Что такое управленческий учет заработной платы

Обновлено: 30.06.2024

Как быстро прикинуть, достаточно ли у организации будет денег для запланированного платежа? Как отслеживать поступление и списание денег с расчетных счетов? Как спланировать расходы, чтобы избежать кассового разрыва в будущем? Все эти задачи можно выполнять в онлайн-сервисе для управленческого учета Контур.Пульс.

Отвечает ли бухгалтер за управленческий учет?

В любом бизнесе есть лица, ответственные за финансы и за принятие решений о распределении денежных потоков. Это могут быть директор, финансовый директор или финансовый аналитик. Им также помогают экономисты, снабженцы, менеджеры. Но нередко все эти роли сочетаются в одном человеке — бухгалтере организации.

  • переносить данные из бухгалтерской программы и клиент-банка в Excel;
  • собирать данные в одну таблицу;
  • готовить отчеты для руководителей (в том числе в периоды сдачи налоговой отчетности);
  • обрабатывать запросы менеджеров об оплате счетов и т.п.

Чем поможет Контур.Пульс?

С помощью Контур.Пульса финансовый анализ можно автоматизировать и не тратить время на лишнюю работу.

Планирование доходов и расходов

Контур.Пульс поможет спланировать доходы и расходы по статьям таким образом, чтобы в будущем у организации не образовалось кассового разрыва. Другими словами, сервис позволит избежать ситуации, когда подходит срок платежа по счету, а денег на это у организации нет. Контур.Пульс автоматически рассчитает баланс счета на запланированные даты и определит вероятность кассового разрыва.


Уведомления о предстоящих событиях

Существуют платежи, про которые никак нельзя забыть. Кроме того, нужно помнить про загрузку банковских выписок и про отправку платежей на согласование директору.

Для всего этого в Конутр.Пульсе есть уведомления. Настройте их точечно, чтобы не пропустить то, что важно именно для вас. Выберите удобный канал связи и нужные уведомления, определите время их получения.


Автоопределение категорий доходов и расходов

Пульс избавит вас от необходимости вручную проставлять статью дохода или расхода для каждого платежа. За вас это сделает робот. Бухгалтер загружает банковскую выписку или подключает интеграцию с банком. А Контур.Пульс смотрит на назначение платежа, контрагента и определяет статью.


Контур.Пульс работает со справочниками статей доходов и расходов, проектами, подразделениями и сотрудниками. Он определяет такие категории, как налоги, взносы, комиссии банка. Можно добавить новые категории и создать точную конфигурацию статей доходов/расходов под особенности своего предприятия.

Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно

Виртуальные счета для учета наличных

Управленческий учет предполагает отслеживание всех денежных потоков, в том числе наличных. Для учета наличных расчетов можно использовать виртуальные счета Контур.Пульса. Добавляйте неограниченное количество счетов, контролируйте расходы и доходы компании.

Автоматическое обновление данных

Сервис интегрирован с интернет-банками Альфа-банк, Точка, Тинькофф, УБРиР, Вуз-банк. Банковские выписки загружаются и обрабатываются автоматически в режиме реального времени. Если вы являетесь клиентом другого банка, то достаточно загрузить выписку в формате 1С. Сервис сам разделит ее на документы (платежки), определит дубликаты и предоставит аналитику.

Отправляйте налоговую отчетность прямо из 1С! Попробовать бесплатно

Техническая поддержка 24/7

Для пользователей Контур.Пульса работает круглосуточная техподдержка. Вас всегда проконсультируют по работе в сервисе. Помогут настроить интеграцию с банками, добавить организации и счета, завести собственные категории расходов и доходов, построить аналитику.

Подсистема Управления персоналом и расчета заработной платы предназначена для организации работы подразделений организации, занятых управлением человеческими ресурсами, комплексной автоматизации процессов, обеспечивающих поддержку кадровой политики предприятия с учетом всех требований действующего законодательства. Для решения задач в данной области пользователям предоставляются следующие возможности:

Основные новшества решения и развитие функционала:

Схема подсистемы управления персоналом и расчета заработной платы в программе 1С:ERP Управление предприятием 2

Штатное расписание

Штатное расписание составляется автоматически по текущей расстановке сотрудников.

Если же в одном подразделении предусмотрено несколько одинаковых должностей и условия труда при работе на них одинаковы, то их можно описать одной позицией с указанием количества штатных единиц.

Доступно указание неполного (дробного) количества штатных единиц.

Возможно вести штатное расписание, как с сохранением истории изменений, так и без сохранения истории изменений. Если штатное расписание ведется с сохранением истории его изменений, установка того, сформированы ли подразделения и включены ли должности в штатное расписание, производится автоматически в соответствии с утвержденным штатным расписанием. Эта информация выводится в соответствующих карточках, однако для ручного редактирования недоступна.

Описание новых позиций, изменение условий и закрытие существующих регистрируется с помощью специальных документов.

Реализована возможность создание новых позиций штатного расписания, изменения условий и закрытия существующих при использовании специальных документов.

Кадровый учет

Реализовано ведение учета сотрудников (персонала). Под сотрудником понимаются физические лица, с которыми у организации может быть заключен один трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Личная карточка сотрудника – удобный инструмент информационной базы, обеспечивающий доступ ко всем данным сотрудника компании (кадровые документы, начисления, удержания, трудовая деятельность, личная информация и др.).

Также можно использовать начисления в виде надбавки за вредные условия, за выслугу лет, премия ежемесячная процентом и др.

Плановый фонд оплаты сотрудников

Для анализа фонда оплаты труда сотрудника по всей организации или подразделению возможно планировать ФОТ сотрудника на основании его плановых начислений непосредственно при их назначении или изменении.

Размер фонда оплаты труда сотрудника определяется автоматически с учетом известных на момент назначения начислений сведений и доступен для редактирования вручную.

Изменения условий труда

Увольнение

Реализована возможность учесть факт прекращения (расторжения) трудового договора с сотрудником (увольнения) и оформления соответствующего приказа по унифицированной форме Т-8.

С даты, следующей за датой увольнения, сотруднику прекращается начисление зарплаты (прекращаются его плановые начисления), сотрудник не будет учитываться при формировании отчетности за следующие после даты увольнения периоды.

После увольнения сотруднику можно начислить сохраняемый заработок на время трудоустройства. Для учета выплат бывшим сотрудникам используются данные по увольнению.

Воинский учет

В программе 1С:ERP Управление предприятием 2 автоматизировано ведение воинского учета на предприятии. Поддерживается запись и хранение данных о воинском учете, а также автоматическое заполнение на их основании соответствующего раздела личной карточки сотрудника.

Реализовано ведение учета граждан, стоящих на специальном воинском учете, забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время.

Для ведения специального воинского учета забронированных граждан используются различные отчетные формы, регламентированные нормативными актами. Например, отчет о численности забронированных и работающих граждан – форма №6 и др.

Применение данных отчетов позволяет поддерживать в актуальном состоянии сведения о военнообязанных и сотрудниках призывного возраста организации.

Для анализа принятых и уволенных сотрудников, подлежащих призыву, используется одноименный отчет – Призывник.

В компании можно вести специальный воинский учет забронированных граждан. Например, в организации есть должности, относящиеся к летно–подъемному составу, плавсоставу и др. Наличие таких специалистов можно вывести в отчетности по бронированию. Данные отчетов заполняются на основании сведений, хранящихся в личных карточках сотрудников.

Для анализа информации о численности работающих, а также забронированных граждан используется отчет Численность работающих и забронированных граждан (форма № 6).

Для отражения данных по общей численности работающих, количество и процент забронированных в организации, а также приписанных к войскам – отчет Донесение о количестве граждан в запасе (форма № 11/МУ).

Для получения информации об обеспеченности трудовыми ресурсами на период мобилизации и военное время – отчет Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами.

Учет рабочего времени

Реализована ведение учета рабочего времени сотрудников, что позволяет получить табель по унифицированной форме Т-13 и автоматически рассчитать повременную оплату труда.

Каждому сотруднику при приеме на работу и при кадровых перемещениях можно назначить график работы. Этот график может быть заменен индивидуальным графиком на конкретный месяц.

Для учета рабочего времени штатных сотрудников применяются графики работы. Графики могут быть общими или индивидуальными. Общий график назначается при приеме сотрудника на работу, при его кадровых перемещениях. Индивидуальные графики устанавливаются сотрудникам персонально.

Для заполнения графиков работы применяется регламентированный федеральный или региональный производственный календарь.

Графики работы позволяют учитывать вечерние и ночные часы.

Реализована возможность вести графики неполного рабочего времени и графики суммированного учета времени.

Для анализа данных по учету рабочего времени используется отчет Табель учета рабочего времени – Унифицированная форма Т-13.

Начисления

Реализована возможность назначения широкого спектра видов начислений.

Для всех начислений можно настроить, как они учитываются при расчете среднего заработка, НДФЛ, страховых взносов:

При необходимости, список начислений может быть дополнен.

Межрасчетные начисления и выплаты

Поддерживается работа с начислениями, которые определяются не кадровыми документами, а специализированными документами.

Сотруднику может быть начислена ежегодная и разовая премия. Реализована возможность выплаты сотруднику материальной помощи, в том числе в связи с рождением ребенка.

Есть возможность отразить факт получения сотрудником разовых доходов от работодателя, не являющиеся оплатой труда, например, компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях.

Удержания

Реализован учет отсутствия сотрудников на рабочем месте.

Для регистрации отсутствия сотрудников используются различные специализированные документы прикладного решения.

Расчет зарплаты

Программа 1С:ERP Управление предприятием 2 содержит универсальный инструмент по расчету заработной платы в соответствии с учетной политикой организации и спецификой ее работы.

Вместе с зарплатой можно начислить ежемесячную и/или квартальную премию.

Начисленные суммы зарплаты и страховых взносов могут относиться на различные затраты (способы отражения зарплаты). Каждому способу отражения настраивается своя статья расходов и аналитика. Распределение затрат производится по правилам распределения, установленным для статьи расходов.

Для учета в составе затрат зарплата может быть передана в оперативный учет при помощи соответствующего инструмента – Отражение зарплаты в финансовом учете. Документ позволяет отразить операции удержания, начисления, взносы, НДФЛ, проценты по займам в оперативном учете.

Выплата зарплаты

По факту произведенных начислений и удержаний определяются причитающиеся к выплате суммы. Программа 1С:ERP Управление предприятием 2 позволяет подготовить зарплатные ведомости для выплаты этих сумм - автоматически заполнить списки сотрудников и сформировать соответствующие печатные формы.

Ведомости можно оформить и без предварительного расчета сумм и их начислении, например, для выплаты аванса заданной суммой.

Причитающиеся суммы можно выплачивать сотрудникам, как по безналичному расчету, так и наличными деньгами.

Для оформления выплат сотрудникам разными способами программа содержит различные печатные и электронные формы документов.

Для ведения учета депонентов используются соответствующие инструменты программы 1С:ERP Управление предприятием 2 – депонирование зарплаты, выплата депонированной зарплаты, списание депонированной зарплаты.

Данные по учете депонентов используются для формирования отчетной формы - Книга учета депонентов.

Взаиморасчеты с сотрудниками

Реализована возможность ведения учета выданных займов сотрудникам. Заем может выдаваться сотруднику единовременно или частями – отдельными траншами. Возвращаться заем может также единовременно или частями, как правило, путем удержания из заработной платы. При этом поддерживается возможность самостоятельного погашения займа сотрудником в произвольные моменты времени.

Сумма начисленных платежей за пользование заемными средствами, а также суммы в счет погашения процентов и основного долга, материальная выгода и соответствующий ей НДФЛ рассчитываются автоматически.

При исчислении процентов за пользование заемными средствами используется фактический ежедневный остаток непогашенного займа с учетом внесенных сумм.

Расчет налогов и взносов

Реализовано ведение учета доходов и начисления обязательных страховых взносов, а также подготовка соответствующей отчетности.

Для полноценного формирования отчетности по страховым взносам необходимо отражать уплату взносов во внебюджетные фонды – отдельно по видам платежей.

Для исчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) используются различные инструменты.

Для исчисления НДФЛ и формирования налоговой отчетности применяется классификатор видов доходов (НДФЛ). Кроме стандартных и имущественных вычетов по НДФЛ, используется возможность учитывать социальные вычеты. Социальные вычеты определяются автоматически в суммах произведенных удержаний добровольных страховых взносов в ПФР или негосударственный пенсионный фонд.

Реализована возможность перерасчета НДФЛ, удержанного с сотрудника в прошлых периодах, а также возврата излишне удержанного НДФЛ на основании заявления сотрудника. Также доступна корректировка учета доходов для целей исчисления НДФЛ и возможность отражения получения доходов, не связанных с зарплатой.

Поддерживается возможность подготовки отчетности по НДФЛ, в том числе предъявляемую в налоговый орган.

Сведения можно подготовить в бумажном и электронном виде.

Чем фонд оплаты труда отличается от фонда заработной платы

Фонд заработной платы (ФЗП) состоит только из основных выплат, связанных с выполнением трудовых функций:

  • выплаты по окладу, тарифу или сдельным расценкам;
  • доплаты за особые условия труда;
  • премии за трудовые показатели.

Фонд заработной платы можно представить в виде формулы:

ФЗП = Заработная плата + Премии за трудовые показатели.

Фонд оплаты труда (ФОТ) более широкий показатель, чем ФЗП. Помимо заработной платы и премий за трудовые функции он включает:

  • начисленные компанией суммы оплаты труда независимо от источника их финансирования;
  • стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством;
  • суммы, начисленные работникам за непроработанное время, в течение которого за ними сохраняется заработная плата в соответствии с порядком, предусмотренным внутренними регламентами компании или законодательством (отпуска, простои, больничные и т. д.).

Величина ФОТ зависит от численности работников, размера окладной и сдельной части заработной платы, величины премиальных выплат.

Фонд оплаты труда можно представить в виде формулы:

ФОТ = ФЗП + Стимулирующие поощрения + Компенсирующие выплаты + Иные выплаты за непроработанное время.

То есть если к выплатам, производимым из ФЗП, прибавить, например, премии за выслугу лет, компенсации за неиспользованный отпуск, материальную помощь, получим величину ФОТ.

Фонд оплаты труда и фонд заработной платы взаимосвязаны между собой, но не идентичны. Совпадение их возможно, когда компания экономит на социальных и других выплатах своим работникам.

Данный подход не бесспорен. Многие экономисты считают ФЗП и ФОТ тождественными понятиями. Обоснованность такого мнения подтверждается и нормативными документами.

Так, Приказ Росстата от 27.11.2019 № 711 определяет под ФЗП начисленные организациями суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрительные выплаты, систематическую оплату питания и проживания.

Три условия, необходимые для качественного анализа фонда заработной платы

Анализ расходов на оплату труда нужен для:

  • понимания их структуры;
  • оценки достаточности персонала, что показывает экономия или перерасход ФЗП;
  • понимания объективной стоимости привлеченной трудовой силы;
  • оценки реального уровня расходов на оплату труда и их доли в общей величине расходов;
  • построения эффективной системы оплаты труда.

Для анализа расходов на оплату труда нужно выполнить три условия:

1) наличие внутренних регламентов, учетной политики в части ведения зарплаты;

2) тождество данных в документации;

3) учет зарплаты в соответствии с требованиями законодательства.

Рассмотрим влияние данных условий на качество анализа фонда заработной платы.

Наличие внутренних регламентов, учетной политики в части ведения заработной платы

На многих предприятиях отсутствуют какие-либо регламенты в отношении проработки нюансов учета заработной платы, нет положений по оплате труда и премированию.

Мало того, что это требования законодательства. Вопрос и в том, что без регламентных норм зачастую сложно разобраться в начислениях, подтвердить их обоснованность.

Особенно много проблем возникает со сложными системами премирования. Как показывает практика, желание руководства эффективно простимулировать работников за их трудовые достижения приводит к тому, что получаются громоздкие и слабо прописанные системы премирования.

В таких ситуациях сложно выявить динамику, сделать прогнозы и детальную аналитику.

Тождество данных в документации

Данные о заработной плате должны быть одинаковые в следующих документах:

  • штатном расписании;
  • трудовых договорах (контрактах) и дополнительных соглашениях;
  • ведомостях на заработную плату.

Между тем на практике эти документы часто содержат совершенно разные цифры.

ПРИМЕР

Принимая в организацию нового работника, ему установили оклад в размере 20 000 руб. При этом штатное расписание содержало устаревшие данные — 18 000 руб. Через некоторое время руководитель поднял работнику оклад до 22 000 руб. Эту сумму за минусом положенных удержаний (НДФЛ) стал получать сотрудник. То есть она проходила в ведомостях на выплату заработной платы.

Штатное расписание при этом так и не изменили, не оформили дополнительное соглашение к трудовому договору. В результате в разных документах содержались разные данные о заработной плате работника:

  • в штатном расписании — 18 000 руб.;
  • в трудовом договоре — 20 000 руб.;
  • в ведомостях по начислению заработной платы — 22 000 руб.

Комментарий: такой разброс данных отрицательно скажется на контроле заработной платы и точности планирования. Могут возникать определенные злоупотребления в отношении выплат.

Учет зарплаты в соответствии с требованиями законодательства

Анализируя фактические выплаты по заработной плате, нужно обратиться к суммам, начисленным по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами учета расходов.

ПРИМЕР

Общая сумма начислений по ведомостям составляет 302 765,87 руб.

Читайте также: