Какие гражданские права для жителей страны были установлены в конституциях союзных республик 1924 г

Обновлено: 03.07.2024

Конституция СССР — это Основной закон Советского Союза, принятый на II съезде Советов 31 января 1924 г.

В Конституции 1924 г. впервые было закреплено государственное устройство СССР на базе диктатуры пролетариата и советской власти. Конституция отражала многонациональный состав страны.

В декабре 1922 года на X Съезде Советов были сформулированы 3 группы обстоятельств, которые определили необходимость объединения республик в союзное государство:

Конституция СССР 1924 г. включала 2 раздела:

  • Декларацию об образовании СССР — она отражала основные принципы объединения разных республик в единый Союз (равноправие, добровольность, право выхода);
  • Договор об образовании СССР.

В декларации об образовании СССР были перечислены принципы объединения (равноправие и добровольность), особый характер национальной политики СССР. Декларацию подписали РСФСР (Россия), БССР (Белоруссия), ЗСФСР (Закавказская республика). Декларация провозглашала уверенность, что создание союзного государства позволит реально обеспечить политику внешней безопасности, хозяйственные преуспеяния внутри страны, свободу национального развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Вся национальная политика государства была пронизана надеждами на мировую революцию. После образования СССР все государства разделились на два полюса: страны социализма и страны капитализма. СССР преследовал цель объединения всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Договор об образовании Советского Союза состоял из 11 глав: о предметах ведения верховных органов власти; о съезде Советов; о суверенных правах союзных республик, гражданстве; о Центральном Исполнительном Комитете; о Совете Народных Комиссаров; о Президиуме ЦИК; о Верховном Суде; о народных комиссариатах; о гербе, флаге и столице Советского Союза; о союзных республиках; об Объединенном государственном управлении.

Полномочия центра распространялись на выполнение функций общегосударственного характера, не касаясь специфики управления на местах. К общим функциям относились: проведение международной политики; ратификация международных договоров; изменение государственных границ; установление единой денежной системы, кредитных правоотношений; установление основ правового регулирования просвещения, труда, охраны здоровья; разрешение возможных споров республиками и др.

Компетенции и полномочия СССР согласно Конституции 1924 года

В компетенции СССР входили:

  • внешняя политика и международные отношения;
  • проблемы развития народного хозяйства;
  • утверждение единого бюджета страны;
  • руководство вооруженными силами, связью, транспортом;
  • руководство налоговой и финансовой системой;
  • определение базовых основ судоустройства и судопроизводства;
  • руководство недрами и землей;
  • гражданское и уголовное законодательство;
  • общие начала трудового законодательства.

Союзные республики осуществляли власть самостоятельно, при этом ограничивались границами, установленными Конституцией СССР.

Центральная власть охраняла суверенные права республик Советского Союза, решала вопросы приема в состав СССР новых республик, вопросы изменения границ республик или СССР. Все граждане союзных республик имели гражданство СССР.

Всесоюзный Съезд Советов являлся высшим органом власти, он избирался из губернских и городских Съездов Советов. Высшим органом власти в промежутке между съездами был ЦИК — Центральный исполнительный комитет. В состав ЦИК входили союзный Совет, который избирался из представителей союзных республик Съездом Советов и Совет Национальностей, состоящий из представителей автономных и союзных республик, автономных областей. Распорядительным и исполнительным органом ЦИК являлся Совет народных комиссаров СССР.

Основной функцией ЦИК является законотворчество, а именно:

  • издание декретов, издание кодексов, распоряжений, постановлений;
  • объединение деятельности и по законодательству и управлению государством;
  • принятие на рассмотрение нормативных актов, определивших общие нормы политической и экономической жизни, вносивших в практику государственных органов значительные изменения.

Верховный Суд наделялся функциями конституционного надзора и судебного контроля. Всесоюзный Съезд Советов обладал правом вносить изменения в Конституцию.

Основные положения Конституции 1924 года

Создание СССР и Конституции определялось жизненной необходимостью объединить скудные ресурсы советских республик для преодоления хозяйственной разрухи, противостояния внешней угрозе (экономической, военной и т.д.), упрочения и консолидации диктатуры пролетариата.

В первой Конституции СССР был предоставлен полный перечень предметов ведения Союза. К исключительному ведению по Конституции были отнесены:

  • внешние отношения;
  • решение вопросов о войне и мире;
  • внешняя торговля;
  • планирование и исполнение бюджета, и руководство экономикой;
  • руководство вооруженными силами;
  • общесоюзная юстиция (разработка основ законодательства).

Утверждать и изменять основные начала Конституции мог только Съезд Советов. Союзная республика имела право выйти из состава Советского Союза, ее территория можно было изменить лишь с согласия самой республики. Все граждане СССР имели единое союзное гражданство.

"Декларация об образовании СССР" и "Договор об образовании СССР" стали основой Конституции СССР 1924 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию лишь в основном и передал их на рассмотрение ЦИКов союзных республик.

В январе 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции. Началась работа над проектом и в союзных республиках. Вновь вносились предложения, отвергнутые в ходе создания СССР: о ликвидации РСФСР и непосредственном вхождении в состав СССР ее автономных республик; о предоставлении республикам Закавказья права непосредственного вхождения в СССР и т.д.

Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б) (апрель 1923 г.). Съезд отметил необходимость создания специального органа представительства национальностей на началах равенства. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик.

Совещание представителей национальных республик и областей высказалось за создание второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, дало название двум будущим палатам ЦИК СССР - Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, право обеих на законодательную инициативу.

26-27 июня 1923 г. проект Конституции СССР был одобрен Пленумом ЦК РКП(б). Специальные сессии ЦИКов республик обсудили и утвердили проект Конституции СССР. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР единогласно одобрил проект Конституции СССР и принял постановление "О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик". В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен и съездами союзных республик. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР.

Конституция СССР 1924 г. не похожа на другие советские конституции.

В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

В Декларации отражены принципы добровольности и равноправия при объединении республик в Союз ССР. За каждой союзной республикой оставлялось право свободного выхода из СССР. В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали: руководство вооруженными силами, внешняя политика и торговля, общее планирование всего народного хозяйства Союза, единая денежная и кредитная система, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мер в области народного здравоохранения и просвещения. Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками.

Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.

Верховным органом власти СССР являлся съезд Советов СССР. Он избирался от городских Советов из расчета 1 депутат на 25 тыс. избирателей и от губернских или республиканских съездов Советов из расчета 1 депутат на 125 тыс. жителей. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, в количестве 414 человек.

Они представляли все союзные и автономные республики, автономные области и губернии. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одному представителю от автономных областей и утверждался съездом Советов СССР. Конституция не устанавливала количественного состава Совета Национальностей. Образованный Вторым съездом Советов СССР Совет Национальностей состоял из 100 человек. Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работы избирали президиум. Законопроекты, рассмотренные ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии их одобрения как Союзным Советом, так и Советом Национальностей.

ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР, высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека. Происходило раздельное голосование палат при выборе Президиума. ЦИК СССР избирал из состава своего Президиума четырех председателей по числу союзных республик, что также подчеркивало их равноправие.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом. В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.

В остальных сферах управление осуществлялись исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

В последние годы в литературе высказывалось мнение, что СССР не был федерацией или что он утратил характер федеративного государства с установлением "личной диктатуры Сталина". Это - идеологические, а не правовые оценки. Из того факта, что вплоть до конца 80-х годов в СССР не было достаточно сильных сепаратистских настроений, можно сделать лишь вывод, что всегда имеющиеся межнациональные противоречия эффективно разрешались, а подрывные действия маргинальных националистических групп подавлялись. Это происходит в любой федерации с авторитетной и ответственной властью.

Особое значение имело повышение статуса органов госбезопасности. Если в РСФСР ГПУ было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно приобретает конституционный статус объединенного наркомата - ОГПУ СССР, имеющее подчиненные ему наркоматы в республиках. Председатель ОГПУ был членом Совнаркома СССР (с совещательным голосом).

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая его исполнения.

В связи с образованием СССР была принята новая Конституция РСФСР 1925 г. В ст. 1 отмечалось, что она исходит из основных положений "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. Проект был разработан в НКЮ, затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1924 г., оформила правовой статус автономных республик и областей РСФСР.

Из проекта была исключена "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и введена статья "Об основах экономического строя РСФСР". Проект обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г. Конституция СССР 1924 г. и республиканские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления Верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

Конституция РСФСР 1925 г. установила, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи. Если в 1918 г. ставилась задача "установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах" то Конституция РСФСР 1925 г. ставила конечной целью "осуществление коммунизма", а о других странах ничего уже не говорилось.

Конституция СССР 1924 года — первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.

Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза.

Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами [1] .

По мере необходимости в текст Конституции вносились изменения и дополнения. В 1936 году была принята новая Конституция СССР.

Содержание

История принятия

В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции:

  • комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР
  • бюджетную комиссию
  • комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ
  • комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР
  • комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах
  • комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.

Структура Конституции 1924 года

Конституция СССР состояла из двух разделов [2] :

  • Декларация об образовании СССР
  • Договор об образовании СССР.

Декларация об образовании СССР

В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. Она не просто декларировала создание Союза. Она задавала ему цель, будучи пронизана царившим в то время чаяньем мировой революции. Цитаты из Декларации:

Договор об образовании СССР

Договор в редакции Конституции 1924 года включал 11 глав:

  • Глава I. Предметы ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик
  • Глава II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
  • Глава III. О Съезде советов СССР
  • Глава IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР
  • Глава V. О Президиуме ЦИК СССР
  • Глава VI. О Совете народных комиссаров СССР
  • Глава VII. О Верховном суде СССР
  • Глава VIII. О народных комиссариатах СССР
  • Глава IX. Об Объединенном государственном политическом управлении
  • Глава X. О союзных республиках
  • Глава XI. О гербе, флаге и столице СССР

Основные положения Конституции 1924 года

Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

  • внешние сношения и торговля,
  • решение вопросов о войне и мире,
  • организация и руководство вооруженными силами,
  • общее руководство и планирование экономики и бюджета,
  • разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда.

В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

Соотношение прав и полномочий Союза ССР и Союзных Республик по Конституции СССР 1924 года. Гарантированность прав Союзных Республик. Цель конституции - отразить природу и структуру СССР. Казус, наследование по "Русской правде" и псковской судной грамоте.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 20.01.2010
Размер файла 22,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Содержание

В Конституции СССР 1924 года важнейшие полномочия были зафиксированы именно на союзном уровне. Согласно главе 1 ст. 1 «ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;

б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;

е) ратификация международных договоров;

ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;

и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;

к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик;

л) утверждение единого Государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик;

м) установление единой денежной и кредитной системы;

н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик;

о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;

п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;

р) установление основных законов о труде;

с) установление общих начал в области народного просвещения;

т) установление общих мер в области охраны народного здравия;

у) установление системы мер и весов;

ф) организация общесоюзной статистики;

х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;

ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;

При этом состав СНК республик определялся исчерпывающим образом, что не оставляло республикам никакой свободы маневрирования и жестко соответствовало разделению компетенции между СССР и его субъектами.

Согласно ст. 67-68 Конституции «Центральные исполнительные комитеты союзных республик образуют свои исполнительные органы -- советы народных комиссаров в составе:

Председателя Совета Народных Комиссаров;

председателя Высшего Совета Народного Хозяйства;

народного комиссара земледелия;

народного комиссара финансов;

народного комиссара продовольствия;

народного комиссара труда;

народного комиссара внутренних дел;

народного комиссара юстиции;

народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции;

народного комиссара просвещения;

народного комиссара здравоохранения;

народного комиссара социального обеспечения,

Основной Закон 1924г. имел конкретную цель - отразить природу и структуру СССР. Это прямо сказалось на содержании Конституции. Она исходила из существовавшего в республиках (а, следовательно, и в целом по стране) социально-экономического положения, статуса граждан. Но сама Конституция СССР 1924г. данных вопросов не касалась. Они нашли отражение в конституциях союзных республик, новые редакции или тексты которых были утверждены в период 1925-1931 гг. Конечно, на содержании этих конституций в существенной степени отразился факт вхождения республик в состав Союза ССР.

После смерти Яромира остались проживающие вместе с ним его родители, вдова, сын и дочь, а также сирота-племянник. Что они получат в наследство по русской правде? А по псковской судной грамоте?

Разберем вначале казус с точки зрения Русской Правды. В Русской Правде (пространная редакция) сказано:

85. Аже смердъ умреть, то заднивдо князю; аже будуть дщери у него дома, то даяти часть на не; аже будуть за мужем, то не даяти части им.

Задница - наследство, имущество, оставшееся после смерти человека.

Перевод. 85. Если смерд умрет (не оставив сыновей), то задница идет князю; если после него останутся незамужние дочери, то выделить (часть имущества) им; если же дочери замужние, то им не давать части наследства.

86. Аже в боярехъ любо в дружине, то за князя задниця не вдеть, но оже не будеть сыновъ, а дчери возмуть. (. )

Перевод. 86. Если умрет боярин или дружинник, то их имущество не идет князю, но если у них не будет сыновей, то наследство получат их дочери.

В данном случае, поскольку дочь Яромира, судя по всему, - незамужняя, то независимо от общественного положения Яромира, все имущество отойдет его сыну.

Проанализирует теперь соответствующие статьи Псковской Судной Грамоты.

15. А у котораго умръшаго а будет отец, или мать, или сын или брат, или сестра, или кто ближняго племени, а животом владеет, а толко не стороннии людие, ино им волно искати без заклада, и без записи умръшаго, а на них волно ж искати.

В ст. 15 делается исключение для близких родственников наследодателя. При переходе к ним наследства не требуется соблюдения всех формальностей, обязательных для сторонних людей. Родственники могли искать и отвечать по договорам наследодателя и без записи или залога.

100. А которой человек при своем животе, или пред смертию а что дасть своею рукою племяннику своему платно или иное что животное, или отчину, да и грамоты даст пред попом, или пред старенными людми, ино тому тем даньем владеть, чтобы и ру(ко)писаниа не было.

На основании ст. 100 можно сделать вывод о том, что племянник не являлся наследником по закону. Чтобы передать ему движимое или недвижимое имущество по наследству, требовалось соблюдение определенных формальностей. Если племянник не был указан в завещании, то доказательством законности владения имуществом умершего могли служить лишь письменные грамоты, подтверждавшие акт дарения или договор купли-продажи, причем эта сделка должна была быть удостоверена попом или сторонними людьми.

В данном случае наследство, за вычетом оставшихся долгов Яромира будет разделено между его родителями, сыном и дочерью (ближнее племя). Вдова и племянник ничего не получат.

Литература

1. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. М., 2002.

2. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И.. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.

3. Ронин С.Л. К истории Конституции СССР 1924 года. - М.: Издание АН СССР. 1949.

4. Чистяков О.И. История российского конституционализма. М., Юристъ, 2006.

5. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года / Сост. - П.П. Епифанов и О.П. Епифанова. М., 1987.

Подобные документы

Советские республики, которые входили в состав Союза ССР. Особенности разработки и принятия Конституции СССР 1924 года. Основные компетенции Союза в области финансов и природопользования. Единое союзное гражданство. Проблема гражданства в Закавказье.

реферат [28,2 K], добавлен 31.10.2010

Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 г., ее основные положения. Предпосылки объединения республик и создание главного закона СССР 1924 года. Развитие конституционного законодательства Советского Союза. Конституционные преобразования 80-90-х гг.

курсовая работа [44,9 K], добавлен 31.10.2010

Исторические предпосылки и процесс образования Советского Союза Социалистических Республик под руководством В.И. Ленина. История разработки, утверждения и введения в действие первой Конституции союзного государства 1924 года; ее содержание и структура.

реферат [24,1 K], добавлен 30.01.2011

Основные причины образования СССР, принятие декларации и подписание союзного договора. Разработка и принятие Конституции СССР, решение вопроса о государственном суверенитете. Особенности структуры и компетенции государственных органов Советского Союза.

контрольная работа [429,2 K], добавлен 15.06.2010

Изучение основных прав и обязанностей граждан согласно Конституции Союза Советский Социалистических Республик, виды преступлений и наказаний по Судебникам 1497 и 1550 годов. Характерные особенности, историческое и международное значение документов.

контрольная работа [22,9 K], добавлен 31.05.2014

Изучение исторических этапов развития государства и права России, значение исследования ее документов. История создания, развития, содержания, характерных черт и основных положений Конституции Союза Советский Социалистических Республик 1936 года.

курсовая работа [43,6 K], добавлен 06.02.2014

Характеристика причин, предпосылок, этапов образования СССР, Декларация и Договор о создании. Разработка и принятие Конституции как основного закона. Сущность вопроса о государственном суверенитете, структура и компетенция государственных органов.

Читайте также: