С какого возраста в германии возникает активное избирательное право

Обновлено: 02.07.2024

Когда в 1993 году группа Виктора Шейниса предложила свой проект избирательной реформы, она ссылалась на пример Германии. Правда, позже выяснилось, что представления о германской системе у них были весьма поверхностные, их просто вдохновила сама идея сочетания мажоритарной и пропорциональной систем. И та смешанная несвязанная система, которая получилась в России, сильно отличается от германской.

Впрочем, с точки зрения рядового избирателя у российской и германской систем много общего. Самое главное сходство – в обоих случаях избиратель имеет два голоса, один голос он отдает за кандидата, баллотирующегося в одномандатном округе (в немецкой терминологии это первый голос), другой – за партийный список (второй голос). Одинаков и принцип подведения итогов в одномандатном округе: побеждает тот, кто получил больше голосов, чем соперники (такая система называется плюральной, или системой относительного большинства). Дальше начинаются различия.

Итак, по порядку. Есть одномандатные округа. Их сейчас 299. Распределяются они в соответствии с численностью населения. Больше всего округов в земле Северный Рейн – Вестфалия (64), меньше всего в Бремене (2). Мандаты, получаемые в этих округах называются прямыми.

В округах могут баллотироваться выдвиженцы партий и независимые кандидаты (выдвинутые избирателями). Но победить в них удается лишь партиям с высоким уровнем поддержки. На первых выборах в бундестаг в 1949 году прошли два независимых кандидата. И с тех пор больше ни разу независимые кандидаты в бундестаг не избирались.

С 1961 по 1987 год в одномандатных округах избирались представители только двух участников – блока ХДС/ХСС (христианские демократы) и СДПГ (социал-демократы). С 1990 года, после объединения Германии, в небольшом числе округов побеждают Левые. В 1990 году в одном округе победил также кандидат от Свободной демократической партии (СВДП), в 2002, 2005 и 2009 годах один прямой мандат завоевывал представитель Зеленых.

Партийные списки в Германии, в отличие от России, земельные. То есть в каждой земле партии выдвигают отдельные списки. Но при этом все земельные списки одной партии считаются сблокированными, и при подведении итогов голоса за них суммируются. По сути получается примерно то же самое, что и списки на российских выборах, разделенные на региональные группы. Различия только в том, что у немцев 1) нет центральной части списка, 2) земли нельзя ни объединять, ни дробить, 3) списки выдвигают не федеральные органы партий, а земельные.

В 2009 году списки выдвигали 27 партий, но только 6 из них получили больше 5% (включая ХСС, которая в статистике фигурирует как отдельная партия), еще две партии получили 2,0% и 1,5%, остальные – 0,5% и меньше.

При этом действует 5%-ный барьер, то есть к распределению мандатов по партспискам допускаются только партии, получившие более 5% действительных голосов на всей территории страны. Правда, есть два исключения. Во-первых, к распределению мандатов допускается также партия, получившая не менее 3 прямых мандатов (так, в 1994 году Партия демократического социализма, получившая 4,4% голосов и 4 прямых мандата, была допущена к распределению мандатов по партспискам и получила еще 26 списочных мандатов). Во-вторых, исключение делается для партии, представляющей национальное меньшинство (хотя примеров действия этой нормы я не нашел).

В период с 1961 по 1980 год в распределении мандатов участвовали только три партии (блока) – ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП. В 1983 году к ним присоединилась партия Зеленых, а в 1990 году – Партия демократического социализма (ПДС, позже стала партией Левые).

Самое интересное в германской системе – правила распределения мандатов, и этим она существенно отличается от российской системы. Покажем, как действуют эти правила на примере выборов в бундестаг 2002 года – наиболее интересных с точки зрения распределения мандатов, поскольку в тот раз была партия, выигравшая прямые мандаты, но не допущенная к распределению списочных мандатов.

Всего в голосовании участвовал 48 582 761 избиратель (явка составила 79,1%). Недействительным был признан 586 281 голос (1,2%), действительными – 47 996 480 вторых голосов. 5%-ный барьер преодолели 5 партий – ХДС, СДПГ, СвДП, Зеленые и ХСС. В сумме они получили 44 620 479 вторых голосов (93,0% от числа действительных голосов).

В одномандатных округах победили представители 5 партий – ХДС, СДПГ, Зеленых, ХСС и ПДС. ПДС завоевала 2 прямых мандата и, получив по вторым голосам только 4,0%, не была допущена к распределению списочных мандатов.

Установленное законом число мандатов в бундестаге – 598. Из этого числа нужно вычесть число прямых мандатов, полученных независимыми кандидатами и кандидатами от партий, не допущенных к распределению мандатов. Таких в данной кампании, как видим, было 2. Из 598 вычли 2, получилось 596 – это число мандатов и нужно было распределить между списками.

Сначала распределяются мандаты между партиями (как уже отмечалось выше, все земельные списки одной партии считаются сблокированными). Для этого в 2002 году использовался метод наибольшего остатка (метод Хэйра-Нимейера) – тот же метод, который используется и у нас на выборах в Госдуму.

Итак, 44 620 479 делим на 596, получаем 74 866,5755 – это естественная квота, или квота Хэйра (у нас она называется первым избирательным частным). Теперь вторые голоса, полученные партиями, делятся на эту квоту. У полученных частных (см. таблицу 1) сначала берется целая часть, и каждая партия получает такое количество мандатов. Таким образом, партии получают 593 мандата, то есть на 3 меньше, чем нужно распределить. Оставшиеся 3 мандата передаются тем партиям, у которых больше дробная часть частного – это ХДС, Зеленые и ХСС.

Этой осенью Россию и Германию ждут парламентские выборы. Нервный период для всех, кто хотел бы продолжать вершить судьбу своей страны. В каких-то странах это выливается в дебаты по важным социальным топикам, в каких-то - в креативное законодательство о том, как же сделать так, чтобы у людей вроде был выбор, а вроде и нет.

Избирательные права у граждан бывают активные (можно пойти и проголосовать) и пассивные (можно выставить свою кандидатуру на выборах и быть избранным) . О первых обычно все переживают чуть больше и потому ограничивать их - что-то вроде дурного тона. А вот со вторыми можно быть креативным. Но все же по порядку.

Кто имеет право голосовать в Германии?

Граждане Германии старше 18 лет. Исключение - если вы не жили последние три месяца в Германии (но если вы жили в ней хотя бы 3 месяца с того момента, как вам исполнилось 14 и это было не более 25 лет назад - то все равно можете проголосовать). Еще исключение - если права голоса человек лишился по решению суда. Это может быть на срок от 2 до 5 лет за совершение преступлений: подготовка войны, государственная измена, нападение на органы и представителей иностранных государств (речь о физическом нападении, а не просто "покритиковал в интернете") , фальсификация результатов выборов, дача взятки члену парламента, акт саботажа угрожающий безопасности спецслужб (только в случае, если человек получил тюремное заключение) . При этом права голоса человек лишается не автоматически, а если судья специально указывает это в приговоре. В среднем лишаются права голоса по этой процедуре 1-2 человека в год.

Кто имеет право голосовать в России?

все граждане РФ старше 18 лет, кроме недееспособных и находящихся в заключении (в Германии обе эти группы могут голосовать).

А теперь более интересное! Пассивное избирательное право!

Кто может выставлять свою кандидатуру на выборы?

БУНДЕСТАГ может быть избран гражданин Германии старше 18 лет. Исключения - люди, лишенные активного избирательного права (все те же взяточники и изменники родины, которых полторы калеки) или люди, которые не могут занимать государственные должности. Вот тут уже более широко: все, кто осужден минимум на 1 год тюремного заключения ( лишаются права на 5 лет). Мне нравится, что так все четко и нет особого простора для трактовок. С другой стороны, это все же потенциально может исключить достаточно много человек. Но если учитывать независимость суда в Германии, то больших рисков, что на кого-то "сошьют" дело для отстранения от власти все же нет.

ГОСДУМА может быть избран гражданин РФ старше 21 года. Исключение - люди, лишенные активного права (недееспособные + заключенные). Еще исключение - люди, имеющие иностранное гражданство или вид на жительство, кто был осужден к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления (лишаются этого права на 10-15 лет), за кучу других статей УК вроде убийств по неосторожности, незаконного экспорта или нарушения правил проведения митинга (лишаются на 5 лет даже если осуждены условно) и еще немного по-мелочи.

Уже видно, что для выборов в Думу ограничений больше и они куда более запутанные. Ну вроде, например, того факта, что даже условно осужденные лишаются пассивного избирательного права . Особенно за статью о нарушении правил проведения митинга. Это как-то странно, нет? За то, что ты против происходящего в государстве, тебя лишают права что-либо изменить в этом государстве.

А вот с прошлой недели лишаются пассивного избирательного права все причастные к деятельности экстремистской организации (руководители разных уровней - на 5 лет, участники или те, кто поддерживал деньгами ИЛИ ПРОСТО ВЫСКАЗАЛСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНО В СОЦСЕТЯХ - на 3 года). Причем вопреки конституции закон имеет обратную силу - даже если в поддержку вы высказывались ДО признания организации экстремистской, этого достаточно, чтобы по суду вас могли лишить возможности участвовать в выборах всех уровней. Учитывая коллосальную популялрность ФБК (против которой закон и направлен и которую вскоре признают экстремистской без каких-либо публичных доказательств), лишить пассивного избирательного права теперь можно миллионы граждан России. Лайкал видео про дворец? Попрощайся с возможностью изменить что-то к лучшему в своей стране.

А какие условия для регистрации партий и участия в выборах?

БУНДЕСТАГ С регистрацией партий все немного непрозрачно - их одобряет специальный комитет путем голосования, но четких условий нет. А чтобы участвовать в голосовании партия должна иметь как минимум 5 представителей в Бундестаге или региональных парламентах, иначе - подписи. Подписи нужно собирать в каждом регионе, где хочешь выдвигаться (их 16) суммой 2000 или 0,1% от голосующих в этом регионе (смотря какое число меньше). То есть подписей не обалдеть как много и можно собирать не во всех регионах. Всего в прошлых выборах участвовали более 40 партий.

ГОСДУМА численность от 500 человек, региональные отделения в половине субъектов РФ (а их у нас 85). Это только чтобы зарегистрировать (партию Алексея Навального, например, просто тупо не регистрируют много лет несмотря на соблюдение условий). А чтобы участвовать в выборах без списка подписей нужно: набрать на прошлом голосовании больше 3% ИЛИ быть представленными хотя бы в одном региональном парламенте. Если эти условия не выполнены - вы должны собрать 200тыс подписей в свою поддержку. В прошлых выборах участвовали 14 партий.

То есть в общем и целом в Германии и гораздо легче стать партией, и гораздо легче получить свое место под солнцем в бюллетене и более понятные и прозрачные ограничения на тех, кто не может быть избран. В России законодательство куда длиннее, с кучей оговорок, достаточно строгими требованиями к партиям и тд.

Хорошо ли тщательно регулировать выборы, следить за тем, кто может и не может участвовать, ограничивать пассивные избирательные права граждан? Вообще, конечно, плохо. У граждан должно быть право самостоятельно решать, кого они хотят видеть в качестве своих представителей. И бояться, что какой-то там "темный народ" выберет каких-нибудь страшных людоедов не стоит. Вот в Германии в прошлых выборах участвовала партия NPD, которая ну в общем-то реально продолжение партии Гитлера в 30ые. И ничего, даже в Бундестаг в итоге не попали. Вот и русские люди ничем не хуже.

Когда партии чувствуют конкуренцию им приходится лучше думать о своей программе, дискутировать, доказывать избирателям, что они - залог счастливой жизни страны. Когда конкуренции нет - можно бесконечно выезжать на том, что люди знают твое название, а другие названия не знают.

Особенности избирательной системы Германии [01.12.13]

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Актуальность темы вызвана тем, что выбор избирательной (электоральной) системы – это не техническое решение, поскольку последствия этого выбора могут оказать значительное влияние на всю политическую систему.

Задачами данной работы являются рассмотрение видов существующих избирательных систем, их сравнительный анализ. Целью работы является изучение особенностей избирательной системы ФРГ.

Виды избирательных систем

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением общепартийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

Мажоритарная система

Пропорциональная система

При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 5 %. [3] Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40 %, 25 % и 15 % голосов соответственно, то оставшиеся 20 % голосов отданные за партии не прошедшие порог распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50 %, партия Б — 31,25 %, а партия В — 18,75 % голосов. Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года. Данная система также применяется при выборах в Израиле, Италии и др. Система В Украине пропорциональная система действовала на выборах в Верховный совет Украины в 2006 и 2007 годах. Округ, по которому проходят выборы по пропорциональной системе, называется многомандатным избирательным округом.

Смешанная система

Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов Украины в 2002 г. С 2006 г. на Украине действовала пропорциональная система выборов в Верховный Совет. 10 июля 2010 г. был принят закон, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.

2. Особенности избирательной системы Германии

Германия – одно из крупнейших и развитых государств мира, которое занимает ведущее место по основным жизненным показателям не только в Европе, но и в мире; играет активную роль в интеграции современной Европы и международном сотрудничестве в рамках ООН, НАТО, других международных организациях.

Регулирование избирательного процесса в Германии происходит на основании федеральных правовых актов (Основной закон (Конституция) ФРГ 1949 года, Федеральный закон о выборах 1993 года) и правовых актов земель, которые в основном повторяют федеральные правовые акты.

В Германии проводятся выборы трех уровней: федеральные (Бундестаг, Европейский парламент); региональные (парламенты земель (ландтаги), гражданские собрания земель-городов); местные (уездные, земские, общинные советы, бургомистры городов).

Согласно статье 39 Основного закона ФРГ, новые выборы проводятся не ранее чем через 45 и не позднее чем через 47 месяцев после начала легислатуры. Для того чтобы участвовать в распределении мандатов, партии необходимо получить не менее 5 процентов голосов за партийный список по ФРГ в целом либо провести не менее трех депутатов по одномандатным округам по всей стране.

Выборы назначает Президент ФРГ. Установленное время голосования: с 8.00 до 18.00 часов, то есть продолжительность голосования избирателей составляет 10 часов. Выборы могут проводиться в воскресенье, либо в установленный законом нерабочий день.

ФРГ поделена на 299 избирательных округов, от каждого из которых в Бундестаг избирается по одному депутату. Голосование по партийным спискам проходит в 16 многомандатных округах. Каждая федеральная земля представляет собой отдельный многомандатный округ, от которого избирается определенное число депутатов в соответствии с населением федеральной земли. В каждом многомандатном округе партии представляют отдельные партийные списки. Другими словами, партия представляет 16 партийных списков – по одному в каждом округе (= федеральной земле).

Каждый гражданин, достигший 18 лет, имеет право голосовать и выдвигать свою кандидатуру на выборах в органы государственной власти (стандартные ограничения – ценз оседлости для иммигрантов, нахождение под опекой, наличие психических заболеваний и т.п.). Действует всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Голосование является добровольным. Порог явки отсутствует.

Немцы традиционно дисциплинировано ходят на выборы. Так, участие избирателей в выборах составило 89,1% в 1983 и 84,3% в 1987 в ФРГ, 77,8% в объединенной Германии в 1990, 79% в 1994, 82,3% в 1998, 77,65% в 2005. Явка избирателей на выборах 2009 оказалась самой низкой за послевоенную историю Германии и составила 70,8%.

На выборах в Европейский парламент применяется пропорциональная система; формируются общенациональные и земельные списки. Заградительный барьер – 5 процентов. ФРГ имеет наибольшее представительство в Европарламенте – 99 депутатов. Последние выборы прошли 7 июня 2009 года. Явка составила 43,3 процента (в целом по Европе – 43 %).

На региональном уровне применяются и иные избирательные системы (кумулятивное голосование). Избирательное законодательство регионов во многих деталях отличается от общефедерального.

Используются технические средства голосования, однако в последнее время возникли опасения по поводу обеспечения избирательных прав, в том числе тайны голосования при проведении электронного голосования и использовании технических средств голосования и подсчета голосов избирателей. На ближайших выборах в Бундестаг электронные средства голосования применяться не будут. Применяется голосование по почте.

Заключение

Избирательная система существенно влияет на всю деятельность представительных и законодательных органов власти. В странах, где традиционно применяется мажоритарная избирательная система, тем не менее, наблюдается тенденция к её объединению с пропорциональной.

Выборы в Германии по своим организационно-правовым основам схожи с выборами в России. Однако их отличает высокая степень организации, отсутствие коррупционных схем и скандалов, незначительное применение форм черного пиара.

С точки зрения политической составляющей выборы в Германии перестают быть идеологизированными. Как и в России, избирателям все труднее становится найти принципиальные отличия в программах партий, а основные темы еще в большей степени схожи и отражают общую негативную ситуацию в социально-экономическом и политическом развитии Германии. Появляются первые тенденции абсентеизма и недоверия партиям, что сказывается на избирательной явке.

По-видимому, система выборов, принципы которой заимствованы из практики проведения выборов в Германии, была полезна для России. Но прямое копирование опыта Германии, как и любой другой страны, было бы для России нежелательным: конкретная избирательная система в каждой стране отрабатывается десятилетиями и использует именно её особенности, которые в России могут быть иными.

Список использованной литературы:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Особенности избирательной системы Германии

На первый взгляд, избирательная система Германии представляется запутанным ребусом. Впрочем, он эффективно функционирует уже более полувека, обеспечивая доверие немцев к своему парламента и формирования эффективной партийной системы

Представители Великобритании настаивали на мажоритарной системе, используемой для выборов в Палату общин. Французская сторона тяготела к пропорциональной, которая была известна ему, хотя относилась к последней в случае с послевоенной Германией несколько со страхом, поскольку это увеличивало бы вес партий, которым в Париже в то время не доверяли.

Первый голос (Erststimme) он отдает своего непосредственного депутата от округа. Германия разделена на 299 избирательных округов, в соответствии 299 представителей Бундестага избираются по прямым мандатом.

В бюллетене представитель партии, который баллотируется в определенном избирательном округе, обозначен напротив нее. Если она не имеет в округе своего кандидата (часто понимая проигрышность ставки на собственную кандидатуру, то или иное политсила призывает поддерживать выдвиженца от другой, близкой), то поле напротив остается пустым.

Также, немецкая модель предусматривает предоставление дополнительных мандатов и выравнивания пропорций. Этот механизм разработан, чтобы партия через перерасчет мандатов не снискала меньше мест, чем это предусмотрено ее результатом в волеизъявлении по второму голосом. Кроме того, во время последних выборов ХДС получила четыре дополнительных мандата, так как имела убедительную победу в округах, чем предсказывали по проценту его второго голоса. Это две причины, по которым за нынешнего созыва в Бундестаге НЕ 598 депутатов (299 победителей в округах с добавлением 299 списочников), а 630.

Список vs округ


В Германии оба голоса (или голосования по мажоритарной и пропорциональной системами) на парламентских выборах взаимосвязаны, в отличие от Украины, где мажоритарщиков и партии мы выбираем параллельно и они позже поровну получают места в парламенте. Важно, что немцы не проводят довыборов в случае смерти или потери кандидатом мандата. Преемника выбирают из списка партии в соответствующей земли. Впрочем, такие довыборы могут состояться, если депутат потерял свое место по решению Конституционного суда.

Партийность


Послевоенная избирательная модель Германии с довольно высоким пятипроцентным проходным барьером и смешанной системе голосования (составляющие которой, впрочем, взаимосвязаны) предусматривала, что мелкие или радикальные партии таким образом отсеиваться. Последнее позволило развиться двум заметным политсилам ХДС (с ее баварской ветвью ХСС) и СДПГ.

Кроме того, важным для ФРГ является активное членство в партиях. В ХДС принадлежит почти 0500000 немцев (и это реальные члены и участники политического процесса), примерно столько же граждан в рядах СДПГ. И хотя речь идет о небольших цифры и ученые и политики бьют тревогу, мол, молодежи больше не интересно вступать в привычных партий, это сказывается на голосовании и представительстве в парламенте.

Если проанализировать биографии большинства депутатов Бундестага, то они находятся в своих партиях еще с университетских лет, а то и раньше. Многие поднимался партийными службе, начиная с работы во властных структурах земель и участия в жизни политсилы на месте. Депутаты могут изменять свою партийную принадлежность, однако, не за день или год до следующих выборов. Например, один из создателей международной политики ХДС / ХСС, в том числе и той, что касается Украины, Карл-Георг Велльманн сначала был членом СДПГ, но еще в 1972 году перешел в ХДС, где проявлял активность в молодежном крыле.

user

26 февр. 2015 г.

Читайте также: