Развитие русского языка как закономерный процесс сформулируйте его тему и основную мысль

Обновлено: 02.07.2024

В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.

В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.

Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.

Основные признаки:

  • последовательность;
  • завершенность;
  • логичность;
  • цельность;
  • тематическое и стилистическое единство.

Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.

Тексты могут описывать:

  • реальные и выдуманные события;
  • взаимоотношения между людьми;
  • природные и иные явления;
  • различные проблемы и пути их решения;
  • мир чувств и многое другое.

Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.

Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.

Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.

Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.

Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.

Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.

Разница между основной мыслью и темой:

  1. Тема обозначает область исследуемого вопроса, основная мысль — авторское отношение к проблеме.
  2. Тему обычно легко определить, она конкретна и однозначна. Основная мысль не всегда легко подается выделению. Над ней нужно хорошо подумать.
  3. Тема часто отражена в заголовке, подзаголовках, ключевых словах. Выражение главной идеи зависит от того, какие языковые средства были использованы автором.

Как определить тему текста и главную мысль

Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:

  1. Вдумчиво и внимательно прочитать текст.
  2. При наличии незнакомых слов выяснить их значение и снова перечитать содержание, пока смысл не станет ясен полностью.
  3. Затем следует приступить к выделению ключевых слов. Это главные слова, которые описывают основной посыл произведения. Чаще всего они бывают в заголовке, начале и конце текста. Автор иногда преднамеренно повторяет их, чтобы обратить на них внимание читателя.
  4. Выделить микротемы. Их может быть несколько в зависимости от сложности произведения. В простых текстах они часто совпадают с абзацами.
  5. Кратко пересказать прочитанное, стараясь уложиться в несколько предложений.

Подсказки, по которым можно определить тему:

  1. Заглавие. Довольно часто именно в нем отражается тема и содержание всего произведения. Особенно это актуально для научных статей, текстов информационного и публицистического характера. Заглавия художественных произведений часто имеют образный характер. Они не всегда могут напрямую подсказать название темы. В случае художественных текстов нужно не спешить, а вдумчиво прочитать произведение и поразмыслить над связью между названием и темой.
  2. Подзаголовки. Часто тексты разбиты на отдельные фрагменты, снабженные подзаголовками. Они связаны между собой и помогают определить тему произведения.
  3. Ключевые слова. Главные или опорные слова помогают лучше разобраться с тематикой текста. Особенно легко это сделать, если они носят специальный характер. Например, это могут быть слова из строительной или медицинской сферы. Но и в художественных произведениях также можно выделять главные слова и словосочетания. Анализ ключевых слов играет важную роль во всех видах текстов.

Подсказки, по которым можно определить основную мысль:

Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:

  1. Подчеркнуть в каждом абзаце наиболее важную мысль.
  2. Перечитать подчеркнутое и сократить до нескольких предложений или словосочетаний.
  3. Соединить выбранные словосочетания в одно-два предложения, используя знакомые средства связи.
  4. При необходимости откорректировать полученную главную мысль, чтобы она соответствовала лексическим и грамматическим нормам.

Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:

  1. Попытка найти главную мысль, дословно сформулированную в тексте. Это приводит к простому переписыванию одного или нескольких предложений, что часто бывает ошибочным, поскольку не всегда основная мысль точно сформулирована автором.
  2. Попытка создать полностью самостоятельное суждение. При этом учащиеся пытаются сформулировать главную мысль, но в конечном итоге неверно передают мнение автора. Это происходит за счет подмены слов, близких по смыслу, но приводящих к смысловым искажениям.

Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.

Пояснения на примерах

Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.

Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.

— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?

Первоклассники поднимают руки.

— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.

— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.

— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.

Учительница улыбается. Она говорит детям:

— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.

Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:

Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.

Представить русский язык как развивающееся явление можно, проследив процессы его изменения на протяжении ряда столетий. За этот период в нем произошли существенные перемены. Связано это с непрерывным движением вперед общества. В течение длительного времени он обогатился новыми словами, а некоторые старые обороты исчезли из употребления.

Русский язык как развивающееся явление

Исторические изменения

Если проследить, как развивался русский язык на протяжении столетий, то становится понятным, что в нем произошли значительные изменения. Это коснулось:

  • словарного запаса;
  • фонетики и грамматики.

В результате кропотливой работы, проведенной учеными, удалось сопоставить словарь современных слов с таким же справочником XI—XVII вв. Исследования показали, что третья часть слов не претерпела изменений. При этом современный человек понял бы речь своего дальнего предка. Этим можно доказать, что русский язык, как развивающее явление, непрерывно движется вперед.

Если кратко, на язык, как на развивающееся явление, воздействуют следующие факторы:

Общение с другими народами

  1. Проходящие политические процессы.
  2. Научно-технический прогресс.
  3. Общение с другими народами.

Большое влияние оказывают средства массовой информации. Язык становится более либеральным, и отношение людей к нему меняется.

Словарный состав

Лексика является самой нестабильной частью языка. Процесс словообразования протекает непрерывно. Это часто бывает заметно даже на протяжении одной человеческой жизни. Пожилые люди не все понимают современную речь, насыщенную техническими терминами. В первую очередь это касается компьютерных технологий.

Однако изменения проходят не только в словах. Формируются новые явления, которым присваиваются названия.

Часто некоторые выражения выходят из своей среды обитания и попадают в обыденную речь. Обычно это касается слов, употребляемых инженерами, врачами или журналистами. Если раньше они на таком языке вели общение только между собой, то сейчас профессиональные термины вошли в речь повсеместно.

Фонетика и грамматика

Работа ученых-лингвистов

Фонетика и грамматика со временем изменяются значительно медленнее, потому что происходит такое явление не стихийно. Связано это с работой ученых-лингвистов. Их деятельность заключается в сопоставлении современных текстов с древними рукописями и выявлении всех языковых изменений.

Диалектизм, сленг и жаргон

Большая территория России способствует формированию различных диалектов на отдельных ее территориях. Особый говор присутствует в Москве, Нижнем Новгороде, Архангельске. На их становление не влияет даже близкое расстояние между областями.

Постоянно в язык вводятся жаргонные выражения. Обычно их появлению способствует молодежь, которая употребляет такие слова. По мнению филологов, углубленного смысла они не несут, поэтому век их недолгий. Они не употребляются на уроках при написании сочинений или рефератов. Ими не пользуются образованные люди. В печатных произведениях они тоже не присутствуют, поэтому вытеснить литературные обороты им не удается.

Настоящее время

Живое общение людей

Если посмотреть, как развивается язык в современности, то стоит отметить его упрощенность в свободном общении. Появилась тенденция к словотворчеству. Это означает, что язык живой. Людям удобно разговаривать между собой на нем.

Изучением русского языка занимаются ученые мира. Их интересует свойственная ему специфика. Между Россией и другими странами постоянно ведется культурный обмен. На эту тему готовится много докладов, а затем проводится их презентация.

Развитию русского языка способствует его изучение в различных странах мира. За счет этого постоянно изменяется его лексический состав и грамматика.

Конспект урока русского языка для 9 класса, на основе которого можно быстро создать презентацию. Для учащихся в доступной форме предлагается материал о языковых изменениях, произошедших в процессе общественного развития. На уроке использованы разнообразные формы работ, представлен богатый словарный материал.

ВложениеРазмер
yazyk_kak_razvivayushcheesya_yavlenie._9_klass.docx 28.4 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Цели : 1.Познакомить с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии, и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).

2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.

3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Оборудование : мультимедийная презентация, распечатанные таблицы для работы.

2.Постановка цели урока.

- Знаете ли вы, к какой группе языков принадлежит русский язык? (Русский язык относится к славянской группе индоевропейских языков.)

(Восточная подгруппа славянских языков включает русский, украинский и белорусский - близкородственные языки.)

- Какова основная функция языка?

(Служить средством общения между людьми, коммуникативная.)

- Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Может, кто-то сможет назвать тему урока?

- Открыли тетради, записали число, классная работа и тему сегодняшнего урока .

(3 слайд) Цель нашего урока – познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).

3.Комплексный анализ текста.

(4 слайд) Для начала проведем комплексный анализ текста. Если вы вчитаетесь, то поймёте, что он соответствует теме нашего урока:

- Какова основная мысль текста?

(Язык меняется, и каждый отдельный период в истории языка является качественно новым этапом в его развитии. Язык всегда один и тот же, но он меняется и в связи с этим бывает трудно узнаваем.)

- Может вы знаете, в связи с чем упоминает автор текста 1750 год?

(В Московской Руси в этот период происходит устроение церковное и исправление книжное (взаимодействие старославянской письменности с живой народной речью возведено в ранг первейшей государственной задачи.)

- Соответствует ли данный текст современным языковым нормам?

- Определите стиль речи.

- Сделайте пунктуационный анализ второго предложения.

(Данное предложение сложное, с разными видами связи:

подчинительной связью и бессоюзной связью. 1-ая степень сложности -это подчинительная связь с придаточным обстоятельственным времени. Сложноподчинённое предложение осложнено однородными сказуемыми и обособленными определениями, выраженными однородными причастиями. 2-ая степень сложности - это бессоюзная связь; между простыми предложениями ставится двоеточие, потому что в третьем по счёту предложении указывается причина того, о чём говорится во втором предложении.)

(Глазах, возникает, обветшалым, удивления, накопление, местах, сравнив, удаленные, начался, замечаем, меняемся, рукописи).

Итак, мы говорим о языке как о развивающемся явлении.

Давайте понаблюдаем над изменениями различных языковых норм с течением времени.

( 5 слайд – Изменения орфоэпических норм )

- Что такое орфоэпия?

(Орфоэпия – это правила литературного произношения.)

Задание: поставьте ударения в словах: амфора, английский, библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль.

- А теперь сравните с устаревшими нормами: амфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль . Непривычно звучит для уха?

( 6 слайд – Изменение грамматических форм слов)

Шумит порывный ветр между дерев нагих

И, желтый лист крутя, далеко завевает.

- Определите тему предложения.

- Назовите ключевые слова.

( Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.)

- Какие из названных слов не употребляются в современном русском

языке? Назовите современные аналоги этих слов.

(Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.)

- Какие изменения произошли в процессе образования новых слов?

(Полногласие – ветер, изменения в образовании прилагательных – с

помощью суффикса – ист- , образование множественного числа существительных деревья – деревьев. Все изменения слов относятся к историческим процессам.)

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

гирлянда
























Внеклассная работа по предмету

  • Веб-миксы
  • Виртуальная выставка
  • Внимание: конкурс!
  • Газета "Юный филолог"
  • Каникулы с любимой книгой
  • Книги-юбиляры
  • Литература и живопись
  • Литература и музыка
  • Литература родного края
  • Литературный календарь
  • Народные традиции
  • Неделя детской и юношеской книги
  • Неделя русского языка и литературы
  • Олимпиады
  • Проба пера
  • Филология в лицах
  • Это интересно!
  • Я_Учитель

вторник, 9 ноября 2021 г.

9_Родной (русский) язык. Развитие русского языка как закономерный процесс

09.11 2021 (класс) 12.11.2021 (инд. обучение)

Тема: Развитие русского языка как закономерный процесс.

Цели: познакомиться с особенностями развития русского языка; совершенствовать навыки составления собственного высказывания на лингвистическую тему (подготовка к ОРЭ)

Оформим тетради: число, классная работа, тема урока

Используем в работе электронную версию учебника "Родной (русский) язык" ЗДЕСЬ (можно открыть вторую вкладку).

1. Теоретический блок .

Основные этапы развития русского языка.

Русский язык постоянно развивается, и это развитие является закономерным процессом.

Русский язык вышел из группы индоевропейских языков, и с начала XV века русский язык развивается как самостоятельный, отличный от языков других восточных славян (например, украинского и белорусского).

С XVII века в связи с объединением феодальных княжеств в единое государство Московскую Русь и образованием русской нации русский язык начинает функционировать как язык национальный. В лияние на формирование на ционального русского языка оказало становление государственности, развитие экономики и торговли с другими странами, развитие науки.

В XIX веке в составе национального русского языка сформиро вался современный русский литературный язык, нормированный и обработанный в лучших произведениях русской художественной ли тературы.

В начале XX века под воздействием серьёзнейших перемен в российском обществе (революция 1917 года; переход к новой эконо мике и политическому строю, новой социалистической идеологии) в русском языке произошли существенные изменения, касающиеся лексики и стилистики.

И в дальнейшем исторические и общественно-политические со бытия (Гражданская война, коллективизация, Великая Отечествен ная война и др.) отражались на судьбе русского языка, который на рубеже XX—XXI веков вступил в новый — современный — этап сво его развития.

2. Практический блок (подготовка к ОРЭ). Выберите одну, наиболее интересную для вас тему, изучите её и выполните задания.

Тема 1. Изменения в русском языке

Тема 2. Основные тенденции развития современного русского языка

2.2. В русском языке есть устаревшие слова, они не употребляются в речи, их значения давно забыты. Но есть особые слова, забывать которые ни в коем случае нельзя! Сталинград, блокадник, Парад Победы. Почему эти слова нельзя забывать? Дополните этот ряд своими словами. Аргументируйте свой выбор. Напишите ответ на вопрос (5-10 предложений). Композиция вашего текста: краткий ответ - аргумент №1 - пример к аргументу №1 - аргумент №2 - пример к аргументу №2 - вывод. Примеры нужно найти в материалах §5 (учебные статьи, упражнения)

Тема 3. Язык Интернета

3. Домашнее задание. Отредактируйте ваши тексты в соответствии с нормами русского литературного языка (речевыми, орфографическими, пунктуационными). Пришлите фото работы ВК в этот же день до 18.00, подпишите: 9_РРЯ_09.11.21_Фамилия

Читайте также: