Какую функцию выполняет рынок при банкротстве неэффективных товаропроизводителей

Обновлено: 20.05.2024

Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает следующие варианты реализации имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства):

— по прямым договорам, т.е. конкретному покупателю без проведения торгов (если стоимость имущества (лота) не превышает 100 БВ);

— по конкурсу в отношении имущества сельхозорганизации, участвующей в производстве сельхозпродукции;

— через электронные торги.

Значительные объемы имущества, реализуемого в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), определяют значимость института электронных торгов как не только эффективного способа перераспределения собственности, но и фактора определения рыночной стоимости через баланс спроса и предложения.

История законодательного регулирования

Особенностями Постановления N 100 являлись:

1) отсутствие каких-либо требований к электронным торговым площадкам (ЭТП), включая серверное оборудование, собственный софт, наличие квалифицированного персонала;

2) возможность принятия задатка организатором торгов — ЭТП;

4) возможность, в случае отказа или уклонения победителя электронных торгов от подписания протокола и (или) договора купли-продажи, возмещения затрат, связанных с организацией и проведением торгов, приобретения их предмета участником, предложившим наиболее высокую цену по сравнению с ценой, предложенной другими участниками, за исключением победителя торгов.

Принятие Закона о банкротстве и Постановления N 100 явилось отправной точкой формирования системы профессиональных участников рынка услуг по организации электронных торгов.

экономические. Анализ практики судопроизводства показал, что в 95% случаев все первые электронные торги (по действовавшей методике, то есть по начальной цене) являются нерезультативными. Вследствие этого существенно затягиваются сроки завершения дел о банкротстве, не обеспечивается процессуальная и материальная экономия (имущество в отдельных случаях реализуется годами).

Особенности Постановления N 9:

Особенности нового порядка проведения торгов в электронной форме:

— проводятся без создания комиссии, так как осуществляются в виртуальном пространстве;

— вводится новый метод продажи имущества на электронных торгах: если никто не сделал предложение на повышение в течение первого часа торгов, то цена будет идти вниз. Либо пока кто-то не сделает предложение о покупке (если будет несколько покупателей, цена будет снова идти на повышение), либо до того, как сработает минимальная цена продажи на данном этапе (т.е. никто не сделает ставок и торги признаются несостоявшимися);

— конкретизируются сроки проведения электронных торгов: время проведения — с 9.00 до 16.00 с возможностью продления в оговоренном случае;

— основаниями признания электронных торгов несостоявшимися определены следующие случаи: подана заявка на участие в торгах одним участником либо не подана ни одна заявка; не сделано ни одной ставки за время проведения торгов;

— результаты электронных торгов размещаются в свободном доступе для посетителей сайта в течение не менее 6 месяцев со дня завершения торгов.

1) снижение цены начинает происходить в случае, если в течение первого часа торгов (с 9.00 до 10.00) никто из участников не сделал ставку на повышение;

2) снижение цены осуществляется равными долями в начале каждого часа. Так, для первых электронных торгов цена может быть снижена до 40% от первоначальной (оценочной) стоимости, а на вторых возможно снижение до 80%;

3) торги на понижение запускаются только при условии подачи заявки на лот и поступления задатков как минимум от двух участников;

4) в случае подачи заявки и поступления задатка только от одного лица (один участник) торги признаются несостоявшимися и предмет торгов может быть продан единственному участнику по цене, увеличенной на 5%;


Сравнительный анализ электронных и публичных торгов с позиции сроков осуществления процедур банкротства показывает следующее.

Закон о банкротстве предусматривает, что начальная цена имущества должника, выставляемого на повторные торги, может быть снижена судом по ходатайству управляющего:

— не более чем на 10% — без согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении первых повторных торгов;

— не более чем на 50% — с согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении вторых и третьих повторных торгов;

— более чем на 50% — с согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении четвертых и последующих повторных торгов.

На электронных торгах имущество может быть выставлено на продажу с дисконтом до 80% в течение 75 дней (30 дней для первых торгов и не более 45 дней до вторых).

Очевидно, что алгоритм таких торгов в сочетании с проводимыми рекламно-маркетинговыми мероприятиями позволяет максимально быстро реализовать имущество и привлечь максимальное количество покупателей для участия в торгах. А также сформировать окончательную цену продажи имущества в соответствии с запросами и ожиданиями участников рынка.

Первые итоги и возникающие сложности

2. Опасения управляющих за возможные последствия выставления имущества на торги без вынесения судебного акта, устанавливающего минимальную цену.

4. Несоответствие формы и набора сведений, указываемых в извещении о проведении традиционных торгов и электронных торгов.

6. Наличие права и возможности у продавца снять лот с торгов в любое время до момента их начала без объяснения причин. Порядок снятия имущества с электронных торгов не урегулирован нормами Постановления N 9.

Имеется и ряд так называемых технических сложностей:

— в ряде случаев фактическим владельцем торговой площадки является либо управляющий, либо аффилированные с ним лица (близкие родственники). При этом имущество должников, в отношении которых данный управляющий исполняет свои обязанности, реализуется именно на таких площадках, а сумма вознаграждения площадки несоразмерна с предложениями конкурентной среды. Например, 10% от стоимости лота, а не 3%, как в среднем по рынку;

— отсутствие у ряда площадок лиц, располагающих на базовом уровне знаниями законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве). Телефонные переговоры с представителями ряда торговых площадок свидетельствуют о полном отсутствии понимания самой процедуры банкротства и невозможности дать ответы на элементарные вопросы;

Перспективы развития

С учетом вышеизложенного перспективными направлениями развития института электронных торгов и инструментария их организации представляются:

1. Создание маркетплейса для электронных торгов путем агрегации данных о торгах и их результатах на портале Реестра.

2. Интеграция торговых площадок с порталом Реестра в целях получения автоматического фидбэка о реализуемых и реализованных объектах.

3. Выстраивание системы аналитики, позволяющей систематизировать данные о процедурах торгов в стране.

4. Создание на портале Реестра личных кабинетов операторов торговой площадки в целях ускорения оплаты публикаций о проведении торгов и присоединения дополнительных опций (например, проверка данных о том, числится ли имущество в залоге).

Например, концептуальный подход к реализации маркетплейса предполагает создание отдельной платформы-агрегатора, на которой будут отображаться в едином формате все виды имущества, реализуемые всеми торговыми площадками в процедурах банкротства. Данное мероприятие позволит создать единую точку доступа всех заинтересованных, обеспечить единый регламент торговых операций, расширить набор сервисов для пользователя и ускорить торговые процедуры.

Интеграция торговых площадок с порталом Реестра не только решает вопрос защиты добросовестных профессиональных участников рынка электронных торгов, но и позволит сформировать аналитику по торгам в стране. Механизм реализации — закрепление обязанности интеграции торговых площадок с порталом Реестра путем внесения соответствующих изменений в Постановление N 9.

Определенные шаги в реализации обозначенных выше перспективных направлений развития электронных торгов уже частично претворены в жизнь.

Так, Минэкономики было организовано проведение правового мониторинга Постановления N 9. Цель — анализ практики его применения, эффективности правового регулирования им общественных отношений.

По результатам правового мониторинга было отмечено, что при корректировке норм Постановления N 9 целесообразно учесть предложение об интеграции торговых площадок с Реестром как обязательный критерий включения торговых площадок в соответствующий список. Урегулирование данного вопроса позволит обеспечить прозрачность процедур электронных торгов; формирование достоверной статистической и аналитической информации о торгах и их результатах в целях принятия решений о совершенствовании норм законодательства; доступность информации в Реестре.

Так, ст. 94 законопроекта четко определяет следующее:

— электронный аукцион проводится методом повышения или понижения начальной цены;

— срок проведения электронного аукциона — 25 дней;

— при наличии заявок на приобретение предмет аукциона первые пять дней предлагается к продаже по начальной цене с применением метода повышения начальной цены, при котором начальная цена повышается с объявленным шагом;

— при отсутствии ставок в первые пять дней аукциона начальная цена имущества должника, предложенного к продаже, снижается на:

20% — с 6-го дня проведения электронного аукциона;

Представляется, что такие инновации позволят коренным образом изменить сроки реализации имущества и, по мнению автора, сократить процессуальные сроки осуществления производств по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) как минимум на несколько месяцев.


Исследование правовой природы института несостоятельности (банкротства) позволяет сделать вывод о том, что отношения в сфере несостоятельности (банкротства) являются следствием разбалансированности экономических отношений между субъектами хозяйственной деятельности, а весь современный институт банкротства представляет собой особый комплексный экономико-правовой институт, имеющий как частноправовые, так и публично-правовые аспекты

Детальный анализ природы и характера отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе финансовой несостоятельности, позволяет сделать вывод, что вся сфера несостоятельности (банкротства) представляет собой сложный экономико-правовой механизм по внешнему регулированию и управлению финансово-экономическими конфликтами между должниками и их денежными кредиторами, который находит свое отражение в комплексном правовом институте несостоятельности (банкротства), имеющем межотраслевой характер и специфическую правовую и экономическую природу. При этом следует учитывать, что обеспечение баланса интересов в рамках отношений несостоятельности осуществляется законодателем с помощью различных средств, в том числе путем публично-правового воздействия на процесс реализации прав и законных интересов участников, что предопределяет комплексный характер института несостоятельности (банкротства) и находит свое отражение в материалах судебной практики

Однако потребность в стабилизации национального рынка и современных финансово-экономических отношений ставит вопрос об уровне и критериях допустимости государственного вмешательства и объема регулирования сферой несостоятельности (банкротства).

Законодатель закрепляет особый механизм государственного регулирования отношений банкротства, который представляет собой систему юридических средств и методов воздействия права на соответствующие отношения. Действие указанного механизма реализуется посредством установления специального правового режима, вводимого уполномоченными государством органами для должника и кредиторов в связи с возникновением между ними денежных обязательств при условии, что они (должник и кредитор) самостоятельно не в состоянии позитивно урегулировать данные правоотношения.

Именно поэтому режим государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) следует рассматривать как укрупненный блок общего арсенала правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс публично-правовых средств, конечной целью которых должно являться восстановление платежеспособности должника и (или) пропорциональное удовлетворение требований его денежных кредиторов.

Правовой режим отношений, возникающих в процессе реализации механизма государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства), представляет собой режим, образующий комбинацию разрешительного и общедозволительного порядка внешнего воздействия на должника и его кредиторов с доминированием метода субординации, при котором внешнее регулирование осуществляется на властно-управленческих началах, но допускаются отдельные элементы метода координации. Указанный тип правового режима формирует потребность в высоком уровне нормативности и вместе с тем допускает возможность учета вариативности юридических альтернатив .

При этом следует учитывать, что механизм государственного регулирования сферой несостоятельности (банкротства) является составной частью общего механизма правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) и представляет собой систему средств правового регулирования (собственно правовых и иных средств, приобретающих в процессе реализации норм права правовую форму), при помощи которых осуществляются эффективное правовое воздействие на общественные отношения и достижение социально значимых целей. Механизм правового регулирования является сложной системой, состоящей из нескольких подсистем предупредительного, восстановительного и ликвидационного воздействия. Существенной особенностью элементов данного механизма является то, что наряду с собственно правовыми средствами его элементами могут выступать и средства иного характера (экономические, информационные, организационные и т.п.), которые в процессе реализации норм права приобретают правовую форму.

Система государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) представляет собой процесс публично-правового воздействия на участников правоотношений, являющийся следствием финансовой несостоятельности должника. Базовым элементом указанной системы государственного регулирования являются субъекты государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства). Следует обратить внимание, что для целей исследования механизмов функционирования и правового регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) необходимо дать анализ внешним формам данного регулирования. Формой внешней реализации данных механизмов в исследуемой нами сфере является управление в широком смысле и публично-правовое управление — в узком. В широком смысле под управлением следует понимать систему действий, направленных на достижение цели. В соответствии с классическим определением управление — это способ обеспечения функционирования всей системы. К целям регулирующего воздействия субъекта управления на объект управления, кроме обеспечения функционирования системы, относят также упорядочение и сохранение структуры системы. В свою очередь, любые виды внешнего управления, как правило, имеют системную структуру и внешне реализуются через различные правовые формы.

Субъекты государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) состоят из лиц, наделенных полномочиями по внешнему государственному публично-правовому воздействию на участников отношений в сфере несостоятельности (банкротства). По объему и характеру указанных полномочий данные субъекты можно подразделить на следующие уровни.

Первый уровень — субъекты судебного регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства). К данному уровню относятся арбитражные суды Российской Федерации как органы непосредственно публичного управления процедурами банкротства.

Арбитражные суды Российской Федерации в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) имеют приоритетные властно-публичные полномочия, позволяющие воздействовать на систему субординационных и координационных прав и обязанностей всех участников в сфере несостоятельности (банкротства). За арбитражными судами закреплены полномочия по наделению всех участников дела (процесса) по банкротству определенным объемом компетенции.

Второй уровень — субъекты публичного регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства). К ним относятся: а) Правительство Российской Федерации как орган, определяющий государственную политику в сфере финансовой несостоятельности; б) Министерство экономического развития Российской Федерации как регулирующий орган по нормативной регламентации правового статуса и деятельности лиц, участвующих в делах о банкротстве; в) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии как орган по контролю (надзору) установленного порядка проведения процедур банкротства и контрольно-надзорного органа за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; г) Федеральная налоговая служба Российской Федерации как орган, уполномоченный представлять в процедурах банкротства публичные интересы; д) Центральный банк (Банк России) Российской Федерации как контрольный орган в отношениях банкротства финансовых организаций.

Практически для всех субъектов, наделенных государственно-правовыми функциями по публичному регулированию отношений в сфере несостоятельности (банкротства), характерно наличие особого публично-правового статуса. Основная часть субъектов данного уровня является органами исполнительной власти, возглавляющими определенные сферы государственного управления. Должностные лица данных органов обладают статусом государственных служащих, служащих органов власти и (или) специальным статусом особых субъектов государственного регулирования. Деятельность субъектов данного уровня регламентируется целой системой императивных указаний, закрепленных в нормативных актах публично-правового характера. Регулятивные функции данных субъектов носят активный публично-правовой характер и призваны реализовывать государственную политику в сфере несостоятельности (банкротства). Правовая природа функций и полномочий указанных субъектов имеет ярко выраженный государственно-властный характер и выражается в реальном государственном воздействии на сферу несостоятельности (банкротства).

Третий уровень — субъекты делегированного государственно-правового регулирования.

Практически для всех субъектов данного уровня характерна определенная комбинация и сочетание частноправового статуса и элементов публично-правового статуса ее участников. Несмотря на то что все субъекты данного уровня обладают обширной гражданской правосубъектностью и активно участвуют в хозяйственной деятельности, им передана часть публичных функций в сфере государственного регулирования процессами несостоятельности (банкротства). Делегирование указанным субъектам государством части публичных функций осуществляется в рамках механизма делегированного управления, определяемого ст. ст. 78, 132 Конституции Российской Федерации и допускаемого Конституционным Судом РФ. При этом делегированные публично-правовые функции охватывают не отдельные участки или этапы процесса несостоятельности (банкротства), а правовой алгоритм всех процедур банкротства в российском законодательстве. Именно вследствие указанной формы децентрализации государственно-правовое регулирование от имени указанных органов носит общий и системный характер. На примере функций данных органов проявляется комплексный характер публично-правового регулирования государством всех процессов в сфере несостоятельности (банкротства).

В своей совокупности все три вышеназванных уровня субъектов государственного регулирования отношений сферы несостоятельности (банкротства) образуют систему субъектов государственного регулирования в сфере банкротства, так как они осуществляют функции субъектов публично-правового воздействия и нормативно наделены государством властными компетенциями в сфере несостоятельности (банкротства).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Реализация имущества — это один из завершающих этапов банкротства, который проводится в отношении банкрота для покрытия требований его кредиторов. Расскажем, как реализуется имущество при банкротстве юридических и физических лиц.

Арбитражный суд своим решением вводит конкурсное производство (КП). Длится оно полгода (вероятно продление на тот же срок). Суд назначает специального конкурсного (финансового) управляющего, он организует и контролирует имущественную реализацию и рассредоточивает средства, которые выручены в итоге продаж. Перед этим управляющий проводит собрание кредиторов, составляются их реестр и перечень претензий.

Как проводится производство

Алгоритм конкурсного производства для юридического лица:

  1. Назначают управляющего для предприятия-банкрота (по итогам рассмотрения иска о введении конкурсного производства). К нему переходят все руководящие полномочия: он будет формировать отчетность, расторгать и заключать сделки, управлять счетами предприятия и т. п.
  2. Издают приказ о выемке печатей и о том, что предыдущие руководители освобождены от обязанностей.
  3. Оповещают ФНС о старте конкурсного производства.
  4. Публикуют в СМИ информацию о банкроте с адресом для принятия заявлений кредиторов.
  5. Формируют данные по активам банкрота. Собирают дебиторку.
  6. Комплектуют конкурсную массу.
  7. Создают реестр кредиторов.
  8. Организуют реализацию имущества.
  9. Ликвидируют обязательства перед кредиторами.
  10. Закрывают расчетный счет.
  11. Формируют отчет о проделанной работе и предоставляют его в суд.
  12. Суд выносит решение о банкротстве.
  13. Вносится финальная ликвидационная запись в ЕГРЮЛ.

Как проходит реализация имущества при банкротстве предприятия

Стоимость активов определяется в ходе проведения инвентаризации и включается в инвентаризационную имущественную опись. Для определения цены основных средств проводится экспертная оценка. Итоговые оценочные акты посылают в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Реализация имущества юридического лица проводится через торги (конкурсы или аукционы).

Арбитражный суд изучает и утверждает подготовленное конкурсным управляющим положение об условиях продажи, которое содержит сроки продажи, стартовую цену конкурсной массы и другие важные условия.


Особенности процедур

Аукцион проводят, поднимая цену лота на принятый организатором интервал в 5-10 %.

На закрытых торгах реализуется только ограниченно оборотоспособное имущество (спортивное, боевое оружие и др.). Участвовать в закрытых торгах могут лишь обладатели специальных разрешений.

Для продаж объектов культурного наследия (историко-культурных памятников) используют конкурс. Приобретатель такого имущества обязуется сохранять, содержать и охранять его.

Аукционы, торги могут проходить в электронном виде. Для этого управляющий подписывает договор с операторами электронных площадок. На госплощадках регистрируют бесплатно, на частных за это возможна плата. Регистрационный сбор может дополняться конкретным процентом с продажи лота.

Алгоритм проведения торгов

Начало торгов обязательно публично объявляется управляющим (за месяц до проведения, с точной датировкой). Участвуют податели заявок, которые при необходимости зачислили задаток. Лицам с недостоверной информацией, документами, подавшим неверное (по форме) заявление, которые не внесли задаток, откажут в участии.

Аукционным победителем становится последний заявитель наибольшей стоимости.

Результаты торгов фиксируются в протоколе, его подписывают и направляют победителю и управляющему (в двухдневный срок).

Сделку закрепляет договор купли-продажи между управляющим и победителем торгов. Победитель вносит средства в тридцатидневный срок после визирования договора. Деньги оказываются в конкурсной массе.

Всем, кроме победителя, возвращают задаток. Победитель в течение пяти дней подписывает договор, в течение месяца вносит деньги и обретает купленное.

Жаловаться на нарушения при проведении торгов можно как в суд, так и в ФАС. При удовлетворении жалобы сделки станут недействительными, а имущество будут продавать повторно.

Завершение процедуры реализации имущества при банкротстве

Завершается процедура отчетом управляющего по итогам конкурсного производства. Решение о завершении принимает арбитражный суд, после чего не позже 60 дней информация об этом поступает от судьи налоговикам, которые за 5 дней удаляют юридическое лицо из ЕГРЮЛ. Предприятие более не существует. Конкурсному управляющему выплачивается вознаграждение (ст. 20.6 ФЗ № 127).

Кратко порядок реализации имущества при банкротстве юридического лица выглядит как:

  1. Аккредитование управляющего.
  2. Опись имущества.
  3. Оценка имущества.
  4. Утверждение положения об условиях продажи.
  5. Реализация имущества.
  6. Отчет об итогах.

Порядок реализации имущества при банкротстве физического лица

Физическое лицо тоже может быть признано банкротом. Продажа его имущества — это крайняя мера, к которой прибегают, если более ранняя стадия банкротства — реструктуризация долгов — по ряду причин невозможна или была проведена с нарушениями. Продажа осуществляется следующим образом:

Материал по теме Процедура банкротства физического лица

Какое имущество подлежит реализации, а какое — нет

По ст. 213.25 ФЗ № 127, реализуется вся собственность гражданина, которая принадлежала ему как на время принятия решения о банкротстве, так и приобретенная после этого.

Защищено от этого имущество из ст. 446 ГПК :

  • единственное не ипотечное жилое помещение (его части);
  • земельные участки под такой недвижимостью (с ипотечным исключением);
  • обычные обиходно-обстановочные домашние предметы, индивидуально пользуемые вещи (одежда, обувь и т. д.) за вычетом драгоценностей и иной роскоши (п. 60 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50);
  • профессионально необходимые вещи с ценой до 100 МРОТ;
  • племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, хозпостройки для них, если все это не эксплуатируют для предпринимательства;
  • посевные семена;
  • еда и деньги общей суммой не меньше прожиточного минимума самого гражданина плюс его иждивенцев;
  • топливо, которым семья физического лица отапливает свое жилье в холодный сезон и на котором готовит пищу;
  • транспортное средство и другие принадлежности, необходимые гражданину по инвалидности;
  • призы, госнаграды, почетные, памятные знаки гражданина.

Когда в собственности у банкрота только части реализуемых вещей (доля оформлена с близкими), реализация будет производиться. Доля гражданина-должника (по воле кредиторов) выделяется и идет на погашение его долгов, а стоимость доли другого человека возвращается ему после продажи вещи. Проблемы с продажей могут возникнуть при регистрации в жилье несовершеннолетних, тогда опека вряд ли разрешит продажу.

Определение о завершении реализации имущества гражданина

По ст. 213.28 ФЗ № 127, итогом рассмотрения отчета финансового управляющего считается судебное определение о завершении реализации имущества гражданина. Завершение расчетов по обязательствам освобождает гражданина-банкрота от последующего исполнения кредитных требований.

По ст. 213.30 ФЗ № 127, пятилетие после окончания процедуры реализации имущества физическое лицо, принимая на себя обязательства по кредитам или займам, должно указывать факт своего банкротства. Три года после окончания процедуры реализации имущества гражданин-банкрот не в праве занимать управленческие должности в юридическом лице, иным образом участвовать в его управлении. Такие же ограничения существуют по кредитным организациям (на 10 лет) и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов либо микрофинансовых компаний (на пять лет).

Порой банкротство – единственный способ избавиться от неподъемных долгов и спасти утопающий бизнес. В статье расскажем, какие виды бывают, в чем кроются главные причины и как этого избежать.

Что такое банкротство

Банкротство – это неспособность организации выплачивать деньги кредиторам. Другими словами, финансовая несостоятельность. Чтобы получить этот статус, необходимо подать заявку в арбитражный суд, иметь просрочки платежей более трех месяцев и долг на сумму более 300 тысяч рублей.

В результате банкротства предприятие может восстановить свою платежеспособность, однако этот процесс является трудоемким, сложным и требует длительного периода времени – до трех лет.

Есть несколько этапов проведения процедуры.

  • Наблюдение — на этом этапе происходит тщательная проверка, оценка, поиск способов, как вернуть или сохранить материальное положение должника. Кроме того, составляется список кредиторов с указанием суммы долга. Наблюдение длится до семи месяцев.
  • Следующий этап — финансовое оздоровление, направленное на поиск решения проблем с помощью компромисса. На этом этапе восстанавливается возможность платить по счетам, а суд назначает управляющего, который рассчитывается перед кредиторами и отчитывается о проделанной работе.

Это самая длительная процедура, которая может занимать до двух лет. Если по итогам не остается непогашенных долгов, то компания продолжает работу, а банкротство прекращается. В противном случае наступает следующий этап.

  • Внешнее управление. Может применяться, если существует подозрение в некомпетентности руководителя фирмы.

В таком случае назначается внешний управляющий, который занимается выводом предприятия из кризиса. Внешнее управление длится до 18 месяцев, но в редких случаях арбитражный суд продлевает срок.

  • Последняя часть — конкурсное производство. Если фирма признана финансово несостоятельной, ее активы распродаются, чтобы погасить долги перед кредиторами.

Также есть возможность подать в суд и объявить компанию банкротом в упрощенном порядке. Это можно сделать, если суммы с продажи имущества не хватает на закрытие долгов, а вопрос о сохранении деятельности не стоит.

Процедура банкротства нужна для решения проблем обеих сторон в суде: защитить должников, которые не могут закрыть долг и кредиторов, которых пытаются обмануть.

Обычно банкротство является крайней мерой в попытках спасти компанию от разорения, когда других вариантов не остается. Предприятия, которые проходят через эту процедуру, часто прекращают свое существование, а их имущество распродают в ущерб долга, но так происходит далеко не всегда.

Подготовить компанию к банкротству непросто — иногда даже требуется привлечение для этого специалистов. Например, профилактикой может стать анализ отчетности фирмы, а также устранение рисков, которые влияют на решение суда: признаки умышленного банкротства, неподтвержденная кредитная задолженность.

После анализа отчетности составляется план, как подготовить фирму к процессу банкротства, и встает вопрос ликвидации или сохранении деятельности.

Разновидности

Чаще всего можно встретить банкротство по неосторожности. В этот момент компания имеет проблемы с финансами, большую закредитованность и недостаток прибыли для расчета с кредиторами.

Не стоит забывать и об уголовно наказуемых видах банкротства, а именно – фиктивном и умышленном.

При фиктивном банкротстве владельцы компании подают заявку, чтобы отодвинуть сроки оплаты кредитов. При умышленном — специально заключают сделки на невыгодных условиях, чтобы вывести часть активов за рубеж и подделывают документы для получения выгоды.

По итогам проводится проверка всех сделок за последние три года с целью выяснить, не связан ли владелец бизнеса с клиентами родственными или другими связями.

Кроме того, иногда предприятия могут получить статус временного банкрота, или им могут объявить дефолт. Это происходит, когда предприятие все же сохраняет возможность платить по счетам, несмотря на недостаток средств.

Под понятие дефолта попадают случаи, когда дебиторские долги становятся выше кредиторских, а реальная цена активов — выше долгов.

Взыскать задолженности, частично продать имущество компании или рефинансировать кредит — все это может помочь решить проблему без обращения в суд.

Причины

Главные причины банкротства предприятий можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним относят ситуации, когда компании теряют возможность исполнять финансовые обязательства по независящим от них причинам: экономическим, политическим, демографическим и т.д.

В тяжелом состоянии экономики предприятиям тоже приходится нелегко. Кризисы, инфляция, падения курса валют, высокие налоги, разорения компаний-партнеров и рост цен на нужные для компании ресурсы — все эти факторы могут рано или поздно довести финансовое состояние компании до плачевного состояния.

Не стоит исключать и политические факторы. Нестабильность общества и власти в стране, потеря иностранных инвесторов и контрактов, а также несовершенство законодательства редко способствуют процветанию предприятий.

Это не могло не сказаться и на экономике страны — по данным Росстата, за это время ВВП России снизился на 3,1% — абсолютный рекорд с 2009 года.

Большой проблемой может стать отсутствие сбыта продукции из-за некачественной рекламы или ошибочных маркетинговых исследований — если спрос населения на продукцию будет меньше ожидаемого, компании придется тяжело.

Также со временем фирмы могут терять прибыль вследствие устаревания оборудования и невозможности состязаться с конкурентами на равных. Если это продолжится длительное время, то рано или поздно предприятие будет вытеснено более сильными противниками, что неизбежно приведет к банкротству.

Большинство организаций, которые успешно выходят на рынок, начинают масштабировать свой бизнес путем привлечения заемных средств. Эйфория успеха часто толкает собственников на необдуманные заимствования без тщательного планирования.

Кредиты на невыгодных условиях могут разрушить бизнес не хуже любого природного катаклизма. Чтобы такого не случилось, советуем воспользоваться программой поддержки малого и среднего бизнеса Совкомбанка с процентной ставкой не более 3%.

Также случается, что к банкротству приводит слишком узкая специализация фирмы. Например, если у вас очень мало клиентов, или вы реализуете проекты для государственных закупок, то высока вероятность, что со временем ваше предприятие перестанет отвечать тендерным требованиям, либо потеряет небольшую клиентскую базу.

В этом случае придется искать новых клиентов, а также другие средства к существованию. Если не получится их найти, то в таком состоянии предприятие просуществует недолго.

Последствия

У процедуры банкротства существуют как положительные стороны, так и отрицательные.

Плюсы Минусы
Полное погашение задолженностей перед кредиторами, даже когда средств организации не хватает Сложная процедура, которая затянется надолго. Особенно если захотите сохранить фирму
Владелец может дальше вести дела Полная или частичная потеря контроля над предприятием
На время суда на организацию перестают накладывать санкции, пени Репутационные потери
Упрощение судебного процесса при ликвидации компании-банкрота Риск привлечения к уголовной и субсидиарной ответственности
Восстановление платежеспособности должника Компания потеряет имущество

И хоть банкротство может стать спасательным кругом вашей фирмы, все-таки лучше до этого не доводить. Идеальным решением будет грамотное планирование и распределение финансов, чтобы не было необходимости общаться с кредиторами через суд.

Читайте также: