Как обжаловать решение росфинмониторинга

Обновлено: 28.06.2024

В межведомственную комиссию ЦБ можно обжаловать:

  • решение банка об отказе от проведения операции, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
  • решение банка об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), предусмотренное абзацем вторым пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Нельзя обжаловать с помощью этого механизма расторжение кредитной организацией договора банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Но можно обжаловать сами решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Клиенты банков, которым было отказано в открытии счета или проведении операции, могут обжаловать это решение независимо от срока давности. Механизм реабилитации распространяется на решения, принятые с 30 июня 2013 года, то есть с дня вступления в силу закона, обязавшего банки отказывать в обслуживании при подозрении на отмывание денежных средств.

Решение комиссии при ЦБ о реабилитации по одному случаю отказа в одном банке не распространяется на другие случаи, касающиеся одного и того же клиента.

Банк, который после двукратного в течение года отказа в проведении операции расторг договор банковского счета с клиентом, обязан заключить его вновь, если этому клиенту удалось заручиться решением комиссии о реабилитации в отношении одной из этих операций.

В ЦБ нужно предоставить следующие сведения и документы:

- Сведения о решениях, принятых финансовой организацией в отношении заявителя;
- Информация о самой финансовой организации – ОГРН, ИНН, БИК и пр.;
- Информация о заявителе – ФИО, дата и место рождения, гражданство, СНИЛС и ИНН и пр.
- Копия документа, удостоверяющего личность;
- Копии документов, предоставленных в финансовую организацию для проведения операции или открытия счета;
- Копии документов, предоставленных в банк с заявлением об исключении из черного списка;
- Письменный отказ банка;
- Иные документы на усмотрение заявителя. Дополнительные сведения.

Далее при поступлении заявления Центробанк предварительно проверит его на соответствие всем требованиям. После этого его рассмотрит межведомственная комиссия, состоящая из представителей Центробанка и Росфинмониторинга. Отмечается, что межведомственная комиссия имеет право принимать решение либо заочно, либо очно – например, в случае, когда ситуация вызывает разногласие Росфинмониторинга и ЦБ.

Обратите внимание, по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных клиентом, а также мотивированных обоснований соответствующей финансовой организации межведомственная комиссия вправе принимать одно из двух решений:
• об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада);
• об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого финансовой организацией, исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

Далее, при устранении оснований отказа в выполнения распоряжения о проведении операции, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции, сведения о котором были представлены в Росфинмониторинг, банк обязан представить в Росфинмониторинг сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации и некредитные финансовые организации в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Росфинмониторингом.

В случае, если в связи с решением об отказе от проведения операции, в отношении которого впоследствии были устранены основания его принятия, кредитной организацией был расторгнут договор банковского счета (вклада) с клиентом в соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, такая кредитная организация одновременно обязана представить в Росфинмониторинг сведения об отсутствии оснований для расторжения указанного договора банковского счета (вклада) в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Росфинмониторингом. Аналогичной обязанностью кредитных организаций дополняется пункт 13.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в отношении отказов от заключения договора банковского счета (вклада).

Эксперты говорят о том, что основные причины отказа – чисто формальные. Вот наиболее типичные ошибки при оформлении обращения в комиссию:

  • Предприниматели путают отказ банка в дистанционном обслуживании с отказом в проведении операций. В первом случае всё решается визитом в офис банка.
  • Предприниматели обращаются в межведомственную комиссию, не попытавшись решить проблему непосредственно с банком.
  • Неполный или неправильный пакет поданных документов.

Но и правильно поданная заявка не гарантирует положительного решения – печально, но факт. В этом случае предпринимателю, уверенному в своей правоте, остаётся идти в суд и надеяться, что в этом затяжном противостоянии, дело его сможет выжить.

Компаниям, осуществляющим денежные и имущественные операции, помимо стандартной процедуры регистрации, необходимо также встать на учет в Росфинмониторинг. Многие не понимают саму процедуру, а также для чего это надо. Давайте подробнее рассмотрим с чем Вы сталкиваетесь.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по юридическому сопровождению бизнеса поможет в споре с Федеральной службой по финансовому мониторингу: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Как встать на учет в Росфинмониторинг?

После государственной регистрации у фирмы или ИП есть тридцать дней, чтобы встать на учет в Росфинмониторинг. А если компания уже давно существует, то срок начинает исчисляться с момента внесения изменений в документы. Важно знать, что сделать это надо успеть за один рабочий день до заключения первой сделки по соответствующим услугам.

Порядок постановки на учет:

Причины отказа прямо предусмотрены нормами закона. Для их устранения дается десять дней. Потом можно заново подать карту.

Проверки Росфинмониторинга

Проверки проводятся в отношении юридических лиц и ИП, которые осуществляют операции с денежными средствами и имуществом, по соблюдению 115-ФЗ. К таким компаниям относятся кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые фирмы, ИП, занимающиеся скупкой драгоценных металлов и др.

Основанием для проверки может стать, например, отказ предоставить документы, частое использование наличного расчета, очень высокая комиссия за услуги и другие.

Проверка проводится на основании приказа. Может быть выездной или камеральной. Первая проводится по адресу компании, вторая – по месту нахождения уполномоченного органа. Выездная проверка всегда проводится комиссией и не чаще одного раза в год, срок составляет тридцать дней. Камеральная может проводится одним сотрудником в течение девяноста дней. Но, срок может быть продлен максимум до тридцати дней. Об этом руководство компании должно быть уведомлено.

Проверятся может любой период деятельности, но до пяти лет. Кроме того, могут проверяться документы по любым операциям, вызывающим подозрение.

По окончанию проверки составляется акт в двух экземплярах. Второй экземпляр вручается руководителю в 3-дневный срок.

Оспаривание предписания Росфинмониторинга

Нередки случаи, когда проверки Росфинмониторинга проходят с нарушениями законодательства, либо проверяемые не согласны с результатами мониторинга. Например, после проверки был наложен штраф, а нарушения настолько незначительны, что можно было применить наказание в виде предупреждения. В таком случае Вы вправе обжаловать вынесенное уполномоченным органом предписание. Существует два способа оспаривания:

  • судебный порядок;
  • в вышестоящую инстанцию.

Судебный порядок предполагает подачу искового заявления в течение трех месяцев с момента получения предписания на руки. При пропуске срока по уважительной причине, его можно будет восстановить.

Форма и содержание заявления должны соответствовать нормам закона. Необходимо приложить документы, подтверждающие необоснованность решения уполномоченного органа. Для защиты своей позиции доводы должны быть аргументированными и основываться на фактах. Для этого не маловажно быть подкованным нормами закона.

Но, конечно же лучше начать с оспаривания в вышестоящую инстанцию. Поскольку есть шанс, что все решится без суда и лишней волокиты.

Штрафы Росфинмониторинга

Как бороться с Росфинмониторингом?

За нарушения 115-ФЗ Федеральная служба по финансовому мониторингу может привлечь к административной или уголовной ответственности. Сегодня поговорим о штрафах. Сумма различна и зависит от совершенного деяния.

За совершенные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, сумма штрафа составляет:

  • от 10000 до 15000 руб. на должностных лиц и от 50000 до 100000 руб. на юридических лиц. За неисполнение закона по организации или осуществлению внутреннего контроля;
  • от 10000 до 20000 руб. на должностных лиц и от 100000 до 200000 руб. на организацию. Этот штраф назначается за нарушения кредитной организацией норм закона 115-ФЗ;
  • от 30000 до 40000 руб. на должностных лиц и от 300000 до 500000 руб. на организацию. За неисполнение закона в части блокирования денег/имущества и не предоставление сведений;
  • от 30000 до 50000 руб. на должностных лиц и от 300000 до 500000 – на юридических лиц. За не предоставление запрашиваемых сведений об операциях с клиентами.

За правонарушения по УК РФ может быть назначен следующий штраф:

  • за совершение финансовых операций – до 120000 руб. или в размере любого дохода до года;
  • при совершении преступления в крупном размере – до 500000 руб. или в размере любого дохода до трех лет;
  • в особо крупном размере – до 1000000 руб. или в размере дохода до пяти лет.

Исключение из списка Росфинмониторинга

В Росфинмониторинге существует список, в который попадают граждане или юридические лица за причастность к экстремизму или терроризму по 115-ФЗ.

Исключить из списка могут, при условии, что:

  • судимость погашена или снята. Для этого необходимо предоставить подтверждающие документы;
  • смерть включенного в перечень. Должна быть подтверждена документами;
  • прекращение уголовного дела или преследования в отношении обвиняемого/подозреваемого;
  • отмена решения Генерального прокурора, подчиненного прокурора или органа исполнительной власти по государственной регистрации о приостановлении деятельности организации;
  • отмена решения суда, вступившего в силу;
  • отмена решения иностранного суда в отношении лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

Помощь адвоката по спорам с Росфинмониторингом

Зачастую компании и ИП, сталкивающиеся с Росфинмониторингом, мало знают все тонкости их работы. Поэтому лучше еще на этапе постановки на учет обратиться к нашему адвокату. Он даст вам подробную консультацию как вести деятельность, чтобы не быть привлеченным к ответственности. Ну а если уже привлекли, мы поможем Вам обжаловать решение уполномоченного органа.

В 2021 году вступили в действие поправки к федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ о противодействии отмыванию незаконно полученных доходов и финансированию терроризма. Изменения затронули организации и ИП. ЦБ РФ выпустил для них дополнительные разъяснения.

Какие бизнес-операции подпадают под обязательный контроль

Обязательному контролю подлежат:

Сведения о таких операциях передаются в Росфинмониторинг, если их сумма превышает 600 тыс рублей. Для операций с недвижимостью лимит увеличен до 3 млн рублей.

Когда бизнес-операция может вызвать подозрение

Обычно такие операции отслеживаются автоматически. Роботы сканируют перед отправкой платежные документы и выискивают соответствующие ключевые слова. После этого подозрительная операция проверяется уже работником банка.

Как правильно работать с расчётным счётом

Если организация или ИП хочет избежать подозрений в совершении незаконных операций, ЦБ рекомендует соблюдать несколько простых правил.

Своевременно информируйте банк о всех изменениях

При смене генерального директора, места нахождения или кодов ОКВЭД, утверждении новой редакции устава недостаточно сообщить об этом в налоговую. Новые данные следует предоставить также банку, а при необходимости внести соответствующие изменения в карточку подписей и получить новую ЭЦП. Тогда у него не возникнет вопросов, почему вместо лица, указанного в ЕГРЮЛ, платежные документы подписывает другой человек, или почему студия дизайна получает оплату за услуги клининга.

Аналогичным образом ИП должен сообщать о смене места проживания или фактического ведения бизнеса.

Следите за достоверностью сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП

Налоговая вправе самостоятельно исключить организацию из ЕГРЮЛ, а индивидуального предпринимателя — из ЕГРИП.

Поводом для исключения юридического лица может явиться не только фактическое прекращение деятельности, но и предоставление им недостоверных сведений. Чаще всего проверяют место нахождения организации, поэтому в ЕГРЮЛ следует всегда указывать адрес, где она действительно находится.

Индивидуального предпринимателя могут исключить из ЕГРИП даже за несвоевременно поданную налоговую декларацию.

Подробно заполняйте платежные поручения

Чем детальнее отражается назначение платежа, тем меньше вопросов будет у банка. В первую очередь нужно указать, за что переводятся деньги. Дополнительно указываются реквизиты всех документов, на основании которых совершается перевод.

Стандартный комплект включает договор, счёт на оплату и акт. Однако отсутствие какого-то из них не так существенно, если это можно объяснить условиями сделки. Например, счёт на оплату включает оферту или договор предусматривает аванс.

Не дробите бизнес

Создание нескольких организаций или регистрация ИП на несколько человек может быть законным способом уменьшить налоговые платежи. Однако внимание к таким схемам усиливается с каждым годом. Признание налоговой выгоды необоснованной приведет не только к проблемам с банком, но и к доначислению налогов, пеней и штрафов.

В зоне особого внимания группы взаимозависимых компаний и ИП, совокупная выручка которых превышает лимиты по специальным режимам налогообложения.

Вовремя платите налоги

Неспособность организации или ИП вовремя заплатить налоги при наличии постоянного дохода ставит под сомнение не только эффективность использования получаемых денег. Вполне логичной кажется постановка вопроса, что организация создана с фиктивными целями и позднее будет брошена как ненужная.

ЦБ рекомендует, чтобы доля уплаты налогов с расчётного счёта была не меньше 0,9% от дебетового оборота.

Как банк борется с незаконными операциями

В первую очередь банк может отказать в совершении операции по счёту. В случае возникновения подозрений в отношении конкретной сделки сведения о ней направляются в Росфинмониторинг.

При этом банк не может препятствовать хозяйственной деятельности клиента в целом. Он может остановить только конкретный перевод, а также отказать в дистанционном обслуживании.

Более действенной, и потому исключительной, мерой наказания является расторжение договора обслуживания. Её можно применять, только если в течение года клиенту было отказано в проведении операции два и более раз, а основания для отказов так и не были устранены.

Как поступить при отказе в совершении операции по счёту

Самое главное, что не нужно при этом делать, — отзывать операцию или пытаться удалить информацию о ней из онлайн-банка. Во-первых, это только усилит подозрения в незаконности действий, во-вторых — информация об этом сразу же поступит в Росфинмониторинг.

Правильная схема работы с банком в таком случае включает несколько шагов.

1. Получить решение об отказе

Если банк отказывает в совершении операции по счёту, то обязан в течение 5 рабочих дней предоставить клиенту информацию о дате и причинах принятия такого решения.

В банк необходимо предоставить как можно больше документов, подтверждающих законный характер сделки. Кроме договоров и актов, будет нелишним приложить переписку с контрагентом, протоколы переговоров и т.д. На этом этапе нужно сделать всё, чтобы устранить сомнения банка в законопослушности.

Срок ответа банки устанавливают самостоятельно. Если ответить в отведенный срок не получается, можно обратиться за отсрочкой, — при уважительных причинах они обычно охотно идут навстречу. Однако затягивать с разъяснениями и просить неразумно длинные сроки всё же не стоит.

3. Дождаться ответа банка

Рассмотреть полученные документы банк обязан в течение 7 рабочих дней.

После этого он должен сообщить, удалось ли клиенту устранить причины для вынесения решения об отказе в проведении операции. При положительном решении репутация бизнеса в глазах Росфинмониторинга восстанавливается, и он может провести эту операцию повторно.

Если банк продолжает настаивать, что операция незаконна, можно обратиться в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ РФ. Она должна дать ответ в течение 20 рабочих дней.

Кристина Шперлик

ЦБ РФ и Росфинмониторинг ужесточают контроль за исполнением требований по идентификации и оценке клиентов и отправке отчетов в надзорные органы субъектами 115-ФЗ. Чтобы избежать наказаний за нарушение требований закона, нужно своевременно собирать необходимые данные, присваивать им уровень риска и отправлять информацию в надзорные органы.

Наказаний можно избежать, если вовремя собирать данные о клиентах, присваивать им соответствующий уровень риска и отправлять всю информацию в Росфинмониторинг или другие надзорные органы. Это можно делать самостоятельно или с помощью специальных инструментов.

Основные требования 115-ФЗ

К субъектам 115-ФЗ относятся лизинговые компании, организации, которые организуют и проводят лотереи и тотализаторы, включая онлайн-игры, компании-посредники, сопровождающие сделки с недвижимостью, операторы по приему платежей, организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, бухгалтерии, нотариусы, адвокаты, организации федеральной почтовой связи, коммерческие ювелирные организации и другие предприятия.

Субъекты 115-ФЗ идентифицировать клиента до начала работы с ним, контролировать все его операции, фиксировать информацию в документах и хранить их в течение пяти лет, в случае необходимости блокировать денежные средства клиента и сообщать обо всех действиях своему регулятору.

Чек-лист действий субъектов 115-ФЗ

Разработка и утверждение правил внутреннего контроля (ПВК).

Типовые ПВК для ИП, которые оказывают бухгалтерские услуги, можно посмотреть в Федеральном законе от 18.03.2019 № 32-ФЗ и Федеральном законе от 18.03.2019 № 33-ФЗ, вступивших в силу 18 марта 2019 года. Они касаются идентификации клиентов и кредитных организаций, то есть банков, корпораций филиальной системы, операторов платежных систем, которые переводят денежные средства на банковские счета клиентов.

Назначение лица, ответственного за реализацию ПВК.

Такой сотрудник обязательно должен пройти инструктаж по внедрению правил ПВК. Он должен иметь высшее экономическое или юридическое образование или опыт работы в сфере ПОД/ФТ от двух лет. У него не должно быть непогашенных задолженностей в сфере экономических преступлений и преступлений, направленных против государственной власти РФ.

ИП могут самостоятельно выполнять функции ответственного сотрудника после прохождения инструктажа.

Идентификация клиента, его представителя и выгодоприобретателя до приема на обслуживание.

  • идентификация бенефициарных владельцев клиентов;
  • получение информации о предполагаемом характере деловых отношений;
  • определение цели финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Когда клиент принят на обслуживание, идентифицировать его уже поздно.

Обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях.

Это нужно делать не реже раза в год. Если компании известно, что у ее клиента изменился адрес или учредительные документы, она обязана обновить информацию в течение 7 рабочих дней. Более позднее обновление будет считаться нарушением.

Представление в уполномоченный орган сведений об отказах от заключения договоров и расторжение договоров с клиентами по своей инициативе.

Это может случиться, если во время идентификации компания собрала много негативной информации о клиенте и выяснила, что у него высокий уровень риска. В этом случае можно по закону отказаться от работы с ним, уведомив Росфинмониторинг или свой надзорный орган. Если этого не сделать, клиент может пожаловаться в Центробанк. Регулятору важно знать, какие клиенты получили отказ и почему.

Автоматический скоринг клиентов, открытые и закрытые списки в одном сервисе.

Направление в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об операциях, вызывающих подозрения, что они осуществляются в целях отмывания денег или финансирования терроризма.

Важные изменения законодательства в сфере ПОД/ФТ

В Информационном письме Росфинмониторинга от 04.12.2018 № 57 рекомендуется уточнить у клиента, кто является его бенефициарным владельцем, изучить учредительные документы, провести полную идентификацию бенефициарного владельца и не реже раза в год обновлять информацию о нем.

Если клиент отказывается предоставить информацию по бенефициарному владельцу, принимая его на обслуживание, ему можно автоматически присвоить высокий уровень риска.

Также ювелирным компаниям нужно фиксировать информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, то есть сделкам по договору купли-продажи от 600 000 руб. О них и сомнительных операциях нужно также сообщать регулятору.

Компании также должны отслеживать среди всех своих клиентов, причем даже тех, кто не выполняет никакие операции, физические лица или организации, находящиеся в перечне экстремистов/террористов, и блокировать их денежные средства или иное имущество, если они обнаружены в этом списке.

Те же требования относятся к спискам оружия массового поражения. Это новые списки, которые публикуются на сайте Росфинмониторинга и приравниваются к спискам террористов/экстремистов. Их также нужно регулярно проверять.

Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366 обязывает организации устанавливать дополнительные сведения в отношении лиц с повышенным уровнем риска. Если компания присвоила клиенту высокий уровень риска по итогам идентификации, у него нужно запросить дополнительные сведения.

У физических лиц нужно запросить:

  • cведения о целях и предполагаемом характере деловых отношений, о финансовом положении и источниках происхождения денежных средств.

Источник происхождения денежных средств — новое понятие в российском законодательстве, но в европейских странах этот инструмент уже давно используется для выявления сомнительных операций. Если клиент сможет документально подтвердить, что его денежные средства легитимны, его операции можно считать относительно надежными.

У юридических лиц нужно запросить:

  • сведения о финансово-хозяйственной деятельности и деловой репутации.

Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59 объясняет, как именно субъекты должны разработать программу оценки рисков ОД/ФТ, оценить риски совершения клиентом операций, направленных на ОД/ФТ, до того, как он принят на обслуживание, оценить риски ОД/ФТ в ходе обслуживания клиента. Здесь нужно понять, стоит ли повысить или понизить риск, управлять рисками ОД/ФТ и информировать Росфинмониторинг о выявляемых рисках.

Регулятор хочет, чтобы компании заранее проверяли клиентов до приема на обслуживание, чтобы исключить вероятность сомнительных или незаконных операций уже после начала работы с ним. Потенциально полная доскональная проверка всех клиентов заблаговременно позволяет поддерживать клиентскую базу в идеальном состоянии и не сталкиваться с сомнительными операциями.

С 22 марта 2019 года все субъекты 115-ФЗ обязаны отчитываться по перечням экстремистов и террористов не раз в квартал, а еженедельно.

Закон об оскорблении власти может потенциально расширить список террористов/экстремистов за счет попадания туда авторов оскорбительных репостов. Если клиент попал в список экстремистов, нужно будет провести весь перечень мероприятий, которые требует Росфинмониторинг.

Перечни экстремистов/террористов обновляются в личном кабинете Росфинмониторинга каждую неделю. Субъекты закона 115-ФЗ должны раз в неделю скачивать перечень, сверять его с клиентской базой и в течение трех дней отчитываться в Росфинмониторинг о факте наличия или отсутствия среди своих клиентов лиц из данного перечня.

Штрафы за невыполнение требований 115-ФЗ

За неисполнение требований законодательства по ПОД/ФТ/ФРОМУ ст. 15.27 КоАП предусматривает определенные штрафные санкции.

  • Невыполнение требований в части обеспечения внутреннего контроля (отсутствие тщательной идентификацию клиента, несвоевременное обновление данных). Это наиболее частая причина штрафов.

Размеры штрафов: от 10 000 до 30 000 руб. – для должностных лиц; от 50 000 до 100 000 руб. – для юридических лиц.

  • Непредставление в Росфинмониторинг или другой надзорный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, или подозрительных операциях; представление недостоверных сведений.

Размеры штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 200 000 до 400 000 руб. – для юридических лиц; административное приостановление деятельности до 60 суток.

Деятельность организаций чаще всего приостанавливают, когда у них неоднократно выявляют нарушения в течение года.

  • Отсутствие блокировки или неприостановление операций с денежными средствами или иным имуществом среди клиентов с высоким уровнем риска.

Размеры штрафов: от 30 000 до 40 000 руб. – для должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – для юридических лиц; приостановлением деятельности до 60 суток.

Этот штраф можно получить, например, если компания не провела своевременную сверку своего клиента со списком террористов/экстремистов и совершила операцию с конкретным клиентом уже после обновления перечня, не заблокировала его денежные средства или имущество и продолжает работать с ним по заключенному ранее договору.

Судебная практика показывает, что по этому пункту суды не снижают штрафы, в отличие от двух предыдущих пунктов.

  • Непредоставление сведений о случаях отказа от проведения операций.

Размер штрафов: от 30 000 до 40 000 руб. – на должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – на юридических лиц; административное приостановление деятельности до 60 суток в случае неоднократных нарушений в течение года.

  • Непредставление информации в уполномоченный орган по запросу.

Размеры штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – для юридических лиц; административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

  • Препятствование проведению проверок и неисполнение предписания.

Размер штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 700 000 до 1 млн руб. – для должностных лиц; дисквалификация на срок от года до двух лет; административное приостановление деятельности до 90 суток или полный отзыв лицензии.

По последним двум пунктам штрафы встречаются редко.

Как быстро проверять клиентов по 115-ФЗ

Чтобы удовлетворить требования Центробанка и Росфинмониторинга, компания должна быть готова высвободить временные и человеческие ресурсы и научиться собирать и своевременно обновлять информацию из разных источников.

Чтобы автоматизировать и ускорить проверку клиентов, СКБ Контур разработал интеграционное решение Контур.Призма, которое может автоматически проверять клиентов, учитывая все требования 115-ФЗ и его подзаконных актов.

Сервис обеспечивает правовое сопровождение клиентов, использует информацию из открытых источников, отслеживает все изменения в законодательстве и сразу же вводит их в сервис, а также позволяет быстрее обрабатывать информацию и защищает от ошибок по невнимательности и опечаток. Также возможно предоставление консультаций по написанию правил ПВК.

Контур.Призма позволяет проверять клиентов с помощью анкеты с использованием открытых и закрытых списков, включая Перечень террористов/экстремистов и оружия массового уничтожения Росфинмониторинга, Перечень публичных должностных лиц, Перечень ОАО по Распоряжению Правительства № 91-Р, Перечень стратегических предприятий по Указу Президента РФ от 04.08.2004 № 1009, Cанкционные списки OFAC, ЕС, HM Treasury, SECO и Украины и Список Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.

Контур.Призма оценивает клиентов по более чем 60 критериям, включая идентификационные критерии, финансовое положение, деловую репутацию и связанные организации клиента, и сразу же позволяет понять, стоит ли с ним работать или нет. Можно сразу же отслеживать, из-за каких именно критериев клиент оказался в группе с высоким, средним или низким риском.

Как рассчитывать риск клиента

Чтобы провести полную идентификацию клиента и оценить его уровень риска, нужно в Контур.Призме ввести ОГРН или ИНН организации и выбрать модель проверки — например, 115-ФЗ для некредитных финансовых организаций.

Программа отслеживает нахождение клиентов в списках террористов, экстремистов, санкционных списках, таких как перечень публичных должностных лиц, санкционный список Евросоюза, санкционный список HM Treasury.

При определении уровня риска сервис:

  • учитывает идентификационные факторы, деловую репутацию, связанные организации и факты хозяйственной деятельности, подтверждающие деловую репутацию клиента;
  • отражает лицензии, уплаченные налоги и сборы, сведения о финансовом положении клиента, список всех руководителей и учредителей организации, конечных бенефициаров и всю идентификационную информацию (налоговый орган, дата образования, ОГРН, ИНН, уставный капитал, ОКВЭД и т.д.).

Физических лиц можно проверять через ФИО и проверку паспорта клиента на действительность. Отслеживать актуальность паспортов всех клиентов можно одним файлом, а также через нахождение в санкционных списках и списке террористов/экстремистов. Сотрудничество с клиентом с недействительным паспортом считается нарушением.

С помощью сервиса Контур.Призма субъекты 115-ФЗ могут также проверять новых сотрудников — физических лиц.

Модель проверки можно настроить самостоятельно с учетом критериев, которые важны для конкретной компании при приеме клиента на обслуживание. Настройку уровня риска клиентов можно протестировать в демодоступе.

Автоматическая проверка клиентов и присвоение уровня риска. Принимайте решения о сотрудничестве в считанные минуты.

Каждый четверг, когда в Росфинмониторинге обновляется список террористов/экстремистов, в систему можно загрузить файл со списком организаций и ИП или физических лиц в xlsx, txt или csv-форматах. Список не должен превышать 3 000 записей. Через несколько секунд можно увидеть, входят клиенты в этот список или нет.

Контур.Призма доступна в двух версиях:

  1. Веб-версия. Работает через браузер. Стоимость зависит от количества пользователей.
  2. API-версия. Интегрируется в информационную систему организации. Стоимость зависит от количества проверяемых клиентов.

Из программы скачивается и распечатывается отчет о клиенте. Документ можно показать регулятору, например, при выездной проверке, для обоснования того или иного присвоения уровня риска. Отчет также можно хранить в досье клиента в электронном виде.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: