Что значит безопасное рабочее место информатика

Обновлено: 23.05.2024

Чтобы обеспечить безопасность в компьютерном классе школы и создать максимально комфортные условия для проведения учебного процесса, следует опираться на основные санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики, установленные Роспотребнадзором. Допуск учащихся к работе с техникой осуществляется после их ознакомления с инструкцией и сводом правил по эксплуатации компьютерного класса. Казалось бы, к чему такие сложности? На самом деле использование стационарных компьютеров нельзя назвать абсолютно безвредным и не способным нанести физический ущерб.

Вам будет интересно: Как выучить формулы по физике быстро и легко? Как правильно заниматься

Расположение в школьном помещении, площадь

Требованиями к помещениям кабинета информатики установлены правила размещения компьютерных классов в образовательных учреждениях. В соответствии с ними кабинет информационных технологий не допускается оборудовать в подвальных или цокольных помещениях. Рекомендуемая ориентация окон – северная или северо-восточная.

Согласно основным санитарно-гигиеническим требованиям, кабинет информатики должен обладать такой площадью, чтобы на каждое рабочее место приходилось не менее 6 кв. м. Причем данный расчет действует только в отношении маломестных компьютерных классов. Если в помещении размещено всего 2-3 компьютера, это не означает, что 12-18 кв. м для кабинета будет достаточно. В малокомплектных школах действуют другие формулы расчета. Так, на одного ученика приходится не менее 2,5 кв. м. Таким образом, если средняя численность учащихся в классах составляет 10 человек, площадь кабинета информатики по санитарно-гигиеническим требованиям должна быть не менее 25 кв. м.

Вам будет интересно: Формула площади правильной пирамиды. Решение геометрической задачи

укажите некоторые требования к помещениям кабинета информатики

Отделка компьютерных классов

Напольное покрытие в помещении, где проходят занятия за компьютерами, должно быть твердым и устойчивым. Допускается использование дощатого или паркетного настила, линолеума или другого материала, обладающего антистатическими свойствами. В учебном помещении ежедневно должна проводиться влажная уборка.

К стенам кабинета информатики требования предъявляют аналогичные: они должны иметь гладкую и водоустойчивую матовую поверхность. Причем отражение от стен также должно соответствовать определенным коэффициентам: для потолка – 0,7-0,8, для стен – 0,5-0,6, для пола – не более 0,5. Цвет покрытия должен быть светлым. В процессе строительно-ремонтных работ использовать следует только сертифицированные материалы для отделки, не источающие неприятных запахов и не токсичные.

Освещение и микроклимат в помещении

Если кто-то будет утверждать, что никаких специальных норм и правил в отношении обустройства компьютерных классов не установлено, укажите требования к помещениям кабинета информатики, регламентированные СанПиН. В классе обязательно должны иметь место источники естественного и искусственного освещения. Причем уровень освещенности, достигающей поверхности рабочего стола, в норме составляет 300-500 люкс. В процессе проектирования электрической осветительной системы в помещении необходимо включать в схему возможность раздельного включения линий освещения.

Вам будет интересно: Теорема Белла - это что такое простым языком?

Располагать технику в компьютерном классе необходимо таким образом, чтобы не допустить попадания прямых солнечных лучей, а также чрезмерной контрастности и отражения световых лучей на экраны мониторов. С данной целью оконные проемы закрывают регулируемыми занавесочными устройствами. Допускается установка жалюзи или однотонных занавесок из светлой плотной ткани.

Прежде чем вводить кабинет в эксплуатацию, необходимо убедиться в функционировании систем кондиционирования и вентиляции. В соответствии с требованиями СанПиН, кабинет информатики необходимо проветривать после каждого академического часа или непосредственно перед учебными занятиями, чтобы обеспечить присутствующим более качественный состав воздуха. В теплое время года допускается проведение занятий с открытыми форточками и фрамугами.

Согласно требованиям к кабинету информатики, не менее важное значение имеет и уровень влажности воздуха. Если в компьютерном классе воздух сухой, требуется установка увлажнителей, которые регулярно заправляются дистиллированной или кипяченой питьевой водой. При отсутствии возможности установки увлажнителей допускается использование открытых емкостей с водой. Оптимальным уровнем влажности в классе считается 55-62 % при температуре не более +21 °С, но не менее +19 °С.

гигиенические требования кабинета информатики

Требования пожарной безопасности

При организации кабинета информатики, как и любого другого помещения, важно учесть правила пожарной безопасности. Весь компьютерный класс необходимо оборудовать защитным заземлением, которое подводят непосредственно к рабочему месту каждого учащегося и преподавателя (техника, лаборанта). Показатель сопротивления изоляции токопроводимых элементов в норме составляет не менее 0,5 Ом, а для заземляющих устройств – не более 4 Ом.

Поставка электроэнергии в кабинет информатики по требованиям, осуществляется через щиты с распределительными подстанциями. Трансформатор подключают к электрическому вводу через устройство, обладающее защитно-отключающей функцией.

На каждой розетке необходимо сделать отметку о величине напряжения. Такая маркировка является обязательной. Токоведущие элементы электрических приборов подлежат тщательной изоляции. Степень соответствия пожарной безопасности требованиям к оборудованию кабинета информатики путем проведения проверки выясняется лицом, ответственным за хозяйственный блок общеобразовательного учреждения. Им может быть директор или другое назначенное лицо, в обязанности которого входит ежегодная организация проведения замеров сопротивления заземляющих устройств, контроль исправности электрооборудования и приборов. По результатам проверки составляется акт, отражающий все недочеты.

Вам будет интересно: Специальные знания: понятие, виды, формы и способы применения

В кабинете информатики обязательно должен находиться огнетушитель. Допускается оборудование компьютерного класса порошковым или углекислотным оборудованием для тушения.

Как правильно расставить мебель и технику

Согласно требованиям СанПиН, кабинет информатики в школе должен быть оснащен только такими персональными компьютерами, которые обладают разрешающими санитарно-эпидемиологическими заключениями. Причем это требование касается не только вновь приобретенной техники, но и той, что уже давно введена в эксплуатацию.

санитарно гигиенические требования к кабинету информатики

При расстановке рабочих ученических мест первоочередной задачей является обеспечение электробезопасности и защиты от электромагнитного излучения. Кроме того, преподаватель должен иметь свободный доступ к любому из посадочных мест учеников во время занятия. Компьютерные классы принято оборудовать одноместными столами, предназначенными для работы с персональными компьютерами. В санитарных требованиях к кабинету информатики акцент делается на соблюдении расстояния между рабочими местами. Так, видеомониторы друг напротив друга можно размещать на расстоянии не менее двух метров, при этом между боковыми поверхностями мониторов допускается оставлять минимум 1,2 м.

При посадке за рабочим местом педагог должен следить, чтобы экран находился на необходимом расстоянии от глаз учеников. Оптимальным считается 50-70 см.

Число рабочих мест для учеников может равняться 9, 12, 15, что зависит от наполняемости классов. Помимо посадочных рабочих мест за компьютерами классная комната должна быть оборудована двухместными партами, исходя из числа учащихся. Письменные столы размещают в центре кабинета в один или два ряда. Их предназначение заключается в проведении теоретических занятий, индивидуальных, групповых работ, для выполнения которых нет необходимости использовать компьютерную технику.

Если в школе устроен только один кабинет информатики, в котором занимаются ученики младших классов, среднего и старшего звена, наиболее трудным является решение вопроса с подбором мебели, подходящей для всех учащихся. Как правило, выход можно найти, оснастив рабочие места подставками для ног. Убедиться в том, что ученический комплект мебели соответствует росту ребенка, можно по положению тела: ноги, предплечья и спина должны иметь опору, а взгляд - падать на центр экрана или немного выше.

Как должны проходить занятия

Продолжительность работы на компьютерной технике – это особенно важное гигиеническое требование. В кабинете информатики учебное занятие может длиться столько же, сколько и обычные уроки (не более 45 минут), но период непосредственного пребывания перед экраном монитора составляет:

  • не более 10 минут – для первоклассников;
  • не более 15 минут – для учащихся младшей школы (до пятого класса);
  • 20 минут – для учеников шестых и седьмых классов;
  • 25 минут – для учащихся восьмых и девятых классов;
  • 30 минут – для остальных.

требования к помещениям кабинета информатики

Чтобы дети имели возможность снимать статическое напряжение, накопленное во время урока по информатике, рекомендуется делать разминку. Своеобразная физкультпауза включает в себя упражнения для профилактики застойных явлений в нижней части тела, пояснице, шее, плечевом поясе и руках.

Также важно не допускать зрительного утомления учащихся после работы на персональных компьютерах. С данной целью рекомендуется проводить упражнения для глаз в положении стоя или сидя. С детьми младших классов разминку проводят в игровой форме.

Требования безопасности в кабинете информатики

С целью безопасной эксплуатации кабинета информатики учащимся предъявляются некоторые требования. В кабинет информатики вход должен быть воспрещен:

  • в верхней одежде, головном уборе, с большими сумками и едой;
  • в грязной обуви, без бахил или сменной обуви;
  • с включенным мобильным телефоном, личным ноутбуком.

Кроме того, во время занятий в компьютерном классе нельзя шуметь, беседовать на посторонние темы и отвлекать других учеников. Ни в коем случае нельзя прыгать и бегать, передвижение по кабинету возможно только с разрешения преподавателя.

Приступая к работе, ученик обязан осмотреть свое рабочее место и компьютер. При наличии видимых повреждений или поломок использовать его нельзя, о чем следует незамедлительно поставить в известность педагога. Работать можно только за тем компьютером, который изначально был предоставлен на время проведения занятия. Без преподавателя включать и выключать компьютеры самостоятельно нельзя.

Требования к кабинету информатики в школе включают в себя свод правил по работе с компьютером, которые запрещают:

  • при включенном в сеть устройстве подключать провода и подсоединять дополнительные приборы;
  • использовать электронно-вычислительную машину, если на ней отсутствуют элементы корпуса;
  • трогать пальцами экран монитора, разъемы, соединительные кабели и токопроводящие части устройств;
  • во время работы с компьютером касаться батарей, труб;
  • пытаться самостоятельно устранить неисправность на клавиатуре;
  • бить по клавишам или продавливать их с помощью какого-либо предмета;
  • самовольно передвигать любой из элементов системы на другое место;
  • работать за компьютерным столом влажными руками, во влажной одежде;
  • проводить занятие при недостаточном освещении;
  • смотреть на экран монитора дольше установленного времени (в зависимости от возраста).

основные санитарно гигиенические требования к кабинету информатики

Организация учительского рабочего места

С левой стороны от учебной доски на стене крепят пульт управления для распределения и подачи электричества к рабочим компьютерам преподавателя и учащихся. Находиться он должен исключительно в зоне доступа учителя. Вдоль задней стены разрешается устанавливать дополнительные секционные шкафы, в которых будут храниться учебные материалы и носители информации.

Вам будет интересно: Адаптивная система: понятие, основные признаки, примеры

Рабочая зона преподавателя размещается на возвышенном подиуме. Помимо стола, оснащенного компьютерной техникой, рядом ставят две тумбы с принтером и графическим проектором. В санитарно-гигиенических требованиях к помещениям кабинета информатики можно даже отыскать рекомендуемые размеры учительского стола – он должен иметь длину не менее 130 см и ширину не менее 70 см.

Аппаратура и приспособления

В зависимости от средней численности учащихся в классах определяется количество ученических персональных компьютеров. Одно рабочее место, то есть один комплект аппаратуры (системный блок, монитор, клавиатура и компьютерная мышь), может занять только один человек. При этом занятия в кабинете информатики проходят с учетом деления класса на две группы. Также в состав помещения информационных технологий обязательно включается комплекс для учителя. Помимо стандартного оборудования его место оснащается периферийными устройствами.

В каждом кабинете информатики должен быть установлен кодоскоп или диапроектор (сейчас его функции выполняют мультимедийные проекторы), видеомагнитофон, телевизионный экран с диагональю не менее 61 см. Телевизор с демонстрационной целью устанавливают на уровне 1,5 м. Крепят его с помощью кронштейна с левой стороны от классной доски. Графопроектор размещают рядом с учительскими столом на тумбе. Во время демонстрации диафильма и отдельных фрагментов диапозитивов в кабинете информатики основные требования заключаются в соблюдении правильного расстояния до экрана, рекомендуемая ширина которого должна находиться в пределах 1,2-1,4 м: от первых парт до поверхности с проецируемым изображением должно быть не менее 2,7 м, а от последних столов – не более 8,6 м.

Оптимальной зоной просмотра телепередач и видеороликов является такое же расстояние – 2,7 м от первых ученических столов.

санитарные требования к кабинету информатики

Оборудование и сопутствующая документация

Состав использующегося оборудования в компьютерном классе определен требованиями к помещениям кабинета информатики. Некоторые из них устанавливают строгий перечень предметов вычислительной техники, базового и прикладного программного обеспечения в кабинетах информационных технологий в классах учебных заведений общеобразовательной системы. В первую очередь кабинет информатики оснащают:

Что касается документации, то ответственным за ее ведение выступает преподаватель. Обязательными являются:

  • журналы проведения инструктажей по технике безопасности с обучающимися;
  • журналы эксплуатации комплектов электронно-вычислительных машин на всех рабочих местах;
  • журнал поломки компьютеров и их ремонта;
  • инвентарная книга для учета всего имеющегося в кабинете оборудования с годовым планом дооборудования кабинета информационных технологий, который утверждается директором школы.

Кроме того, в кабинете информатики обязательной является картотека, в которой отмечены места хранения учебного оборудования.

Правила размещения оборудования в компьютерном классе

Учебные пособия и многочисленное оборудование необходимо размещать и хранить в секционных шкафах, оснащенных переставными полками. При наличии лаборантской комнаты их устанавливают там. Все демонстрационные комплекты, предназначенные для проведения самостоятельных работ, должны храниться в другом месте.

Носители информации (диски, дискеты, жесткие диски) с программным обеспечением должны находиться в специальных закрытых ящиках, которые защищены от попадания света, проникновения пыли. Причем все диски и прочие носители информации разделяют по классам и учебным группам путем проставления надписей.

С учетом габаритов таблицы помещают для хранения в ящики под учебной доской или в специальные отделения по разделам программы и классам. Их использование является необходимым с точки зрения наглядности и более эффективного усвоения теоретических знаний. Хранение аудиовизуальных пособий осуществляется на полках секционных шкафов, диафильмы и пленки диапозитивов должны находиться в маркированных коробках с разграничительными ячейками.

основные требования к кабинету информатики

Любая справочная и учебно-методическая литература, которая может потребоваться в процессе изложения нового материала, должна храниться на полках шкафа. В соответствии с требованиями к оформлению интерьера компьютерного класса, пособия, использующиеся для изучения отдельных тем или разделов курса, экспонируются на стене, которая находится напротив стены с учебной доской. Для размещения книг и иллюстрационных материалов допускается устанавливать съемные стенды.

Ни для кого не секрет, что компьютеризацию сегодня принято считать панацеей – только компьютер может повысить эффективность образования и промышленности, банковского дела и торговли, объединить через Интернет весь мир! И, очевидно, эта "пандемия" неостановима. Как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой и новые проблемы. И одна из наиболее важных – экологическая. Много слов в печати и в других СМИ сказано о вредном влиянии компьютера на здоровье пользователей. Некоторые бойкие авторы даже грозят вымиранием человечеству, сидящему за дисплеями.

Страшно это или нет? Если страшно, то почему, и как совместить эту данность с безопасностью пользователей? Необходимо объективно оценивать эти проблемы, ибо для борьбы с любой опасностью прежде всего надо знать, что она собой представляет! У экологической проблемы компьютеризации две составляющие. Первая определяется физиологическими особенностями работы человека за компьютером. Вторая – техническими параметрами средств компьютеризации. Эти составляющие – "человеческая" и "техническая" – тесно переплетены и взаимозависимы. Исследования подобных проблем – предмет эргономики, науки о взаимодействии человека, основной целью которой является создание совершенной и безопасной техники, максимально ориентированной на человека, организация рабочего места, профилактика труда. Эргономика изучает трудовую деятельность в комплексе, в ней объединяются научные дисциплины, развивавшиеся прежде независимо друг от друга. Поэтому задачу этого реферата можно сформулировать так – анализ эргономической безопасности компьютера и методы ее обеспечения.

То, что работа за компьютером вовсе не безопасна, раньше других почувствовали в самой компьютеризированной стране мира - Соединенных Штатах Америки. Эпидемия "белых воротничков" охватила США, нанося вред здоровью многих людей. По данным Министерства труда, одни только так называемые "повторяющиеся травмирующие воздействия при работе с компьютером" (ПТВРК) обходятся корпоративной Америке в 100 млрд. долларов ежегодно. Компенсации, выплаченные служащим, достигают астрономических размеров, а некоторым пострадавшим от работы за компьютером приходится расплачиваться жестокими болями в течение всей жизни. Но какие причины, ведут к столь серьезным проблемам, связанным с постоянным использованием компьютера?

Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое зрительное утомление у пользователей дисплеев, получившее общее название "компьютерный зрительный синдром" (CVS-Computer Vision Syndrome). Причин его возникновения несколько. И прежде всего – сформировавшаяся за миллионы лет эволюции зрительная система человека, которая приспособлена для восприятия объектов в отраженном свете (картин природы, рисунков, печатных текстов и т. п.), а не для работы с дисплеем. Изображение на дисплее принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения – оно светится; состоит из дискретных точек; оно мерцает, т. е. эти точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; цветное компьютерное изображение не соответствует естественным цветам (спектры излучения люминофоров отличаются от спектров поглощения зрительных пигментов в колбочках сетчатки глаза, которые ответственны за наше цветовое зрение). Но не только особенности изображения на экране вызывают зрительное утомление. При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные. В чем же выражается зрительное утомление? Сегодня уже миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз – чувство жжения, "песка", покраснение век, боли при движении глаз.

Микротравма - это постепенный износ организма в результате ежедневных нагрузок. Большинство нарушений в организме происходит из-за накапливающихся микротравм. Такой тип повреждений не возникает вдруг, как перелом руки или ноги (макротравма). Прежде, чем вы почувствуете боль, может пройти несколько месяцев сидения в неправильной позе или повторяющихся движений. Боль может ощущаться по-разному: в виде жжения, колющей или стреляющей боли, покалывания.

Повторяющиеся действия приводят к накоплению продуктов распада в мышцах. Эти продукты и вызывают болезненные ощущения. Очень трудно предотвратить повторяющиеся движения кистей и ладоней при работе на компьютере, однако регулярные перерывы и упражнения на растягивание мышц могут предотвратить ПВПН и ПТВРК.

Основанное на принципах ErgAerobics, программа профилактики травм, позволяет значительно снизить вероятность стать жертвой ПТВРК. Эрг-аэробика, разработанная двумя специалистами в области лечебной физкультуры, или "медицинской эргономики", включает в наиболее новаторские принципы эргономики, профилактические и реабилитационные упражнения.

Назовем предлагаемые здесь упражнения "эрг-упражнениями" (ErgErcises. Эрг-упражнения повышают выносливость и продуктивность работы пользователя компьютера. Их можно выполнять в любое время и любом месте. Эрг-упражнения просты, не привлекают к себе внимания и занимают очень мало времени. Их можно выполнять в перерывах на кофе, разговаривая по телефону или ожидая на автобусной остановке. Они помогают человеку поддержать прекрасную физическую форму и незаметно становятся естественным способом выполнения работы - здоровым и безболезненным.

Осанка - это положение, которое принимает ваше тело, когда вы сидите за компьютером. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовывать рабочее место, чтобы осанка была оптимальной, что снизит риск ПВПН и ПТВРК.

Правильная осанка

При работе за компьютером лучше всего сидеть на 2,5 см выше, чем обычно. Уши должны располагаться точно в плоскости плеч. Плечи должны располагаться точно над бедрами. Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу. При взгляде вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперед.

Неправильная осанка

При следующих типах неправильной осанки вероятность ПВПН и ПТВРК повышается.

  • увеличивает и без того большую нагрузку на позвоночник;
  • заставляет жидкое содержимое межпозвоночных дисков поясничного отдела позвоночника оттекать назад;
  • приводит к чрезмерному растяжению мышц, поддерживающих осанку.

Сгорбленное положение может приводить к заболеваниям:

  • синдром запястного канала;
  • грыжа межпозвоночных дисков поясничного отдела;
  • грыжа межпозвоночных дисков шейного отдела.

Голова выдвинута вперед. Такая осанка часто возникает по следующим причинам:

  • глядя на экран монитора, пользователь напрягается, что заставляет его вытягивать шею вперед;
  • сидя в такой позе, приходится откидывать голову назад, чтобы разглядеть объект, расположенный прямо перед вами. Это усиливает прогиб шейного отдела позвоночника;
  • вытягивание головы вперед вызывает напряжение мышц основания головы и шеи, что ограничивает кровоток в сосудах шеи, т.е. кровоснабжение головы и отток крови от нее.

Напряженные мышцы у основания головы и шеи при вытягивании головы вперед могут привести к следующим нарушениям:

  • головные боли;
  • боль в шее;
  • боль в руках и кистях;
  • сутулость.

Линия плеч располагается не точно над линией бедер и под линией ушей. Сутулость вызывает чрезмерную нагрузку на плечевые сухожилия, что приводит к напряжению мышц плеча. Сутулость может приводить к развитию:

  • синдрома запястного канала;
  • синдрома ущемления плеча.

"Глядя в небо"

Цель этого упражнения - устранение вредных эффектов от неподвижного сидения в течение длительного периода времени и профилактика грыжи межпозвоночных дисков поясничного отдела.

Поза: стоя, руки лежат на бедрах Медленно отклоняться назад глядя в небо. Вернутся в исходное положение.

Цель - укрепление мышц задней стороны шеи для улучшения осанки и предотвращения болей в области шеи. Упражнение способствует предотвращению:

  • синдрома запястного канала;
  • вытягиванию шеи вперед;
  • дисфункции височно-нижнечелюстного сустава;
  • грыжи межпозвоночных дисков шейного отдела;
  • синдрома верхней апертуры грудной клетки.

Поза: сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз. Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеей назад. В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд.

"Абра-кадабра"

  • усиление кровотока к ладоням;
  • снятие напряжения в запястьях и ладонях;
  • удаление продуктов распада из области запястного канала и ладоней.

Поза: сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.

Абра-: медленно сжать ладони в кулак. Кадабра: медленно разжать кулаки. Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10 раз.

Синдром запястного канала (СЗК) по существу представляет собой травму запястья. Чтобы понять его сущность, необходимо разобраться в физиологии. Запястье - это место соединения лучевой и локтевой костей (костей предплечья) и восьми костей кисти (мелких костей ладони). Через запястный канал проходят срединный нерв и 9 сухожилий мышц кисти. Срединный нерв обеспечивает чувствительность поверхности большого, указательного и среднего пальцев со стороны ладони, поверхности безымянного пальца, обращенной к большому пальцу, а также тыльной стороны кончиков тех же пальцев. Срединный нерв иннервирует мышцы, обеспечивающие движения большого, указательного и среднего пальцев.

Патологическое состояние, называемое синдромом запястного канала (СЗК), вызывается ущемлением срединного нерва в запястном канале. Оно возникает при распухании срединного нерва и/или сухожилий кисти. Чаще всего СЗК - это ПВПН в результате многочасового сидения за компьютером с неправильной осанкой.

Накапливающаяся травма вызывает накопление продуктов распада в области запястного канала. Если пользователь не делает регулярных перерывов и не выполняет простые эрг-упражнения для кисти, продукты распада вызывают распухание, а затем и развитие СЗК.

Не все случаи болей в запястье объясняются СЗК. Другие синдромы, такие, как:

- грыжа межпозвоночных дисков шейного отдела,

- синдромы верхней апертуры грудной клетки или ущемление плеча

часто ошибочно диагностируют как СЗК. В следующем разделе описаны симптомы СЗК и упражнения для его профилактики.

Симптомы СЗК:

  • жгучая боль и покалывание в области расхождения ветвей срединного нерва (запястье, ладонь, а также пальцы, кроме мизинца.
  • ослабление мышц, обеспечивающих движение большого пальца.
  • болезненность и онемение, заставляющие просыпаться.
  • неловкость и слабость пораженной ладони.

Как избежать боли (профилактика):

  • эргономичная организация рабочего места для сведения к минимуму рабочей нагрузки на область запястного канала.
  • эрг-упражнения на растягивание и укрепление мышц запястья и ладони.
  • регулярные перерывы в работе с мышью и клавиатурой.
  • правильная осанка. Предусматривает изменение позы примерно дважды в час.

Эрг-упражнения для лечения СЗК на растягивание мышц запястий и ладоней. Эргономичная организация рабочего места для минимизации рабочей нагрузки на область запястного канала. Избегать или, по меньшей мере, сводить к минимуму действия, вызывающие боль. Положить лед на пораженную область. На ночь надевать на запястье особую шину, фиксирующую ладонь и пальцы в "растопыренном" положении. Это приводит к освобождению срединного нерва во сне - когда симптомы СЗК проявляются чаще всего. Улучшение осанки для снижения напряжения в области запястья. Изменение образа жизни для профилактики дальнейших повреждений. Неподвижное положение. Длительное пребывание в одной и той же позе заставляет мышцы работать непрерывно без отдыха. ПВПН и ПТВРК могут возникать в результате неподвижного сидения, когда из-за отсутствия достаточного отдыха или изменения позы в мышцах накапливаются продукты распада, вызывающие болезненные ощущения.

Для удаления продуктов распада и питания мышц необходимо адекватное кровоснабжение. Даже незначительное изменение положения тела каждые полчаса смещает нагрузку на другие мышцы, что позволяет мышцам отдыхать и запасаться топливом (питательными веществами).

Мышцы, поддерживающие положение тела (осанку). Мышцы спины, шеи и живота поддерживают вертикальное положение тела. Они должны получать кровоснабжение, достаточное для того, чтобы обеспечивать вертикальное положение головы и прямую спину в течение дня. Сильные мышцы помогают сохранять правильную осанку в течение более длительных периодов времени и повышают продуктивность работы.

"Разговор с ладонью"

Растягивание мышц-разгибателей запястья и пальцев (мышц, проходящих через запястный туннель и входящих в кисть руки). Увеличение притока крови по сосудам, проходящим через запястье и ладонь. Профилактика синдрома запястного канала. Поза: сидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч. Отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд.

"Приподнимание крышки стола"

Укрепление разгибающих мышц запястья (мышц, проходящих от запястья вверх к внутренней стороне локтя). Профилактика синдрома запястного канала. Поза: сидя, предплечья лежат на подлокотниках, а кисти находятся под крышкой стола ладонями вверх. Надавить ладонями на внутреннюю поверхность крышки стола, напрягая мышцы предплечья, осуществляющие это движение. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд. Смысл упражнения состоит в том, чтобы активизировать мышцы с целью их укрепления. Для достижения желаемого результата эти упражнения рекомендуется повторять не менее 10 раз. Регулярное выполнение эрг-упражнений приведет к укреплению этих мышц и поможет добиться следующих результатов: увеличить кровоток; удалить продукты распада, вызывающие болезненность мышц; уменьшить усталость; увеличить общую продуктивность и эффективность работы.


Научная организация рабочего пространства базируется на данных о средней зоне охвата рук человека - 35-40 см. Ближней зоне соответствует область, охватываемая рукой с прижатым к туловищу локтем, дальней зоне - область вытянутой руки.

Внутренний объем

Значимым фактором является пространство под столешницей. Высота наших столов соответствует общепринятым стандартам, и составляет 74 см. Также необходимо учесть, что пространства под креслом и столом должно быть достаточно, чтобы было удобно сгибать и разгибать колени.

Казалось бы, требования к нему сформулировать предельно просто, - оно должно быть удобным. Но это еще не все. Кресло должно обеспечивать физиологически рациональную рабочую позу, при которой не нарушается циркуляция крови и не происходит других вредных воздействий. Кресло обязательно должно быть с подлокотниками и иметь возможность поворота, изменения высоты и угла наклона сиденья и спинки. Желательно иметь возможность регулировки высоты и расстояния между подлокотниками, расстояния от спинки до переднего края сиденья. Важно, чтобы все регулировки были независимыми, легко осуществимыми и имели надежную фиксацию. Кресло должно быть регулируемым, с возможность вращения, чтобы дотянуться до далеко расположенных предметов.



Неправильное положение рук при печати на клавиатуре приводит к хроническим растяжениям кисти. Важно не столько отодвинуть клавиатуру от края стола и опереть кисти о специальную площадку, сколько держать локти параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу. Поэтому клавиатура должна располагаться в 10-15 см (в зависимости от длины локтя) от края стола. В этом случае нагрузка приходится не на кисть, в которой вены и сухожилия находятся близко к поверхности кожи, а на более "мясистую" часть локтя. Современные, эргономичные модели имеют оптимальную площадь для клавиатуры за счет расположения монитора в самой широкой части стола. Глубина стола должна позволяет полностью положить локти на стол, отодвинув клавиатуру к монитору.


Монитор, как правило, располагается чрезмерно близко. Существует несколько научных теорий, по разному определяющих значимые факторы и оптимальные расстояния от глаза до монитора. Например, рекомендуется держать монитор на расстоянии вытянутой руки Но при этом что человек должен иметь возможность сам решать, насколько далеко будет стоять монитор. Именно поэтому конструкция современных столов позволяет менять глубину положения монитора в широком диапазоне. Верхняя граница на уровне глаз или не ниже 15 см ниже уровня глаз.


Регулируемое оборудование должно быть таким, чтобы можно было принять следующее положение:

  • Поставьте ступни плоско на пол или на подножку.
  • Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.
  • Руки должны удобно располагаться по сторонам.
  • Линия плеч должна располагалаться прямо над линией бедер.
  • Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти.
  • Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса.
  • Запястья должны принять нейтральное положение (ни подняты, ни опущены).

Компьютерная техника развивается сегодня особенно стремительно, с необычайной быстротой появляются, и также быстро устаревают и отмирают различные технические решения и стандарты. По прогнозам различных экономико-социологических организаций компьютерная техника и телекоммуникации будут оставаться одной из наиболее развивающихся отраслей мировой индустрии еще по крайней мере в течение 10 - 15 лет. Так что уменьшения числа людей, работающих за компьютерами ждать не приходиться. Наоборот, повальная компьютеризация, уже давно охватившая бизнес-сектор, сегодня все больше захватывает массового потребителя. В подобной гонке, где нет ничего постоянного, сложно давать рекомендации, принимать какие-либо долговечные решения, а тем паче устанавливать стандарты. А потому, пока компьютерный бум не пойдет на убыль, перед эргономикой и эргономистами будут вставать все новые задачи, касающиеся организации безопасных и комфортных условий для людей работающих с компьютерами.

Техника безопасности при работе с пк

Во времена активного развития передовых технологий, как никогда, актуально задуматься о том, насколько важна техника безопасности при работе за компьютером.

Хотя компьютер и считается безопасным оборудованием, потому как проходит обязательную сертификацию Технического Регламента Таможенного Союза “О безопасности низковольтного оборудования”, да и негативное воздействие от ПК не больше, чем от бытовой техники. Но вся разница в том, что за компьютером мы проводим все больше и больше времени, особенно это касается тех, кто работает удаленно.

Именно поэтому нужно знать правила техники безопасности при работе с компьютером, дабы в будущем не было серьезных последствий для здоровья.

Техника безопасности при работе с компьютером

Офисная работа, удаленная и в целом за компьютером кажется не такой уж и сложной, трудоемкой и напряженной для организма, но стоит только подумать о том, сколько времени мы проводим в одном положении, без перерывов, глядя практически в одну точку.

Статическое напряжение из-за сидячего положения при длительном вводе текста, приводит к напряжению мышц спины и шеи, которые впоследствии "подарят” вам заболевания суставов, хондроз, увеличивается нагрузка на глаза, вызывая покраснение и снижая остроту зрения.

И значительный минус при работе с компьютером – это чрезмерное переутомление, за счет постоянной концентрации внимания на множестве различных деталей, частой смене картинок различной яркости. Постоянное “переключение” работников между множеством задач, приводит к нервным стрессам и переутомлению.

техника безопасности при работе с компьютером

Чтобы избежать негативного воздействия, должна соблюдаться техника безопасности при работе с компьютером, это поможет не только сберечь здоровье и избежать нервных стрессов, но и повысить производительность труда.

А теперь рассмотрим более подробно, в чем заключаются правила техники безопасности при работе с компьютером.

Общие правила техники безопасности при работе с компьютером

Основной документ, регулирующий обеспечение безопасных условий и охрану труда – это Трудовой Кодекс РФ, и работодателю вменена обязанность создания таковых условий на каждом рабочем месте (ст. 212 ТК РФ).

Да, конечно, работа за ПК наиболее безопасная и несчастные случаи минимальны, но тем не менее техника безопасности при работе с компьютером должна соблюдаться.

Офисным работникам в обязательном порядке должен быть проведен вводный инструктаж при приеме на работу, обучение и проверка знаний по охране труда не позднее 1 месяца со дня трудоустройства и ознакомление с действующими инструкциями по охране труда.

Для данной категории сотрудников стандарты безопасности обозначены в СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда". Требования в нем, конечно, минимальные, не такие емкие, как были в СанПине 2.2.2/2.4.14340-03, но тем не менее использовать его желательно для обеспечения собственного здоровья и коллег. Например, в части:

  1. Требований к компьютеру.
  2. Правил обеспечения помещений для работы.
  3. Создания благоприятного микроклимата на рабочих местах.
  4. Требования к освещенности, уровню шума и вибрации на рабочих местах.

И работодатель обязан обеспечивать безопасные работы за компьютером на основании Раздела 12 СП 2.2.3670-20. В некоторых организациях создаются комфортные и благоприятные условия труда офисникам, а кому-то приходится работать, грубо говоря, сидя на табуретке.

Весь спектр услуг по охране труда

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Безопасное рабочее место офисного работника

Проводя огромное количество времени за компьютером в офисе или дома, важно, чтобы условия для работы были максимально благоприятны для здоровья.

И требования охраны труда при работе на компьютере начинаются с создания безопасной рабочей зоны:

  1. Не должно быть свисающих проводов компьютерной техники, которые могут повлечь обрывы, выход из строя техники и как следствие травматизм.
  2. Необходимо контролировать исправность и целостность проводов, вилок и розеток, которые также являются объектами травматизма и повышают риск возгорания.
  3. Обязательно обеспечение кабинетов вентиляцией (естественной или принудительной).
  4. Требуется обеспечение достаточной освещенности рабочего места, потому как существенная разница между яркостью экрана монитора и окружающей средой ведет быстрой утомляемости глаз.
  5. Не ставьте кружку с кофе на выдвинутый дисковод, это может привести к проливу жидкости и короткому замыканию.

К эргономике рабочего места также предъявляется немало требований, который следует соблюдать, даже если вы читаете эту статью для общего развития.

И нужно их соблюдать сейчас, потому что вы заблаговременно снижаете нанесение вреда собственному здоровью. Заболевания проще предотвратить!

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила, которые обозначены СП 2.2.3670-20:

  1. Расстояние до монитора должно быть не менее 50 см. Не надо искать линейку, достаточно вытянуть руку и коснуться кончиками пальцев верхней части экрана монитора, если дальше – хорошо, ближе недопустимо.
  2. Центр экрана должен располагаться на уровне глаз. Высота монитора должна быть правильно подобрана, чтобы из-за постоянной нагрузки и позы, когда спина “колесом”, через несколько лет не появились грыжи или протрузии дисков позвоночника. Если высота не соответствует, центр монитора ниже нужной отметки, предлагаю бюджетный вариант, подложите под подставку монитора пачку бумаги А4, высота выравнивается, а нагрузка на шею и глаза снижается.
  3. Отодвиньте клавиатуру от края стола на 20 – 30 см. Это необходимо для того, чтобы при работе и длительном наборе текста на клавиатуре, снизить напряжение суставов кисти и мышц предплечья, которое может накапливаться и в виде общего напряжения и передаваться опорно-двигательному аппарату.
  4. Обеспечьте рабочую поверхность стола примерно 4,5 м2, это позволит удобно расположить кисти рук на рабочем столе и снизит на них нагрузку. Причем поверхность стола должна быть матовая, потому как глянцевая будет бликовать и перенапрягать глаза, быстро утомлять и отвлекать от работы.
  5. Стол следует ставить боком к окну, чтобы свет падал на экран слева. Это также позволит снизить и без того сильную нагрузку на глаза, ведь в процессе работы за компьютером моргаем мы гораздо реже, чем в обычной жизни, и как следствие имеем эффект “сухого глаза”. А тут еще и солнечный свет в глаза слепит – двойная нагрузка.
  6. Стул должен быть регулируемым. Сидеть на табуретке целый день – это неудобно и не безопасно! :) Поэтому по возможности, отрегулируйте свое кресло таким образом, чтобы голова была максимально рядом с изголовьем кресла.

Локти рук должны располагаться либо на столе, либо на подлокотниках кресле и при смене клавиатура – мышь, положение не должно сильно меняться.

Правильно подобранный стул и верно выбранная поза работы позволить уменьшить нагрузку на шейный отдел позвоночника. Будете работать неправильно, через несколько лет “заработаете” хондроз и головные боли.

Ноги должны быть выпрямлены вперед или поставлены на специальную подставку, сгибать “под себя” или сидеть нога на ногу, не рекомендуется, потому как в такой позе нарушается кровоснабжение, пережимаются вены, а в результате немеют ноги и когда ложитесь спать ощущается эффект беспокойных ног, как будто марафон сегодня бежали.

Получается, что виновник быстрой утомляемости и дискомфорта в мышцах на 75% – это неправильно выбранная поза для работы за компьютером, и это доказывают наблюдения врачей, а остальная часть – это несоблюдение перерывов в работе.

техника безопасности при работе с пк

Пример правильной позы для работы за персональным компьютером

Охрана труда и перерыв при работе на компьютере

Техника безопасности для работы за компьютером на треть состоит и своевременных перерывов, ведь по себе знаю, что иногда приходится по 4 – 5 часов сидеть за экраном компьютера не отрываясь. Ну а как?! Ведь “муза пришла” или работа “навалилась”, не бросить же ее :)

Но тем самым мы не только нарушаем правила охраны труда при работе с компьютером, но и наносим огромный вред собственному здоровью. Ведь сидячий образ жизни не свойственен человеку и вроде бы вы находитесь в одной и той же позе, но мышцы при этом работают без перерыва.

А если вы при этом позу для работы выбрали неправильную, но постепенно мышцы начинают болеть, потому как эти нагрузки ежедневны и по сути являются микротравмами для организма.

Они не возникают резко, а имеют накопительный характер и приводят к серьезным заболеваниям в будущем. И не стоит отмахиваться от моих слов, потому как сейчас эта боль может выражаться в виде легкого жжения в мышцах.

И самый лучший способ профилактики – это перерыв при работе с компьютером, смена позы, а лучше встать и немного походить. В идеале – физические упражнения, что в условиях офиса практически не выполнимо.

Но тем не менее должны быть перерывы в работе с ПК, каждый час по 10 минут. Ранее их регламентировало Прил. 7 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, а теперь только ст. 107 и 108 ТК РФ.

В разрешенный перерыв при работе с компьютером не следует сидеть перед экраном монитора, рекомендуется выполнять гимнастику для глаз и физические упражнения.

Но это требование редко выполняется работниками, поэтому просто встаньте и пройдитесь, уже будет значительный плюс в карму вашего здоровья и собственной безопасности :)

Основные выводы

Хотя работа за компьютером, на первый взгляд, кажется легким трудом и безопасным, но по факту утомляемость гораздо выше, чем у рабочих специальностей.

Причина этому неправильно организованная техника безопасности при работе с компьютером, отсюда и стрессы, напряжение и повышенный уровень заболеваемости опорно-двигательной системы.

Чтобы всего этого избежать, работодатель обязан правильно организовать рабочее место сотрудников, а также сотрудники должны понимать, какие требования правила техники безопасности при работе с компьютером их обязуют выполнять.

Для этого вам необходима инструкция по охране труда при работе на компьютере, можете ее скачать, перейдя по данной ссылке.

И какая бы правильная осанка у вас ни была, ежедневная работа в одной и той же позе без какого-либо движения, ведет к неминуемому ухудшению здоровья.

Желаю вам эффективной и безопасной работы!

Если у вас остались вопросы, пишите комментарии, будет обсуждать, а если вам необходима помощь по оформлению документов, обращайтесь.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления. 2. Учебная – закрепление правил по технике безопасности. 3. Развивающая – развитие мышления, памяти, внимания.

повторение и обобщение знаний учащихся о технике безопасности и правилах поведения в компьютерном классе;

стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;

активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы;

воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;

развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.

Задачи урока

1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
2. Учебная – закрепление правил по технике безопасности.
3. Развивающая – развитие мышления, памяти, внимания.

Этапы урока

Деят-ть учителя

Деят-ть учащихся

Прослушивание веселой музыки

Приветствует учащихся. Включает музыку.

Выполняют инструкции учителя, настраиваются на рабочий лад

2. Создание правил работы в группе.

Я надеюсь, что сегодняшняя наша работа станет для нас отправным пунктом в страну Информатика за новыми знаниями и чтобы работа прошла плодотворно нам необходимо разработать правила в группе.

Выдвигают свои идеи, наиболее значимые записывают на доске.

Правила поведения в кабинете информатика. Видео.

6. Проходят тест по технике безопасности.

Отвечают на тест, проверяем, ставим оценку.

Спасибо всем за активную работу. Вы работали дружно.

Принести тетрадь для практических работ.

Правила ТБ в кабинете информатики

Общее положения:

К работе в компьютерном классе допускаются лица, прошедшие данную инструкцию по технике безопасности и правилам поведения, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья;

Работа учащихся в компьютерном классе разрешается только в присутствии преподавателя;

Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя;

Во время перемен между уроками проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса;

Помните, что каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

Перед началом работы необходимо:

Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;

Разместить на столе тетради, учебные пособия так, чтобы они не мешали работе на компьютере;

Принять правильною рабочую позу;

Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включён или выключен компьютер. Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить монитор, если он был выключен.

При работе в компьютерном классе категорически запрещается:

Находиться в классе в верхней или во влажной одежде;

Класть одежду и сумки на столы;

Находиться в классе с напитками и едой;

Располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;

Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;

Передвигать компьютеры и мониторы;

Открывать системный блок;

Прикасаться к экрану монитора;

Включать и выключать компьютеры самостоятельно;

Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;

Ударять по клавиатуре, бесцельно нажимать на клавиши;

Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;

Удалять и перемещать чужие файлы;

Использовать дискеты, СD-,DVD-диски,USB флэш-диски без разрешения учителя. Если такое разрешение получено, то перед работой необходимо проверить их на ВИРУС с помощью антивирусных программ;

Приносить и запускать компьютерные игры;

Работать при плохом самочувствии;

Вставать без разрешения преподавателя со своих мест, когда входят посетители;

Мешать работе других учащихся и преподавателя.

Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны:

Соблюдать тишину и порядок;

Выполнять требования преподавателя;

Находясь в сети работать только под своим именем и паролем;

Соблюдать режим работы (согласно п. 9.4.2. Санитарных правил и норм);

При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;

После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;

Оставить рабочее место чистым, в определенном порядке, принятом в кабинете информатики.

Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:

Расстояние от экрана до глаз – 70 – 80 см (расстояние вытянутой руки);

Вертикально прямая спина;

Плечи опущены и расслаблены;

Ноги на полу и не скрещены;

Локти, запястья и кисти рук на одном уровне;

Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:

При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к преподавателю;

При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю.

Читайте также: