Какие последствия техногенной катастрофы угрожали жизни и здоровью населения

Обновлено: 30.04.2024

В статье рассмотрены особенности техногенных катастроф, произошедших в Российской Федерации в период с 1990 по 2019 гг., и выявлены их масштабы с точки зрения социально-демографического ущерба. Рассмотрена динамика техногенных аварий по типам: транспортные, промышленные, смешанные. Оценены социально-демографические потери. Наибольшее количество техногенных аварий в России происходит на транспорте, на их долю приходится 62 % всех погибших и 11 % всех пострадавших за период 1990-2019 гг. кумулятивным итогом. В результате исследования выявлено, что прямые потери населения в результате наиболее крупных техногенных аварий за тридцать лет оказались не столь существенными: 6,5 тыс. человек погибших и около 10 тыс. пострадавших, в сравнении с ежегодными потерями, например, от самоубийств или убийств. За период 1990-2018гг. общая численность погибших в результате техногенных катастроф в общей численности умерших от внешних причин не превышала 0,1 %. Установлено отсутствие закономерностей возникновения и протекания техногенных катастроф: динамический ряд количества аварий, общего количества погибших и пострадавших в результате техногенных катастроф в России не может быть описан с помощью тренда.


3. Lukyanets A.S., Ryazantsev S.V., Maksimova A.S., Moiseeva E.M., Manshin R.V. Theoretical, methodological and statistical problems of studying environmental migration. Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8. No. 19. P. 227–236.

5. Исмагилов И.Ф. Техногенные катастрофы – угроза экономической, энергетической, национальной безопасности и функционирования государства// Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 5. С. 184–189.

6. Доленина О.Е., Рябова Е.В. Экономические последствия экологических и техногенных катастроф на примере Европы // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки. 2013. Том 18. № 2. С. 587–591.

7. Нетреба А.В., Поярков В.А. Прогнозирование масштабов последствий техногенных катастроф и планирование мероприятий по их ликвидации с использованием ГИС-технологий // Комплексная безопасность России – исследования, управление, опыт: сб. материалов международного симпозиума. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России. 2004. С. 147–149.

В настоящее время эксперты рассматривают формирование социально-техногенно-природной системы, указывающей на наличие взаимосвязи трех подсистем, существующей благодаря биологическим, биохимическим, физико-химическим, социальным и техническим процессам [1, с. 9]. Подобный подход указывает на рост актуальности изучения темы рискогенности промышленных объектов и технических систем, техногенных аварий, методологии оценки причиненного ущерба и разработки механизмов предотвращения и ликвидации их последствий.

Цель исследования состоит в том, чтобы дать обзор множеству техногенных катастроф, произошедших в России в конце XX-начале XXI века, рассмотреть их масштабы с точки зрения социально-демографического ущерба, а также попытаться выявить наиболее общие тенденции их возникновения и протекания.

Материал и методы исследования

Проведем обзор нескольких исследований, в фокусе внимания которых находятся отдельные методические и методологические проблемы изучения техногенных катастроф. Основной исследовательский интерес сосредоточен на оценке отдельных типов последствий катастроф: экологических, социально-психологических, экономических и социально-экономических. Большинство подходов к оценке последствий техногенных катастроф использует инструментарий математического моделирования.

Информацию о бедствиях, в том числе техногенного характера можно получить в Relief Web – это гуманитарный информационный сервис, принадлежащий Управлению Организации Объединенных Наций по координации гуманитарных вопросов [9]. База содержит данные о бедствиях по типам по всему миру, при этом, технологические бедствия объединены в единый класс. Однако, в база есть информация о 43 катастрофах по всему миру, только 3 из которых относятся к России: разлив нефти в 1994 г., взрыв газа в 1995 г., утечка химических веществ в Китае в 2005 г., в результате которой были загрязнены воды Амура.

Другим источником информации о природных и техногенных катастрофах служит база GLobal IDEntifier number (GLIDE). GLUDE number- это уникальный код бедствия, служащий для его идентификации и сопоставления в различных базах данных. Номер GLobal IDEntifier (GLIDE) присваивается новым событиям, которые соответствуют трем указанным критериям EM-DAT [10].

Результаты исследования и их обсуждение

Динамика техногенных катастроф в России за период 1990-2019 гг. не позволяет установить тренд временного ряда, однако, отметим, что пики инцидентов приходятся на 1994 г., 2004 г. и 2016 г., а наименьшее количество наблюдалось в 1993г. и 2008г. (рис. 1). В целом, за данный период годовое количество техногенных катастроф не превышало 15.

Смертность является ключевым демографическим показателем как природных, так и техногенных катастроф, отчасти показателем эффективности мер, принимаемых на государственном уровне [12, с. 270-271]. В целом, прямые потери населения в результате наиболее крупных техногенных аварий за тридцать лет оказались не столь существенными: 6,5 тыс. человек погибших и около 10 тыс. пострадавших, в сравнении с ежегодными потерями от самоубийств – в 2018 г. 18,2 тыс. чел., убийств – в 2018 г. 8,0 тыс. чел. [13], младенческая смертность только за 2018 г. составила 8,1 тыс. чел. [13]. За период 1990-2018 гг. общая численность погибших в результате техногенных катастроф в общей численности умерших от внешних причин не превышала 0,1 %, поэтому говорить о значимости влияния техногенных катастроф на воспроизводство населения России в целом не следует.

Аналогично количеству инцидентов, общее количество погибших и общее количество пострадавших в результате техногенных катастроф в России не может быть описано с помощью тренда, поскольку величина коэффициента аппроксимации при использовании различных функций не достигает даже 0,2 (рис. 2). При использовании скользящего среднего для сглаживания основной функции, линия тренда по каждому из показателей стремится к прямой.

Luk1.wmf

Рис. 1. Динамика количества техногенных катастроф в России 1990-2019 гг., шт. Источник: построено по данным EM-DAT [8]

Luk2.wmf

Рис. 2. Динамика потерь населения (общее количество погибших и общее количество пострадавших) в России 1990-2019 гг., чел. Источник: построено автором на основе [8]

В соответствии с классификацией техногенных катастроф по методике EM-DAT множество техногенных катастроф делятся на три вида: промышленные аварии, аварии на транспорте и смешанные аварии. Преимущественная доля техногенных катастроф, произошедших на территории России, является транспортными авариями (57 %), из которых больше половины – крушение воздушного транспорта, на долю которого приходится более 60 % общего количества умерших от всех техногенных катастроф за рассматриваемы период накопленным итогом и только 11 % всех пострадавших (таблица).

Это свидетельствует о большей значимости транспортных аварий с точки зрения причинения ущерба жизни людей и демографических потерь. То есть транспортные инциденты несут большую угрозу населению по масштабам прямого воздействия, чем промышленные аварии и прочие аварии, относящиеся к категории техногенных. Отметим, что в расчет не берется пролонгированное воздействие на рост заболеваемости населения экологических последствий аварии, а лишь прямые потери: общее количество умерших и общее количество пострадавших. Поскольку существует методологическая проблема дифференциации последствий аварии и последствий воздействия других факторов. Чем больше временной лаг между самим инцидентом и временем оценки его последствий, тем сложнее очистить последствия инцидента от белого шума. По данным Росстата в Брянской области за период 2007-2013 гг. в зонах радиоактивного загрязнения выбыло в порядке отселения 3314 человек [13], которых тоже можно считать пострадавшими в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Таким образом, следует говорить о такой характеристике аварии как пролонгированность ее последствий для населения.

От года к году доля погибших в транспортных авариях в общем количестве погибших в результате техногенных катастроф в России колеблется в интервале от 19,5 % в 2009 г. до 100 % в 1991, 1993, 2001, 2008, 2011, 2017, 2019 гг. (рис. 3). Она была равна нулю в 2007 г., что означает только отсутствие записей о транспортных авариях в базе, то есть инциденты не соответствовали ни одному из трех критериев, необходимых для внесения записи в базу данных, но при этом, вовсе не значит, что погибших в результате транспортных аварий вовсе не было.

Общие масштабы потерь в результате техногенных катастроф в России в период с 1990 по 2019 гг.

Т.А. Акимова, A.П. Кузьмин, В.В. Хаскин
Экология. Природа — Человек — Техника
Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 343 с.

7.1. Техногенные поражения

Основные понятия. Классификация. Под экологическим поражением подразумевается значительное нарушение условий природной среды, которое приводит к деструкции экологических систем, хозяйственной инфраструктуры, серьезно угрожает здоровью и жизни людей и наносит существенный экономический ущерб. Экологические поражения бывают: резкие, внезапные, связанные с чрезвычайными ситуациями, и протяженные во времени.

Чрезвычайные ситуации (ЧС) с точки зрения их происхождения подразделяются на:

природные (опасные природные явления и стихийные бедствия: землетрясения, извержения вулканов, оползни, наводнения, природные пожары, ураганы, сильные снегопады, лавины и т.п.);

техногенные (промышленные, транспортные и коммуникационные аварии, обрушения зданий и сооружений, обвалы, взрывы, пожары и т.п.);

биолого-социальные (инфекционная заболеваемость населения, массовое заболевание и гибель животных, поражение болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур, резкое изменение состояния животного и растительного мира и т.п.).

В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС подразделяется на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Крупные ЧС, повлекшие за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб, определяют как катастрофы. Стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, вызвавшие негативные изменения состояния природной среды и биоты, относят к ЧС экологического характера.

Протяженные во времени экологические поражения обычно являются последствием природных или техногенных катастроф, имеют затухающий характер и сопровождаются сукцессиями (см. §. 3.3). Но есть и такие, которые постепенно развиваются в результате хронических техногенных загрязнений или экологических ошибок и просчетов в создании новых хозяйственных объектов и преобразовании территорий. Между некоторыми природными и антропогенными экологическими поражениями нет четких границ. Так, часто невозможно установить истинную причину лесного пожара; оползни и наводнения могут быть следствием технических аварий, а разрушения зданий — результатом тектонических сдвигов. Разумеется, все региональные и локальные экологические поражения вносят существенный вклад в глобальное нарушение биосферы, в деградацию природной среды на планете.

Твхногвнныв аварии и катастрофы. Наибольшую экологическую опасность представляют техногенные катастрофы, которые сопровождаются выбросом вредных химических и радиоактивных материалов в окружающую среду. В приложении П5 приведены примеры крупномасштабных техногенных катастроф XX века. Это только часть значительных промышленных аварий; информация о многих из них, особенно произошедших в СССР до 1986 года, отсутствует.

Крупнейшая радиационная катастрофа в Чернобыле еще долго будет напоминать миру о ядерной угрозе, заставляя искать альтернативы энерговооружения прогресса. Кроме приведенных в таблице радиационных аварий в СССР и США известны еще несколько, менее значительных — в Виндокейле (Великобритания, 1957), Авдахо-Фолс (США, 1961), Шевченко (СССР, 1974), Ок Ридж (США, 1979), Селафилд (Великобритания, 1983), Сосновый Бор (Россия, 1992).

Несмотря на различия, у всех представленных случаев есть общий признак: они были неконтролируемыми событиями, ставшими причинами смерти и травм большого числа людей, привели к большим экономическим потерям и существенному загрязнению окружающей среды. При оценке масштабов техногенных аварий и катастроф за основу могут приниматься различные показатели: количество погибших; общее число пострадавших; характер ущерба окружающей среде; финансовые потери и др. Если, например, за доминирующий критерий принять число погибших и травмированных, то по тяжести последствий во главе будет стоять катастрофа в Бхопале. Если же в качестве главных критериев принять финансовый ущерб, социальные, морально-психологические факторы и вред, нанесенный окружающей среде, современному и будущим поколениям людей, то список тяжелейших катастроф возглавит авария на ЧАЭС.

Весьма ощутимый ущерб природной среде могут наносить политические и социальные чрезвычайные ситуации — вооруженные конфликты с применением средств массового поражения, экстремистская политическая борьба, терроризм и др. Примером может служить загрязнение вод Персидского залива, вызванное утечкой нефти из скважин, поврежденных в ходе ирано-иракского конфликта. Большой экологический ущерб нанесли массированные воздушные бомбардировки силами НАТО территории Югославии. Пожары на нефтеперерабатывающих заводах в Грозном, многочисленные разрушения промышленных объектов, транспортных магистралей и систем жизнеобеспечения во время вооруженного конфликта в Чечне наряду с огромными социально-экономическими потерями резко обострили экологическую обстановку в этом регионе России.

Несмотря на существенное снижение объема производства в последние годы число крупных промышленных аварий в России растет (табл. 7.1). В эту статистику не входят многочисленные локальные чрезвычайные происшествия — дорожно-транспортные, производственные травмы, несчастные случаи в быту. Наибольшее число ЧС техногенного характера приходится на пожары, взрывы и транспортные аварии. Те из них, которые сопровождаются выбросами загрязнителей в окружающую среду, представляют значительную экологическую угрозу.

По данным Федерального аналитического центра Минприроды РФ, техногенные аварии и катастрофы с экологическими последствиями составляют 15-20% от общего числа ЧС. В основном это аварии на магистральных трубопроводах и железнодорожном транспорте, химические аварии с выбросом токсичных веществ, взрывы метана на угольных шахтах. По территории РФ проложено более 200 тыс. км магистральных продуктопроводов, 359 тыс. промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. Значительная часть трубопроводов физически устарела. В 1991-1995 гг. на промысловых нефтепроводах регистрировалось в среднем за год 20 тыс. аварий различных категорий, что приводило к загрязнению почв, естественных водоемов и потерям около 1 млн т нефти. Из крупных аварий этого рода можно выделить порывы нефтепроводов в Башкортостане, Республике Коми, Самарской и Саратовской областях. Значительный ущерб окружающей среде наносят открытые фонтаны с выбросом нефти и газа и многочисленные факелы попутного газа.

Большую экологическую опасность представляют химические аварии. Их потенциал очень высок. В крупных промышленных центрах РФ (Вознесенск, Дзержинск, Уфа, Кемерово, Ангарск и др.) высокотоксичные продукты скапливаются на производственных площадках в количествах, составляющих миллиарды смертельных для человека доз.

В целом промышленные аварии и катастрофы являются весьма существенным негативным фактором для состояния окружающей природной среды и здоровья населения. Происходящие в результате катастроф нарушения естественных экосистем и гибель многих компонентов биоты могут носить необратимый характер. По аналитическому прогнозу МЧС, возможен дальнейший рост негативного влияния техногенных катастроф на природу и население страны. Это потребует увеличения ежегодных затрат на ликвидацию их последствий с 1-2% ВНП до 4-5%, что превышает расходы на здравоохранение и охрану окружающей среды.

Таблица 7.1

Динамика ЧС на территории РФ*

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Материальный ущерб, млрд руб**

** В текущих ценах

Экологические поражения, вызванные хозяйственной деятельностью, совсем не обязательно связаны с авариями и катастрофами. Они могут быть результатом неполного или ошибочного учета экологических слагаемых любой территориальной деятельности. Такие просчеты встречаются очень часто. Главные из них:

— значительное превышение предельно допустимой техногенной нагрузки на территорию;

— неправильное размещение хозяйственных объектов, при котором экономическая эффективность рассчитывается без учета экологических параметров территории;

— ошибочная оценка экологических последствий антропогенного преобразования природных ландшафтов.

Эти обстоятельства тесно взаимосвязаны. Они становятся источником возникновения кризисных зон, где происходит хроническое нарушение качества окружающей среды и возрастает вероятность экологического поражения. Такие зоны могут охватывать большие территории в десятки тысяч квадратных километров или ограничиваться дефектами в функционально-планировочной и отраслевой структуре какого-нибудь промышленного центра.

Примерами масштабных экологических поражений, связанных с неправильной хозяйственной деятельностью, могут быть глубокие нарушения эколого-экономических и социально-экологических условий на территориях и акваториях крупных бассейнов.

К концу 80-х годов Арал потерял 2/3 объема и 50% площади поверхности, уровень упал на 14 метров, вода отступила от прежних берегов на десятки километров. Высохшее дно Аральского моря получило название новой пустыни — Аралкум. Около 30 тыс. км 2 покрыты солончаками и смесью соли и высохшего ила. Эта соленая пыль с примесью пестицидов рассеивается ветрами и становится одним из загрязнителей атмосферы. Приморские в прошлом портовые города и поселки — Аральск, Муйнак, Казалинск, Усчай — оказались в пустыне; люди их покинули. Произошло сильное фаунистическое обеднение Приаралья: из 178 видов позвоночных животных осталось только 38.

Но самая большая беда — это экологический геноцид в Приаралье, особенно в Каракалпакии. Скудость местных продовольственных ресурсов, плохое снабжение и медобслуживание в сочетании с дефицитом и сильным загрязнением пресной воды привели к чрезвычайно высокой заболеваемости населения, к огромной детской смертности. Продолжительность жизни в большинстве районов Приаралья сократилась до 55 лет, заболеваемость энтеритами, брюшным тифом и гепатитом достигла самого высокого в мире уровня. 75% новорожденных появлялось на свет больными и ослабленными, с различными дегенеративными поражениями.

Каспия и возросшей потребностью южных районов страны в пресной воде Минводхоз СССР разработал ряд грандиозных гидротехнических проектов. Они предусматривали, во-первых, перекрытие поступления каспийской воды в ее мощный испаритель — залив Кара-Богаз-Гол; во-вторых, строительство каналов Волга-Дон-2 и Волга-Чограй для пополнения оросительных систем юга России; в-третьих, переброску части стока северных рек в Волжский бассейн для восполнения повышенного расхода волжской воды. Проекты начали осуществлять без всесторонней экологической экспертизы. В 1980 г. сплошной перемычкой отгородили Кара-Богаз-Гол. За 3 года залив высох, и сразу же стал очевидным колоссальный ущерб, нанесенный богатейшему в мире месторождению мирабилита и других морских солей. Уже в 1984 г. вынуждены были частично восстановить приток каспийской воды, но для полного восстановления режима залива и месторождений теперь понадобятся десятки лет.

В 1986 г. под нажимом ученых, писателей и широких общественных кругов были прекращены работы по экологически опасным проектам переброски части стока северных рек в Волгу, а вслед за этим — и начавшееся строительство канала Волга-Чограй. Были отвергнуты и другие гидротехнические проекты, не имевшие экологического обоснования. А уровень Каспия еще с 1978 г. начал быстро повышаться, но совсем не из-за антропогенных нарушений гидрологического режима бассейна, а в силу естественных причин. Этот подъем также грозит серьезной экологической катастрофой, поскольку происходит затопление и подтопление прибрежных населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, нерестилищ рыбы и зоны Астраханского биосферного заповедника в дельте Волги.

За многие годы было допущено немало экологически опасных просчетов в размещении хозяйственных объектов, производственных комплексов, целых промышленных центров. Так, давно уже стало очевидным, что строительство целлюлозного комбината на берегу Байкала и развитие промышленной инфраструктуры в этой зоне было грубой ошибкой. По мере развития производительных сил здесь постоянно усиливалось техногенное воздействие на акваторию и окружающую природную среду. Хотя в целом экологическая обстановка в Байкальском регионе не может быть названа чрезвычайной или бедственной, высочайшая ценность озера, имеющего планетарное значение, заставляет квалифицировать эту обстановку как критическую. Ситуация вокруг Байкала примечательна огромным числом авторитетных государственных постановлений, программ, научных проектов и крайне малой их практической реализацией.

Социальные последствия техногенных катастроф [19.05.16]

Содержание стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕХНОГЕННАЯ КАТАСТРОФА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1.ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ 5
1.2.КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИМЕРЫ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ 12
2.ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ ДЛЯ ОБЩЕСТВА 20
2.1.МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ 20
2.2. ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ 23
2.3.СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Введение

За всю свою историю человечество не раз сталкивалось с различными катастрофами. Причиной этих катастроф являлись различные природные явления – ураганы, землетрясения, цунами и т.д. В настоящее время наука и техника достигли такого высокого уровня, что стало возможно предугадывать многие природные катастрофы, а в скором времени станет возможным и их предупреждение. Однако тот же самый технический прогресс породил и новый вид катастроф, так называемые, техногенные катастрофы.

Научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX века и связанная с вовлечением в хозяйственный оборот всё большего количества природных ресурсов, ростом производственной базы, использованием всё более сложных технологических систем, их концентрацией, увеличением количества потребляемой человечеством энергии, обусловила одновременно и рост риска возникновения аварий и катастроф техногенного характера.

Опасность созданной человеком техносферы связана, прежде всего, с наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационных, химических, биологических, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий.

Техногенные опасности неуклонно нарастали и продолжают нарастать. С каждым днем они становятся более глобальными и мощными наряду с развитием науки и техники. Последствия этих катастроф, в большинстве случаев, необратимы. В погоне за комфортом и богатством люди не обращают внимания на последствия этой гонки и сами же страдают из-за этого. Избежать этих катастроф не удастся, но возможно уменьшение их количества, за счет более разумного и рационального подхода к своей деятельности.

Актуальность проблемы социальных последствий техногенных катастроф обусловлена наблюдающимся ростом количества возникающих техногенных катастроф, их масштабом, увеличением экономического ущерба, санитарных и безвозвратных потерь населения, нанесением огромного вреда окружающей природной среде, что ухудшает условия жизнедеятельности людей и создает риск депопуляции.

Проблема заключается в необходимости изучения последствий техногенных катастроф, чтобы в будущем сократить ущерб наносимый человечеству от возможных катастрофических событий, а также уменьшить вероятность возникновения техногенных катастроф вообще.

Объектом исследования в данной курсовой работе выступает совокупность техногенных катастроф. Предмет исследования – влияние техногенных катастроф на жизнедеятельность людей и общество.

Цель данной работы заключается в изучении социальных последствий техногенных катастроф.

В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи курсовой работы:

  1. дать определение понятию техногенная катастрофа;
  2. выявить основные причины техногенных катастроф;
  3. рассмотреть классификацию техногенных катастроф;
  4. определить и исследовать последствия техногенных катастроф.

При написании данной курсовой работы были использованы монографии, следующих авторов: Бабосов Е.М., Василюк Ф.Е., Доброборский Б.С., Кузьмин С.А., Либерман А.Н., Пуховский Н.Н., а так же материалы учебных изданий: Арустамова Э.А, Багрова А.В., Кузнецова В.Н., Ларионова И.К., Петрова С.В. и других, статьи из научной периодики, законы и справочная литература.

Список литературы

Законы. Законодательные акты

2. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 - № 35 - ст. 3659.

Словари

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 тысяч слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии, 2003. – 944 с.

Монографии и исследования

4. Бабосов Е. М. Катастрофы: социологический анализ. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1995. – 472 с.

5. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 с.

6. Доброборский Б.С. Безопасность машин и человеческий фактор / под ред. С.А.Волкова. – СПб., 2011. – 111 с.

7. Катастрофы конца XX века / Под ред. В. В. Владимирова. – М.: Геополитика; Флайст, 2001. – 285 с.

8. Кузьмин С.А. Социальные системы: Опыт структурного анализа – М.: Наука, 1996. – 191 с.

9. Либерман А.Н. Радиация и стресс. Социально-психологические последствия Чернобыльской аварии. - СПб., 2002. – 138 с.

10. Пуховский Н.Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. – М.: Академический Проект, 2000. – 286 с.

11. Стихийные бедствия и техногенные катастрофы: Превентивные меры / под ред. Ю. Быстрова, пер. с англ. Т. Гутман – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 312 с.

Учебники и учебные пособия

12. Арустамов Э. А. Безопасность жизнедеятельности / Арустамов Э. А., Волощенко А. Е., Гуськов Г. В., Платонов А. П., Прокопенко Н. А., Косолапова Н. В. – М.: Дашков и К, 2006. - 476 с.

13. Багров А.В. Муртазов А.К. Техногенные системы и теория риска. - Рязань, 2010. –207 с.

14. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. Михайлова Л. А. – СПб.: Питер, 2014. – 461 с.

15. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. — М., 2008. – 304 с.

16. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учебное пособие - М., 2007. - 423 с.

17. Ларионов И.К. Социальная теория: общие основы и особенности России. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2005. – 244 с.

18. Петров С.В., Макашев В.А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: Учебное пособие – М.: ЭНАС, 2008. – 191 с.

19. Пушкарь В.С., Черепанова М.В. Экология: природные катастрофы и их экологические последствия / Под ред. И.С. Майоров. – Владивосток: ВГУЭС, 2003. – 84 с.

20. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 416 с.

21. Черносвитов Е.В. Прикладные методы социальной медицины: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002. – 256 с.

22. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

23. Ястребов Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 416 с.

Статьи

24. Порфирьев Б.Н. Опасность природных и антропогенных катастроф в мире и в России // Россия в окружающем мире – 2004. – С. 37-60.

25. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. – 1989. №10. – С. 3-18.

Чтобы полностью ознакомиться с курсовой, скачайте файл!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Выполнила студентка группы 19-СР-1-9

Ксендз Татьяна Игоревна

Мащенко Ю.В. __________

1 Что такое техногенная экологическая катастрофа … ……. ………………..4

2 Виды техногенных катастроф и их последствия… …………………. …….5

2.2 Последствия техногенных катастроф …………………. ……………..6

2.3 Аварии на гидротехнических сооружениях ……………. ……………7

2.4 Аварии на атомных электростанциях ………………………………….7

2.5 Промышленные взрывы ……………………………. ………………. 8

3 Техногенные катастрофы и аварии в России ………………………………..9

3.2 Авария на Саяно-Шушенской ГЭС . …………………………………10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..………….…12

В настоящее время человечество стало все больше ощущать на себе проблемы, возникающие из-за активного вмешательства людей в природу и окружающую среду. Человек, с целью удовлетворения своих социально-экономических потребностей, создал комфортную для существования, но опасную среду обитания, которая получила название Техносфера. Техносфера – это среда обитания человека, которая возникла при помощи прямого или косвенного воздействия человека и технических средств на природную среду с целью обеспечения наилучшего соответствия среды его потребностям.

Понимание того, к каким последствиям могут привести экологические катастрофы мира, должно научить человека внимательнее и аккуратнее относиться к природе и окружающему миру.

В последние годы растет интерес к проблемам экологической безопасности, к разработке методов оценки техногенных воздействий на экологические системы и здоровье населения, оценки рисков и экономических потерь, создаваемых такими воздействиями, и поиску путей управления, обеспечивающих их снижение.

Цель работы: Исследовать экологическую опасность техногенных катастроф и аварий, их последствия на окружающую среду.

Изучить и описать информацию об источниках загрязнения окружающей среды.

Выявить последствия техногенных катастроф и аварий, их опасность для окружающей среды.

Сформулировать возможные способы решения проблемы опасности техногенных катастроф для экологии.

Объект исследования - техногенные катастрофы, их экологическая опасность и последствия.

Предмет исследования - особенности экологической опасности техногенных катастроф и аварий.

Что такое техногенная экологическая катастрофа .

Техногенная экологическая катастрофа - это авария на техническом объекте, которая повлекла за собой негативные преобразования в природной среде и многочисленную гибель животных, людей и других организмов, нанесла вред экологии. Катастрофы и аварии появляются внезапно, имеют локальный характер, одновременно с этим их экологические последствия могут охватывать довольно большие территории. Как показывает практика, техногенные катастрофы вероятны даже в странах с высокими технологическими стандартами и их возникновение обусловлено совокупностью различных причин: нарушением техники безопасности, человеческим фактором, всевозможными поломками, влиянием стихийных бедствий и т. д.

Самую большую экологическую опасность представляют катастрофы на радиационных объектах (предприятия по переработке ядерного топлива, атомные электростанции и др.), газо- и нефтепроводах, химических предприятиях, транспортных системах (железнодорожный и морской транспорт и др.), плотинах водохранилищ и т. д.

Очень высокую опасность представляют последствия катастроф и аварий на химических объектах. Поскольку при таких катастрофах часто может произойти заражение почв и воды отравляющими веществами и отходами химической промышленности. В больших количествах и концентрациях отравляющие вещества способны нанести серьезный вред живым организмам, которые могут привести к их гибели.

Виды техногенных катастроф и их последствия.

Техногенные катастрофы могут быть различны по месту своего возникновения, например:

аварии на атомных электростанциях с разрушением производственных сооружений и радиоактивным заражением территории (авария на Чернобыльской АЭС);

аварии в научно-исследовательских учреждениях (на производственных предприятиях), осуществляющие разработку, изготовление, переработку, хранение и транспортировку бактериальных средств и препаратов или иных биологических веществ с выбросом в ОС;

столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитенах), которые повлекли за собой групповое поражение людей, сильное разрушение железнодорожных путей или разрушение сооружений в населенных пунктах.

аварии на водных коммуникациях, вызвавшие значительное число человеческих жертв, загрязнение ядовитыми веществами акваторий портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов;

аварии на трубопроводах, которые вызвали массовый выброс транспортируемых веществ и загрязнение ОС в близости от населённых пунктов;

аварии в энергосистемах;

прорыв плотин, дамб (Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, Прорыв дамбы Баньцяо);

пожары, возникающие в результате взрывов на пожароопасных объектах.

2.2 Последствия техногенных катастроф

Количество аварий в сферах производственной деятельности неуклонно возрастает. Причинами этому служат применение новых материалов и технологий, поиск альтернативных источников для добывания энергии, широкое использование опасных веществ в сельскохозяйственной и промышленной деятельности. И, поскольку абсолютную безопасность на предприятиях обеспечить невозможно, рост количества заводов, станций и фабрик напрямую связан с числом аварий, возникающих в процессе производства.

Техногенные катастрофы и аварии могут быть спровоцированы разными явлениями природы, такими как ураганы, землетрясения, штормы. При этом часто аварии сопровождаются взрывами, обрушениями, химическими и радиационными повреждениями и заражениями, пожарами. А также причиной может послужить человеческий фактор – неточности в проекте, нарушение техники безопасности, низкое качество материалов, невнимательность работников и др.

2.3 Аварии на гидротехнических сооружениях.

Аварии на ГЭС несут после себя многочисленные человеческие жертвы, разрушенные здания. Стремительный и мощный поток воды может смывать почву со всей растительностью, вымывать чернозем. При аварии может растекаться масло из ванн смазки для гидроагрегатов, попадающее затем в реки и образовывающее масляные пятна на поверхности водоемов, которые растягиваются на сотни километров и не могут быть ликвидированы без помощи человека. Загрязнение воды нефтепродуктами приводит к массовой гибели рыбы. Масштабы подобных катастроф предсказать практически невозможно.

2.4 Аварии на атомных электростанциях.

Последствия аварий на АЭС обусловлены их поражающими факторами, к которым относятся ионизирующее излучение при выбросе и радиоактивное загрязнение территории. Если во время аварии произошел взрыв, учитывается также ударная волна, при пожарах во внимание берется тепловое воздействие и воздействие продуктов сгорания.

Последствия выброса радиации различаются по времени их проявления: ранние, которые заметны в течение месяца после аварии, и отдаленные, возникающие после длительного срока радиационного воздействия.

Результатами действия ионизирующего излучения могут служить крайне тяжелые заболевания, такие как лейкемия, злокачественные новообразования и лучевая болезнь.

Крайне важным экологическим последствием радиационных аварий является радиоактивное загрязнение окружающей среды. Главными факторами и явлениями, которые обуславливают экологические последствия при авариях и катастрофах на АЭС, служат радиоактивное излучение, распространяющееся из места аварии, а также из облаков, возникающих при аварии, и распространяющийся загрязненный радионуклидами воздух.

Наиболее негативны последствия для животных, растений и почв. Животные, как и человек, подвержены заболеванию лучевой болезнью. Из-за радиации у растительности может наблюдаться торможение роста, заметно сокращаются популяции животных на территориях, подверженных излучению.

2.5 Промышленные взрывы

Поражающим фактором при промышленных взрывах является в первую очередь ударная волна, давление которой во фронте превышает допустимые значения. Также к факторам относятся пожары, обрушение конструкций зданий и оборудования, выход из поврежденных аппаратов вредных и токсичных веществ, что приводит к повышению их концентрации в воздухе.

Ударная волна характеризуется разрушающим и поражающим действием из-за высокого давления и температуры в точке взрыва, при воздействии на объект она может сдвинуть его, опрокинуть или разрушить. При взаимодействии с живыми организмами, в зависимости от силы ударной волны, она может нанести как легкие травмы, так и привести к летальному исходу. Поэтому одним из наиболее важных последствий является гибель людей и животных. Вторичными последствиями взрывов выступают поражение людей, которые могут находиться внутри объектов, под обломками обрушенных конструкций зданий и сооружений.

Световое излучение ядерного взрыва может спровоцировать возникновение пожаров и огневого шторма, который очень быстро распространяется в сухих лесных зонах.

Техногенные катастрофы и аварии в России.

Техногенные экологические катастрофы коснулись и России. Если землетрясения и цунами в Японии чаще всего охватывают малонаселенные районы страны, то катастрофа, произошедшая в Чернобыле, распространилась и затронула три страны: Украину, Россию и Беларусь. Эта катастрофа является одной из двух самых крупных аварий, связанных с работой АЭС. Точное число ее жертв по сей день неизвестно из-за засекречивания и скрытия масштабов катастрофы в СССР. Однако наверняка известно то, что огромная территория на севере Киевской области превратилась в Зону отчуждения, откуда было эвакуировано все население, а восстановление и оздоровление региона происходит до сих пор.

В России, несмотря на значительное снижение темпов и объемов производства в последние годы, заметна устойчивая тенденция роста числа техногенных аварий и катастроф. Только в 2001 году на территории нашей страны произошли 617 аварии и катастрофы с экологическими последствиями, жертвами которых стали 3309 человек. По большинстве своем это аварии, связанные с воздушным и железнодорожным транспортом, например, при столкновении составов с опасными грузами, а также аварии, которые касаются выбросов ядовитых газов – пропана и аммиака, взрывов метана на угольных шахтах, взрывами газо- и нефтепроводов.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.

17 августа 2009 года произошла одна из крупнейших аварий на ГЭС в России, авария на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. Авария привела к гибели 75 человек, сотням пострадавшим, крупным разрушениям оборудования и серьезным социально-экономическим последствиям. Был нанесен значительный вред реке Енисей и прибрежной территории. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Авария оказала негативное воздействие на окружающую среду: масло из ванн смазки подпятников гидроагрегатов, из разрушенных систем управления направляющими аппаратами и трансформаторов попало в Енисей, образовавшееся пятно растянулось на 130 км. Общий объём утечек масла из оборудования станции составил 436,5 м3, из которых ориентировочно 45 м3 преимущественно турбинного масла попало в реку.

В заключение хотелось бы сказать, что промышленные катастрофы и аварии являются крайне негативным фактором для состояния окружающей среды, оказывают пагубное воздействие на природу и здоровье человека. В настоящее время техногенные катастрофы происходят гораздо чаще, чем в предыдущие столетия. Гибель многих компонентов природной среды и нарушение естественных экосистем, происходящие по причине катастроф, могут привести к необратимым последствиям.

Я думаю, что человеку двадцать первого века необходимо пересмотреть свое отношение к проблемам техногенных аварий и катастроф, в разы внимательнее относиться к обеспечению безопасности на предприятиях, думать о возможных последствиях для окружающей среды и в целом более осознанно размышлять о том, какой вклад он делает в восстановление или уничтожение природы, может ли он что-то изменить в положительную сторону.

Также хочу отметить, что знание причин возникновения катастроф техногенного характера позволяет при заблаговременном принятии мер защиты и при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь и негативных последствий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Захарьин, В.Р. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций / В.Р. Закарьин. -М.: Инфра-М, 2009

Воробьева, А.Д. Хроника необъяснимого: От катастрофы к катастрофе/ А.Д. Воробьева. - М.: Инфра-М, 2010

Ильницая А.В., Козьяков А.Ф. и др., "Безопасность жизнедеятельности", Москва, издательство "Высшая школа", 2001 год.

Электронные ресурсы:

Promdevelop – информационный портал [электронный ресурс]

Практическая часть.

Динамика техногенных чрезвычайных ситуаций за период 2000-2007 г. в РФ.

hello_html_60d81897.jpg

Опрос среди студентов первого курса КИПО дал следующие результаты:

Первый вопрос: Какие техногенные катастрофы Вы знаете?

hello_html_m405749d3.jpg

Второй вопрос: Как Вы думаете, возможны ли необратимые последствия для окружающей среды из-за техногенных катастроф?

Читайте также: