Что такое экологическая информация с точки зрения права
Обновлено: 13.05.2024
Значимость экологической информации достаточно велика.
Информационное обеспечение- совокупность взаимосвязанных процессов, направленных на производство и потребление информации. Это хранение, переработка, использование информации, систематизации, анализ, предоставление.
Субъекты информационных отношений все те лица, которые по роду деятельности причастны к информационным процессам. Граждане, государственные органы, хозяйствующие субъекты заинтересованы в получении такой информации.
Объектом эколого-информационных отношений является сама экологическая информация. Легального определения нет, т.к. в этом нет большой необходимости. Дать четкое определение такой информации сложно. Трудно также выяснить, какая информация не является экологической. Видов в составе экологической информации довольно много.
Экологическая информации- это массив сведений, относящихся к окружающей среде и её охране. Такую информацию можно подразделить на 2 вида:
1) Информация о состоянии природных объектов и о окружающей природной среде в целом;
2) Информация о деятельности (например,информация о воздействии на окружающую среду).
Информация каждого вида состоит из своих компонентов. Например, информация о состоянии окружающей среды включает информацию о состоянии вод, почв, особо охраняемых природных территорий.
Информация второго вида включает сведения о выбросах, сбросах, о видах природопользования, землепользования, водопользования, сведения о государственной экологической политики, сведения об организации соответствующих функций.
Особый вид экологической информации- это информация о состоянии здоровья населения в зависимости от состояния природной среды. По данным ВОЗа 25%- вклад состоянии окружающей среды в состояние здоровья населения.
Правовое понимание экологической информации включает ряд признаков экологической информации:
1) Социально-значимый характер (особенно, это касается информации о ЧС).
2) Значимость экологической информации.
Любая деятельность по воздействию на экологическую деятельность невозможна без информации об окружающей среде ;
3) Экологическая информация является частью государственных информационных ресурсах: информация, содержащаяся в государственных информационных системах и иная информация, которая есть у других гос органов.
4) Открытость и общедоступность экологической информации;
5) Преобладание публично-правовых начал в регулировании эколого-информационных отношений. Публичность предопределяет и объясняет их особенности:
a) Запрет на отнесение информации о состоянии окружающей среды к категории информации ограниченного доступа;
b) Ограничение имущественных прав обладателей экологической информации.
Лица, собирающие информацию о состоянии окружающей среды, обязаны предоставлять такую информацию в уполномоченные органы. Это могут быть самые разные ю.л.
Хозяйствующие субъекты осуществляют производственный контроль. Лица, которые обнаруживают ЧС, обязаны дать такую информацию в уполномоченные органы.
Гос органы-распорядители фондов экологической информации не являются монопольными собственниками этой информации. В этом тоже можно найти ограничение их прав.
Принципы регулирования эколого-правовых отношений:
1) Свобода и законность поиска получения и распространения экологической информации;
2) Открытость экологической информации; Гласной и открытой является информация в сфере защиты населения и территории в ЧС.
3) Запрет на ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды. Не подлежат отнесению к гос тайне сведения о состоянии экологии. Это не совсем верно, т.к. нужно говорить о сведениях о состоянии окружающей среды. Однако, это не исключает конфликтности между нормами: сведения, составляющие гос тайну, могут содержать сведения о состоянии окружающей среды. В определенных ситуациях нужно принимать решения на основе взвешивания интересов. Например, происходит авария в войсках с выбросом химических веществ.
Т.е. сведения об экологической безопасности могут быть отнесены к гос. тайне.
Есть служебная информация ограниченного распространения в ФОИВ- ПП от 3 ноября 2004 №1233. Не могут быть отнесены к ним сведения о ЧС, опасных природных явлениях и процессах, а также экологическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация.
Необходимость закрытия информации должна быть обоснована соответствующей стороной.
4) Доступность информационных ресурсов. Экологическая информация должна предполагаться открытой. В этом и принцип доступности.
По условиям платности различается общая и специализированная информация. Есть ПП от 15 ноября 1997 года- описание информации общего назначения, которая предоставляется бесплатно. Специализированная информация предоставляется платно.
5) Своевременность предоставления информации.
Нет специальных сроков. В случае обращения граждан действует месячный срок.
В случаях экстренных событий Росгидромед и МЧС обязаны сообщать соответствующую информацию населению.
6) Достоверность и полнота представляемой информации
Достоверность принадлежит к числу оценочных понятий. Уровень достоверности зависит от технической оснащенности. Гарантия достоверности служит установлением административной ответственности. Если существует угроза причинения вреда здоровью, то может быть и уголовная ответственность.
Значимость экологической информации достаточно велика.
Информационное обеспечение- совокупность взаимосвязанных процессов, направленных на производство и потребление информации. Это хранение, переработка, использование информации, систематизации, анализ, предоставление.
Субъекты информационных отношений все те лица, которые по роду деятельности причастны к информационным процессам. Граждане, государственные органы, хозяйствующие субъекты заинтересованы в получении такой информации.
Объектом эколого-информационных отношений является сама экологическая информация. Легального определения нет, т.к. в этом нет большой необходимости. Дать четкое определение такой информации сложно. Трудно также выяснить, какая информация не является экологической. Видов в составе экологической информации довольно много.
Экологическая информации- это массив сведений, относящихся к окружающей среде и её охране. Такую информацию можно подразделить на 2 вида:
1) Информация о состоянии природных объектов и о окружающей природной среде в целом;
2) Информация о деятельности (например,информация о воздействии на окружающую среду).
Информация каждого вида состоит из своих компонентов. Например, информация о состоянии окружающей среды включает информацию о состоянии вод, почв, особо охраняемых природных территорий.
Информация второго вида включает сведения о выбросах, сбросах, о видах природопользования, землепользования, водопользования, сведения о государственной экологической политики, сведения об организации соответствующих функций.
Особый вид экологической информации- это информация о состоянии здоровья населения в зависимости от состояния природной среды. По данным ВОЗа 25%- вклад состоянии окружающей среды в состояние здоровья населения.
Правовое понимание экологической информации включает ряд признаков экологической информации:
1) Социально-значимый характер (особенно, это касается информации о ЧС).
2) Значимость экологической информации.
Любая деятельность по воздействию на экологическую деятельность невозможна без информации об окружающей среде ;
3) Экологическая информация является частью государственных информационных ресурсах: информация, содержащаяся в государственных информационных системах и иная информация, которая есть у других гос органов.
4) Открытость и общедоступность экологической информации;
5) Преобладание публично-правовых начал в регулировании эколого-информационных отношений. Публичность предопределяет и объясняет их особенности:
a) Запрет на отнесение информации о состоянии окружающей среды к категории информации ограниченного доступа;
b) Ограничение имущественных прав обладателей экологической информации.
Лица, собирающие информацию о состоянии окружающей среды, обязаны предоставлять такую информацию в уполномоченные органы. Это могут быть самые разные ю.л.
Хозяйствующие субъекты осуществляют производственный контроль. Лица, которые обнаруживают ЧС, обязаны дать такую информацию в уполномоченные органы.
Гос органы-распорядители фондов экологической информации не являются монопольными собственниками этой информации. В этом тоже можно найти ограничение их прав.
Принципы регулирования эколого-правовых отношений:
1) Свобода и законность поиска получения и распространения экологической информации;
2) Открытость экологической информации; Гласной и открытой является информация в сфере защиты населения и территории в ЧС.
3) Запрет на ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды. Не подлежат отнесению к гос тайне сведения о состоянии экологии. Это не совсем верно, т.к. нужно говорить о сведениях о состоянии окружающей среды. Однако, это не исключает конфликтности между нормами: сведения, составляющие гос тайну, могут содержать сведения о состоянии окружающей среды. В определенных ситуациях нужно принимать решения на основе взвешивания интересов. Например, происходит авария в войсках с выбросом химических веществ.
Т.е. сведения об экологической безопасности могут быть отнесены к гос. тайне.
Есть служебная информация ограниченного распространения в ФОИВ- ПП от 3 ноября 2004 №1233. Не могут быть отнесены к ним сведения о ЧС, опасных природных явлениях и процессах, а также экологическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация.
Необходимость закрытия информации должна быть обоснована соответствующей стороной.
4) Доступность информационных ресурсов. Экологическая информация должна предполагаться открытой. В этом и принцип доступности.
По условиям платности различается общая и специализированная информация. Есть ПП от 15 ноября 1997 года- описание информации общего назначения, которая предоставляется бесплатно. Специализированная информация предоставляется платно.
5) Своевременность предоставления информации.
Нет специальных сроков. В случае обращения граждан действует месячный срок.
В случаях экстренных событий Росгидромед и МЧС обязаны сообщать соответствующую информацию населению.
6) Достоверность и полнота представляемой информации
Достоверность принадлежит к числу оценочных понятий. Уровень достоверности зависит от технической оснащенности. Гарантия достоверности служит установлением административной ответственности. Если существует угроза причинения вреда здоровью, то может быть и уголовная ответственность.
Экологическая информация- сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, экологической безопасности, охраны здоровья граждан, независимо от формы их представления.
В целом это — большой массив различной информации. Исходя из убеждений потребностей людей, юридических лиц и муниципальных органов, такая информация может содержать данные:
• о состоянии земли, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов;
• о экологической опасности либо риске для здоровья и жизни людей;
• о хим, физических и био действиях на состояние окружающей среды и их источниках;
• о деятельности, отрицательно влияющей либо способной воздействовать на природные объекты и человека;
• о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и других;
• о деятельности муниципальных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость воплощения таковой деятельности установлена законодательством РФ.
Пользователями экологически важной информацией является более полный круг субъектов экологического права. В него входят граждане, публичные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, компании и организации, муниципальные структуры. Экологически важной информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях гос. власти.
Система источников экологической информации.
К источникам относятся:
• НПА, полностью или частично посвященные вопросам экологии
• Кадастры природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ образующихся в результате производства
• Данные экологического мониторинга
• Материалы государственного статистического учета
Данный перечень открыт.
Кадастры следует рассматривать как совокупность информационных данных о количественном и качественном состоянии природных ресурсов. Структуру и порядок ведения кадастров определяют государственные органы, поэтому информация в них официальна. Виды кадастров:
• Государственный кадастр недвижимости
• Месторождений и проявлений полезных ископаемых
• Объекты животного мира
Мониторинг-система наблюдения и оценки состояния окружающей среды. Виды мониторинга, данные которых являются источниками экологической информации:
• Государственный мониторинг земель
• Состояния внутренних морских вод
Статистический учет- органы государственной власти ведут государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду- один из важнейших источников информации. Виды:
• Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
• Объектов животного мира
• В области обращения с отходами
Понятие юридической ответственности и условия ее применения.
Под юридической ответственностью за правонарушения понимаются отношения государства в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом по применению к нарушителю соответствующего наказания.
Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований.
При этом необходимо иметь в виду, что ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению таковых требований. Такую же роль выполняют государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, экологический контроль и тд.
Основные функции юридической ответственности за экологические правонарушения:
1 функция. Стимулирующая. Стимулирует соблюдение норм экологического права.
2 функция. Превентивная. То есть предупреждение новых правонарушений.
3 функция. Компенсационная. То есть возмещение вреда либо окружающей среде, либо возмещения вреда здоровью, жизни и имущества человека (а иногда и в совокупности).
4 функция. Карательная функция. Наказание лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Основания юридической ответственности. Их выделяют в науке три:
1 – нормативные. Наличие нормативного акта, в соответствии с которым закрепляется тот или иной вид ответственности.
2– фактические. Состав экологического правонарушения (само экологическое правонарушение).
3 – процессуальные. То есть наличие какого-то акта, в котором закрепляются все обстоятельства дела.
Спор – имущественная ответственность объединяет гражданско-правовую и материальную или только гражданско-правовую. В качестве примера санкций: аннулирование лицензии, полное прекращение деятельности предприятия, отмена разрешения на отстрел или отлов животных, расторжения договора аренды в сфере лесопользования, землепользования. Но все эти санкции – это скорее гражданско-правовые и административные, нет самостоятельного нормативного акта – поэтому позиция недостаточно обоснована.
Экологическое правонарушения – это противоправное, как правило виновное деяние, совершаемое праводееспособным лицом (субъектом), причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права.
Уголовная ответственность за экологические правонарушения.
Выделяют здесь три группы преступлений:
1 группа. Составы, посягающие на состояние отдельных природных ресурсов: загрязнение вод, загрязнение атмосферного воздуха, порча земель и так далее.
2 группа. Составы, устанавливающие ответственность за нарушении экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ и нарушение правил с отходами.
3 группа. Составы, устанавливающие ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Трудности по вопросам применения уголовной ответственности за экологические преступления:
Во-первых, сравнительно небольшое количество возбуждённых дел, содержащих составы экологических преступлений.
Во-вторых, трудности, связанные с профессиональным сбором специфических доказательств.
В-третьих, трудности, связанные со своевременным выявлением необходимых для справедливого и законного рассмотрения дела, обстоятельств.
Часто также возникает трудности с доказыванием наличия умысла в самом деяния, умышленной формы вины.
Все эти трудности образуют результат, который говорит о высокой латентности экологических преступлений.
В отдельных сферах деятельности процентный состав латентных экологических преступления может доходить до 90%. Особенно в сфере лесопользования. И зачастую трансформации уголовной ответственности в административную.
В настоящее время право гражданина на получение информации, в том числе и экологической, достаточно хорошо защищено законодательно. Но само по себе это еще не является гарантией того, что гражданин беспрепятственно может его реализовать.
Существуют стереотипы-отказы, которыми пользуются должностные лица всех уровней:
- информация является конфиденциальной (либо с ограниченным доступом, либо коммерческой);
- информацию необходимо запрашивать в другом месте (т.е. она имеется, но владелец не обязан ее предоставлять);
- информация объемна, и у организации нет ресурсов для ее предоставления.
В своем анализе мы бы хотели доказать, что получение любой экологической информации от ее владельца (независимо от организационно-правовой формы) является законным правом граждан.
Во всем мире право на информацию является одним из основополагающих прав личности. Это право закреплено в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
В настоящее время, когда Россия вступила на путь демократического развития, нормы международного права уже не являются для гражданина России просто отвлеченным понятием, а должны рассматриваться как прямые гарантии ваших прав. Высказанная точка зрения находит прямое подтверждение в двух фундаментальных законодательных актах России:
1. Декларация прав и свобод человека и гражданина,
принята 22 ноября 1991 г.
Часть 2 статьи 13 гарантирует каждому право на получение и распространение информации.
Статья 31 обязывает государственные органы, учреждения и должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а часть 2 статьи 25 Декларации устанавливает обязательность ответственности должностных лиц за сокрытие информации (фактов, обстоятельств), создающей угрозу жизни и здоровью человека.
2. Конституция Российской Федерации,
принята 12 декабря 1993 г.
Статья 15 говорит, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, закрепляет приоритет международного права. Используя именно эту статью, можно ссылаться на всеобщую Декларацию прав человека и другие нормы международного права. Статья 18 закрепляет права и свободы гражданина. Статья 29 гарантирует каждому право получать и распространять информацию.
Часть 2 статьи 24 обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Статья 41 предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Статья 42 Конституции впервые в России гарантировала право граждан на благоприятную окружающую среду, одновременно закрепила право гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
3. Указ Президента Российской Федерации
"О дополнительных гарантиях права граждан на информацию"
Сформулированы принципиальные положения: "Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека". "Деятельность государственных органов, организаций, предприятий, общественных организаций и должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости".
В самом тексте Указа сказано, что эти принципы выражаются:
- в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан о предполагаемых или принятых решениях,
- в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями.
4. Федеральный закон "Об информации,
информатизации и защите информации"
Пункт 3 статьи 10 запрещает относить к информации с ограниченным доступом:
- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях,
- экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан населения в целом,
- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов
Пункт 1. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.
Статья 13. Гарантии предоставления информации
Пункт 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.
Пункт 2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотренным в пункте 1 настоящей статье, может быть обжалован в суде.
Статья 24. Защита права на доступ к информации.
Пункт 1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.
Пункт 2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении или в результате других нарушений прав пользователей.
Пункт 3. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных нарушениях.
Чем важен этот закон и конкретные статьи, с которыми вы познакомились?
Положения этого закона закрепляют:
- Равное право на получение информации для граждан, государственных органов, организаций, юридических лиц. На практике это означает, что гражданину для получения информации, затрагивающей его права и интересы, не требуются посредники, то есть какие-либо организации для направления запроса на информацию.
- Любой владелец информации: органы власти, коммерческие организации, общественные объединения обязаны ответить на личный запрос граждан так же, как и на запрос органа государственной власти, организации, предприятия.
- Закон закрепляет за гражданами право общественного контроля за деятельностью государственных организаций и различных организаций, за состоянием экологической, экономической и других сфер общественной жизни путем доступа к информации.
- Отказ в информации или предоставление недостоверной информации может быть обжалован в суде.
- Незаконное отнесение информации к категории секретной информации, то есть информации с ограниченным доступом, может быть обжаловано в суде.
- Но самое главное положение этого Закона - о запрещении относить информацию, затрагивающую права и свободы человека, к информации с ограниченным доступом. Это положение Закона полностью соответствует положениям пункта 2 статьи 24 конституции РФ, которые обязывают органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Приведенный закон является основным в регулировании всех правоотношений, связанных с предоставлением информации.
5. Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г.
Вопрос о засекречивании информации государственными органами и должностными лицами решен в Законе "О государственной тайне". Так, статья 7 содержит перечень сведений, не подлежащих засекречиванию. К таким сведениям относится и интересующая нас информация:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального ущерба и морального вреда. Граждане вправе обжаловать такие решения в суде.
6. Постановление Правительства Российской Федерации
от 5 декабря 1991 года № 35 "О перечне сведений,
которые не могут составлять коммерческую тайну"
Постановление устанавливает, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять: сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдения безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба.
Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять сведения, перечисленные в пунктах настоящего постановления, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РСФСР, а также трудового коллектива предприятия.
7. Закон "Об охране окружающей природной среды" предусмотрел
право граждан и общественных организаций на получение
экологической информации
За гражданами это право закреплено в статье 12, общественные организации должны ссылаться на статью 13. Обращаем ваше внимание на то, как сформулировано в Законе это право: и в ст. 12, и в ст. 13 сказано, что граждане и общественные организации имеют право требовать предоставление информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.
Категорическое слово "требовать" еще раз должно вам напомнить, что право на информацию и право на благоприятную окружающую среду - ваши конституционные права, и вы обладаете правом контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления и за принимаемыми ими решениями.
Использование этих законодательных актов в совокупности позволяет истребовать практически любую информацию, в частности, о нефтедобыче, последствиях ведущейся деятельности, а также планируемых проектах и решениях органов госвласти, принимаемых в этой области.
Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе.
Прежде всего, такая информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды.
Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав для вмешательства в природоохранительную деятельность государства, предпринимательских структур, когда те не выполняют возложенных на них законодательством задач.
Очевидна исключительная важность обладания информацией о состоянии окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, когда существует опасность причинения вреда здоровью большого числа людей. Наличие своевременной информации позволяет минимизировать возможный вред.
В России и в мире сформирован достаточно развитый банк экологически значимой информации о количественных и качественных характеристиках природных объектов, о воздействиях загрязненной окружающей среды на здоровье человека и др. Указывая на очевидную тенденцию расширения знаний человека в данной сфере, необходимо одновременно подчеркнуть факт острого дефицита соответствующей информации. Такая ситуация характерна не только для России, но и для других государств, в том числе экономически высокоразвитых, мирового сообщества в целом.
Так, в мире существует около 100000 коммерческих химических веществ, хотя на долю 1500 из них приходится 95% мирового производства. При этом, однако, отсутствуют крайне важные данные, необходимые для оценки опасности большого числа этих производимых в значительных объемах химических веществ для здоровья человека и окружающей среды.
По данным ЮНЕП на 1992 г., из 3350 видов пестицидов, используемых в мире, данные о токсичности имелись лишь в отношении 10%. Из 8627 пищевых добавок данные о токсичности отсутствовали относительно 80%, а из 1815 лекарств данные о токсичности отсутствуют примерно для 42%.
Приведенные данные свидетельствуют, в частности, о существенном дефиците экологически значимой информации в такой важнейшей сфере, как быт, а ведь с ним связаны все граждане, в том числе должностные лица органов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды. Такое положение с информацией заставляет сконцентрировать усилия на выявлении опасностей, связанных с использованием разного рода материалов и веществ.
СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
В целом это огромный массив разнообразной информации. С точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений и защиты законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные:
- о состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов;
- об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;
- о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;
- о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты;
- о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;
- о деятельности государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России.
Пользователями экологически значимой информации является наиболее полный круг субъектов экологического права.
В него входят граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предприятия и организации, государственные структуры. Экологически значимой информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.
Читайте также:
- За счет каких средств формируются финансовые источники социального обеспечения
- Какие последствия техногенной катастрофы угрожали жизни и здоровью населения
- Что относится к объектам социального обеспечения
- Можно ли подарить долю в ооо без согласия другого учредителя
- Что положено юпитеру не положено быку на латыни произношение