Что такое суспензивное право

Обновлено: 16.05.2024

возможность официально заблокировать принятие решения или какое-либо действие, отказав ему в признании.

термин, которым обозначается отказ главы государства (монарха или президента) подписать или ввести в действие законопроект, принятый парламентом. Правом вето обладают постоянные члены Совета Безопасности

право властной институции (лица или института) приостанавливать действие закона или постановления органов законодательной и исполнительной власти, международных, государственных или общественных организаций.

от лат. veto - запрещаю): 1) запрет, накладываемый одним органом власти на решения другого, например право президента не подписывать закон, возвращать его парламенту на повторное рассмотрение; 2) отказ одной страны одобрить действия, предложенные другой страной или международной организацией.

(лат. veto — запрещаю) юридический термин, которым обозначают право запрещения или приостановки вступления в силу решения того или иного органа; применение термина к порядку голосования в Совете Безопасности ООН не совсем точно: там действует принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности.

право любого члена международной организации или парламентария в парламенте отклонить принимаемое решение. Право вето направленно на то, чтобы любое решение принималось всеми договаривающимися сторонами. Правом вето обладали члены Сейма Речи Посполитой в XVIXVIII вв. 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН согласно Уставу ООН также обладают правом вето.

от лат. veto - запрещаю) - в самом широком плане означает запрещение какого-либо решения, принятого полномочным органом, но не совпадающего с позицией органа или лица, которые обладают этим правом. В политической практике право вето означает возможность запрещения одним политическим органом или лицом выполнять решение или постановление другого органа или лица.

от лат. veto - запрещаю) - запрещение, отмена каких-либо решений; 1) в государственном праве запрет, налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) на решения другого органа. Институт В. возник в Древнем Риме; 2) правом В. называют также предусмотренный Уставом ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии решений по непроцедурным вопросам.

(лат. veto запрещаю) 1) в современных буржуазных государствах право главы государства или верхней палаты парламента приостановить введение в действие закона, принятого законодательным органом или его нижней палатой; 2) правом вето иногда называют принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН: ни одно решение по вопросам международного мира и безопасности не считается принятым, если против него голосует хотя бы один из постоянных членов Совета Безопасности.

право запрещать или приостанавливать введение в действие какого-либо закона, принятого законодательным органом, например, парламентом. В буржуазных государствах право налагать вето предоставлено монарху или президенту республики. Они используют это право для того, чтобы отменять или приостанавливать помимо парламента действие законов, противоречащих интересам эксплуататорских классов. В Советском государстве вето не существует. Законы, принимаемые Верховным Советом, полностью отражают интересы всего народа.

право главы некоторых буржуазных государств запретить или приостановить действие закона, принятого парламентом. В СССР права вето не существует. Правом вето называют также правило, установленное статьей 27 устава ООН об обязательном единогласии постоянных членов Совета Безопасности (СССР, Китай, Великобритания, США, Франция) при принятии решений по всем вопросам, кроме процедурных. Такой порядок затрудняет империалистическим силам использование машины голосования в Совете Безопасности для проведения своей политики.

Veto (лат. veto – я запрещаю). Право отдельного государственного органа или института воспрепятствовать принятию какоголибо постановления и его вступлению в силу. Абсолютное вето делает постановление окончательно недействительным; приостанавливающее В. имеет перенесенный срок действия (на установленный срок). В качестве органа законодательной власти немецкий бундесрат применяет, к примеру, при принятии законов, требующих согласия бундесрата, абсолютное вето, при законах, не требующих согласия бундестага, – временное вето. См.: Бундесрат

лат. veto — запрещаю) — предусмотренное законодательством право главы государства или верхней палаты парламента приостанавливать действие или не допускать вступление в силу закона или постановления органов власти. Различают абсолютное вето — окончательное отклонение нормативного акта, характерное, в основном, для монархий, отлагательное (или суспензивное) вето — приостановление действия нормативного акта до его повторного рассмотрения и утверждения, а также вето общее (отклонение акта в целом) и вето частичное (отклонение отдельной части или статьи нормативного акта).

лат. veto запрещаю)- Несовременных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения какого-л. органа власти. Различают абсолютное В., когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное В., когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, т.к. парламенту предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием; 2) отсутствие единогласия, препятствующее принятию какого-л. решения (напр., В. постоянного члена Совета Безопасности ООН).

неизм., ср. (лат. veto – запрещаю). 1. В государственном праве запрет, налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) на решения другого государственного органа. Институт вето возник в Древнем Риме. Позднее наиболее известно т. н. свободное (либерум) вето: в XVII– XVIII вв. решение Польского сейма считалось принятым, если за него голосовали все депутаты. В некоторых современных государствах право вето обычно предоставляется главе государства в отношении законов, принятых парламентом. 2. Правом вето называют также предусмотренный Уставом ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии решений по непроцедурным вопросам. 3. Запрещение, запрет. Глава Петрозаводска наложила вето на отмену всенародных выборов (НИ. 2015.27.07).

лат. veto — запрещаю) — запрет, наложенный лицами, имеющими право принимать подобные решения. В. — право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, но не вступившим в силу. Глава государства, получив закон для утверждения, может отказаться подписать его и возвратить с мотивированными возражениями на вторичное рассмотрение парламента. Парламент может либо согласиться с возражениями главы государства, либо отклонить их, приняв закон в первоначальной редакции. Как правило, для преодоления В. главы государства требуется квалифицированное большинство голосов депутатов или применение особой законодательной процедуры. В странах с монархической формой правления сохранилось абсолютное В., при котором парламент не вправе вернуться к закону, отклоненному главой государства. Президентское В. — один из элементов системы сдержек и противовесов, реализующей принцип разделения властей. Конституция РФ 1993 г. наделяет президента правом отклонить принятый Федеральным собранием закон и вернуть его на новое рассмотрение с указанием мотивов такого решения. Федеральное собрание может согласиться с президентом, изменить закон или вообще отказаться от его принятия.

(лат. veto - запрещаю) - отказ главы государства (монарха или президента) подписать и ввести в действие законопроект, принятый парламентом. Абсолютное вето означает окончательное отклонение законопроекта; отлагательное (суспензивное) вето предполагает повторное утверждение парламентом законопроекта (после его доработки или без таковой), который становится законом вопреки противодействию со стороны главы государства. Этот демократический принцип, действующий во всех современных цивилизованных государствах, составляет основу принципа сдержек и противовесов. Подобная демократическая процедура предусмотрена Основным законом (Конституцией РФ) и в России. Статья 107 Конституции устанавливает такой порядок прохождения федеральных законопроектов в стране (статья 107. пункты 1, 2 и 3): «Принятый Федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. 1) Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает Федеральный закон и обнародует его; 2) Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления Федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении Федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (см.: Конституция РФ, глава Пятая, ст.107).

от лат. veto -запрещаю) - запрещение какого-либо решения, принятого полномочным органом, но не совпадающего с волей органа или лица, который обладает этим правом. В политической практике право вето означает возможность запрещения одним политическим органом или лицом выполнять решение или постановление другого органа или лица. Вето может носить абсолютный или относительный, частичный характер. В современном государстве, как правило, правом вето владеет руководитель государства. Для осуществления права вето необходима властная и правовая субординация, иерархия. Более полномочные субъекты власти могут иметь право влиять на политический процесс принятия решений посредством этого права. Право вето в обязательном порядке должно быть закреплено в законах государства. Поскольку вето - действенный механизм воздействия на власть, оно закрепляется в конституции. Наиболее часто этот политический механизм применяется в конституционных монархиях.
Например, в Великобритании уже несколько столетий власть короля ограничивается парламентом. При подобной форме власти король и палата лордов имеют право вето. Республиканское правление, при котором сильна власть президента, также, зачастую, предполагает право вето для него. В том случае, когда президент не соглашается с решением правительства или парламента, он возвращает решение на доработку. Вторичное рассмотрение данного решения может привести к его принятию. Таким правом обладает, например, президент России. В США президент также имеет право вето, он обязывается решить судьбу закона в течение 10 дней. Во многих странах правом вето обладает народ. Например, в России возможен референдум, который определяет судьбу важнейших законов. Но в реальной политической практике он не гарантирует проведения законов, которые противоречат воле субъектов власти.

(veto) В переводе с латинского означает "я запрещаю". Запрещение, блокирование или отказ дать согласие на принятие законопроекта или предложения в области политики. Все постоянные члены Совета Безопасности (Security Council) ООН (United Nations) обладают правом вето, что в период "холодной войны" (Cold War) зачастую мешало принятию этой организацией адекватных мер. Конституция США наделяет президента страны таким правом по отношению к законопроектам, принимаемым Конгрессом. Прежде, чем законопроекты, принятые Палатой представителей и Сенатом, станут законами, их должен подписать президент. Президент официально налагает запрет на закон тем, что пишет поперек его текста слово "вето", после чего возвращает его в Конгресс с обоснованием причин запрета. Члены Конгресса, желающие преодолеть вето президента, могут сделать это, собрав две трети голосов членов обеих палат, поддерживающих данный законопроект. Если президент и в этом случае отказывается подписать закон, он автоматически вступает в силу через десять рабочих дней Конгресса. Если президент его не подписывает, а конгресс прерывает свои заседания до истечения требуемого десятидневного срока, законопроект считается проваленным. В таких случаях говорят, что глава государства воспользовался "карманным вето". Право вето, т.е. право не допустить принятия закона, который президент считает неприемлемым, дает ему возможность играть важную роль в политике, даже если его партия не обладает большинством в Конгрессе. Собрать две трети плюс один голос в обеих палатах в поддержку своего вето для главы государства обычно не трудно. Президенты, работающие в условиях "разделенного правления" (Эйзенхауэр, Никсон, Форд и Буш), широко и успешно пользовались правом вето. Президент США имеет право накладывать вето только на весь законопроект, к то время как губернаторы некоторых штатов обладают правом "постатейного" вето (item veto), позволяющим отклонять отдельные положения билля, разработанного законодательным органом штата. Предложения наделить таким же правом президента страны прошли на том основании, что это нарушит баланс сил между исполнительной и законодательной ветвями власти.

от лат. veto запрещаю)
1) в самом широком плане означает запрещение какого-либо решения, принятого полномочным органом, но не совпадающего с позицией органа или лица, которые обладают этим правом;
2) в политической практике право вето означает возможность запрещения одним политическим органом или лицом выполнять решение или постановление другого органа или лица;
3) в государственном праве акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу другого акта. Обычно правом вето обладает глава государства, который имеет право налагать вето на законы, принятые парламентом. Абсолютное (резолютивное) вето дает право окончательного отклонения закона, принятого парламентом. Относительное (отлагательное или суспенсивное) вето лишь приостанавливает вступление закона в силу, а парламенту предоставляется право принять его повторным голосованием. При этом для окончательного принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов, например, в Российской Федерации и США - две трети голосов каждой палаты. Общее вето означает возможность отклонения акта в целом, частичное (выборочное) вето позволяет отклонять отдельные части или статьи акта.
Институт вето возник в Древнем Риме. В истории наиболее известно либерум вето (свободное вето): в Речи Посполитой в 17-18 веках решение сейма считалось принятым, если за него голосовали все депутаты. Правом вето называют также предусмотренный Уставом ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии решений по непроцедурным вопросам. В конституционной практике США известно законодательное вето, которое используется в совместных резолюциях палат Конгресса (американского парламента) или в резолюции одной из его палат - решение об отмене полномочий, ранее делегированных президенту США, а также актов, изданных президентом или ведомствами исполнительной власти. В 1983 году Верховный суд США признал практику законодательного вето антиконституционной. Видом косвенного вето является карманное вето - в конституционной практике США право президента в определенных обстоятельствах не допустить вступления в силу неугодного законопроекта. Согласно Конституции США президент должен одобрить или отвергнуть представленный конгрессом законопроект в течение 10 рабочих дней. Если законопроект поступил президенту менее чем за 10 дней до окончания работы сессии конгресса, президент может продержать у себя законопроект до закрытия сессии не вынося никакого решения, после чего законопроект согласно правилу дисконтинуитета будет считаться отклоненным.

запрет, налагаемый на то или иное решение управомоченным органом или должностным лицом. Различают абсолютное вето и отлагательное вето.

лат. veto - запрещаю) В государственном праве запрет, налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) на решения другого государственного органа. Институт вето возник в Древнем Риме. В современных государствах право вето обычно предоставляется главе государства в отношении законов, принятых парламентом.

запрет, налагаемый на то или иное решение управомоченным органом или должностным лицом. Различают абсолютное вето и отлагательное вето. Становление режима парламентаризма и цивилизованных государственных форм обусловливает предпочтение отлагательного вето. Однако встречается абсолютное вето, например, со стороны постоянных членов Совета Безопасности ООН при обсуждении непроцедурных вопросов.

от лат. "veto" - запрещать) - отказ главы государства утвердить принятый парламентом закон, который нельзя преодолеть (абсолютное, или резолютивное, вето) либо который может быть преодолен (относительное, или суспензивное, вето). В международном праве В. - это право постоянного члена Совета Безопасности ООН запрещать принятие решения, с которым он не согласен. В. непосредственно связано с процедурой обнародования, является ее своеобразной альтернативой. Применяя право В., глава государства предлагает парламенту вновь вернуться к обсуждению законопроекта и проголосовать за него. Предоставление главе государства права опротестовывать отдельные статьи закона, принятого парламентом, одобряя его в целом, именуется выборочным, или частичным, В. В отличие от него, общее В. предполагает отклонение или приостановление всего закона.
(Г.И.)

1) в государственном праве или международных отношениях имеет значение запрета; 2) право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, но не вступившим в силу. Глава государства, получив закон для промульгации, может отказаться подписать его и возвратить с мотивированными возражениями на вторичное рассмотрение парламента. Парламент может либо согласиться с возражениями главы государства, либо отклонить их, приняв закон в первоначальной редакции. Как правило, для преодоления вето главы государства требуется квалифицированное большинство голосов депутатов или применение особой законодательной процедуры; 3) правом вето в отдельных странах обладают и главные должностные лица органов местного самоуправления (муниципалитетов). К примеру, в Германии в ряде случаев бургомистр (мэр) правомочен наложить вето на решение представительного органа муниципалитета – городского совета.

лат. veto - запрещаю) - акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения к.-л. органа. Особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства право налагать В. на законы, принятые парламентом. Различают абсолютное (или резолютивное) В., когда принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное (отлагательное или суспенсивное) В., когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять его вторичным голосованием. При этом для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов (напр., в РФ и США - 2/3, голосов каждой палаты). Различаются также общее и частичное (выборочное) В. Первое означает возможность отклонения акта в целом, второе - также и отдельных частей или статей.

это акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решений представительных органов. Существует два вида вето: это абсолютное и отлагательное. Вето считается абсолютным в том случае, когда глава государства, отказываясь от утверждения законопроекта, тем самым окончательно отклоняет его. Абсолютное вето по преимуществу принадлежит монархам. Вето называется отлагательным (суспензивным), если глава государства отказывается утверждать законопроект, возвращает его парламенту для нового рассмотрения, и законопроект, принятый вновь с соблюдением указанных в Конституции условий, становится законом. Цель президентского вето заключается в том, чтобы дать Президенту возможность воспрепятствовать вступлению в силу закона, в котором имеются неприемлемые, с точки зрения Президента, положения. В Российской Федерации предусматривается отлагательное вето Президента: при отклонении им законопроекта Федеральное Собрание либо преодолевает вето квалифицированным большинством голосов депутатов обеих палат парламента, либо соглашается с поправками и предложениями главы государства.

лат. veto - запрещаю) - 1) устный или письменный запрет, наложенный на к.-л. решение уполномоченным на то органом или лицом; в праве - безусловный или условно ограниченный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого; 2) в современный государствах - акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения к.-л. органа. Особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства право налагать В. на законы, принятые парламентом. Различают абсолютное (или резолютивное) В., когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное (отлагательное или суспенсивное) В.. когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием. При этом для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов (напр., в РФ и США - 2/3 голосов каждой палаты). Различаются т.ж. общее и частичное (выборочное) В. Первое означает возможность отклонения только всего акта в целом, второе может быть наложено т.ж. и на отдельные части или статьи к.-л. акта.

лат. veto – запрещаю) – в буржуазных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения какого-либо органа. В буржуазном государственном праве особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства (королю, президенту) право налагать В. на законы, принятые парламентом (см.). Как правило, право В. используется главой буржуазного государства в случаях, когда парламент вынужден под давлением масс принять неугодный буржуазии закон. В эпоху империализма это право используется финансовой олигархией в борьбе против демократических свобод, за установление фашистской диктатуры.
Различают абсолютное (или резолютивное) В., когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное (отлагательное, или суспенсивное) В., когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием. Фактически и в тех странах, где главе государства предоставлено право лишь относительного В., буржуазный парламент, будучи сам орудием реакции, далеко не всегда использует свое право вторичного рассмотрения закона, отклоненного президентом. При этом для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в ряде буржуазных парламентов требуется квалифицированное большинство голосов (напр., в США – 2/3 голосов каждой палаты).

(лат. запрещаю). Право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, но не вступившим в силу. Глава государства, получив закон для промульгации (см.), может отказаться подписать его и возвратить с мотивированными возражениями на вторичное рассмотрение парламента. Парламент может либо согласиться с возражениями главы государства, либо отклонить их, приняв закон в первоначальной редакции. Как правило, для преодоления вето главы государства требуется квалифицированное большинство голосов депутатов или применение особой законодательной процедуры. В странах с монархической формой правления сохранилось (но почти не применяется) абсолютное вето, при котором парламент не вправе вернуться к закону, отклоненному главой государства. Президентское вето — один из элементов системы сдержек и противовесов, реализующей принцип разделения властей. Конституция РФ 1993г. наделяет Президента правом отклонить принятый Федеральным Собранием закон и вернуть его на новое рассмотрение с указанием мотивов такого решения. Федеральное Собрание может согласиться с Президентом, изменить закон или вообще отказаться от его принятия. Если же Федеральное Собрание настаивает на своем первоначальном решении, оно может преодолеть вето, но для этого нужно квалифицированное большинство голосов: не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Подтвержденный таким образом закон в первоначальной редакции подлежит подписанию и обнародованию Президентом в течение семи дней. Если Государственная Дума, преодолевая вето, внесла в закон изменения, то он рассматривается Советом Федерации как вновь принятый. Что касается федеральных конституционных законов, то статья 108 Конституции не предусматривает права Президента вернуть такой закон на новое рассмотрение. Такое право не имело бы смысла, поскольку для преодоления вето Федеральному Собранию требуется менее сложное квалифицированное большинство голосов, чем для принятия такого закона. От права вето следует отличать возвращение Президентом РФ в палаты парламента полученного от них на подписание закона “без рассмотрения”, что возможно в случае нарушения в процессе принятия такого закона конституционных требований (например, отсутствие Заключения Правительства РФ при принятии финансовых законов). Право вето существует и на уровне субъектов федерации в отношении их законодательства. Таким правом обладают главы исполнительной власти в субъектах федерации.

отказ верхней палаты или главы государства одобрить закон (законопроект), принятый соответственно нижней палатой или парламентом. По сути, это средство воздействия верхней палаты парламента на нижнюю или главы государства (монарха, президента) на парламент, применяемое в законодательном процессе.
Применительно к главе государства в науке конституционного права принято различать абсолютное В. и относительное В. Абсолютное (или резолютивное) В. - это такой отказ главы государства одобрить закон (законопроект), который не может быть преодолен парламентом, т. е. он является окончательным. Исследователи отмечают, что абсолютное В. президента сегодня практически не применяется, хотя формально принадлежит, например, монархам Великобритании, Бельгии. Относительное (или отлагательное) В. - это право главы государства отклонить закон, переданный ему парламентом для подписания и обнародования. Мотивами В. являются обычно, по мнению главы, противоречие закона Конституции, его несовершенство как правового документа, несогласованность с иными законами, необоснованность регулирования соответствующих отношений законом, материальная и организационная необеспеченность выполнения закона, несоблюдение парламентом установленной процедуры рассмотрения и принятия закона. Многие парламентарии и исследователи считают, что основанием отклонения главой государства закона могут быть только его противоречие конституции или нарушение порядка принятия закона.
Отказ главы подписать и опубликовать закон, принятый парламентом, может быть преодолен голосованием, проводимым по итогам повторного обсуждения закона в парламенте, его палатах, при этом может потребоваться в одних странах простое (например, Италия, Венгрия), в других - квалифицированное (например, США, РФ) большинство голосов членов парламента (его палат) от общего их числа.
В США есть возможность, которую исследователи окрестили "карманным вето" Президента: если до перерыва сессии Конгресса остается менее 10 дней, которые отводятся Президенту для подписания законопроекта, а Президент оставил его неподписанным, Конгресс принимает этот законопроект на следующей сессии.
В некоторых странах (например, Франция, Казахстан) у Президента есть право так называемого выборочного В., когда он накладывает В. на отдельные статьи и положения законопроекта.
Отказ верхней палаты в одобрении закона (законопроекта), принятого нижней палатой, также является разновидностью относительного В.: закон (законопроект) может быть повторно рассмотрен нижней палатой и принят квалифицированным большинством голосов - тем самым решение верхней палаты преодолевается.
В Российской Федерации право относительного В. принадлежит Совету Федерации Федерального Собрания РФ. Совет Федерации может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой. Палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению в Государственной Думе. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовали не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Право относительного В. принадлежит в Российской Федерации и Президенту РФ. Получив принятый федеральный закон, он в течение 14 дней подписывает и обнародует его. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают федеральный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов в каждой из палат, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.
Как правило, понятия "вето", "абсолютное вето", "относительное вето" и др. являются категориями науки конституционного права и далеко не всегда включаются в законодательные акты. В частности, как термины они не упоминаются в Конституции РФ. (С. А.)

Гаспарян Нвер

В статье поднимается чрезвычайно актуальная проблема качества оказания адвокатом юридической помощи. Автор пытается прояснить вопрос о возможности отмены приговора в связи с нарушением права на защиту и обращается к практике Европейского Суда по правам человека, которая свидетельствует, в частности, о том, что факт неоказания адвокатом эффективной юридической помощи признается явным, требующим судебного вмешательства, когда защитником не подана апелляционная жалоба, когда отсутствовал личный контакт с осужденным до рассмотрения дела, когда защитник поддерживал позицию стороны обвинения в ущерб позиции стороны защиты и в других случаях.

В последнее время в связи с приговором, вынесенным в отношении Михаила Ефремова, юридическая общественность активно обсуждает его перспективы с точки зрения качества оказанной юридической помощи. Многие задаются вопросом: а можно ли отменить приговор в связи с нарушением права на защиту?

Попробуем поискать ответ на примере ряда постановлений Европейского Суда по правам человека.

Принципиальные позиции ЕСПЧ

Европейский Суд сформулировал ряд принципиальных позиций.

2. Тем не менее государство не может нести ответственность за каждый недостаток работы адвоката, как назначенного в целях оказания юридической помощи, так и выбранного обвиняемым.

Что касается качества юридического представительства, то оно не может быть измерено числом жалоб или возражений, поданных адвокатом, т. е. эффективность юридической помощи не требует проактивного подхода с его стороны.

Последствия неоказания адвокатом эффективной юридической помощи

Что же именно понимает Европейский Суд под явным неоказанием адвокатом эффективной юридической помощи, позволяющим суду вмешаться, проникнув в сферу конфиденциальных отношений между защитником и подсудимым?

Как видно, в приведенных примерах факты неоказания адвокатом эффективной юридической помощи являются явными, требующими судебного вмешательства.

Важно, что принятый Всероссийским съездом адвокатов в апреле 2017 г. Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве предусмотрел соответствующие минимальные требования к деятельности адвоката:

Практика российских судов по оценке качества оказания адвокатом юридической помощи

Между тем представляет практический интерес вопрос о том, как должен вести себя суд, столкнувшись с явным неоказанием адвокатом эффективной юридической помощи.

Европейский Суд предписывает в таком случае либо заменить адвоката, либо принудить его к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Следует отметить, что замена адвоката, особенно выбранного, может значительно осложнить положение обвиняемого и нанести существенный вред его праву на защиту. Что же касается принуждения адвоката к выполнению своих обязанностей, то такие меры могли бы чаще использоваться российскими судами.

Например, встречаются ситуации, когда адвокаты поддерживают позицию обвинения и просят назначить доверителю минимальное наказание, а последний вину не признает. В такой ситуации судья должен уточнить у адвоката его позицию, разъяснив ему недопустимость возникновения противоречий с его доверителем. Любой вменяемый защитник после этого поймет свою ошибку и займет правильную позицию, а процессуальная проблема будет преодолена. При устном выступлении никто из участников процесса не застрахован от неверных или неточных высказываний, и возможность корректировки не исключается.

Известные в судебной практике случаи, когда вышестоящие судебные инстанции отменяли вынесенные приговоры по такому основанию, были связаны с тем, что судьи своевременно не обращали внимание стороны защиты на возникшую коллизию и не предпринимали попыток ее устранить.

Таким образом, при правильном реагировании суда на ситуацию замены адвоката не требуется и нарушения права на защиту допущено не будет.

Если осужденный подал апелляционную жалобу, а его защитник этого не сделал, то по смыслу вынесенных Европейских Судом решений именно судья должен напомнить защитнику о его обязанности написать мотивированную жалобу. Такая обязанность суда российским законодательством не урегулирована, и процедура принуждения адвоката нигде не прописана.

В связи с этим надо отметить, что в отечественной практике судья не станет беспокоить защитника по такому вопросу, поскольку отсутствие апелляционной жалобы от последнего суд вполне устроит.

С другой стороны, в условиях обвинительно ориентированного правосудия и при неправильно понятом содержании прецедентов они позволяют суду менять неугодного суду защитника и тем самым подменять органы адвокатской палаты в оценке качества оказанной юридической помощи.

Задача адвокатского сообщества – в полной мере использовать позитивные стороны и не допустить распространения негативных.

Читайте также: