Для чего нужно свидетельство о рождении взрослому человеку в беларуси

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство о рождении является официальным бланком, удостоверяющим личность несовершеннолетнего гражданина в возрасте до 14 лет.

Однако и после достижения указанного возраста этот документ будет подтверждать юридически значимые обстоятельства — факт родственных отношений, дату и место появления на свет.

Порядок получения свидетельства о рождении

Ввиду недееспособности малолетнего гражданина обязанность получения и хранения этого документа возлагается на его родителей. Процедура проходит через несколько этапов:

  • непосредственно после появления на свет новорожденного в медицинском учреждении выдается справка, в которой указываются сведения о дате и месте рождения, матери и отце (информация об отце ребенка может указываться со слов женщины);
  • с этой справкой один или оба родителя должны обратиться в территориальный отдел ЗАГСа;
  • в ЗАГСе заполняется бланк заявления о регистрации ребенка;
  • на основании представленных документов сведения о малыше вносятся в реестровую книгу, а гражданам сразу при обращении выдается готовый бланк свидетельства.

Чтобы оформить свидетельство о рождении ребенка не нужно оплачивать госпошлину, этот документ выдается безвозмездно.


Для оформления необходимы паспорта матери и отца (либо одного из них), свидетельство о заключении брака (при наличии), медсправка.

Как восстановить свидетельство о рождении?

При уничтожении, повреждении или утрате бланка его можно восстановить, обратившись в ЗАГС. Поскольку первичный бланк утрачивает свое юридическое значение, гражданам будет выдан дубликат свидетельства. Для восстановления документа нужно выполнить следующие действия:

  • уплатить госпошлину в размере 350 руб.;
  • обратиться в ЗАГС по месту рождения или фактического жительства несовершеннолетнего гражданина;
  • заполнить бланк заявления на выдачу дубликата;
  • получить документ в день обращения.

Необходимо предоставить паспорта родителей, свидетельство о браке или о разводе, квитанцию об уплате госпошлины. При отсутствии у них семейных отношений заявитель должен представить документ об усыновлении.

Где и как оформляется свидетельство о рождении ребенка?

Где и как оформить свидетельство о рождении ребенка?

  • по месту постоянного или временного проживания обоих родителей;
  • по месту жительства одного из родителей;
  • по месту фактического рождения ребенка.

Если возникает возможность выбора отдела ЗАГСа для регистрации факта рождения, самостоятельное решение будут принимать родители.

Возможные проблемы при получении свидетельства о рождении

Хотя в большинстве случаев получение этого документа не вызывает сложностей, выделим потенциальные проблемы, которые могут возникнуть у граждан:

  • если роды происходили вне медицинского заведения (например, дома или в дороге), вместо предоставления справки о рождении понадобится участие лица, принимавшего роды или присутствовавшего на месте появления на свет малыша;
  • если женщина родила за пределами РФ, выдача документа будет осуществляться через систему дипломатических учреждений (консульские или посольские органы);
  • если по уважительным причинам родители не могут самостоятельно обратиться в ЗАГС, получить свидетельство вправе родственники или уполномоченный специалист медицинского родильного заведения.

Сделать свидетельство о рождении родители должны в течение первого месяца жизни ребенка, однако за нарушение этого срока законодательных санкций не предусмотрено.

О том, что новорожденного ребенка нужно зарегистрировать, знают, пожалуй, все. А как это сделать, если его родители не состоят в браке между собой? Если мать ребенка на момент его рождения состоит в браке с другим лицом? Процедура регистрации может отличаться в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных обстоятельств.

Куда и в какой срок обращаться.
Регистрацию рождения ребенка и установления отцовства производит ЗАГС (иные органы). Место регистрации вы можете выбрать. Так, можно зарегистрировать ребенка в ЗАГСе (ст. 204 КоБС):
— по месту рождения или
— по месту жительства родителей (одного из них).

На заметку
Если вы зарегистрируете рождение ребенка по месту жительства родителей (родителя), то оно и будет указано местом рождения ребенка (п. 22 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния, утв. постановлением Совмина от 14.12.2005 N 1454).

Заявление о регистрации рождения подается не позднее 3 месяцев со дня рождения ребенка (ст. 206 КоБС).

На заметку
Пропуск установленного срока не является основанием для отказа в регистрации рождения. В этом случае ЗАГС проверит, не составлялась ли запись акта о рождении этого ребенка ранее по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (родителя) (ч. 4 — 5 п. 12 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния, утв. постановлением Совмина от 14.12.2005 N 1454).

Для оформления отцовства конкретный срок не предусмотрен, так как заявление о его регистрации может быть подано как одновременно с заявлением о регистрации рождения, так и после (п. 52 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния, утв. постановлением Совмина от 14.12.2005 N 1454).

Какие документы вам потребуются.

Если вы хотите одновременно зарегистрировать новорожденного ребенка и оформить отцовство, вам понадобятся следующие документы (п. 5.1 и 5.3 Перечня административных процедур, утв. Указом от 26.04.2010 N 200):

— медицинская справка о рождении (ч. 1 ст. 51 КоБС), которую матери ребенка выдадут после рождения ребенка в роддоме;

— паспорта или иные документы, удостоверяющие личность родителей;

— свидетельства о рождении матери и отца ребенка (если вы хотите, чтобы в документы ребенка была внесена запись о национальности родителей и если национальность не указана в ваших паспортах) (п. 21 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния, утв. постановлением Совмина от 14.12.2005 N 1454).

Также в ЗАГСе вам предложат заполнить:

— заявление о регистрации рождения (его заполняет мать ребенка);

— заявление о регистрации установления отцовства (заполняется совместно отцом и матерью ребенка, не состоящими в браке). Если кто-то из вас по уважительной причине (например, отдаленность проживания, тяжелое заболевание, прохождение военной службы и др.) не может подать такое заявление лично, то ваша подпись на заявлении может быть засвидетельствована руководителем ЗАГСа, нотариусом или другим лицом, имеющим соответствующие полномочия (п. 50, ч. 2 — 4 п. 28 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния, утв. постановлением Совмина от 14.12.2005 N 1454).

На заметку
У вас также есть возможность подать заявление об установлении отцовства еще в период беременности (беременность подтверждается медицинской справкой о состоянии здоровья). Такое заявление подается при наличии обстоятельств, дающих основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства после рождения ребенка может оказаться невозможной или затруднительной (ч. 5 ст. 214 КоБС).

Если на момент рождения ребенка его мать официально состоит в браке с другим лицом, то для установления отцовства совместного заявления отца и матери ребенка о регистрации установления отцовства будет недостаточно. Вам также надо будет представить (ч. 2 ст. 54 КоБС):

— заявление матери ребенка, подтверждающее, что ее муж не является отцом ребенка;

— заявление мужа матери ребенка, подтверждающее, что он не является отцом ребенка (ч. 6 ст. 51 КоБС).

Если отцовство ребенка не может быть установлено в добровольном порядке (отсутствует хотя бы одно из вышеуказанных заявлений), то отцом ребенка записывается муж матери ребенка (ст. 54 КоБС). Такая запись может быть исключена (и внесена новая) только по решению суда об установлении отцовства. Для этого настоящий отец ребенка (или супруг матери ребенка) должен оспорить запись об отцовстве в судебном порядке (ст. 58 КоБС).

На заметку
Если ребенок родился в течение 10 месяцев со дня прекращения брака (признания его недействительным) или смерти мужа матери ребенка (объявления его в судебном порядке умершим), то по общему правилу отцом записывается бывший муж (ч. 4 ст. 51, ст. 208, 209 КоБС). Исключение может быть сделано только в случае добровольного установления отцовства (при согласии матери ребенка, ее бывшего супруга и отца ребенка) или решения суда об установлении отцовства другого лица (ст. 209, ч. 2 ст. 54 КоБС). Запись об отцовстве бывшего мужа может быть оспорена в судебном порядке по правилам ст. 58 КоБС.

В ЗАГСе вам должны выдать свидетельство о рождении ребенка и свидетельство об установлении отцовства (ч. 2 ст. 201 КоБС).

На заметку
По просьбе родителей свидетельство об установлении отцовства выдается каждому из них (ч. 3 п. 57 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния, утв. постановлением Совмина от 14.12.2005 N 1454).

Архив органов, регистрирующих акты гражданского состояния

Архив органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главного управления юстиции Минского облисполкома

г. Минск, ул. К. Либкнехта, 68, 1 этаж

Время приёма:

Понедельник - пятница с 8.00 до 17.00 часов.

Перерыв на обед с 13.00 до 14.00 часов.

Выходные дни: суббота, воскресенье.

Ответственными за осуществление административных процедур, выполняемых архивом органов, регистрирующих акты гражданского состояния, являются:

главный специалист – Косачук Татьяна Александровна

кабинет № 103, телефон 208 51 82

главный специалист – Корнето Елена Ярославовна

кабинет № 106, телефон 208 49 73

Архивный фонд составляют вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, совершенные органами загса Минской области с 1945 года (архивный фонд за 1944 год сохранён частично).

Архивом осуществляются следующие административные процедуры, предусмотренные Перечнем административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

документ, подтверждающий изменение фамилии или иных данных гражданина, – в случае их изменения;

документ, подтверждающий внесение платы

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

Перечень документов, запрашиваемых государственным органом:

Копии записей актов гражданского состояния, регистрация которых произведена на территории Республики Беларусь

Перечень документов, которые гражданин имеет право представить самостоятельно:

Свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, подтверждающие изменение фамилии или иных данных.

ПОВТОРНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Для получения повторного свидетельства граждане могут обратиться с письменным заявлением в отдел загса по месту жительства, а также в отдел загса, архив органов загса главного управления юстиции по месту хранения соответствующей записи акта. В заявлении указываются необходимые сведения, касающиеся соответствующего акта гражданского состояния.

Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (извлечение)

Статья 202. Выдача повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния.

Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния выдаются отделами записи актов гражданского состояния, архивами органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций, а повторные свидетельства о рождении, о заключении брака, о расторжении брака– также Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов на основании записей актов гражданского состояния и метрических книг. Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния на основании метрических книг, находящихся на постоянном хранении в государственных архивах, выдаются отделами записи актов гражданского состояния, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов и архивами органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов.

Повторные свидетельства выдаются лицам, на которых составлена запись акта гражданского состояния, по их заявлениям. Кроме того, повторные свидетельства о рождении детей выдаются их родителям, опекунам, попечителям, в том числе руководителям детских интернатных учреждений, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, в которых находятся дети, а также органам опеки и попечительства и органам внутренних дел, а повторные свидетельства об установлении отцовства выдаются органам опеки и попечительства.

Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния в отношении лиц, признанных недееспособными, выдаются их опекунам, органам опеки и попечительства.

Повторные свидетельства о смерти выдаются родственникам и иным членам семьи умершего, опекунам, попечителям детей умершего, в том числе руководителям детских интернатных учреждений, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, в которых находятся дети умершего, а также органам опеки и попечительства.

Повторные свидетельства могут быть выданы по доверенности лиц, указанных в частях второй–четвертой настоящей статьи, удостоверенной в установленном порядке.

Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния могут быть выданы по мотивированному запросу адвокатскому бюро, оказывающему юридическую помощь физическим и юридическим лицам за границей, иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов, включая розыск наследников.

Госпошлина за повторное свидетельство составляет

29 рублей

Время работы: пн-пт: 09.00-19.00, сб-вс: выходной

либо в любом другом отделении

С 1 января 2021 г. размер базовой величины 29 рублей

(постановление Совета Министров Республики Беларусь № 783 от 30 декабря 2020 г. )

СПРАВКИ, СОДЕРЖАЩИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

Положением о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утвержденным постановлениям Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 1454, установлен следующий порядок выдачи справок, содержащих сведения из записей актов гражданского состояния.

Архив органов загса на основании записей актов и записей из метрических книг выдает справки, а также извещения об отсутствии записи акта.

Извещение об отсутствии записи акта, выданное архивом органов загса, на территории которого была произведена регистрация акта гражданского состояния, является основанием для обращения в суд об установлении факта регистрации акта гражданского состояния.

Справками, содержащими сведения из записей актов, являются:

справка, содержащая сведения из записи акта о рождении;

справка, содержащая сведения из записи акта о заключении брака;

справка, содержащая сведения из записи акта о расторжении брака;

справка, содержащая сведения из записи акта о перемене фамилии, собственного имени, отчества;

справка, содержащая сведения из записи акта о смерти.

Справки, содержащие сведения из записей актов, выдаются гражданам:

гражданину, на которого составлена запись акта, – о всех сведениях, содержащихся в записи акта;

родителям, усыновителям, опекунам и попечителям – о сведениях, содержащихся в записи акта о рождении детей;

гражданам, являющимся опекунами недееспособных лиц, – о сведениях, содержащихся в записи акта, составленной на недееспособных лиц;

родственникам, иным членам семьи умершего – о сведениях, содержащихся в записи акта о смерти.

Справки, содержащие сведения из записей актов, могут выдаваться представителям граждан, указанных в абзацах втором – пятом части первой настоящего пункта, по доверенностям, удостоверенным нотариусом либо иным должностным лицом, которому в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия.

В исключительных случаях справки, содержащие сведения из записей актов, о записях актов, об отсутствии записи акта, могут выдаваться наследникам, родственникам (дети, родители, дед, бабка, внуки, родные братья, сестры), супругу (супруге) гражданина, на которого составлена запись акта, а также по согласованию с главными управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома – другим лицам.

Справки об отсутствии записи акта о заключении брака и извещения об отсутствии записи акта выдаются лицам, в отношении которых проводится поиск соответствующей записи акта, либо их представителям. Извещения об отсутствии записи акта также могут быть выданы наследникам, родственникам (дети, родители, дед, бабка, внуки, родные братья, сестры), супругу (супруге) гражданина, в отношении которого проводится поиск соответствующей записи акта, а также по согласованию с главными управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома – другим лицам.

При выдаче справок и извещений об отсутствии записи акта архив органов загса проверяет факт родственных или супружеских отношений, для чего в необходимых случаях запрашивает копии соответствующих записей актов, хранящихся в других органах загса, архивах органов загса.

Копии записей актов выдаются по запросам суда, прокуратуры, органов уголовного преследования, нотариусов в связи с нахождением дел в их производстве, а также загранучреждений, органов загса, Министерства юстиции, органов принудительного исполнения, других государственных органов (должностных лиц) в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Отказ архива органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главного управления юстиции Минского облисполкома в принятии заявления или совершении административных процедур по выдаче повторных свидетельств и справок, может быть обжалован в Министерство юстиции Республики Беларусь.

Дипломатическое представительство Германии в Беларуси принимает заявки на оформление документов о рождении детей с германским гражданством, если место их рождения и место обычного пребывание их родителей (либо одного из родителей) находится в Беларуси.

Змест

Важная информация

Германское гражданство приобретается по рождению в случае, если один из родителей на момент рождения ребёнка является гражданином Германии. В случае, если родители на момент рождения не состояли в браке и только отец является гражданином Германии, то ребёнок приобретает гражданство только в случае, если отец признает отцовство согласно германского права.

Дети, рожденные вне территории Германии, родители которых либо один из родителей, являясь гражданами/гражданином Германии, рождены/рождён после 31.12.1999 вне территории Германии и на момент рождения ребёнка имели/имел место обычного пребывания вне территории Германии, не приобретают германское гражданство по рождению в том случае, если они приобретают иностранное гражданство по рождению.

Ребёнок приобретает германское гражданство только в том случае, если его родители в течение одного года после рождения ребёнка подали ходатайство на регистрацию рождения ребёнка в книге записей актов о рождении в соответствующий ЗАГС в Германии либо в Посольство. В данном случае речь идет о приобретении германского гражданства с момента рождения.

Подача заявления

Дипломатическое представительство Германии в Беларуси принимает заявления на оформление документов о рождении детей с германским гражданством, если место их рождения и место обычного пребывание их родителей (либо одного из родителей) находится в Беларуси. Родители не обязаны регистрировать рождение, однако рекомендуется подать соответствующее ходатайство как можно быстрее для скорейшего получения свидетельства о рождении в случае необходимости, т.к. оформление германского свидетельства о рождении возможно только при наличии ходатайства на регистрацию рождения в книге записей акта о рождении.

Компетентным органом по оформлению свидетельства о рождении ребёнка является ЗАГС, в территориально подведомственном округе которого проживает или до последнего времени проживал ребёнок или заявитель (в случае, если ребёнок никогда не проживал на территории Германии) –либо по месту его обычного пребывания. При этом несовершеннолетний ребёнок имеет то же место жительства, как и его родители, обладающие родительскими правами) либо тот родитель, который единолично обладает правом опеки.

ЗАГС № 1 в Берлине является компетентным органом по оформлению документов о рождении ребёнка только в том случае, если ни ребёнок, ни заявитель никогда (даже в детском возрасте) не проживали на территории Германии.

Необходимые документы

Просьба учитывать, что все свидетельства следует предъявлять в оригинале, а также тот факт, что в определенных случаях могут быть затребованы дополнительные документы. Для белорусских свидетельств требуется наличие апостиля и нотариально заверенного перевода на немецкий язык. Возможно, Ваш ЗАГС попросит предъявить перевод, выполненный немецким переводчиком. Пожалуйста, справьтесь об этом заранее. Необходимые документы:

  • полностью заполненная анкета-заявление
  • белорусское свидетельство о рождении
  • национальный паспорт ребёнка (н-р: белорусский)
  • при наличии: свидетельство о заключении брака родителей либо заверенная выписка из семейной книги/брачного реестра
  • свидетельсва о рождении обоих родителей
  • при наличии: свидетельство о признании отцовства
  • при наличии: решение суда/свидетельство о расторжении предыдущего брака
  • действительные паспорта родителей
  • при наличии: справка об отсутствии записи акта о заключении брака матерью ( в случае, если на момент рождения не состояла в браке)
  • при наличии других совместных детей: их свидетельства о рождении
  • при наличии: свидетельство о принятии в гражданство, свидетельство позднего переселенца родителей и т. д.
  • при наличии научной степени: соответствующее свидетельство о присвоении
  • cправка о регистрации (cнятии с регистрации) в Германии

Если родители не имеют общей фамилии, при рождении первого ребёнка им следует оформить совместное заявление на установление фамилии ребёнка в соответствии с германским законодательством, причём установленная таким образом фамилия распространяется в дальнейшем и на всех последующих совместных детей.

Пошлины

Посольством взимается консульский сбор в размере 20- 25,- евро за заверение подписи, а также консульский сбор за заверение копий документов. Органы ЗАГС на местах взимают сборы/пошлины в соответствии с нормами земельного законодательства, которые необходимо оплачивать по их требованию. Обработка ходатайства может быть продолжена только после поступления оплаты.

Читайте также: