В каком слове три слога корабль мания претензия предание

Обновлено: 02.07.2024

Баловать, бомбардировать, исчерпать, облегчить, положить, предвосхитить, предложить, принудить, углубить, юркнуть.

Всего 2 баллов (по 0,2б за каждое слово).

Задание 3. Сколько общих морфем в словах невероятный, неимоверный? Всего 3 балла.

Задание 4. Какими частями речи являются выделенные слова?

1) Сколько раз я просила его помочь!

2) В окно тихо стукнули: раз , два, три…

3)Как-то раз я уже приходила в этот парк.

4) Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять.

Задание 5. Попытайтесь перевести латинское выражение Repetitio est mater studiorum , опираясь на знание русского языка. Какие русские слова помогут вам это сделать?

Задание 6. Найдите ошибки в текстах вологодской рекламы. Объясните их и исправьте.

Задание 7. Расставьте знаки препинания в следующем предложении.

Полковой командир в ту самую минуту как услыхал стрельбу и крик сзади понял что случилось что-нибудь ужасное с его полком и мысль что он примерный много лет служивший офицер мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности так поразила его что в ту же минуту забыв и непокорного полковника-кавалериста и свою генеральскую важность он ухватившись за луку седла и шпоря лошадь поскакал к полку под градом пуль осыпавших но счастливо миновавших его. (Л.Н.Толстой) Всего 5 баллов.

Задание 8. Выберите правильные словосочетания из предложенного списка.

заглавная роль
косный мозг
крёстный ход
маневровый тепловоз
туристское агентство
запасный выход
обидчивый человек
элитарные войска
драматургический театр
жилищный вопрос Всего 1 балл.

Задание 9. Лингвистическая задача. У Бориса Пастернака есть строчки, где проводится параллель между творчеством поэтов и явлениями природы:

Теперь не сверстники поэтов,
Вся ширь проселков, меж и лех
Рифмует с Лермонтовым лето
И с Пушкиным – гусей и снег.

Задание 10. Составляем текст.

Ответы к заданиям по русскому языку. 10-11 класс.

Задание 1. Балова'ть, бомбардирова'ть, исче'рпать, облегчи'ть, положи'ть, предвосхи'тить, предложи'ть, прину'дить, углуби'ть, юркну'ть. ( 0,2 б за каждое слово)

Задание 2. Примерами таких фразеологизмов могут быть следующие: корову через ять пишет – о том, кто совершенно малограмотен, невежествен; на ять – как следует, очень хорошо; прописать ижицу – сделать выговор, а также высечь; ни аза (в глаза) не знать или не смыслить – совсем ничего не знать, не смыслить. ( балла за фразеологизмы и балла за объяснение)

В современном русском языке слова невероятный и неимоверный членятся на морфемы таким образом:

не-вер-/о/-я-т-н-ый – 7 морфем, включая соединительную гласную;

не-им-/о/-вер-н-ый - 6 морфем, включая соединительную гласную.

Общими являются морфемы: не-, -вер-, -о-, -н-, -ый.

С этимологической точки зрения общими являются также корневые морфемы – им - и –я-, доказательством чего является чередование этих корней в таких словах, как взять – взимать, понять - понимать, обнять – обнимать.

Всего 3 балла: 2 балла за верно выделенные общие морфемы + 1 балл, если как общие выделил и морфемы –им- и –я-

Задание 4. 1) существительное, 2)имя числительное, 3) наречие, 4) подчинительный союз.

Задание 5 . Повторенье – мать ученья.

1. Studiorum и ср. студент – обучающийся в студии, усердно занимающийся; студия – мастерская художника; учебное заведение для подготовки артистов, художников, скульпторов и др.

Во втором случае ошибка орфографическая – неправильно написание наречия по-прежнему . (1 балл).

Задание 7. Полковой командир в ту самую минуту , как услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что-нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного полковника-кавалериста, и свою генеральскую важность, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом пуль осыпавших, но счастливо миновавших его.

Количество знаков препинания – 16.

Задание 8. Правильными являются словосочетания: заглавная роль, маневровый тепловоз, запасный выход, обидчивый человек, жилищный вопрос.

Неправильные словосочетания: косный мозг (правильно: костный мозг); крёстный ход (правильно: крестный ход); туристское агентство (правильно: туристическое агентство); элитарные войска (правильно: элитные войска, т. е. отборные); драматургический театр (правильно: драматический театр).

Всего 1 балл (по 0,2 б за каждое словосочетание).

На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед.

Но, изменив благодаря пастернаковской строчке фокус взгляда, вдруг видишь, что лето у Лермонтова - везде, что оно и не замечалось-то раньше лишь потому, что больше конкретной темы - не одно из пейзажных времен, а несменяемый фон, на котором развертывается вся жизнь лирического героя, и даже атмосфера его внутреннего мира.

Жар, зной, страсть, жгучие слезы, раскаленный взгляд, полуденное небо, пустыня души. Что пейзаж, когда портрет у Лермонтова и тот исполнен летнего колорита:

Прозрачны и сини,
Как небо тех стран, ее глазки;
Как вечер пустыни,
И нежат и жгут ее ласки.
И зреющей сливы
Румянец на щечках пушистых,
И солнца отливы
Играют к кудрях золотистых.

Он и погиб в полдень года, 15 июля, в разгар грозы, вписав навеки в свою судьбу те огненные разряды, которые рвались в нем, рвались вокруг, разорвали его.

Так что не только созвучием первых слогов, но и жизнью, творчеством, смертью Лермонтов зарифмован с летом. В русской поэзии он остается неостуженным жаром, и жизнь его была так коротка, как только лето бывает в России.

(Исходный материал – фрагмент книги М.Н. Эпштейна).

К этому можно добавить еще вот что.

В лингвистике слова, звучащие похоже, но различные по значению, называются паронимами. В поэтической речи автор специально ставит их рядом, чтобы за счет сходства звучания объединить их и по смыслу.

1 В каком словосочетании глагол употреблен неправильно?

а) разрядить ружьё
б) развивать теорию
в) пребывать в неведении
г) презирать трусость
д) придать забвению
е) преуменьшить количество

2 Какое слово не имеет омонимов?

а) мир г) волна
б) стрелка д) клуб
в) брак е) лом

106-1.jpg

3 Какое слово неверно разобрано по составу?

4 Какое из придуманных авторами слов образовано путем сложения основ с одновременной суффиксацией?

а) Был кашеваром кашалот, а кашеедом кит. (М. Пляцковский.)
б) Вслед за акулами подводной кладолаз вызвал дельфинов. (Е.Велтистов.)
в) Жужекрылица крыложужжать начала. (С. Таек.)
г) Была так называемая древопластмасса. (Н. Носов.)
д) Рыба-Молот. женилась на Рыбе-Наковальне. (Б. Заходер.)
е) Небо Подмосковья было увешано вертолётами, винтокрылами, орнитоптерами, вихрелётами и прочими летательными аппаратами. (К.Булычев.)

5 Морфологический разбор какого слова содержит ошибку? [Паншин] навёл речь на выгоды сахароварства, о котором недавно прочёл две французские- брошюрки, и с спокойной скромностью принялся излагать их содержание, не упоминая, впрочем, о них ни единым словом. (И.С.Тургенев.)

а) на выгоды — сущ., выгода, неодуш., нариц., I скл., ж.р.| мн.ч., вин. п.; дополнение.
б) сахароварства —сущ., сахароварство, неодуш., нариц., II скл., ср.р.| ед.ч., род. п.; дополнение.
в) брошюрки — сущ., брошюрка, неодуш., нариц., I скл., ж.р.| ед. ч., род. п.; дополнение.
г) с скромностью — сущ., скромность, неодуш., нариц., III скл., ж.р., ед.ч.| твор. п.; обстоятельство.
д) содержание — сущ., содержание, неодуш., нариц., особый тип скл.; ср.р., ед.ч.| вин.п.; дополнение, е) словом —сущ., слово, неодуш., нариц., II скл., ср.р.| ед.ч., твор. п.; обстоятельство.

6 Раскройте скобки. В каком словосочетании не с причастием пишется раздельно?

а) (не) приготовленный завтрак
б) (не) доумевающий взгляд
в) (не) распустившийся цветок розы
г) (не) жданные к обеду гости
д) (не) затворённое окно в комнате
е) (не) вымышленный герой

7 От какого глагола можно образовать только форму действительного причастия прошедшего времени?

а) одевать г) прискакать
б) наряжать д) расколоть
в) развешивать е) прибегать

8 В каком деепричастии ударение падает на первый слог?

а) волоча г) начав
б) балуясь д) подскочивши
в) черпая е) прищурясь

9 В каком предложении выделенное наречие является определением?

а) Вмиг толпою народа наполнился берег. (Н.В. Гоголь.)
б) Казацкие ряды стояли тихо перед стенами. (Н.В. Гоголь.)
в) Свежий ветер чуть-чуть навевал с Днепра. (Н.В. Гоголь.)
г) В доме напротив зажёгся яркий свет.
д) Что-то мне стало совсем грустно.
е) Мужнина залихватски покручивал длинный ус.

10 В каком предложении употреблена форма сравнительной степени наречия?

а) Царское слово дороже алмаза.
б) Тебе нужно лучше питаться.
в) Эта комната светлее всех остальных в доме.
г) Бритва острее ножа.
д) Фильм интереснее самой книги.
е) Зимою ночи темнее, чем летом.

106-2.jpg

11 Какое предложение неверно разобрано по членам?

12 В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

а) На это один ответ: никто так легко не увлекается, как бесстрастные люди.
б) Рудин, умный, проницательный Рудин, не в состоянии был сказать наверное, любит ли он Наталью, страдает ли он, будет ли страдать, расставшись с нею.
в) Впрочем, Паншина и в Петербурге считали дельным чиновником: работа — кипела у него в руках; он говорил о ней шутя.
г) Марья Дмитриевна опять до того смешалась, что даже выпрямилась и руки развела.
д) Войдя однажды в отсутствие Варвары Павловны в её кабинет, Лаврецкий увидал на полу маленькую, тщательно сложенную бумажку.
е) На другое утро после описанного нами дня, часу в десятом, Лаврецкий всходил на крыльцо кали/пинского дома.

(По И.С. Тургеневу.)

13 В каком сложноподчиненном предложении что выступает в роли союзного слова?

а) В первый раз ей пришло в голову, что она дочь свою, в сущности, не знает.
б) Я знал очень хорошо, что я терял, уезжая.
в) Варвара Павловна сама скоро поняла, что от этой старухи толку не добьёшься.
г) Я чувствую, что мои слова вас убедили.
д) Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду.
е) Замечательно, что все друзья и последователи Рудина со временем становятся его врагами.

(По И.С. Тургеневу.)

14 В каком предложении перед союзом и следует поставить запятую?

а) Но что это значит и какой смысл ?
б) Я осознаю, что климат немножко и в моей власти и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я.
в) Раньше вы никогда не пили и никогда вы так много не говорили, как теперь.
г) Отчего я тогда не влюбился в неё и не сделал ей предложения ?
д) Моя мать, его тёща, до сих пор обожает его и до сих пор он внушает ей священный ужас.
е) Я стар, болен и потому нахожу своевременным регулировать свои имущественные отношения.

15 Расставьте знаки препинания. В составе какого сложного предложения есть простое односоставное неопределенно-личное предложение?

а) Вдруг слышат кричит прислуга истошным голосом.
б) Вот вчера сдала платьице пальчики оближешь.
в) Жалование у нас хорошее пять рублей в месяц на улице не найдёте.
г) Разбуженная этим шёпотом я выбежала в сад в капоте из серебряной парчи закрытая как плащом моими распущенными волосами у меня коса очень отросла за это время ей-богу и граф заключил меня в свои объяты.
д) Кирпичёв меня утешает хотя сам исстрадался худеет бледнеет ничего не ест.
е) Окружающие дело происходило в вестибюле большого отеля холодно молча и неодобрительно следили за движениями несчастного страдальца и ничего не понимали.

106-3.jpg

Ответы

Читайте также: