Какая стратегия поведения в конфликте характеризуется уступками только одного участника

Обновлено: 02.07.2024

Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Жёсткий контроль над действиями оппонента

Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами

Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону

Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов

Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности

Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.

Приспособление как способ поведения в конфликте характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.

Постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему

Активная демонстрация пассивной позиции

Отсутствие претензии на победу и сопротивление

Лесть, потакание оппоненту

В том случае, если предмет конфликта не представляет особой важности, а главным является сохранение конструктивного взаимодействия, позволить человеку одержать верх, тем самым самоутвердившись, может стать самым эффективным способом разрешения конфликта. Однако если причиной конфликта является нечто существенное, что-то, что затрагивает чувства всех вовлечённых в конфликт людей, то такая стратегия не принесёт должного результата. В этом случае итогом станут только негативные эмоции того, кто пошёл на уступки, а между участниками может вовсе исчезнуть всякое доверие, взаимопонимание и уважение.

Суть данной стратегии заключается в том, что человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.

Отказ от взаимодействия с оппонентом

Тактика демонстративного ухода

Отказ от применения силовых методов

Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов

Отрицание важности и серьёзности конфликта

Преднамеренное замедление в принятии решений

Страх сделать ответный ход

Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.

Ориентированность на равенство позиций

Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента

Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения

Стремление к поиску взаимовыгодного решения

Несмотря на то, что компромисс подразумевает удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия, что, по сути, является справедливым, важно иметь в виду, что в большинстве ситуаций данная стратегия должна рассматриваться только в качестве промежуточного этапа разрешения ситуации, предшествующего поиску наиболее оптимального решения, полностью устраивающего конфликтующие стороны.

Выбирая стратегию сотрудничества, субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Причём, здесь не просто учитывается позиция оппонента или оппонентов, но и присутствует стремление к тому, чтобы их требования были максимально удовлетворены, как и свои собственные.

Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте

Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения

Открытое обсуждение конфликта, стремление его определить

Рассмотрение предложений оппонента

Выделяют две основные стратегии поведения в конфликте:


Рис. 4.5

Сообразуясь с ситуацией, учитывая индивидуально-психологические особенности участников конфликта, следует применять различные межличностные стили, однако стратегически наиболее разумно стремиться к сотрудничеству. Тактика сотрудничества чаще всего делает конфликт функциональным, приводит к самым эффективным решениям при сохранении дружеских отношений.

Специалисты в области конфликтологии утверждают, что необходимо умелое применение всех пяти тактик (стилей) – соперничества, сотрудничества, компромисса, уклонения и уступки – в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации.

Поставим акцент на словах в зависимости.

Для оптимизации своего поведения в конфликте обычно рекомендуют в максимально равной степени задействовать все пять тактик, вне зависимости от того, какая из них лично вам ближе. Для тех, кто прошел тестирование, это значит, что в конфликте стоит привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов.

Оптимальная стратегия поведения в конфликте -применение всех пяти стилей поведения.

Здесь-то мы и обращаемся к нашим друзьям-энкодам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Манеры поведения

Манеры поведения Это умение человека адаптироваться к непривычным условиям и ситуациям, сохраняя естественность и уверенность в общении с незнакомыми людьми, завоевывать их внимание.Манеры поведения отражают умение человека:– владеть собой, своими чувствами и

Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Стратегии поведения в конфликтной ситуации К. Томасом и Р. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения условиях конфликта: приспособление, компромисс,

Поведение в конфликте

14.8.10 Ловушки поведения

14.8.10 Ловушки поведения Считается, что человек попадает в ловушку поведения, если он:начинает вести себя убыточным способом;осознает это;продолжает себя так вести.Одна из распространенных ловушек – ловушка вклада.ПРИМЕР. Представьте себя руководителем проекта по

15.2.1.4 Столкновения поведения

15.2.2.4 Изменение поведения

15.2.2.4 Изменение поведения Поясним двумя словами: оскудение поведения. Оставим домысливание и развитие этой темы вам, дорогой читатель! Тем более, у нас нет сомнений в вашей прозорливости. А мы скажем еще несколько слов о конфликте.Практика показывает, что столкновения, в

Оценка поведения

Закрепление поведения

Закрепление поведения Некоторые отрицательные события могут способствовать формированию негативных моделей поведения.• Если человек раз-другой добивается своего с помощью крика или запугивания, он начинает понимать, что это хороший способ получить желаемое, и

Оценка поведения

Оценка поведения Выяснив причины необычного поведения человека – внешние или внутренние, можно оценить, насколько сильно оно повлияло на его жизнь.Люди, пережившие серьезную травму по какой-либо причине, например, из-за потери близкого человека, увольнения с работы,

Стиль поведения

Стиль поведения Может, это трудно осознать, но ваше поведение обязательно оказывает влияние на поведение других людей, У вас постоянно будут возникать трудности, если вы ведете себя одним образом, а от других ожидаете совсем другого. Например:• Если вы хотите, чтобы

Типы поведения

Типы поведения И пассивный, и агрессивный тип поведения имеют отличительные признаки. Для того чтобы приобрести уверенность в себе, надо понять различия между

Две стратегии поведения человека в условиях саморекламы

Две стратегии поведения человека в условиях саморекламы Рассматривая саморекламу как форму рекламной коммуникации на уровне непосредственного общения субъектов, можно выделить в их поведении две различные психологические стратегии. В первом случае основу

13.3. Управляемость поведения


Почему разные люди ведут себя по-разному в похожих ситуациях? Одни вступают в конфликт, вторые хотят избежать, а третьи пытаются урегулировать назревающий конфликт?

Виды моделей поведения в конфликтной ситуации

две девушки

Модель поведения конкретной личности зависит от многих личностных факторов. Важно уметь контролировать свое поведение и держаться стратегии, которая поможет уладить начинающийся конфликт, без его обострения.

В психологии модели поведения в конфликте делят на конструктивную, деструктивную, конформистскую.

Поговорим о каждой из них.

Конструктивная модель поведения

При такой модели поведения личность:

  • Пытается уладить конфликт.
  • Идёт навстречу собеседнику.
  • Управляет своими эмоциями.
  • Не теряет самообладания.
  • Доброжелателен и вежлив.

Конфликты, где оба собеседника ведут себя конструктивно, обычно быстро разрешаются. Обе стороны остаются довольны результатом.

При конструктивной модели поведения оба участника учитывают интересы друг друга, стараются сохранить доброжелательные отношения. Они не перестают отстаивать свою точку зрения, но делают это спокойно и с уважением к оппоненту.

Деструктивная модель поведения

При данной модели поведения личность:

  • Пытается обострить конфликт.
  • Изначально негативно настроена.
  • Не способна здраво оценивать ситуацию.
  • Унижает или оскорбляет собеседника.
  • Не способен к мирному диалогу.
  • Стоит на своей точке зрения, не пытаясь рассмотреть иную.

Такое поведение ведёт к развитию конфликтной ситуации, её обострению. Конфликт может затихнуть, переключиться на что-то иное, но не разрешиться.

Оба участника руководствуются только своими интересами, не проявляя уважение друг к другу. Свое мнение ставится на первое место и считается важным. Часто при такой модели поведения участник даже не пытается выслушать собеседника, он может перебивать, а то и перекрикивать, не давать высказаться и отрицать любую точку зрения, не схожую с его.

Конформистская модель поведения

В данной модели поведения личность:

  • Пытается избежать конфликта.
  • Уступает оппоненту.
  • Непоследовательна в своих суждениях.
  • Соглашается с точкой зрения, которая противоречит собственной.
  • Пассивна.

Стратегии поведения в конфликте

Стратегии поведения в конфликте

Такое поведение личности ведёт либо к утиханию конфликта, либо к его большему развитию. Тут всё зависит от оппонента. Часто такая модель поведения личности ещё больше злит собеседника, что приводит к обострению конфликта.

Такое происходит, когда один из участников считает оппонента авторитетной личностью, боится вступать в конфликт или не желает его обострять. При этом участник не пытается отстоять свою точку зрения, даже если уверен в ней.

От чего зависит поведение личности в конфликтной ситуации

Модель поведения личности в конфликтной ситуации обусловлена несколькими причинами:

  • Психологическими особенностями самой личности, её образом мышления.
  • Реакцией нервной системы на стрессовую ситуацию, защитных реакций.
  • Личностными особенностями оппонента, его статусом, действиями, выбранной стратегией.

В разных ситуациях человек может по-разному реагировать на конфликтную ситуацию. В зависимости от обстоятельств, каждый из нас выбирает определённую стратегию поведения.

Такие, как: сотрудничество, уступка, уход, компромисс, принуждение.

Поговорим о каждой из них.

Сотрудничество

Этот тип взаимодействия характерен для двух и более лиц, которые пытаются разрешить конфликт, идут на уступки.

Не одна из сторон не обостряет конфликт, учитывая не только свои интересы, но и интересы собеседника. Оппоненты связаны одной целью – разрешить конфликт как можно более безболезненно для обеих сторон. Придерживаясь данной стратегии участникам важно сохранить доброжелательные взаимоотношения между собой.

Это одна из самых трудных стратегий.

Уступка

При этом типе взаимодействия один из участников конфликта пытается решить его, не обостряя. Он решает уступить оппоненту, принять его точку зрения (чаще всего его действительно получается убедить в правоте).

Оба участника чаще всего остаются удовлетворены результатом, расходятся мирно.

Этот тип взаимодействия похож на предыдущий, но в отличие от него не подразумевает под собой какого-либо примирения или договора. Часто участник убегает от конфликта, пытаясь избежать его обострения, он пытается не вступать, не реагировать и не доказывать свою точку зрения.

Это может произойти по нескольким причинам: оппонент имеет больший авторитет (его мнение важно), не хочется раздувать конфликт, нет возможности объяснить свою точку зрения или возникает страх перед оппонентом, который требует немедленного ухода от данного конфликта.

Компромисс

При данном типе взаимодействия оба участника конфликта ищут решение, которое устроило бы обоих. Они нацелены на скорое примирение. Им важно не испортить отношения друг с другом. Оппоненты придерживаются позиции, что важно сохранить отношения и уважительно отнестись к интересам друг друга.

Принуждение

Тип взаимодействия, при котором один из участников принуждает другого принять его точку зрения.

Интересы оппонента не учитываются, зато свои ставятся на первую ступень. Участник, который доминирует в этом взаимодействии, использует своё положение, власть, силу и преимущества. Он может запугивать и шантажировать оппонента.

Такой тип взаимодействия является деструктивным и приводит к обострению конфликта.

Может ли модель поведения в конфликте меняться

Конфликт – это всегда столкновение интересов двух сторон. Какой тип взаимодействия выберут участники, зависит от модели поведения каждого. В разных ситуациях эти модели могут отличаться. Все зависит от статуса и личных качеств оппонента, от его модели поведения, от выбора его стратегии, от условий, в которых разгорается конфликт, от других внешних обстоятельств.

Так же важно в каких отношениях находятся субъекты конфликта, что их связывает и насколько они уважают интересы друг друга, насколько им важно сохранить доброжелательные отношения.

Какой будет итог конфликта – зависит от обоих участников. Будет ли он разрешен, или на какое-то время утихнет, а возможно и вовсе перейдет в стадию обострения.

При обострении конфликта возможна смена модели поведения одного или обоих участников. Они могут поменяться местами, перейти к принуждению или начать вести себя агрессивно. В этом случае конфликт не будет решен, прервать его смогут только внешние обстоятельства, или третьи лица. При этом даже временно законченный конфликт может возникнуть снова, так как не был разрешен изначально.

Сотрудничество

В мелкие ссоры и крупные столкновения люди бывают втянуты часто не по своей воле. Разумный человек, как правило, всего хочет одного: поскорее выйти из неприятной ситуации, желательно мирным путём без репутационных или материальных потерь. Для этого важно понимать, какой линии следует придерживаться, чтобы не допустить углубления конфликта, по возможности добиться уступок от противоборствующей стороны, соблюсти свои интересы.

Первопричина возникновения конфликтных ситуаций проста. В мире не существует двух одинаковых людей, чьи желания и мотивы полностью совпадали бы. Даже близнецы в чём-то не схожи. Их непохожесть друг на друга и становится почвой для разногласий.

Каждый человек в конкретной ситуации преследует собственные цели, которые не всегда понятны оппоненту. Достижение желаемого во многом зависит от понимания того, как вести себя в подобной ситуации.

История опросника Томаса-Килманна

История опросника Томаса-Килманна

Американский психолог Кеннет У. Томас, много лет посвятивший исследованию конфликтов, определил две основных линии поведения в условиях столкновения. Первая диктуется стремлением защитить свои интересы. Вторая обусловлена желанием учитывать потребности окружающих.

Основываясь на принципиальных различиях в мотивации, Томас выделяет пять ведущих стратегий, которых придерживаются конфликтующие стороны:

  • соперничество;
  • приспособление;
  • уклонение;
  • компромисс;
  • сотрудничество.

Поведение в конфликте Томаса-Килманна

Поведение в конфликте Томаса-Килманна

Наряду с этими общеизвестными методами ведения дискуссии можно выделить ещё две довольно успешные технологии.

Основные стратегии поведения в конфликте

Первая линия поведения из данного списка наиболее распространена среди участников мелких бытовых инцидентов.

Соперничество

Соперничество

Субъект отстаивает свои права, которые, как ему кажется, ущемлены, не принимая во внимание интересы другой стороны. Спорщик уверен, что его победа возможна только при условии поражения оппонента. А если конкурент возьмёт верх, это нанесёт ему ущерб. Придерживаясь этой стратегии, человек не прислушивается ни к каким доводам, заранее уверен в неправоте соперника и добивается своего всеми возможными способами.

Они вызваны желанием превосходства, поэтому участник конфликта:

  • стремится контролировать поступки и слова противника, оказывать на него давление;
  • хитрит и обманывает, чтобы усилить впечатление своей правоты;
  • провоцирует конкурента на совершение необдуманных действий и слишком эмоциональные высказывания;
  • не даёт выстроить диалог в позитивном ключе.

Жёсткая тактика ведения дискуссии в определённых случаях приносит результат. Однако стоит помнить, что она неприменима, если отношения между конфликтующими сторонами длительные и подразумевают постоянные тесные контакты. Связь между людьми строится на понимании потребностей друг друга, взаимной уступчивости, компромиссах, обоюдном желании договариваться.

Совместная деятельность, проживание, брак или работа, соседство по комнате в общежитии легки, необременительны и позволяют рассчитывать на взаимопомощь и понимание, только если каждый считает окружающих и их интересы важными для себя и не пытается осуществить свои планы за счёт другого.

Приспособление

Приспособление

Подобное поведение во время ссоры характерно для человека, готового отказаться, хотя бы частично, от своих притязаний, чтобы не допустить углубления конфронтации. Стратегия свойственна людям неуверенным в себе, с заниженной самооценкой. Как правило, они считают, что ради сохранения мира можно поступиться своим мнением, отказаться от личных убеждений.

При такой линии поведения участник спора:

  • соглашается с доводами оппонента, опасаясь вызвать его недовольство;
  • демонстрирует нежелание спорить и отстаивать собственное мнение;
  • не претендует на победу в диспуте, не проявляет воли к сопротивлению;
  • при удобном случае льстит сопернику, сознательно не выдвигает веских аргументов, которые тому было бы трудно опровергнуть.

Данная тактика позволяет достичь хороших результатов в случае, когда речь идёт о малозначительном инциденте. Тогда одна из сторон, поступившись несущественными интересами, позволив противнику одержать верх и самоутвердиться в собственных глазах, добьётся согласия.

Противоборство закончится, сотрудничество восстановится в полном объёме. Но если причиной раздора стало что-то, затрагивающее принципиальные убеждения или чувства человека, уступка повлечёт за собой утрату доверия между спорящими. Победитель поймёт, как просто заставить оппонента отказаться от своих принципов, а уступивший навсегда запомнит, что человек рядом не уважает его чувства и образ мыслей.

Избегание

Избегание

Сущность стратегии в том, чтобы любым способом затянуть разрешение конфликтной ситуации, отложить выяснение отношений, решительный разговор. Субъект надеется на то, что всё сложится само собой. Он не настаивает на своих правах и отказывается обсуждать проблему.

Подобная тактика выражается в следующем:

  • участник конфликта не желает ступать в диалог с противником;
  • если к нему обратиться с конкретным вопросом по предмету спора, демонстративно выходит из помещения;
  • не пытается обсуждать предмет спора, тем более давить на оппонента;
  • игнорирует факты, не прислушивается к доводам;
  • не признаёт серьёзности проблемы;
  • обещает принять решение позже, ссылаясь на необходимость подумать;
  • боится проявить решительность в отстаивании своей позиции, предпринять какие-то ответные действия.

Это хорошая тактика, если участник конфликта не собирается поддерживать длительные отношения с оппонентом. Ее можно придерживаться и в случае, когда предмет спора не особо важен. Тогда инцидент, действительно, со временем сойдёт на нет.

Однако, если отношения имеют для сторон существенное значение, то ситуация не урегулируется просто уходом от ответственности. Бесполезно надеяться на разрешение проблемы с течением времени, это лишь усугубит положение, и общение может прекратиться.

Компромисс

Компромисс

Данная тактика подразумевает согласие, достигнутое путём частичного удовлетворения притязаний противоположных сторон.

Подобная линия поведения предполагает:

  • признание равноправия обеих точек зрения;
  • выдвижение встречных предложений;
  • доброжелательность общения с противником, допускается немного лести, одобрения его взглядов и поступков;
  • желание разрешить ситуацию к взаимному удовлетворению.

Это одна из самых справедливых стратегий, так как она направлена на пользу для всех участников противостояния. Тем не менее, компромиссное соглашение, как правило, является лишь временным вариантом решения спорного вопроса для обеих сторон.

В любом случае наступит момент, когда придется найти окончательный ответ.

Сотрудничество

Сотрудничество

Это единственный способ урегулировать спорную ситуацию взаимовыгодным образом. В данном случае имеет место не просто учёт противоположного мнения и чужих желаний, но и общее стремление удовлетворить запросы оппонентов в максимально возможной степени, не нанеся значительного ущерба своим интересам.

Поведение человека в подобной ситуации предполагает:

Понравилась статья?

  • получение всей доступной информации об оппоненте и предмете конфликта для выяснения причины;
  • полная откровенность в обсуждении сложившегося положения, открытое признание своих целей, предметность дискуссии;
  • детальное рассмотрение предложенных вариантов;
  • выработка альтернатив с учётом ресурсов, доступных другой стороне, способов, которые она может применить.

Линия поведения этого типа характеризуется вниманием к противоположной позиции, пониманием образа мыслей противника, его чувств и желаний. В результате совместных усилий, как правило, удаётся найти выход, устраивающий всех. При таком подходе формируются или сохраняются взаимоуважение и доверие между участниками. Это способствует продолжению продуктивного взаимодействия в профессиональной сфере, укреплению супружеских или иных родственных связей.

Особенно актуально сотрудничество, если предмет разногласий в равной степени важен для конфликтующих субъектов. Но успешно сотрудничать можно с тем, кто настроен на равноправное партнёрство и готов к соглашению. В противном случае, используя эту тактику, удастся лишь отсрочить решение вопроса, в некоторых случаях можно даже усложнить поиск выхода.

Дополнительные стратегии поведения в конфликте

Выше приведены пять основных стратегических направлений, выделяемых Кеннетом У. Томасом. Они на практике доказали свою эффективность. Однако, есть другие способы ведения дискуссии, которые используются реже, но не менее продуктивны.

Стресс и давление на работе

Стресс и давление на работе

Подавление

Подобная тактика применяется в ситуации, когда причина спора непонятна его участнику. Как правило, в таких случаях столкновение переходит в острую стадию и представляет реальную угрозу для отношений.

Для этой стратегии характерно:

  • уменьшение количества втянутых в противоборство людей;
  • упорядочивание отношений между соперниками;
  • создание условий, при которых затруднено или вовсе невозможно разрастание конфликта.

Подавить разгорающийся конфликт гораздо легче, когда причина инцидента участникам спора не вполне понятна. В этом случае вполне реально убедить соперников в незначительности проблемы и бесполезности вражды. Весомым аргументом станет предположение о том, насколько велики возможные потери.

Минусом такого поведения является необходимость тщательного анализа ситуации, ясное понимание своих возможностей и средств, которыми располагают оппоненты. Иначе ситуация может обернуться плохой стороной, и тот, кто был уверен в своей правоте, окажется без поддержки.

Переговоры

Переговоры

Такая линия поведения предполагает следующие действия:

  • поиск решения, приемлемого для обеих сторон;
  • отказ от агрессии в любом виде;
  • сосредоточение внимания на противоположной позиции;
  • продуманность слов и поступков;
  • участие посредников в урегулировании конфликта.

Обстановка переговоров способствует поиску общего решения проблемы. Она исключает агрессивное поведение, позволяет обдумать поступившие предложения и найти возможности, которые удовлетворят всех участников. Однако чрезмерно затянувшееся обсуждение чревато подозрением в нежелании заниматься проблемой. Недоверие только обострит конфликт и усилит враждебный настрой противников.

Правильно выбранная тактика поведения играет решающую роль в урегулировании конфликтных ситуаций. Ошибочная стратегия, напротив, усилит противоречия и доставит лишние неприятности.

Остановившись на одном из предложенных вариантов, нужно четко его придерживаться, понимая значение каждого действия и двигаясь к намеченной цели. Научившись действовать в разрешении незначительных разногласий, можно попробовать свои силы в урегулировании более серьезных споров. Однако, идеально уметь предотвращать возможные столкновения и сохранять мирные отношения в семье и рабочем коллективе.

Выбор стратегии поведения в конфликте

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения: уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим соперником (дружба, любовь, партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка.

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

  1. когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
  2. когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.

Стратегия уступки имеет некоторое сходство со стратегией принуждения, заключающейся в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

При анализе данной стратегии следует учитывать, что:

Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.

При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты:

Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.

Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Пять типов конфликтных личностей

Исходя из результатов исследований отечественных психологов можно выделить пять основных типов конфликтных личностей. Рассмотрим их основные особенности.

Конфликтная личность — демонстративный тип:

  • хочет быть в центре внимания;
  • любит хорошо выглядеть в глазах других;
  • его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;
  • ему легко даются поверхностные конфликты, присуще любование своими страданиями и стойкостью;
  • хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
  • рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное;
  • планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь;
  • кропотливой систематической работы избегает;
  • не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо;
  • часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Конфликтная личность — ригидный тип:

  • подозрителен;
  • обладает завышенной самооценкой;
  • нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости;
  • часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
  • прямолинеен и негибок;
  • с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
  • выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
  • выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду;
  • малокритичен по отношению к своим поступкам;
  • болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.

Конфликтная личность — неуправляемый тип:

  • импульсивен, недостаточно контролирует себя;
  • поведение трудно предсказуемо;
  • ведет себя вызывающе, агрессивно;
  • часто в запале нарушает общепринятые нормы;
  • обычно имеет высокий уровень притязаний;
  • несамокритичен;
  • во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;
  • не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
  • недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
  • из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы.

Конфликтная личность — сверхточный тип:

  • скрупулезно относится к работе;
  • предъявляет повышенные требования к себе;
  • предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки;
  • обладает повышенной тревожностью;
  • чрезмерно чувствителен к деталям;
  • склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
  • иногда резко порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели;
  • страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.);
  • сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
  • не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность — бесконфликтный тип:

  • неустойчив в оценках и мнениях;
  • обладает легкой внушаемостью;
  • внутренне противоречив;
  • для него характерна некоторая непоследовательность поведения;
  • ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
  • недостаточно хорошо видит перспективу;
  • зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
  • излишне стремится к компромиссу;
  • не обладает достаточной силой воли;
  • не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Михаил Гончаров, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и менеджмента РЭА им. Г.В. Плеханова.

Читайте также: