Что означает выражение собрания сходы граждан традиционная для россии форма прямого волеизъявления

Обновлено: 30.06.2024

Собрания (сходы) граждан являются составным элементом форм прямого волеизъявления граждан. Они способствуют развитию инициа­тивы граждан в решении вопросов местного значения, способствуют по­вышению уровня знаний граждан в деле управления. Принимая решения на собраниях (сходах), граждане вырабатывают чувства ответственности за последствия, которые несут в себе эти решения. Помимо этого, каж­дый гражданин ощущает воочию результаты своего участия в управлении делами местного значения.

Какова роль обращений граждан в органы местного самоуправления?

Обращения граждан являются одной из форм прямого волеизъявле­ния. В ст. 33 Конституции прямо указано, что граждане Российской Фе­дерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивиду­альные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должност­ные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обра­щений граждан в течение одного месяца.

Каковы роль и значение митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, опросов?

Эти формы непосредственной демократии используются в системе местного самоуправления для привлечения внимания органов местно­го самоуправления и должностных лиц местного самоуправления к про­блемам местной жизни. На митингах граждане вправе обсуждать любые вопросы местного значения и принимать по ним соответствующие резо­люции.

Резолюции могут быть направлены в органы местного самоуправле­ния и должностным лицам местного самоуправления. Резолюции носят рекомендательный характер. Содержащиеся в них требования и предло­жения могут быть учтены при подготовке проектов решений и других до­кументов органов местного самоуправления.

Нормы о праве граждан на митинги, демонстрации, шествия нашли свое закрепление в большей мере в уставах муниципальных образований. Как правило, они выделены в отдельные статьи в разделах о формах непо­средственной демократии.

Митинги, демонстрации, пикетирование в последние 5 лет широко используются гражданами практически во всех субъектах Российской Федерации как в качестве средства выражения своей политической воли, так и в качестве инструмента, обеспечивающего социальную защиту граждан. Причины таких мероприятий различны: несвоевременная вы­плата заработной платы, сложная экологическая обстановка, остановка производства, безработица и т. д.

Для изучения мнения населения при подготовке программ, планов застройки, проектов решений по вопросам местного значения использу­ется такая форма, как опросы граждан, проживающих в границах муни­ципального образования. Данная форма волеизъявления граждан закреплена в нормах отдельных законов о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации, а также в уставах муниципальных об­разований. В одних законах опрос только упоминается, в других имеют­ся отдельные статьи, определяющие механизм проведения опроса.

Опросы бывают сплошные и выборочные. Сплошной опрос (анкети­рование) означает, что все население или не менее 50% граждан должны быть опрошены по тому или иному вопросу. Выборочный опрос (анке­тирование) предполагает изучение мнения небольшой группы респон­дентов.

Представительные органы местного самоуправления формируются избирателями, проживающими в границах муниципального образова­ния, путем выборов.

Наличие выборных (представительных) органов местного самоуправ­ления муниципальных образований является обязательным. Обязатель­ность эта вытекает из Конституции Российской Федерации, называющей в числе первого органа не какой-либо другой, а именно выборный орган местного самоуправления. Обязательное наличие выборных (представительных) органов мест­ного самоуправления предусмотрено в Европейской Хартии о местном самоуправлении. Закрепляя права местного самоуправления в решении государственных дел, хартия устанавливает, что права эти осуществля­ются советами или собраниями, состоящими из членов, избранных пу­тем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.


Сходы граждан являются составным элементом форм прямого волеизъявления граждан. Они способствуют развитию инициативы граждан в решении вопросов местного значения, способствуют повышению уровня знаний граждан в деле управления. Принимая решения на сходах, граждане вырабатывают чувства ответственности за последствия, которые несут в себе эти решения. Помимо этого, каждый гражданин ощущает воочию результаты своего участия в управлении делами местного значения.

Все нормативные правовые акты определяют собрание (сход) граждан как форму прямого волеизъявления граждан, непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, а иногда и вопросов государственного значения.

Законы, другие нормативные правовые акты о собраниях, сходах граждан закрепляют основные принципы их организации и деятельности. К ним можно отнести следующие принципы:

а) всеобщего участия граждан, проживающих в границах муниципального образования, в собраниях и сходах;

б) равного права граждан на участие в собраниях и сходах;

в) добровольного и свободного участия граждан в собраниях и сходах;

г) гласность в работе собраний и сходов граждан;

Решения сходов подлежат обязательному исполнению органами и должностными лицами местного самоуправления. Они подлежат обязательному опубликованию (обнародованию).

Каким образом реализуется правотворческая инициатива граждан?

В отдельных законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований прописана процедура осуществления правотворческой инициативы граждан.

Она состоит в том, что правотворческая инициатива выражается в форме сбора подписей граждан в поддержку предложений о принятии нормативного правового акта органом местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления или внесении дополнений и изменений в действующий нормативный правовой акт, а также об отмене того или иного нормативного акта. При этом процедура сбора подписей должна соответствовать нормам избирательного законодательства о сборе подписей при проведении местного референдума или выборов в органы местного самоуправления. Требования к подписным листам те же, что и при выборах, референдумах.

Проект правового акта подлежит обязательному рассмотрению в течение трех месяцев со дня его внесения соответствующим органом.

Какова роль обращений граждан в органы местного самоуправления?

Обращения граждан являются одной из форм прямого волеизъявления. В ст. 33 Конституции прямо указано, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Вопросы работы с обращениями, заявлениями граждан приобретают все более значимую роль для органов местного самоуправления и должностных лиц. Обращения граждан выполняют функцию барометра, измеряющего настроения людей, их отношение к власти. Учитывая это, во многих исполнительных структурах органов местного самоуправления установлен порядок, предусматривающий изучение и обсуждение итогов работы с обращениями, заявлениями, жалобами граждан в подведомственных учреждениях. По данному вопросу проводятся проверки муниципальных учреждений и заслушиваются отчеты их руководителей на заседаниях исполнительных органов местного самоуправления. Как правило, такие отчеты проводятся не реже одного раза в год. По итогам работы с обращениями, заявлениями граждан принимаются решения, содержащие соответствующие выводы и меры в отношении должностных лиц, допускающих факты нарушения законодательства.

Каковы роль и значение митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, опросов?

Эти формы непосредственной демократии используются в системе местного самоуправления для привлечения внимания органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления к проблемам местной жизни. На митингах граждане вправе обсуждать любые вопросы местного значения и принимать по ним соответствующие резолюции.

Резолюции могут быть направлены в органы местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления. Резолюции носят рекомендательный характер. Содержащиеся в них требования и предложения могут быть учтены при подготовке проектов решений и других документов органов местного самоуправления.

Нормы о праве граждан на митинги, демонстрации, шествия нашли свое закрепление в большей мере в уставах муниципальных образований. Как правило, они выделены в отдельные статьи в разделах о формах непосредственной демократии.

Митинги, демонстрации, пикетирование в последние 5 лет широко используются гражданами практически во всех субъектах Российской Федерации как в качестве средства выражения своей политической воли, так и в качестве инструмента, обеспечивающего социальную защиту граждан. Причины таких мероприятий различны: несвоевременная выплата заработной платы, сложная экологическая обстановка, остановка производства, безработица и т. д.

Опросы бывают сплошные и выборочные. Сплошной опрос (анкетирование) означает, что большая часть граждан должна быть опрошена по тому или иному вопросу. Выборочный опрос (анкетирование) предполагает изучение мнения небольшой группы респондентов.

Опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного органа или главы муниципального образования;

2) органов государственной власти субъектов РФ.

Решение о назначении опроса принимает представительный орган муниципального образования. В решении указываются дата и сроки проведения опроса, формулируется вопрос, определяется методика опроса, устанавливаются форма опросного листа, минимальная численность избирателей, участвующих в опросе. Оповещение жителей о проведении опроса должно быть осуществлено не менее чем за 10 дней до его начала.

Финансирование мероприятий по опросу осуществляется соответственно из бюджета органа, назначившего такой опрос.

Что такое собрания, конференции граждан?

Под собранием следует понимать форму коллективного осуществления местного самоуправления, относящуюся к разновидности непосредственной демократии.

Согласно закону собрания граждан могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности местного самоуправления и должностных лиц.

Собрания проводятся по инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования. Собрание соответственно может быть назначено представительным органом либо главой муниципального образования. Собрание, проводимое по инициативе граждан, назначается представительным органом.

Обращения, принятые собранием, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся задач.

Итоги собрания подлежат опубликованию (обнародованию).

Под конференцией следует понимать форму осуществления местного самоуправления через делегатов, выдвинутых на собраниях граждан для представления их интересов при решении задач местного значения.

Порядок назначения конференции, выдвижения делегатов на конференцию определяется уставом муниципального образования, иными правовыми актами представительного органа местного самоупркуления, уставом территориального общественного самоуправления.

Конференция принимает, равно как и собрание граждан, обращения в адрес представительного органа либо главы муниципального образования, которые должны быть соответственно рассмотрены и на которые должны быть даны ответы в установленные законом сроки.

Итоги конференции подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в местной печати либо по местному телерадиовещанию.

Что такое публичные слушания?

Публичные слушания – это форма осуществления местного самоуправления, выраженная в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования.

Предметом обсуждения на публичных слушаниях являются наиболее значимые вопросы местного значения. К ним названный ФЗ относит проекты устава, местного бюджета и отчета о его исполнении, планов и программ развития муниципального образования, вопросы о профобразовании муниципального образования.

Предложения и заключения обобщаются и могут быть внесены в проекты при их доработке.

Результаты публичных слушаний желательно опубликовать (обнародовать) в целях обеспечения сокращения разрыва между населением и органами местной публичной власти, а также в целях усиления контроля за реализацией разумных предложений избирателей.

Какие органы действуют в системе местного самоуправления?

В системе местного самоуправления образуются представительные и исполнительные и контрольные органы.

Каковы роль и место представительных органов местного самоуправления?

Представительные органы местного самоуправления формируются избирателями, проживающими в границах муниципального образования, путем выборов, а также из числа депутатов и глав муниципальных образований поселений.

Обязательное наличие выборных (представительных) органов местного самоуправления предусмотрено в Европейской хартии о местном самоуправлении. Закрепляя права местного самоуправления в решении государственных дел, хартия устанавливает, что права эти осуществляются советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

7 человек – при численности населения менее 1000 человек;

10 человек – при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек – при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек – при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек – при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек – при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек, внутригородского района – менее 10 человек.

Каким образом организуется подготовка сессий представительного органа?

Сессия представляет собой одно или несколько заседаний депутатов представительного органа с одной повесткой дня.

Заседания бывают пленарные, когда в работе сессии принимают участие все депутаты совместно, и проводимые по комитетам и комиссиям, когда депутаты обсуждают вопросы в каждом комитете или комиссии. Сочетание этих двух форм проведения сессий имеет широкое распространение в деятельности представительных органов местного самоуправления.

Подготовка сессий осуществляется главой муниципального образования, председателем представительного органа или иными уполномоченными на то должностными лицами, а также депутатами представительного органа.

Глава муниципального образования, председатель представительного органа выполняют при этом роль организаторов, что же касается подготовки вопросов на заседании представительного органа, то в основном эту функцию должны осуществлять депутаты представительного органа. Хотя ряд вопросов может быть внесен и главой муниципального образования и исполнительными органами местного самоуправления.

В целях обеспечения деятельности представительного органа депутаты утверждают план проведения сессионных заседаний с указанием вопросов для рассмотрения и ответственных за подготовку этих вопросов. План направляется всем заинтересованным должностным лицам в сроки, установленные регламентом представительного органа. Для подготовки вопросов к заседанию представительного органа образуются рабочие группы из числа депутатов и работников аппарата представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также специалистов в той или иной сфере. Если в составе представительного органа есть комиссии или комитеты, то на них возлагаются обязанности по организации этой работы. По итогам подготовительной работы составляются материалы и проекты решений, которые в установленный регламентом срок направляются депутатам представительного органа.

Подготовительные документы после предварительного рассмотрения на заседании рабочей группы или комиссий, комитета представительного органа выносятся для обсуждения на заседание представительного органа. Предварительные проекты документов могут быть вынесены на обсуждение граждан по месту жительства или работы. Они публикуются в местной печати или доводятся до сведения граждан иным способом.

В соответствии с регламентом представительного органа по основному вопросу, как правило, определяется докладчик. Этот вопрос решается предварительно на заседаниях комитета, комиссии или рабочей группы, подготовившей материалы сессии. После доклада начинается обсуждение вопроса, в котором могут принимать участие и депутаты, и приглашенные на сессию граждане, должностные лица, специалисты. Приглашение на заседания представительных органов граждан, должностных лиц, специалистов предусмотрено в большинстве уставов муниципальных образований.

Заседание открывает и ведет уполномоченное на то уставом муниципального образования или законом должностное лицо. В одних случаях это председатель представительного органа, избранный депутатами на его заседании, в других – это глава муниципального образования или замещающее его должностное лицо.

В начале заседания председательствующий оглашает число депутатов, присутствующих на сессии. Это необходимо для выяснения вопроса о наличии кворума. Без кворума, установленного законом или уставом, сессия считается неправомочной, а принимаемые решения – недействительными.

После установления кворума вносится и утверждается повестка дня. В повестке дня могут быть один или несколько вопросов. Поэтому голосование депутатов может быть проведено по повестке, как в целом, так и по каждому вопросу в отдельности. Кроме этого, каждый депутат вправе внести в повестку дня дополнительные вопросы. Дополнительные вопросы в обязательном порядке ставятся председательствующим на голосование. Голосование по повестке дня, как правило, открытое. В ряде представительных органов имеется электронное оборудование для голосования.

Утвердив повестку дня, депутаты принимают решение о порядке проведения сессии. Сюда входят вопросы о продолжительности ее проведения, о процедуре обсуждения, о времени, предоставляемом докладчику, содокладчикам и другим участникам обсуждения.

Затем из числа депутатов создаются рабочие органы, необходимые для проведения сессии. К ним можно отнести редакционную комиссию, задача которой состоит в том, чтобы обобщить поступившие предложения и замечания по рассматриваемым вопросам и использовать их при доработке проектов решений; счетную комиссию, обеспечивающую подсчет голосов при открытом или тайном голосовании.

Представительный орган может создавать и другие органы для обеспечения работы сессии.

После образования необходимых рабочих органов председательствующий предоставляет слово для доклада основному докладчику. По основному вопросу, как правило, готовится содоклад. С содокладами обычно выступают представители комиссий или комитетов представительного органа местного самоуправления, принимавшие участие в подготовке вопроса на сессию. Количество содокладов определяется при утверждении порядка ведения сессии в зависимости от характера обсуждаемого вопроса. По итогам доклада и содоклада проект решения принимается за основу.

Следующий этап – это обсуждение вопроса, в котором принимают участие все депутаты представительного органа, а также по решению большинства депутатов – специалисты и граждане муниципального образования, если есть такая необходимость.

Обсудив вопрос, депутаты приступают к принятию решения. Проект решения, с учетом предложений и замечаний, оглашает председатель редакционной комиссии, который избирается комиссией из ее состава.

В своем выступлении председатель комиссии сообщает о количестве поступивших предложений и замечаний в письменном виде и прозвучавших в выступлениях депутатов. Предложения и замечания, согласно регламентам представительных органов муниципальных образований, оформляются письменно, в виде поправок. Это позволяет более объективно учитывать предложения и включать их в проекты решений.

Далее называются предложения и замечания (поправки), которые, по мнению комиссии, необходимо включить в проект решения и с которыми она не согласна. При этом каждое предложение о включении или отклонении поправки должно иметь обоснование.

Каждая поправка ставится на голосование депутатов. Перед голосованием слово для обоснования поправки предоставляется автору, который внес эту поправку. Поправки могут вносить и депутаты и комиссии или комитеты.

Доработанный с учетом принятых поправок проект решения оглашается и ставится на окончательное голосование. Решения принимаются, как правило, простым большинством голосов. Однако решения по вопросам, входящим в исключительную компетенцию представительного органа, принимаются иногда квалифицированным большинством.

При необходимости сессия может быть проведена по комитетам и комиссиям. Обычно такая форма используется при обсуждении проекта бюджета на предстоящий год и отчета об исполнении бюджета за истекший год. В данном случае каждый комитет или комиссия обсуждают свои направления и представляют их в комитет по налогам, финансам и бюджету, а также назначают от имени комитета или комиссии своего содокладчика на пленарное заседание, если в этом есть необходимость. Комитет, комиссия готовит свои письменные предложения к рассматриваемому вопросу в виде поправок, концепций, обоснований и вносит их на пленарное заседание представительного органа на этой же сессии.

Окончательное решение по итогам рассмотрения вопроса в комитетах, комиссиях после обсуждения на пленарном заседании принимается в коллегиальном порядке всеми депутатами.

Сессии представительных органов местного самоуправления проводятся открыто, гласно. Принцип открытости и гласности закреплен в законах субъектов Российской Федерации и в большей мере в уставах муниципальных образований.

На сессии приглашаются представители заинтересованных организаций и средств массовой информации. Это распространенное явление в деятельности представительных органов имеет свое применение почти повсеместно.

Законодательство субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований предусматривают также проведение закрытых пленарных заседаний представительного органа местного самоуправления. Закрытые заседания проводятся по решению представительного органа местного самоуправления. На закрытых заседаниях рассматриваются, как правило, вопросы, содержащие государственную тайну и не подлежащие всеобщему оглашению.

Читайте также: