Что влечет за собой уклонение застрахованного без уважительной причины от переосвидетельствования в

Обновлено: 02.07.2024

Освидетельствование застрахованных в соответствии со статьей 13 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ производится учреждениями медико-социальной экспертизы по обращению страховщика, страхователя или застрахованного лица либо по определению судьи (суда) при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании. Сроки переосвидетельствования устанавливаются учреждением, его производящим, однако по обращению страховщика или страхователя переосвидетельствование может производиться досрочно. В случае уклонения застрахованного от переосвидетельствования в установленные сроки без уважительной причины, он теряет право на обеспечение по страхованию до прохождения переосвидетельствования.

Представители исполнительного органа ФСС РФ на основании совместного Письма Минтруда Российской Федерации №781-АО и ФСС РФ №02-08/10-326П от 9 февраля 2000 года имеют право принимать участие в освидетельствовании (переосвидетельствовании) пострадавшего, определении нуждаемости его в дополнительных видах помощи, обучении (переобучении). Учреждение медико-социальной экспертизы определяет нуждаемость пострадавшего в дополнительных видах помощи, как в период временной нетрудоспособности, так и при решении вопросов о стойкой утрате трудоспособности, в том числе профессиональной.

Если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший по состоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы, то освидетельствование может проводиться на дому или в стационаре, где пострадавший находится на лечении.

Для освидетельствования работодатель должен представить в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

Учреждение здравоохранения проводит необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные мероприятия. По их результатам пострадавшему выдается направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности.

При необходимости обследования с использованием специальных методик или оборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимые сведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, его социально-бытовых условий и принимает другие меры.

Если пострадавший отказывается от дополнительного обследования, решение о степени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте освидетельствования пострадавшего.

Степень утраты профессиональной способности пострадавшего определяется на основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего. При этом производится оценка его профессиональных способностей, психофизиологических возможностей, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, в том же объеме и того же качества либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.

Специально созданными производственными условиями считаются:

ü индивидуальные нормы выработки;

ü дополнительные перерывы в работе;

ü соответствующие санитарно-гигиенические условия;

ü оснащение рабочего места специальными техническими средствами;

ü проведение систематических медицинских наблюдений;

ü другие мероприятия.

Экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности принимается в присутствии пострадавшего простым большинством голосов специалистов, проводивших освидетельствование.

Если вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности в виде резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности на сто процентов.

Примеры клинико-функциональных критериев установления 100 процентов утраты профессиональной трудоспособности, определяющих полную утрату профессиональной трудоспособности, являющиеся выраженными нарушениями статодинамической функции, приведены в пункте 21 Временных критериев №56.

Если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, то устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90 процентов.

Примеры клинико-функциональных критериев установления 70 - 90 процентов утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим с последствиями производственных травм и профессиональных заболеваний при возможности профессиональной деятельности в специально созданных условиях приведены в пункте 24 Временных критериев №56.

Если пострадавший может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, то степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается от 40 до 60 процентов.

При этом согласно пункту 25 Временных критериев №56 степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим с умеренными нарушениями функций организма устанавливается в зависимости от уровня снижения квалификации, объема производственной деятельности или категории тяжести труда:

«а) 60 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:

если пострадавший может выполнять работу по профессии, но со снижением квалификации на четыре тарификационных разряда;

если пострадавший может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на четыре тарификационных разряда;

если пострадавший может выполнять легкие неквалифицированные виды труда с использованием профессиональных знаний, умений и навыков;

если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на четыре категории тяжести;

б) 50 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:

если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на три тарификационных разряда;

если пострадавший может выполнять работу по профессии с уменьшением объема производственной деятельности (на 0,5 ставки);

если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на три категории тяжести;

в) 40 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:

если пострадавший может выполнять работу по профессии с уменьшением объема производственной деятельности;

если пострадавший может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на два тарификационных разряда;

если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на два тарификационных разряда;

Из определения Верховного суда Российской Федерации от 3 февраля 2004 года №КАС04-1 вытекает следующее. Статьей 3 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ установлены понятия профессиональной трудоспособности и степени утраты профессиональной трудоспособности. Профессиональная трудоспособность это способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества. Степень утраты профессиональной трудоспособности это выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.

Из данных норм закона следует, что степень утраты профессиональной трудоспособности выражается в стойком снижении способности застрахованного лица выполнять работу той квалификации, объема и качества, как и до наступления страхового случая. Суд, проанализировав данные нормы закона, пришел к правильному выводу о том, что степень утраты профессиональной трудоспособности лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве (профессионального заболевания), должна определяться исходя из его способности осуществлять не любую трудовую деятельность, а только по той конкретной профессии, по которой выполнялась работа до наступления страхового случая.

По мнению суда, этот вывод согласуется с пунктом 1 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), который позволяет при определении размера подлежащего возмещению вреда учитывать степень утраты общей трудоспособности лишь при отсутствии профессиональной трудоспособности, то есть только в тех случаях, когда потерпевший не работал и не имел специальности, квалификации.

Закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), то есть применяется в отношении лиц, утративших профессиональную трудоспособность, и не распространяется на случаи, когда в соответствии с пунктом 1 статьи 1086 ГК РФ может учитываться степень утраты общей трудоспособности.

Временные критерии №56 изданы в развитие Закона от 28 июля 1998 года №125-ФЗ и не могут устанавливать для целей определения размера вреда, причиненного утратой профессиональной трудоспособности, критерии, относящиеся к общей трудоспособности.

В решении суда правильно указано на то, что в силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименование должности, специальности, профессии или конкретной трудовой функции относится к существенным условиям трудового договора, которые могут быть изменены только по соглашению сторон в письменной форме.

Исходя из этого, степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности должна определяться в зависимости от его способности осуществлять трудовую деятельность по той профессии, которая предусмотрена условиями заключенного с ним трудового договора (контракта), а не по другой профессии, по которой застрахованный может выполнять работу с учетом сохранившейся у него общей трудоспособности.

Если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, то устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов.

При этом согласно пункту 28 Временных критериев №56 степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим, имеющим незначительные нарушения функций организма вследствие производственных травм или профессиональных заболеваний, определяется в зависимости от уровня снижения квалификации, объема производственной деятельности или категории тяжести труда:

«а) 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:

если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на один тарификационный разряд,

если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на одну категорию тяжести,

если пострадавший может выполнять работу по профессии с незначительным снижением объема профессиональной деятельности (снижение нормы выработки на 1/3 часть прежней загрузки);

б) 20 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случае, если пострадавший может выполнять работу со снижением объема профессиональной деятельности на 1/5 часть прежней загрузки;

Примеры клинико-функциональных критериев для установления 10 - 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим с последствиями производственных травм и профессиональных заболеваний при возможности выполнения профессиональной деятельности в обычных производственных условиях с незначительным снижением квалификации, категории тяжести труда или уменьшением объема производственной деятельности приведены в пункте 29 Временных критериев №56.

При повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях степень утраты профессиональной трудоспособности определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в совокупности не может превышать сто процентов.

В случае уклонения или отказа пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учетом возможности выполнять любую трудовую деятельность.

Результаты освидетельствования объявляются пострадавшему в доступной для него форме руководителем учреждения медико-социальной экспертизы в присутствии специалистов, принимавших экспертное решение. В случае необходимости эти специалисты дают разъяснения пострадавшему или его представителю.

Выписка из акта освидетельствования с указанием степени утраты профессиональной трудоспособности, а также программа реабилитации пострадавшего направляются работодателю в трехдневный срок после оформления либо выдаются пострадавшему, если освидетельствование было проведено по его обращению.

Переосвидетельствование пострадавшего проводится в порядке, установленном для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через шесть месяцев, один год или два года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего.

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности.

За уклонение от прохождения военной службы частью 1 статьи 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

Только неявка по повестке без уважительных причин может рассмат­риваться поводом, влекущим за собой уголовную ответственность за уклоне­ние от прохождения военной службы.

Субъектом преступления, предусмотренного части 1 статьи 328 Уго­ловного Кодекса Российской Федерации, может быть только гражданин, подлежащий призыву на военную службу и не имеющий оснований для ос­вобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Согласно части 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федера­ции уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных ос­нований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Уклонение от призыва на военную службу характеризуется виной в форме умысла, прямого либо косвенного. Для установления в действиях гра­жданина умысла в уклонении от призыва, требуется подтвердить:

а) факт неявки гражданина по повестке военного комиссариата на ме­роприятия, связанные с призывом на военную службу;

б) отсутствие уважительных причин неявки;

в) факт вручения гражданину повестки.

Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то осно­ваний для привлечения гражданина к уголовной ответственности за уклоне­ние от воинской обязанности нет.

а) заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспо­собности;

б) тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражда­нина либо участие в похоронах указанных лиц;

в) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

г) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Вручение повестки призывнику производится под расписку.

В соответствии со статьями 21.5 — 21.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях граждане несут администра­тивную ответственность за правонарушения в области воинского учета.

Административная ответственность предусмотрена за следующие дея­ния:

а) неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воин­ском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважи­тельной причины;

б) убытие на новые место жительства либо место временного пребыва­ния на срок более трех месяцев;

в) выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета;

г) прибытие на новые место жительства либо место временного пребы­вания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воин­ский учет в установленный срок;

е) уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комис­сии

ж) умышленные порча или уничтожение военного билета или удосто­верения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо не­брежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подле­жащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.

Совершение каждого из указанных деяний влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Обжаловать постановление об административном правонарушении можно в течении десяти суток со дня вручения копии постановления.

Предоставление отсрочки от призыва в армию.

Предоставление каждой отсрочки имеет свои особенности, которые призывник должен знать (эти особенности изложены в упомянутой статье

Так, например, некоторые образовательные отсрочки предоставляются только один раз: получение второго высшего образования не является осно­ванием для отсрочки, но при этом выпускники бакалавриата могут получить отсрочку для обучения в магистратуре; отсрочка аспирантам вообще предос­тавляется неограниченное число раз.

Одним из последних нововведений является право на отсрочку для вы­пускников школ, успешно сдавших экзамены. С этого года они могут рассчи­тывать на отсрочку до 1 октября, и за время действия данной отсрочки по­ступить в вуз.

Следует помнить, что отсрочку может предоставить только призывная комиссия и никто иной. Все документы, подтверждающие основания для от­срочки, должны быть предоставлены призывником. Так, например, вопреки распространённому мнению, сам факт обучения в вузе не означает того, что гражданин получил отсрочку от призыва на военную службу. Справка об обучении в вузе предоставляется в призывную комиссию, которая предос­тавляет отсрочку, проверив документы (в том числе наличие у вуза государ­ственной аккредитации, необходимой по закону для предоставления отсроч­ки).

При несогласии гражданина с решением призывной комиссии он имеет право обжаловать решение в городскую призывную комиссию или в суд. В этом случае исполнение принятого решения приостанавливается.

При несогласии с действиями должностных лиц военных комиссариа­тов, Вы вправе обратиться в военный комиссариат города Москвы или в про­куратуру.

Читайте также: