Что такое ротация директоров школ

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с подпунктом 35-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения ротации первых руководителей государственных организаций образования.

2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования.

Министр образования и науки
Республики Казахстан А. Аймагамбетов

Утверждены приказом
Министр образования и науки
Республики Казахстан
от 11 ноября 2021 года № 559

Правила проведения ротации первых руководителей государственных организаций образования

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения ротации первых руководителей государственных организаций образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 35-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" (далее - Закон) и определяют порядок проведения ротации первых руководителей государственных организаций образования (далее - первые руководители).

2. В настоящих Правилах используется следующее понятие:

1) ротация первых руководителей государственных организаций образования (далее - ротация) - должностные перемещения между первыми руководителями государственных организаций образования, находящихся в введении местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы.

3. Ротация первых руководителей осуществляется в пределах одного населенного пункта в соответствии с абзацем 2 пункта 5-1 статьи 44 Закона.

Глава 2. Порядок проведения ротации первых руководителей государственных организаций образования

4. Для проведения ротации первых руководителей, кадровой службой органов управления образованием области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) (далее - кадровая служба) формируется список первых руководителей, подлежащих ротации (далее - список) с указанием следующих сведений:

1) фамилия, имя, отчество (при его наличии) первого руководителя;

2) сведения о занимаемой должности;

3) сведения касательно стажа работы на занимаемой должности;

5. Список формируется ежегодно не позднее 10 числа последнего месяца квартала.

6. После составления списка кадровая служба в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней формирует отчет по показателям эффективности работы первого руководителя, утвержденным приказом № 83, полученных из Национальной образовательной базы данных (далее - НОБД).

7. Показатели эффективности работы первого руководителя включают следующие сведения:

1) количество обучающихся возглавляемой организации образования;

2) доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации;

3) информация об увеличении обучающихся и воспитанников, охваченных дополнительным образованием по сравнению с предыдущим годом;

4) информация о динамике качества знаний, количество выпускников, получивших знак "Алтын белгi";

5) доля выпускников, поступивших в организации технического и профессионального, послесреднего образования, высшие учебные заведения (для специализированных организаций образования - поступление для обучения на бюджетной основе);

6) количество воспитанников/обучающихся, ставших победителями (призерами) областных, республиканских, международных олимпиад, конкурсов, соревнований;

7) наличие у первого руководителя сертификата о курсах повышения квалификации в области менеджмента;

8) наличие разработанных программ, учебно-методических комплексов, методических рекомендаций/пособий под руководством первого руководителя, одобренных учебно-методическим советом;

9) применение первым руководителем инновационно-экспериментальной деятельности, участие в социальных/образовательных проектах, влияющих на повышение качества обучения;

10) доля педагогов с высшим профессиональным образованием от общего количества педагогов организации образования;

11) доля педагогов, имеющих ученую/академическую степень;

12) доля педагогов, имеющих квалификационную категорию "педагог-исследователь", "педагог-мастер" от общего количества педагогов организации образования;

13) количество педагогов, ставших победителями/призерами конкурсов профессионального мастерства.

8. В случае отсутствия сведений в НОБД, указанных в пункте 7 настоящих Правил, кадровая служба в течение 1 (одного) рабочего дня направляет запрос о представлении информации по электронной почте в организацию образования.

9. Кадровая служба в течение 2 (двух) рабочих дней со дня формирования отчета и получения дополнительной информации, формирует электронное портфолио на каждого первого руководителя и направляет на рассмотрение комиссии, создаваемой актом управления образования области, города республиканского значения и столицы.

10. Комиссия состоит из 5 (пяти) человек, в том числе председателя, избираемого из числа членов комиссии. В состав комиссии входят представители управления образования области, города республиканского значения и столицы, отделов образования района (города областного значения), методических кабинетов (центров), средств массовой информации, общественных объединений в сфере образования.

Секретарь комиссии организует заседания комиссии, не является ее членом.

Заседание комиссии оформляется протоколом, подписанным председателем, членами комиссии, присутствовавшими на заседании, а также секретарем.

Заседание комиссии считается состоявшимся, а его решение правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей членов от общего состава комиссии.

Решение комиссии принимается простым большинством голосов путем открытого голосования. При равенстве голосов, голос председателя является решающим.

11. Комиссия в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней рассматривает представленное кадровой службой портфолио по каждому первому руководителю и принимает одно из следующих решений:

1) о проведении ротации между первыми руководителями в пределах должности;

2) об отказе в проведении ротации между первыми руководителями в пределах должности.

Принятое решение в течение 7 (семи) рабочих дней направляется секретарем комиссии в кадровую службу.

12. Решение комиссии принимается для первого руководителя, находящегося на занимаемой должности 4 (четыре) года со дня его назначения на должность в данной организации образования с учетом рассмотрения комиссией портфолио первого руководителя. Комиссия принимает решение о ротации или первый руководитель продолжает работать в рамках трудового договора.

При этом, максимально допустимый срок пребывания первого руководителя на занимаемой должности в одной организации образования не превышает семи лет. Первые руководители, находящиеся на занимаемой должности семь и более лет, подлежат ротации.

13. Кадровая служба письменно уведомляет первого руководителя о предстоящей ротации не позднее, чем за 30 (тридцать) календарных дней до проведения ротации.

14. По истечении срока уведомления орган управления образованием области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) издает акт о назначении первого руководителя на должность в порядке перемещения сроком на 5 (пять) лет.

15. При ротации первых руководителей имеющаяся квалификационная категория ротируемого сохраняется до истечения ее срока действия.


Руководителям учебных заведений нельзя больше позволять долго сидеть на одном месте. В акции примут участие первые руководители общественных организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего и дополнительного образования. Правила определяют порядок передачи между ними.

Только директора, которым до выхода на пенсию осталось 3 года, освобождаются от ротации. Для этого им необходимо написать заявление.

Аттестацию директора проводит кадровая служба департамента образования регионов и трех мегаполисов. Оценка директора зависит от качества преподавания и воспитательной деятельности в школе, которой он управляет, уровня образования учащихся.

Всем директорам будет предоставлена ​​возможность отказать в переводе один раз.

Если Вы стали очевидцем или участником интересного события и хотите поделиться этим, то отправляйте информацию на электронную почту или WhatsApp:
Почта Телефон (WhatsApp)

Комментариев на новость В Казахстане заменят всех директоров школ: 16

Директора низкого уровня , можео понять по насождениям вокруг школ. Теретории школ превратили в свалку .

Очень справедливое решение.Особенно поменять надо в обласных центрах.Сидят безграмотные ,не дают работать молодым специалистам.Особенно в селе Узын-Агаш школа Т.Рыскулова

Колледжи Казахстана в общем зачете ведут подготовку кадров по нескольким сотням квалификаций.
Программа развития ТиПО до 2025 года подразумевает профилизацию колледжей городов и регионов, ссылаясь на то, что в регионе может быть только один колледж определенного профиля.
С нашей точки зрения для того, чтобы провести ротацию руководителей ТиПО необходимо как минимум два колледжа одного профиля. А также, чтобы у обоих директоров срок работы в колледже был не менее 5-7 лет.
Получается, что, если нет схожего по профилю второго колледжа, или же директор второго колледжа еще не отработал в нем 5-7 лет, то ротация будет проводиться между директорами колледжей разного профиля.
Необходимо отметить, что руководители колледжей имеют высшее образование по педагогическому направлению или техническое по соответствующему профилю учебного заведения, что значительно отличается между собой.
Этот фактор значительно будет влиять на работу колледжей в целом, так как руководитель должен понимать техническую сторону: процессы эксплуатации производственной техники, технологии выполнения производственных работ и тд.
По проекту в случае отказа от ротации руководитель обязан освободить занимаемую должность. Идет явное нарушение конституционных прав как человека, т.е. дискриминация директоров колледжей. У руководителей нет возможности для отказа вне принуждения.
В случае проведения ротации, есть большая вероятность, что новый руководитель будет подбирать новый руководствующий состав под свой лад.
Таким образом, ротация создаёт предпосылки к побуждению действий коррупционного характера, как со стороны директора относительно которого идёт речь, так и со стороны руководителя принимающего решение по данному вопросу, что не соответствует антикоррупционной политике.
В данное время по республике запущен процесс передачи колледжей в доверительное управление. На примере Туркестанской области: В 2020 году в доверительное управление частным компаниям было передано четыре колледжа, в 2021 году запланирована передача восемнадцати колледжей, в последующем планируется передача всех государственных колледжей на доверительное управление.
Бизнес сообщество заинтересовано, чтобы руководство колледжами было возложено на директоров имеющих высшее образование соответствующее профилю учебного заведения.
Также, хотим отметить, что при доверительном управлении доверительный управляющий сам утверждает кандидатуру на должность директора колледжа. Таким образом, ротация директоров колледжей при доверительном управлении будет не уместна.
Процесс ротации руководителей государственных ведомств зарекомендовал себя с положительной стороны у трех ветвей власти казахстана в соответствии с антикоррупционной политикой государства.
Деятельность трех ветвей власти казахстана никак не совпадает со сферой деятельности Технического и профессионального, послесреднего образования, так как у них разные направления.
Считаем, что ротация руководителей колледжей казахстана- процесс преждевременный и не уместный.

Канатбек Балтабаевич Досалиев
04 июня, 2021 в 15:24
Ответить

Идея сама по себе неплохая, хотя и спорная… было бы правильным опробовать подобную ротацию на областных управлениях образования запустив сначала для них пилотный проект сроком лет на пять… а уже по его результатам рекомендовать ротацию, иле не рекомендовать в коллективы школ…

Институт ротации и курсы менеджмента: О новых требованиях к директорам школ в Казахстане

В своем обращении он отметил, что на самом деле − это результат кропотливой работы, которую МОН РК больше года проводило совместно с директорами школ, завучами, педагогами и экспертами.

Во-первых, теперь исполнять обязанности директора школы будет возможно только на срок не более трех месяцев и не более одного раза. За этот период должен быть проведен конкурс, и назначен новый руководитель.

Глава МОН РК добавил, что на сегодняшний день в стране более 700 вакансий на должность руководителя школы, обязанности которых сейчас выполняют и.о.

Во-вторых, правилами будет регламентировано назначение на временно вакантную должность директора (декрет, учеба и т.д.). В этих случаях руководитель организации также будет определяться через конкурс, а не путем прямого назначения.

В-третьих, проводить конкурс на должность директора теперь будут не районные, а областные управления образования.

Сам конкурс будет проходить в несколько этапов:

  • подача кандидатами документов на позицию директора;
  • оценка кадровой службой управления образования соответствия кандидата квалтребованиям, допуск к участию в конкурсе;
  • электронное тестирование кандидатов (тесты по управленческим компетенциям, знанию педагогики, психологии, законодательства РК);
  • защита плана развития школы перед попечительским советом учебного заведения (при условии успешной сдачи тестирования);
  • собеседование в управлении образования (допускаются кандидаты, успешно защитившие планы развития школ перед попечительским советом).

Уточняется, что в составы попечительских советов входят родители, ветераны педтруда, общественники, представители НПО.

Асхат Аймагамбетов сообщил, что о согласовании кандидатов с попечительским советом было много споров. МОН РК учло этот момент и теперь попечительский совет должен будет согласовать не менее двух кандидатов на должность директора. Если будет меньше, то конкурс считается несостоявшимся и объявляется заново.

В случае, если попечительский совет два раза выбрал менее двух кандидатов, и получается, что конкурс дважды считается несостоявшимся, то на следующий этап проходят все участвующие кандидаты. Это сделано для того, чтобы работала система сдержек и противовесов.

Во-первых, будущие директора в обязательном порядке должны пройти курсы по менеджменту и иметь соответствующий сертификат.

Во-вторых, на должность директора могут назначаться профессиональные педагоги, которые имеют стаж руководящей работы в качестве завуча, а общий педагогический стаж должен составлять не менее 5 лет.

В-третьих, последние два года перед назначением претендент должен работать в сфере образования.

Этот пункт введен из-за того, что ранее имелась практика, когда на должность директора школы назначали людей, которые имеют требуемый опыт работы и педстаж, но последние годы не работали в сфере образования. Зачастую это работники сельских акиматов или иных госорганов, которые лет 20 назад были учителями или даже директорами школ и спустя годы назначаются руководителями при том, что они не знают реалий современного образования и произошедших изменений.

В-четвертых, одно из новшеств – это создание кадрового резерва.

Кандидаты, которые успешно прошли первые два этапа (тестирование и согласование с попечительским советом), но не прошли собеседование в управлении образования, теперь могут быть зачислены в резерв на один год. Это дает им право без повторного тестирования и собеседования по согласованию с попечительским советом школы быть назначенными на должность директора в течение года.

В-пятых, с этого года будет внедрен институт ротации директоров.

Ранее Аймагамбетов разъяснил порядок назначения на должность, систему повышения квалификации и оплаты труда, а также процедуру аттестации директоров школ.

Также стало известно, что теперь педагог будет проходить конкурсный отбор, чтобы трудоустроиться на работу в школу.


Руководителям учебных заведений нельзя больше позволять долго сидеть на одном месте. В акции примут участие первые руководители общественных организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего и дополнительного образования. Правила определяют порядок передачи между ними.

Только директора, которым до выхода на пенсию осталось 3 года, освобождаются от ротации. Для этого им необходимо написать заявление.

Аттестацию директора проводит кадровая служба департамента образования регионов и трех мегаполисов. Оценка директора зависит от качества преподавания и воспитательной деятельности в школе, которой он управляет, уровня образования учащихся.

Всем директорам будет предоставлена ​​возможность отказать в переводе один раз.

Если Вы стали очевидцем или участником интересного события и хотите поделиться этим, то отправляйте информацию на электронную почту или WhatsApp:
Почта Телефон (WhatsApp)

Комментариев на новость В Казахстане заменят всех директоров школ: 16

Директора низкого уровня , можео понять по насождениям вокруг школ. Теретории школ превратили в свалку .

Очень справедливое решение.Особенно поменять надо в обласных центрах.Сидят безграмотные ,не дают работать молодым специалистам.Особенно в селе Узын-Агаш школа Т.Рыскулова

Колледжи Казахстана в общем зачете ведут подготовку кадров по нескольким сотням квалификаций.
Программа развития ТиПО до 2025 года подразумевает профилизацию колледжей городов и регионов, ссылаясь на то, что в регионе может быть только один колледж определенного профиля.
С нашей точки зрения для того, чтобы провести ротацию руководителей ТиПО необходимо как минимум два колледжа одного профиля. А также, чтобы у обоих директоров срок работы в колледже был не менее 5-7 лет.
Получается, что, если нет схожего по профилю второго колледжа, или же директор второго колледжа еще не отработал в нем 5-7 лет, то ротация будет проводиться между директорами колледжей разного профиля.
Необходимо отметить, что руководители колледжей имеют высшее образование по педагогическому направлению или техническое по соответствующему профилю учебного заведения, что значительно отличается между собой.
Этот фактор значительно будет влиять на работу колледжей в целом, так как руководитель должен понимать техническую сторону: процессы эксплуатации производственной техники, технологии выполнения производственных работ и тд.
По проекту в случае отказа от ротации руководитель обязан освободить занимаемую должность. Идет явное нарушение конституционных прав как человека, т.е. дискриминация директоров колледжей. У руководителей нет возможности для отказа вне принуждения.
В случае проведения ротации, есть большая вероятность, что новый руководитель будет подбирать новый руководствующий состав под свой лад.
Таким образом, ротация создаёт предпосылки к побуждению действий коррупционного характера, как со стороны директора относительно которого идёт речь, так и со стороны руководителя принимающего решение по данному вопросу, что не соответствует антикоррупционной политике.
В данное время по республике запущен процесс передачи колледжей в доверительное управление. На примере Туркестанской области: В 2020 году в доверительное управление частным компаниям было передано четыре колледжа, в 2021 году запланирована передача восемнадцати колледжей, в последующем планируется передача всех государственных колледжей на доверительное управление.
Бизнес сообщество заинтересовано, чтобы руководство колледжами было возложено на директоров имеющих высшее образование соответствующее профилю учебного заведения.
Также, хотим отметить, что при доверительном управлении доверительный управляющий сам утверждает кандидатуру на должность директора колледжа. Таким образом, ротация директоров колледжей при доверительном управлении будет не уместна.
Процесс ротации руководителей государственных ведомств зарекомендовал себя с положительной стороны у трех ветвей власти казахстана в соответствии с антикоррупционной политикой государства.
Деятельность трех ветвей власти казахстана никак не совпадает со сферой деятельности Технического и профессионального, послесреднего образования, так как у них разные направления.
Считаем, что ротация руководителей колледжей казахстана- процесс преждевременный и не уместный.

Канатбек Балтабаевич Досалиев
04 июня, 2021 в 15:24
Ответить

Идея сама по себе неплохая, хотя и спорная… было бы правильным опробовать подобную ротацию на областных управлениях образования запустив сначала для них пилотный проект сроком лет на пять… а уже по его результатам рекомендовать ротацию, иле не рекомендовать в коллективы школ…

Читайте также: