Этапы становления:

Классификация

ü По применяемому инструментарию ИТ

ü По преимуществам, которое приносит компьютерная технология:

ü По используемому техническому обеспечению

ü По виду задач и по виду процессов обработки информации

Перспективы развития

Сегодня при создании компьютеров приоритет отдается сверхмощным компьютерам (суперкомпьютерам), а также миниатюрным и сверхминиатюрным персональным компьютерам. Основной тенденцией развития электронно - вычислительной машин является расширение их сферы применения и переход от эксплуатации отдельных компьютеров к работе их в составе вычислительных сетей или систем.

Вопрос 2. Эволюция и классификация ЭВМ.

Эволюция ЭВМ связана с изменением ее элементарной базой т.е с развитием и совершенствованием аппаратной части

Электронная вычислительная машина, компьютер – комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач.

По размерам и функциональным особенностям:

1. большие(самые мощные комп.)

2. мини(предназнач.для крупных предприятий)

3. микро(создают вычислительную лабораторию в сост.нескольких сотрудников.)

4. персональные(для одного рабочего места)

По принципу действия вычислительные машины делятся на три больших класса:

Вопрос 3. Основы построения и функционирования центральных устройств персонального компьютера.

К центральным устройствам ПК относят:

МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА (служит связующим звеном между ВСЕМИ компонентами в ПК)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕССОР (процессор используется главным для произведения основных вычислений)

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ (Оперативная память является хранилищем динамической информации)

ВИДЕОАДАПТЕР (используется для отображения на дисплее интерфейса пользователя и визуальной информации)

ЖЕСТКИЙ ДИСК (является постоянным запоминающим устройством)

ДИСКОВОДЫ ОПТИЧЕСКИХ ДИСКОВ (служат для чтения или записи внешних съёмных дисков)

ЗВУКОВЫЕ АДАПТЕРЫ (служат для обработки, а также ввода или вывода звука из системы)

СЕТЕВЫЕ АДАПТЕРЫ (служат для обеспечения взаимодействия ПК в компьютерной сети с другими ПК).

Вопрос 4. Основы построения и функционирования периферийных устройств персонального компьютера.

Периферийные устройства персонального компьютера бывают

1 внутренние:– это жесткие диски, встроенный привод CD-/DVD- дисков и т.п.

Контроллер п.у. подключается к общей шине ПК. все периферийные устройства персонального компьютера подключены к общей шине компьютера через контроллеры

Некоторые п. у.персонального компьютера могут иметь и собственную оперативную память, а также собственный специализированный процессор для автономной обработки данных. Это позволяет еще больше разгружать основной процессор и основную оперативную память. К таким устройствам относится, например, видеокарта, которая осуществляет вывод информации на экран монитора.

Устройства ввода: клавиа-ра, манипулятор (мышь),сканеры.; устройства вывода: принтеры(матрич; лазер; структурн.) монитор, колонки, наушники; устройства хранения: накопители на съемн. дисках, флеш-диски;устройства омена: модем; флеш-карта; лазерный диск, жесткий переносной

Вопрос 5. Аппаратное обеспечение информационных технологий, перспективы развития.

Техническую основу обеспечения информационных технологий составляют средства компьютерной техники, средства коммуникационной техники и средства организационной техники.
Средства компьютерной техники составляют базис всего комплекса технических средств информационных технологий и предназначены прежде всего для обработки и преобразования различных видов информации, используемой в управленческой деятельности.
Средства коммуникационной техники обеспечивают одну из основных функций управленческой деятельности - передачу информации в рамках системы управления и обмен данными с внешней средой, и предполагают использование разнообразных методов и технологий, в том числе с применением компьютерной техники.
Средства организационной техники предназначены для механизации и автоматизации управленческой деятельности во всех ее проявлениях. Универсальность компьютеров основана на том, что любые типы данных представляются в нем с помощью универсального двоичного кодирования.

Классификация по назначению. По этому принципу выделяют:

Мэйнфреймы (большие ЭВМ);

Настольные персональные компьютеры;

Серверы начального и высокого уровня;

Вопрос 6. Основы построения, аппаратные средства информационных вычислительных сетей.

В.с представляют собой высшую организационную форму применения ЭВМ;

Децентрализация процессов обработки информации реализовывалась по двум направлениям:

· Путём подключения к отдельным ЭВМ множества абонентских пунктов пользователей

· Путём создания ВС

Объединение средств ВТ позволяет повысить эффективность систем обработки информации. Особенностью эксплуотации сети явл. не только приближение аппаратных средств, но и разделение функций, автоматизация управления, доступ пользователя к ресурсам и их коллективное использование. Основная функция заключается в организации быстрой и надёжной передачи информации произвольным абонентам сети

Типы структур сетей ЭВМ: радиальная, кольцевая, многосвязная, иерархическая, “общая шина”

ВС характеризуют на: однородные и неоднородные.

Для современных ВС характерно:

· 2-наличие операц. Систем

· Широкий спектр периферийного оборудывания

· Сопряжение тех. средств и каналов связи

Объединение средств вт повышает эффективность систем обработки инф.за счет:

· Повышения производительности эвм

Вопрос 8. Основы построения и функционирования мониторов, крупноэкранных систем отображения.

Монито́р — устройство, предназначенное для визуального отображения информации. Информация (видеосигнал) для вывода на монитор поступает с компьютера посредством видеокарты, либо с другого устройства, формирующего видеосигнал.

По виду выводимой информации:

-графические для вывода текстовой и графической (в том числе видео) информации

1 По схеме формирования изображения:

-на основе электронно-лучевой трубки ; - плазменные

-на основе жидких кристаллов; -проекторные

2 По своим размерам 2D 3D

Для перевода десятичного числа в восьмеричную систему его необходимо последовательно делить на 8 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 7. Число в восьмеричной системе записывается как последовательность цифрпоследнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.


Выполнить перевод числа 100112 в шестнадцатеричную систему счисления.

Поскольку в исходном двоичном числе количество цифр не кратно 4, дополняем его слева незначащими нулями до достижения кратности 4 числа цифр. Имеем:


Законы формальной логики

Логика - наука о формах и способах мышления.

1. Закон противоречия А & (не А) = 0

2. Закон поглощения А & (А v B) = А

3. Закон общей инверсии а) не( А & B) = не А v не В – отрицание конъюнкции равно дизъюнкции отрицания

б) не(А v B) = не А & не В – отрицание дизъюнкции равноконъюкции отрицания

4. Закон равносильности А & A =A

5. Закон двойного отрицания не( не А) = А

Вопрос 7. Постановка и решение практических задач математической логики.

Ответ: Практические задачи решаются 3- мя способами:

1. Средствами алгебры логики

2. Табличным способом

3. С помощью рассуждений.

СХЕМА РЕШЕНИЯ:

1) Изучить условие задачи

2) Ввести систему обозначения для логических высказываний

3) Конструировать логическую формулу, описывающую логические связи между всеми высказываниями условия задачи

4) Определить значение истинности этой логической формулы

Вопрос 9. Практическая работа в текстовом процессоре MS Word (ввод, форматирование, редактирование текста, работа с колонтитулами, создание таблиц, вставка графических объектов, автофигур, работа с объектом Word Art, вставка символов, набор сложных формул).

Колонтитул.Основное назначение данного элемента как в электронном исполнении, так и в бумажном – это упростить процесс работы и получения информации. Отсюда можно дать очень простой ответ на вопрос о том, что такое колонтитулы. Это справочный заголовок, который есть на каждой странице документа (справочная информация позволяет существенно ускорить и упростить процесс работы). Также с его помощью можно легко сориентироваться в книге или диссертации и оперативно найти нужную информацию, причем независимо от ее объема.

Тема 1 Аппаратное обеспечение информационных технологий.

Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения цели управления. В современных условиях основным техническим средством обработки информации является персональный компьютер. Большинство современных информационных систем преобразуют не информацию, а данными, поэтому их называют системами обработки данных. По степени механизации процедур преобразования информации системы делятся на системы ручной обработки, механизированные и системы автоматической обработки данных.

Важнейшими принципами построения эффективных информационных систем являются

· Принцип интеграции , заключающийся в том, что обрабатываемые данные, однажды введенные в систему, многократно используются для решения большого числа задач;

· Принцип системности , заключающийся в обработке данных в различных аспектах, чтобы получить информацию, необходимую для принятия решений на всех уровнях управления;

· Принцип комплексности , заключающийся в механизации и автоматизации процедур преобразования данных на всех этапах функционирования информационной системы;

Информационные системы также классифицируются:

· По функциональному назначению : производственные, коммерческие, финансовые, маркетинговые и др.;

· По объектам управления : информационные системы автоматизированного проектирования, управления технологическими процессами, управления предприятием (офисом, фирмой, корпорацией, организацией) и т. п.;

· По характеру использования результатной информации : информационно-поисковые, предназначенные для сбора, хранения и выдачи информации по запросу пользователя; информационно-советующие, предлагающие пользователю определенные рекомендации для принятия решений (системы поддержки принятия решений); информационно-управляющие, результатная информация которых непосредственно участвует в формировании управляющих взаимодействий.

Структуру информационных систем составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Функциональные подсистемы реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Состав функциональных подсистем весьма разнообразен и зависит от предметной области использования информационной системы, специфики хозяйственной деятельности объекта управления.

В состав обеспечивающих подсистем входят:

1. информационное обеспечение – методы и средства построения информационной базы системы, включающее системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных.

2. техническое обеспечение – комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных;

3. программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе;

4. математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе;

5. лингвистическое обеспечение – совокупность языковых средств, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной.

Организационные подсистемы по существу относятся также к обеспечивающим подсистемам, но направлены в первую очередь на обеспечение эффективной работы персонала, и поэтому они могут быть выделены отдельно.

К ним относятся

1. кадровое обеспечение – состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные обязанности;

2. эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании информационной системы, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы;

3. правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы, порядок получения преобразования и использования информации;

4. организационное обеспечение – комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования как системы в целом, так и ее персонала.

Понятие информационных технологий. Виды информационных технологий

Информационная технология (ИТ)– это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель ИТ – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

1. Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.

2. Интегрированность с другими программными продуктами.

3. Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.

К компонентам информационных технологий относятся:

Сбор данных или первичной информации;

Обработка данных и получение результатной информации;

Передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решений.

К основным видам ИТ относятся следующие:

1. Информационная технология обработки данных – предназначена для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.

2. Информационная технология управления предназначена для информационного обслуживания всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Здесь информация обычно представлена в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.

3. Информационная технология автоматизированного офиса призвана дополнить существующую систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

4. Информационная технология поддержки принятия решений предназначена для выработки управленческого решения, происходящей в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат).

5. Информационная технология экспертных систем основана на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджерам получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых в этих системах накоплены знания.

Этапы развития информационных технологий

Информационная технология–совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, накопление, хранение, актуализацию, поиск и распространение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационная технология в своем развитии прошла несколько этапов. До второй половины XIX века основу информационной технологии составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга (“ручная” информационная технология). Связь осуществлялась путем направления депеш. Продуктивность информационной обработки была крайне низкой. В конце XIX века внедряется “механическая” информационная технология (пишущие машинки, телефоны, диктофоны, модернизация общественной почты), что привело к принципиальным изменениям в технологии обработки информации, повысило продуктивность работы. В середине XX века появляются электрические пишущие машинки, копировальные машины, портативные диктофоны (“электрическая” информационная технология). Повышается качество, количество и скорость обработки информации. Многие современные учреждения базируются на “электрической” технологии.

В 60-х годах в учрежденческой деятельности начинается внедрение электронно-вычислительных машин и на их базе - компьютерных технологий. Первоначальные концепции построения АСУ на базе создания вычислительных центров (при непрерывном наращивании вычислительной мощности систем АСУ) не привели к ожидаемым результатам. Применявшиеся экономико-математические модели имели ограниченные возможности практического использования: аналитическая работа и процесс принятия решений происходили в отрыве от реальной ситуации и не подкреплялись коммуникационным процессом формирования, терялся творческий вклад самого пользователя и т.д. Результаты автоматизации слабо воздействовали на эффективность управления.

Появление персональных компьютеров привело к принципиальной модернизации идеи АСУ: от вычислительных центров и централизации управления к распределенному вычислительному потенциалу, повышению однородности технологии обработки информации и децентрализации управления. Происходит аккумулирование знаний и умений конкретного человека (пользователя) с интегрированными знаниями и умениями, заложенными в ПК (экспертные системы, системы поддержки принятия решений, системы обеспечивающей технологии и др.).

Современное состояние и тенденции развития информационных технологий:

наличие большого количества промышленно функционирующих БД большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества;

создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам через системы связи и передачи данных, объединенных в национальные, региональные и глобальные информационные сети;

расширение функциональных возможностей информационных систем, реализация технологий создания и ведения гипертекстовых БД, включение в информационные системы экспертных систем, систем поддержки принятия решений и других технологических средств.

В современных условиях динамичного развития общества и усложнения технической и социальной инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные материальные и энергетические ресурсы. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информационных ресурсов потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень использования информации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Осознание мировым сообществом роли информации как стратегического ресурса стимулировало разработку новых информационных технологий для получения и переработки больших объемов информации, ее хранения и предоставления пользователям. Одно из ведущих мест среди новых информационных технологий занимают сетевые информационные технологии.

В настоящее время наиболее развитые страны мира-США, Канада, Япония, Германия, Франция, Англия, Италия - рассматривают проблему создания единого информационного пространства как одну из приоритетных. Поэтому именно эти страны совместно приступили к решению задачи создания глобальной информационной инфраструктуры, договорившись о сотрудничестве на базе следующих принципов:

поддержка динамичной конкуренции;

стимулирование частных инвестиций;

установление гибких условий регулирования;

обеспечение открытого доступа к сетям и универсального доступа к услугам;

равенство возможностей для всех граждан;

признание и учет различий, включая культурное и лингвистическое разнообразие;

признание необходимости международного сотрудничества, особенно с менее развитыми странами.

Наиболее развитые страны мира находятся на завершающей стадии индустриального этапа развития общества и перехода к следующему, информационному этапу развития и построения “информационного общества”. Широкое использование информационных технологий и современных средств доступа к информации открыло принципиально иные возможности построения более сбалансированного общества с существенно большей реализацией индивидуальных возможностей его членов. “Информационное общество” несет в себе огромный потенциал для улучшения жизни граждан и повышения эффективности социального и экономического устройств государства, его управляемости.

В России этот процесс перехода от индустриального общества к информационному получил название “информатизация”. Информатизация общества предполагает:

создание правовых, экономических, технологических, социальных и профессионально-образовательных условий для того, чтобы необходимая для решения социальных и личных проблем информация была доступна бесплатно (или за плату) в любое время, в любой точке, любому потенциальному пользователю;

внедрение программных и аппаратных средств, телекоммуникационных систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов и доступ к ним, включая хранение, переработку, преобразование и передачу информации и знаний;

обеспечение индустриально-технологической базы для производства в рамках межрегионального и международного распределения труда конкурентоспособных национальных технических средств, информационных технологий и ресурсов;

гарантирование первоочередного развития структур, институтов и механизмов, прежде всего в науке и образовании, способствующих опережающему (по сравнению с другими сферами политической, экономической и социальной деятельности) производству информации и знаний;

разработка и реализация организационно-методологических основ и программ последовательного, целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий в сферу управления, материального производства, образования, науки, культуры, социального обеспечения и обслуживания населения;

сопровождение процесса информатизации общества исследованиями социологических, психологических, медико-биологических, педагогических и других социальных аспектов информатизации и компьютеризации.

Информатизация территориального управления занимает в настоящее время одно из ведущих направлений региональной политики. Отдавая предпочтение важным и первостепенным задачам разграничения полномочий федерального, регионального управления и местного самоуправления, эффективным экономическим механизмам их конкретной реализации, следует отметить, что своевременная и качественная информационная поддержка этих процессов - залог успешного решения проблемы в целом при рациональном их использовании.

Рассматривая информационную систему и информацию как основу для выработки управленческих решений, следует подчеркнуть необходимость и важность поддержания этих элементов системы управления в постоянном рабочем состоянии. В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка достаточно высока. В связи с этим большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов.

Информатизация не может действовать только для себя, развиваясь, как самостоятельная система. Являясь подсистемой государственного управления, она должна обслуживать его потребности, быть доступной для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информации, т. к. это важнейший фактор социального развития общества.

Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационные технологии и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику и многое другое. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.

Почепский Олег

виды программного обеспечения

Понятие

Любой современный ПК — настольный, портативный или серверный, наполняется по схожему принципу. Если убрать лишнее, то любое ПО, даже простейшее, строится по похожему алгоритму. Должны выполняться пошаговые действия — следующий шаг начинается только после того, как завершился предыдущий.

Так, введенные с клавиатуры символы отображаются на экране, по командному клику пользователя принтер начинает печатать их на бумаге, а расчеты происходят сами после введения формулы. Любой шаг заранее программируется и называется командой для компьютера, совокупность этапов обозначается программируемым кодом.

Программисты — это люди, которые разрабатывают и настраивают ПО. Они могут управлять ПК с помощью одной строчки, в которую вводят части закодированной информации. Несколько символов в определенной последовательности включают музыку, отправляют документ на печать или открывают конкретную страницу интернет-ресурса.

Оборудование

Какие бывают типы программного обеспечения: характеристика программ

В современных компьютерах постоянно запускается и активно функционирует большое количество ПО с самым разным функционалом. Одни занимаются арифметическими расчетами, другие строят диаграммы, рисуют или помогают оставаться на линии с собеседниками через почту.

Однако ничего не активизируется просто так. Все действует под влиянием операционной системы. Кажется, что ОС совершенно не нужна — можно ведь запускать все напрямую. Иногда этот метод тоже применяется. Так работают станки ЧПУ, крупные автоматы производств, ЭВМ, другие серьезные механизмы, когда нужно постоянно повторять один и тот же алгоритм.

Но для персонального компьютера частое повторение команды не подходит. Пользователю хочется знать, какая погода в другом городе, как включить музыку и открыть текстовый документ для редактирования. Необходимо, чтобы ОС поддерживала режим многозадачности.

Со стороны программистов типы ПО обоснованы практической значимостью. Если бы не было операционной системы, пришлось бы все функции и алгоритмы вносить в один огромный код. Затраты времени на это были бы колоссальными.

ОС берет на себя большую часть рутинных задач, давая пользователям возможность работать в режиме многозадачности. Поэтому становится возможным запускать одновременно от 2 до бесконечности редакторов или визуализаторов.

Какие основные виды ПО бывают по назначению

Программное обеспечение, установленное на ПК, делится на 3 разновидности:

  • прикладное;
  • системное;
  • инструментальное.

виды программного обеспечения компьютеров

Системное

Это часть системы, которая помогает следить за аппаратной стороной ПК и управлять ею. Сюда входят программы, контролирующие работу оперативной памяти, центрального процессора, видеокарты, устройств ввода и вывода информации, сетевые подпрограммы.

Таким ПО считается:

  • Драйверы — утилиты небольшого размера, функционирование которых заключается в обеспечении корректной работы остальных элементов оборудования;
  • ОС;
  • Дополнения — языковые пакеты или настройки расширения экрана.

Прикладное

Наиболее обширная доля классификации. Сюда относятся графические и текстовые редакторы, браузеры, базы данных и все, что люди используют в привычной работе за компьютером. Здесь же находятся антивирусные пакеты, бухгалтерия и различные архивы.

Смысл этой разновидности в выполнении четко поставленной задачи: рисовать, учитывать, открывать сетевые страницы, набирать текст. Если утилита нужна для конкретного выполнения действия, то она является прикладным ПО.

Инструментальное

Специфическое обеспечение любой компьютерной техники. Его можно было бы отнести к прикладному, но из-за специфики применения его выделили в отдельный вид. Основная функция — отладка, настройка, переписывание программного кода.

Постоянно пользоваться этим кодом базовым пользователям довольно сложно, поэтому были разработаны системы, которые позволяют переводить обычную речь в двоичную, привычную для ПК.

Разница между часто используемыми компиляторами и интерпретаторами заключается в том, что первый генерирует готовый файл, который можно запускать. А второй создает архив, который функционирует только с помощью самого сервиса.

Читайте также: