Что такое общество правовой всеобуч 6 класс казахстан

Обновлено: 25.06.2024

Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Общество – это совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Государство – это основной политический институт общества, осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Знания – это система представлений человека о законах природы, обществе, о самом себе.

Общество – это совокупность людей, объединенных способом производства материальных благ на определенной ступени исторического развития, определенными производственными отношениями.

Обществознание, как учебный предмет, учит на основе знаний формировать собственное отношение к людям и их взаимоотношениям, к природе и государству в целом.

Обществознание включает знания из других отраслей науки: философия, социология, политология, этика, история, экономика.

Знания, полученные в результате изучения обществознания, помогут вам найти своё место в мире, увидеть возможности реализации своих способностей.

1) Познавательная – это познание и понимание общественной деятельности, формирование представления о развитии общества.

2) Методологическая – это разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.

3) Образовательная – это формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.

4) Практическая – это разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.

Обществознание - не единственный предмет, который изучает общество. Также с изучением общества тесно связаны такие науки, как:

- Этнография и др.

В этом году в рамках курса обществознания вы узнаете, чем именно человек отличается от животного, что такое наследственность и индивидуальность, кого называют личностью и в чем заключаются основные потребности человека. Также узнаете, что называют деятельностью, каким бывает труд, все об образовании, самооценке и самосознании, о межличностных отношениях и их особенностях, о роли чувств в отношениях между людьми, о социальных группах, лидерах и многое другое.

Давайте познакомимся с ключевыми понятиями, с которыми вам предстоит встретиться.

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Первые люди появились около 2,5 млн. лет назад, с тех пор человек не перестает совершенствоваться как внутренне, так и внешне. Изучением человека занимается множество наук. Условно их можно разделить на прикладные и теоретические. Отличие прикладных наук в том, что открытия и исследования в таких науках имеют прямую ориентацию на практику. Примеры прикладных наук: генетика, социология, селекция.

Вы непосредственно являетесь членами разных обществ: например, одноклассников, учеников определенной школы, жителей одного квартала, города, страны и т.д.

Любое общество обладает следующими признаками:

  • Целостность (взаимодействие отдельных субъектов общества, объединенных общими целями, направленными на достижение общих интересов);
  • Устойчивость (способность сохранять текущее состоянии при влиянии внешних воздействий);
  • Динамичность (возможность развиваться).

Выделяют следующие функции общества:

  • Репродуктивная (то есть рождение новых членов общества);
  • Производственная (производство материальных и духовных благ);
  • Регулирующая (установление правил поведения людей в обществе);
  • Социализирующая (получение человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • Социальную (народы, нации, классы и т.д.);
  • Экономическую (производительные силы, производственные отношения);
  • Политическую (государство, партии);
  • Духовную (религия, мораль, наука, образование).

Человеческое общество оказывает на природу и положительное и отрицательное влияние. К положительному влиянию можно отнести очистку водоемов, создание заповедников. А к отрицательному - вырубку леса, браконьерскую деятельность.

Все мы, живущие в нашей стране, являемся гражданами своего государства.

Государство – основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.

Каждое государство обладает такими признаками, как территория, суверенитет (независимость), население, органы управления, право, правоохранительные органы, армия, система налогов.

Какие же функции исполняет государство или проще говоря для чего оно так необходимо обществу?

Во-первых, это налаживание жизни внутри общества (например, строительство дорог, развитие образования, медицины, поддержание порядка во всех областях жизнедеятельности).

Во-вторых, это внешние функции, к которым относятся оборона страны, налаживание экономических и культурных связей с другими государствами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между функциями обществознания.

1) Разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.

2) Формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.

3) Разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.

А. Методологическая функция. Б. Практическая функция. В. Образовательная функция.

Ответ: 1-А 2-В 3- Б

Методологическая функция обществознания заключается в разработке общих подходов и методов изучения общественных явлений.

Практическая функция обществознания заключается в разработке принципов и способов деятельности людей в обществе.

Образовательная функция обществознания отвечает за формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.

Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы узнать какое самое маленькое государство в мире.

Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

1. Регламентирующая функция общества означает установление правил поведения людей в обществе.

Правовой всеобуч

Что мы понимаем под правовой культурой? Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры - это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Позитивное развитие правосознания на наш взгляд положительно влияет на оформление правовой культуры.

Разъяснение особенностей применение права и правовых норм среди учащихся, и педагогов, в том числе среди родителей является необходимостью в условиях реформирования всех сторон общественной жизни. Среди учащихся, требуется вести постоянную работу по профилактике правонарушений. Недостаточные знания прав и обязанностей имеет множество последствий, как для самого человека, так и для общества. Не обладающий правовой культурой человек легко становиться объектом манипулирования, обмана, также такой человек более склонен (осознанно или неосознанно) к совершению противоправных действий, накалять криминальную обстановку в обществе.

Когда речь идет о правовой культуре молодежи, то, как известно, ответственность за ее формирование лежит не только на самом человеке и его семье, но и на государстве.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВОВОМ ВСЕОБУЧЕ В ГУ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №1

I. Общие положения

  1. Правовой всеобуч - это система правовой пропаганды и правового воспитания учащихся, педагогов, родителей.
  2. Настоящее Положение определяет цели, принципы и порядок проведения правового всеобуча в ШЛ №1.
  3. Цель правового всеобуча - повышение правовой культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование традиции уважения к закону.
  4. Правовой всеобуч решает следующие задачи:

1) осуществление правового обучения, повышение правовой культуры учащихся, педагогов, родителей; юридической осведомленности и знаний законодательных актов, мер ответственности за их нарушения;

2) разъяснение, своевременное доведение требований Конституции Республики Казахстан, законов, приказов Министерств и иных правовых актов до учащихся, педагогов, родителей.

  1. Основными принципами правового всеобуча являются:
  • всеобщность;
  • системность;
  • непрерывность;
  • заинтересованность в получении правовых знаний и обязанность администрации, педагогического коллектива обеспечить реализацию возможности их получения;
  • индивидуальность (учет возрастных особенностей, категории слушателей).

II. Организация правового всеобуча

  1. Администрация школы обеспечивает разработку методических рекомендаций, тематических планов обучения с учетом возрастных особенностей и категорий.
  2. В работе по организации правового всеобуча привлекаются работники юридических служб, государственных комитетов.
  3. Администрации школы осуществляет оформление стенда на правовую тему, классные руководители 1-11 классов - уголков.
  4. Общее руководство и контроль за организацией правового всеобуча, методическое руководство осуществляет администрация школы.

III. Порядок проведения правового всеобуча

  1. Правовой всеобуч предусматривает правовое обучение по следующим группам: первая группа – учащиеся 1-11 классов; вторая группа- родители.

Обеспечение явки слушателей и занятий возлагаются на классных руководителей. Разработка учебно-тематического плана возлагается на администрацию школы, разработка тематических занятий возлагается на руководителя лекторской группы (согласно приказа).

Третья группа – педагоги.

Обеспечение явки слушателей возлагается на администрацию школы.

Разработка учебно-тематического плана, тематических занятий возлагается на администрацию школы.

  1. Правовой всеобуч для учащихся осуществляется путем:
  • проведения еженедельных 15-минутных занятий; лекций, классных часов;
  • организации круглого стола по изучения вопросов права и законности;
  • в иной форме, в соответствии с поступившими предложениями.
  1. Правовой всеобуч для педагогов осуществляется путем:
  • проведения лекций 1 раз в четверть;
  • организации круглого стола по изучения вопросов права и законности;
  • разработка и доведение до пед. коллектива памяток, рекомендаций по принятым нормативным правовым актам;
  • регулярной самостоятельной работы каждого педагога по изучению законодательства Республики Казахстан и практики его применения;
  • в иной форме, в соответствии с поступившими предложениями.
  1. Правовой всеобуч для родителей осуществляется путем:
  • проведения лекций 2 раз в год;
  • организации круглого стола по изучения вопросов права и законности;
  • разработка и доведение до родительской общественности памяток, рекомендаций по принятым нормативным правовым актам;
  • в иной форме, в соответствии с поступившими предложениями.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ ВСЕОБУЧУ

– Приготовились – руки подняли вверх. Все дружно скажем:

Быть людьми хорошими – ты нас научи!

- Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!

Проводим открытый классный час и у нас сегодня гости– посмотрите.

- Давайте вспомним, о чем мы с вами беседовали на предыдущих классных часах (ответы детей…/Правила поведения на улице, дома, знаем правила поведения на дорогах,…/)

- А что еще может нас волновать сегодня? (ответы детей…) /Правила поведения детей в школе, на уроке

- Так, какая главная проблема у нас с вами? (ответы ребят)

- Давайте назовём тему нашей беседы на классном часе

(Правила поведения в школе ) -

- Ребята, сегодня поговорим о том, как нужно вести себя в школе..

- Скажите, что вам не нравится в поведении ребят, в нас? (ответы ребят)

- Давайте посмотрим сценку (обыгрывают ученики 5 кл.)

Учительница объясняет ребятам новую тему. В это время открывается дверь и вбегает Карина . Запыхавшаяся Карина:

- Я встретила Дашу. Она с мамой ездила в Египет. Это так интересно и здорово!

- Садись Маша! – сказала учительница и нахмурилась.

- Ребята, вы заметили ошибки в поведении, которые допустила Маша? (ответы детей…)

- Да, Маша допустила несколько ошибок:

- Во-первых, она опоздала на урок. Это не принято.

- Значит, есть определенные правила поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах. И одно из этих правил: не опаздывать.

- Почему нельзя опаздывать на уроки?

(ответы ребят…: - опоздавший прослушал начало урока и не начал работать

вместе со всеми;

- войдя в класс с опозданием, помешал всему классу.

- Значит, опаздывать никуда нельзя. Это невежливо.

- Кто знает, что такое ЭТИКЕТ?

- Этикет (слово французского происхождения) - это правила

поведения и речи.

- Этикет требует, чтобы человек вёл себя в соответствии с нормами,

принятыми в обществе.

- Что значит быть вежливым? (соблюдать правила этикета)

- Соблюдать правила этикета, это значит быть вежливым.

- Найдите это слово. (Дети находят и приклеивают на ватман)

- Соблюдать правила этикета сложно? (ответы д6етей - нет)

- Значит, пришёл - надо… (поздороваться), ушёл -…

- Давайте подумаем, как должна была поступить Маша? (ответы

детей… - извините- наклеивают на ватман)

- А у нас есть такие проблемы в классе? (ответы детей…)

- А как мы себя ведем после звонка с урока? (ответы детей…)

- Почему нельзя бегать по коридору во время перемены?

(ответы детей… , находят и наклеивают правило «не бегать

по коридору на перемене)

- Какие еще правила можно применить в школе?

Соблюдать порядок и чистоту (наклеиваем на ватмане)

в классе, коридорах, на территории школы, туалетах и т.д.

- А какой должен быть внешний вид школьника?

(Ответы детей… - следить за своим внешним видом -

наклеивают правило на ватмане)

Притчи – это элемент народного творчества.

Через притчи можно осознать, что все мы одинаковы и делить нам нечего.
Притчи могут многое объяснить в поведении и стремлениях окружающих нас людей.

Ребята, послушайте притчу:

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил мастер.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь.
И тогда Учитель взял его в ученики.

- Чему учит эта притча? (ответы детей…)

- Итак, подведём итог:

Каким должен быть каждый из нас?

(Быть вежливым человеком, добрым,. отзывчивым)

(дети читают). Этот словарь повесим в уголок класса.

- А теперь каждый пожелайте друг другу хорошие вежливые слова…

Как хорошо и как приятно

Всем говорить слова:

До встречи скорой!

И перед тем, как нам расстаться

Я хочу Вам пожелать:

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаёмся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!

До свидания! До новых встреч!

- На следующий час всеобуча подумайте о правилах поведения в общественных местах.

16.09.14- 23.09.14 Основные права ребенка. Декларация прав ребенка.

-Познакомить детей с Конвенцией о правах ребёнка;

-формировать осознанное отношение к соблюдению прав и обязанностей человека;

-учить детей контролировать свои поступки.

Вступительное слово учителя

На земле существует много стран и государств. У них есть правительства. Все они объединились в Организацию Объединённых Наций (ООН). Часто они спорят между собой, принимают различные решения и просто разговаривают друг с другом.

Однажды, поговорив о детях всей Земли, люди приняли решение о правах детей. Это решение назвали Конвенцией. В Конвенции речь идёт о том, чтобы у детей нашей планеты были одинаковые права. Вы удивитесь: какие права могут быть у ребёнка? Да! У ребёнка есть права! Только сами дети об этом ничего не знают.

Человек не потому имеет права, что он прав. Если вы скажете, что 1 + 1 = 2, то вы в этом правы. Но это не есть право!

Право на самом деле – это нечто такое, что вам положено. Это то, что никто не сможет у вас отнять. Никакой закон не сможет вам запретить дышать. Если бы кто-то захотел помешать вам дышать, то он совершил бы по отношению к вам противоправное действие. За соблюдением законов следит милиция. Все права детей записаны в документе. Он называется Всеобщей Декларацией прав человека.

ДЕКЛАРАЦИЯ – это основные правила, к которым стремится государство.

(Демонстрация прав на слайдах)

Ситуации из сказок. Узнайте сказку по картинке (на слайде)

Вывод: жестокая женщина нарушила права ребёнка: она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности.

Вывод: запрещены похищения детей и торговля ими. Дети – не вещи, это люди, а люди не принадлежат никому.

Вывод: злая мачеха нарушила право ребёнка на отдых, запретив золушке ехать на бал. К тому же, заставляла работать.

Вы уже поняли, что дети имеют различные права: на отдых, на учёбу, на жизнь. Эти права изображены знаками – запрещающими и разрешающими. Предлагаю вам сыграть в игру. Я буду говорить о каком –то праве, а вы находить соответствующий знак и показывать его.

Посмотрите на этот знак:

Человек поднял флаг

Слушать мнение ребёнка …..( разрешается).

Вот в углу стоит ребёнок,

Бить, наказывать ребёнка строго….(запрещается).

Эта грань обозначает:

Мать с ребёнком разлучают.

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел, лечиться.

Вот ребёнок груз несёт,

В детстве тяжкая работа

Этот слабый горбит спину

Перед сильным преклоняется

Быть рабом у господина

Другого за руку держать,

Не за цвет кожи уважать,

Под общим солнцем в мире жить,

Со всеми расами дружить

Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня очень хорошо пообщались. Вы живёте не одни, а среди людей. Поэтому, учитесь поступать правильно:

Умейте выслушивать друг друга;

Говорите всегда только правду;

Радуйтесь успехам друга.

(Имеется презентация занятия)

30.09.14- 07.10.14 Право выражать своё мнение.

обобщить знания учеников о личных правах человека;

познакомить учащихся с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией о правах ребёнка;

помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей – нет прав;

способствовать осознанию ответственности за свои права;

формировать положительное отношение к правам других.

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Давным - давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что хорошо? Что плохо? Почему так можно делать, а так нельзя? И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, путем международных переговоров, в битвах, в войнах.

И когда в 1945 году закончилась вторая мировая война - самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты решать мирным путём. Именно с этой целью в октябре 1945 г была создана Организация Объединенных наций (ООН). В 1948 году государства входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека, где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: