Что значит заявить протест

Обновлено: 02.07.2024

Страсти, клятвы и протесты: правда и мифы о суде

Зал судебного заседания больше похож на театр: адвокат красноречиво выступает, само дело рассматривают всего за час, а в конце судья стучит молоточком. Такими процессы предстают зрителям в фильмах и судебных телешоу. На самом деле настоящее заседание сильно отличается от своего киноаналога. В залах могут стоять обычные школьные парты, адвокатам не дают долго и не по делу рассуждать. А сами молоточки – это не более, чем элемент декора. Юристы развенчали самые популярные мифы о суде и предположили, что грозило бы героям фильмов в жизни.


В кино мы часто видим залы заседаний, больше похожие на театры. Помпезные здания с пятиметровыми потолками и мозаикой на стенах. Но такие образы далеки от реальности, говорит Софья Волкова, юрист АБ Адвокатское бюро Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 5 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 30 место По выручке × .


В действительности зал судебного заседания зачастую представляет собой очень маленькое помещение, в котором стоят две-три школьные парты. Судью в такой обстановке выдает лишь мантия.

Елизавета Фетисова, старший юрист АБ Шварц и Партнеры Шварц и Партнеры Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) × , говорит, что чаще юристы сталкиваются с узкими коридорами в неотреставрированных старых зданиях и с залами, где не всегда хватает места всем лицам, участвующим в деле. Но, как отмечает эксперт, арбитражи, апелляционные и кассационные суды выглядят по-другому.


В фильмах и судебных телешоу после объявления решения судья непременно бьет молоточком. Но это не более, чем миф. Олег Скляднев, старший партнер Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × , говорит, что молоточки действительно можно встретить на столах судей. Но ни одним процессуальным кодексом такой атрибут не предусмотрен, и он скорее является элементом декора.


Такое правило действительно есть, но в жизни от него иногда отходят. Максим Кульков, управляющий партнер Кульков, Колотилов и партнеры Кульков, Колотилов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж Профайл компании × , делится, что в ряде случаев сами судьи просят выступать сидя. Особенно в судах первой инстанции. Чаще, по словам Кулькова, это происходит в маленьких залах, где удобнее для всех высказывать позицию не поднимаясь с места.

Если верить фильмам, то решение суда напрямую зависит от красоты и метафоричности речи представителя. Но на самом деле юристы не выступают с пламенными монологами. По словам Скляднева, если представитель начнет рассуждать о ценности основополагающих прав и достижениях римского права, то судья очень быстро вернет его к предмету спора.


Необходимость говорить понятно и благозвучно никто не отменял, но многие судьи негативно относятся к излишнему красноречию. Образные метафоры, отсылки к древним юридическим авторитетам, употребление латыни иногда позволительно, но для этого нужно хорошо знать судью, что он нормально такое воспринимает.

Максим Кульков, управляющий партнер Кульков, Колотилов и партнеры Кульков, Колотилов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж Профайл компании ×



Обязанность быть честным в России подкрепляется вполне земными основаниями: суд предупреждает свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. После этого свидетель дает подписку о том, что его предупредили об ответственности.

Елизавета Фетисова, старший юрист АБ Шварц и Партнеры Шварц и Партнеры Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) ×

Гусев объяснил, что в российском законодательстве определяющее значение при квалификации преступлений имеет направленность умысла. У Доктора Хауса был умысел на кражу наркотиков, по не зависящим от него обстоятельствам он украл обычные лекарства. И в России его действия квалифицировали бы как покушение на хищение наркотиков.


Сколько восторга у актеров судебных телешоу, которые услышали от судьи желанное решение, отмечает Фетисова. Но судебная тяжба почти никогда на этом не заканчивается: не исключено, что оппонент обжалует акт первой инстанции. Эксперт говорит, что в жизни даже в случае безоговорочной победы в суде выигравшая сторона рискует ничего не получить от своего должника, если у него не будет денег или имущества, на которые пристав может обратить взыскание.


Формы протеста

Выразить свое мнение можно не только на кухне или в интернете, но и во время протестной акции или публичного мероприятия.

Согласно закону, публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому гражданину России акция, цель которой — свободное выражение и формирование мнений или выдвижение требований по различным вопросам.

Форму публичного мероприятия организатор выбирает самостоятельно, исходя из целей акции. Отметим, что при выборе формы необязательно опираться на предполагаемое число участников — в законе не установлены количественные рамки.

Митинг — массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов либо для выражения солидарности или протеста. Участники могут использовать звукоусиливающие средства (мегафоны, микрофоны, колонки).

Пикет (пикетирование) — форма публичного выражения мнений. Участникам нельзя использовать звукоусиливающую технику, но можно приносить любые средства наглядной агитации — плакаты, транспаранты, баннеры. Пикеты бывают как массовыми, так и одиночными.

Шествие — массовое прохождение людей по заранее определенному маршруту в целях привлечение внимания к каким-либо проблемам.

Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.


Забастовка — коллективное организованное прекращение работы в организации или на предприятии ради разрешения трудовых споров с работодателем.

Голодовка — сознательный отказ от принятия пищи в знак протеста с целью вызвать у окружающих чувство вины за происходящее. Голодовка является средством ненасильственной борьбы или давления.

Бойкот — форма политической и экономической борьбы, которая предполагает полное или частичное прекращение отношений с отдельным лицом, организацией или предприятием.

Законодательные нормы

Статья 31 Конституции РФ гарантирует гражданам России право свободно проводить мирные собрания. Реализация этого права носит уведомительный, а не разрешительный характер. Ограничение возможно только в соответствии с федеральным законом, и только в той мере, чтобы обеспечить защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Статья 5 Федерального закона №54 регламентирует ограничения и требования к организаторам акций. В этом же ФЗ говорится о необходимости письменно уведомлять о мероприятии органы исполнительной власти или местного самоуправления — в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения. В случае пикетирования допускается подача уведомления за три дня до предполагаемой даты.

Если власти отказывают в согласовании указанного в уведомлении места и времени, они обязаны предложить организаторам альтернативный вариант. В случае, если это не было сделано, мероприятие считается согласованным. Подобными казусами зачастую пользуются Алексей Навальный и его сторонники.

Конституционный суд РФ определил, что при отказе в согласовании власти должны предоставить веские доводы, почему в конкретном месте провести акцию невозможно.

Гражданину могут отказать в согласовании акции по следующим причинам:

  • Организатор входит в список лиц, которым проводить публичные мероприятия запрещено (недееспособные граждане, лица отбывающие наказание в местах лишения свободы, представители политических, общественных или религиозных объединений, чья деятельность приостановлена или запрещена в России);
  • Заявка оформлена задним числом на проведение другого мероприятия;
  • Нарушен срок подачи уведомления;
  • Не указаны цель и форма акции, дата и место ее проведения;
  • Запрашиваемое место не соответствует заявленному количеству участников;
  • Органы власти не смогут обеспечить общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия;
  • Указанная в уведомлении площадка занята в это время другим публичным мероприятием;
  • Ничем не мотивированный отказ, который можно обжаловать в судебном порядке.

Добавим, что согласования не требуют одиночные пикеты и акции в гайд-парках. В целом же отказ в согласовании нельзя приравнивать к полному запрету на мирное публичное мероприятие.

Андрей Юров — научрук Международного центра прав человека при Санкт-Петербургском Институте права им. Принца П.Г.Ольденбургского | Совет по правам человека при президенте РФ


Также участника митинга или иного публичного мероприятия могут привлечь к ответственности по статье 20.1 КоАП РФ за мелкое хулиганство, если, по мнению полиции, он нарушает общественный порядок, нецензурно выражается и пристает к окружающим. В этом случае активисту грозит до 2,5 тысяч рублей штрафа или 15 суток ареста.

Зачастую задержанным на несогласованных акциях вменяют не только статью 20.2, но и 19.3 КоАП — неповиновение сотруднику полиции. Однако июньский Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что наказывать активистов за один проступок по обеим статьям одновременно нельзя. По этой причине недавно были отменены штрафы краснодарским активистам.


Организатора могут наказать за то, что на его акцию пришло людей больше, чем было указано в уведомлении, если имело место нарушение общественного порядка.

Какие действия на акциях считаются противоправными

Согласно ФЗ №54, участникам публичных акций запрещается:

  • Скрывать лицо, применять маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека по его внешним признакам;
  • Хранить и носить при себе предметы, ограниченные или запрещенные в гражданском обороте: любое оружие, колющие и режущие предметы, взрывопожароопасные вещества, предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, пиротехнические изделия, ядовитые и едко пахнущие вещества и другие предметы;
  • Хранить, употреблять, распространять алкогольную и спиртосодержащую продукцию, включая пиво и пивные напитки;
  • Находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения;
  • Совершать иные противоправные действия, нарушающие общественный порядок (нецензурная брань, непристойные жесты, неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, призывы к насилию и прочее);
  • Причинять вред имуществу или личности.

Как вести себя на митинге

В интернете есть немало памяток о том, как вести себя на публичных акциях, чтобы избежать проблем с законом. Также правозащитники дают советы тем, кто все-таки был задержан полицией во время митинга или пикета.

В российском законодательстве действует процедура устранения факта правонарушения с помощью ряда полномочий, которыми наделены прокуроры. Специалисты в юридической сфере приравнивают данную компетенцию к правовым средствам прокурорского реагирования, самые распространенные средства — это протест и представление.

Что такое протест прокурора?


В статье 23 дано определение протеста — это акт прокурорского реагирования на противоречащие законодательству действия, принесенные в органы или совершенные должностным лицом в виде акта.

Протестный документ подлежит к обязательному рассмотрению в течение 10 дней с момента подачи/поступления в судейство. Если прокурорский акт принесен на решение в представительство органа РФ или местного самоуправления, то его следует рассмотреть на ближайшем заседании.

В исключительных случаях, при которых требуется немедленное устранение правонарушения, прокурор имеет право устанавливать меньший срок для рассмотрения поданного им документа. Все результаты по решению предоставляются напрямую прокурору в письменном виде.

Если протест подан на изучение коллегиальному органу, то о дне их заседания секретарь сообщает прокурору, принесшему акт.

ВАЖНО. При наличии существенных обстоятельств прокурор может отозвать протестный документ с рассмотрения.

Согласно ФЗ 2202-1 основаниями для прокурорского акта являются следующие факторы:

  • противоречия, выявленные в ходе проверки правового акта. Например, закон, указание, распоряжение и т.д.;
  • подача документа обвинения является обязанностью прокурора, а не его правом. Это напрямую связано с его должностными обязанностями — прямое реагирование и опротестование при обнаружении правонарушения;
  • опротестование вносится в случае обнаружения противоречия письменного распоряжения/акта или указа законам Российской Федерации.

Если правовой акт не соответствует ведомственным приказам, оснований для опротестования не имеется. Оформлением и подписанием протестной документации занимаются прокурор или его заместитель.

Представление прокуратуры: что это?

Еще одним средством прокурорского реагирования является представление. Определение понятию дано в Федеральном законе № 2202-1 в статье 24 — это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона.

Для решения и исправления правонарушения согласно поданному документу должностному лицу дается срок в один месяц. За это время требуется принять конкретные меры по устранению причин или условий, способствовавших допущению правонарушения. Результаты работы оформляются письменно и передаются напрямую в прокурорский отдел.

Если представление передано на рассмотрение коллегиальной комиссии, то о дне ее заседания должен знать прокурор, подававший документы с требованием исправления.

СПРАВКА. Законодательством предусмотрен случай несоответствия постановлений Правительства и Конституции, для решения которого прокурорский отдел РФ информирует об инциденте Президента.
Прокурорское представление имеет превентивный характер, что предполагает обязательное устранение условий и причин, приводящих к правонарушению.

Какие различия между протестом и представлением?

Основные моменты, которые отличают два средства прокурорского реагирования следующие:

  1. Протестный акт действует на правовой документ, содержание которого противоречит законодательству России.
  2. Представление не используется для правовых актов, оно направлено непосредственно для устранения правонарушений органов или должностного лица.
  3. Опротестование выражает требование об отмене акта с правонарушениями, а представление является требованием устранения причин и условий, которые способствуют возникновению нарушений.
  4. Протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней, а представление дается к немедленному рассмотрению.

Важно отличать опротестование от иных средств прокурорского реагирования. Акт-отмены вносится на незаконные действия, а предписание на нарушения, не влекущие за собой возможности причинения существенного вреда.

Подлежит ли протестный документ обязательному рассмотрению?

Согласно статье 23 пункта 3 ФЗ № 2202-1 документ опротестования подлежит к обязательному рассмотрению в течение 10 дней. При наличии существенных причин или возникновении различных обстоятельств прокурор может отозвать протест.

Если правонарушение требуется устранить в ближайшие сроки, например, на предприятии выпущен указ нарушающий право рабочих, то прокурор заявляет об ограничении срока рассмотрения (менее 10 дней).

Данное право позволяет реагировать немедленно и отменять противозаконные документы до их вступления в силу. Иначе документ будет подан в вышестоящие инстанции или доложен Президенту.

В каких случаях и кто приносит документ?


Согласно законодательству, оформляет и приносит протест только прокурор, также ему может помогать заместитель. Иные лица не имеют права заниматься данным документом, так как это является прямой должностной обязанностью прокурора — реагировать на обнаруженное правонарушение.

Протест вносится в следующих случаях:

  • если прокурор обнаружил правонарушительные моменты или действия в акте должностного лица или органа;
  • если требуется отменить документ, который составлен с нарушениями законодательства России.

Основными средствами реагирования прокурора на обнаруженные правонарушения является протест и представление. В первом случае он указывает на явное нарушение и требует отменить акт сопровождающий его. Во втором требует совершить конкретные действия, приводящие к устранению фактора, условий или причин, влекущих за собой нарушения.

В российском законодательстве действует процедура устранения факта правонарушения с помощью ряда полномочий, которыми наделены прокуроры. Специалисты в юридической сфере приравнивают данную компетенцию к правовым средствам прокурорского реагирования, самые распространенные средства — это протест и представление.

Что такое протест прокурора?


В статье 23 дано определение протеста — это акт прокурорского реагирования на противоречащие законодательству действия, принесенные в органы или совершенные должностным лицом в виде акта.

Протестный документ подлежит к обязательному рассмотрению в течение 10 дней с момента подачи/поступления в судейство. Если прокурорский акт принесен на решение в представительство органа РФ или местного самоуправления, то его следует рассмотреть на ближайшем заседании.

В исключительных случаях, при которых требуется немедленное устранение правонарушения, прокурор имеет право устанавливать меньший срок для рассмотрения поданного им документа. Все результаты по решению предоставляются напрямую прокурору в письменном виде.

Если протест подан на изучение коллегиальному органу, то о дне их заседания секретарь сообщает прокурору, принесшему акт.

ВАЖНО. При наличии существенных обстоятельств прокурор может отозвать протестный документ с рассмотрения.

Согласно ФЗ 2202-1 основаниями для прокурорского акта являются следующие факторы:

  • противоречия, выявленные в ходе проверки правового акта. Например, закон, указание, распоряжение и т.д.;
  • подача документа обвинения является обязанностью прокурора, а не его правом. Это напрямую связано с его должностными обязанностями — прямое реагирование и опротестование при обнаружении правонарушения;
  • опротестование вносится в случае обнаружения противоречия письменного распоряжения/акта или указа законам Российской Федерации.

Если правовой акт не соответствует ведомственным приказам, оснований для опротестования не имеется. Оформлением и подписанием протестной документации занимаются прокурор или его заместитель.

Представление прокуратуры: что это?

Еще одним средством прокурорского реагирования является представление. Определение понятию дано в Федеральном законе № 2202-1 в статье 24 — это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона.

Для решения и исправления правонарушения согласно поданному документу должностному лицу дается срок в один месяц. За это время требуется принять конкретные меры по устранению причин или условий, способствовавших допущению правонарушения. Результаты работы оформляются письменно и передаются напрямую в прокурорский отдел.

Если представление передано на рассмотрение коллегиальной комиссии, то о дне ее заседания должен знать прокурор, подававший документы с требованием исправления.

СПРАВКА. Законодательством предусмотрен случай несоответствия постановлений Правительства и Конституции, для решения которого прокурорский отдел РФ информирует об инциденте Президента.
Прокурорское представление имеет превентивный характер, что предполагает обязательное устранение условий и причин, приводящих к правонарушению.

Какие различия между протестом и представлением?

Основные моменты, которые отличают два средства прокурорского реагирования следующие:

  1. Протестный акт действует на правовой документ, содержание которого противоречит законодательству России.
  2. Представление не используется для правовых актов, оно направлено непосредственно для устранения правонарушений органов или должностного лица.
  3. Опротестование выражает требование об отмене акта с правонарушениями, а представление является требованием устранения причин и условий, которые способствуют возникновению нарушений.
  4. Протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней, а представление дается к немедленному рассмотрению.

Важно отличать опротестование от иных средств прокурорского реагирования. Акт-отмены вносится на незаконные действия, а предписание на нарушения, не влекущие за собой возможности причинения существенного вреда.

Подлежит ли протестный документ обязательному рассмотрению?

Согласно статье 23 пункта 3 ФЗ № 2202-1 документ опротестования подлежит к обязательному рассмотрению в течение 10 дней. При наличии существенных причин или возникновении различных обстоятельств прокурор может отозвать протест.

Если правонарушение требуется устранить в ближайшие сроки, например, на предприятии выпущен указ нарушающий право рабочих, то прокурор заявляет об ограничении срока рассмотрения (менее 10 дней).

Данное право позволяет реагировать немедленно и отменять противозаконные документы до их вступления в силу. Иначе документ будет подан в вышестоящие инстанции или доложен Президенту.

В каких случаях и кто приносит документ?


Согласно законодательству, оформляет и приносит протест только прокурор, также ему может помогать заместитель. Иные лица не имеют права заниматься данным документом, так как это является прямой должностной обязанностью прокурора — реагировать на обнаруженное правонарушение.

Протест вносится в следующих случаях:

  • если прокурор обнаружил правонарушительные моменты или действия в акте должностного лица или органа;
  • если требуется отменить документ, который составлен с нарушениями законодательства России.

Основными средствами реагирования прокурора на обнаруженные правонарушения является протест и представление. В первом случае он указывает на явное нарушение и требует отменить акт сопровождающий его. Во втором требует совершить конкретные действия, приводящие к устранению фактора, условий или причин, влекущих за собой нарушения.

Читайте также: