Должность стрелок ржд что это

Обновлено: 16.06.2024


Железная дорога функционирует круглосуточно. В данной сфере деятельности задействовано большое количество специальностей. Чтобы в работе не случались перебои, ее деятельность обеспечивает огромное количество сотрудников, начиная рабочими и заканчивая управленческими профессиями. Сигналист на железной дороге, обязанности которого будут перечислены, является одним из представителей специалистов, обеспечивающих полноценное функционирование транспорта. Любопытно, что большинство соискателей даже не догадываются о существовании подобной вакансии.

сигналист на железной дороге обязанности

Кто это?

Итак, давайте познакомимся поближе с данной профессией. Сигналист является ответственным за подачу специальных сигналов или звонков. Он непременно должен присутствовать на железнодорожных путях при проведении ремонтных или профилактических работ неподалеку от движущихся поездов.

Основные обязанности сигналиста на железной дороге состоят в установке, а также обеспечении сохранности переносных сигналов и специальных звонков, которые предназначены для ограждения территории, где выполняются ремонтные или профилактические работы.

работа сигналиста

Такой сотрудник обязан наблюдать за проходящим железнодорожным транспортом, а также своевременно подавать сигналы в виде звуков и жестов руководителю работ. Также этот сотрудник выполняет действия, направленные на смену и последующую уборку тормозных башмаков. Помимо этого, важно следить за их исправностью.

Обязанности

Давайте более подробно перечислим обязанности сигналиста на железной дороге, чтобы потенциальные соискатели смогли составить более полное представление о данной профессии.

  • Подача различных сигналов в случае приема, отправления или пропуска поездов, а также выполнении маневровых работ.
  • Отслеживание проходящих поездов, а также своевременное информирование руководителя с использованием специальных знаков. Обязанности сигналиста на железной дороге на данном пункте не заканчиваются.
  • Снятие и последующая уборка тормозных устройств, а также осуществление контроля за их исправностью.
  • Снятие ограждающих сигналов и петард по разрешению руководителя путевых работ.
  • Закрепление находящихся на пути вагонов специальными тормозными устройствами. При выполнении данной деятельности сотрудник должен руководствоваться нормами, которые установлены техническо-распорядительным актом станции.
  • Проверка маршрута в случае приема, отправления, а также пропуска поездов.
  • Установка и последующая уборка ограждения и прочих предупредительных сигналов на территории выполнения работ.
  • Проверка путей с целью убедиться в том, что они свободны.

профессия сигналист на железной дороге обязанности

Необходимые знания

Выполнение обязанностей сигналиста на железной дороге не может осуществлять человек без предварительной подготовки. Давайте узнаем, какие знания потребуется такому специалисту для выполнения деятельности в соответствии с должностной инструкцией.

Должностные инструкции

Нужно понимать, что железная дорога относится к числу объектов, которые представляют повышенную опасность. Вот почему каждый сотрудник должен четко соблюдать должностную инструкцию. То же самое касается сигналистов на железной дороге, обязанности вам уже известны. Их работу никак нельзя назвать простой.

Должностная инструкция для сигналиста закрепляет не только его обязанности, но и полномочия. В ней содержатся основные положения, которые непосредственно касаются деятельности сотрудника. Вот почему так важно тщательно изучить данный документ перед вступлением в должность.

В частности, обязанности и должностные инструкции сигналиста на железной дороге предписывают добросовестное исполнение возложенных на него задач и полномочий. Помимо этого необходимо соблюдать требования, касающиеся охраны труда.

сигналист на железной дороге обязанности и должностные инструкции

Требования работодателей

Также ценится умение работать в команде. Ведь сигналист никогда не трудится один, а становится частью команды, выполняющей ремонтные или профилактические работы.

Кроме того, важно обладать хорошим здоровьем. Это связано с тем, что работа сигналиста проходит на открытом воздухе, независимо от погодных условий. Вот почему от данной вакансии отказываются люди со слабым здоровьем и какими-либо хроническими заболеваниями.

Не менее важна стрессоустойчивость. Так как работа сигналиста требует предельной концентрации и не позволяет отвлекаться от выполняемой работы.

Идеальный сотрудник должен быть ответственным.

Зарплата

Обязанности сигналиста на железной дороге нельзя назвать простыми. Соответственно, оплата труда должна быть достойной. В среднем на рынке труда она составляет от двадцати до сорока тысяч рублей.

Поиск вакансий происходит посредством объявлений или прямого обращения к потенциальному работодателю.

Данная специальность может быть востребована в строительных компаниях, которые для возведения объектов используют рельсы и составы. Однако подобная вакансия, скорее всего, будет предполагать вахтовый график, а работодатель предложит жилье или компенсацию.

сигналист на железной дороге обязанности

Условия труда

Сигналистам приходится работать на улице даже в непростых погодных условиях. Негативное воздействие оказывает высокий уровень шума, движущиеся поезда, пыль и т. д.

Вот почему сотрудник должен быть физически выносливым. Иначе он не справится.

Работодатель старается несколько снизить влияние неблагоприятных условий, снабжая сотрудников специальной экипировкой. Причем, в холодный период предоставляется утепленный комплект.

Сигналист на железной дороге – это сотрудник, управляющий визуальной и звуковой сигнализацией, что позволяет обеспечить безопасность любых действий бригады на железной дороге. Такой человек проходит специальную профессиональную подготовку в соответствии со стандартом. Профессия очень важная, ведь без подачи сигналов о движении поездов, не получится провести ремонтные работы. Сегодня мы рассмотрим, кто такой сигналист на ЖД, выясним его обязанности. Вы также узнаете, где выучиться этой профессии, и какую заработную плату получают сотрудники.

Иллюстрация на тему Сигналист на железной дороге: о профессии, обязанности, зарплата

Общие сведения

Железная дорога работает в круглосуточном режиме. Чтобы в ее функционировании не было никаких перебоев, за нормальной ее деятельностью следит большое количество работников. Сигналист входит в число таких сотрудников. Многие люди даже не представляют что это за профессия. Такой работник отвечает за подачу различных сигналов. Без него невозможно проводить работы на железнодорожных путях. При любом ремонте на участке, где движутся поезда, присутствует сигналист. Он должен устанавливать и обеспечивать сохранность специальных сигналов и звонков. Они ограждают территорию, где проводятся работы.

Сотрудник, являющийся сигналистом, наблюдает за проходящим составом и сигнализирует звуками и жестами руководителю профилактических работ. Также он меняет и убирает тормозные башмаки. Еще он следит, чтобы они были исправны. Без специфических знаний здесь не обойтись. Чтобы специалист нормально выполнял свою деятельность, он должен знать следующее:

Без этих знаний невозможно работать сигналистом на железной дороге. Нужно учитывать, что она является объектом повышенной опасности, от вас зависит, чтобы машинист своевременно снизил скорость. Каждый работник обязан соблюдать инструкцию. Эта работа не простая. Необходимо иметь хорошее здоровье, ведь трудиться требуется на открытом воздухе.

Если у вас имеются хронические заболевания, такая работа не подходит. Погодные условия на участке могут быть разными и резко меняться. Также требуется быть стрессоустойчивым и уметь предельно концентрироваться. Допускать малейшие ошибки нельзя. Не менее важно быть максимально ответственным. Это одно из главных требований при приеме на работу.

Обязанности

В обязанности сигналиста ЖД входит следующее:

  • Такой сотрудник должен подавать различные сигналы, когда принимает, отправляет либо пропускает поезда. Также это нужно делать, если происходят маневренные работы.
  • Специалист должен следить за проходящими составами и вовремя подавать об этом информацию, используя специальные знаки.
  • Сигналист должен снимать и убирать тормозные устройства, контролировать их исправность.
  • Снимать ограждающие сигналы, а также петарды, когда руководитель путевых работ это разрешит.
  • Сотрудник должен закреплять находящиеся в режиме простоя вагоны устройствами торможения. При этом требуется соблюдать нормы техническо-распорядительного акта станции.
  • Проверять пути следования поездов во время их приема, пропуска и отправления.
  • Устанавливать и убирать предупредительные сигналы, где выполняются профилактические работы.
  • Проверять пути, чтобы понять, что они являются свободными.

Каждому сотруднику, работающему по описываемой профессии, выдается специальная инструкция. Он должен ей следовать безукоризненно.

Иллюстрация на тему Сигналист на железной дороге: о профессии, обязанности, зарплата

Место работы

Вакансии сигналистов железной дороги востребованы в РЖД. Также люди этой специальности могут устроиться на работу в строительные компании, возводящие различные объекты, используя железнодорожные пути и составы. Работа должна происходить по графику, составленному начальником станции. Все сотрудники снабжаются специальной экипировкой и конечно теплым комплектом формы. Вакансии можно находить в интернете либо напрямую, придя к будущему работодателю на станцию.

Обучение

В Российской Федерации железнодорожную отрасль считают одной из самых крупных. Чтобы выучится на сигналиста, необходимо посетить специализированные курсы. Вы получите определенный разряд, согласно Трудовому кодексу РФ. Также можно поступить в один из колледжей на базе 9 либо 11 классов. Соответственно срок обучения составляет 3 и 4 года. После этого вы получите диплом.

Иллюстрация на тему Сигналист на железной дороге: о профессии, обязанности, зарплата

Заработная плата

Обязанностей у данного специалиста довольно много и работа сложная. Заработная плата не большая. Минимальный оклад начинается от 11 тысяч рублей. Средняя зарплата составляет 30 тысяч рублей. Максимальная сумма получаемого дохода обычно не превышает 40 тысяч рублей. На работу по профессии сигналист устраиваются не только мужчины, но и женщины. Но требуется обязательно быть физически выносливым.

Ведомственная охрана РЖД: структура, задачи и грузы, подлежащие обязательной охране

Ведомственная охрана железнодорожного транспорта обеспечивает защиту грузов в пути, объектов ж/д инфраструктуры и прилегающих к ним участков суши или воды. Ее подразделения также занимаются профилактикой противоправных действий. Иногда в состав ВО ЖДТ входят не только охранные структуры, но и пожарные части.

Военизированная охрана РЖД: что это

На ее базе возникла ведомственная охрана РЖД. Задачи у структуры похожи.

Сотрудники обеспечивают безопасность объектов транспортной инфраструктуры:

  • железнодорожных узлов;
  • вокзалов;
  • мостов;
  • вагонов;
  • поездов;
  • грузов.

Однако правовой статус охранников изменился. Работники организации более не могут выписывать нарушителям штрафы. Этой функции сотрудников предприятия лишили.

Охрана железнодорожного транспорта

Охрана железнодорожного транспорта

Военизированная охрана на ЖД-транспорте осталась в ряде стран постсоветского пространства. Эти подразделения решают задачи в Беларуси, Украине, Казахстане.

Структура подразделения

В России ВО ЖДТ – юридическое лицо. Компания имеет четкую иерархическую структуру. В основе находится Управление ФГП ВО ЖДТ России. Ему напрямую подчиняются филиалы. В РФ всего насчитывается 17 таких объединений.

Филиалы организовывают и контролируют работу отрядов подведомственной охраны. Последних в структуре насчитывают 61. Им подчиняются:

  • Стрелковые команды.
  • Стрелковые команды, охраняющие искусственные сооружения.
  • Стрелково-пожарные команды.
  • Пожарные команды.
  • Пожарные поезда.

Все отвечают за определенный район несения службы. Для поддержания общественного порядка отряды могут привлечь и к другим участкам.

Задачи сотрудников

ЖД-охрана обеспечивает безопасность на железнодорожном транспорте. Задач у подразделения много. Условно их можно разделить на 2 больших класса:

  • Физическая защита объектов.
  • Профилактическая работа.

Ведомственная охрана железнодорожного транспорта сопровождает ценные и особо ценные грузы. Она предупреждает кражу цветных и черных металлов, углеводородов, технологического оборудования, автомобильного транспорта, перевозимого по ЖД-путям. Иногда участвует в защите станций и других объектов инфраструктуры.

Охрана железнодорожных станций

Охрана железнодорожных станций

При возникновении нештатной ситуации в дело вступают противопожарные поезда. Охрана ЖДТ насчитывает 307 объектов подобного класса. 67 моделей, обладающих повышенными тактическими возможностями, используют для тушения сложных возгораний.

Перечень грузов, подлежащих обязательной охране РЖД

Ведомственная охрана железнодорожного транспорта отвечает за безопасность разных типов грузов. Итоговый перечень включает 57 позиций.

На официальном сайте федерального государственного предприятия указан конечный список. В него вошли:

  • мебель (за исключением плетеной и металлической);
  • топливо (ракетное, бензин, дизель);
  • цветные металлы, сплавы на их основе и прокат;
  • чугун;
  • машины (в том числе сельхозтехника, тракторы);
  • продукция радиопромышленности (в том числе и бытовые приборы);
  • части подвижного состава (кроме рельсов);
  • косметика и парфюмерия;
  • резинотехнические изделия (новые и бывшие в употреблении);
  • газы (кроме энергетических);
  • продукты питания (сахар, сыры, масла, мясо, колбасы и т. п.);
  • алкогольные напитки (пиво, спирт, водка, коньяк и т. п.);
  • обувь, изделия из кожи, гражданская одежда, военная форма;
  • ювелирные предметы;
  • грузы специального назначения (военные, медицинские, гуманитарные);
  • технические жидкости (метанол, этанол).

Основные отличительные черты обеспечения охраны железнодорожных объектов и их нюансы

Ведомственная охрана РЖД обеспечивает безопасность критически важных объектов инфраструктуры. Противоправные действия злоумышленников на железной дороге могут парализовать жизнь страны. Это чревато серьезными материальными и людскими потерями.

Стоит учесть и размеры страны. Протяженность железной дороги в России огромная. Некоторые районы сильно удалены от центра. Однако и там необходимо обеспечить безопасность объектов транспортной инфраструктуры, сохранить грузы и предупредить противоправные действия злоумышленников.

Охрана поездов

Для повышения качества работы стрелки ведомства разного разряда часто действуют совместно с полицейскими. Одной лишь физической охраной транспорта и грузов вопрос не ограничивается. К обязанностям стрелков относят и помощь в ликвидации техногенных и природных катастроф. Труд работников охраны железнодорожного транспорта многозадачный.

Система безопасности для железнодорожного транспорта

Для повышения эффективности защиты грузов и инфраструктуры по адресам разработчики периодически предлагают разные дополнительные системы охраны железнодорожных объектов. Презентации оборудования сопровождаются анализом качества работы.

Чаще всего используют видеонаблюдение. Приборы размещают вдоль железнодорожных путей, в купе проводников, кабинах машинистов. Это позволяет быстро отслеживать происходящие изменения и своевременно на них реагировать.

Камеры наблюдения на вокзалах

Камеры наблюдения на вокзалах

Тепловизоры определяют состояние пассажиров и персонала. Их используют для минимизации рисков заражения и распространения заболевания. Оборудование подходит и для предупреждения возгорания.

Профессиональное обучение и переквалификация сотрудников

Вакансии охранников на ЖД пользуются популярностью. Эта работа со стабильной зарплатой и вертикальным карьерным ростом. Подготовка кадров трехуровневая:

  • начальный;
  • технический;
  • повышение квалификации.

Начальную подготовку проходят вновь прибывшие сотрудники. После этого работникам необходимо сдать квалификационный экзамен.

Техническая подготовка длится от 36 до 42 часов. Курсантам рассказывают о специфике работы в конкретном подразделении.

Квалификацию повышают в отраслевых вузах. Это необходимо для дальнейшего карьерного роста.

Защита железной дороги – составляющая безопасности страны.

Все о железнодорожных профессиях

Знать все о железнодорожных профессиях полезно и для общего развития, но еще важнее это тем, кто желает заняться такой деятельностью. Пора ознакомиться с обзором железнодорожников на РЖД, со спецификой поездов на ЖД и с описанием других профессий, связанных с железной дорогой. Эти профессии делятся на вокзальные, станционные и путевые, и в каждом случае есть свои особенности.


Обзор вокзальных специальностей

Железнодорожные специалисты трудятся в большом количестве на пассажирских вокзалах. Важнейшую роль среди них играет диспетчер вокзала. Его никто из пассажиров не видит — но именно благодаря труду диспетчеров по ритму движения поездов можно сверять часы. Расписание мало составить — нужно еще и постоянно следить за тем, как оно составляется, причем с посекундной точностью. Да, диспетчеры контролируют, в какой момент можно будет увидеть прибывающий поезд с перрона, когда он должен будет полностью замереть на рельсах, и в какой момент — быть готовым к началу движения.

Железнодорожники на вокзале могут иметь и ряд других специализаций. Так, есть еще главный энергодиспетчер дорожный, который следит за снабжением всех магистральных участков на вокзале, за электроснабжением других подсобных объектов. Также стоит учесть, что справочная служба вокзала имеет и своих руководителей, которые координируют информационную работу. Дополнительно стоит упомянуть:

  • руководителя отделения обработки багажа;
  • главный начальник вокзала;
  • руководитель группы учета и отчетности по продаже билетов;
  • кассиров;
  • охранников.

Особняком стоит экспедитор доставки багажа. Нельзя его путать с носильщиком — этот специалист координирует перемещение тех вещей, которые кладут в багажные вагоны. Доставка таких предметов часто практикуется без пассажиров. И потому и нужен специальный сотрудник, чтобы перевезти все имущество в целости и сохранности на большое расстояние.

Следить за багажом приходится постоянно, потому что количество желающих завладеть им велико, да и случайностей бывает немало.


Станционные профессии

Но деятельность РЖД не ограничивается работой пассажирских вокзалов. Как на них, так и на грузовых станциях обязательно присутствует составитель поездов. Этот специалист формирует и расформирует составы. Его важнейшая функция — не только поддержание ритмичного движения, но и обеспечение безопасности. Ведь создав слишком длинный пассажирский поезд или состыковав вагоны с неподходящими грузами, можно создать серьезные риски.

Составители поездов не только руководят маневровыми работами, но иногда и непосредственно выполняют. Среди них есть четкая градация по разрядам. Так, имея 3 или 4 разряд, нельзя работать на магистральных железнодорожных путях; допуск дают только составителям 5, а иногда и 6 разряда. Главные обязанности:

  • подача распоряжений на перемещение маневровых локомотивов;
  • сцепка-расцепка подвижного состава;
  • крепление останавливаемого транспорта;
  • работы с тормозными рукавами;
  • переключение стрелок, которые не управляются централизованно;
  • координация маневровой работы с участниками маневровых бригад.


Составители поездов подчиняются:

  • дежурным по станции;
  • диспетчерам маневрам;
  • дежурным по парку или по горке.

Дежурный по станции — единственный сотрудник железной дороги, имеющий право корректировать графики движения поездов, порядок маневровой работы. Даже начальники дорог почти всегда утверждают эти решения; впрочем, они и не касаются их. Именно от дежурного зависит, когда отправится поезд, сколько он будет стоять, и будет ли принят на конкретной станции. И именно этому сотруднику подчинены еще и всевозможные ремонтные, строительные, восстановительные поезда, системы связи и обмена данными; машинист и начальник поезда на время движения по определенному участку также у него в подчинении.

Маневровый диспетчер — еще одно очень важное лицо в сфере перевозок. Как раз он распределяет, какая маневровая бригада отправится на тот или иной отрезок путей. Составители поездов подчинены маневровому диспетчеру или находятся с ним в постоянном тесном контакте.

Но отсюда же происходит и большая ответственность. Как раз диспетчеру маневра будут предъявлять в первую очередь претензии, если вагоны не уберут вовремя с определенного участка или поставят туда, где их быть не должно, или не подадут вовремя для формирования поезда.


Описание путевых специальностей

На железной дороге работают также мастера и обходчики. Именно они следят за исправностью оборачиваемого подвижного состава, контролируют его техническое состояние и следят за тем, чтобы сами рельсы и шпалы работали безупречно. Если поезд прибывает точно по расписанию, то в этом есть заслуга не только машинистов, диспетчеров, но и такого путевого персонала. За электроснабжение отвечает электромонтер. Данный специалист следит, чтобы исправно функционировали:

  • главные линии высокого напряжения;
  • механизированные стрелки;
  • системы автостопа;
  • семафоры.

Непосредственно связан с движением, конечно же, машинист. Ответственность и скрупулезность в его работе такова, что ожидать вытеснения живых людей роботами и прочей автоматикой придется еще долго. Именно должность машиниста наиболее престижна по сравнению с другими специализациями на железной дороге.


Стоит отметить, что машинист — только мужская профессия; изменение законодательства по этой части может произойти только в 2021 году, а учитывая требования к стажу и подготовке, реальная ситуация поменяется не раньше 2025-го.

Есть еще одна типично путевая профессия — сигналист. Они следят за тем, чтобы движение поездов происходило максимально правильно и четко. При необходимости — сигнализируют машинистам о том, что нужно делать, где затормозить, а где ускорить (отсюда и название). Сигналисты же расставляют все необходимые таблички и другие условные предупреждающие знаки. И еще они следят за тем, чтобы пути находились в хорошем состоянии, при любой неполадке и отклонении от нормы сразу поднимают тревогу.


Инженер по эксплуатации:

  • лично осматривает пути, переводы и откосы по графику, отыскивает неисправности в них;
  • при необходимости использует ручные путеизмерительные средства;
  • маркирует шпалы и рельсы, которые следует заменить;
  • составляет отчеты по всем обнаруженным недостаткам;
  • готовит финансовые планы и составляет календарные графики использования путей и применяемого оборудования.

Контролеры-ревизоры не ограничиваются поиском безбилетных ездоков. Они же отслеживают, как используется подвижной состав. Для добросовестного пассажира контролер-ревизор даже полезен. Именно он контролирует исполнение персоналом дороги норм обслуживания пассажиров.

На такой должности ждут коммуникабельных, дисциплинированных и строго принципиальных людей, умеющих тактично выходить из сложной ситуации.

Читайте также: