Что необходимо делать машинисту для обеспечения охраны окружающей среды

Обновлено: 02.07.2024

Охрана труда и промышленная безопасность – приоритетное социально-экономическое направление развития современной компании

В современном мире, к вопросам сохранения человеческой жизни и здоровья в процессе производственной деятельности относятся очень серьезно. Наша страна не является исключением, а в ряде аспектов устанавливает гораздо более высокие стандарты к уровню и качеству охраны труда и безопасности сотрудников.

Любое серьезное предприятие заинтересовано в производстве качественной, конкурентноспособной продукции, однако этого невозможно добиться без социально ориентированного подхода по отношению к своим сотрудникам, и окружающей среде.

Повышение уровня жизни и здоровья сотрудников является одной из наиболее важных программ социального развития России на государственном уровне, что в свою очередь влечет за собой максимально пристальное внимание, а часто и жесткие меры со стороны надзорных органов с одной стороны, и значительные поблажки и налоговые льготы для ответственный предпринемателей с другой стороны.

Организация охраны труда - инвестиция в успешное будущее компании

Каждый из указанных шагов содержит ключевые задачи. Рассмотрим их кратко:

Важнейшим принципом системы является – постоянное развитие и совершенствование, которое в итоге должно повышать качество условий труда и снижать уровень происшествий в организации.

Нормативные требования охраны труда в России

На федеральном уровне определен ряд обязательных требований для всех предприятий, выполняющих экономическую деятельность на территории Российской федерации:

Данный перечень не является конечным, он содержит лишь часть основных нормативных документов, помимо перечисленных есть ряд законов и постановлений, СНИПов, регламентов, инструкций, которыми должен руководствоваться специалист по охране труда в процессе своей деятельности.

Актуальные вопросы при внедрении СУОТ и способы решения

Все вышеперечисленное, а также множество других факторов приводит к возникновению ряда вопросов:

  • Как перейти от требований законодательного уровня к практическому применению на предприятии?
  • Как обеспечить достаточный уровень контроля за соблюдением обязательных требований безопасности?
  • Как максимально оперативно получать информацию по всем ключевым аспектам безопасности, при распределении полномочий с учетом распределенной структуры предприятия?
  • Как оперативно и качественно формировать регламентированную отчетность, которая становится с каждым годом все сложнее и объемнее?

Для ответа на эти и многие другие вопросы мы предлагаем Вам услуги по автоматизации бизнес-процессов в области охраны труда, промышленной безопасности,пожарной безопасности, экологии.

Наша компания имеет опыт разработки и внедрения комплексных информационных в крупнейших отраслевых компаниях нашей страны.

Возможные направления при создании автоматизированной информационной системы в области ОТиПБ

Основными направлениями в части автоматизации являются:

  • Организация и учет оперативной деятельности ключевых сотрудников;
  • Планово-контрольная деятельность;
  • Инструменты регламентированной и аналитической отчетности.

В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:

  • Повышение эффективности работы службы ОТиПБ за счет создания общедоступного информационного ресурса, упрощающего и ускоряющего решение задач, связанных с обработкой больших объемов информации.
  • Сбор и консолидация разносторонней информации из различных смежных информационных систем, эксплуатирующихся на Предприятии:
    • Кадровая служба
    • Медицинская служба
    • Служба подготовки и обучения персонала
    • Служба технического обслуживания и ремонта оборудования

    Функциональные возможности автоматизированной информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности

    Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:

    • Учет данных о рабочих местам сотрудников.
    • Планирование и учет результатов проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
    • Планирование и учет сведений о прохождении медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований
    • Планирование и учет сведений о выданных СИЗ и СиОС
    • Учет сведений о технических устройствах, зданиях и сооружениях, опасных производственных объектах
    • Учет основных документов, требуемых для эксплуатации промышленного оборудования
    • Планирование и учет прохождение экспертизы и освидетельствования оборудования
    • Учет сведений о регламентном обслуживании оборудования
    • Учет сведений об эксплуатируемых на предприятии средствах пожаротушения и пожарной автоматики.
    • Учет сведений о регламентном обслуживании средств пожарной безопасности
    • Учет сведений об источниках негативного воздействия на окружающую среду
    • Учет установленных нормативов по каждому направлению негативного воздействия
    • Первичный учет фактического воздействия предприятия на окружающую среду
    • Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Контроль сроков действия нормативных документов и внутренних приказов
    • Планирование обучения и аттестации сотрудников по направлениям, проведение инструктажей
    • Планирование и проведение проверок (производственный контроль) по направлениям, формирование плана мероприятий по устранению выявленных нарушений
    • Учет сведений о Происшествиях (несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, авариях, инцидентах, пожарах) планирование мероприятий по локализации и недопущению повторных случаев
    • Уведомление ответственных сотрудников и пользователей системы о важных или критичных событиях
    • Формирование регламентированной и аналитической.

    Результаты внедрения автоматизированной информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности

    В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:

    -инженера по охране окружающей среды (эколога) принимается лицо с высшим профессиональным образованием (требований к стажу работы нет);

    -инженера по охране окружающей среды (эколога) II категории – лицо с высшим профессиональным образованием и стажем работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) не менее 3 лет;

    -инженера по охране окружающей среды (эколога) I категории – лицо с высшим профессиональным образованием и стажем работы в должности эколога II категории не менее 3 лет.

    1.3.Инженер по охране окружающей среды (эколог) принимается на должность и освобождается от нее по приказу директора предприятия по представлению начальника отдела охраны окружающей среды.

    1.4.Инженер по охране окружающей среды (эколог) должен знать:

    -системы экологических стандартов и нормативов;

    -производственную и организационную структуру предприятия и перспективы его развития;

    -технологические процессы и режимы производства продукции предприятия;

    -порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов;

    -нормативные и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

    -методы экологического мониторинга;

    -средства контроля соответствия технического состояния оборудования предприятия требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования, действующие экологические стандарты и нормативы;

    -передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

    -правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

    -порядок учета и составления отчетности по охране окружающей среды;

    -основы экономики, организации производства, труда и управления;

    -основы трудового законодательства;

    -средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.

    1.5.Инженер по охране окружающей среды (эколог) находится в подчинении у ____________.

    1.6.В период отсутствия инженера по охране окружающей среды (эколога) (болезнь, отпуск, командировка, пр.) его обязанности возлагаются на лицо, назначенное в установленном порядке, приобретающее соответствующие права и несущее ответственность за качественное и своевременной выполнение возложенных на него обязанностей.

    2. Должностные обязанности

    2.1.Осуществлять контроль над соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, способствует снижению вредного влияния производственных факторов на жизнь и здоровье работников.

    2.2.Разрабатывать проекты перспективных и текущих планов проведения мероприятий по охране окружающей среды, контролировать их выполнение.

    2.3.Участвовать в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производства, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники.

    2.4.Принимать участие в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, выбросов вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов.

    2.5.Контролировать соблюдение технологических режимов природоохранных объектов, анализирует их работу.

    2.6.Следить за соблюдением правил охраны природы, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия.

    2.7.Составлять технологические регламенты, графики аналитического контроля, паспорта, инструкции и другую техническую документацию.

    2.8.Принимать участиев проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    2.9.Составлять установленную отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды.

    2.10.Принимать участие в работе комиссий по проверке деятельности предприятия.

    3.Права

    3.1.Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

    3.2.Вносить на рассмотрение руководства свои предложения по усовершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкций обязанностями.

    3.3.Сообщать своему руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.

    3.4.Запрашивать лично, либо по поручению своего руководителя у руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

    3.5.Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет, то только с разрешения руководства).

    3.6.Требовать от руководства предприятия помощи в выполнении им его должностных обязанностей и осуществлении прав.

    4. Ответственность

    Эколог ответственен за:

    4.1.Невыполнение (недолжноевыполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в определенных трудовым законодательством РФ рамках.

    4.2.Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в определенных административным, уголовным и гражданским законодательством РФ рамках.

    4.3.Причинение материального вредав определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ рамках.

    Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

    Охрана труда на механизированной дистанции обеспечивается комплексом организационных и технических мероприятий, разрабатываемых и внедряемых в соответствии с требованиями Государственной системы стандартов безопасности труда и предупреждающих профессиональные заболевания и травматизм работающих. Технологические процессы технического обслуживания и ремонта должны предусматривать полную безопасность выполнения всех производственных процессов.

    Обслуживание и ремонт машин могут выполняться только обученным персоналом после проверки знаний в объеме соответствующих инструкций по технике безопасности, а так же медицинского освидетельствования. Кроме того, каждого рабочего необходимо проинструктировать по мерам безопасности при получении отдельных работ. На посту обслуживание машины на пневматическом ходу должны стоять с включенным ручным тормозом и задней передачей. При разборке гусеничного полотна под катки подкладывают упоры. Перед снятием колес необходимо поставить под машину козелки, а под неснятые колеса-упоры. Выполнять какие-либо работы на машине, вывешенной только на домкратах, воспрещается.

    Регулировать, ремонтировать, смазывать вручную или выполнять какие-либо другие работы по обслуживанию во время работы машины категорически запрещается. При работающем двигателе допускается обслуживание системы питания и зажигания, а также испытания тормозов. Перед разборкой металлоконструкций грузоподъемных машин части, которые могут прийти в движение под действием силы тяжести или других причин, необходимо привести в положение, обеспечивающее безопасное ведение работ. Под обслуживаемой конструкцией не должны находиться люди. Ремонтные работы, особенно распасовку и запасовку канатов, разматывание их из бухт, необходимо выполнять в рукавицах. Рабочие должны быть снабжены исправными инструментами и приспособлениями.

    Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек, не иметь трещин, заусенцев. Применять различные подкладки между гранями гайки и ключа, различного рода удлинители запрещается. Электрические дрели, электрогайковерты должны быть исправны и работать от сети напряжением 36 В.

    Горючие и смазочные материалы хранят на специально отведенных площадках или в помещениях, оборудованных в соответствии с правилами и нормами пожарной безопасности. Нельзя открывать пробки у металлических бочек с горючим металлическим молотком и зубилом - это может привести к образованию искры. Заправлять топливо следует только закрытой струей при неработающем двигателе. При работе с этилированным бензином, а также жидкостью, не замерзающей при низкой температуре запрещается засасывать жидкости ртом.

    После работы с бензином и антифризом необходимо вымыть руки теплой водой с мылом.

    Смазочные работы следует выполнять с использованием механизированного оборудования (маслораздаточные колонки и баки, солидолонагнетатели, пистолеты)

    Работы по обслуживанию и ремонту машин персонал должен выполнять в специальной одежде и обуви с применением предусмотренных для каждого рабочего места индивидуальных средств защиты.

    Безопасность работы на производственных участках требует, чтобы помещения для ремонта машин были светлыми, чистыми, сухими, теплыми имели принудительною вентиляцию.

    Запрещается загромождать проходы и проезды. Высота штабелей, в которые уложены агрегаты и детали, не должна превышать 1м. При мойке машин растворами кальцинированной или каустической соды необходимо соблюдать меры предосторожности.

    Сварочные работы организуются таким образом, чтобы сварщики и окружающий персонал были защищены от вредного воздействия электрического тока, выделяющихся при сварки газов и пыли, от ожогов лучами электрической дуги и расплавленным и нагретым металлом.

    При сварочных работах необходимо заземление оборудования, пускорегулирующей аппаратуры и свариваемых изделий, а также защита кабеля от механических повреждений.

    Металлорежущее, деревообрабатывающее и другое оборудование должно быть прочно укреплено к фундаменту и заземлено, оборудовано защитными кожухами и экранами от разлетающейся стружки.

    Абразивные круги перед установкой на заточные станки испытывают на разрыв, на стенде с частотой вращения, на 50% превышающей рабочую. Установленный на станок круг закрепляют зажимными фланцами с эластичными прокладками.

    Помещения, где производят малярные работы, оборудуют приточно - вытяжной вентиляцией с 6 - 10 - кратным обменом воздуха. Работающим на окраске необходимо пользоваться средствами индивидуальной защиты (респераторы, перчатки и др.)

    Все отделения, которые относятся к категориям производства с вредными условиями труда должны размещаться в изолированных от других участков помещениях, а работающим выдается соответствующий комплект спецодежды.

    При использовании подъемно - транспортного оборудования и механизмов в процессе ремонта машин следует соблюдать установленные правила. Масса поднимаемого груза должна соответствовать номинальной грузоподъемности применяемых оборудования и механизмов, которую необходимо обозначать на месте. Запрещается транспортировать грузы над работающими людьми, а также поднимать грузы, масса которых не может определена. Применяемые грузозахватные приспособления, а также стропы систематически контролируются и подвергаются их установленным испытаниям. На каждом грузоподъемном механизме должна быть указана дата его последнего освидетельствования.

    На каждом производственном участке, на видном месте помещаются инструкция по безопасным методам работы, а также плакаты и необходимые схемы выполнения отдельных операций.

    Для предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду на каждом предприятии разрабатывают комплекс природоохранительных мероприятий, направленных на защиту атмосферы, почвы, растительного мира, на борьбу с шумом. С целью сокращения расхода свежей воды и объема сбрасываемых стоков внедряют технологические процессы, позволяющие уменьшить объем и загрязненность образующихся стоков, применяют оборотное и многократное использование воды для производственных нужд, а для сокращения концентрации загрязнений в стоках, выпускаемых в водоемы, создают более совершенные очистные сооружения. Осуществляются сбор и регенерация отработанных масел.

    1. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин) М.:Профиздат, АСОТ, 2004,224с.

    2. Инструкция по эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин. № ЦММ-20 М.:Транспорт 2002, стр. 144.

    3. Абгафоров В.А., Сатановский В.Г., Матюшин Л.Н. Техническое обслуживание и ремонт погрузочно-разгрузочных машин. М.: Транспорт,1989.

    4. Голай Э.И. Коверин В.В. Монтаж ,Эксплуатация и ремонт подъемно-транспортных машин. Машиностроение 1991, 320с.

    5. Игнатов А.П. Погрузочно-разгрузочные машины на железнодорожном транспорте. М.: УМК МПС России,2002,384с.

    6. Клочкова Е.А.Охрана труда на железнодорожном транспорте. М.: Маршрут, 2004,412с.

    7. Зубрер Н.И. Охрана окружающей среды и экологии, безопасность на железнодорожном транспорте М.: УМК МПС России,1999,320с.

    8. Теремин В.С. Охрана труда в путевом хозяйстве М.: Транспорт,1989,320с.

    Раздел: Транспорт
    Количество знаков с пробелами: 40072
    Количество таблиц: 14
    Количество изображений: 0

    Нововведения Закона № 207-ФЗ

    - Вводится обязанность по разработке плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ППЛРН) при осуществлении деятельности по добыче, производству, транспортировании, хранении и реализации углеводородного сырья и продукции на территории РФ (п. 4 новой редакции ст. 46 Закона № 7-ФЗ[1]).

    Действовавшая ранее редакция ст. 46[2] Закона № 7-ФЗ такую обязанность не предусматривала, в отличие от законов, регулирующих деятельность во внутренних морских водах, территориальном море РФ и на континентальном шельфе РФ[3].

    При этом обязательное наличие ППЛРН было предусмотрено постановлениями Правительства РФ, для организаций:

    • осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов[4];
    • эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО)[5].

    Принятыми в 2013 г. Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности[6] предусмотрено обязательное наличие ППЛРН для ОПО, на которых обращаются (перерабатываются, хранятся, транспортируются) нефть и нефтепродукты, при наличии риска распространения разливов нефти и нефтепродуктов за пределы производственного участка.

    Такое непоследовательное[7] правовое регулирование приводило к спорным ситуациям на практике[8]. Закон № 207-ФЗ устранил это противоречие, дополнив ст. 46 Закона № 7-ФЗ соответствующей обязанностью.

    - Установлены условия утверждения ППЛРН эксплуатирующей организацией (п. 6 ст. 46), а именно, наличие согласованного Росприроднадзором[9] заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов, принятого по результатам комплексных учений по подтверждению готовности к действиям по выполнению мероприятий ППЛРН.


    Срок согласования Росприроднадзором такого заключения (п. 7 ст. 46) не должен превышать 20 рабочих дней со дня получения ППЛРН и 10 рабочих дней с даты получения ППЛРН, доработанного по замечаниям уполномоченного органа. Если в установленный срок Росприроднадзором не направлены замечания, ППЛРН считается согласованным.

    - Установлено, что эксплуатирующим организациям, осуществляющим деятельность на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море, для утверждения ППЛРН требуется провести комплексные учения по подтверждению готовности к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, о чем получить соответствующее заключение в порядке, установленном Правительством РФ.[10]

    - Предусмотрена обязанность эксплуатирующей организации (п. 10-11 ст. 46) по созданию финансового обеспечения осуществления мероприятий ППЛР, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде (далее – ОС), жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц до дня начала эксплуатации объектов недропользования и при осуществлении деятельности по производству и обращению с углеводородным сырьем и произведенной из него продукцией; а также по уведомлению федеральных органов исполнительной власти о наличии и составе финансового обеспечения мероприятий ППЛРН.

    - Приведен перечень документов, необходимых для подтверждения финансового обеспечения мероприятий ППЛРН (п. 12 ст. 46):

    • банковская гарантия;
    • договор страхования;
    • документ о создании одной или несколькими эксплуатирующими организациями резервного фонда;
    • гарантийное письмо федерального органа государственной власти, органа власти субъекта РФ или местного самоуправления (в отношении объектов, находящихся в государственной/муниципальной собственности).

    Размер гарантии/страхового возмещения/резервного фонда должны обеспечивать финансирование ППЛРН, включая полное возмещение вреда в результате аварии.

    Расчет размера финансового обеспечения определяется методикой, которую должен утвердить уполномоченный федеральный орган государственной власти[11].

    Закон № 207-ФЗ предусматривает существенное (в разы) увеличение финансовых обязательств эксплуатирующих организаций, поскольку действующим регулированием предусматривается наличие финансового обеспечения только операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

    - Перечень и порядок действий эксплуатирующей организации при возникновении аварийной ситуации определен в п. 13 ст. 46:

    - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти;

    - органы государственной власти и местного самоуправления территории, на которой произошла авария;

    • организовать и провести работы по локализации и ликвидации разлива силами собственных/привлекаемых по договорам аварийно-спасательных служб и формирований, аттестованных в установленном порядке;
    • обратиться в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти для привлечения дополнительных сил и средств РСЧС[13], только в случае, если без этого разлив устранен быть не может;
    • после ликвидации разлива[14] провести рекультивационные и иные восстановительные работы в порядке, установленном законодательством РФ;
    • возместить в полном объеме вред, причиненный аварией, а также расходы на привлечение дополнительных сил и средств.

    Возложение обязанностей самостоятельного устранения разливов нефтепродуктов, вне зависимости от уровня и причин ЧС может привести к усугублению негативных последствий чрезвычайной ситуации, в т.ч. в связи с потерей времени на оценку ситуации и принятие решения о возможности/невозможности устранения разлива только силами и средствами предприятия.

    Хотели бы также отметить, что Закон № 207-ФЗ, наряду с обязанностью по возмещению причиненного аварией вреда предписывает эксплуатирующей организации организовать и провести работы по локализации и ликвидации разлива, а также рекультивационные и иные восстановительные работы. На практике это может привести к тому, что Росприроднадзор, по требованию которого уже уплачена сумма возмещения вреда, причиненного аварией, может, ссылаясь на новые положения ст. 46 Закона об охране окружающей среды, дополнительно требовать от эксплуатирующей организации устранить причиненный вред своими силами путем проведения вышеуказанных работ. В этом случае эксплуатирующая организация не только оплатит сумму вреда окружающей среде, но и самостоятельно возместит причиненный вред в натуре.

    Наличие указанного противоречия в правовом регулировании уже было предметом изучения Конституционного Суда РФ, который пришел к выводу, что суды вправе учитывать в размере вреда необходимые и разумные расходы, понесенные причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов.[15]

    Тем не менее, судебная практика по учету расходов причинителей вреда на его устранение свидетельствует о том, что последнему затруднительно добиться уменьшения рассчитанной Росприроднадзором суммы вреда на сумму понесенных расходов. Оценка разумности и необходимости расходов на устранение вреда в каждом конкретном случае является предметом судебного усмотрения, в результате чего суды часто отказывают в возмещении расходов, которые, по их мнению, не имеют непосредственной связи с устранением последствий аварии.[16]

    - Законом № 207 ФЗ предусмотрены следующие переходные положения:

    • действующие ППЛРН сохраняют силу до дня истечения срока действия [17] или до дня утверждения ППЛРН в соответствии с новыми требованиями;
    • с 1 января 2021 г. и до дня утверждения ППЛРН по новым правилам допускается утверждение ППЛРН в соответствии с требованиями, действовавшими до введения в действие Закона № 207-ФЗ;
    • ППЛРН по новым правилам должны быть утверждены до 01.01.2024.

    В отношении ППЛРН во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе РФ предусмотрены аналогичные положения.

    - Федеральные законы, регулирующие деятельность во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе РФ дополняются следующими положениями: помимо требований об обязательной государственной экологической экспертизы ППЛРН вводятся требования о получении согласованного Росприроднадзором заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов, принятого по результатам комплексных учений по подтверждению готовности к действиям по выполнению мероприятий ППЛРН.

    Реализация положений Закона № 207-ФЗ

    Новые нормы требуют принятия Правительством РФ нормативно правовых актов, регулирующих:

    • правила организации мероприятий, предусмотренных ППЛРН;
    • критерии объектов, обязанных выполнять введенные требования;
    • требования к содержанию ППЛРН,
    • порядок проведения комплексных учений;
    • порядок выдачи заключений о готовности предприятия;
    • порядок уведомления федеральных органов исполнительной власти об утверждении ППЛРН;
    • порядок возмещения вреда, причиненного разливом нефтепродуктов, а также расходов на привлечение дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • порядок оповещения органов государственной власти и местного самоуправления о факте разлива;
    • требования к составу и оснащению аварийно-спасательных служб/формирований.

    - Перечисленные акты должны учитывать требования законодательства РФ (п. 9 ст. 46):

    • в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    • в области промышленной безопасности;
    • Закона Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей [18] .

    О чем подумать, что сделать

    Законом № 207-ФЗ существенно увеличены объем обязанностей и уровень финансовых обязательств организаций, эксплуатирующих объекты по добыче, производству и обращению с углеводородным сырьем и продуктами его переработки.

    При этом из-за большого количества нормативных актов, которые необходимо принять для реализации новых требований, вызывает большое сомнение, что Закон заработает в установленный срок (с 1 января 2021 г.).

    Между тем, мы рекомендуем компаниям приступить к подготовке к исполнению новых требований заранее (то есть незамедлительно).

    В связи с этим всем заинтересованным лицам следует:

    • внимательно ознакомиться с положениями Закона № 207-ФЗ;
    • провести инвентаризацию сил и средств для оценки возможности обеспечения выполнения новых требований и составления плана достижения необходимого уровня обеспечения сил и средств;
    • с учетом предусмотренных новым законом способов создания финансового обеспечения выполнения ППЛРН рассмотреть возможность объединения с региональными предприятиями отрасли для создания резервного фонда в целях уменьшения финансового бремени каждого участника такого объединения, а также возможность создания нескольких вариантов финансового обеспечения, например, помимо создания совместного резервного фонда заключить договор страхования.

    Помощь консультанта

    [2] Содержит требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки.

    [3] Федеральные законы от 31.07.1998 № 155-ФЗ и от 30.11.1995 № 187-ФЗ, соответственно.

    [4] Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 № 613).

    [5] Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240).

    При этом Законом о промышленной безопасности опасных производственных объектов (от 21.07.1997 № 116-ФЗ) предусмотрена обязанность по разработке планов по ликвидации аварий, правила разработки которых регулируются иным нормативным актом (Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 730).

    [7] Согласно ст. 115 Конституции РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ издаются во исполнение федеральных законов и не должны противоречить им.

    [8] Например, Постановление АС Поволжского округа от 21.06.2019 по делу № А65-30264/2018; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 08.06.2015 по делу № А27-11891/2014; Постановление ФАС Уральского округа от 19.12.2013 по делу № А50-7427/2013.

    [9] В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального экологического надзора.

    [10] Пункт 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона № 207-ФЗ.

    [11] Соответствующая Методика для разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе РФ, утверждена Приказом Минприроды России от 13.02.2019 № 85.

    [12] Порядок оповещения предусмотрен Постановлением Правительства от 14.11.2014 № 1189 только в отношении разливов во внутренних морских водах территориальном море, на континентальном шельфе РФ. Следовательно, понадобиться принятие нового нормативного правового акта.

    [13] РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Положение о ней, а также Перечень создаваемых подсистем РЧС утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794).

    [14] Разграничение мероприятий по ликвидации разлива нефтепродуктов и по ликвидации его последствий приведено в п. 8 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240).

    [16] См, например, Постановление АС Волго-Вятского округа от 22.02.2018 по делу № А29-10551/2016; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.04.2018 по делу № А75-3216/2017; Постановление АС Волго-Вятского округа от 05.03.2020 по делу № А29-15402/2017.

    [17] Сроки действия ППЛРН предусмотрены п. 3 разд. III Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (утв. Приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621).

    Читайте также: