Данные правовой статистики как государственный информационный ресурс

Обновлено: 04.07.2024

Правовая статистика не только является одним из важнейших источников социально-правовой информации о различных право­нарушениях, она отражает с помощью своих показателей, как охра­няется общественный и государственный строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные Конституцией права и интересы отдельных граждан и юридических лиц.

Взаимосвязи правовой статистики с другими науками отчет­ливо просматриваются по следующим направлениям: с общей тео­рией статистики - по методологическим вопросам; с уголовным и гражданским правом - по предмету исследования; с историей - по вопросам воздействия исторических событий на развитие преступ­ности и деятельности по борьбе с ней; с демографией - по вопросам определения криминогенности той или иной группы населения; с географией - по вопросам распространения различных видов пре­ступлений по отдельным регионам; с социологией - по вопросам криминогенности факторов социального значения; с отраслевыми статистиками - по вопросам уровня и образа жизни населения, раз­вития людских ресурсов, расслоения общества, развития экономиче­ской и политической системы страны в целом, изучения причин преступности и ее особенностей и др.

В соответствии с возложенными на нее задачами важнейшими функциями правовой статистики являются:

- познавательная или исследовательская функция. Только с помо­щью статистических методов можно изучать состояние преступно­сти, ее развитие, оценить эффективность действий органов, при­званных бороться с различными правонарушениями;

- идеологическая. Правовая статистика является обобщенным вы­ражением государственно-правовых мер контроля над правонару­шениями. Умелое манипулирование статистическими данными о преступности может использоваться как властью для доказательства своей способности контролировать и эффективно ограничивать масштабы преступности, так и оппозицией для опровержения этой способности;

Данные правовой статистики позво­ляют обосновывать правоохранительным органам свою роль и место в обществе, обосновывать выделение кадровых и материальных ре­сурсов на правоохранительную деятельность и безопасность госу­дарства;

- информационная функция заключается в обеспечении необхо­димыми сведениями эмпирического характера (об уровне, состоя­нии, структуре и динамике преступности, ее социальных последст­виях, причинах и условиях, способствующих совершению преступ­лений, и др.) всех основных направлений деятельности правоохра­нительных органов;

- координационная функция. Материалы правовой статистики играют существенную роль в координации деятельности различных структур правоохранительных органов и органов юстиции (органов внутренних дел, прокуратуры, правосудия, таможенной службы, службы безопасности, налоговой полиции, адвокатуры и др.) и спо­собствуют преодолению разобщения этих структур и повышению действенности правовой помощи и защиты граждан и их собствен­ности.

Большую роль правовая, а точнее уголовная статистика иг­рает в изучении и предупреждении преступности. Принимая во внимание данные о состоянии, структуре, динамике преступно­сти, данные о результатах борьбы с правонарушениями, органы юстиции получают возможность наиболее эффективно осуществ­лять возложенные на них задачи в деле укрепления законности и правопорядка.

Правовая статистическая информация позволяет решать задачи контроля, планирования и управления в сфере борьбы с преступностью. Исходя из статистических данных об уровне, состоянии преступно­сти, возможностях оперативных и следственных работников и дру­гих данных, планируется распределение сил и средств борьбы с преступными проявлениями.

Правовая статистика наряду с другими источниками дает воз­можность установить, как работают суды, следственные органы, проку­ратура, исправительно-трудовые и другие административные учре­ждения, как осуществляется правосудие. Учёт в области осуществ­ления правосудия является одновременно и средством контроля над следственной и судебной практикой.

Фиксируя результаты работы органов юстиции, статистика помогает выявить отрицательные сто­роны в их деятельности и принять меры к их устранению. Так, на­пример, по данным статистики МВД, можно судить о работе его подразделений по раскрываемости преступлений, соблюдению сро­ков расследования и т.д.

Данные уголовно-правовой статистики позволяют судить об эф­фективности действующего уголовного законодательства и деятельности уголовной юстиции. Материалы правовой статистики широко исполь­зуются в работе по совершенствованию законодательства. Разработка проектов законов в области права не может проводиться без изучения целого ряда статистических показателей, характеризующих состояние преступности, динамику конкретных правонарушений, практическое применение действующего законодательства, целесообразность от­дельных его норм. С учетом этих показателей в процессе законотворче­ства должна проводиться корректировка законов и устанавливаться новые формы борьбы с определёнными нарушениями.

Традиционно правовая статистика широко используется в различных отраслях права, юридической науке и практике.

Уголовно-правовая статистика взаимосвязана с науками уголовно- правового цикла: уголовным и исполнительным правом, криминоло­гией, криминалистикой, определяющими социально-правовую сущность объектов статистического наблюдения. Так, уголовное право и уголовный процесс позволяют определить границы пре­ступности - объекта наблюдения уголовно-правовой статистики (уголовное право дает критерии, определяющие преступное пове­дение, а уголовный процесс осуществляет отнесение конкретного деяния к числу преступных).

Научно-практическое значение правовой статистики опреде­лятся тем, что с одной стороны статистика - важнейший информа­ционный источник о преступности и других правонарушениях, а с другой - один из основных методов исследования общественных явлений и процессов, в том числе и правовых, метод социально- правового познания и обработки полученных данных, позволяю­щий выявлять закономерности и тенденции развития преступности.

Изучение данных правовой статистики, характеризующих ко­личественно-качественные параметры правонарушений (причины и условия преступлений, характеристика личности правонарушите­лей) дает возможность разобраться в мотивации преступности, не­посредственных причинах совершения преступлений, выявить связь преступлений с другими социальными явлениями (безработицей, пьянством, воспитанием и пр.) и т.д.

Достоверная статистическая информация, отражающая пре­ступность, ее причины, специфические особенности личности пре­ступников, тенденции и закономерности преступности, позволяет прогнозировать развитие преступности в будущем.


Правовая статистика представляет собой отрасль статистической науки, изучающую количественные показатели деятельности правоохранительных органов и органов юстиции [3], а также правовые процессы и противоправные действия в обществе. В узком смысле правовая статистика исследует с количественной стороны массовые общественные явления, отражая происходящие в этой сфере процессы в виде количественных закономерностей жизни общества в конкретных условиях места и времени [5].

При правильной организации наблюдения государственный единый статистический учет дает достаточно точные результаты, которые можно считать статистически достоверными.

К сожалению, правовая статистика не всегда содержит полную и достоверную информацию. Можно выделить ряд обстоятельств, которые непосредственно влияют на качество статистических данных о преступности, а также на их соответствие реальному положению дел в конкретной области, и, в целом, они представляют собой комплексный и недостаточно изученный результат взаимодействия многих переменных, относительно самостоятельных, но разных по своему значению:

‒ скрытность преступлений от органов, ведущих борьбу с преступностью (в этом состоит смысл латентной преступности);

‒ уголовный закон, определяющий составы преступлений и юридически значимые признаки;

‒ круг преступлений и преступников, подлежащих учету;

‒ результативность деятельности органов, реализующих государственные меры социального контроля, в первую очередь правоохранительных, непосредственно ведущих борьбу с преступностью.

Исходя из вышесказанного, наиболее актуальным вопросом обеспечения полноты и достоверности криминологических показателей в правовой статистике является определение круга подлежащих учету преступлений и преступников, а также оценка контролирующими органами результативности деятельности правоохранительных органов. Решение данной проблемы определяет научную новизну проведенного исследования: на современном этапе необходимо внедрение единого государственного статистического учета, а именно — Государственной автоматизированной системы правовой статистики, которая будет способствовать наличию более полной и достоверной информации о ее качественных и количественных показателях.

Для начала следует определить, какие криминологические показатели подлежат статистическому учету. Криминологические исследования преступности правовой статистики основываются на данных правовой статистики, а именно — совокупности качественных и количественных показателей, характеризующих уровень преступности, массу совершаемых преступлений, их причин, а также противодействия, оказываемого преступности со стороны общества.

В частности, большинство опубликованных криминологических исследований преступности и отдельных ее видов начинаются с оценки такого признака, как уровень преступности [2; с. 11], при этом, содержание данного показателя характеризует распространенность преступности и определяется общим количеством совершенных преступлений, а также числом лиц, их совершивших на определенной территории за конкретный период времени.

Состав (структура) преступного множества отражает долю в нем различных видов преступного поведения, выделяемых по разным основаниям. Состав преступного множества представляет соотношение видов преступного поведения, различных категорий лиц, совершающих преступления, их характеристики: демографическую (пол, возраст), уголовно-правовую (судимость, опыт отбывания того или иного вида уголовного наказания), социально-экономическую (принадлежность к определенному общественному строю) и иные.

Динамика преступного множества — это изменение его во времени, чаще в иллюстрированной при помощи динамических рядов преступного множества за ряд лет форме.

Для характеристики причин воспроизводства преступлений используют различные показатели экономической, социальной и демографической статистики, отражающие обострение противоречий и кризисные явления в соответствующих сферах. Показателями организации противодействия государства преступности служат затраты на социальную помощь лицам, оказавшимся жертвами преступления, на социальную реабилитацию людей, совершивших преступление, и потенциальных преступников.

В обобщенном виде процесс исследования криминологических показателей состоит из следующих этапов: подготовка наблюдения, проведение массового сбора данных, подготовка данных к автоматизированной обработке, подготовка предложений по совершенствованию статистического наблюдения на основе полученных результатов.

Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия действительной величине какого-либо показателя или признака, полученного по материалам наблюдения. Расхождение между результатом наблюдения и истинным значением величины наблюдаемого явления называется ошибкой наблюдения.

По своему характеру ошибки делятся на случайные и систематические; по стадиям возникновения различают: ошибки регистрации; ошибки, возникающие в ходе подготовки данных к машинной обработке; ошибки, появляющиеся в процессе компьютерной обработки. Отдельно выделяют преднамеренные ошибки, возникающие из-за сознательного искажения данных.

Для минимизации любого рода ошибок в государственном едином статистическом учете нужна четкая и слаженная система контроля за формированием и обработкой в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики, а также результативностью их деятельности.

Основными видами контроля достоверности и полноты криминологических показателей статистического учета являются синтаксический (означает проверку правильности структуры документа, наличия необходимых и обязательных реквизитов, полноты заполнения строк формуляров в соответствии с установленными правилами), логический (проверяются правильность записи кодов, соответствие их наименованиям и значениям показателей, выполняется проверка необходимых взаимосвязей между показателями, сопоставляются ответы на различные вопросы и выявляются несовместимые сочетания) и арифметический (сравнивают полученные итоги с предварительно подсчитанными контрольными суммами по строкам и по графам) [2].

В целях обеспечения качества и достоверности государственных статистических отчетов, характеризующих деятельность правоохранительных органов, контролирующие органы обязаны вести учет выполненной работы.

Исходя из вышесказанного, основной проблемой обеспечения достоверности и полноты криминологических показателей является отсутствие специализированной системы единого статистического учета, необходимой для контроля за формированием и обработкой в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики, а также результативностью их деятельности. Однако, первые шаги на пути к созданию такой системы уже сделаны.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации 15.12.2011 одобрена Концепция создания государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС) [1], где предусмотрено создание пилотной зоны ГАС ПС, в которой будет осуществлена отработка нового порядка учета преступлений.

ГАС ПС предусматривает три сегмента: ведомственный для прокуратуры, ведомственные для всех иных правоохранительных органов и публичный. Она должна объединять различные программные решения (автоматизированные рабочие места) для пользователей системы, с целью формирования единой базы данных и ее использования через единый федеральный портал, доступ к которому получают пользователи системы через свои личные кабинеты, расположенные на портале ГАС ПС, который находится в г.Москве.

К основным преимуществам данной системы можно отнести:

‒ Снижение трудоемкости подготовки и представления необходимых учетных статистических сведений;

‒ Реализация государственной статистической отчетности и ведомственной статистической отчетности органов прокуратуры;

‒ Обеспечение полноценной аналитической работы;

‒ Открытость статистической информации для граждан;

‒ Технологическое обеспечение информационного межведомственного взаимодействия правоохранительных и надзорных органов.

Кроме того, введение государственной автоматизированной системы правовой статистики предполагает некоторые нововведения в системе государственного единого статистического учета:

‒ Создание портала ГАС ПС — информационный ресурс, состоящий из следующих разделов, при этом доступ к тому или иному разделу будет зависеть от наличия у пользователя соответствующих прав:

1) личного кабинета (персональная страница авторизованного пользователя ГАС ПС, предназначенная для обеспечения взаимодействия в процессе согласования и утверждения документов первичного учета в электронной форме соответствующих сотрудников подразделений правоохранительных органов и прокуратуры; позволяющая обеспечитьзагрузку статистических карточек и записей КУСП в единое хранилище данных и их хранение; форматно-логический контроль загруженных данных; просмотр данных документов первичного учета с функциями сортировки и выборки; подписание документов первичного учета электронной подписью; направление на рассмотрение и отклонение (возврат) документов первичного учета, формирование оперативной статистической справочной информации; просмотр, экспорт и печать сформированной оперативной статистической справочной информации с возможностями сортировки и выборки);

3) фиксирование действий пользователей ГАС ПС в журнале действий пользователя. Загруженные статистические карточки и записи КУСП также отражаются в соответствующих журналах;

‒ организация доступа к статистической информации с использованием мобильных технологий с автоматизированного рабочего места руководителя, которое обеспечивает представление значений выбранных показателей в табличном виде, в виде диаграмм и на электронной карте.

‒ Введение единого хранилища документов первичного учета в электронном виде, размещаемого в Центре Обработки Данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В целях обеспечения статистического учета состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы проектом приказа системой будут введены в действие новые формы статистических карточек, а также Временная инструкция о порядке сбора, обработки и учета сведений о преступлениях и уголовных делах в пилотной зоне государственной автоматизированной системы правовой статистики и Инструкция о порядке заполнения статистических карточек, используемых в пилотной зоне государственной автоматизированной системы правовой статистики.

Для упорядочения учёта преступлений проектом приказа предполагается ввести единую в рамках всей страны систему нумерации преступлений. В новых статистических карточках вместо указания порядковых номеров преступлений в уголовном деле будут использоваться уникальные номера преступлений.

По аналогии с нумерацией преступлений и последующего обеспечения поэтапного перехода на единую в Российской Федерации систему нумерации уголовных дел на стадии опытной эксплуатации ГАС ПС используется идентификационный код уголовного дела.

Такая система позволит программными средствами способствовать обеспечению полноты и достоверности криминологических показателей в правовой статистике при определении круга подлежащих учету преступлений и преступников, а также внедрении и обработке в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики.

Кроме того, остаются проблемы с внедрением ГАС ПС на местах — проблема, как это часто бывает, связана с финансированием. У правоохранительных структур пока нет необходимой материальной составляющей для вступления в новую эру статистики — речь о техническом оснащении, программном обеспечении и специалистах, которые будут обслуживать новшество.

Чтобы решить этот вопрос, Генеральной прокуратурой разрабатывается федеральная целевая программа, где будут учтены потребности всех правоохранительных структур для воплощения нового проекта в жизнь. По самым оптимистичным прогнозам, система заработает повсеместно к 2020 году, в том числе и в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

Таким образом, введение государственной автоматизированной системы правовой статистики обозначит переход на новый уровень достоверности и полноты данных при формировании государственного единого статистического учета криминологических показателей.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая статистика, первичный учет, преступление, государственная автоматизированная система, преступное множество, показатель, Российская Федерация, государственный единый статистический учет, Генеральная прокуратура, статистическая информация.

Читайте также: