Что представляет собой военная служба особый вид наказания граждан российской федерации

Обновлено: 30.06.2024

Прокуратура Юрьевецкого разъясняет законодательство о воинской обязанности и военной службе и ответственность за его нарушение.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, прохождение которой гражданами осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. В частности, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Статьей 1 закона о воинской обязанности и военной службе установлено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Статьей 7 закона о воинской обязанности и военной службе регламентировано, что в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету статьей 21.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Санкцией статьи за указанное правонарушение предусматривается административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере до 500 рублей.

При этом неисполнение обязанностей по воинскому учету может выражаться в следующем:

- неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины;

- неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, в установленный двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата предусмотрены ч. 2 ст. 7 указанного закона. При этом отдельно предусмотрено, что все перечисленные случаи для признания причины неявки уважительной должны быть подтверждены документально.

Частью 2 стать 28 закона о воинской обязанности и военной службе предусмотрено, что в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации (уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы), предусматривающей за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Частью второй ст. 328 УК РФ за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Следует также отметить, что в соответствии со ст. 57.7 закона о воинской обязанности и военной службе, пребывающее в резерве лицо (резервист), обязано явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности, исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

В случае неисполнения обязанностей резервиста гражданин, пребывающий в резерве, привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если вы знаете свои права и обязанности, а призыв близко, сможете правильно их исполнять, а значит, успешно нести воинскую службу. Военное дело дает людям, которые им занимается не только массу обязанностей, но и множество прав, некоторых свобод. Военные и их семьи могут рассчитывать на достаточно серьезную социальную защиту.


Законы и НПА военного права

Если человек проходит службу в армии или является военным по профессии, его жизнь контролируют немного другие законы, нежели для гражданских. Праваграждан на военной службе указаны на страницах Конституции. Конечно, как уже говорилось, дополнительные нормы, которые должен соблюдать военнослужащий, имеются, но в основном они должны следовать основным предписаниям Конституции.

Второй документ говорит о принятых формах и порядке, что предусматривает призыв и исполнение долга военного. Также в нем упоминается, что некоторые граждане обязаны вступать на воинскую службу, становится на учет, поступать в армию по определенному алгоритму.

Федеральные законы имеют некоторые общие положения, которые описаны слишком скупо или только упомянуты, поэтому более детально их рассматривают в подзаконных актах. Но чтобы изучить самый подробный список нюансов, следует обратиться к общевоинскому уставу, где информация представлена в максимально полном масштабе.

Например, можно изучать устав караульных служб, гарнизона, внутренний устав или дисциплинарные уставы, которых должен придерживаться гражданин. Зависимо от направленности воинской службы, можно выделить корабельный устав, который контролирует работу военного моряка.

Общие обязанности и ответственность военнослужащих

Права и обязанности военнослужащих – это отдельная категория, которая нуждается в детальном изучении. Военнослужащий является отдельной социальной группой, поэтому они пользуются правами, несут своеобразные обязанности и используют свои ответственности.

Пользоваться рассматриваемым статусом может любой военнослужащий – все рядовые офицеры, которые служат в разнообразных званиях и обычные солдаты, попавшие на службу через призыв. Начнем с военных, которые служат на кораблях и войсках разного назначения. Также подобное положение является актуальным для военных курсантов, которые проходят обучение в вузах. Не стоит забывать о призывниках и контрактниках. Даже граждане других государств, которые проходят военную службу в РФ.

Но чтобы быть справедливыми, стоит принимать во внимание, что военные, как социальная группа, имеют и некоторые ограничения, когда был подписан контракт. Поскольку они вынуждены вести специализированную деятельность – защищать государство и общественность. Это влияет на некоторые свободы.

К примеру, военнослужащие после призыва ограничены в свободе передвижения – это ещё одно ограничение, что предусматривает контракт. Пришлось пойти на это потому, что воинские части должны быть всегда в боевой готовности, а собрать военных по всей территории страны намного более сложная задача. Когда войска дислоцируются в одном месте, задача заметно упрощается, поскольку гражданин прибудет на место в течение ограниченного времени.

Именно потому военнослужащие должны проживать неподалеку от места своей службы (это условие прописано в контракте). Так в случае необходимости можно быстро прибыть в место сборов после призыва. Так что рядовой состав армии проживает в казармах. Офицеры могут жить на личной территории, но также в пределах военного городка или территории поблизости от него. А чтобы выехать после призыва в другую страну, необходимо согласовать рассматриваемый вопрос с начальством, и даже составить контракт.

Свобода слова также ограничена. Например, военный на службе не может обсуждать с посторонними приказы, что были им получены после того, как поступил призыв. Секретные данные также нельзя разглашать. Запрещается идти в политику, поддерживать партии и другие политические организации. Но это правило касается только периода несения службы. Кроме того, принимайте во внимание, что права военнослужащих ограничены в рамках осуществления коммерческой работы.

При этом у военнослужащих широкий спектр ответственностей после призыва, что также прописаны в контракте. Они связаны с нарушением военного права России. Если человек нарушит предписания, указанные в законе, его привлекут к ответственности. Обычно такое происходит из-за нарушения приказов, игнорирование устава и т.п. Меры используемой ответственности, разделены на несколько категорий:

  1. Дисциплинарная. Её определяет дисциплинарный устав по контракту. Обычно наказание наступает за проступки дисциплинарного характера, которые противоречат уставу и портят воинскую честь.
  2. Административная. Рассматриваемый тип ответственности работает не только для военных по контракту, но и для остальных жителей. Правда, военные, несущие контрактный формат службы, не могут быть арестованы на общих основаниях.
  3. Гражданско-правовая. Эта мера ответственности наступает, если военный нанес ущерб гражданину или организации, навредил государству. Может быть распространена не только на военнослужащих, но и обычных людей. Ответственность может быть материальной. Например, придется платить за испорченное или потерянное имущество, воинскую технику. Хотя возмещение не всегда полное.
  4. Уголовная. Основания для военных такие же, но специфика наказания для контрактных военных немного другая.

Кстати, уголовная ответственность одна из самых сложных и спорных категорий. Не важно, если поступил призыв или служба имеет контрактный характер, поэтому рассмотрим её детальнее. Военные несут уголовную ответственность на тех же основаниях, что и другие граждане. Но помимо основных нарушений закона, для военнослужащих предусмотрены нарушения, которые связаны именно со службой военнослужащего. В частности, такими нарушениями за которыми последует уголовная ответственность можно назвать сразу несколько ситуаций.

Например, даже если у человека есть право на военную службу, у него имеется обязанность выполнять приказы вышестоящих чинов. Если приказ не будет исполнен в качестве последствий, придется ждать уголовной ответственности. Особенно если нарушенная обязанность привела к тяжелым последствиям или нанесла тяжелый вред службе.

Также придется нести ответственность, если военный сопротивляется человеку, который стоит выше по чину. Слушать начальство – это его обязанность. Накажут, если военный применяет насилие в отношении вышестоящего человека в военной иерархии, унижает, оскорбляет, приступает к насилию по отношению к другому военнослужащему.

Придется отвечать за самовольно покинутую часть или если военный не вернулся из отпуска/увольнительной, имитацию болезни чтобы не выполнять военное дело, военное дезертирство, оставления тонущего корабля (без приказа). Ну и конечно, военный гражданин будет наказан, если неправильно проведет дежурство, караул или пограничную службу.

Поэтому, чтобы не усугублять ситуацию, прежде чем что-то сделать, всегда проверяйте, имеет ли правовоеннослужащий на это после призыва или если его служба имеет контрактный характер. Особенно если рассматриваемое военное действие имеет все признаки неисполнения приказа или нарушается обязанность. Причем следует учитывать, что платить за рассматриваемые правонарушения нужно разными способами. Иногда уголовное преступление военного может быть дисциплинарным, а в другой ситуации человека лишают свободы.

Статус и права военных


Прававоенный билет дает совершенно разные, но с ними в комплекте идет обязанность соблюдать воинские требования. Даже учитывая огромное количество ограничений, что влечет воинская жизнь, военный получает немало прав, которые недоступны большинству граждан, а также разнообразные привилегии. В том числе, социального характера. Для удобства мы разделили рассматриваемые права на несколько категорий:

С помощью рассматриваемых прав, военнослужащий может защитить военное достоинство и честь на законном уровне, отстаивать интересы перед законом. Если в отношении их было совершенно неправомерное действие со стороны законных органов, обязанность военного – это обжаловать. Если человеку причинили ущерб, когда он нес военную службу, он может потребовать компенсации. Если говорить о личных правах, то военнослужащий имеет право на свободное выражение своей совести и вероисповедание. Правда, военная служба не обязана предоставлять военному условия, чтобы совершать религиозные обряды.

Военному на службе должны обеспечить питание, имущество которое ему нужно для жизни (необходимый минимум). Права призыва на военнуюслужбу гласят, что служба должна длиться 8 часов, 2 часа свободного времени, а остальное на сон. Также военные могут получить отпуск, если возникли обстоятельства личного характера. Военнослужащему начисляют трудовой стаж – если служить по призыву, месяц службы засчитывается за 2 рабочих месяца.

Даже если человек на службе, он имеет право выражать свое политическое, а не только военное, мнение, высказывать убеждения, находиться в курсе последних событий и распространять сведения (если это не государственная или военная тайна). Естественно, военным разрешено голосовать, быть на работе в гос. или муниципальных органах.

Также военные имеют правостать членами общественной или не политической организации, мирных демонстраций (если военный в отпуске и при нем нет оружия).

Социальная защита военнослужащих и семьи

Прежде чем заговаривать о том, имеет ли правовоенный на что-то, следует разобраться в его обязанностях. Чтобы военные обязанности могли исполняться, государство дает военнослужащим социальную защиту, которая распространяется не только на самих военных, но и их семьи.

Обычно – это денежные выплаты, компенсации, поощрения. Например, беременные жены военных могут получить пособие, если у военного пока служба. Также военным дают страхование и другие льготы. В частности, жилье. Кроме того, на службе военный обязательно получает зарплату.

Военнослужащий должен быть обеспечен медицинским страхованием, чтобы служба была безопаснее. Военноеправо в этом не отличается от гражданского. Если у контрактного военного возникнет желание застраховаться по расширенной программе, он может выбрать платный порядок.

Военное право предусматривает для контрактных военных довольно обширный список льгот, что дарит им служба. Определенная логика в этом есть – так государство компенсирует большое количество ограничений, что влечет за собой рассматриваемая деятельность. При этом права и свободы военных практически переплетены в неразрывном союзе. Поэтому помимо большого количества льгот, военноеправо не дает военным пользоваться благами во вред обществу.

Маркин Константин

На первый взгляд, данное решение – обычный судебный акт о возмещении вреда, причиненного гражданину госорганами. Однако обстоятельства, при которых произошло нарушение права, поднимают другую острую, на мой взгляд, проблему – прохождение срочной военной службы по призыву.

Дело в том, что описанные в решении факты могли произойти только с лицами мужского пола. Эта ситуация демонстрирует дискриминацию мужчин и женщин, которая законодательно закреплена в России. При этом не соблюден баланс между правами человека и интересами государства.

Конституция РФ содержит две относящихся к данной ситуации нормы:

  • статью 19, устанавливающую, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола;
  • статью 59, согласно которой защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, несущего военную службу в соответствии с федеральным законом (либо в определенных случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой).

Согласно российскому законодательству женщины имеют право служить в армии (заключая контракт о прохождении военной службы), но не обязаны проходить военную службу по призыву. И они активно реализуют это свое право – в стране есть женский кадетский корпус, женщины учатся в военных училищах, университетах, академиях. То есть у женщин есть выбор. У мужчин же такого выбора нет – они в любом случае, если позволяет здоровье и нет оснований для отсрочки от службы, обязаны служить в армии (или проходить альтернативную гражданскую службу).

В результате только у мужчин (зачастую – помимо их желания и воли) как минимум год выпадает из активной гражданской жизни, в течение которого они:

Как мужчины, так и женщины не выбирали при рождении страну и пол, это не зависело от их воли. Никакой достойной компенсации за то, что государство фактически забирает у них год жизни, мужчины не получают.

Современная армия – это, в первую очередь, высокие технологии, работать с техникой должен специально обученный и заинтересованный в службе персонал.

Фактически служба по призыву в армии сопоставима с отбытием наказания в колонии общего режима, поскольку это:

  • жизнь за забором (нередко с колючей проволокой) практически в подневольном состоянии с ожиданием окончания срока;
  • казенные одежда, питание;
  • жизнь, подчиненная строгому распорядку;
  • полная зависимость человека от воли и усмотрения должностных лиц;
  • обязанность исполнять требования должностных лиц независимо от согласия или несогласия с ними;
  • невозможность жить полноценной семейной жизнью,
  • привлечение людей, как правило, к низкооплачиваемому неквалифицированному труду;
  • уголовная ответственность за побег;
  • наличие специфической субкультуры с неуставными взаимоотношениями;
  • запрет использования средств мобильной связи и т.д.

Если Россия называет себя правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, то это должно не только декларироваться на бумаге.

Понимаю, что мою позицию многие могут не разделять. Поясню – в прошлом я кадровый офицер, в чьем подчинении находились на одинаковых должностях как солдаты срочной службы (мужчины), так и женщины, поступившие на военную службу по контракту. Мне есть с чем сравнивать. Поэтому я не вижу оснований для того, чтобы мужчина и женщина имели разный набор обязанностей (и способов их реализации) по защите страны.

Считаю, что призыв мужчин для прохождения срочной военной службы должен быть отменен как дискриминационный, а военная служба должна стать полностью контрактной с равными возможностями реализации прав как для мужчин, так и для женщин. Тогда все граждане смогут реализовывать свою обязанность по защите Отечества исходя из своих возможностей, убеждений, осознанно и с большей отдачей.

Что касается защиты прав призывника в судах, здесь тоже не все гладко. Несмотря на то что закон позволяет гражданину оспорить решения призывной комиссии, а также действия или решения воинских начальников, данным правом пользуются далеко не все. Это связано, в первую очередь, с тем, что гражданин либо не знает своих прав, либо у него нет возможности реализовать право на защиту.

Зачастую очень сложно зафиксировать нарушение и получить его доказательства, поскольку военным присуще из всего делать тайну.

Так, в моей адвокатской практике был случай, когда призывнику в военкомате отказали в ознакомлении с личным делом под тем предлогом, что оно составляет некую тайну. Дело было связано с обжалованием решения призывной комиссии о призыве студента второго курса авиационного колледжа (Рыльский районный суд Курской области, гражданское дело № 2а-80/2019). Поскольку военкомат отказывал призывнику в ознакомлении с личным делом и медицинскими документами о состоянии его здоровья, истец не мог представить их в суд. По ходатайству истца суд истребовал личное дело. В судебном заседании мой доверитель попросил ознакомиться с данным документом. Судья стала выяснять мнение представителя военкомата. Та (молодой фельдшер) по неопытности согласилась. Судья тогда возмутилась, спросила у представителя, понимает ли она, на что дает согласие? Но коль скоро представитель военкомата не стала возражать, мы смогли ознакомиться с личным делом призывника (без отдельного обжалования отказа в ознакомлении).

В другом деле, также рассмотренном в 2019 г. (Великоновгородский гарнизонный военный суд, гражданское дело № 2а-3/2019), в суде в открытом судебном заседании был исследован компакт-диск с аудиозаписью разговора моего доверителя с командованием. Но судья отказал нам в возможности сделать копию записи под предлогом, что ответчик (командир воинской части) заявил, что аудиозапись содержит некую охраняемую законом тайну. Отказ суда апелляционная инстанция признала законным.

Очевидно, что в таких условиях крайне сложно отстаивать свою позицию в споре с государством в лице его органов.

В связи с этим призывнику очень важна профессиональная юридическая помощь. Чем раньше с момента нарушения будет подана жалоба, тем больше шансов восстановить нарушенное право или не допустить дальнейших злоупотреблений.

Вы можете присоединиться к мероприятиям в наших группах в социальных сетях:

Отсрочки и освобождение от призыва на военную службу. Альтернативная гражданская служба.

Отсрочки и освобождение от призыва на военную службу. альтернативная гражданская служба.
Призыв на военную службу

Чтобы быть готовым к встрече с призывной комиссией или военкомом, призывнику необходимо:

- определить время своего призыва на военную службу, учитывая свой призывной возраст и сроки призыва (офицеры запаса призываются круглый год, остальные — с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря);

- узнать, имеет ли он право на отсрочку или освобождение по состоянию здоровья;

- узнать, имеет ли он право на какие-либо другие отсрочки или освобождения на время призыва (сейчас и в ближайшем будущем);

- собрать документы, необходимые для подтверждения отсрочек, сделать с них копии;

- изучить законодательные акты, связанные с отсрочками и правами гражданина (при необходимости сделать ксерокопии наиболее важных статей);

- узнать контактные данные правозащитных организаций в своем городе (например, Комитета солдатских матерей), передать эти координаты тому из родных или близких, кто будет помогать ему в случае, если он попадет в трудное положение.

Если право на отсрочку есть, необходимо при первом вызове в военкомат зафиксировать это право. Нецелесообразно игнорировать повестки, нужно явиться по вызову в военкомат, предъявить соответствующие документы и требовать, чтобы сделали запись об отсрочке в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, или военном билете.

Повестку "для отправки к месту прохождения военной службы" обычно присылают или выдают, когда решение о призыве уже принято.

Решению обязательно должны предшествовать медицинское освидетельствование и призывная комиссия, на которой призывник может заявить о своем праве на отсрочку или освобождение от призыва.

Отсрочки и освобождение от призыва

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

- признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

- проходящие или прошедшие военную службу в РФ;

- проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

- прошедшие военную службу в другом государстве.

Граждане РФ могут воспользоваться правом на освобождение от призыва, если они:

- имеют ученую степень;

- являются сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву (либо в период военных сборов) либо граждан, умерших вследствие увечья или заболевания, полученных в этот период.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

- отбывающие наказание в виде обязательных или исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

- в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд;

Гражданин, не подлежащий призыву, на заседание призывной комиссии не вызывается. Если по достижении 27-летнего возраста он не стал подлежать призыву, то решением призывной комиссии он зачисляется в запас и получает военный билет установленного образца. Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва или истекли сроки предоставленной ему отсрочки, должен быть призван на военную службу на общих основаниях.

Отсрочка предоставляется призывнику, если он:

- признан временно не годным к военной службе по состоянию здоровья (на срок до одного года);

- постоянно ухаживает за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем (при отсутствии других лиц, обязанных по закону их содержать), которые:

o не находятся на полном государственном обеспечении;

o нуждаются (по заключению медико-социальной экспертизы) в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

- является опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать их;

- воспитывает ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, раздельного проживания с нею после развода);

- имеет двух и более детей;

- имеет малолетнего (до 3-х лет) ребенка-инвалида;

- окончил специализированный вуз, получил высшее профессиональное образование и специальное звание и поступил на службу в:

o органы внутренних дел;

o Государственную противопожарную службу;

o учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;

o органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

o таможенные органы РФ;

- имеет ребенка и беременную жену (срок беременности которой составляет не менее 26 недель);

- избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ, депутатом представительного органа или главой муниципального образования и осуществляет свои полномочия на постоянной основе (на срок полномочий);

Право на отсрочку от призыва имеют учащиеся и студенты, которые обучаются на очном отделении в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях:

- среднего (полного) общего образования (школах), — на время обучения, но до достижения возраста 20 лет;

- начального или среднего профессионального образования (училищах, техникумах, колледжах), если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения возраста 20 лет;

- среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

- высшего профессионального образования (вузах) по:

o программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

o программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

o программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Отсрочка учащимся предоставляется 1 раз за исключением случаев, когда:

- первая отсрочка предоставлялась при обучении в учреждении среднего (полного) общего образования (школе), — гражданин имеет право на повторную отсрочку для обучения в вузе;

- первая отсрочка предоставлялась при обучении по программе бакалавриата, — учащийся имеет право на отсрочку для продолжение обучения по программе магистратуры.

Право на отсрочку имеют также граждане, которые получают очно послевузовское образование в имеющих государственную аккредитацию вузах и научных учреждениях, имеющих лицензии на такую деятельность, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения.

Указами Президента РФ право на отсрочку от призыва может предоставляться и другим гражданам.

Право на отсрочку может возникать многократно и по разным основаниям. Однако отсрочка от призыва не означает освобождения от него и носит лишь временный характер.

Вопрос об отсрочке от призыва гражданина, признанного не годным или временно не годным к военной службе по состоянию здоровья, рассматривается призывной комиссией при наличии у него следующих документов:

- акт исследования состояния здоровья с результатами исследований и диагнозом;

- выписка из истории болезни, заверенная подписями главного врача, лечащего врача и печатью;

- лист медицинского освидетельствования с заключением врача-специалиста о категории годности призывника к военной службе и показателе предназначения.

Призывник, постоянно ухаживающий за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, должен представить следующие документы:

- свидетельство о своем рождении;

- справку о составе семьи;

- решение суда об усыновлении (при необходимости);

- свидетельства о рождении своих родителей (при уходе за дедушкой, бабушкой);

- заключение медико-социальной экспертизы о необходимости постоянного постороннего ухода (помощи, надзора) за родственниками;

- свидетельство об инвалидности (I или II группы) родственника;

- пенсионные удостоверения родственников;

- свидетельства о рождении его родных братьев или сестер, не достигших 18 лет.

Одинокий отец, воспитывающий ребенка без матери, должен представить:

- справку о составе семьи;

- свидетельство о рождении ребенка;

- свидетельство о расторжении брака, либо о смерти матери ребенка, либо решение суда о лишении ее родительских прав.

Призывник, имеющий двух и более детей должен представить:

- справку о составе семьи;

- свидетельства о рождении детей.

Призывник, имеющий ребенка-инвалида в возрасте до трех лет, должен представить:

- справку о составе семьи;

- свидетельство о рождении ребенка;

- документы, подтверждающие инвалидность.

Призывник, поступивший на работу (на полный день) по специальности сразу после окончания вуза в государственную организацию, входящую в определенный Правительством РФ перечень, должен представить:

- справку с места работы с указанием своей должности и специальности, заверенную печатью и подписью руководителя (представляется в военкомат ежегодно — в августе);

- диплом о высшем профессиональном образовании.

Призывник, который окончил специализированный вуз, получил специальное звание и проходит службу в органах внутренних дел, противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в таможенных органах РФ, должен представить:

- диплом о высшем профессиональном образовании соответствующего направления;

- справку с места работы (учебы), заверенную печатью и подписью руководителя и печатью учреждения или органа;

- выписку из приказа о присвоении специального звания.

Для получения отсрочки призывник должен представить, если он учится (очно):

- в школе (в том числе аккредитованной негосударственной) — справку (форма N 26а);

- в училище, техникуме, вузе и других учебных заведениях (в том числе аккредитованных негосударственных)

— справку (форма N 26);

- в аспирантуре (других формах послевузовского образования):

- диплом о высшем профессиональном образовании;

- справку (форма N 26), заверенную печатью и подписью руководителя или заместителя руководителя, с датой и номером приказа о зачислении в аспирантуру и датой окончания программы обучения и защиты квалификационной работы.

Для подтверждения факта исполнения ранее военно-служебных обязанностей необходимо представить военно-учетные документы с отметкой, которая ставится в них при увольнении с военной службы.

Для получения освобождения от воинской обязанности в связи с гибелью (смертью) отца или родного брата на военной службе по призыву, необходимо представить:

- документы, подтверждающие их родство;

- свидетельство о смерти;

- извещение воинской части в адрес военкомата об их гибели (смерти) с указанием ее связи с военной службой.

Для получения освобождения от воинской обязанности в связи со смертью отца или родного брата вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных на военной службе, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов, необходимо представить:

- документы, подтверждающие их родство;

- свидетельство о смерти;

- свидетельство о болезни, составленное военно-врачебной комиссией в период военной службы, с заключением о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания с военной службой;

- заключение медико-социальной экспертизы о причинной связи смерти с исполнением ими обязанностей военной службы.

Решением призывной комиссии гражданин освобождается от исполнения воинской обязанности или зачисляется в запас. На основании выписки из протокола заседания призывной комиссии ему выдается военный билет.

Альтернативная гражданская служба

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

- несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

- он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Она предполагает выполнение наиболее трудоемких и непрестижных работ, но имеющих важное значение для общества и государства — в любых сферах, где не предусмотрена военная служба, включая правоохранительные органы, организации оборонно-промышленного комплекса, гражданской обороны, социального обеспечения, здравоохранения, образования, защиты окружающей среды, пожарной охраны, сельского хозяйства, коммунального хозяйства, сферы обслуживания и в других бюджетных организациях на должностях, не предусматривающих ношение оружия.

В период военного положения и в военное время функции граждан, прошедших гражданскую службу, сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности ВС. В составе самих ВС эти лица могут относиться к обеспечивающему медицинскому, интендантскому персоналу, военным юристам, корреспондентам, духовным лицам и т.п..

Срок альтернативной гражданской службы в гражданских организациях в 1,75 раза превышает установленный законом срок военной службы по призыву и составляет 21 месяц для направленных на альтернативную гражданскую службу после 1 января 2008 года.

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих ее в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает срок военной службы по призыву и составляет 18 месяцев для направленных на альтернативную гражданскую службу после 1 января 2008 года.

В срок альтернативной службы не засчитываются:

- прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

- дополнительные отпуска учащимся;

- время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

- время, проведенное на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

На альтернативную гражданскую службу направляются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые:

- не пребывают в запасе;

- имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;

- лично подали заявление в военный комиссариат о таком желании;

- получили решение об этом призывной комиссии военкомата.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые:

- имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

- не подлежат призыву на военную службу;

- имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Замена военной службы альтернативной гражданской осуществляется по личной инициативе призывника на основании его заявления с обоснованием, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой призывник может подать в военкомат, где он состоит на воинском учете, в следующие сроки:

- до 1 апреля — если он должен быть призван в октябре — декабре текущего года;

- до 1 октября — если он должен быть призван в апреле — июне следующего года.

К заявлению призывник должен приложить автобиографию и характеристику с места работы (учебы), а также (по желанию) другие документы. Он может указать в заявлении лиц, которые согласны подтвердить, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Военкомат обязан заявление зарегистрировать и выдает призывнику подтверждающий это документ.

Если в заявлении не указать фамилию, место жительства, не поставить дату и личную подпись, его признают анонимным и рассматривать не будут.

Заявление рассматривается призывной комиссией только в присутствии призывника. Повестка с вызовом на заседание призывной комиссии должна быть вручена призывнику под расписку (в общем порядке). Призывная комиссия рассматривает доводы призывника на основании:

- его выступлений на заседании призывной комиссии;

- выступлений лиц, которые согласились подтвердить его доводы о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

- анализа представленных им документов;

Направление на альтернативную гражданскую службу

К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, должен явиться в военный комиссариат в срок, указанный в повестке и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы, разрабатывает Министерство здравоохранения и социального развития РФ — специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы.

При определении вида (работы, профессии, должности) альтернативной гражданской службы и места ее прохождения призывная комиссия должна учитывать:

Читайте также: