Что является основанием для внесения в единый реестр юридических лиц записи о ликвидации должника

Обновлено: 07.07.2024

В рамках указанной категории дел часто оспаривается законность внесенной ИФНС записи о недостоверности сведений о действующей компании. Однако нередко оспариваются внесенные регистрирующим органом записи уже об исключении общества из ЕГРЮЛ в связи с наличием предшествующей записи о недостоверности. Как в первом, так и во втором случае на практике суды нередко встают на сторону заявителя, тем самым подтверждая законность действий компании. Это приводит к безрадостному выводу о том, что даже добросовестная компания, сведения о которой фактически были достоверными, может быть исключена из ЕГРЮЛ. Это может произойти, если ИФНС в рамках проведенной проверки примет необоснованное решение о недостоверности сведений. Далее рассматриваются аспекты, которые необходимо учесть, чтобы успешно оспорить неправомерно внесенную в ЕГРЮЛ запись о недостоверности.


Как в ЕГРЮЛ появляется запись о недостоверности

В деятельности многих компаний нередко возникают ситуации, когда регистрирующий орган вносит о них запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Обращаем Ваше внимание, что в течение упомянутого шестимесячного срока компания по-прежнему вправе представить в регистрирующий орган информацию и документы, подтверждающие достоверность соответствующих сведений, в том числе она может делать это неоднократно. Как показывает практика, многие компании никак не реагируют на факт внесения записи о недостоверности. Такое бездействие впоследствии нередко толкуется регистрирующим органом в качестве безусловного основания для исключения компаний из ЕГРЮЛ. Тем не менее, как будет показано далее, исключение компании из ЕГРЮЛ в таком случае далеко не всегда является правомерным.


Какие сведения могут быть признаны недостоверными

Напомним, что, согласно правилам, предусмотренным Законом о государственной регистрации[4], запись о недостоверности может быть внесена исключительно в отношении указанных ниже сведений:

  • об адресе компании в пределах места нахождения;
  • об учредителях (участниках) организации;
  • о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени компании:
    - фамилия, имя, отчество;
    - должность;
    - паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    - идентификационный номер налогоплательщика при его наличии
  • в отношении акционерных обществ – сведения о держателях реестров их акционеров;
  • в отношении обществ с ограниченной ответственностью:

- сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам;
- сведения о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении;
- сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

Внесение записей о недостоверности в отношении иных сведений законодательством не предусмотрено.

Предмет и бремя доказывания

Дела об оспаривании записей о недостоверности в ЕГРЮЛ относятся к делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностных лиц. Порядок рассмотрения таких дел регулируется главой 24 АПК РФ[5]. Производство возбуждается на основании заявления заинтересованного лица[6], то есть рассмотрение дел об оспаривании записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ производится в порядке заявительного, а не искового производства.

Напомним, что убытки, причиненные включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице по вине уполномоченного органа (ИФНС) полежат возмещению за счет казны Российской Федерации[7].

Бремя доказывания в таких спорах распределяется в соответствии с формулой - каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается[8]. Для признания решения регистрирующего органа о внесении записи в ЕГРЮЛ недействительным (незаконным) заявитель должен доказать наличие одновременно двух обязательных условий:

  • несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону, и
  • нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя [9] .

На налоговый орган, принявший спорное решение о внесении записи, возлагается бремя доказывания факта недостоверности соответствующих сведений [10] . О распределении бремени доказывания подробнее будет сказано далее.

Обращаем Ваше внимание, что некоторые суды прямо указывают на то, что шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ[11] предназначен для проверки и установления регистрирующим органом факта недостоверности сведений, послуживших основанием внесения спорной записи в ЕГРЮЛ.

Как обосновать правовую позицию в делах об оспаривании записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ

Чтобы выработать верную и обоснованную правовую позицию в деле об оспаривании законности внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, при подготовке к судебному разбирательству компаниям рекомендуется учесть ключевые обстоятельства, на которые суды обращают особое внимание в рамках таких споров. В частности, рекомендуется ознакомиться с позициями судов о том, какие, по их мнению, обстоятельства могут свидетельствовать о незаконности действий регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности, и о доказательствах, которыми компания может подтвердить неправомерность действий ИФНС.

1. Бремя доказывания факта недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, несет исключительно регистрирующий орган, и оно не может быть возложено на заявителя (компанию)

В спорах по делам об оспаривании законности записи о недостоверности суды нередко ссылаются на презумпцию достоверности данных, внесенных в ЕГРЮЛ. Это связано, в частности, с тем, что сведения о компании вносятся в ЕГРЮЛ на основании заявления по установленной форме[12], в котором заявитель (чья подпись удостоверяется в нотариальном порядке) подтверждает их достоверность и предупреждается об ответственности за предоставление недостоверной информации[13].

Как было упомянуто выше, обязанность доказать факт недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений возлагается на регистрирующий орган. Суды последовательно отмечают, что обязанность доказывания обстоятельств, на основании которых государственным органом принимается какое-либо решение, возлагается на соответствующий орган. То есть доказать соответствие закону решения о внесении записи о недостоверности (а следовательно – факт недостоверности соответствующих сведений) или о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должен регистрирующий орган[14].

В частности, регистрирующий орган обязан представить суду документы, на основании которых в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности[15]. Основанием для принятия решения о внесения записи о недостоверности сведений в отношении компании могут являться, например, материалы проверки регистрирующего органа. В случае отсутствия бесспорных доказательств факта недостоверности сведений о компании, суд с высокой вероятностью признает решение о внесении записи о недостоверности сведений незаконным[16].

Таким образом, компания-заявитель не обязана доказывать достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, если регистрирующим органом не предоставлены документы, подтверждающие обратное. Обязанность доказывать достоверность сведений не может быть возложена на юридическое лицо.

Обращаем Ваше внимание на то, что даже в тех случаях, когда суд первой инстанции ошибочно переносит бремя доказывания факта достоверности сведений на заявителя[17], суды вышестоящих инстанций однозначно указывают на не соответствующую закону позицию суда и неправильное распределение бремени доказывания[18].

2. Проверка регистрирующим органом достоверности сведений в ЕГРЮЛ не должна носить формальный характер

В частности, для проверки достоверности сведений об адресе юридического лица регистрирующим органом может быть проведена проверка, в рамках которой устанавливается осуществление проверяемым обществом фактической деятельности по соответствующему адресу.

О недостоверности сведений об адресе юридического лица, например, могут свидетельствовать следующие обстоятельства[19]:

В рамках выездных проверочных мероприятий регистрирующий орган, как правило, всегда обращает внимание на наличие вывески с фирменным наименованием компании и возможность беспрепятственно связаться с представителями организации. При этом, как отмечают суды, такая проверка не может носить формальный характер. Иными словами, действия регистрирующего органа должны быть направлены на подлинное установление факта недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Если, например, по результатам проверки сведений об адресе было установлено отсутствие юридического лица только на основании того, что регистрирующим органом не была обнаружена вывеска компании по проверяемому адресу, или отсутствовали представители компании, суды выявляют обстоятельства и порядок проведения такой проверки.

В частности, суды указывают на следующее:

3. Когда наличие противоречивых сведений может являться доказательством недостоверности сведений

Наличие у регистрирующего органа противоречивой информации в отношении регистрируемых сведений может свидетельствовать о недостоверности соответствующих сведений. Однако, если противоречивая информация поступает регистрирующему органу от недобросовестного третьего лица (то есть если общество добросовестно предоставило для регистрации достоверные данные, а третьим лицом в адрес регистрирующего органа была направлена информация, компрометирующая ранее внесенные сведения), то наличие противоречивых сведений не может служить основанием для вывода о недостоверности сведений[22].

Например, если собственник арендуемого обществом помещения направил арендатору (обществу) письмо, подтверждающее, что нежилое помещение предоставлено обществу в аренду, в том числе для регистрации в качестве адреса местонахождения постоянно действующего исполнительного органа, и данный адрес может использоваться во всех официальных документах общества, а впоследствии такой собственник направил регистрирующему органу письмо об отзыве своего предыдущего письма и об отказе обществу в юридическом адресе, то ссылка на такое доказательство недостоверности должна быть отклонена, если соответствующий договор аренды не был расторгнут, и арендодатель получал арендную плату от общества[23].

4. Документы, подтверждающие недостоверность сведений в ЕГРЮЛ, должны быть получены и оформлены ИФНС надлежащим образом

Свидетельские показания широко используются при доказывании недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, особенно при проверке достоверности сведений о генеральном директоре или участниках компании.

Несоблюдение предусмотренных законодательством процедур получения доказательств регистрирующим органом влечет недопустимость данных доказательств. Например, в случае нарушения ИФНС установленного налоговым законодательством[24] порядка проведения допроса или несоблюдения требований, предъявляемых к протоколу проверки, суд может прийти к выводу о том, что надлежащая проверка достоверности сведений регистрирующим органом не проводилась. Следовательно, документы, составленные по итогам такой проверки, не будут приобщены в качестве допустимых доказательств или суд отнесется к ним критически.

Обращаем Ваше внимание на то, что протокол допроса, в котором не указана дата его составления, фамилия, имя, отчество должностного лица регистрирующего органа, осуществляющего проведение допроса, который не вручен допрашиваемому лицу, или не соответствует другим требованиям законодательства, не может являться допустимым доказательством[25].

Более того, содержание протокола может быть опровергнуто лицом, дававшим показания, в судебном заседании[26]. Таким образом, даже правильно составленный и оформленный протокол не является неоспоримым доказательством, и самого по себе (в отсутствие других доказательств) его может быть недостаточно для подтверждения ИФНС факта недостоверности сведений.

Обращаем Ваше внимание на то, что налоговый орган может инициировать процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности[27]. То есть налоговый орган должен убедиться в том, что общество не ведет финансово-хозяйственную деятельность.

5. Как общество может подтвердить осуществление деятельности по адресу, указанному в ЕГРЮЛ

Суды придерживаются позиции о том, что регистрирующий орган не вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям[28]. Исключить общество из ЕГРЮЛ (при наличии необходимых для этого оснований[29]) можно только в случае, если общество не осуществляет свою хозяйственную деятельность.

Поэтому в некоторых случаях компании необходимо самостоятельно подтвердить осуществление фактической деятельности по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Свидетельствовать о достоверности адреса юридического лица могут в том числе:

  • договор аренды и письма собственника арендуемого недвижимого имущества о нахождении юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и осуществлении деятельности по данному адресу;
  • договоры поставки, купли-продажи, договоры с иными контрагентами, заключенные, в том числе в период после внесения регистрирующим органом сведений о недостоверности адреса[30]
  • акты выездных проверок иных государственных органов, содержащих адрес юридического лица;
  • документы и отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

При наличии у общества совокупности таких документов даже в случае отрицательных результатов проверки налогового органа общество не должно быть исключено из ЕГРЮЛ на формальных основаниях наличия записи о недостоверности сведений в отношении общества.

[2] Такое уведомление дополнительно может направляться в том числе по электронной почте

[3] Пункт 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации

[4] Пункт 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации

[5] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ

[6] Статьи 197 – 198 АПК РФ

[7] Пункт 7 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ

[8] Статья 65, часть 5 статья 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

[9] Суды последовательно применяют данные правила (см. например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2020 года № Ф05-23538/2019 по делу № А40-84228/2019)

[10] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 ноября 2019 года № Ф05-20066/2019 по делу № А40-3662/2019

[14] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2020 года № Ф05-23538/2019 по делу № А40-84228/2019

[15] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 ноября 2019 года № Ф05-20066/2019 по делу № А40-3662/2019

[16] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2020 года № Ф06-57042/2019 по делу № А12-8724/2019

[17] Постановление Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2019 года по делу № 40-84228/19-93-711

[18] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2020 года № Ф05-23538/2019 по делу № А40-84228/2019

[20] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2019 года № 20АП-6248/2019 по делу № А54-2761/2019

[21] Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2020 года № Ф02-701/2020 по делу № А33-7287/2019

[22] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2019 года № 20АП-6248/2019 по делу № А54-2761/2019

[23] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2019 года № 20АП-6248/2019 по делу № А54-2761/2019

[24] Глава 14 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ

[25] Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда суда от 21.11.2019 N 07АП-11036/2019 по делу N А03-5201/2019

[26] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2020 года № Ф06-57042/2019 по делу № А12-8724/2019

[28] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 сентября 2018 года № Ф06-24836/2017 по делу № А72-18631/2016

[29] Статья 21.1 Закона о государственной регистрации

[30] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2020 года № Ф06-57042/2019 по делу № А12-8724/2019

Вопрос

Можно ли списать дебиторскую задолженность организации, если она находится в службе судебных приставов на взыскании, но организацию исключили из ЕГРЮЛ раньше, чем пришло постановление об окончании исполнительного производства.

Ответ специалиста

КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 18.03.2019 N 03-03-06/1/17813

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 18 марта 2019 г. N 03-03-06/1/17813

Списанию с балансового учета подлежит дебиторская задолженность, нереальная для взыскания, в том числе (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности):

• дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности;

• задолженность организаций, исключенных из ЕГРЮЛ;

• задолженность ликвидированных организаций;

• задолженность, в отношении которой судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью взыскания.

Готовое решение: Как списать нереальную для взыскания (безнадежную) дебиторскую задолженность в бухгалтерском учете (КонсультантПлюс, 2019)

Пункт 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) содержит закрытый перечень оснований, каждое из которых служит самостоятельным основанием для признания задолженности безнадежной.

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги налогоплательщика, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Согласно статье 419 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).

В соответствии с пунктом 4 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) конкурсное производство считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника (пункт 3 статьи 149 Закона N 127-ФЗ).

При этом, как разъяснялось в пункте 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный суд рассматривает разногласия, заявления, ходатайства и жалобы в деле о банкротстве до внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц. С момента внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц на основании доказательств о ликвидации должника, поступивших от конкурсного управляющего либо регистрирующего органа, арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по рассмотрению всех разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб.

Разъяснения, данные в пункте 48 Постановления Пленума ВАС РФ N 29, также исходят из того, что рассматривать какие-либо требования к должнику как к стороне спора после его ликвидации невозможно ввиду отсутствия одной из сторон спора (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.12.2015 N 307-ЭС15-5270).

На основании пункта 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Учитывая указанное, считаем, что датой признания дебиторской задолженности безнадежной по основанию ликвидации организации-банкрота является дата исключения такой организации из Единого государственного реестра юридических лиц, после чего налогоплательщик вправе признать сумму дебиторской задолженности безнадежной и включить ее в состав расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2012 по делу N А45-725/2011

Суд указал, что ликвидация должника является одним из оснований учета дебиторской задолженности в расходах. При этом у налогоплательщика нет права на произвольный выбор периода списания задолженности. Налогоплательщик должен провести инвентаризацию на последнюю дату отчетного (налогового) периода, определить сумму задолженности и произвести ее списание.

Периодом списания задолженности в расходы является период исключения должника из ЕГРЮЛ.

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль

На основании сказанного можем предположить, что датой списания будет дата исключения организации из ЕГРЮЛ.

Исходя из разъяснений Минфина России (Письмо от 06.09.2016 N 03-03-06/1/52041) датой признания задолженности безнадежной соответственно будут:

- дата внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации;

- дата составления акта государственного органа;

- дата постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

Что касается списания дебиторской задолженности по контрагентам, в отношении которых открыта процедура конкурсного производства, это можно осуществить только на основании записи в ЕГРЮЛ о ликвидации данных контрагентов. Списанию подлежит вся сумма дебиторской задолженности контрагента-банкрота вне зависимости от того, была она в ходе конкурсного производства включена в реестр требований кредиторов или нет.

Если у организации имеется несколько оснований для признания долга безнадежным, он признается таковым в период возникновения первого из таких оснований (см. Письмо Минфина России от 22.06.2011 N 03-03-06/1/373).

Статья: Списание безнадежных долгов (Ермошина Е.Л.) ("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2018, N 1)

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данная консультация прошла контроль качества:


Действующим законодательством предусмотрено три способа ликвидации юридического лица: принудительная, добровольная и в случае несостоятельности (банкротства) акционерного общества. Наш эксперт Оксана Устяк подготовила обзор по трём способам ликвидации акционерных обществ с кратким алгоритмом действий.

В последнее время внесены некоторые изменения в порядок ликвидации.

Например, сведения о способе прекращения юридического лица путём ликвидации регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ в момент, когда в реестр вносятся и сведения о его прекращении.

Утверждён порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов в электронной форме.

Установлен фактический запрет на ликвидацию юридического лица в период проведения камеральной таможенной проверки.

Скорректирован порядок осуществления выплат работникам, уволенным в связи ликвидацией юридического лица.

Введены дополнительные требования к заявлению о государственной регистрации ликвидации.

В данной статье мы подготовили обзор по трём способам ликвидации акционерных обществ с кратким алгоритмом действий.


Добровольная ликвидация акционерного общества

ШАГ 1. Примите решение о ликвидации.

Решение о ликвидации принимает общее собрание акционеров. Если в АО один акционер, то он просто письменно оформляет такое решение ( п. 3 ст. 47 , пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Для принятия решения о ликвидации:

  1. созовите общее собрание акционеров (очередное или внеочередное) в соответствии с требованиями законодательства и устава общества;
  2. проведите собрание и примите решение по вопросу ликвидации. Включите в решение о ликвидации вопросы: о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и определении порядка и сроков ликвидации ( п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).
  3. оформите решение в виде протокола.
  4. определитесь, необходим ликвидатор или ликвидационная комиссия.

Акционеры на общем собрании сами решают, кто будет заниматься ликвидацией АО — ликвидатор или ликвидационная комиссия ( п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО). Если акционером является государство или муниципальное образование, то можно назначить только ликвидационную комиссию.

Кроме того, рекомендуем назначать ликвидационную комиссию при ликвидации АО со значительным объёмом имущества, дебиторской и кредиторской задолженности, а также большим штатом сотрудников.

ШАГ 2. Уведомьте регистрирующий орган и кредиторов АО о принятии решения о ликвидации и внесите сведения в ЕФРСФДЮЛ.

Что нужно сделать:

ШАГ 3. Составьте промежуточный ликвидационный баланс.

Утверждённой формы промежуточного ликвидационного баланса нет, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами ( Письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

Обязательные сведения, указываемые в промежуточном ликвидационном балансе ( п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • о перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • о перечне требований, удовлетворённых вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

После составления промежуточного ликвидационного баланса необходимо убедиться, что денежных средств и иного имущества общества достаточно для удовлетворения требований кредиторов. При недостаточности имущества подавайте в суд заявление о признании должника банкротом ( п. 4 ст. 63 ГК РФ).


Если денег и иного имущества достаточно:

1. утвердите промежуточный ликвидационный баланс на общем собрании акционеров большинством (в 3/4 голосов) акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров ( п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Протокол общего собрания акционеров АО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса составляется в обычном порядке;

2. подайте заявление (уведомление) о составлении промежуточного баланса в регистрирующий орган по форме № Р15016 ( п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Срок подачи заявления (уведомления) о составлении промежуточного ликвидационного баланса — не ранее ( п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):

  • истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами;
  • вступления в законную силу судебного акта по делу о рассмотрении требования, предъявленного к АО, находящемуся в процессе ликвидации;
  • окончания выездной налоговой проверки, оформления её результатов (в том числе рассмотрения её материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в случае проведения в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, такой проверки;
  • завершения таможенной проверки в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, составления акта такой проверки и принятия по её результатам решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами РФ и правом ЕАЭС и (или) законодательством РФ о таможенном регулировании);

3. рассчитайтесь с кредиторами общества. Расчёты с кредиторами осуществляются денежными средствами. Если их не хватает, то продайте имущество на торгах, за исключением имущества стоимостью до 100 000 рублей. Такое имущество продаётся без проведения торгов ( п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Правила очерёдности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица установлены в ст. 64 ГК РФ.

По общему правилу требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди ( п. 2 ст. 64 ГК РФ).

После удовлетворения требований кредиторов указанных очередей удовлетворяются требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей ( п. 1 ст. 64 ГК РФ);

4. распределите оставшееся имущество между акционерами ликвидируемого АО в порядке, установленном ст. 23 Закона об АО.

Учтите, имущество распределяется после расчётов с кредиторами, но законодатель не устанавливает, в какой момент это можно делать — до составления ликвидационного баланса или после его составления.

Рекомендуем делать это до составления ликвидационного баланса. Это позволит снизить риски споров с регистрирующим органом, который может отказать в регистрации ликвидации, признав недостоверным ликвидационный баланс, содержащий сведения об оборотных активах и нераспределённой прибыли. Есть примеры судебных решений, когда такой отказ регистрирующего органа признаётся ошибочным;

Сведения в ПФР нужно подать в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ( п. 2 ст. 9 , п. п. 1 , 3 ст. 11 Закона о персонифицированном учёте).

Учтите, что расчёт по страховым взносам представляется в налоговый орган до составления промежуточного ликвидационного баланса за период с начала расчётного периода по день представления указанного расчёта включительно ( п. п. 1 , 2.3 ст. 11 Закона о персонифицированном учёте, п. 15 ст. 431 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.02.2020 № 03-15-05/14267).

Ранее мы рассказывали о правилах проведения общего собрания ООО. О том, какие вопросы относятся к компетенции общего собрания, как его провести и как оформить решение, вы узнаете из статьи нашего эксперта.

ШАГ 4. Составьте окончательный ликвидационный баланс акционерного общества.

Ликвидационный баланс составляется после расчётов с кредиторами ( п. 6 ст. 63 ГК РФ).

Окончательный ликвидационный баланс АО утверждается на общем собрании большинством (в 3/4 голосов) акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров ( п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Протокол общего собрания акционеров АО об утверждении окончательного ликвидационного баланса нужно составить в обычном порядке.

Форма такого баланса законодательно не утверждена, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами ( Письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

ШАГ 5. Зарегистрируйте ликвидацию акционерного общества.

Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения общества ( п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Заявителем является ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) ( п. п. 1 , 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц).

Документы, которые необходимо представить для регистрации ликвидации ( п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ):

Данный документ не является обязательным , но рекомендуем его приложить к пакету документов;

Способ подачи документов может быть одним из следующих:

  • непосредственное обращение в инспекцию;
  • через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации юрлиц следует уточнить в конкретном МФЦ;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения;
  • через единый портал госуслуг, интернет-сервис ФНС России или мобильное приложение — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае удостоверять подпись заявителя у нотариуса не требуется ( п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. п. 4 , 5 Порядка, утверждённого Приказом ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-14/743@);
  • через нотариуса только при личном обращении к нему заявителя за отдельную плату ( п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, ст. ст. 22 , 3 Основ законодательства РФ о нотариате).


2. Принудительная ликвидация акционерного общества

Порядок принудительной ликвидации акционерных обществ в целом не отличается от общего порядка принудительной ликвидации обществ.

Основания для принудительной ликвидации акционерного общества

В п. 3 ст. 61 ГК РФ установлен перечень оснований для принудительной ликвидации общества.

Общество может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа (органа местного самоуправления). Перечисленные органы вправе предъявить требование о ликвидации юридического лица в следующих случаях:

  • государственная регистрация юридического лица признана недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, которые носят неустранимый характер;
  • юридическое лицо осуществляет деятельность без разрешения (лицензии) или свидетельства о допуске к определённому виду работ, выданного саморегулируемой организацией, либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации;
  • юридическое лицо осуществляет деятельность, запрещённую законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Общество не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены ( п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84).

В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ общество также может быть ликвидировано по иску учредителя (участника) юридического лица, если невозможно достичь целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Указанный перечень является открытым ( пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Специальным случаем для акционерных обществ является факт неисполнения обществом обязанностей, предусмотренных п. п. 6 , 7 и 11 ст. 35 Закона об АО ( п. 12 ст. 35 Закона об АО, пп. 5.3.1 Положения). В этом случае ФНС России может подать иск о принудительной ликвидации АО.

Ликвидация в случае несостоятельности (банкротства) акционерного общества

Ликвидация в таком порядке применяется при недостаточности имущества для погашения требований кредиторов.

Юридическое лицо ликвидируется в рамках банкротства в случае принятия арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства ( п. 3 ст. 149 Закона о банкротстве).


Тезисные моменты, заслуживающие внимания

1. Определение ответственности учредителей (акционеров) акционерного общества.

Учредитель (акционер) АО может быть привлечён к субсидиарной ответственности только при банкротстве общества, по тем же основаниям, что и участник ООО, а именно:

  • своими действиями (бездействием) довёл общество до банкротства;
  • для решения вопроса об обращении в суд с заявлением о банкротстве не созвал собрание акционеров общества;
  • нарушил требования Закона о несостоятельности (банкротстве).

2. Увольнение работников в связи с ликвидацией акционерного общества.

  • Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если ему уже был выплачен средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения, единовременную компенсацию выплачивают с зачётом данной суммы (ч. 5 ст. 178 ТК РФ).
  • При ликвидации организации средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация в любом случае должны быть выплачены до завершения её ликвидации (ч. 6 ст. 178 ТК РФ). Федеральный закон от 13.07.2020 № 210-ФЗ.

Введены дополнительные требования к заявлению о госрегистрации ликвидации юридического лица.

В таком заявлении должно быть указано, что юридическое лицо произвело все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством РФ для работников, увольняемых в связи с ликвидацией.

3. Если стоимость чистых активов ниже размера его уставного капитала по окончании 2020 года, то данная стоимость не учитывается для целей принятия решения о его ликвидации.

Если по окончании 2020 года стоимость чистых активов АО ниже размера его уставного капитала, это не учитывается, в частности, в целях принятия решения о ликвидации общества (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 07.04.2020 № 115-ФЗ).

4. О ликвидации юридического лица дополнительно нужно уведомлять через ЕФРСФДЮЛ.

5. Прокурор вправе требовать ликвидации юридического лица, нарушающего исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

Ранее мы рассказывали, как сдавать налоговую отчётность при реорганизации в форме присоединения.

Мы рассмотрели основные моменты принудительной и добровольной ликвидации акционерных обществ.

С добровольной ликвидацией всё прозрачно и понятно: если принято решение, действуем по алгоритму и ликвидируем организацию.

С принудительной ликвидацией сложнее. Нужно контролировать финансовое состояние общества и выполнять требования законов во избежание принудительной ликвидации и наступления негативных последствий.

Небольшие рекомендации:

  • контролируйте актуальность сведений в ЕГРЮЛ в отношении своей организации;
  • надлежащим образом оформляйте общие собрания акционеров, следите за сроками;
  • контролируйте стоимость чистых активов общества.

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

Вопрос

Как часто акционерное общество должно публиковать на ЕФРСБ информацию о стоимости чистых активов – раз в квартал либо раз в год?

Ответ

Непредставление или представление недостоверных сведений о стоимости чистых активов акционерного общества в ЕФРСФДЮЛ влечёт административную ответственность.

Структура и содержание ст. 149 127-ФЗ

Конкурсное производство считается завершенным после того, как было продано имущество должника, завершены расчеты с кредиторами, и подготовлен отчет конкурсным управляющим.

Управляющий отчитывается перед судом о результатах конкурсного производства: сколько удалось выручить на торгах в результате продажи имущества и сколько из этой суммы ушло на погашение требований кредиторов.

В ст. 149 регулируются вопросы завершения конкурсного производства:

  • вынесение судом определения о завершении конкурсного производства (согласно п. 1);
  • сроки отправления определения арбитражным судом (согласно п. 2);
  • внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника;
  • дата завершения конкурсного производства.

Вынесение судом определения о завершении конкурсного производства

Согласно п. 1 ст. 149 127-ФЗ, после рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд может вынести решение о том, что необходимо завершить конкурсное производство. В случае погашения требований кредиторов, согласно ст. 125 127-ФЗ, судом выносится официальное постановление о прекращении дела о банкротстве.

То есть по результатам конкурсного производства может быть принято решение о ликвидации юрлица либо о продолжении лицом хозяйственной деятельности (если оно полностью погасило требования кредиторов). Это происходит через принятие одного из следующих определений:

  1. Решение суда о завершении конкурсного производства.
  2. Решение арбитража о прекращении процесса банкротства.

Определение о прекращении конкурсного производства, вынесенное судом, подлежит немедленному исполнению.

Если суд вынес постановление о прекращении производства по делу о банкротстве, то другие решения арбитража о признании лица банкротом и открытии конкурсного производства не подлежат исполнению.

Сроки отправки определения арбитражным судом

В обязанности арбитражного суда входит не только вынесение определения о завершении конкурсного производства, но и отправка его в орган, который осуществляет государственную регистрацию юрлиц. В России за это отвечает Федеральная Налоговая служба. Отправка производится заказным письмом с уведомлением о вручении.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 42 Постановления Пленума ВАС от 2009 года №60, до истечения 30-дневных сроков арбитражным судом не должно предоставляться определение о прекращении конкурсного производства.

Указанный пункт в 2010 году был изложен в новой редакции через принятие 227-ФЗ. В его прежней редакции было установлено, что отправка заказного письма в ФНС является прямой обязанностью конкурсного управляющего, а не арбитражного суда. В прошлых версиях закона о банкротстве были установлены более сжатые сроки для отправки определения. По закону от 2008 года говорилось о пятидневных сроках, в ФЗ от 1998 года были установлены 10-дневные сроки.

Обжалование определения суда о завершении конкурсного производства

Определение суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ. На период обжалования исполнение определения о завершении конкурсного производства приостанавливается.

Если суд принял к производству жалобу на вынесенное определение, то он должен уведомить об этом ФНС. Определение о принятии жалобы направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием интернета в течение рабочего дня, который следовал за днем вынесения такого решения.

Судебный акт, который вынесен по результатам рассмотрения жалобы, также направляется в ФНС в письменном и электронном формате не позднее следующего дня.

С учетом п. 48 Постановления Пленума ВАС от 2004 года №29 суд рассматривает разногласия, ходатайства и жалобы в деле о банкротстве только до того момента, пока не будет внесена отметка в ЕГРЮЛ о ликвидации. Судом выносится определение о прекращении производства по рассмотрению разногласий, жалоб и ходатайств, но кредиторы и иные заинтересованные лица могут пожаловаться на управляющего, если он своим действиями или бездействием причинил им убытки.

Согласно п. 9 Постановления Пленума ВАС от 2009 года №91, арбитражный суд должен учитывать, что внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации должника не препятствует рассмотрению жалобы на определение о завершении конкурсного производства. Обжалование может происходить в части распределения расходов в деле о банкротстве.

Внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника

Финальное постановление суда о завершении конкурсного производства служит основанием для передачи данных в ЕГРЮЛ о ликвидации должника. По п. 2 ст. 21 Закона о госрегистрации юрлиц, помимо определения арбитражного суда, в ФНС нужно предоставить документ, который подтверждает оплату госпошлины.

ФНС, которая ответственна за госрегистрацию юрлиц, вносит запись в ЕГРЮЛ не позднее, чем через 5 дней после предоставления документации от суда. Определение суда о завершении конкурсного производства подлежит обжалованию до даты внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ по ч. 3 ст. 223 АПК РФ.

Согласно ФЗ-296 от 2008 года, было внесено положение, по которому обжалование судебного решения приостанавливает его исполнение, и контролирующие инстанции должны приостановить регистрирующие действия по исключению юрлица из ЕГРЮЛ. По п. 42 Постановления Пленума ВАС от 2009 года №60 такая приостановка происходит автоматически и не требует дополнительных ходатайств от суда в ФНС.

В другом разъяснении - в п. 9 Постановления ВАС от 2009 года №91 - сказано, что обжалование решений только в части распределения расходов в деле о банкротстве не служит поводом для приостановки исполнения определения в части внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ по абз. 4 п. 3 ст. 149 127-ФЗ.

Дата завершения конкурсного производства

После внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается завершенным, и сведения о ликвидации публикуются непосредственно регистрирующей инстанцией.

Именно дата внесения в реестр сведений о ликвидации должника совпадает с датой завершения конкурсного производства.

Рассматриваемое положение законодательства согласуется с нормой п. 6 ст. 22 ФЗ-129 от 2008 г., в которой определяется, что ликвидацию юрлица можно считать завершенной, а компания воспринимается как прекратившая деятельность после внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.

Ранее указанное правило формулировалось в законе о банкротстве более детально. В ФЗ от 1998 года было сказано, что с момента внесения записи в ЕГРЮЛ полномочия конкурсного управляющего прекращались, конкурсное производство считалось завершенным, а юридическое лицо - ликвидированным.

Таким образом, ст. 149 127-ФЗ регулирует вопросы завершения конкурсного производства. В ней прописано, какие решения может принять суд по результатам процедуры, в какие сроки он передает вынесенное определение в ФНС, и когда вносится отметка о ликвидации юрлица в ЕГРЮЛ. Также здесь прописаны некоторые нюансы, связанные с обжалованием вынесенных определений судом.

Читайте также: