Данные правовой статистики как государственный информационный ресурс
Обновлено: 04.07.2024
Правовая статистика не только является одним из важнейших источников социально-правовой информации о различных правонарушениях, она отражает с помощью своих показателей, как охраняется общественный и государственный строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные Конституцией права и интересы отдельных граждан и юридических лиц.
Взаимосвязи правовой статистики с другими науками отчетливо просматриваются по следующим направлениям: с общей теорией статистики - по методологическим вопросам; с уголовным и гражданским правом - по предмету исследования; с историей - по вопросам воздействия исторических событий на развитие преступности и деятельности по борьбе с ней; с демографией - по вопросам определения криминогенности той или иной группы населения; с географией - по вопросам распространения различных видов преступлений по отдельным регионам; с социологией - по вопросам криминогенности факторов социального значения; с отраслевыми статистиками - по вопросам уровня и образа жизни населения, развития людских ресурсов, расслоения общества, развития экономической и политической системы страны в целом, изучения причин преступности и ее особенностей и др.
В соответствии с возложенными на нее задачами важнейшими функциями правовой статистики являются:
- познавательная или исследовательская функция. Только с помощью статистических методов можно изучать состояние преступности, ее развитие, оценить эффективность действий органов, призванных бороться с различными правонарушениями;
- идеологическая. Правовая статистика является обобщенным выражением государственно-правовых мер контроля над правонарушениями. Умелое манипулирование статистическими данными о преступности может использоваться как властью для доказательства своей способности контролировать и эффективно ограничивать масштабы преступности, так и оппозицией для опровержения этой способности;
Данные правовой статистики позволяют обосновывать правоохранительным органам свою роль и место в обществе, обосновывать выделение кадровых и материальных ресурсов на правоохранительную деятельность и безопасность государства;
- информационная функция заключается в обеспечении необходимыми сведениями эмпирического характера (об уровне, состоянии, структуре и динамике преступности, ее социальных последствиях, причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, и др.) всех основных направлений деятельности правоохранительных органов;
- координационная функция. Материалы правовой статистики играют существенную роль в координации деятельности различных структур правоохранительных органов и органов юстиции (органов внутренних дел, прокуратуры, правосудия, таможенной службы, службы безопасности, налоговой полиции, адвокатуры и др.) и способствуют преодолению разобщения этих структур и повышению действенности правовой помощи и защиты граждан и их собственности.
Большую роль правовая, а точнее уголовная статистика играет в изучении и предупреждении преступности. Принимая во внимание данные о состоянии, структуре, динамике преступности, данные о результатах борьбы с правонарушениями, органы юстиции получают возможность наиболее эффективно осуществлять возложенные на них задачи в деле укрепления законности и правопорядка.
Правовая статистическая информация позволяет решать задачи контроля, планирования и управления в сфере борьбы с преступностью. Исходя из статистических данных об уровне, состоянии преступности, возможностях оперативных и следственных работников и других данных, планируется распределение сил и средств борьбы с преступными проявлениями.
Правовая статистика наряду с другими источниками дает возможность установить, как работают суды, следственные органы, прокуратура, исправительно-трудовые и другие административные учреждения, как осуществляется правосудие. Учёт в области осуществления правосудия является одновременно и средством контроля над следственной и судебной практикой.
Фиксируя результаты работы органов юстиции, статистика помогает выявить отрицательные стороны в их деятельности и принять меры к их устранению. Так, например, по данным статистики МВД, можно судить о работе его подразделений по раскрываемости преступлений, соблюдению сроков расследования и т.д.
Данные уголовно-правовой статистики позволяют судить об эффективности действующего уголовного законодательства и деятельности уголовной юстиции. Материалы правовой статистики широко используются в работе по совершенствованию законодательства. Разработка проектов законов в области права не может проводиться без изучения целого ряда статистических показателей, характеризующих состояние преступности, динамику конкретных правонарушений, практическое применение действующего законодательства, целесообразность отдельных его норм. С учетом этих показателей в процессе законотворчества должна проводиться корректировка законов и устанавливаться новые формы борьбы с определёнными нарушениями.
Традиционно правовая статистика широко используется в различных отраслях права, юридической науке и практике.
Уголовно-правовая статистика взаимосвязана с науками уголовно- правового цикла: уголовным и исполнительным правом, криминологией, криминалистикой, определяющими социально-правовую сущность объектов статистического наблюдения. Так, уголовное право и уголовный процесс позволяют определить границы преступности - объекта наблюдения уголовно-правовой статистики (уголовное право дает критерии, определяющие преступное поведение, а уголовный процесс осуществляет отнесение конкретного деяния к числу преступных).
Научно-практическое значение правовой статистики определятся тем, что с одной стороны статистика - важнейший информационный источник о преступности и других правонарушениях, а с другой - один из основных методов исследования общественных явлений и процессов, в том числе и правовых, метод социально- правового познания и обработки полученных данных, позволяющий выявлять закономерности и тенденции развития преступности.
Изучение данных правовой статистики, характеризующих количественно-качественные параметры правонарушений (причины и условия преступлений, характеристика личности правонарушителей) дает возможность разобраться в мотивации преступности, непосредственных причинах совершения преступлений, выявить связь преступлений с другими социальными явлениями (безработицей, пьянством, воспитанием и пр.) и т.д.
Достоверная статистическая информация, отражающая преступность, ее причины, специфические особенности личности преступников, тенденции и закономерности преступности, позволяет прогнозировать развитие преступности в будущем.
Правовая статистика представляет собой отрасль статистической науки, изучающую количественные показатели деятельности правоохранительных органов и органов юстиции [3], а также правовые процессы и противоправные действия в обществе. В узком смысле правовая статистика исследует с количественной стороны массовые общественные явления, отражая происходящие в этой сфере процессы в виде количественных закономерностей жизни общества в конкретных условиях места и времени [5].
При правильной организации наблюдения государственный единый статистический учет дает достаточно точные результаты, которые можно считать статистически достоверными.
К сожалению, правовая статистика не всегда содержит полную и достоверную информацию. Можно выделить ряд обстоятельств, которые непосредственно влияют на качество статистических данных о преступности, а также на их соответствие реальному положению дел в конкретной области, и, в целом, они представляют собой комплексный и недостаточно изученный результат взаимодействия многих переменных, относительно самостоятельных, но разных по своему значению:
‒ скрытность преступлений от органов, ведущих борьбу с преступностью (в этом состоит смысл латентной преступности);
‒ уголовный закон, определяющий составы преступлений и юридически значимые признаки;
‒ круг преступлений и преступников, подлежащих учету;
‒ результативность деятельности органов, реализующих государственные меры социального контроля, в первую очередь правоохранительных, непосредственно ведущих борьбу с преступностью.
Исходя из вышесказанного, наиболее актуальным вопросом обеспечения полноты и достоверности криминологических показателей в правовой статистике является определение круга подлежащих учету преступлений и преступников, а также оценка контролирующими органами результативности деятельности правоохранительных органов. Решение данной проблемы определяет научную новизну проведенного исследования: на современном этапе необходимо внедрение единого государственного статистического учета, а именно — Государственной автоматизированной системы правовой статистики, которая будет способствовать наличию более полной и достоверной информации о ее качественных и количественных показателях.
Для начала следует определить, какие криминологические показатели подлежат статистическому учету. Криминологические исследования преступности правовой статистики основываются на данных правовой статистики, а именно — совокупности качественных и количественных показателей, характеризующих уровень преступности, массу совершаемых преступлений, их причин, а также противодействия, оказываемого преступности со стороны общества.
В частности, большинство опубликованных криминологических исследований преступности и отдельных ее видов начинаются с оценки такого признака, как уровень преступности [2; с. 11], при этом, содержание данного показателя характеризует распространенность преступности и определяется общим количеством совершенных преступлений, а также числом лиц, их совершивших на определенной территории за конкретный период времени.
Состав (структура) преступного множества отражает долю в нем различных видов преступного поведения, выделяемых по разным основаниям. Состав преступного множества представляет соотношение видов преступного поведения, различных категорий лиц, совершающих преступления, их характеристики: демографическую (пол, возраст), уголовно-правовую (судимость, опыт отбывания того или иного вида уголовного наказания), социально-экономическую (принадлежность к определенному общественному строю) и иные.
Динамика преступного множества — это изменение его во времени, чаще в иллюстрированной при помощи динамических рядов преступного множества за ряд лет форме.
Для характеристики причин воспроизводства преступлений используют различные показатели экономической, социальной и демографической статистики, отражающие обострение противоречий и кризисные явления в соответствующих сферах. Показателями организации противодействия государства преступности служат затраты на социальную помощь лицам, оказавшимся жертвами преступления, на социальную реабилитацию людей, совершивших преступление, и потенциальных преступников.
В обобщенном виде процесс исследования криминологических показателей состоит из следующих этапов: подготовка наблюдения, проведение массового сбора данных, подготовка данных к автоматизированной обработке, подготовка предложений по совершенствованию статистического наблюдения на основе полученных результатов.
Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия действительной величине какого-либо показателя или признака, полученного по материалам наблюдения. Расхождение между результатом наблюдения и истинным значением величины наблюдаемого явления называется ошибкой наблюдения.
По своему характеру ошибки делятся на случайные и систематические; по стадиям возникновения различают: ошибки регистрации; ошибки, возникающие в ходе подготовки данных к машинной обработке; ошибки, появляющиеся в процессе компьютерной обработки. Отдельно выделяют преднамеренные ошибки, возникающие из-за сознательного искажения данных.
Для минимизации любого рода ошибок в государственном едином статистическом учете нужна четкая и слаженная система контроля за формированием и обработкой в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики, а также результативностью их деятельности.
Основными видами контроля достоверности и полноты криминологических показателей статистического учета являются синтаксический (означает проверку правильности структуры документа, наличия необходимых и обязательных реквизитов, полноты заполнения строк формуляров в соответствии с установленными правилами), логический (проверяются правильность записи кодов, соответствие их наименованиям и значениям показателей, выполняется проверка необходимых взаимосвязей между показателями, сопоставляются ответы на различные вопросы и выявляются несовместимые сочетания) и арифметический (сравнивают полученные итоги с предварительно подсчитанными контрольными суммами по строкам и по графам) [2].
В целях обеспечения качества и достоверности государственных статистических отчетов, характеризующих деятельность правоохранительных органов, контролирующие органы обязаны вести учет выполненной работы.
Исходя из вышесказанного, основной проблемой обеспечения достоверности и полноты криминологических показателей является отсутствие специализированной системы единого статистического учета, необходимой для контроля за формированием и обработкой в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики, а также результативностью их деятельности. Однако, первые шаги на пути к созданию такой системы уже сделаны.
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации 15.12.2011 одобрена Концепция создания государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС) [1], где предусмотрено создание пилотной зоны ГАС ПС, в которой будет осуществлена отработка нового порядка учета преступлений.
ГАС ПС предусматривает три сегмента: ведомственный для прокуратуры, ведомственные для всех иных правоохранительных органов и публичный. Она должна объединять различные программные решения (автоматизированные рабочие места) для пользователей системы, с целью формирования единой базы данных и ее использования через единый федеральный портал, доступ к которому получают пользователи системы через свои личные кабинеты, расположенные на портале ГАС ПС, который находится в г.Москве.
К основным преимуществам данной системы можно отнести:
‒ Снижение трудоемкости подготовки и представления необходимых учетных статистических сведений;
‒ Реализация государственной статистической отчетности и ведомственной статистической отчетности органов прокуратуры;
‒ Обеспечение полноценной аналитической работы;
‒ Открытость статистической информации для граждан;
‒ Технологическое обеспечение информационного межведомственного взаимодействия правоохранительных и надзорных органов.
Кроме того, введение государственной автоматизированной системы правовой статистики предполагает некоторые нововведения в системе государственного единого статистического учета:
‒ Создание портала ГАС ПС — информационный ресурс, состоящий из следующих разделов, при этом доступ к тому или иному разделу будет зависеть от наличия у пользователя соответствующих прав:
1) личного кабинета (персональная страница авторизованного пользователя ГАС ПС, предназначенная для обеспечения взаимодействия в процессе согласования и утверждения документов первичного учета в электронной форме соответствующих сотрудников подразделений правоохранительных органов и прокуратуры; позволяющая обеспечитьзагрузку статистических карточек и записей КУСП в единое хранилище данных и их хранение; форматно-логический контроль загруженных данных; просмотр данных документов первичного учета с функциями сортировки и выборки; подписание документов первичного учета электронной подписью; направление на рассмотрение и отклонение (возврат) документов первичного учета, формирование оперативной статистической справочной информации; просмотр, экспорт и печать сформированной оперативной статистической справочной информации с возможностями сортировки и выборки);
3) фиксирование действий пользователей ГАС ПС в журнале действий пользователя. Загруженные статистические карточки и записи КУСП также отражаются в соответствующих журналах;
‒ организация доступа к статистической информации с использованием мобильных технологий с автоматизированного рабочего места руководителя, которое обеспечивает представление значений выбранных показателей в табличном виде, в виде диаграмм и на электронной карте.
‒ Введение единого хранилища документов первичного учета в электронном виде, размещаемого в Центре Обработки Данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В целях обеспечения статистического учета состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы проектом приказа системой будут введены в действие новые формы статистических карточек, а также Временная инструкция о порядке сбора, обработки и учета сведений о преступлениях и уголовных делах в пилотной зоне государственной автоматизированной системы правовой статистики и Инструкция о порядке заполнения статистических карточек, используемых в пилотной зоне государственной автоматизированной системы правовой статистики.
Для упорядочения учёта преступлений проектом приказа предполагается ввести единую в рамках всей страны систему нумерации преступлений. В новых статистических карточках вместо указания порядковых номеров преступлений в уголовном деле будут использоваться уникальные номера преступлений.
По аналогии с нумерацией преступлений и последующего обеспечения поэтапного перехода на единую в Российской Федерации систему нумерации уголовных дел на стадии опытной эксплуатации ГАС ПС используется идентификационный код уголовного дела.
Такая система позволит программными средствами способствовать обеспечению полноты и достоверности криминологических показателей в правовой статистике при определении круга подлежащих учету преступлений и преступников, а также внедрении и обработке в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики.
Кроме того, остаются проблемы с внедрением ГАС ПС на местах — проблема, как это часто бывает, связана с финансированием. У правоохранительных структур пока нет необходимой материальной составляющей для вступления в новую эру статистики — речь о техническом оснащении, программном обеспечении и специалистах, которые будут обслуживать новшество.
Чтобы решить этот вопрос, Генеральной прокуратурой разрабатывается федеральная целевая программа, где будут учтены потребности всех правоохранительных структур для воплощения нового проекта в жизнь. По самым оптимистичным прогнозам, система заработает повсеместно к 2020 году, в том числе и в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.
Таким образом, введение государственной автоматизированной системы правовой статистики обозначит переход на новый уровень достоверности и полноты данных при формировании государственного единого статистического учета криминологических показателей.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая статистика, первичный учет, преступление, государственная автоматизированная система, преступное множество, показатель, Российская Федерация, государственный единый статистический учет, Генеральная прокуратура, статистическая информация.
Читайте также: