Что такое толкование права почему оно необходимо право 10

Обновлено: 04.05.2024

Толкования-разъяснения права различаются в зависимости от субъектов, которые дают толкования норм права или отдельных актов. Выделяют два главных вида толкования по этому основанию: официальное и неофициальное.

Официальное толкование-разъяснение права: а) дается уполномоченными на это государственными органами или должностными лицами; данное полномочие закрепляется в специальных актах; б) имеет обязательное значение для других субъектов; в) является юридически значимым, так как вызывает юридические последствия и ориентирует на единообразное понимание юридической нормы.

Неофициальное толкование права дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими полномочиями официально толковать нормы права. Оно дается в форме рекомендаций, советов и не вызывает юридических последствий, т. е. лишено властной силы.

Официальное толкование норм права, в свою очередь, подразделяется на нормативное и казуальное.

Нормативное толкование — это разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права. Оно может вызываться как неясностью закона, неадекватным выражением воли законодателя, так и неправильным пониманием закона правоприменяющими органами и должностными лицами. Следовательно, нормативное официальное толкование имеет целью дать общий ориентир для правоприменения и относится к неограниченному числу случаев (подобно нормативному правовому регулированию).

Нормативное толкование делится на аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).

Аутентичное официальное толкование исходит от органа, издавшего данный акт. Иначе говоря, аутентичное толкование вправе давать все правотворческие органы, но в отношении только своих актов. Например, законодатель может давать толкование всех законодательных актов, Правительство — толковать лишь свои акты и т. д. Следует обратить внимание на возможность официального толкования федеральных законов. Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 октября 1997 г. отметил, что акт официального толкования закона должен приниматься, подписываться и обнародоваться в том же порядке, что и толкуемый закон. Следовательно, акту аутентичного толкования необходимо пройти ту же законодательную процедуру, которая установлена для толкуемого закона. Законодательный орган имеет право поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснять тот или иной закон, но это будет акт легального толкования.

Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт, или когда этому органу дается соответствующее полномочие законодателем. Например, Верховный Суд РФ, обобщая судебную практику, дает судам разъяснения по вопросам применения закона к той или иной категории дел. Эти разъяснения обязательны для всех судов. Примером официального нормативного легального толкования служат постановления Конституционного Суда РФ, в частности толкования Конституции РФ.

Казуальное толкование также относится к официальному виду. Оно дается компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него. Необходимость данного вида толкования возникает в случаях неправильного применения действующего законодательства по конкретному юридическому делу. Хотя казуальное толкование обязательно только для конкретного случая, однако оно служит образцом для других органов, рассматривающих аналогичные дела или применяющих данную норму.

В юридической литературе иногда подразделяют нормативное и казуальное толкование права на два подвида: судебное и административное.

Судебное толкование нормы права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них.

Административное толкование нормы права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов, труда.

Неофициальное толкование может быть как устным, так и письменным. Различают три разновидности неофициального толкования: обыденное; профессиональное; доктринальное (научное).

Обыденное толкование нормы права может даваться любым гражданином в повседневной жизни. Это также толкование, даваемое при обсуждении законопроектов.

Профессиональное (или компетентное) толкование исходит от лиц, имеющих специальное образование (адвокаты, прокуроры, нотариусы, юрисконсульты и др.).

Доктринальное толкование осуществляется специальными научно-исследовательскими институтами, учеными или группами ученых в статьях, научной литературе, в комментариях, при юридической экспертизе законопроектов и т. д. Этот вид толкования не является обязательным, но его сила основывается на авторитете научного учреждения или отдельного ученого и оказывает большое влияние на процессы правотворчества и правоприменения. В частности, комментарии кодексов и отдельных наиболее важных законов получили большое распространение в судебной и иной юридической практике. И хотя на них нельзя ссылаться в обосновании принимаемого решения, однако они служат незаменимым справочным материалом и способствуют укреплению законности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 291. Понятие и виды толкования уголовного закона.

Вопрос 291. Понятие и виды толкования уголовного закона. Толкование – объяснение уголовного закона, выяснение его смысла, определение того содержания, которое вкладывал в него законодатель. Выделение видов толкования возможно по разным основаниям.По субъекту

§ 12.1 Понятие и значение толкования норм права

§ 12.1 Понятие и значение толкования норм права Под толкованием норм права понимается деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли

§ 12.2 Уяснение смысла норм права (приемы толкования)

§ 12.2 Уяснение смысла норм права (приемы толкования) С помощью приемов толкования исследуется норма права, интерпретатор познает ее содержание, получает полное и исчерпывающее представление о норме. Знание таких приемов способно уберечь от ошибок, поверхностного и

§ 12.3 Результаты толкования (толкование норм права по объему)

§ 12.3 Результаты толкования (толкование норм права по объему) На основании результатов текстуального анализа в совокупности с другими приемами толкования интерпретатор делает вывод: понимать ли словесное выражение нормы буквально либо сузить или расширить то

6.1. Обязательность толкования

6.1. Обязательность толкования Право и свобода не существуют сами по себе, эти феномены актуализируются посредством целенаправленной деятельности людей и нуждаются в непрерывной человеческой интерпретации. Разные субъекты могут связывать с правом и свободой

6.2. Структура толкования

6.2.4. Субъекты и объем толкования

6.2.4. Субъекты и объем толкования Классификация по субъектам толкования занимает значительное место в научной и учебной литературе. Несомненно, толкование норм закона осуществляют все правоспособные лица: физические лица, исполнительные органы юридических лиц,

6.3. Способы толкования закона и подходы к толкованию права

6.3. Способы толкования закона и подходы к толкованию права В предыдущем параграфе было уделено значительное внимание классификации феноменов толкования. Однако основное смысловое содержание современной интерпретационной концепции заключается не столько в

§ 5. Французская доктрина толкования права

§ 6. Проблемы толкования закона и права в переходный период (Флоренция, XVI в., Н. Макиавелли)

§ 1. Понятие толкования

§ 1. Понятие толкования Реализация права, т. е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юридической науке и практике

§ 3. Результаты толкования

§ 3. Результаты толкования Использование различных способов толкования позволяет интерпретатору правильно и полно выявить волю законодателя, заключенную в тексте нормативного акта. Но для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения истинного

§ 4. Субъекты толкования

§ 4. Субъекты толкования Нормы права толкуются всеми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение результатов толкований различается в зависимости от того, кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать виды толкования по его субъектам.По этому

§ 5. Функции толкования

§ 5. Функции толкования Толкование как специфическая юридическая деятельность имеет важное значение для правового регулирования, является необходимым условием существования и развития права. Оно выполняет следующие функции:1. Познавательная функция. Она вытекает из

21.1 Общее понятие толкования права

21.1 Общее понятие толкования права Необходимость толкования норм права возникает в процессе правоприменения, поскольку невозможно применить норму права, не уяснив ее точный смысл. Но такая необходимость появляется в процессе не только правоприменения, но и

21.2 Способы (приемы) толкования права

21.2 Способы (приемы) толкования права При уяснении смысла нормы права исследуются не только ее содержание, но и ее правовые связи с другими предписаниями и элементами самой нормы, а также связи нормы права с другими общественными явлениями.Уяснение нормы права

При применении норм права необходимо уяснить ее подлинный смысл, содержание, а в установленных случаях требуется разъяснить другим субъектам как исполнять и применять нормы права .

Толкование права сложный и многогранный процесс, который при всей кажущейся простоте требует серьезного отношения, необходимой правовой квалификации и предполагает ответственность субъекта толкования за последующее применение норм права .

В процессе толкования устанавливается смысл нормы права , ее основная цель и социальная направленность, возможные последствия толкования, определяется общественно-политическая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование и т.д.

Главным объектом толкования при соблюдении режима законности должен быть текст нормативного акта, поскольку в нем находит свое выражение воля законодателя.

Толкование, как и любой процесс мышления, подчинено законам и правилам формальной и диалектической логики. Каждое подвергнутое толкованию положение должно быть обоснованным, доказанным. Таким качеством оно будет обладать только в случае, если сам процесс толкования протекал в соответствии с указанными правилами.

В юридической науке существует определенные терминологические расхождения, как правильно употреблять термин толкование - "толкование права " или "толкование норм права ". На наш взгляд, эти лексические сочетания идентичны. Право объективно внешне выражено через нормы, в связи с чем толкование норм права есть внешнее выражение толкования права .

Существуют два основных подхода к толкованию права : статический и динамический. При статическом подходе в качестве основных ценностей правовой действительности рассматриваются стабильность и определенность права . Ориентируясь на эти ценности, интерпретатор не должен корректировать, изменять смысл закона под каким-либо предлогом, он должен установить тот смысл закона, который придал ему законодатель. При динамическом подходе интерпретатор стремится максимально приблизить в ходе толкования закон к жизни, приспосабливая и корректируя его в необходимых случаях.

Объектом толкования норм права являются законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Большое значение при этом имеют не только сформулированные в них нормы права , но и преамбулы нормативных актов. Предметом толкования является воля законодателя, выраженная в законе, ином нормативном акте.

Существует несколько элементов толкования как последовательного логического процесса.

Первым элементом толкования права является уяснение, т.е. определенный мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления значений и смысла терминов и выражений, заключенных в нормативных актах. Иными словами, толкование-уяснение представляет собой внутренний мыслительный процесс познания, не выходящий за сознание самого интерпретатора. Толкование-уяснение характеризует познавательную природу толкования норм права . Конкретное уяснение смысла права осуществляется с использованием специальных приемов и способов толкования.

Уяснение норм права предполагает интеллектуально-волевую активность субъекта, имеющую зачастую творческий характер и оно тем успешней, чем выше правовая культура лиц, осуществляющих толкование.

Закономерно возникает вопрос о том, всякая ли правовая норма нуждается в толковании-уяснении или этого требуют только неясные нормы? Толкованию подлежат все нормы права , хотя интенсивность подобного толкования зависит от правосознания и правовой культуры участника правоотношений. Толкование тем "незаметнее", чем выше юридическая подготовка соответствующих лиц. Кроме того, необходимость толкования всех правовых норм, обусловлена и тем обстоятельством, что мера и степень ясности юридических норм для разных субъектов права не может быть одинаковой. Действительно, едва ли допустимо разграничивать нормы права на "ясные" и "неясные". Такое деление весьма субъективно, оно в большей степени зависит от знания и личного усмотрения толкователя, чем от совершенства техники законодательства.

Вторая сторона толкования - это разъяснение, которое рассматривается как деятельность по изложению и доведению до сведения других лиц познанного смысла права . Эта деятельность возможна только после уяснения смысла права интерпретатором "для себя". Толкование-разъяснение выступает как интеллектуально-волевой процесс интерпретации. Разъяснение выступает в форме суждений, понятий, умозаключений. Его цель - словесно раскрыть интерпретируемые нормы права путем конкретизации правовых требований, развертывания их содержания до уровня дополнительной ясности. Разъяснение может быть устным или письменным, но независимо от формы, оно включает в себя суждения и оценки по поводу содержания правовых норм. Результатом толкования является формулирование акта толкования права . Юристам-практикам очень часто приходится пользоваться актами толкования права в виде разъяснений, издаваемых различными органами государства.

Уяснение и разъяснение как элементы толкования представляют собой две взаимосвязанных составляющих процесса толкования правовых норм, две стороны познания права .

Ряд авторов (С. А. Комаров) выделяют в качестве самостоятельного элемента толкование-интерпретацию. Оно необходимо, если налицо формальное юридическое несовершенство закона, несоответствие между содержанием закона и логической формой его выражения.

Необходимость толкования норм права обусловлена их признаками, особенностями внешнего выражения и функционирования. Существенным признаком норм права является их общий и абстрактный характер (нормативность), распространение их действия на широкий круг субъектов и ситуаций. В то же время нормы права реализуются в конкретных действиях субъектов, применяются к конкретным ситуациям. Поэтому в ходе реализации и правоприменения, в частности, возникает необходимость конкретизировать те или иные содержательные элементы нормы права , выраженные в общей абстрактной форме.

Каждая норма права регулирует определенный вид общественных отношений, очерченный нормой в самых общих чертах. Конкретные же отношения определенного вида не только многочисленны, но и обладают индивидуальными признаками, особенностями, хотя и содержат, а также сохраняют существенные черты, присущие всему виду отношений.

Необходимость толкования обусловлена также особенностями внешнего оформления норм права , их языково-логической и "юридической" нормой. Толкование права , следовательно, отчасти необходимо в силу тех же причин, что и толкование любого языкового текста.

Для выражения норм права законодатель использует различные слова, термины и различные типы предложений. Необходимость толкования нормативных актов обусловлена также применением специальных юридических терминов или терминов других отраслей знания, не имеющих аналогов в обиходной речи.

Некоторые авторы (А. Ф. Черданцев) указывают на то, что необходимость толкования норм права вытекает также из такого свойства правовых норм, как их системность. Действительное содержание нормы права зачастую зависит от других, логически связанных норм. Игнорирование функциональных связей норм права , которые проявляются в логических связях нормативных велений, приведет к неверному пониманию содержания толкуемых норм.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод , что необходимость толкования права вызывается следующими причинами:

  1. Юридические нормы выражаются специальными правовыми понятиями, имеющими неоднозначный смысл.
  2. При изложении правовых норм используют термины других наук: медицины, биологии, технических наук, которые имеют смысл, отличный от привычного терминологического аппарата.
  3. В праве зачастую приводятся оценочные понятия, требующие разъяснения (например, "особо жестокие действия", "источник повышенной опасности", "существенный" ущерб и др.). Проверка возможности, обоснованности распространения подобных понятий на фактические обстоятельства и становится объективной задачей при толковании правовых норм. Здесь имеет место детализация, конкретизация оценочных понятий, их примерка для распространения правовой нормы на конкретные фактические обстоятельства.
  4. Существуют юридические коллизии - противоречия между нормами права, нуждающиеся в разъяснении.
  5. Часто имеет место несовпадение нормы права с ее языковой формой. Языковая форма обычно строится согласно требованиям законодательной экономии (например, "кража наказывается…", но, как известно, наказывается не кража, а совершивший ее человек).
  6. В текстовом изложении нормы права могут быть неудачны, иметь неточные формулировки, ошибки, проистекающие из различий между тем, что хотел сказать законодатель и что сказал на самом деле. Иными словами, необходимость толкования права вызывается возможным противоречием между его формой и содержанием. Низкий уровень юридической техники, недостатки технического порядка приводят к искажению содержания права.
  7. Толкование права необходимо также в силу противоречия между формальным характером правовых норм и динамичностью общественных отношений. Нередко закон применяется в существенно изменившихся по сравнению с моментом его издания условиях.

На основании вышеизложенного можно сказать, что толкование норм права - это интеллектуально волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной реализации. Толкование права имеет особое значение для государства и общества. Во-первых, толкование права является важным условием эффективности реализации норм права . Во-вторых, теория права и юридическая практика стоят на позиции, что неправильно истолкованная норма права - это грубое нарушение законности, следовательно, толкование норм права - важное средство обеспечения режима законности в Российской Федерации.

\u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440 \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430.
2.C\u0442\u0430\u0434\u0438\u0438:
1) \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0444\u0430\u043a\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043e\u0431\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432 \u0434\u0435\u043b\u0430 \u2013 \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0430 \u0444\u0430\u043a\u0442\u0430;
2) \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b \u0434\u0435\u043b\u0430 \u2013 \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430;
3) \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0434\u0435\u043b\u0430
3.\u041d\u043e\u0440\u043c\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u2014 \u044d\u0442\u043e \u043e\u0431\u0449\u0435\u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435, \u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0451\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u043e \u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0441\u0430\u043d\u043a\u0446\u0438\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c. \u0410\u043a\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u2014 \u043e\u0444\u0438\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0430\u043a\u0442, \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0449\u0438\u0439 \u0438\u043d\u0434\u0438\u0432\u0438\u0434\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e-\u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u043d\u043e\u0435 \u0432\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435, \u0432\u044b\u043d\u0435\u0441\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043a\u043e\u043c\u043f\u0435\u0442\u0435\u043d\u0442\u043d\u044b\u043c \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u043e\u043c \u043f\u043e \u043a\u043e\u043d\u043a\u0440\u0435\u0442\u043d\u043e\u043c\u0443 \u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u043c\u0443 \u0434\u0435\u043b\u0443, \u0438 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u043c\u044b\u0439 \u043c\u0435\u0440\u0430\u043c\u0438 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0433\u0430\u0440\u0430\u043d\u0442\u0438\u0439 \u0438 \u0441\u0430\u043d\u043a\u0446\u0438\u0438
4. \u00a0\u0442\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f\u00a0 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u00a0\u2014 \u044d\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0438\u0442\u00a0 \u0440\u0430\u0437\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435\u00a0 \u0441\u043c\u044b\u0441\u043b\u0430 \u00a0\u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043d\u043e\u0440\u043c.
5.\u041e\u0444\u0438\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u0438 \u043d\u0435\u043e\u0444\u0438\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u0442\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435
6.\u00a0 \u0424\u0438\u043b\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439,\u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439, \u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439,\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439
7. \u00a0 \u0424\u043e\u0440\u043c\u0430\u043c\u0438\u00a0\u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438\u00a0\u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u00a0\u044f\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f: \u0441\u043e\u0431\u043b\u044e\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435, \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435,\u00a0 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043d\u043e\u0440\u043c.
11. \u0415\u0441\u043b\u0438 \u0440\u0430\u0437\u044a\u044f\u0441\u043d\u044f\u0435\u0442 \u0441\u0443\u0434\u044c\u044f \u043a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u0443\u0434\u0430,\u0442\u043e \u044d\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0438\u0433\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0442\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435, \u0430 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u0430\u0434\u0432\u043e\u043a\u0430\u0442 \u0442\u043e \u043d\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0442\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435.
12.\u041f\u0440\u0430\u0432\u043e \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432\u0441\u0435 \u0441\u0444\u0435\u0440\u044b \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430, \u044d\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u043d\u0435\u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e. \u0412 \u0442\u043e \u0436\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442 \u0442\u0435 \u0441\u0444\u0435\u0440\u044b \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0438\u043c\u0435\u044e\u0442 \u0432\u043b\u0438\u044f\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u0443\u0442\u0435\u043c \u0437\u0430\u043f\u0440\u0435\u0442\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f.
">]" data-test="answer-box-list">

неизвестна

1.Субъекты правоприменительной деятельности наделены государственно-властными полномочиями, что подтверждает властный характер применения права.
2.Cтадии:
1) установление фактических обстоятельств дела – решение вопроса факта;
2) установление юридической основы дела – решение вопроса права;
3) решение дела
3.Норма права — это общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное или санкционированное государством. Акт применения права — официальный правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкции
4. толкования права — это такой правореализационный процесс, который содержит разъяснение смысла юридических норм.
5.Официальное и неофициальное толкование
6. Филологический,систематический, логический,исторический
7. Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.
11. Если разъясняет судья конституционного суда,то это делигированное толкование, а если адвокат то нормативное толкование.
12.Право не может регулировать все сферы жизни человека, это просто невозможно. В то же время право регулирует те сферы которые имеют влияние на общество путем запрета или разрешения.

Новые вопросы в Право

Прочитайте содержание ситуаций и ответьте на следующие вопросы. Ситуация 1 В организации планируется изменение должностей двух работников. В частност … и, работник, занимающий должность начальника, будет занимать должность заместителя начальника. Вопросы к ситуации: Нужно ли направлять работникам уведомление? Каков порядок изменения должностей работников? Ситуация 2 Экономист Смирнова в первый день работы была направлена на рабочее место в отдел статистки без издания приказа о приеме на работу по указанию начальника отдела статистики Кузнецова. По окончании рабочего дня она обратилась к юристу с вопросом, приравнивается ли фактическое допущение к работе к заключению трудового договора?

Составить схему по теме "Права и обязанности в РФ", распределить по группам права;личные, политические, социальные и т.д. Назвать права и статьи, в ко … торых они указаны. СРОЧНО пж даю 100 баллов.

На семинаре между студентами возникла дискуссия, допустимо ли использование сравнительно-исторического метода при анализе действующей Конституции РФ 1 … 993 года. Студент М-в утверждал, что конституционный строй, установленный действующей Конституцией РФ, принципиально отличается от государственного и общественного строя монархической и советской России, а потому сравнение с опытом прошлого неуместно. Студентка Т-ва не согласилась с такой позицией и отметила, что необходимы преемственность, учет прошлого опыта государственно-правового развития. Какую позицию занимаете Вы по данной дискуссии? Уместно ли использование в современном конституционном праве Российской Федерации исторического опыта прошлого? В чем отличие современного конституционного строя от государственного и общественного строя советской России? При написании контрольного задания должны быть использованы Конституция РСФСР 1918г., Конституция РСФСР 1925г., Конституция РСФСР 1937г., Конституция

Який із зазначених органів не є органом виконавчої влади України А през идент Б кабінет міністрів України В міністермтво науки і освіти України Г О … деська оюласна дердавна адміністрація

12. Обоснуйте необходимость существования бюрократии в государст- ве. Приведите примеры из жизни, СМИ того, чем опасен бюрократизм.

Толкование — важнейшая составляющая процесса применения права, более того, без толкования нет и не может быть правоприменения.

Толкование норм права — это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осозна­нию ими действительного содержания норм. В процессе толкования устанавливаются условия действия нормы, юридические права и обязан­ности участников правоотношений, а также меры юридической ответ­ственности за нарушение предписаний нормы права.

Толкование призвано обеспечить полную и всестороннюю реали­зацию норм права в деятельности исполнительных органов, органов суда и прокуратуры при осуществлении гражданами и организациями своих юридических прав и обязанностей. Тем самым толкование содей­ствует единообразному пониманию и применению правовых норм на всей территории их действия, обеспечивает законность и стабильный правопорядок в различных сферах общественной жизни.

Основания толкования.

Основания заключены в особенностях непосредственного предмета толкования – формы права, правовых актов. В отношении нормативных юридических актов таким непосредственным предметом выступает нормативное юридическое предписание. Последнее представляет собой государственно-властное веление, существующее только в таком виде, когда оно формально выражено и закреплено в нормативном юридическом акте. Следовательно, для того чтобы практически реализовать нормы права, необходимо раскрыть содержание нормативного предписания.

Уяснение любого документа требует определенной мыслительной деятельности, связанной с пониманием данной знаковой системы – слов, предложений, их логической связи и т.д. В указанном отношении толкование в значительной степени универсально; оно широко используется в литературоведении, истории, этнографии и других науках, имеющих дело с документами и иными формами письменной речи.

Обусловленность толкования особым (нормативным, специально-юридическим) выражением правовых предписаний в нормативном акте. Так как в нормативном акте государственная воля выражена на языке права, то для обеспечения реального действия юридических норм нужен, условно говоря, обратный перевод. Ведь воля, содержащаяся в нормативном правовом акте, выражается с использованием средств и приемов юридической техники-терминологии, юридических конструкций и т.д. Полное и точное уяснение содержания правовых актов нуждается в применении юридических знаний, требует в ряде случаев разъяснения смысла терминов, своеобразия тех или иных норм, их специфического нормативного и системного построения и т.п.

К рассмотренным основаниям надо добавить и такую причину толкования, как истечение подчас значительного времени после издания акта. Формулировки, выражающие нормативные предписания, нередко ориентированы на фактические ситуации, которые в той или иной степени конкретности может предвидеть законодатель. Между тем при длительном действии нормативного акта возникают новые факты и обстоятельства, которые хотя и охватываются предусмотренной нормой ситуацией и, следовательно, сообразовываются с волей законодателя, но не подпадают под буквальные формулировки акта.

В зависи­мости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное.

Интерпретация права, как и любое юридическое явление, обязано иметь свои собственные принципы. Понятие “принцип” в общетеоретическом понимании означает основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.

Можно выделить следующие принципы толкования:

1) принцип законности представляет собой неукоснительное следование нормативно-правовым актам в процессе применения права (и духу, и букве). Этот принцип устанавливает для толкователя границы, в пределах которых он правомочен осуществлять интерпретационную деятельность. Занимаясь толкованием, интерпретатор должен соблюдать законы и подзаконные акты, не нарушать установленных ними норм. Это один из важнейших принципов не только интерпретационной, но и всей юридической деятельности.

2) принцип добросовестности толкования выражается в проведении интерпретационной деятельности в соответствии с ценностными ориентирами общества, осознании человеком необходимости добросовестно относиться к любым процессам или явлениям. Понятие добросовестности является философской категорией, которая означает сознательное отношение к своим обязанностям.

3) принцип обоснованности означает, что решение должно приниматься лишь на основании достоверных исходных данных. Для того чтобы толкователь получил правильный, логично последовательный результат, ему необходимо обратиться прежде всего ко всему массиву способов толкования права, как совокупности однородных приемов и правил толкования.

4) принцип непредвзятости означает, что интерпретатор не должен проявлять заинтересованности сверх меры как в процессе толкования, так и в получении его результата. Непредвзятость – это отсутствие необъективности к какому-либо процессу, явлению; справедливость. Содержание этого принципа можно раскрыть так: если лицо имеет намерение проанализировать определенный нормативный акт, толкуя его, оно всегда должно брать во внимание не только языковую форму, генезис акта, его системные связи, цель принятия, но и основные моральные устои, такие как справедливость, безучастность, объективность.

5) принцип точности и понятности правотолковательной деятельности представляет собой качество уяснения и разъяснения правовых норм субъектами интерпретации. Этот принцип имеет существенную функциональную нагрузку, так как слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово.

6) принцип диалектической связи объективного с субъективным. Предметом познания в процессе толкования являются нормы права, их содержание. Но, чтобы они были предметом познания, они должны быть объективно реальными, чувственно воспринимаемыми, то есть выраженными в форме, доступной органам чувств, ведь мысли законодателя, которые не имеют материальной формы, не доступны субъектам права. Субъективный же характер толкования определяется тем, что оно осуществляется определенным субъектом, который является носителем различных личностных качеств (умственные способности, уровень правосознания, опыта), а также тем, что объект толкования выражается в мышлении разных субъектов в различных условиях, при различных обстоятельствах, с различной степенью проникновения в смысл нормы права.

7) принцип детализирующей природы толкования – интерпретационная деятельность является посредником между обобщенной абстрактной нормой и определенной жизненной ситуацией, в которой эта норма реализуется. Конкретизация выступает особенной основой, при помощи которой абстрактная норма становится конкретной, а соответственно, более точным и понятным становится ее содержание в результате толкования.

8) принцип целесообразности означает выбор оптимального варианта реализации правовых требований к конкретным обстоятельствам. Этот принцип выражается через такую категорию, как правоприменительное усмотрение, то есть возможность для правоприменителя выбрать для использования именно ту норму, которая, на его взгляд, будет наиболее верно регулировать общественные отношения и будет наиболее эффективной при определенных условиях.

9) принцип единооборазия толкования. Понятие “единообразие” имеет 2 значения: во-первых, это устроенность чего-либо по единому образцу; во-вторых, это схожесть с чем-либо другим. Данный принцип раскрывается в использовании всего интерпретационного инструментария в одной площади при помощи одинаковых приемов и способов. В одинаковых условиях, по одному и тому же вопросу толкователю необходимо применять подобные методы для достижения цели. Чтобы построить качественно действующую систему толкования права, необходимо создать совокупность общерекомендательных основ, которые бы имели своим началом принцип единообразия толкования.

Таким образом, принципы толкования права представляют собой целостную взаимосвязанную систему, применение которой в совокупности позволяет на высоком уровне осуществлять официальное и неофициальное толкование правовых норм

Читайте также: