Что в соответствии с концепцией цицерона лежит в основе права

Обновлено: 20.05.2024

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) был государствен­ным деятелем, активным политиком, оратором, юристом, филосо­фом, писателем. Он жил в бурный период истории, когда в острой борьбе за власть различных диктаторов, триумвиров, заговорщи­ков Римская республика претерпевала углубляющийся кризис и по тенденции сменялась единовластием императора. Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления "сенатской рес­публики", основанной на "заветах предков".

Политико-правовое учение Цицерона сложилось под сильным влиянием греческой философии. Свои основные труды он назвал "О республике" (De republica; чаще переводится "О государстве") и "О законах" (De legibus); оба произведения написаны в форме диалогов. Явное подражание Платону подчеркивается и названия­ми этих произведений, и формой изложения. Но Цицерон — само­бытный мыслитель, не только излагавший ряд идей греческих ав­торов, но и полемизировавший с ними, и, главное, стремившийся выразить в политической и правовой философии острые проблемы своей страны и эпохи, построить практически осуществимую и ак­туальную теорию. Литературное наследие Цицерона обширно. Он писал не только о политике и философии, но и об ораторском ис­кусстве, о природе богов, о благе и зле, оставил сборники своих речей (наиболее знаменита обличительная речь против Катилины). Цицерона нередко упрекали за эклектицизм, за частое изменение взглядов. Тем не менее в истории философии и истории полити­ческих и правовых учений он остался одним из виднейших (если не самым видным) мыслителей Древнего Рима.

Цицерону принадлежит знаменитое определение государства как дела народного (res publica est res populi): "Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов".

Это определение имеет ряд существенн

ых достоинств. Во-пер­вых, в понятие государства включено понятие народа как особой общности людей; во-вторых, народ не отождествляется с "демо­сом", способным переродиться в "охлос", а рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными пред­ставлениями о праве и общими интересами; в-третьих, наконец, право рассматривается не как "веление государства", "признак го­сударственной власти", а как основа объединения народа, "достоя­нием" которого является государство.

В эпоху Цицерона термин "res publica" юридически означал имущество ("res"), находящееся в общем, всенародном пользова­нии римской гражданской общины (civitas Romana). Можно заме­тить, что к Римскому государству того времени это определение не подходило хотя бы потому, что границы Римского государства вышли далеко за пределы первоначальной римской общины, а население самого Рима все больше распадалось на враждебные и борющиеся политические группировки, имеющие разные понятия о праве и противоположные интересы.

Тем не менее данное Цицероном определение государства (точ­нее — "республики") оставило глубокий след в истории политичес­кой мысли. Уже христианские авторы, отвергавшие языческую философию, утверждали, что это определение настолько хорошо, что оно подходит только к церкви (см. далее § 5). Политические теоре­тики Нового времени (Боден, Гроций и др.) либо брали это опреде­ление за основу собственного понятия государства, либо именовали республикой правильно устроенное государство, основанное на пра­вовой общности граждан (Кант).

Цицерон придавал важное значение государственному устрой­ству. Причиной объединения людей в государство он называл врож­денную потребность жить вместе. Следуя Полибию, Цицерон писал о видах государственного устройства (монархия, аристократия, де­мократия) и о неизбежности их вырождения: "Все виды государ­ственного устройства, упомянутые выше, легко превращаются в свою порочную противоположность, — вследствие чего царь ока­зывается властелином, оптиматы кликой, народ изменчивой тол­пой". Вслед за Полибием, за сто лет до этого воспевшим Римскую республику, Цицерон пишет о смешанном государственном уст­ройстве как о наиболее стабильном и прочном. "Из трех указанных видов государственного устройства, — писал Цицерон, — самым лучшим является царская власть, но царскую власть превзойдет такая, которая будет образована путем равномерного смешения трех наилучших видов государственного устройства. Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенству­ющих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа".

Цицерон писал, что прочность государства зависит от его уст­ройства и от незыблемости законов — "подобно тому, как магист­ратами руководят законы, так народом руководят магистраты; магистрат — это закон говорящий, а закон — это безмолвный ма­гистрат". Однако, рассуждал Цицерон, не всякие законы и уста­новления могут считаться правом. Справедливости противоречат законы тиранов, законы, установленные в расчете на выгоду. "Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями пер­венствующих людей, приговорами судей, то существовало бы пра­во разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, — если бы права эти могли получить одоб­рение голосованием или решением толпы".

Источник законов и права Цицерон искал в природе человека и общества, так как вне семьи, гражданской общины, государства люди существовать не могут. Вслед за стоиками он рассуждал о божественном законе разума, образующем единую для всех спра­ведливость: "Закон есть заложенный в природе высший разум, — писал Цицерон, — велящий нам совершать то, что следует совер­шать, и запрещающий противоположное. Закон есть решение, от­личающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с кото­рой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных".

Нетрудно заметить, что справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости. Это, действительно, так — Цицерон порицал как несправедливые ряд законов его времени — таковы земельные и хлебные законы некоторых трибунов, обострявшие раскол римской общины, закон, дававший диктатору Сулле право без суда казнить граждан1, любые законы, ослабляющие единство римского народа. Цицерон был убежденным сторонником "сенат­ской республики", основанной на солидарности римского народа: "Наилучшим является государственный строй, оставленный нам предками". Периодом процветания Римского государства, основан­ного на единстве народа, Цицерон считал период примерно от со­глашения патрициев и плебеев (V в. до н. э.) до выступлений крес­тьянства за аграрную реформу (II в. до н. э.). Стремления и смерть трибуна Тиберия Гракха, писал Цицерон, "разделили единый на­род на две части". Это разделение усилилось из-за несогласий в Сенате, из-за диктаторов и мятежных триумвиров.

Жизнь Цицерона закончилась трагично. Блестящий оратор и активный политический деятель периода становления "цезаризма" был казнен по приказу одного из претендентов на высшую власть, вскоре тоже павшего на поле политической борьбы.

Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах “О государстве” [c. 66] и “О законах”. Некоторые аспекты государственно-правовой проблематики затрагиваются им также в сочинениях по этике (например, в трактате “Об обязанностях”) и в многочисленных речах.

Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство послужила “не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе”. В духе аристократических учений своего времени Цицерон настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Государство могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.

Аналогичным образом решаются им и вопросы, касающиеся происхождения и сущности права. “Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера”, – утверждал Цицерон. Этот высший, естественный и неписаный закон возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием народа или решением судей (здесь – откровенный выпад против учений рабовладельческой демократии). Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку – в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы. Возникновение права, подчеркивал Цицерон, “следует выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он – ум и сознание мудрого человека, он – мерило права и бесправия”. Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного закона.

Сквозь этот строй типично аристократических представлений пробиваются вместе с тем ростки принципиально иной доктрины. В явном противоречии с собственными исходными положениями Цицерон утверждал, что государство является не только естественным организмом, но и искусственным образованием, “народным установлением”. Цицерон признает равенство всех людей от природы и [c. 67] возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в силу установившихся в обществе отношений. “Частной собственности, – заявлял Цицерон, полемизируя с последователями Аристотеля, – не бывает от природы”. Она возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в войне, либо закона и соглашения. Положительно оценивая значение богатства и договоров в жизни общества, Цицерон приходит к выводу, что государство “держится на кредите”.

Эти и другие подобные им положения были заимствованы мыслителем из идеологии полисной демократии. Развивая их, Цицерон определяет государство (res publica) как дело народа, где под народом понимается “соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов”. В трактовке Цицерона право выступает основой государства, его определяющим началом. Государство в таком понимании оказывается уже не только моральным сообществом свободных граждан (каким оно представлялось Платону и Аристотелю), но и правовым сообществом. Предложенное Цицероном понятие государства сыграло значительную роль в последующем развитии политико-правовой теории.

Цицерон, говоря о народе в своем определении государства, имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Об этом красноречиво свидетельствует приводимый в трактате “Об обязанностях” перечень занятий и профессий, не достойных свободного человека. Цицерон относит к числу презренных людей ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, а также всех трудящихся. С такими людьми, занятыми “грязным делом”, у достойных граждан не может быть никаких общих интересов.

Политический идеал Цицерона – аристократическая сенатская республика. В общетеоретическом плане он обосновывает свой идеал учением о смешанной форме правления. Ссылаясь на греческих мыслителей, Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть –- монархию, власть оптиматов – аристократию и власть народа – демократию. Среди них лучшей, по мнению Цицерона, является монархия. Каждая из этих простых форм власти неизбежно вырождается, что приводит к возникновению таких порочных состояний государства, как тирания, господство клики богатых и власть [c. 68] толпы (черни). Порочные состояния, собственно, не являются уже формами государства, поскольку там царят произвол и насилие, и, следовательно, распадается само государство как объединение свободных граждан.

Наиболее совершенной и устойчивой формой правления Цицерон считал смешанное государство, сочетающее начала монархии, аристократии и демократии. К такому строю, по его мнению, приближалась Римская республика во времена “отцов” и “дедов”. Монархические начала были представлены в ней властью консулов, аристократические – правлением сената, демократические - народным собранием и властью трибунов. В этой части учение Цицерона не выходило за рамки древнегреческих концепций круговорота государственных форм (Платон, Полибий) и политических идеалов знати, требовавшей реставрации староустойных порядков.

Цицерон творил в период становления Римской империи. Поддерживая и одобряя захватнические войны Рима, Цицерон отказывается от идеалов замкнутого, самодовлеющего полиса. Под влиянием стоиков он пропагандирует идеи космополитизма и мирового государства.

В правовой теории переход к империи нашел отражение в представлениях о составе и разновидностях права, действующего в римском государстве. Сочинения Цицерона являются самыми ранними произведениями римской литературы, где проводится различие между естественным правом, правом народов и правом римских граждан.

В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития. Одновременно с утверждением и развитием рабовладельческого строя в римском обществе вызревали противоречия, обострявшиеся в периоды гражданских войн и массовых выступлений рабов (восстание под руководством Спартака 74–71 гг. до н э. и др.).

Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политическими учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались на основе однотипных социально-экономических отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Древний Рим, долгое время остававшийся на периферии Античного мира, вынужден был подтягиваться до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру. Завоевание Римом греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, т.е. широкому распространению греческой культуры среди римлян. В эпоху империи эти процессы переплетались с процессами взаимовлияния греческих, восточных и собственно римских культурных традиций. Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключались в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества.

Значительное влияние на идеологию римского общества оказала философия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о “духовном равенстве” всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков усиливались с нарастанием кризиса рабовладельческого строя. Многие идеи стоицизма были восприняты христианством – идейным течением, зародившимся среди социальных низов Римской империи.

На протяжении II–III вв. христианская религия постепенно утратила свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в. была возведена в ранг официальной идеологии римского государства.

Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах “О государстве” и “О законах”. Некоторые аспекты государственно-правовой проблематики затрагиваются им также в сочинениях по этике (например, в трактате “Об обязанностях”) и в многочисленных речах.

Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство послужила “не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе”. В духе аристократических учений своего времени Цицерон настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Государство могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.

Аналогичным образом решаются им и вопросы, касающиеся происхождения и сущности права. “Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера”, – утверждал Цицерон. Этот высший, естественный и неписаный закон возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием народа или решением судей (здесь – откровенный выпад против учений рабовладельческой демократии). Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку – в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы.

Цицерон утверждал, что государство является не только естественным организмом, но и искусственным образованием, "народным установлением". Цицерон признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в силу установившихся в обществе отношений. "Частной собственности, — заявлял Цицерон, полемизируя с последователями Аристотеля, — не бывает от природы". Она возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в войне, либо закона и соглашения. Положительно оценивая значение богатства и договоров в жизни общества, Цицерон приходит к выводу, что государство "держится на кредите".

Эти и другие подобные им положения были заимствованы мыслителем из идеологии полисной демократии. Развивая их, Цицерон определяет государство как республику — дело народа, где под народом понимается "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов". В трактовке Цицерона право выступает основой государства, его определяющим началом. Государство в таком понимании оказывается уже не только моральным сообществом свободных граждан (каким оно представлялось Платону и Аристотелю), но и правовым сообществом.
Предложенное Цицероном понятие государства сыграло значительную роль в последующем развитии политико-правовой теории. Цицерон, говоря о народе в своем определении государства, имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев.

Политический идеал Цицерона — аристократическая республика. В общетеоретическом плане он обосновывает свой
идеал учением о смешанной форме правления.

Ссылаясь на греческих мыслителей, Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть — монархию, власть оптиматов — аристократию и власть народа — демократию. Среди них лучшей, по мнению Цицерона, является монархия.

Понятие права Цицерон, как и многие другие римские юристы выводил, из идеи мирового, всеобщего закона природы.

Согласно определению Цельса, принятому многими римскими юристами, право — это искусство добра и справедливости.

Приведенные высказывания свидетельствуют, что юристы не отделяли еще право от нравственности. Как и другие последователи стоицизма, они считали источником права мировой божественный разум.

В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы
выделяли три части: естественное право, право народов и право граждан (цивильное право).

Естественное право, по их представлениям, распространяется как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.

Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и ряд других установлений.

Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами. Цивильное право, указывал Гай, является "собственным правом государства". Именно цивильное право легло в основу знаменитого римского частного права, рецепцированного позднее большинством европейских государств.

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) – это древнеримский оратор и видный государственный деятель.

Биография Цициреноа

После смерти Цезаря в 44 году до н.э. Цицерон стал фактическим главой Рима и смог провести через сенат решение о признании наследником Цезаря его внучатого племянника Гая Октавия, позднее ставшего первым императором Рима.

На 63 году жизни Цицерон стал жертвой политической интриги и был убит по приказу Антония.

Значительно литературное наследие оратора: до наших дней дошли 58 политических и судебных речей, 19 трактатов по политике, риторике, философии, письма. Наиболее полно политико-правовая проблематика представлена в диалогах, которые Цицерон назвал "О государстве" (сохранился во фрагментах) и "О законах" (не завершен).

Цицерон почитался знатоком греческой философии и был ее популяризатором. Он соединил разработки древнегреческих мыслителей в области права с правом римских юристов. Цицерон изложил доступным языком положения философских направлений, сформировал латинскую научную терминологию, привил римлянам интерес к философии.

Готовые работы на аналогичную тему

Взгляды Цицерона на государство

Цицерон сформулировал юридическое понятие государства:

В такой трактовке право выдвигается основой и определяющим началом государства. В таком понимании оно оказывается не только моральным сообществом свободных граждан (как представлялось Платону и Аристотелю), но правовым сообществом.

Под воздействием греческой философии собственный политический идеал – аристократическую сенатскую республику Цицерон обосновал учением о смешанной форме правления.

Цицерон классифицировал формы правления по количеству правящих и целям управления, выделяя:

  • царскую власть;
  • власть оптиматов (аристократия);
  • власть народа.

Каждая из этих форм власти вырождается, что приводит к появлению таких порочных государственных состояний, как тирания, господство богатых (олигархия) и власть черни (охлократия). По мнению Цицерона порочные состояния не являются формами государства, поскольку в них царят насилие и произвол, и следовательно, само государство распадается.

Наиболее устойчивой и совершенной формой правления оратор полагал соединение трех элементов: монархического, аристократического и демократического. Цицерон не нуждался в поиске такой формы в фантазиях, как греческие мыслители, ибо она была представлена в устройстве Римской республики: у консулов была достаточная власть, сенат обладал влиянием, парод – свободой.

Взгляды Цицерона на право

Согласно взглядам Цицерона естественный закон является истинным законом, всегда справедливым, являющимся врожденным и вечным. Источником для естественного закона служат природа и божественный разум. Это мировоззрение близко к пантеизму – природа и бог сливаются. Естественный закон появился раньше, чем любой другой писаный закон, и раньше, чем было основано какое-либо государство. Закон распространен на всех, существует в неписаной форме и обладает приоритетом перед писанным законом. Естественный закон обладает верховным фундаментальным характером и существует в качестве нравственного ориентира, которому законодатель должен следовать.

Цицерон признает природное равенство людей и возможность постижения мудрости всеми, кто получит образование. Социальные и имущественные различия между людьми возникают в силу установившихся отношений.

Цицерон выделял четыре пути возникновения права частной собственности:

Влияние учения Цицерона

Учение Цицерона о праве и государстве оказало влияние на современников, и на развитие суждений о государстве и праве. Его труды чрезвычайно высоко котировались в эпоху распространения христианства. Его много цитировали христианские авторы. В этом смысле можно утверждать, что его наследие стало звеном между античной, или языческой, и христианской культурами. Цицерона ценили мыслители Возрождения.

Интерес к взглядам Цицерона проявили французские просветители. С уважением к Цицерону относился Вольтер. Можно указать на влияние идей Цицерона на таких мыслителей, как Мабли и Монтескье. Увлекались Цицероном деятели Французской революции: Робеспьер и Мирабо.

Цицерон продолжал развитие идеи о естественном праве. В его объяснении – это закон, основанный на разуме, соответствующий природе и одинаковый для всех людей. Естественное право, согласно Цицерону, возникло раньше всех писаных законов, поскольку устанавливается природой, а не человеческими решениями. Между тем, говоря о естественных правах любого человека, Цицерон, оправдывал институт рабства.

Поскольку право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями, поэтому основное требование при установлении законов: законы должны соответствовать справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей. Закон, устанавливаемый людьми не должен нарушать порядок в природе.

Существует соответствие или несоответствие человеческих законов природе и естественному праву, которое выступает как критерий и мерило справедливости или несправедливости.

Большое значение придавал созданию введения (преамбулы) к закону, которая необходима для укрепления божественного авторитета закона, так как закону свойственно не только принуждать какого- либо силой, но и убеждать людей в необходимости исполнять закон, следовать закону.

При создании законов считал, что необходимо опираться на два положения: традиция и универсализм законотворчества:

а) законы должны соответствовать установленному в государстве строю, традициям и обычаям предков;

В отличие от учения:

Аристотеля, сформулировавшего этическое понимание государства, Цицерон предложил юридическое определение государства;

Платона, для которого государство есть идея, воплощенная в жизнь, Цицерон рассматривает государство как конкретную историческую и правовую реальность;

Полибия, который говорил о смешанной форме правления государства, как очередной форме власти, Цицерон предполагал вечное существование смешанного правления.

4.3. Римские юристы о праве и его видах.

Римские авторы отразили принципиально новую, отличную от древнегреческой социально- историческую и политико-правовую реальность: кризис полисной системы, достаточно высокое развитие отношений частной собственности и права, превращение Рима в мировую державу и т.д. Все это нашло свое выражение:

в создании права как науки. Римское государство держалось не только на силе и принуждении. Римляне отделили писаное право от неписаной морали и обычаев, римляне придумали правовой принцип. Характерные черты римского права – его универсализм и систематичность, подробная детализация.

в создании самостоятельной науки – юриспруденции; римские юристы разработали целый комплекс юридических дисциплин;

в делении писаного права на частное и публичное. Римский юрист Ульпиан определил частное право как право, служащее интересам отдельного лица; публичное право, как право, служащее интересам государства.

в существовании двух источников права:

а) древнейшие римские законы (законы XII таблиц);

б) юридическая деятельность самих римских юристов, которые не боялись сформулировать новое начало в праве, но не путем отмены старого закона или обычая, а обходным движением. Эта особенность делала римское право, постоянно развивающимся институтом античности.

Творческое наследие Цицерона и древнеримских идей в целом, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Политико-правовые идеи находились в центре внимания христианских мыслителей, они получили свое развитие в эпоху Возрождения, и особым интересом пользовались у французских просветителей.

Как повлияли исторические условия на формирование политико-правовых воззрений Древнего Рима? Приведите примеры.

Какое определение государству дал Цицерон? У истоков, какой политико-правовой идеи стоит данное определение государства?

Что нового в теоретическое наследие политико-правовой мысли привнесли римские юристы?

Задание 1. Прочитав высказывания Цицерона, определите характерные черты римского права:

Задание 2. Этот закон Цицерон называл истинным. Как он называется? Какой принцип лежит в основе этого закона?

Задание 3. Платон, Аристотель и Цицерон дали свое понимание государства. Определите для каждого из них соответствующую формулировку государства.

Государство – продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство – высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения….Человек по своей природе существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека.

Задание 4. Сравните две точки зрения: А.Ф. Лосева и Гегеля. Что общего в этих высказываниях по оценке римского права? О каких характерных особенностях римского права говорят философы?

Цицерон - главный представитель эклектизма, который, по его замыслу соединяет в себе самое лучшее, что есть у других философов, то что является самым истинным.

Эклектизм в основном опирается на всевозможные концепции древнегреческой философии - платонизм, аристотелизм, пифагореизм, стоицизм, скептицизм.

Цицерон рассматривал философию в качестве своего рода утешительницы и целителя от всех бед. Поэтому он видел в философии прежде всего практическую сторону, через которую преломляются все взгляды в философских течениях.

Свою эклектическую позицию Цицерон обосновывает тем, что при решении всех философских вопросов следует обсуждать все с противоположных сторон, иначе нельзя составить правдоподобное мнение о той или иной вещи. Эклектицизм содержит в себе потребность синтезировать целостное воззрение на мир, как и другие более односторонние концепции.

Он принимает стоический взгляд на природу как гармоническое тело, которое содержит в себе разумное начало. Однако философские проблемы о бытии и познании находятся у Цицерона на втором месте, на первом же стоят проблемы этики, религии и государства.

Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков.

Философское учение Цицерона о праве, законе и государстве разработано с позиций естественного права.

Появление государства (также и права) не, по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.

Цицерон вводит в правовой и политический обиход понятие гражданина как субъекта права, понятие государства как правового общения. Цицерон впервые вводит определение государства как дела народного (res publicum), вещи народной, достояния народа. Причем народ у Цицерона - не толпа, а сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего интереса. Государство - правовой союз, правовое общение. Здесь у Цицерона возникает идея правового государства, государства, основанного на справедливости, а не силе.

В вопросе о возникновении государства Цицерон исходил из совмещения теорий Аристотеля (постепенное вырастание из семьи и селения) и Эпикура (договорная теория), т.е. Цицерон утверждал: государство возникает естественным путем, но закрепляется все же договором. Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе.

Цицерон подчеркивает, что одна из важнейших задач государства - охрана собственности.

В основе правильного государства лежит право (правовое государство). Все гражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии согласия. Правильное государство прочно охраняет правовое равенство своих граждан. Вместе с тем, социальное неравенство Цицерон считал вполне справедливым. Рабство Цицерон оправдывал природой. Вместе с тем, Цицерон считал, что рабами нужно владеть справедливо, у Цицерона положение раба приближается к статусу наемного работника.

Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, а вообще наилучшей - смешанную форму правления.

Правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные: царская власть - в тиранию, власть оптиматов - в олигархию и плутократию, демократию - в охлократию. При этом исчезает государство как таковое, не говоря уже о праве.

Образцом поведения он считает все то, что прекрасно, нравственно. Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага.

С точки зрения истории юридической науки несомненно представляет интерес принципиально единый естественно-правовой подход Цицерона к закону (позитивному праву) и государству, который, по существу, являлся теоретическим обоснованием предмета юриспруденции как единой науки о праве и государстве. Об этом, как отмечает В. Нерсесянц, свидетельствует трактовка им исходного понятийно-смыслового единства закона (позитивного права) и государства как различных форм выражения единого разумного и справедливого начала - естественного права, которое возникло раньше, чем писаный закон и государство.

Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого гуманиста. В истории правовой мысли наибольшее внимание многочисленных авторов привлекали, в частности, положения Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и государства (Ф.Аквинский, Г.Греции, Ш.Л. Монтескье и др.). Суждения Цицерона по этому кругу проблем находятся в поле внимания многочисленных современных интерпретаторов.

Цицерон не стремился к созданию собственной философской системы, не претендовал на открытия в науках. Его задачи более скромны, но исторически более значительны: познакомить римлян с философией, привить им любовь к ней, научить отличать истинную мудрость от лжеименной, показать им всю красоту добродетели и убедить их в том, что они не только способны делать открытия не хуже греков, но и то, что заимствуют у греков, могут улучшать и совершенствовать, и это относится к философии не меньше, чем ко всему другому. Таким образом, Цицерон в основном и в главном - философ-просветитель.

Будучи просветителем, Цицерон является также философом-гуманистом. Гуманизм Цицерона выразился в его постоянном внимании к судьбе человека, к его психологии, к его горестям и радостям, к тому, как сделать человека счастливым при любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах.

Гуманизм Цицерона проявился в его отстаивании идеи человеческой свободы, в бережном отношении к культурному наследию прошлого, в глубоком уважении и понимании духовного творчества других людей. Он проявился в его обосновании социальных, гражданских и моральных обязанностей человека, в высочайшей оценке дружбы, в неподдельной любви к добродетели и в убеждении, что по-настоящему счастлив быть может только человек честный.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что значение Цицерона как философа состоит в том, что он, как никто другой из его современников, выразил в своих книгах римскую самобытность, передал в них тот особый комплекс идей и представлений, который сложился под воздействием исторических факторов той эпохи в особое римское самосознание. Достигнув зрелости, это самосознание требовало своего выражения в культуре и философии. И оно нашло своего наилучшего выразителя именно в Цицероне.

1. Всемирная история. Эллинистический и Римский периоды / Под ред. А.Н. Бадак, И.Е. Войничь, Н.М. Волчек и др. - М., 1999.

2. Ерышев, А. А. История политических и правовых учений: Учеб. пособие. - 3-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2002. 152 с.

3. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В. С. Юрчук. - М.: Юридическая литература, 2010.

5. Кузищин, В.И. История древнего Рима / В.И. Кузищин. М., 1994. - 366 с.

6. Майоров, Г.Г. Цицерон как философ / Г.Г. Майоров // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты.- М.: Наука, 1985. С. 5-59.

8. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА-М- НОРМА, 1997. - 652 с.

9. Утченко, С.Л. Цицерон и его время / С.Л. Утченко. М., 1972. – 369 с.

10. Цицерон Марк Тулий. Философские трактаты / Пер. М.И. Рижский. Москва, 1985. - 256 с.

Читайте также: