Достоинства и недостатки нпа как источника права

Обновлено: 04.07.2024

НПА это выраженные в письменной форме решения государственных органов, в которых содержатся нормы права.

Особенности НПА.

Они издаются или санкционируются ТОЛЬКО органами государства, имеют волевой характер, в них содержится государственная воля. За нарушение их наступают последствия – уголовные, гражданско-правовые, административные и др. НПА содержат общие предписания рассчитанные на многократное применение, адресованы неограниченному кругу лиц, ими охватывается широкий круг общественных отношений, действуют вне зависимости от существования конкретных правоотношений предусмотренных НПА.

Система НПА определяется конституцией и изданными на ее основе специальными законами, положениями, которые устанавливают порядок издания, изменения, отмены и дополнений НПА, органов их издающих, процедура их издания.

Классификация НПА:

1. по юридической силе на:

- подзаконные акты.

2. по содержанию на:

- нормы одного содержания;

- нормы одной отрасли права;

- нормы различных отраслей права.

3. по объему и характеру действия на:

- акты общего действия (конституция, гражданский, уголовный кодекс);

- акты ограниченного действия (федеральный закон о милиции, лесной кодекс, закон о приватизации в РФ, федеральный закон о акционерных обществах);

- акты исключительного или чрезвычайного действия (о присвоении статуса свободных экономических зон, об объявлении войны, о введении чрезвычайного положения).

4. по субъектам их издающим на:

- акты законодательной власти (федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта РФ);

- акты исполнительной власти (указы президента, постановления правительства);

- акты судебной власти (решения, определения, приговоры).

Нормативно-правовой акт (НПА) занимает особое место среди иных источников права. Прежде всего, он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ.

Достоинства нормативно-правового акта как источника права:

1. Нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность.

2. Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность.

3. Нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм.

Нормативный акт является наиболее распространенным и даже первостепенным источником права для всех стран, включаемых в систему "писаного права".

Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Все эти акты образуют иерархическую систему, во главе которой стоит Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Вообще юридическая сила акта зависит от места издавшего его органа в системе органов государства.

На сегодняшний день закон является ведущим, хотя и не единственным источником права в РФ. Необходимо лишь четко определить соотношение законов и иных источников. Высшая юридическая сила закона определяет и его характеристики как источника права. Это означает, что нормы права, содержащиеся в иных правовых источниках, могут действовать и применяться только в том случае, если:

- данное отношение не урегулировано законом;

- иные источники права не противоречат закону;

- ссылка на любые другие источники права в данном случае допускается законом. При наличии всех перечисленных условий для разрешения конкретного юридического дела привлекаются нормы права, содержащиеся в иных официальных источниках. Соотношение закона и иных источников права выражается в том, что использование любых источников права, помимо закона, возможно лишь в том случае, если это разрешается законом. В противном случае используемые нормы не будут считаться правовыми, а, следовательно, и не будут иметь юридического значения.

№ 58 Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

  1. по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);
  2. по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

  1. закон – одно из основных источников права;
  2. установлен особый порядок принятия;
  3. принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);
  4. регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

  1. никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
  2. другие нормативные акты не должны противоречить закону;
  3. при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

  1. федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;
  2. принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;
  3. обладает большей юридической силой, чем обычные законы;
  4. особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Федерация и т.д

Федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются 2 системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз.

· Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

· В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией.

· Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

· В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

· Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

· Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Нормативно-правовой акт — это акт, письменный государственный документ, содержащий нормы права и регулирующий конкретные общественные отношения.

Система нормативно-правовых актов определяется Конституцией. Нормативно-правовой акт — это законодательная процедура, включающая прохождение законопроекта в парламенте, согласительные процедуры, промульгацию и др.

Особенности нормативно-правовых актов:

  • содержат нормативные предписания, носят государственно-волевой характер и имеют официальное содержание;
  • содержат исключительно нормы права;
  • создаются в результате референдума или правотворческой деятельности государства;
  • являются общеобязательными к исполнению неопределенным кругом лиц;
  • письменная форма объективизации, оформляются в виде официальных государственных документов с необходимыми реквизитами и определением порядка вступления в законную силу.

Нормативно-правовые акты обеспечиваются принудительной силой государства и характеризуются особой иерархией, юридической силой, систематизированностью и дифференцированностью, особым порядком принятия, наличием установленной структуры и формы, нормативностью, многократностью применения, неперсонифицированностью и др.

Правотворческая деятельность (правотворчество) — это подготовка, издание правовых норм, совершенствование или отмена устаревших норм права. Непосредственное правотворчество реализуется посредством проведения референдумов, принимающих или отвергающих в конституционном порядке нормативно-правовые акты, предлагаемые законодательными органами государственной власти. К государственному правотворчеству присоединено нормотворчество общественных организаций, санкционированное государством. Создаваемые общественными организациями нормы права приобретают свойства и качества норм, находящихся под регулированием и охраной государства.

Нормативно-правовой акт — самый распространенный источником права, в частности в странах с континентальной (романо-германской) системой права. Он включает большое количество социально значимых норм, которые регулируют важнейшие общественные отношения. Все нормативно-правовые акты по юридической силе подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила акта определяет его место и значимость во всей системе государственного нормативного регулирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Нормативно-правовой акт появляется в результате референдума (всенародного волеизъявления) или вследствие правотворческой деятельности соответствующих государственных органов.

Структура и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт — это государственный официальный документ, обязательно имеющий название (закон, постановление, указ), наименование органа, который данный акт принял (Президент, парламент, правительство, местные органы власти).

Нормативно-правовой акт обладает внешней и внутренней структурой. Внешняя структура содержит определенные реквизиты, позволяющие отнести данный акт к конкретному виду, определить время принятия акта, момент вступления в силу, кем акт был принят, утвержден, подписан и т.д. В нормативно-правовых актах нормы права сгруппированы по строго определенным структурным образованиям (разделы, главы, статьи, параграфы и т.д.). Такая внутренняя структура нормативно-правового акта является результатом продолжительного нормотворческого развития, способствует четкому и последовательному изложению правового материала.

Выделяют отраслевые нормативно-правовые акты (семейное, трудовое, уголовное законодательство и т.д.) и комплексные акты, включающие нормы разных отраслей права, регулирующих определенную сферу общественной жизни (торговое, хозяйственное, морское, военное законодательство и др.).

По субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • акты законодательных органов (законы);
  • акты исполнительной власти (подзаконные акты);
  • акты судебной власти (юрисдикционные акты).

Каждый нормативно-правовой акт должен отражать сбалансированную волю общества, определяющую наиболее целесообразный порядок развития и регулирования социально значимых отношений. Общественная воля должна в полной мере отражать как государственные, так и индивидуальные интересы. В общественных отношениях может превалировать государственный (социальный) интерес или личный интерес. Нарушение необходимого паритета интересов снижает эффективность правового регулирования. Волевой источник юридической силы нормативного акта заключается в координировании и согласовании воли субъектов права.

Отличия нормативно-правовых актов от иных источников права

В нормативно-правовых актах зафиксирована непосредственная и прямая связь с государством посредством закрепления его воли. Нормативно-правовой акт имеет всегда официальный характер.

В отличие от иных источников права нормативно-правовые акты обладают общерегулятивной значимостью. Административные, судебные прецеденты, правовые обычаи играют дополнительную, вспомогательную или частную роль в регулировании общественных отношений.

Статьи нормативно-правовых актов конкретно формулируют предписываемые правила поведения, содержат общие предписания и нормы, учитывающие интересы большинства граждан, координирующие их в зависимости от конкретных социальных, экономических, международных или национальных отношений на данном историческом этапе развития.

Юридические прецеденты характеризуются казуистической природой, а правовые обычаи несут неопределенный характер. По сравнению с иными источниками права, в нормативно-правовые акты могут быстро вносится изменения.

В нормативно-правовых актах содержатся нормы права, обладающие государственной обязательностью, поэтому индивидуальные правовые акты к источникам права не относятся.

Нормативно-правовые акты не тождественны источникам правоведения. Сведения о нормах права можно почерпнуть из различных сборников законодательства, произведений юристов, исторических правовых памятников — источников познания правовых норм (но не источников права).

Понятие Форм Права.
Понятие источника права двоякое: источник права – это то, что обуславливает содержание норм права, во-вторых, – это то где содержаться нормы права.

Виды источников права.

1. Источник права в материальном смысле – это материальные общественные отношения обуславливающие содержание норм права.

2. Источник права в идеальном смысле означает совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права т.е. правосознание.

3. Источник права в специальном юридическом смысле. Это собственно форма права.

Форма права – это способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права, которые могут быть внешние и внутренние.

Санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуальное закрепление его в законе. Значение правового обычая, – дополняющее значение или субсидиальное. Обычаи восполняют отсутствие в законодательстве той или иной нормы.

- Локальность т.е. применение обычая среди небольших групп людей или территорий.

- Ритуальность – это выражение многих обычаев в действиях тех или иных священнослужителей.

- Казуистичность, т.е. конкретность, индивидуальность.

- Традиционность, т.е. преемственность идей, взглядов, образа действий предыдущих поколений.

Основные достоинства правового обычая.

- Возникает ни сверху, а снизу и поэтому способен наиболее полно выражать волю народа.

- Является наиболее объективной формой права поскольку выражает существующие в обществе закономерности.

- Обычай в большинстве случаев пополняется добровольно, поскольку основан на привычках.

- Неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения.

- Неопределенность, поскольку правила поведения текстуально не фиксируются.

- Локальный характер обычая, его не большая сфера распространения.

Воздействие норм права и обычаев.

- обычай может быть нейтральным, государство его не замечает.

- Государство считает какой-либо обычай вредным и налагает на него уголовный или административный запрет (ст. 105 УКРФ налагает санкцию на убийства по мотивам кровной мести).

В России официальным источником права прецедент не является.

Достоинства прецедента:

- Он является результатом логики и здравого смысла, что способствует точному урегулированию конкретного случая.

- Имеет больший динамизм чем нормативно правовой акт. Судья способен быстрее уловить происходящее в жизни изменения и отразить их в своем решении.

Недостатки прецедента:

- не имеет общеобязательности, присущей НПА (не проводит единой политики).

- Не исключает возможность произвола.

- Не определен объем его действия.

Нормативно Правовой Акт (НПА).
Это юридический акт принятый компетентным субъектами правотворчетсва и содержащий норму права.

- Исходит только от государственных органов, наделенных соответствующие компетенцией. Принимается в четко обозначенном порядке.

- Проводит единую правовую политику.

- Имеет установленную форму и реквизиты.

- Имеет определенный порядок вступления в силу и сферу действия.

- Использует иерархическую подчиненность, основанную на различной юридической силе отдельных актов.

Содержание НПА составляют нормы права. НПА легко систематизировать и он может быстро изменяться или дополняться в зависимости от социальных потребностей общества.

Виды НПА: 1) Законы – это юридический акт высшей юридической силы принятый высшими представительными органами власти, в особом процессуальном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения. (Конституция → Федеральный Конституционный Закон → Федеральный Закон → Законы Субъектов Федерации).2) Подзаконные акты – это акты принятые в соответствии с законом, ему не противоречащие, которые не могут изменить или отменить закон (Постановления правительства; Указы президента; Указания, инструкции, положения, правила… Министерств и ведомств; подзаконные акты субъектов федерации; постановления администраций).

Локальные НПА

Договор нормативного содержания – это двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащие нормы права. Пример: Международные соглашения; в трудовом праве – Коллективный договор между предприятием и самим работником в лице их профсоюзов.

Достоинства и недостатки нормативно-правового акта как основного источника права в романо-германской правовой семье (3-5 страниц, с соблюдением правил цитирования на научные источники, в том числе зарубежные научные статьи)

Это место для переписки тет-а-тет между заказчиком и исполнителем.
Войдите в личный кабинет (авторизуйтесь на сайте) или зарегистрируйтесь, чтобы
получить доступ ко всем возможностям сайта.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush


Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Тест дистанционно, Много

Срок сдачи к 24 янв.

5 задач по педагогике

Решение задач, Педагогика

Срок сдачи к 7 янв.

Курсовая, Нефтегазовое дело

Срок сдачи к 15 янв.

Ответить на вопросы

Срок сдачи к 5 янв.

Задача на тему: прибыль и рентабельность

Решение задач, экономика и управление на предприятии

Срок сдачи к 11 янв.

Оживление проблемных в социально-экономическом плане территорий путем.

Срок сдачи к 5 апр.

Спектральный анализ импульсного сигнала различными методами

Решение задач, РТЦиС

Срок сдачи к 7 янв.

Срок сдачи к 20 янв.

Расчет объемного гидропривода

Курсовая, гидравлика и гидропривод

Срок сдачи к 29 янв.

Мне до понелелника надо план

Диплом, Экспрес методы диагностика в клинический лаборатория, медицина

Срок сдачи к 30 янв.

Система воспламенения крупногабаритного рдтт

Другое, ракетная космическая техника, авиация

Срок сдачи к 6 янв.

проектирование зданий и сооружений

Чертеж, проектирование зданий и сооружений

Срок сдачи к 13 янв.

Срок сдачи к 6 янв.

Статья, Английский язык и литература

Срок сдачи к 15 янв.

Решить несколько простых задач

Решение задач, Дискретная математика

Срок сдачи к 5 янв.

5 задач по кинетике

Решение задач, Физическая химия

Срок сдачи к 8 янв.

Нужно срочно сделать курсовой

Срок сдачи к 10 янв.

Срок сдачи к 12 янв.

Елена, безупречно справилась с поставленной задачей. Была вежлива и тактична во время работы со мной. Безумно понравились сделанные работы. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество! . Спасибо.

Выполнено к сроку и очень даже хорошо справились с заданием, спасибо!! Только вначале потрепали нервы с тем что не отвечали)

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам


Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы



Поможем вам со сложной задачкой


С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, как важно доводить
работу до конца

ava
executor

С нами с 2017
года

Помог студентам: 11 622 Сдано работ: 11 622
Рейтинг: 89 191
Среднее 4,94 из 5

ava
executor

С нами с 2018
года

Помог студентам: 8 051 Сдано работ: 8 051
Рейтинг: 76 106
Среднее 4,87 из 5

avatar
executor_hover

С нами с 2019
года

Помог студентам: 2 584 Сдано работ: 2 584
Рейтинг: 28 962
Среднее 4,84 из 5

avatar
executor_hover

С нами с 2018
года

Помог студентам: 2 249 Сдано работ: 2 249
Рейтинг: 14 680
Среднее 4,87 из 5


1. Сколько стоит помощь?

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

Читайте также: