Государство как политико правовая форма

Обновлено: 23.05.2024

УДК 342.38: 342.384.9

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ГАРМОНИЯ

Д.А. Авдеев

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права Институт права, экономики и управления Тюменского государственного университета 625000, г. Тюмень, ул. Семакова, 10 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассматривается вопрос о взаимовлиянии формы государства как внешней составляющей, с одной стороны, и содержании государства как внутренней – с другой. Автор, исследуя их характерные признаки и элементы, подчеркивает их неразрывную сочетаемость и гармонию. Анализируя те или иные сущностные черты видов формы государства, выявляет их особенности и прогнозирует дальнейшую эволюцию формы государства и ее влияние на развитие самого государства. Делается вывод о необходимости корреляции формы и содержания государства в соответствии друг с другом.

Ключевые слова: форма государства; содержание государства; форма правления; политический режим; демократия; политическая система; органы государственной власти

Как известно, форма государственно-территориального устройства, политический режим и форма правления представляют собой способы организации публичной власти, раскрывают особенности распространения ее на территории государства, ее структуризации и взаимоотношения между отдельными элементами государственного механизма, показывают степень участия народа в политическом управлении, а также определяют методы и способы, применяемые при этом. Элементы формы государства влияют, дополняют и зависят друг от друга, что и предопределяет их рассмотрение в неразрывном единстве.

Не принижая значимость территориальной организации публичной власти, полагаем, что именно политический режим и форма правления являются определяющими при организации власти любого государства. Ведь форма правления, по общему определению, раскрывает, во-первых, какой способ используется при формировании высших органов государственной власти. Во-вторых, коллегиально или единолично осуществляется верховная власть. В-третьих, какова структура высших органов государственной власти. В-четвертых, как разграничивается компетенция между высшими органами государственной власти. В-пятых, каков порядок участия населения в формировании высших органов публичной власти. В-шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением.

В свою очередь, политический режим характеризует средства и методы, используемые при организации власти.

Именно форма правления и политический режим позволяют со всей очевидностью определить концентрацию властных полномочий, степень их централизации как по горизонтали, так и по вертикали. Сосредоточение власти в том или ном органе (органах) накладывает определенный отпечаток на форму политико-территориального устройства государства.

Однако жесткой привязки одного элемента формы государства к двум другим не существует. Так, форма правления не связана с формой государственно-территориаль­ного устройства и политическим режимом. В свою очередь, политический режим не связан с формой государственно-территори­ального устройства. Например, традиционно демократический режим связывается с республиканской формой правления. Однако никто не будет оспаривать демократического уклада политической жизни Испания, Великобритании, Японии, Швеции и т.д.

Считаем, что для полноценного государственного развития, элементы формы государства должны не только сочетаться между собой, но и гармонировать с содержанием государства. Ведь именно сочетание формы и содержания государства приводит к динамичной, эволюционной модернизации государственно-правовых институтов. Наоборот, несоответствие формы государства содержанию негативно сказывается на дальнейшем развитии самого государства. Поэтому именно гармоничное комбинирование трех элементов формы государства должно также сочетаться с содержанием самого государства, основываясь на его сущности, оформляя тем самым его правовую природу.

Однако не стоит забывать о том, что в ходе корреляции формы правления следует учитывать как ее совместимость с иными элементами формы государства, так и ее гармонию с содержанием последнего. Полагаем, что именно несоответствие формы государства, в частности формы правления, содержанию негативно сказывается на дальнейшем развитии самого государства. Так, полагаем, что несовместимо применение в государственном управлении взаимоисключающих методов – централизации и самоуправления или же демократизации способов управления и формализм при их осуществлении.

С другой стороны, изменение формы правления оказывает влияние не только на развитие (изменение) некоторых институтов государства, но и на его содержание. Изменение формы государственного правления вследствие воздействия экономических, политических, социальных, идеологических и иных факторов влечет за собой коренные преобразования сущности государства. В этом случае форма правления обретает некоторые новые черты и особенности [5, с. 589]. Так, конституционное закрепление республиканской формы правления вместо монархической в 1946 г. определило дальнейшее развитие Италии. В Непале в 2008 г. выборы в Конституционное собрание положили конец 240 годам монархии в этом гималайском королевстве.

По нашему мнению, в политико-правовых вопросах, касающихся организации публичной власти в государстве, форма и содержание выступают не просто как внутренняя и внешняя составляющая политической организации общества, а как две субстанции, оказывающие друг на друга непосредственное (перманентное) влияние и воздействие. При этом нельзя с определенной долей уверенности говорить о том, что из них является первопричиной изменчивости правовой природы государства. Форма государства и его содержание (сущность) воздействуют друг на друга в равной степени. В этом и проявляется неразрывная связь формы и содержания государства.

В Конституции 1993 года устанавливается, что Российская Федерация является правовым демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Данные характеристики послужили основой для дальнейшего развития отечественного законодательства, которое, в свою очередь, должно способствовать формированию в стране гражданского общества и построению правового государства.

Демократичность законодательства основывается на системе ценностей провозглашаемых в государстве, принципах организации публичной власти, а также политической свободе участия народа в управлении делами государства. Демократичность государства определяется степенью (возможностью) народа (избирательного корпуса) участвовать в управлении делами государства. Еще Н.М. Коркунов и Г.Ф. Шершеневич в зависимости от степени непосредственного участия народа в осуществлении функций государственного властвования выделяли чистые (непосредственные) и представительные республики. К числу непосредственных республик относятся те, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В представительных же республиках непосредственно управление осуществляется уполномоченными от народа учреждениями. А самому народу принадлежит лишь право избрания своих представителей [6, с. 271].

В ходе административной реформы произошла централизация власти и управления (введение института полномочных представителей Президента в федеральных округах, изменение порядка замещения глав субъектов Федерации, дисбаланс в разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в пользу центра, изменения избирательного законодательства и др.). Доминирование главы государства, который не включен в структуру исполнительной власти, но наделен широким перечнем характерных для нее полномочий, свидетельствует о преемственности неизжитой традиции сильной монархической власти в истории России [7, с. 345–346].

Отечественные дореволюционные ученые не раз подчеркивали сложность, некую противоречивость, самобытность российского менталитета и основанного на нем правосознания, которые оказывают непосредственное воздействие на отечественную форму государственного управления, а та, в свою очередь, на форму государственно-территориального устройства. Полагаем, что любые реформы политического и государственного устройства должны исходить из специфики менталитета и правосознания граждан, которые в своей совокупности и будут определять соответствие формы государства его содержанию. Как показывает опыт государственного строительства в России, для органов публичной власти характерным было и остается всевластие и юридическая безответственность за свои действия (бездействия), что затрудняет становление гражданского общества. Гражданин не чувствует заинтересованности властей в создании полноценных и действенных условий для его самореализации. Мы почему-то преследуем демократические идеалы, порой не понимая их истинного смысла и назначения, заимствуя зарубежный правовой опыт, не задумываясь о его последствиях.

При определении формы государства необходимо учитывать детерминирующий характер указанных выше факторов. Только в этом случае мы можем говорить о гармоничной совместимости как самих элементов формы государства – формы правления, политического режима и формы государственно-территориального устройства между собой, так и о их сочетании с содержанием государства.

Библиографический список

Алексеев Н.Н . Русский народ и государство. М., 2003.

Винниченко О.Ю. Российская государственность в контексте цивилизационного развития: учеб. пособие. 2-е изд. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2008.

Гегель Г. Политические произведения. М., 1978.

Ильин И.А. Почему мы верим в России: сочинения. М.: Эксмо, 2006.

Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: учеб. пособие. 2-е изд. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2005.

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894.

Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века: учеб. пособие. М., 2000.

Милов Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства // Менталитет и аграрное развитие России (Х I Х–ХХ вв.): материалы междунар. конф. М.,1996. С. 22.

Осипян Б.А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства // Совр. право. 2009. №1. С. 33.

Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова . М: Изд. гр. НОРМА–ИНФРА-М, 1999.

Солженицын А.И. Что нам по силам // Аргументы и факты. 2008. №5.

3. Механизм государства, его органы и их характеристика.

4. Форма государства.

1. С тех пор как человечество в ходе исторического развития стало на путь регулирования социальных связей (как внутренних, так и внешних), возник вопрос о том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. Взгляды на государство и его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества.

Теории происхождения государства отличаются множеством различных подходов к пониманию государства.

Одной из самых древних является теологическая теория. Суть ее в том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспослана человечеству свыше. Религиозные обоснования этого чудесного преобразования рода человеческого содержатся еще в библейских текстах. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении не только государства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха. Не случайно эта теория была весьма распространена в средние века. Ее ярким представителем в ХШ в. был итальянский философ и богослов Фома Аквинский. Из более близких к нам представителей этой теории можно отметить сторонника королевского абсолютизма во Франции Жозефа де Местра, который отстаивал ее вплоть до середины XIX в. В современном обществе политиков, социологов и юристов, поддерживающих подобные взгляды на государство, почти не встречается. Убежденность в божественном происхождении государства (как и всего того, что существует на Земле) есть только у религиозных, искренне верующих людей. С ними можно не соглашаться, но нельзя не уважать их точку зрения.

Не менее древней считается патриархальная теория происхождения государства. Она получила обоснование ещё в трудах Аристотеля. Согласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой — отец — становится главой государства. Отличие патриархальной теории от теологической в том, что она видела истоки власти монарха не столько в божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха. Эта теория нашла свое развитие в XVII в. во взглядах английского мыслителя Роберта Фильмера. В России ее сторонником был Н. К. Михайловский. Как бы ни была привлекательна патриархальная теория, но нет ни одного исторического свидетельства подобного пути возникновения государства. Патриархальная семья возникла вместе с государством, поэтому она никак не может быть причиной его возникновения. Хотя, безусловно, образование больших династических семей сыграло важную роль в переходе к новым организационно-управленческим способам жизнедеятельности общества. Недостаток патриархальной теории в том, что она преувеличивала роль семьи, придавала ей универсальное значение.

Наиболее теоретически обоснованной и популярной является договорная теория происхождения государства, или, тоже самое, теория общественного договора. Сторонниками этой теории были Дж. Локк и Т. Гоббс в Англии, Ж.-Ж. Руссо во Франции, Б. Спиноза в Голландии, А. Н. Радищев в России. Согласно договорной теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Получалось, что государство представляло собой сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы и своей власти особым органам управления. Значимость этой теории в том, что в ней процесс возникновения государства впервые ставится в зависимость от проявления воли людей. Но в этом же состоит ее субъективизм, поэтому люди могут захотеть, а могут и не захотеть объединиться. Теория общественного договора не давала ответа на вопрос о причинах, побуждающих людей добровольно объединяться. Кроме того, считается, что эта теория слишком идиллическая. Сомнительно, чтобы большие сообщества людей по своей воле сознательно лишали себя возможности самостоятельно решать свою судьбу, отдаваясь во власть единоличного правителя.

В XIX в. наибольшее число сторонников получает теория насилия. согласно которой все государства возникли в результате завоевания и порабощения одного народа другим. Основатель этой теории австрийский социолог Людвиг Гумплович считал, что государство создавалось для закрепления власти народа-победителя над побежденными. Подобных взглядов придерживался и Карл Каутский. Действительно, история знает много примеров образования новых государств путем завоеваний одних народов другими. Но по этой же причине многие государства распадались и исчезали, народ-завоеватель как бы растворялся (ассимилировал) в порабощенном. Таким образом, теория насилия не раскрывает сущностных причин происхождения государства, так как, хотя завоевания и отражались на социально-этнической структуре вновь созданного общества, но это были уже вторичные процессы.

Поиски ответа на вопрос о происхождении государства не были умозрительными. Большинство юристов, философов, социологов опирались на данные современной им науки. Так, например, появление в XIX в. теории Ч. Дарвина привело к тому, что биологические закономерности эволюции живых организмов стали распространять на социальные процессы. Так была сформулирована органическая теория происхождения государства, видными представителями которой являлись английский философ Герберт Спенсер и французский социолог Рене Вормс. Согласно этой теории, развитие неорганизованного первобытного общества в процессе естественного отбора и борьба за выживание приводят к объединению людей в государство, которое представляет собой живой организм.

Правительство выполняет функцию мозга, а различные слои общества — составные части организма. Идея эта не нова. Еще Платон в IV в. до п. э. сравнивал государство с разумным живым существом, а законы государства — с процессами человеческой психики. Однако также как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно напрямую применять биологические законы на развитие человеческого общества. Хотя определенное рациональное зерно в этой теории есть. Например, некоторые современные политологи считают, что органическая теория указывает на важные геополитические факторы, способствовавшие организации отдельно существующих групп людей в государство.

В XIX в. появляется психологическая теория происхождения государства, которая рассматривала эту проблему в ином аспекте. Основатели этой теории — французский социолог и криминалист Габриэль Тард и русский правовед и социолог Л. И. Петражицкий. Суть данной теории в том, что в людях заложена психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, в условиях коллективного взаимодействия. Считалось, что свойством человеческой психики является потребность подчиняться кому-либо и быть зависимым. Таким образом, предполагалось, что возникновение государства есть следствие психологических закономерностей развития человека. Понятно, что все общественные явления решаются на основе психических актов людей, однако абсолютизировать их роль нельзя. Кроме того, сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий.

Современные политологи и социологи отдельно выделяют демографический фактор, согласно которому процесс возникновения государства рассматривается в зависимости от численности и плотности проживания населения на конкретной территории.

Выделяют также психологический фактор, связанный с образом жизни того или иного народа. Так, например, кочевой образ жизни цыган в сочетании со свободолюбием объясняет отсутствие у них государственных структур. Это обстоятельство можно назвать этнографическим фактором.

Множественность теорий происхождения государства является следствием того, что до сих пор нет однозначного понимания сущности государства.

1.Государство: понятие, признаки.
2. Основные теории происхождения государства.
3. Сущность и функции государства.
4. Механизм государства.
5. Форма государства.
6.Государственная власть: понятие и структура. Понятие и
классификация органов государства в РФ.
Учебная литература:
1. Право для экономистов и менеджеров: учебник и практикум для прикладного
бакалавриата / А. П. Альбов [и др.] ; под общ.ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — М.:
Издательство Юрайт, 2014. —548 с. — Серия: Бакалавр. Прикладной курс.
2. Теория государства и права: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата /
Альбов А.П. [и др.]; Финуниверситет; Под общ.ред. А.П. Альбова, С.В. Николюкина.— М. :
Юрайт, 2016 .— 466с (Бакалавр. Прикладной курс).

3. 1.Государство: понятие, признаки

Государство – это особая организация политической власти,
располагающая аппаратом управления и принуждения, отражающая интересы
определенных социальных групп (народа) и обеспечивающая поддержание
необходимого социального порядка, опираясь на властные полномочия, принуждение
и нормы права
Признаки государства:
1.Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).
2.Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному
государству (гражданство).
3.Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную,
исполнительную и судебную.
4.Обладание суверенитетом (выделяют национальный и народный суверенитет).
5.Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций
государства.
6.Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.
7.Существование системы взимания налогов.
8.Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

4. 2. Основные теории происхождения государства

Теологическая теория - государство как упорядоченная социальная структура дано
человечеству свыше, от бога.
Патриархальная теория - неорганизованное общество преобразуется в государство
вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой – отец –
становится главой государства.
Договорная теория (теория общественного договора) - государство возникло из
соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения
порядка и организации общественной жизни.
Теория насилия - все государства возникли в результате завоевания и порабощения
одного народа другим.
Органическая теория - государство рассматривалось как живой организм.
Психологическая теория - в людях заложена психологическая потребность жить в
рамках организованного сообщества и коллективного взаимодействия, так как
свойством человеческой психики является потребность подчиняться кому-либо и
быть зависимым.
Ирригационнаю теория - обосновывает образование государства необходимостью
строительства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных странах
Историко-материалистическая теория (классовая или социально-экономическая) обозначил процесс образования государства как процесс вхождения в цивилизацию.

5. 3. Сущность и функции государства

государство является главной управляющей
системой общества, предназначенной для учета и
координации интересов различных групп населения,
для преодоления социальных противоречий внутри
страны и за ее пределами.
-
Подходы к определению сущности государства:
1. Классовый
2. Общесоциальная сущность

4. Механизм государства
Механизм государства – это система государственных
органов, институтов и организаций, взаимосвязанных
общими
принципами,
наделенных
властными
полномочиями с целью осуществления управления
обществом и защиты его основных интересов.
В структуру механизма государства входят:
1) государственный аппарат;
2) государственные учреждения;
3) государственные предприятия.

5. Форма государства
Форма государства – это совокупность его
внешних
характеристик,
определяющих
способ его организации и устройства.
Элементы:
форма правления (монархия и республика),
форма
государственного
устройства
(унитарное, федеративное, конфедерация),
форма государственного (политического)
режима
(демократический,
антидемократический).

8. 6.Государственная власть: понятие и структура. Понятие и классификация органов государства в РФ.

Общая теория государственного управления состоит из следующих необходимых
элементов:
1.целей и задач государственного управления;
2.соотношения функций управления с другими функциями государственной
деятельности;
3.взаимодействия органов государственного управления с другими органами
государства — парламентом, правительством, судами;
4.организации государственного управления и его системы;
5.роли и назначения человека в государственном управлении, т. е. значение персонала
управления.
Основными областями теории государственного управления являются:
1.персонал управления (публичная служба);
2.руководство и взаимодействие в управлении;
3.бюджет;
4.организация, планирование;
5.информация и информационные технологии;
6.законодательство.

Государственное управление (в широком
понимании)

это
регулирующая
деятельность государства в целом
Государственное управление (в узком
понимании)

это
административная
деятельность,
т.
е.
деятельность
исполнительных органов государственной
власти на уровне как Российской Федерации,
так и ее субъектов.

11. Судебная система Российской Федерации


Судебная система России — система специализированных органов
государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории
Российской Федерации.

12. Законодательные органы Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Федеральное
Собрание Российской Федерации (Парламент) является высшим
законодательным, представительным органом государственной
власти в России.
Федеральное
Собрание
Российской
Федерации
имеет
бикамеральную структуру, то есть включает в себя две составные
части – палаты. Палата народного представительства называется в
России Государственной Думой, а палата представительства
интересов субъектов федерации – Советом Федерации.

Внутреннее устройство и органы Государственной
Думы:
Председатель Государственной Думы;
первые заместители и
Государственной Думы;
заместители
Председателя
Совет Государственной Думы;
фракции;
комитеты и комиссии Государственной Думы;
межфракционные рабочие группы;
Научный совет по правотворчеству;
Аппарат Государственной Думы.

В состав Совета Федерации входят следующие органы и
должностные лица.
Должностные лица:
-
Председатель Совета Федерации;
-
первый заместитель Председателя;
-
председатели комитетов Совета Федерации;
-
первые заместители председателей комитетов;
-
заместители председателей комитетов;
-
члены комитетов.
заместители Председателя;
• Органы Совета Федерации:
-
Совет палаты;
-
комитеты Совета Федерации;
-
комиссия Совета Федерации по контролю за достоверностью
сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера, представляемых членами Совета Федерации.

Субъекты права законодательной инициативы (ст.104
Конституции)
Президент РФ,
Совет Федерации,
члены Совета Федерации,
депутаты Государственной Думы,
Правительство РФ,
законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ Суд РФ по вопросам их
ведения.

16. Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации

Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации
— органы
государственной
власти
(управления),
выполняющие
исполнительные функции государственного управления в Российской
Федерации.
Правительство Российской Федерации
Министерство
Федеральная служба
Федеральное агентство


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

Читайте также: