Что означает возврат средств по рд

Обновлено: 19.05.2024

Порядок и процедура возврата денежных средств должнику достаточно простой и четко урегулированный аспект в процедуре исполнительного производства.

Денежные средства, оставшиеся после распределения, перечисляются (выдаются) должнику. Если у судебного исполнителя нет возможности сделать это, они находятся на счете органа принудительного исполнения в течение трех лет, а затем перечисляются в республиканский бюджет .

Распределение взысканных денежных средств в рамках исполнительного производства — финальная стадия исполнительного производства, в процессе которой судебный исполнитель может обнаружить излишние средства. В таком случае оставшуюся часть суммы судебный исполнитель обязан перечислить (выдать) должнику.

Когда его расчетный счет неактуален или закрыт либо когда нет сведений о расчетном счете, судебный исполнитель обязан уведомить должника об излишне уплаченных денежных средствах.

Должник считается уведомленным надлежащим образом, если у судебного исполнителя есть сведения, что адресат получил направленную ему корреспонденцию .

Судебный исполнитель обязан уведомить должника письмом с обратным уведомлением либо посредством использования электронной и иных видов связи, обеспечивающих фиксирование факта получения .

Практика исходит их того, что СМС рассматривается в качестве надлежащей формы уведомления. Надлежащей формой уведомления будет также письмо с обратным уведомлением по юридическому адресу должника вне зависимости от его фактического нахождения.

Если до перечисления (выдачи) денежных средств в отношении должника возбудят новые исполнительные производства или возобновят приостановленные либо отпадут основания для отложения исполнительного действия, оставшиеся денежные средства направляются на погашение задолженности по этим исполнительным производствам . Причем суммы переплаты, находящиеся на счете органа принудительного исполнения, допускается перечислять другим взыскателям даже на стадии добровольного исполнения .

Специфика возврата излишне уплаченного должнику — физическому лицу

Должника — физическое лицо судебный исполнитель должен всегда уведомлять о таких денежных средствах, поскольку физические лица не имеют расчетных счетов. Возврат осуществляется наличными в кассе отделения банка, обслуживающего расчетный счет органа принудительного исполнения.

Однако ни Инструкция по исполнительному производству, ни Закон об исполнительном производстве не запрещают возвращать физическому лицу денежные средства на карт-счет. Поэтому рекомендуем должнику — физическому лицу, получившему уведомление об оставшихся суммах, -обратиться с ходатайством об их возврате на его карт-счет.

Специфика возврата излишне уплаченного должнику — юридическому лицу

На практике иногда судебный исполнитель обращает взыскание на денежные средства должника путем направления постановлений с платежными требованиями ко всем его расчетным счетам .

Банки обязаны исполнить данные требования.

Для должника это означает, что при наличии денежных средств их могут единовременно списать с расчетных счетов в сумме, превышающий сумму задолженности.

Необходимо понимать, что в такой ситуации нарушений нет ни со стороны банков, ни со стороны судебного исполнителя.

В то же время судебный исполнитель должен действовать по общему механизму: уведомить должника и произвести возврат излишне уплаченных сумм.

Специфика возврата излишне уплаченного должником напрямую взыскателю

На практике должник может вернуть долг напрямую взыскателю, что, в свою очередь, не исключает случаев переплаты по различным причинам.

Закон об исполнительном производстве не запрещает производить оплату напрямую, однако обязывает должника уведомить об этом судебного исполнителя путем представления подтверждающих документов .

В такой ситуации Закон об исполнительном производстве не обязывает судебного исполнителя предпринимать какие-либо меры по возврату переплаты. Следовательно, должнику необходимо действовать самостоятельно.

Если достичь согласия с взыскателем о добровольном возврате излишне уплаченного не удалось, должник вправе обратиться с иском в суд о взыскании сумм неосновательного обогащения .

Для таких требований срок исковой давности составляет три года с момента, когда должник узнал либо должен был узнать о своем нарушенном праве .

Судебная практика исходит из того, что должник, как юридическое лицо, обязан знать обо всех своих финансовых операциях. Иными словами, в случае переплаты должником взыскателю напрямую срок исковой давности для предъявления требования о возврате сумм неосновательного обогащения начнет течь с момента платежа, а не с момента, когда взыскатель уведомил должника либо отказал в возврате излишне уплаченного.

Общие рекомендации должникам по возврату излишне уплаченных сумм

1. Должник может самостоятельно до момента распределения взысканных денежных средств обратиться к судебному исполнителю с заявлением об их возврате, если есть достоверные сведения о переплате (документы, подтверждающие факт переплаты).

Такой способ никак не обяжет судебного исполнителя вернуть переплаченные средства до момента распределения денежных средств. Но это поможет судебному исполнителю оперативно осуществить их возврат.

2. Как и взыскателю, так и должнику направляется постановление о распределении денежных средств, из которого видна поступившая сумма и сумма задолженности по исполнительному документу .

Должник, сделав вывод о переплате, вправе обратиться к судебному исполнителю с заявлением о возврате переплаченных сумм, в котором необходимо указать банковские реквизиты расчетного счета для перечисления.

Это также поможет судебному исполнителю оперативно произвести возврат денежных средств.

Обратим внимание, что судебный исполнитель обязан ответить на заявление в течение 10 рабочих дней .

Возврат излишне уплаченных денежных сумм из республиканского бюджета

Теоретически возможно, что судебный исполнитель не только не уведомил должника и не вернул излишне уплаченные сумм, но и перечислил их в республиканский бюджет.

Единственный выход в этой ситуации — предъявить иск о взыскании сумм неосновательного обогащения из республиканского бюджета.

Однако существует сложность с определением момента, когда должник узнал либо должен был узнать о своем нарушенном праве. Установление такого момента напрямую влияет на срок исковой давности для предъявления требования.

Так, существует точка зрения, что срок исковой давности не начинает течь для должника, если судебный исполнитель не выполнил требование о надлежащем уведомлении согласно п. 187 Инструкции по исполнительному производству.

Логика в такой позиции есть: Инструкция по исполнительному производству обязывает судебного исполнителя уведомить должника и произвести возврат переплаченных сумм, но не устанавливает срока, в течение которого это надо сделать. В случае когда должник не имеет представления о переплате, факт нарушения его права не существует до момента надлежащего уведомления. Соответственно, срок исковой давности течь не начинает.

Согласно другой точке зрения в качестве момента, когда должник узнал либо должен был узнать о своем нарушенном праве, может рассматриваться момент переплаты.

Иначе говоря, должник в любом случае должен доподлинно знать, сколько и кому он платит. Поэтому именно в момент ошибочного платежа должник должен узнать о своем нарушенном праве.

Выводы

1. Порядок возврата излишне уплаченных должнику сумм урегулировал Закон об исполнительном производстве и Инструкция по исполнительному производству

3. Должнику стоит занимать активную позицию и самостоятельно предпринимать меры по возврату переплаченных сумм.

4. Должник вправе обратиться с иском в суд о возврате сумм неосновательного обогащения в ситуации, когда считает, что судебный исполнитель безосновательно перечислил денежные средства в республиканский бюджет.

Все граждане страны являются налогоплательщиками. Налоговая система располагает широким перечнем сборов. Некоторые из них направлены на достаточно специфические объекты, которые подвергаются налогообложению, в то время как с другими сталкивается каждый. В частности, законодательно установлено, что со всех получаемых доходов часть уходит в государственный бюджет. В России ставка процента для данного налога составляет 13%. Однако предусмотрено ряд случаев, при которых плательщик имеет законное право вернуть сумму уплаченного в казну налога полностью или частично. Рассмотрим более детально, какими могут быть основания для проведения налогового вычета.

Возврат подоходного налога

При каких обстоятельствах производится возврат подоходного налога?

Принцип функционирования механизма возвращения уплаченного ранее подоходного налога состоит в том, что доходы определенного размера перестают рассматриваться как налогооблагаемый объект, вследствие чего выплата налога не производится.

В законодательном акте, который регулирует использование данного вида налога, прописаны все возможные основания для того, чтобы получить обратно сумму подоходного налога. Если вести речь о налогообложении физических лиц, то в их числе стоит отметить следующие случаи:

  • осуществление строительства собственного жилого дома;
  • приобретение недвижимого имущества;
  • приобретение транспортного средства;
  • оформление ипотеки;
  • получение образования (самостоятельно или если учатся дети);
  • прохождение лечения с требованием покупки дорогостоящих лекарственных препаратов);
  • оформление полиса добровольного медицинского страхования или пенсионного страхования;
  • участие в благотворительной деятельности путем внесение денежных средств;
  • осуществление пожертвований религиозным организациям.

Сумма денежных средств, которую плательщик получает через возврат подоходного налога при ипотеке или в других случаях, установлена нормативными актами и зависит от конкретных обстоятельств. Важно отметить, что есть фиксированные лимиты, превысить которые не представляется возможным.

В частности, возврат подоходного налога при покупке квартиры предусматривает возмещение не более чем 260 тысяч рублей, а при обучении или лечении – не более 15,6 тысяч для взрослого и 6,5 тысяч для каждого из детей. В отношении лекарств и ипотечного кредита предел установлен на уровне 13% от уплаченной суммы, в то время как участие в благотворительной деятельности позволяет вернуть до 25% от выплаченного за год подоходного налога.

СмартВклад с повышенной ставкой

Как осуществляется возврат подоходного налога?

Таким образом, возврат подоходного налога 2022 в новой редакции может осуществляться в виде имущественного или социального налогового вычета. Его проведением должна заниматься бухгалтерия организации. Процесс получения вычета выглядит следующим образом: налогоплательщик пишет заявление установленного образца, которое должно быть рассмотрено в течение десяти дней и принято к исполнению при соответствии установленным нормам.

Для того чтобы вернуть часть суммы уплаченного налога, нужно пройти определенную процедуру, в том числе предоставить полный пакет требуемых документов в налоговую инспекцию. В их перечень входят следующие:

  • заполненная налоговая декларация установленной формы (3-НДФЛ);
  • заявление на проведение налогового вычета;
  • документы, содержащие сведения об удержанном налоге;
  • документы, выступающие подтверждением осуществления расходов, которые предполагает пересмотр начисления подоходного налога.

Отметим, что срок действия льготы по налогу действует в течение трех лет, то есть переплату можно вернуть и за прошлый налоговый период. Если все документы заполнены правильно и приняты к рассмотрению, далее потребуется ждать до тех пор, пока налоговая инспекция не проведет квартальную проверку. Если по ее результатам право на возврат подтвердится, то сумма излишней выплаты будет возвращена на указанный в заявлении счет. Эта процедура обычно затягивается на четыре месяца. Стоит иметь в виду, что при обнаружении ошибок или неточностей этот срок существенно увеличивается и может составлять до полугода.

like

4

smile

0

normal

0

sad

0

dislike

0

Если в вашем аккаунте Google Рекламы остались средства, то при его закрытии вы можете запросить их возврат. Мы автоматически отправим эту сумму на банковский счет или кредитную карту, связанную с вашим аккаунтом.

Время обработки: две недели на обработку платежа со стороны Google плюс время, которое может потребоваться компании-эмитенту вашей карты.

В каких случаях возврат невозможен

Мы не делаем возврат средств в следующих случаях:

  • В вашем аккаунте осталась часть средств, полученных с помощью промокода.
  • На момент запроса остатка ваш аккаунт активен.
  • У вас есть непогашенная задолженность.

График возврата средств и задержки

Обычно обработка возврата средств занимает до двух недель. Кроме того, банку или эмитенту кредитной карты может потребоваться до 10 рабочих дней на обработку платежа со своей стороны.

Если вы ждете более четырех недель, свяжитесь с нами.

Чтобы узнать, есть ли в вашем аккаунте неизрасходованный остаток или непогашенная задолженность, выполните следующие действия:

  1. Нажмите на значок инструментов и в разделе "Оплата" выберите Сводка платежных данных.
  2. Если у вас есть неизрасходованный остаток, вы увидите его в скобках с пометкой "Остаток". Если у вас есть непогашенная задолженность, вы увидите ее без скобок с пометкой "Баланс".

Чтобы закрыть аккаунт и запросить возврат средств, выполните указанные ниже действия.

  1. Войдите в аккаунт Google Рекламы.
  2. Нажмите на значок инструмента в правом верхнем углу экрана.
  3. В разделе "Настройка" выберите Настройки.
  4. Откройте раздел Статус аккаунта.
  5. Нажмите Закрыть аккаунт.

Если вы захотите повторно активировать свой аккаунт, войдите в него и следуйте инструкциям на экране. Затем обновите свою платежную информацию и внесите средства, чтобы запустить показ рекламы.

Совет

Запрос на возврат остатка можно отменить, если мы ещё не выслали вам письмо с подтверждением. Для этого достаточно повторно активировать аккаунт.

Статьи по теме

Если в вашем аккаунте Google Рекламы остались средства, то при его закрытии вы можете запросить их возврат. Мы автоматически отправим эту сумму на банковский счет или кредитную карту, связанную с вашим аккаунтом.

Время обработки: две недели на обработку платежа со стороны Google плюс время, которое может потребоваться вашему банку.

В каких случаях возврат невозможен

Мы не делаем возврат средств в следующих случаях:

  • В вашем аккаунте осталась часть средств, полученных с помощью промокода.
  • На момент запроса остатка ваш аккаунт активен.
  • У вас есть непогашенная задолженность.

График возврата средств и задержки

Обычно обработка возврата средств занимает до двух недель. Кроме того, банку может потребоваться ещё до 10 рабочих дней на обработку платежа со своей стороны.

Если вы ждете более шести недель, свяжитесь с нами.

Чтобы узнать, есть ли в вашем аккаунте неизрасходованный остаток или непогашенная задолженность, выполните следующие действия:

  1. Нажмите на значок инструментов и в разделе "Оплата" выберите Сводка платежных данных.
  2. Если у вас есть неизрасходованный остаток, вы увидите его в скобках с пометкой "Остаток". Если у вас есть непогашенная задолженность, вы увидите ее без скобок с пометкой "Баланс".

Чтобы закрыть аккаунт и запросить возврат средств, выполните указанные ниже действия.

  1. Войдите в аккаунт Google Рекламы.
  2. Нажмите на значок инструментов в верхней части страницы.
  3. В разделе "Настройка" выберите Настройки.
  4. Откройте раздел Статус аккаунта.
  5. Нажмите Закрыть аккаунт.

Если вы захотите повторно активировать свой аккаунт, войдите в него и следуйте инструкциям на экране. Затем обновите свою платежную информацию и внесите средства, чтобы запустить показ рекламы.

Этап 1. Укажите реквизиты банковского счета:

  1. Войдите в аккаунт Google Рекламы.
  2. Нажмите на значок инструментов и в разделе "Оплата" выберите Сводка платежных данных. Перейти
  3. Если аккаунт Google Рекламы закрыт, в верхней части страницы вы увидите уведомление красного цвета. Нажмите на ссылку Завершить процесс возврата средств.
  4. На открывшейся странице введите следующие реквизиты (за недостающими сведениями обращайтесь в свой банк):
    • имя владельца банковского счета (если счет принадлежит частному лицу, укажите полное имя, отчество и фамилию, если компании – укажите ее полное название);
    • код БИК банка;
    • номер банковского счета;
    • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) получателя.
  5. Нажмите Сохранить.

Этап 2. Заполните форму запроса на возврат средств и отправьте ее нам по факсу. Вы найдете эту форму на странице банковских реквизитов. Выполните следующие действия:

  1. Войдите в аккаунт Google Рекламы.
  2. Нажмите на значок инструментов и в разделе "Оплата" выберите Сводка платежных данных. Перейти
  3. На красном баннере в верхней части страницы нажмите на ссылку Завершить процесс возврата средств.
  4. Откроется страница с формой. Распечатайте ее, заполните и подпишите.
  5. Отправьте форму по факсу на указанный в ней номер.

Эти номера факса предназначены только для получения банковских реквизитов. Наши партнеры не отвечают на вопросы пользователей.

Совет

Запрос на возврат остатка можно отменить, если мы ещё не выслали вам письмо с подтверждением. Для этого достаточно повторно активировать аккаунт.

Статьи по теме

Если в вашем аккаунте Google Рекламы остались средства, то при его закрытии вы можете запросить их возврат. Мы автоматически отправим эту сумму на банковский счет или кредитную карту, связанную с вашим аккаунтом.

Время обработки: две недели на обработку платежа со стороны Google плюс время, которое может потребоваться компании-эмитенту вашей карты.

Время обработки. При использовании кредитных карт оно составит 2 недели на обработку платежа со стороны Google плюс время, которое может потребоваться компании-эмитенту вашей карты. Если вы вносили средства через банковский счет, банковским переводом или в магазинах 7Eleven и Oxxo, этот период займет около 4 недель.

В каких случаях возврат невозможен

Мы не делаем возврат средств в следующих случаях:

  • В вашем аккаунте осталась часть средств, полученных с помощью промокода.
  • На момент запроса остатка ваш аккаунт активен.
  • У вас есть непогашенная задолженность.

График возврата средств и задержки

Обычно обработка возврата средств занимает до двух недель, но для банковских счетов этот срок может достигать 10 недель (кроме Великобритании, Израиля и США, где он составляет 10 рабочих дней).

Если вы ждете более 12 недель, свяжитесь с нами.

Чтобы узнать, есть ли в вашем аккаунте неизрасходованный остаток или непогашенная задолженность, выполните следующие действия:

  1. Нажмите на значок инструментов и в разделе "Оплата" выберите Сводка платежных данных.
  2. Если у вас есть неизрасходованный остаток, вы увидите его в скобках с пометкой "Остаток". Если у вас есть непогашенная задолженность, вы увидите ее без скобок с пометкой "Баланс".

Чтобы закрыть аккаунт и запросить возврат средств, выполните указанные ниже действия.

  1. Войдите в аккаунт Google Рекламы.
  2. Нажмите на значок инструментов в верхней части страницы и выберите Настройка, а затем – Настройки.
  3. В нижней части страницы найдите раздел "Аннулирование аккаунта".
  4. Нажмите на ссылку Закрыть этот аккаунт.
  5. На открывшейся странице при желании можно указать, почему вы приняли такое решение. По завершении нажмите кнопку "Закрыть аккаунт".

Если вы захотите повторно активировать свой аккаунт, войдите в него и следуйте инструкциям на экране. Затем обновите свои платежные данные и внесите средства, чтобы запустить показ рекламы.

Если вы закрыли аккаунт, не указав реквизиты своего банковского счета, нам потребуется следующие данные (за недостающими сведениями обращайтесь в свой банк):

  • идентификатор клиента Google Реклама;
  • имя владельца банковского счета;
  • номер банковского счета;
  • код филиала;
  • код банка;
  • адрес банка
  • SWIFT-код банка;
  • ваша подпись.

Отправьте указанные выше данные по факсу одному из наших партнеров по обработке платежей в США или Ирландии.

  • Знак "+" в префиксе номера факса обозначает код, который необходимо набрать в вашей стране для выхода на международную связь. Во многих странах, в том числе Великобритании, используется вариант 00. Уточните в телефонной службе, какой международный телефонный код используется в вашей стране. 353 в префиксе – телефонный код Ирландии.
  • Чтобы позвонить по указанному номеру факса, наберите код для выхода на международную связь, соответствующий знаку "+", затем номер 353-1-633-5884. Не набирайте 0 перед цифрой 1.
  • Если вы находитесь в Ирландии, наберите номер 01-633-5884.
  • Если вы находитесь не в Ирландии, наберите один из этих номеров:
  • Главный офис в США: +1–650–653–2520.
  • Главный офис в Дублине (Ирландия): +353–1–633–5884.

Эти номера факса предназначены только для получения банковских реквизитов. Наши партнеры не отвечают на вопросы пользователей.

Совет

Запрос на возврат остатка можно отменить, если мы ещё не выслали вам письмо с подтверждением. Для этого достаточно повторно активировать аккаунт.

К договору публичной оферты.

Правила возврата Денежных Средств

Редакция от 20.07.2020 года.

1. Термины и определения

1.1. Баланс личного кабинета – сумма доступных к использования денежных средств на лицевом счета Абонента в Автоматизированной Системе Расчётов (АСР) Провайдера.

1.2. Тестовый период – срок, в рамках которого Абонент может испытать приобретенную услугу и, в случае отрицательного решения по сотрудничеству с Провайдером, запросить безусловный отказ от заказанной услуги возврат денежных средств. Тестовый период возможет только для услуги VPS/Облачных серверов и хостинга для 1С Bitrix. Срок тестового периода – 7 (семь) календарных дней. Тестовый период не распространяется на тарифные планы, в описании которых на сайте компании явно указано отсутствие тестового периода. При заказе тарифного плана из АСР, описание тарифного плана не учитывается, ограничения тарифного плана указываются только и строго на сайте компании.

2. Общие положения

2.1. Провайдер, работая в соответствии с действующими законодательствами Российской Федерации и Европейского союза, обязуется произвести возврат денежных средств Абоненту в случаях, перечисленных в настоящих правилах.

2.2. Возврат денежных средств возможен только и строго по заявлению Абонента.

2.3. Возврату подлежат вся сумма неиспользованные денежные средства, находящиеся на балансе личного кабинета в Автоматизированной Системе Расчётов (АСР) Провайдера.

2.4. При досрочном прекращении действия заказанной услуги по инициативе Абонента, при учете отсутствия со стороны Провайдера нарушения Соглашения об уровне сервиса (SLA), перерасчет за услугу не производится и денежные средства на баланс не возвращаются.

2.5. При досрочном прекращении действия заказанной услуги по инициативе Абонента в рамках тестового периода (если тарифный план позволяет предоставление тестового периода), возврату подлежит вся сумма денежных средств, внесенных абонентом на баланс личного кабинета в Автоматизированной Системе Расчётов (АСР) Провайдера. При этом доступ к услуге приостанавливается и услуга удаляется.

3. Идентификация Абонента

3.1. При возврате денежных средств идентификация Абонента обязательна. Возврат денежных средств анонимным Абонентам (не идентифицировавшим себя) не производится.

3.2. Под идентификацией Абонента понимается:

3.2.1. Для физических лиц – копия паспорта, или иного документа удостоверяющего личность Заявителя.

3.2.2. Для юридических лиц – копия доверенности от имени организации, которую представляет Заявитель, паспорт или иной документ удостоверяющий личность Заявителя.

3.3. Идентификационные документы должны быть цветными, четкими, с легко читающимися надписями, не содержать следов редактирования (за исключением водяных знаков с наименованием Провайдера и даты предоставления документа).

4. Процедура возврата денежных средств

4.1. После получения Провайдером всех необходимых документов, процедура возврата денежных средств выглядит следующим образом:

4.1.1. При наличии активной услуги в рамках тестового периода:

4.1.1.2. Провайдер удаляет все расходы по услуге из пункта 4.1.1.1.

4.1.1.3. Провайдер производит возврат денежных в размере и на реквизиты указанные в заявлении на возврат.

4.1.1.4. После получения от платежной системы или банка, через которую/который осуществлялся возврат, информации об успешно произведенной операции, Провайдер производит обнуление баланса личного кабинета.

4.1.1.5. По запросу Провайдер предоставляет Абоненту чек или платежное поручение о списании денежных средств в рамках процедуры возврата.

4.1.2. При отсутствии активной услуги или при прекращении обслуживания:

4.1.2.1. Провайдер производит возврат денежных в размере и на реквизиты указанные в заявлении на возврат.

4.1.2.2. После получения от платежной системы или банка, через которую/который осуществлялся возврат, информации об успешно произведенной операции, Провайдер производит обнуление баланса личного кабинета.

4.1.2.3. По запросу Провайдер предоставляет Абоненту чек или платежное поручение о списании денежных средств в рамках процедуры возврата.

4.2. Обработка Провайдером процедуры возврата денежных средств, после получения от Абонента всех необходимых документов, производится в течении 7 (семи) рабочих дней.

4.3. Провайдер не несет ответственности за сроки зачисления денежных средств на реквизиты Абонента, указанные в заявлении, после передачи данных о возврате в платежную систему или банк, так как данные организации работают по собственным регламентам и их деятельность не входит в зону ответственности Провайдера.

Порядок и процедура возврата денежных средств должнику достаточно простой и четко урегулированный аспект в процедуре исполнительного производства.

Денежные средства, оставшиеся после распределения, перечисляются (выдаются) должнику. Если у судебного исполнителя нет возможности сделать это, они находятся на счете органа принудительного исполнения в течение трех лет, а затем перечисляются в республиканский бюджет .

Распределение взысканных денежных средств в рамках исполнительного производства — финальная стадия исполнительного производства, в процессе которой судебный исполнитель может обнаружить излишние средства. В таком случае оставшуюся часть суммы судебный исполнитель обязан перечислить (выдать) должнику.

Когда его расчетный счет неактуален или закрыт либо когда нет сведений о расчетном счете, судебный исполнитель обязан уведомить должника об излишне уплаченных денежных средствах.

Должник считается уведомленным надлежащим образом, если у судебного исполнителя есть сведения, что адресат получил направленную ему корреспонденцию .

Судебный исполнитель обязан уведомить должника письмом с обратным уведомлением либо посредством использования электронной и иных видов связи, обеспечивающих фиксирование факта получения .

Практика исходит их того, что СМС рассматривается в качестве надлежащей формы уведомления. Надлежащей формой уведомления будет также письмо с обратным уведомлением по юридическому адресу должника вне зависимости от его фактического нахождения.

Если до перечисления (выдачи) денежных средств в отношении должника возбудят новые исполнительные производства или возобновят приостановленные либо отпадут основания для отложения исполнительного действия, оставшиеся денежные средства направляются на погашение задолженности по этим исполнительным производствам . Причем суммы переплаты, находящиеся на счете органа принудительного исполнения, допускается перечислять другим взыскателям даже на стадии добровольного исполнения .

Специфика возврата излишне уплаченного должнику — физическому лицу

Должника — физическое лицо судебный исполнитель должен всегда уведомлять о таких денежных средствах, поскольку физические лица не имеют расчетных счетов. Возврат осуществляется наличными в кассе отделения банка, обслуживающего расчетный счет органа принудительного исполнения.

Однако ни Инструкция по исполнительному производству, ни Закон об исполнительном производстве не запрещают возвращать физическому лицу денежные средства на карт-счет. Поэтому рекомендуем должнику — физическому лицу, получившему уведомление об оставшихся суммах, -обратиться с ходатайством об их возврате на его карт-счет.

Специфика возврата излишне уплаченного должнику — юридическому лицу

На практике иногда судебный исполнитель обращает взыскание на денежные средства должника путем направления постановлений с платежными требованиями ко всем его расчетным счетам .

Банки обязаны исполнить данные требования.

Для должника это означает, что при наличии денежных средств их могут единовременно списать с расчетных счетов в сумме, превышающий сумму задолженности.

Необходимо понимать, что в такой ситуации нарушений нет ни со стороны банков, ни со стороны судебного исполнителя.

В то же время судебный исполнитель должен действовать по общему механизму: уведомить должника и произвести возврат излишне уплаченных сумм.

Специфика возврата излишне уплаченного должником напрямую взыскателю

На практике должник может вернуть долг напрямую взыскателю, что, в свою очередь, не исключает случаев переплаты по различным причинам.

Закон об исполнительном производстве не запрещает производить оплату напрямую, однако обязывает должника уведомить об этом судебного исполнителя путем представления подтверждающих документов .

В такой ситуации Закон об исполнительном производстве не обязывает судебного исполнителя предпринимать какие-либо меры по возврату переплаты. Следовательно, должнику необходимо действовать самостоятельно.

Если достичь согласия с взыскателем о добровольном возврате излишне уплаченного не удалось, должник вправе обратиться с иском в суд о взыскании сумм неосновательного обогащения .

Для таких требований срок исковой давности составляет три года с момента, когда должник узнал либо должен был узнать о своем нарушенном праве .

Судебная практика исходит из того, что должник, как юридическое лицо, обязан знать обо всех своих финансовых операциях. Иными словами, в случае переплаты должником взыскателю напрямую срок исковой давности для предъявления требования о возврате сумм неосновательного обогащения начнет течь с момента платежа, а не с момента, когда взыскатель уведомил должника либо отказал в возврате излишне уплаченного.

Общие рекомендации должникам по возврату излишне уплаченных сумм

1. Должник может самостоятельно до момента распределения взысканных денежных средств обратиться к судебному исполнителю с заявлением об их возврате, если есть достоверные сведения о переплате (документы, подтверждающие факт переплаты).

Такой способ никак не обяжет судебного исполнителя вернуть переплаченные средства до момента распределения денежных средств. Но это поможет судебному исполнителю оперативно осуществить их возврат.

2. Как и взыскателю, так и должнику направляется постановление о распределении денежных средств, из которого видна поступившая сумма и сумма задолженности по исполнительному документу .

Должник, сделав вывод о переплате, вправе обратиться к судебному исполнителю с заявлением о возврате переплаченных сумм, в котором необходимо указать банковские реквизиты расчетного счета для перечисления.

Это также поможет судебному исполнителю оперативно произвести возврат денежных средств.

Обратим внимание, что судебный исполнитель обязан ответить на заявление в течение 10 рабочих дней .

Возврат излишне уплаченных денежных сумм из республиканского бюджета

Теоретически возможно, что судебный исполнитель не только не уведомил должника и не вернул излишне уплаченные сумм, но и перечислил их в республиканский бюджет.

Единственный выход в этой ситуации — предъявить иск о взыскании сумм неосновательного обогащения из республиканского бюджета.

Однако существует сложность с определением момента, когда должник узнал либо должен был узнать о своем нарушенном праве. Установление такого момента напрямую влияет на срок исковой давности для предъявления требования.

Так, существует точка зрения, что срок исковой давности не начинает течь для должника, если судебный исполнитель не выполнил требование о надлежащем уведомлении согласно п. 187 Инструкции по исполнительному производству.

Логика в такой позиции есть: Инструкция по исполнительному производству обязывает судебного исполнителя уведомить должника и произвести возврат переплаченных сумм, но не устанавливает срока, в течение которого это надо сделать. В случае когда должник не имеет представления о переплате, факт нарушения его права не существует до момента надлежащего уведомления. Соответственно, срок исковой давности течь не начинает.

Согласно другой точке зрения в качестве момента, когда должник узнал либо должен был узнать о своем нарушенном праве, может рассматриваться момент переплаты.

Иначе говоря, должник в любом случае должен доподлинно знать, сколько и кому он платит. Поэтому именно в момент ошибочного платежа должник должен узнать о своем нарушенном праве.

Выводы

1. Порядок возврата излишне уплаченных должнику сумм урегулировал Закон об исполнительном производстве и Инструкция по исполнительному производству

3. Должнику стоит занимать активную позицию и самостоятельно предпринимать меры по возврату переплаченных сумм.

4. Должник вправе обратиться с иском в суд о возврате сумм неосновательного обогащения в ситуации, когда считает, что судебный исполнитель безосновательно перечислил денежные средства в республиканский бюджет.

Читайте также: