За счет каких средств формируются финансовые источники социального обеспечения

Обновлено: 28.06.2024

Государство в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти является основным субъектом социальной защиты населения.

Единую систему исполнительных органов в данной области деятельности образуют органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения.

Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование.

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд.

Самостоятельными государственными учреждениями, созданными с целью формирования источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан и оказания им адресной помощи, являются фонды социальной поддержки населения: республиканский (федеральный) и территориальные.

Их средства расходуются на дополнительное финансирование в целях предоставления нуждающимся натуральной помощи, организации бесплатного питания, оказания социальных услуг, в т.ч. на дому, обеспечения ночного пребывания бездомных в специальных учреждениях и т.д.

С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы ( т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования;

- Государственный фонд занятости;

- Фонд обязательного медицинского страхования.

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.

Согласно ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- штрафные санкции и пени;

- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

- иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст.17 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду.

Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники. В частности, для индивидуальных предпринимателей это может быть доход или стоимость патента; для других граждан - вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам.




Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.

Ежегодно в Российской Федерации принимались федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Плательщиками страховых взносов являются как юридические лица (работодатели), так и физические лица (наемные работники; лица, работающие по гражданско-правовым договорам; индивидуальные предприниматели).

На 2017 год установлены следующие размеры страховых тарифов.

Тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

- на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы – 22%,

- свыше предельной величины базы – 10%;

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы – 2,9%;

- в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования – 1,8%;

- на обязательное медицинское страхование – 5,1% (ст. 425, 426 НК РФ).

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. Государственными гарантиями устойчивости финансовой системы является предоставление дотаций и обязательства Правительства РФ.

Так, ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ прямо предусматривается, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов, Правительство РФ при разработке проекта на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты по обязательному социальному страхованию (ст. 24 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

Другой государственной гарантией устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования является то, что вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только по обязательствам Правительства РФ, обеспечивающим их доходность.

Профсоюзные организации имеют право на осуществление контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

Механизмы финансирования социального обеспечения в России

Россия является социальным государством, которое в рамках своего законодательства гарантирует право каждого гражданина на социальное обеспечение. Оно назначается исключительно в тех случаях, которые установлены в пределах законодательства, и которые в обязательном порядке подтверждаются со стороны гражданина (адресная помощь в рамках социального обеспечения, страхования).

Конституция не содержит единого четкого механизма финансирования тех или иных видов социального обеспечения, при этом существуют определенные формы и принципы, которым придерживаются специалисты в рамках данной сферы.

Из действующего в России законодательства следует то, что социальное обеспечение имеет дифференцированные источники финансирования. Это значит, что сегодня отсутствует единый источник денежных средств, которые направлены на функционирование социальной и обеспечительной системы.

К источникам данной системы следует отнести:

  1. Средства, выделяемые со стороны системы обязательного социального страхования граждан. Консолидируются они преимущественно в фондах разнообразных видов страхования граждан, которые перераспределяются в соответствии нужд граждан;
  2. Средства, выделяемые из бюджетов различных уровней бюджетной системы государства. Сюда относятся такие бюджеты, как федеральный, бюджет субъектом Российской Федерации и, конечно же, местные бюджеты;
  3. Средства, выделяемые и определяемые организациями, а также индивидуальными предпринимателями и работодателями. Например, это средства, которые работодатели выделяют на своих работников в соответствии с трудовой сферой, в которой те заняты;
  4. Средства добровольного социального страхования граждан, которые также определяются и регулируются различными бюджетными уровнями, и перераспределяются среди граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации и не могут самостоятельно реализовать свои потребности и интересы из-за отсутствия материальной базы.

Готовые работы на аналогичную тему

Правовая основа финансирования социальной сферы и, в частности, социального страхования, была сформирована в 1991 году. Именно тогда были созданы некоторые внебюджетные социальные фонды, которые до сих действуют и осуществляют свою деятельность в соответствии с изменениями, происходящими в социально-экономической сфере государства, а также в сфере социального обеспечения:

  • Пенсионный Фонд России,
  • Фонд Социального Страхования Российской Федерации,
  • Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования (иными словами, фонды ОМС).

Необходимо также отметить государственный фонд занятости россиян, и некоторые правовые акты, которые регламентируют деятельность данных фондов.

Группы социальных рисков

Финансирование различных фондов, которые были указаны в предыдущей части статьи, отвечает за обеспечение страховых случаев, которые объединены в группы социальных страховых рисков. Группы отличаются друг от друга возрастным составом, социальным положением и состоянием здоровья, которым отличаются граждане. При этом, помощь и уровни финансирования также разняться между собой, поэтому нельзя сказать, что одни и те же меры применимы к различным категориям граждан.

Во-первых, следует выделить такую группу, как граждане по старости, граждане с ограниченными возможностями здоровья, а также семьи по потере кормильца. За финансирование данной группы отвечает Пенсионный Фонд России. За оказание медицинских услуг и медицинской помощи отвечают фонды Обязательного Медицинского Страхования. Фонд Социального Страхования Российской Федерации отвечает за тех, кто является временно нетрудоспособным. Сюда же относится сфера материнства и детства, а также необходимость ухода за малолетними детьми по достижению ими совершеннолетия. ГФЗ Российской Федерации отвечает за помощь безработным лицам, которые не имеют возможности осуществлять свою деятельность.

Социальные фонды обеспечения являются автономными и не имеют никакой зависимости от региональных и федеральных бюджетов, а также никак не ориентированы на местные бюджеты. Они осуществляют сбор обязательных страховых взносом, что определяет ответственность фондов за финансовую стабильность и финансовое состояние отраслей, которые относятся к социальному обеспечению и социальному страхованию граждан. Механизм финансового обеспечения постоянно реформируется, страхование постоянно меняется в зависимости от социально-экономической ситуации в стране, а также на региональном и локальном уровнях.

Говоря об источниках социального страхования и финансирования, также необходимо отметить:

  1. Взносы и налоги, которые относятся к страховой сфере хозяйства и, соответственно, к социальной сфере государственной деятельности и обеспечения;
  2. Дотации и иные средства, выделяемые из федерального бюджета. К этой же категории относятся средства, выделяемые из иных бюджетов в случаях, которые непосредственно прописаны в законодательной системе Российской Федерации;
  3. Пени и штрафные санкции, которыми облагаются граждане, которые не соблюдают порядок и правила начисление и выплат, и в связи с этим оказываются в ситуации, где необходимо оплачивать просроченные выплаты или время;
  4. Денежные средства, которые возмещаются страховым лицам в том случае, когда образуются регрессивные требования к ответственными за вред, который был причинен застрахованным лицам. Таким образом, гражданин получает определенные финансы, если оказывается в ситуации, от которой он застраховал себя, свою жизнь или имущество;
  5. Доходы, которые образуются в связи с размещением временно свободных денежных средств обязательного социального страхования граждан.

Таким образом, существует несколько основных источников финансирования социальной сферы жизни, преимущественно они ориентированы на организацию и осуществление социального страхования посредством различных социальных, пенсионных, медицинских и страховых фондов.

Читайте также: