Что подразумевает процессуальные трудности в процессе подготовки и прохождения огэ учащимися

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Попова Ирина Борисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Усть–Нерская гимназия"
Населённый пункт: п. Усть–Нера. Оймяконский район, РС(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка слабых учащихся к ОГЭ по математике
Раздел: среднее образование

Система подготовки к ОГЭ по математике.

Подготовка слабоуспевающих учеников к ОГЭ по математике.

Каждый учитель желает знать, как подготовиться к ГИА.

И я тоже. Для меня сдать экзамен по математике - это, прежде всего,

актуальных является вопрос «Как подготовить слабоуспевающих учащихся к

класса впервые сдают государственный выпускной экзамен, для них это что-

то новое и не очень понятное. Поэтому большинство учащихся пугаются и

побаиваются, тревожатся в течение всего учебного года. И усилия учителя

должны быть направлены на формирование у школьников потребности в

учебной деятельности, желания учиться.

И очень важно настроить на положительный успех не только сильных

учащихся, но и слабоуспевающих.

Математика – один из тех предметов, которые требуют понимания, практики

и систематизированных знаний. Математика – одна из самых сложных

школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Надо

вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в

минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.

Исключительно важным становится целенаправленная и специально

планируемая подготовка школьников к ОГЭ.

При подготовке к экзаменам учащиеся должны иметь и уметь применять

довольно большой объем знаний. Безусловно, на последние годы обучения в

школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает

роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого

Как же я строю работу в учащимися по подготовке к ОГЭ, особенно с теми,

кто слабо успевает? Что-то я нахожу сама, чему-то учусь у коллег.

1) Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ.

Основной государственный экзамен является новой формой итоговой

аттестации. Для успешной его сдачи учащийся должен быть подготовлен не

только практически, но и психологически. Прежде всего на своих уроках,

решая типовые задания, подчеркиваю возможность их решения каждым

учеником – ситуация успеха.

Как можно заставить ребенка поверить в свои силы, в то, что всегда есть

надежда на разрешимость любой ситуации? Да просто показать ему то, что

данные задания он способен выполнить, если будет использовать

определенный алгоритм или логические рассуждения. На занятиях стараюсь

создать атмосферу комфортности, взаимопонимания. Использую

делаю установку на то, чтобы любой ребенок должен быть понят и услышан

учителем или одноклассником. Доброжелательное отношение к ученикам

снимает у них страх перед трудностями обучения: ребенок не должен бояться

ошибиться, спросить учителя, если он что-то прослушал или не понял.

Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем:

отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену;

обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в

себе, в своих силах. Т.е. психологический настрой на положительную сдачу

ОГЭ очень важен.

Кроме этого, очень важно в течение учебного года неоднократно проводить

пробное тестирование с применением экзаменационных бланков. Провожу

расположению заданий, психологически настраиваться на экзамен.

Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:

- Обучение постоянному жесткому контролю времени.

- Обучение объективной и субъективной оценке трудности заданий и,

соответственно, разумному выбору этих заданий.

- Обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как

приему проверки, проводимой сразу после решения задания.

В кабинете вывешиваю информационный стенд для учащихся:

нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, баллы,

которые необходимо набрать на экзамене, ресурсы Интернет по вопросам

2)Использование дифференцированного подхода при подготовке к ОГЭ.

Повысить уровень обученности и качества знаний обучающихся позволяет

использование мониторинга ЗУН, применение самодиагностики, самооценки.

Все это позволяет более эффективно проводить индивидуальную работу с

учениками по ликвидации пробелов в их знаниях. На каждого ученика 9

класса есть мониторинг выполнения диагностических работ по каждому

заданию. У меня есть целая папка, в которой на каждого ученика 9 класса

заведен свой лист мониторинга. Для организации подготовки школьников к

экзамену по результатам первой диагностической работы определены 3

первая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель –

преодоление нижнего рубежа (8 заданий); Это самая сложная,

которыми нужно планомерно и постоянно работать в течение всего учебного

вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – сдать

третья группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить

Для каждой группы мною были определены принципы организации

подготовки к ОГЭ.

Первая группа. Для этой группы необходимо преодолеть рубеж 8

баллов, набранные в сумме за выполнение заданий двух модулей, при

сильные и слабые позиции математической подготовки каждого и работаем с

сильными позициями (закрепляем то, что уже получается), добавляя

посильные задания из слабых позиций. Выполняем осмысленную отработку

базовых математических навыков. Цель такой работы – отработать решение

выбранных заданий и вселить уверенность в учащихся, что нижний рубеж им

по силам. Трудность ОГЭ 2018г, в отличие от ОГЭ 2017г – в модулях.

знания теоретических сведений, понимания и умения видеть чертеж. Со

слабыми учащимися задания по геометрии из тестов ОГЭ я стараюсь

прорабатывать полностью. Трудность всегда вызывает задание по теме

решении такого вида заданий, я сделала памятки со всеми утверждениями,

которые встречаются в задании №20. Я пробовала заставлять их учить

данные утверждения, затем рассказывать и показывать на чертеже, но

убедилась, что через некоторое время дети их снова забывают. Сейчас листы

с такими утверждениями лежат на столе у учеников на уроке и мы часто

устно повторяем эти утверждения. Это дает положительный результат – при

проведении тестирования задание №20 сделали большинство учеников.

Вообще, стараюсь, чтобы слабые учащиеся смогли сделать как можно больше

получить 16-22 баллов, при условии, что из них не менее 2-х баллов по

Работаем со слабыми позициями, постоянно держа под контролем сильные

позиции выполнением соответствующих задач (добиваемся выполнения того,

что не получается). Цель работы – сформировать навыки самопроверки и

добиться устойчивого результата (на уровне ожидаемого) по работе с

задачами в которых ученик более успешен, повторить темы, дающие

возможность решения наиболее сложных заданий.

Третья группа. Для этой группы вырабатываем умение уверенно выполнять

задания части 2,чтобы набрать 22-32 баллов. Регулярно решаем задания,

развивающие творческие способности учащихся к решению задач

повышенного уровня сложности. Цель работы - сформировать умения и

навыки, позволяющие получить наивысшие баллы.

В каждодневной работе использую данную уровневую дифференциацию.

При дифференцированной работе каждый ученик имеет возможность

овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и

индивидуальных особенностей личности, когда за критерий оценки

деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим

материалом и творческому применению знаний.

3) Мониторинг качества подготовки учащихся к экзамену.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное

отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная

коррекция уровня усвоения учебного материала на уроках и во внеурочное

время с помощью учителя, учеников или самостоятельная работа ученика под

контролем учителя. Имею тетрадь, где отслеживается работа с каждым

заданием базового уровня. Эти результаты довожу до сведения родителей и

прогнозирования оценок на экзамене. Корректировку всех пробелов в

знаниях учащихся провожу индивидуально, на уроке и чаще во внеурочное

время. Индивидуальная работа с учеником дает возможность очень хорошо

понять уровень знаний ученика и наметить пути исправления недочетов.

В своей работе руководствуюсь анализом результатов ОГЭ по математике,

представленным в аналитическом отчете ФИПИ «Результаты основного

государственного экзамена (краткий анализ результатов выполнения

котором сделан ряд выводов, относящихся к ключевым вопросам, на которых

должна быть сосредоточена подготовка к ОГЭ. Прежде всего, отмечено

большое количество вычислительных ошибок, допущенных как при

выполнении задач базового, так и повышенного уровней сложности; ошибки,

связанные с незнанием свойств степеней, действий с десятичными и

обыкновенными дробями, квадратного корня; с неумением использовать

стандартные методы решения простейших уравнений и неравенств;

невнимательного чтения текста и т.д. Даже ошибки из-за незнания таблицы

4). Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к

ОГЭ по математике.

В связи с введением обязательного ЕГЭ и ГИА по математике возникает

необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и

качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает

роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не

разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие

вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в

ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют

этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень)

преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать

отработку такого навыка до автоматизма.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений,

преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и

старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для

проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных

программой каждого класса.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся,

требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении

развивается память, речь, внимание, быстрота реакции. Устные упражнения

как этап урока имеют свои задачи:

1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся,

необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или

осознанного восприятия объяснения учителя;

2) контроль состояния знаний учащихся;

3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались,

необходимо установить правильное соотношение в применении устных и

письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только

тогда, когда устно вычислить трудно.

Практика показала, что систематическая работа с УС способствует

значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований.

Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных

уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на

множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных

выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной

задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей

умножения”) для решения более сложных задач. Я на уроках в 9 классе устно

5) Можно завести учащимся тетрадь-справочник, в которой отражены все

основные вопросы данного материала по той или иной задаче, а именно

прописываются: теоретический материал (алгоритм решения, помещены

тренировочные задания). Таким образом, изучая материал в полном объеме,

ученик знает где, как и что ему надо повторить, если такая необходимость

возникла. Иногда достаточно одного взгляда на теоретический материал,

время, видимо, не были доведены у него до автоматизма. Если недостаточно

одного взгляда на теоретический материал, чтобы вспомнить нужное, значит

есть необходимость поработать с алгоритмом решения по данной теме. Таким

справочным материалом очень удобно пользоваться при подготовке к ОГЭ.

Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня

обучения наиболее слабым учащимся. Очень часто я делаю для слабых

учащихся карточки с образцом решения для отработки умения выполнять то

или иное задание.

Уже с 5 класса при изучении различных тем можно прорешивать

аналогичные задания из ОГЭ. Действия с обыкновенными и десятичными

дробыми – 5-6 класс, Проценты, пропорции – 5-6 класс. Начиная изучать

геометрию в 7 классе, привожу примеры того, что часть заданий

геометрического характера также есть в экзаменационной работе. Поэтому и

на уроках геометрии можно выделить задания, наиболее часто встречаемые

6)Очень важную роль играет сотрудничество с родителями. Проблема

распределения ответственности между родителями и школой по поводу

трудностей, возникающих в процессе обучения и подготовки ребенка к

экзаменам – одна из острейших проблем в педагогической практике.

Ситуация экзамена, безусловно, обостряет подобные противоречия. Учитель

не должен взваливать на себя всю работу и ответственность за подготовку -

дети и родители должны знать, что учителя всегда рядом, готовы прийти на

помощь. Но экзаменуют всё-таки учеников и от них в первую очередь

требуется заинтересованность и активность.

В течение первого полугодия с родителями мы дважды встречались на

структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре

проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ГИА.

Говорили об уровне готовности каждого выпускника, информировали о

результатах пробного внутришкольного экзамена, проводили

индивидуальные консультации родителей. Были встречи «учитель – ученик-

Но активность и ответственность родителей оставляет желать лучшего.

В течение года провожу тренировочные, репетиционные работы внутри

школы. Работы беру с официального сайта СтатГрад, где работы

максимально приближены к новым стандартам. Стараюсь создать реальные

условия проведения ГИА. Опыт свидетельствует о том, что такая

организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей

работы над текстом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет

веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

выполнить. Мы знаем, что достаточно выполнить восемь заданий, из них как

минимум 2 по геометрии.

Для этого можно учить ученика работать по инструкции:

1) Отбираю те задания, которые могу решить.

2) Считаю, сколько таких заданий.

3) Определяю еще несколько заданий, решение которых мне известно. Чем

больше таких заданий, тем лучше.

4) Решаю отобранные задания.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного

материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾

части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе

Поэтому на уроках математики при подготовке к экзамену

желательно применение ИКТ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно

важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с

использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные

логические математические построения;

возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать

(исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям

усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом

чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при

объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом

для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего

инструмента, объекта обучения.

Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и еще

раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.

Натаскивание на варианты ОГЭ слабоуспевающих учеников необходимо. В

этом мне помогают задания с сайта ФИПИ из открытого банка заданий,

которые я собираю по темам в брошюры. Ученик привыкает к этим заданиям.

Он знает, что эти задания будут у него в экзаменационной работе. Нет того

В работе представлен опыт работы учителя математики по подготовке учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Оценить 940 0

Подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике: трудности и пути их решения

Гордиенко Любовь Ивановна

Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ОГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.

В ЕГЭ по математике встречаются специфические вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.

Специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ЕГЭ и ОГЭ по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики экзаменов.

Для эффективной подготовки к экзаменам нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Видеть единственный возможный вариант ответа среди четырех предложенных.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ являются следующие:

-организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;

-психологическая подготовка к ЕГЭ.

Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.В своей работе применяю следующие принципы подготовки к экзаменам:

Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля. В информационной деятельности нашего образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

Содержание информационной работы с педагогами.

1) Информирование учителей на производственных совещаниях:

- нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ОГЭ;

- о ходе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в школе, в городе и крае;

2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:

- проведение пробных ЕГЭ и ОГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ и ОГЭ;

- творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ (на методической или научной конференции в рамках школы);

- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся);

- психологические особенности 9,11-классников.

3) Педагогические советы

4) Направление учителей на семинары и курсы по вопросам ЕГЭ и ОГЭ.

Содержание информационной работы с учащимися.

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

- правила поведения на экзамене;

- правила заполнения бланков;

- расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).

2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ОГЭ.

3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

4) Пробные внутришкольные ЕГЭ и ОГЭ по различным предметам.

Содержание информационной работы с родителями учащихся.

1) Родительские собрания:

- информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;

- информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ и ОГЭ;

- пункт проведения экзамена, вопросы проведения ЕГЭ и ОГЭ.

2) Индивидуальное консультирование родителей.

Одна из задач, которые решаем на уроках математики - подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме единого государственного экзамена, поэтому стараемся найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого.

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ. Мониторинг – отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты тренировочных работ. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ и ОГЭ.

Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной.

Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком, т.е. распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики и решать эти проблемы, используя математические знания и методы;

- анализировать использованные методы решения;

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

Формирование системы работы школы по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного и среднего образования.

Опыт работы учителя истории и обществознания «Система подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне основного и среднего образования.

Одной из наиболее спорных тем, связанных с современной российской школой является Государственная итоговая аттестация в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Свои суждения высказывают родители, учащиеся школ, учителя и преподаватели вузов, а также известные политики и деятели культуры. Мнений много и они очень разнообразны.

Наиболее частым предметом по выбору является обществознание.

Общегосударственный экзамен (ОГЭ) – это форма проведения обязательных выпускных экзаменов в 9-м классе школы.

Целями ОГЭ являются оценка качества общеобразовательной подготовкивыпускников основной школы по обществознанию и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования

Сдать экзамен по обществознанию не просто ещё и потому, что обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, социологии, экономики, правоведения, политологии и другие) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.

В начале работы следует решить демонстрационную версию одного из вариантов, чтобы понять по каким темам есть существенные пробелы.Обучающихся следует познакомить с литературой: сборники, справочники, интернет-ресурсы.

Основную работу в подготовке к экзамену следует строить на основе повторения материала. После решения каждого тренировочного материала важно большое внимание уделять анализу, т. е. разбору заданий, где есть ошибки или затруднения, просмотреть аналогичные задания и отработать их решение. Решение данной задачи на уроке может достигаться с помощью различных методов работы.

1. Использование на уроке и в качестве Д/З рабочих тетрадей к учебнику по обществознанию.

2. Систематическая работа на уроке с понятиями и определениями (запись в тетрадях, работа по карточкам, задания на приведение примеров с использованием понятий и определений).

3. Использование тестовых заданий к учебнику по обществознанию, с тестами на каждый параграф, в качестве проверки Д/З. Такие тесты обычно состоят из 3х частей. 1 и 2 части используются в качестве опроса на уроке (на их выполнение даётся 10 минут, 3-я часть задаётся как Д/З тем, кто планирует сдавать экзамен и желающим получить дополнительные навыки, знания, компетенции, оценку.

4. В качестве Д/З постоянные задания по подбору материалов по теме из СМИ с умением их презентовать на уроке.

5. Проведение контрольных и проверочных работ с использованием материалов из открытой базы вопросов КИМов ФИПИ, т. к. практика показала, что многие ученики не пользуются ею для самостоятельной подготовки.

6. Отдельное внимание нужно уделять работе с текстом, составлению плана, использованию контекстных знаний для приведения примеров на предложенную тему (составить план пункта параграфа, текста из открытой базы ФИПИ) как на уроке, так и в качестве Д/З.

Очевидно, что представленные формы работы на уроке не являются единственными и не охватывают все формы заданий КИМ по предмету. Однако, систематическое использование данных форм работы на уроке позволяет помочь ученикам понять структуру КИМ, вариативность заданий, оценить свой уровень знаний и умений.

Администрацией школы 18 октября 2019 года проведен контроль знаний и умений по обществознанию в 9 классе (в форме ОГЭ).Результаты неутешительные:

№ П/П Ф. И. учащегося оценка

1. Бабынина Екатерина 3

2. Беляев Данила 2

3. Деминов Даниил 3

4. Ищенко Данила 2

5. Красникова Яна 2

6. Смородинов Кирилл 4

Опираясь на опыт других педагогов и свой личный опыт, были сделаны выводы, что подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Таким образом, была разработана следующая система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, которая включает

4 этапа: вводный, диагностический, функциональный и контрольно-оценочный.

I Этап – вводный. На этом этапе происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.

Некоторые учащиеся начитают более серьёзно относиться с самоподготовке, к выполнению предложенных Д/З и к перспективе сдачи экзамена.

Начиная подготовку к экзамену, учащиеся замечают,что при прочтении столкнулись с главной проблемой: понимание терминологии.

Поэтому уже с 6 класса я веду работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого учащиеся могут вести специальные словари терминов, по которым следует проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом, происходит закрепление понятийного минимума, как отдельным учеником, так и класса в целом. Однако в особую группу понятий уместно выделить многозначные понятия (общество, культура, сферы общества и др.).

Не зная терминов будет сложно ответить на вопрос КИМА. А зачастую необходимо не только знать значение термина, но и иметь представление о характеристиках, видах, формах, которые может иметь данное понятие.

Знание терминологии и умение ею оперировать – это главный способ избежать массы сложностей на экзамене. Если терминологию можно выучить,то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать.

Задание – форма территориального устройства страны Y – унитарное государство. Это значит, что…

1) в государстве Y реализуется принцип демократических выборов;

2) в регионах государства Y могут существовать собственные правительства;

3) в государстве Y функционирует двухпалатный парламент;

4) регионы государства Y не имеют самостоятельности.

Данная цепочка мыслительных действий должна соблюдаться при выполнении всех заданий КИМА ОГЭ по обществознанию.

При анализе результатов экзамена часто замечают, что очень простые задания оказываются, выполнены неправильно. В чем проблема? При выяснении причин неправильного выбора, чаще всего выясняется, что ученик не дочитывает вопрос до точки. Видя правильность утверждения в первой половине предложения, часто даже дальше не дочитывает его и дает ответ.

Верны ли суждения о принципах избирательного права в РФ:

А. Голосование в РФ тайное, что обозначает, что участник голосует анонимно и имеет право только на один голос.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

При анализе задания мы видим, что первая часть утверждения А соответствует действительности. И если учащийся не дочитывает задание до точки, то ошибочно соглашается с утверждением. Дочитав задание до конца, ученик понимает, что возможность иметь только один голос, это не принцип тайны голосования, а принцип – равенства голосования. Соответственно, и утверждение является неверным. Записываем на черновике суждение А – неверно. Суждение Б также может быть принято учащимся как правильное, если не дочитать задание до конца. В данном задании суждение Б неверно, так как для участия в голосовании не требуется справка об отсутствии судимости. Записываем на черновике, суждение Б – неверно. Оба суждения неверны. Правильный ответ на это задание – 4.

Абсолютным условием правильности выполнение задания является полное прочтение текста задания.

При подготовке к экзамену учащемуся нужно обратить внимание на то, задания по каким темам вызывают у него затруднение и, конечно, уделить больше внимания именно на эти темы курса обществознания. При этом, согласно анализу работ разного уровня и, конечно, результату анализа экзамена к таким проблемным темам,относятся следующие темы:

-экономика (налоги, формы организаций предпринимательской деятельности, инфляция, безработица, бюджет);

-духовная сфера (уровни школьного и профессионального образования);

-право (характеристики отраслей права);

-государство (гражданское общество, формы государственно –территориального устройства: федерация, унитарное, типы режимов).

Важнейшим моментом подготовки к ОГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т. е. соответствующего данной формулировке.

Отдельно следует остановиться на задании по обществознанию 19 и 22. Оно требует составления плана по конкретной теме курса.

Учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения. Методисты считают, что основная работа по этому направлению, должна проводиться в 5-7 классах, быть систематической и последовательной.

Таким образом, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.

Итак, подводя итог, следует отметить, что в работе по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ важна системность,которая предполагает следующие принципы:

- постоянное решение тестовых заданий;

-умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

Приходим к выводу, что успех будет гарантирован, если при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ учащиеся учтут рекомендации:

- Учить терминологию и тренироваться мыслить логически – это первая ступенька к успеху на экзамене.

3. Киба О. В, Чернышенко Е. Г. Алгоритм работы учителя по подготовкеучащихся к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию // Электронный журнал Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2013. – № 3. – С. 16-21.

4. Крицкая Н. Ф. Задания по обществознанию в системе подготовки к ГИА // Преподавание истории в школе. 2010. – № 10. – С. 16-20.

5. Лазебникова А. Ю., Котова О. А. Государственная итоговая аттестация по обществознанию: первые результаты // ОКО. Оценка качества образования. – 2008. – № 2. – С. 30.

9. Лазебникова А. Ю. ,. Рутковская Е. Л. Работа с текстами на уроках обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2. С. 47 - 48.

Доклад на педагогическом совете:

Деминов Дмитрий Дмитриевич, учитель истории и обществознания

Смородино 2019 год

Мотивация педагогических работников ДОУ к прохождению аттестации и повышению их компетентности Наш детский сад был закрыт на капитальный ремонт, который продлился около трех лет. В этот период педагоги были переведены на 0.25 ставки.

Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к итоговой аттестации Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации.

Игра как один из наиболее эффективных методов, способствующих повышению качества образования младших школьников Игра как один из наиболее эффективных методов, способствующих повышению качества образования младших школьников. I. Дидактическая игра.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности.

План работы совета по профилактике правонарушений среди учащихся школы № п/п Мероприятие Ответственные Встречи с работниками ОДН, медицинскими работниками. Беседы с обучающимися по профилактике правонарушений.

Программа деятельности ресурсного центра по формированию системы оценки качества дошкольного образования ФГОС ДО Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение.

Ресурсный центр системы оценки качества дошкольного образования условиях реализации ФГОС ДО I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования.

Результаты работы по разработке системы оценки качества дошкольного образования детей с нарушением слуха Результаты работы по разработке системы оценки качества дошкольного образования детей с нарушением слуха. Согласно пункту 3.2.3. ФГОС ДО.

Подготовленность к чему-либо понимается мной как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ я выделяю следующие составляющие:

Актуальность темы: особенности подхода к целям, структуре и содержанию ЕГЭ во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Следствием этого является необходимость адаптации выпускников школ к новым требованиям, прежде всего к изменению сроков, формы и методики оценивания качества знаний, многообразию типов экзаменационных заданий, мобильности их выполнения.

Организация учебно-воспитательного процесса по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ

  • Организационные вопросы.
  • Работа с педагогическим коллективом.
  • Работа с родителями.
  • Работа с учащимися.


Этапы выполнения работы

I этап. Организационный (август – октябрь).

II этап. Информационный (ноябрь-январь).

III этап. Практический (октябрь – май).

IV этап. Психологическая подготовка к ЕГЭ.

V этап. Аналитический (июнь-август).

Рассмотрим содержание каждого этапа работы.

I этап. Организационный (август – октябрь)

Организацию подготовки к проведению ГИА я начинаю с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводится по следующим направлениям:

  • Процентное соотношение оценок, полученных учащимися по ЕГЭ по всем предметам.
  • Соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ЕГЭ.
  • Средний бал по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по гимназии, городу, краю, России.
  • Мониторинг успеваемости, качества выпускников 11 классов в сравнительной характеристике за 3 года (9 класс, 10 класс, 11 класс).

Проанализировав полученные результаты, продумываю пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в текущем году, корректирую план гимназии по подготовке к ГИА.

На заседаниях школьных МО учителей-предметников (сентябрь) рассматриваются следующие вопросы:

Мобильные группы учителей созданы в МОУ гимназии № 4 с целью повышения уровня качества подготовки выпускников 9-11 классов к государственной (итоговой) аттестации. Составы мобильных групп и их количество рассматриваются на заседании МО учителей- предметников. В них входят учителя-предметники, имеющие на данный учебный год общие цели и задачи по подготовке учащихся к ГИА. Заседания МГ проходит 1 раз в месяц и оформляются протоколом.

Диагностика и организация разноуровневого обучения

Проводится диагностика учащихся 10-11 классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по различным предметам через проведение административных тренировочно-диагностических работ, составленных по форме краевых контрольных работ.

Следуя тезису, что школа – это не место для препровождения времени, а место для получения знаний, и учить необходимо всех, кто пришел в школу, в зависимости от их уровня знаний и притязаний, в гимназии организована система разноуровневого обучения и обобщающего повторения по математике и русскому языку. Данная методика построена по технологии разноуровневого обучения, разработанной ректором ККИДППО Е. А. Семенко.

Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:

  • Повышения уровня обученности учащихся и качества знаний.
  • Установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала анализа и русского языка, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов работы учителя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса.

Опираясь на личный опыт по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике (с 2003 года были подготовлены 6 классов к ГИА в форме ЕГЭ), учитывая результаты административных диагностических работ, для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения учителям-предметникам математики и русского языка было предложено разбить класс на 3 группы.

Пример разбивки класса для подготовки к ЕГЭ по математике.

Учащиеся, набравшие 0-4 б.

Учащиеся, набравшие 5-7 б, которые могут получить удовлетворительную оценку на экзамене при добросовестном отношении и желании - хорошую.

Учитывая степень обученности и мотивацию в обучении каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ЕГЭ.

II этап. Информационный (ноябрь-январь)

В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ администрация гимназии и педагогический коллектив руководствуется нормативно-распорядительными документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папки по уровням прохождения информации (1 папка – федеральный уровень; региональный уровень – 1 папка; муниципальный уровень – 1 папка; школьный уровень – 1 папка). Папки с документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней пополняются в соответствии с их поступлением. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня.

Содержание информационной работы с педагогами

  1. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведении ЕГЭ.
  2. На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ЕГЭ по различным предметам в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году.
  3. Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ЕГЭ
  4. Направление учителей на городские семинары по подготовке к ЕГЭ.

Содержание информационной работы с родителями учащихся

При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением считаю информационное обеспечение их по проведению и процедуре ЕГЭ. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА.

Однако, учитывая месторасположение гимназии и то, что многие учащиеся из малообеспеченных, неполных семей, мною разработаны памятки для родителей и выпускников 11-х классов с целью донести информацию по проведению ГИА в форме ЕГЭ до всех.

Памятка включает следующие разделы:

  1. Общие положения проведения ГИА.
  2. Формы проведения ГИА.
  3. Сроки и общие правила проведения ГИА.
  4. Подача апелляции.
  5. Оценка результатов ГИА.

Такие памятки распечатываются на каждого ученика и вклеиваются в дневник. Таким образом, для меня дневник – это школьный документ, через который можно оперативно донести до родителей информацию по процедуре проведения ГИА, результат промежуточной аттестации.


Содержание информационной работы с учащимися

1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

  • Правила поведения на экзамене.
  • Правила заполнения бланков.
  • Расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет)

2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, демоверсии, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ

Папка с материалами ЕГЭ (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов по всем предметам).

III этап. Практический (октябрь – май)

Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к ЕГЭ.

После проведения административных, краевых тренировочно-диагностических работ учителя-предметники заполняют диагностические карты подготовки к ЕГЭ, проанализировав результаты учащихся, вырабатывают стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.

При работе с учащимися большое внимание уделяется:

  • Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.
  • Работе по КИМам.
  • Обучению учащихся заполнению бланков.

Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.

Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ЕГЭ

В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА. С этой целью в гимназии проводятся пробные экзамены в форме ЕГЭ по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ЕГЭ по предметам.

Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.

Завучами проводится анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям:

  • % успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.
  • Сравнительная характеристика выполнения контрольных работ каждым классом (ноябрь-апрель).
  • Анализ контрольной работы по заданиям. Сравнительная характеристика % планируемой трудности задания и % выполнения задания.
  • Распределение отметок по результатам работ.

Анализ результатов выполнения контрольных работ обсуждается на заседаниях при завуче.

IVэтап. Психологическая подготовка к ЕГЭ

Методы проведения занятий психолога разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.

Vэтап. Аналитический (июнь-август)

Анализ итогов ЕГЭ, корректировка планов. Расширение рамок направлений подготовки к ЕГЭ (по необходимости).

(К данному материалу прилагается мультимедийное сопровождение – Приложение 1.)

Читайте также: