Что не входит в обязанности режиссера

Обновлено: 01.07.2024

Основная работа режиссера это работа с актерами. Поиск интересных идей, людей и инвесторов. Работает он от идеи фильма и до выхода своего детища в свет.

Хороший режиссер работает больше всех и гордится своей командой. Команда это и есть его продолжение. Он ее набирает, взращивает и вдохновляет. Режиссеры запомните одно главное правило — если кто-то накосячил в команде, виноваты только ВЫ. Чем раньше вы это поймете, тем лучше вещи сможете делать.

Еще одна очень важная черта характера это умение терпеть отказы и оскорбления. В глазах многих вы очередной торговый агент докучающий своими идеями и всякой х..той.

А пока вы набираете команду, тренируете дух, параллельно развивайте свои творческие знания и умения работать с замыслом.

Составляющие замысла (основы режиссуры):

  • творческая интерпретация сценария;
  • описание персонажей;
  • определение особенностей актерской игры;
  • ритмы и темпы во временном аспекте произведения;
  • пространственное решение (т. н. пространство режиссуры);
  • декоративное и звуковое оформление.

После основ режиссуры начинается большое КИНО в котором присутствуют деньги, бухгалтерия и должностные обязанности.

А мы сейчас возмем и ускорим время, узнаем, что нужно уметь режиссеру еще и разовьем эти качества!

Обязанности режиссера-постановщика

1.1. Режиссер-постановщик относится к категории специалистов.

1.2. На должность режиссера-постановщика:

— первой категории принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы;

— высшей категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы не менее 5 лет в должности режиссера-постановщика первой категории.

1.3. Режиссер-постановщик должен знать:

— Основы законодательства Российской Федерации о культуре, другие федеральные законы по вопросам культуры и искусства;

— постановления Правительства РФ (Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, Положение о театре в Российской Федерации, др.), нормативные правовые акты Министерства культуры РФ, определяющие развитие культуры;

— распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов по вопросам культуры и искусства;

— основы гражданского законодательства (регулирование вопросов авторского права, прав, смежных с авторским правом);

— структуру организации где работает,

— основной состав зрительской аудитории;

— теорию и практику режиссуры и актерского мастерства;

— основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства;

— историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы;

— состояние современного отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств;

— современную и классическую драматургию;

— психологию управления и творческого труда;

— основы социологии искусства, сценической технологии;

— основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств;

— основы трудового законодательства;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда и техники безопасности; производственной санитарии и противопожарной защиты;

1.4. Режиссер-постановщик в своей деятельности руководствуется:

— настоящей должностной инструкцией;

1.6. В период отсутствия режиссера-постановщика (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Функции

2.1. Организация постановочного процесса.

2.2. Обеспечение художественного уровня постановок.

3. Должностные обязанности

Режиссер-постановщик исполняет следующие обязанности:

3.1. Осуществляет выпуск новых и капитально возобновляемых постановок в количестве, определяемом трудовым договором, обеспечивает их художественный уровень.

3.2. Представляет руководству организации исполнительских искусств предложения о составах постановочных групп в осуществляемых им постановках.

3.3. Представляет совместно с художником-постановщиком на утверждение руководству или художественному совету организации эскизы и макеты сценического оформления осуществляемой им постановки.

3.4. Проводит репетиции, руководит работой постановочной группы и работниками художественно-постановочной части, участвующими в репетициях.

3.5. Осуществляет плановые, срочные и экстренные вводы новых исполнителей в поставленные ранее спектакли (представления).

3.6. Обеспечивает соблюдение производственной и творческой дисциплины во время проведения представлений, репетиций, занятий.

3.7. В установленном порядке дежурит на спектаклях (концертах, представлениях).

3.8. Принимает непосредственное участие в организации и проведении мероприятий по повышению профессионального мастерства творческих работников организации, в работе по пропаганде исполнительских искусств, направленной на расширение зрительской аудитории.

4. Права

Режиссер-постановщик имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства учреждения (организации).

4.2. Распоряжаться вверенными ему имуществом и средствами с соблюдением требований, определенных нормативными правовыми актами, учредительными документами.

4.3. Подписывать и визировать оговоренные документы.
4.4. Инициировать и проводить совещания по организационным вопросам.

4.5. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.6. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

4.7. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.

4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.9. Вносить на рассмотрение
представления о приеме, перемещении и увольнении работников; предложения об
их поощрении или о наложении на них взысканий.
4.10. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.

5. Ответственность

5.1. Режиссер-постановщик привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба учреждению (организации) — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

Режиссер-постановщик – это, прежде всего, творческий лидер! Он отвечает за художественную составляющую проекта в кинематографе, на телевидении или в театре. Под руководством режиссёра-постановщика трудятся актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик и другие.

Режиссёр-постановщик может сам являться автором литературной основы (сценария или пьесы), а может брать в работу произведения других авторов. Главное, что именно он, в итоге, отвечает за то, что увидит зритель. Успех или провал далее навсегда будет связан с именем режиссёра-постановщика.

Специализации: игровые или документальные фильмы, театральные спектакли, цирковые программы, музыкальные шоу, массовые мероприятия. Режиссер-постановщик выбирает актёров, работает с ними над ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр.

Какие бывают режиссеры

Режиссер-постановщик

Режиссура и коммерция

Разумеется, все эти приемы прекрасно работают и в коммерческой съёмке, поэтому для создания семейного фильма или рекламы режиссер необходим. Пожалуй, единственное отличие режиссера коммерческих продуктов в том, что он, как правило, умеет работать с заказчиком, деликатно предлагая свое видение и прислушиваясь к чужому.

К примеру, чтобы реклама сработала, она должна цеплять. Съёмка рекламы это точно такой же процесс создания фильма, но сложность в том, что основную мысль нужно уместить в 1-1,5 минуты. Режиссер подскажет, на каких словах и планах нужно точно сделать акцент, поможет с выбором актёров и раскадровкой. Это не то, чем можно пренебречь при создании рекламного ролика, а значит, лучше довериться профессионалу.

В работе над семейным фильмом также требуется организация процесса. В таком фильма задействовано большое количество людей. И нужно не только скоординировать их взаимодействие, но и при монтаже понять, в каком порядке будут рассказаны их истории. Какова будет драматургия фильма, какой будет его атмосфера. Так семейный фильм получится трогательным и запоминающимся.

Нечто среднее – это съёмка блогера, когда необходимо презентовать его деятельность, но также и не забывать, что за этой деятельностью стоит личность. К тому же, в случае с блогерами хорошо бы снимать и в статике, и в динамике, использовать при этом экшн-камеру, и чтобы продукт в итоге не получился негармоничным из-за разности планов и скоростей лучше возложить работу по созданию такого ролика на режиссера.

Режиссер театра

В задачи режиссера театра входит организация и проведение всех мероприятий по постановке спектакля — от работы над текстом пьесы, подбора исполнителей и декораций до постановки произведения, синхронизации действий актеров и их соответствия и сюжетной линии, и художественному замыслу (причем как автору пьесу, так и своему).

Режиссер монтажа

Профессия режиссера монтажа (или киномонтажа) скрывает под собой обычного монтажера, который куски съемки сводит в одно произведение (фильм, телепередачу, рекламный ролик, клип). Конечно, это не обычный техник, который нажимает кнопки на компьютере, а специалист, работающий бок о бок с режиссером, знающий все тонкости и нюансы будущей картины и помимо этого умеющий выполнять все технические функции.

Главная задача режиссера монтажа сделать на выходе то, что ожидает главный режиссер.

Обучение

Для работы режиссером-постановщиком необходимо получить высшее профильное образование.

Обучение в Санкт-Петербурге: Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения.

Обучение в Москве: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Московский городской психолого-педагогический университет, Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова.

Обучение в geekbrains

Share this: Facebook Twitter Google+ Pinterest

Профессия режиссер.

Если разговор заходит о кино, мы все интересуемся кто режиссер, кто играет и о чем. Но знаете ли вы что это за профессия, режиссер? Начнем с того, какими качествами должен обладать человек, который хочет работать в этой профессии. Режиссура предполагает:

  • Хороший организатор
  • Коммуникабельность
  • Разносторонне развитая личность, начитанность, не мешает хорошая физическая подготовка. Режиссер с плохим здоровьем — это беда для всего коллектива.
  • Индивидуальность, не путать с самодурством и неадекватностью.

Это начальный набор для любого человека, который хочет посвятить себя этой профессии. А вот дальше начинается образование.

Невозможно представить себе человека в профессии режиссер, если он не знает основ, сценического мастерства, не имеет понятия о том, как пишется синопсис, разрабатывается сценарий, не умеет и не знает основ монтажа или мизансценирования и т. д.

Это все ремесло, без которого невозможно стать великим художником. А я так думаю, что в этой профессии должны быть только великие, ну на крайний случай выдающиеся))

Почему-то принято считать, что режиссеры, как правило — это неудавшиеся актеры. Это абсолютная чушь. Режиссер не только хороший актер, но и как правило педагог и психолог. Это входит в его профессиональный набор. Я вам все это рассказываю потому, что я сама режиссер и отработала на ТВ не один год. Имею за плечами два высших образования и стала лауреатом Всероссийского конкурса “Моя провинция” (телевизионные программы и документальное кино). Так, что эту профессию я знаю не понаслышке, а изнутри. Современный режиссёр должен разбираться в маркетинге и сейчас этому учат в первую очередь.

Какие направления в режиссуре существуют сегодня:

оператор

  1. Режиссер кино
  2. Театра
  3. Рекламы
  4. Клипмейкер
  5. Телевидения
  6. Сериалов
  7. Массовых праздников и театральных представлений
  8. Предвыборных компаний (движки), это вообще отдельная область в политологии и режиссуре, и так далее

Заканчивая академию рекламы ВГИКа, я и не предполагала, что это только начало. Режиссеры учатся всю жизнь.

В наше время не существует “чистого” направления в режиссуре, как и нет “чистого” жанра. Эклектичность (смешение жанров), зачастую дает совершенно новое направление в искусстве. Но, какой бы вы не занимались режиссурой, вам, придётся всегда работать с музыкой, звуком и изображением.

Особенности профессии

Режиссер – это нечто большее, чем просто постановщик. Он находит общий язык с капризными актерами, способен добиться увеличения бюджета и привлечь публику с помощью нестандартной рекламы. Также он выполняет следующие виды работ:

  • обеспечение беспрерывного постановочного процесса в соответствии со сроками;
  • работа с новыми и старыми постановками, обновление и усовершенствование последних;
  • режиссер осуществляет кастинг актеров, распределяет роли, вносит предложения по обновлению и расширению актерского состава;
  • принимает участие в создании эскизов и макетов оформления будущей постановки, костюмов, декораций, спецэффектов, осуществляя постоянный контроль всех процессов;
  • проводит регулярные репетиции;
  • взаимодействует с персоналом, отвечающим за художественно-постановочную часть.

Режиссер-постановщик может принимать участие в разработке маркетинговых мероприятий, он направляет актеров и других членов творческой команды на курсы, мастер-классы, необходимые для повышения квалификации и общего профессионального уровня. Нередко он вносит корректировки в сценарий, дает советы, касающиеся оформления – несет полную ответственность за постановочный процесс. Режиссер поглощен творчеством, за финансовую сторону и маркетинг чаще всего отвечает продюсер/заказчик.

Существуют режиссеры монтажа, которые собирают отснятую пленку в единый фильм. Постановщики мероприятий взаимодействуют с частными и коммерческими клиентами, отвечая за успешное проведение праздника, презентации, театрализованного представления и т. д. Мэппинг-режиссер отвечает за создание 3D-проекций и лазерных шоу, клипмейкер – за разработку и постановку видеоклипов.

Тема 2. Профессия режиссёра (история возникновения и становления)

Тема 1. Основные категории театральной педагогики

Театральное искусство и театральная педагогика. Принципы и функции театральной педагогики. Основные категории театральной педагогики: развитие творческой личности художника; театральное образование; обучение и воспитание (в специальном и широком смысле). Целостный педагогический процесс – основной фактор всестороннего развития будущего художника. Педагогический потенциал театра. Взаимообусловленность развития театрального коллектива и личности. Требования, предъявляемые к театральному педагогу. Государственные образовательные стандарты в области культуры и искусства.

История и традиции театральной педагогики

Истоки системы К.С. Станиславского. И.В.Самарин, Г.Н.Федотова, А.П.Ленский, А.И.Южин-Сумбатов – продолжатели традиций М.С.Щепкина в актерском искусстве и театральной педагогике. Психологический реализм российских писателей, художников, композиторов (конец 19 – начало 20 века).

Система К.С.Станиславского – основа современной отечественной театральной школы. Цели, принципы, компоненты системы. Ученики и последователи К.С.Станиславского — выдающиеся театральные педагоги Л.А.Сулержицкий, Е.Б.Вахтангов, М.А.Чехов, М.О.Кнебель, А.Д.Попов и др. Известные театральные вузы России. Преемственность и творческий педагогический поиск в современном театральном образовании.

Процесс воспитания и обучения актера

Общие свойства и закономерности педагогического процесса. Взаимосвязь общего и профессионального образования. Единство духовно-этического воспитания и профессионального обучения – основа целостного формирования актера. Внимание и уважение к личности будущего художника.

Критерии актерской одаренности. Содержание воспитания и самовоспитания актера. Принципы и методы артистического воспитания. Формирование и развитие ученического коллектива в театральном учебном заведении.

Цели, структура и содержание процесса обучения актера. Этапы профессионального обучения. Элементы актерской техники. Методы, формы и средства обучения. Особенности теоретического обучения артиста. Психофизический тренинг и этюд в творчестве актера.

Источники и предпосылки педагогического творчества. Сотворчество театрального педагога и учащегося в процессе его подготовки.

Содержание театрального образования за рубежом.

Тема 2. Профессия режиссёра (история возникновения и становления)

Режиссура (regisseur — фр., от латинского rego — управляю) — вид художественного творчества, заключающийся в создании единого, гармонически целого художественного произведения с помощью творческой организации всех элементов сценического искусства.

Режиссер — творческий работник, осуществляющий постановку спектакля (концерта, представления и т.д.) . Режиссер объединяет в едином замысле творческие усилия исполнителей, художника, композитора и других участников постановки. Он является организатором всех работ, связанных с созданием сценического произведения.

В 1898 году открылся Московский Художественный театр (руководители К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко). Режиссер стал творческим работником, отвечающим за художественную целостность сценического произведения. Немирович-Данченко выделил основные функции режиссера:

Режиссер должен обладать незаурядными организаторскими способностями, поскольку организационные проблемы в процессе осуществления массового праздника порой становятся одним из решающих факторов.

Рабочие права и обязанности режиссера

В обязанности режиссера входит координирование всего процесса создания фильма, потому именно он получает награды или терпит полнейший крах в случае провала своей картины. Работа режиссера предполагает полную самоотдачу, поскольку специалист не только тщательно отбирает сценарий, адаптирует его под свое видение и мироощущение, то есть создает режиссерский сценарий, подбирает оптимальный актерский состав, который станет идеальным воплощением тех или иных образов, находит к каждому из них подход.

После окончания съемочного процесса, работа режиссера не заканчивается, поскольку он обязан контролировать монтаж, наложение звука и спецэффектов. Последние часто играют решающую роль в качестве и популярности картины. Только посоле того, как все работы завершены и фильм вышел в прокат, режиссер может считать свою работу выполненной и ждать похвалы или критики со стороны специалистов и рядовых зрителей.

Типичная должностная инструкция режиссера включает права и обязанности, обычно она содержит еще пункт об ответственности сторон контракта. К должностным обязанностям режиссера театра, например, относят разработку репертуара, постановку спектаклей, организацию учебной работы. Составление расходной сметы и плана поступлений денежных средств также зачастую поручают режиссеру.

Вообще, функции режиссера представляют собой набор обязанностей хорошего управляющего, а режиссура как профессия подразумевает соответствующее мышление и отличные организаторские способности

Навыки и знания

Режиссер обязан в идеале реализовывать имеющиеся теоретические знания в сфере режиссуры и актерского мастерства на практике, знать ключевые азы сценического и музыкального оформления, разбираться в канонах драматургии.

Работа режиссером невозможна без знания различных произведений в сфере драматургии и кинематографа, фактов з истории литературы, живописи, театра.

Что делает режиссер и как им стать?

Быть режиссёром – заветная мечта многих молодых людей. Несмотря на то что славу в профессии обретают единицы, выпускники данной специальности всё равно получают уникальную возможность постоянно реализовывать свой творческий потенциал и трудоустраиваться даже в самых неожиданных сферах.

Кто это такой и что делает?

Режиссёром можно назвать руководителя любого творческого коллектива. Описание профессии даёт понимание, что спектр его деятельности крайне широк: он занимается работой со сценарием, руководит деятельностью осветителей и звукорежиссёров и, конечно же, проводит работу с актёром, донося до него, каким именно он должен появиться в кадре. Этот человек также участвует в кастинге и создании эскизов, работает с ракурсами и цветовой гаммой киноленты. Помимо престижной профессии кинорежиссёра, выпускник данной специальности способен стать руководителем театральной, цирковой или любой другой художественной труппы.

В задачи режиссёра могут входить создание клипов, рекламы и видео для блогов, телевизионных программ и новостных сюжетов.


У талантливого специалиста есть возможность проявить себя даже в таких не связанных на первый взгляд с профессией сферах, как создание компьютерных игр или мобильных приложений. Некоторые режиссёры занимаются организацией свадеб и дней рождения, другие руководят оперными труппами, а третьи устраивают концерты. Кстати, наиболее популярным занятием – постановкой фильмов — может заниматься не один режиссёр, а несколько. Помимо главного человека, руководящего всем съёмочным процессом и называющегося режиссёром-постановщиком, на площадке чаще всего присутствует его помощник, именуемый вторым режиссёром.

В принципе, этот специалист может частично отвечать и за продвижение. Режиссёр монтажа создаёт из отдельных плёнок единый фильм, а постановщик мероприятий контролирует качественное проведение праздника. К обязанностям мэппинг-режиссёра относится воплощение в жизнь лазерных шоу и объёмных проекций, а клипмейкер продумывает и реализует постановку музыкальных клипов.



Плюсы и минусы профессии

Одним из главных преимуществ профессии режиссёра является возможность полностью реализовать свой творческий потенциал. Амбициозному и тщеславному человеку придётся по душе возможность поработать с признанными мастерами своего дела и известными специалистами, а также обрести популярность в определённых кругах. Совокупность таланта и работы рано или поздно должна привести к хорошим доходам. Важной составляющей престижной профессии является возможность путешествовать по стране и всему миру, а также знакомиться с большим количеством новых людей.

Кстати, данному специалисту вовсе не обязательно заниматься именно съёмкой фильмов – он может реализовать себя в видеоблогинге, кинокритике и иных смежных занятиях.


Недостатком профессии режиссёра можно назвать довольно сложный путь к успеху. Специализированные учебные заведения каждый год выпускают сотни молодых режиссеров, но лишь единицы в итоге добиваются славы. В результате многие из них вместо того, чтобы блистать на премиях, занимаются организацией праздников, работают в камерных театрах или снимают короткометражки. Нужно добавить, что определённые сложности вызывает даже подготовительный этап — само поступление в вуз. На одно место, как правило, может претендовать более 25 человек.

Эмоциональное перенапряжение и ненормированный график часто приводят не только к творческим кризисам, но и к серьёзным проблемам со здоровьем. Наконец, нужно упомянуть, что довольно сложные условия работы иногда оказываются несовместимыми с семейной жизнью.


Требования

Далеко не каждый человек имеет предрасположенность к тому, чтобы стать режиссёром.

Личные качества

Безусловно, творческое начало – это то, что необходимо любому режиссёру. Важно, чтобы он умел мыслить небанально, находить выход из сложных ситуаций, проявлять внимание к деталям и даже на подготовительном этапе создавать в голове законченную картинку. Человек этот должен быть харизматичным, способным найти общий язык с кем угодно и успешно организовать глобальный рабочий процесс. Безусловно, хороший режиссёр обладает задатками лидера. Ещё важными качествами специалиста являются уникальные стиль и видение мира, энергичность и чувство юмора.

Так как режиссёр является однозначным лидером реализуемого творческого процесса, он должен одновременно и творить, и управлять. Это значит, что в профессию не рекомендуется идти скромным и зажатым людям, боящимся принимать важные решения и не способным раздавать другим указания.

Кстати, для некоторых специалистов настоящей преградой к карьерному росту становится отсутствие готовности брать ответственность за результат. Режиссёру каждый день приходится принимать десяток решений и он должен понимать, что, по сути, он один отвечает за происходящее.


Знания и навыки


Обучение и карьера

Те абитуриенты, которые становятся студентами режиссёрского факультета, обязательно предоставляют результат ЕГЭ по таким предметам, как литература, русский язык, история либо обществознание. Однако гораздо более важным является успешное прохождение творческого испытания и собеседования, практически всегда определяющего вердикт приёмной комиссии.

Окончив университет, есть смысл 2 года постажироваться в качестве ассистента.




После обучения новоявленный режиссёр может начать свою карьеру на киностудиях и в центрах телевещания, в агентствах, занимающихся продюсерской деятельностью, или же разнообразных театрах. Для специалиста такого профиля также возможно сотрудничество с певцами, танцорами и музыкантами, а также деятельность в агентствах по организации мероприятий и крупных холдингах. Безусловно, всегда приветствуется участие в независимых проектах и частное взаимодействие с заказчиками.

Выпускникам рекомендовано ориентироваться на начало карьеры в качестве ассистента или второго режиссёра. Несмотря на меньший оклад, такая профессия позволяет молодому специалисту полностью влиться в творческий процесс и подготовиться к грядущей ответственности.


Сколько зарабатывает?

Заработная плата именитых режиссёров очень высока, но начинать выпускникам придётся с малого. Следует помнить, что максимальную оплату удастся получить, работая в сфере кино, театра и телевидения, причём количество заработанного будет зависеть и от наличия внушительного портфолио, и от собственного таланта, и от полученного образования. В среднем гонорар театрального или циркового режиссёра варьируется от 15 до 40 тысяч рублей, а вот специалист телевидения получает уже от 50 до 70 тысяч рублей. За успешно выполненный кинопроект режиссёр может заработать сумму, начинающуюся от нескольких сотен тысяч рублей.

В России средняя зарплата режиссёра колеблется от 25 до 55 тысяч рублей, а вот в Москве этот показатель начинается с 40 тысяч и заканчивается 120 тысячами рублей.


О том, кто такой режиссер, смотрите в следующем видео.

В кинематографии и театре, главенствующая роль отводится далеко не актерам или продюсерам, а режиссерам. Именно на него возлагается ответственность за конечный результат, и именно по отношению к нему выдвигаются самые высокие требования.

Режиссер

Последние годы отечественный кинематограф переживает стадию возрождения. Обществу регулярно представляют кино-новинки, которые справедливо можно отнести к шедеврам киноиндустрии. В связи с этим увеличивается спрос на людей творческих специальностей, которые будут способны поддержать достигнутый уровень и продолжить развитие искусства.

В кинематографии и театре, главенствующая роль отводится далеко не актерам или продюсерам, а режиссерам. Именно на него возлагается ответственность за конечный результат, и именно по отношению к нему выдвигаются самые высокие требования.

Кто такой режиссер?

Режиссер – это главный человек в любом творческом коллективе. Он работает со сценарием, подготовленным сценаристом, ему подчиняются осветители, актеры, звукорежиссеры – все участники творческой команды. Режиссерами мечтают стать многие ребята, однако успеха в этой профессии добиваются лишь единицы. Самые талантливые режиссеры заняты в съемках кинофильмов, также они могут реализовать свой потенциал в следующих сферах:

  • театральные постановки;
  • цирковые представления;
  • анимационное и короткометражное кино;
  • рекламные ролики;
  • видео для влогов;
  • телевизионные программы, новостные сюжеты и т. д.;
  • клипмейкерство;
  • компьютерные, мобильные, онлайн-игры, а также игры для приставок.


Какие бывают режиссеры

Режиссер-постановщик

Режиссер театра

В задачи режиссера театра входит организация и проведение всех мероприятий по постановке спектакля — от работы над текстом пьесы, подбора исполнителей и декораций до постановки произведения, синхронизации действий актеров и их соответствия и сюжетной линии, и художественному замыслу (причем как автору пьесу, так и своему).

профессия режиссер театра

Режиссер монтажа

Профессия режиссера монтажа (или киномонтажа) скрывает под собой обычного монтажера, который куски съемки сводит в одно произведение (фильм, телепередачу, рекламный ролик, клип). Конечно, это не обычный техник, который нажимает кнопки на компьютере, а специалист, работающий бок о бок с режиссером, знающий все тонкости и нюансы будущей картины и помимо этого умеющий выполнять все технические функции.

Главная задача режиссера монтажа сделать на выходе то, что ожидает главный режиссер.

профессия режиссер монтажа

Особенности профессии

Режиссер – это нечто большее, чем просто постановщик. Он находит общий язык с капризными актерами, способен добиться увеличения бюджета и привлечь публику с помощью нестандартной рекламы. Также он выполняет следующие виды работ:

  • обеспечение беспрерывного постановочного процесса в соответствии со сроками;
  • работа с новыми и старыми постановками, обновление и усовершенствование последних;
  • режиссер осуществляет кастинг актеров, распределяет роли, вносит предложения по обновлению и расширению актерского состава;
  • принимает участие в создании эскизов и макетов оформления будущей постановки, костюмов, декораций, спецэффектов, осуществляя постоянный контроль всех процессов;
  • проводит регулярные репетиции;
  • взаимодействует с персоналом, отвечающим за художественно-постановочную часть.

Режиссер-постановщик может принимать участие в разработке маркетинговых мероприятий, он направляет актеров и других членов творческой команды на курсы, мастер-классы, необходимые для повышения квалификации и общего профессионального уровня. Нередко он вносит корректировки в сценарий, дает советы, касающиеся оформления – несет полную ответственность за постановочный процесс. Режиссер поглощен творчеством, за финансовую сторону и маркетинг чаще всего отвечает продюсер/заказчик.

Существуют режиссеры монтажа, которые собирают отснятую пленку в единый фильм. Постановщики мероприятий взаимодействуют с частными и коммерческими клиентами, отвечая за успешное проведение праздника, презентации, театрализованного представления и т. д. Мэппинг-режиссер отвечает за создание 3D-проекций и лазерных шоу, клипмейкер – за разработку и постановку видеоклипов.

Заработок и профессиональные перспективы

Как и большинство творческих профессий, режиссура не относится к числу востребованных. Устроиться постановщиком в местный дом культуры или в театральную студию несложно, однако на оклад выше 30 тысяч рублей в месяц рассчитывать не стоит. По-настоящему высокие зарплаты и гонорары получают лишь сотрудники телеканалов и режиссеры коммерчески успешных проектов – в частности, популярных фильмов и шоу-программ. В театрах постановщики в среднем зарабатывают меньше, но конкретная сумма зависит от региона и от того, насколько известен режиссер в России и за ее пределами.

Труднее всего в профессии приходится новичкам. Продюсеры стремятся делать ставку на опытных мастеров, поэтому выпускники вузов часто остаются не у дел. Многое решают связи. В то же время не стоит забывать, что режиссер – профессия творческая, и успех в ней немыслим без таланта, который раскрывается только за счет упорного труда. Верно и то, что даже наиболее одаренные выпускники редко становятся постановщиками сразу и начинают карьеру с должности ассистента или, в лучшем случае, второго режиссера. И это нормально, поскольку такая работа погружает молодого специалиста в творческий процесс и готовит к ответственности, которая ляжет на его плечи, когда он станет постановщиком сам.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия режиссер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Полноценное раскрытие творческого потенциала.
  2. Возможность работать с известными продюсерами, актерами и другими специалистами.
  3. Обретение популярности в узких или широких кругах.
  4. Профессия престижная, она связана с эмоциональной отдачей, но не с физической работой.
  5. Возможны многочисленные командировки по России и другим странам в составе творческой группы.
  6. Талантливые режиссеры получают премии, славу и очень высокий доход.
  7. Режиссер может заниматься видеоблогингом, кинокритикой, журналистикой – доступно много смежных сфер.

Минусы

  1. К сожалению, не все режиссеры добиваются успеха и популярности, поэтому многие выпускники профильных вузов работают в маленьких театрах, снимают короткометражки и занимаются постановкой праздников. Эта работа приносит хороший доход, но не удовлетворяет амбиции.
  2. Огромный конкурс в вузах, ведь на место могут претендовать более 20-25 абитуриентов.
  3. Высокое эмоциональное перенапряжение, возможны творческие кризисы.
  4. Ненормированный график работы, высокие требования, которые выдвигаются к качеству постановок.
  5. Длинный карьерный путь, ведь выпускники вуза могут рассчитывать лишь на должность ассистента или помощника режиссера.

История профессии

До появления кино, профессия режиссера относилась к театральной сфере. Во все времена существовали люди, которые ставили пьесы, спектакли и различные шоу. Это могли быть драматурги, актеры или кто-то еще, но именно они были прародителями будущих режиссеров.

Популярность театра, более сложные постановки примерно во второй половине XIX века родили на свет профессию режиссера. Местом ее рождения можно считать Мейнингенский театр, которым руководил Людвиг Кронек.

В кино режиссеры появились почти сразу с его возникновением: в документальном жанре — сами изобретатели кинематографа братья Люмьер, в игровом — Жорж Мельес, в анимационном — Эмиль Рейно.

Со временем это занятие стало разнообразнее, появились не только режиссеры кино и театра, но и режиссеры цирка, организаторы крупных общественных мероприятиях и т.п.

чем занимается режиссер

Обучение на режиссера

Получить образование можно в театральном колледже или вузе, поступить в которые абитуриент сможет после 9 и 11 класса соответственно. В колледжах реализуются следующие смежные направления подготовки:

Колледж – отличный старт, однако для большой режиссуры необходимо высшее образование по следующим направлениям (с разными профилями подготовки):

При поступлении в вуз нужно сдавать ЕГЭ по литературе (этот предмет требуется чаще всего), обществу или истории, а также русскому языку. Абитуриенты в обязательном порядке проходят творческое испытание и собеседование, итоги которых являются решающими для приемной комиссии. После завершения обучения можно продолжить подготовку в форме ассистентуры-стажировки, где необходимо учиться еще 2 года.

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова

Режиссура кино и телевидения (Факультет анимации и мультимедиа ВГИК)

Московский государственный психолого-педагогический университет

Режиссура кино и телевидения (Факультет информационных технологий МГППУ)

Институт современного искусства

Постановка и организация театрализованных представлений и праздников (Режиссерский факультет)

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

Режиссура театрализованных представлений и праздников (Гуманитарный институт РГУФКСМиТ)

Российский университет театрального искусства – ГИТИС

Режиссура театра (Режиссерский факультет)


Востребованность профессии

профессия режиссер описание

Курсы

Высшая школа режиссеров и сценаристов

При образовательном учреждении функционирует большое количество долгосрочных и краткосрочных курсов, адаптированных для слушателей, имеющих разный уровень подготовки. Здесь можно узнать больше о монтаже, истории кино, искусстве операторской и сценарной работы, спецэффектах, документальном или игровом кино – доступны программы на любой вкус. Предусмотрены скидки на обучение и проживание, работает летняя киношкола.

Обязанности режиссера

Перечень и объем конкретных задач и обязанностей режиссера может серьезно различаться в зависимости от направления и специфики деятельности. Например, режиссер кино занимается следующими вещами:

  • пишет или подбирает сценарий;
  • определяет общий художественный стиль картины;
  • подбирает актёров и руководит ими;
  • руководит работой декораторов, художников по костюмам, сценаристов, операторов, монтажеров, ассистентов и других специалистов;
  • руководит процедурой монтажа (иногда участвует в ней).

Для сравнения опишем некоторые функции режиссера телевидения, создающего программы и передачи:

  • создает сценарии;
  • принимает готовые сюжетов и программы;
  • участвует в монтаже телепередач и рекламных видеоматериалов;
  • работает в прямом эфире.

Работа режиссера

Как стать режиссером

Чтобы обрести популярность в своей области, специалисту необходимо уметь распознавать многообещающие идеи и удачные сценарии, правильно назначать дату выхода фильма, улавливать желания зрителей. Он отыскивает деньги, заинтересовывает спонсоров и продюсеров, назначает артистов и съемочный коллектив, возглавляет процесс создания и монтажа картины — такова специфика работы. Для режиссеров телевидения и кино со временем становится все меньше всевозможных препон, потому что перечень обязанностей постоянно расширяется. Сейчас он отличается множеством пунктов, на которые стоит обращать пристальное внимание.

Преимущества профессии режиссер

Большое удовольствие режиссеру доставляет возможность самореализации и воплощения в жизнь его идей, которые, в случае успеха, будут признаны публикой, и он обретет популярность и признание.

Специалисты высокого уровня не нуждаются в поиске работы – она сама их находит. Большинство известных режиссеров очень востребованы и получают большие гонорары, сумма которых обычно не разглашается. Естественно, уровень их зарплаты напрямую зависит и от масштабов проектов, но, в основном, они могут самостоятельно устанавливать размер вознаграждения за свой труд.

Профессия является весьма увлекательной, благодаря тому, что режиссеры очень часто путешествуют и участвуют в различных мероприятиях. Кроме возможности увидеть мир, не менее привлекательным моментом в работе является знакомство с известными людьми и налаживание связей, которые, несомненно, принесут большую пользу.

Стоит ли становиться режиссером

У режиссуры, как и у любой другой профессии, есть преимущества и недостатки. Как и в личностных качествах, здесь будут рассмотрены лишь основные аспекты.

Плюсы профессии


Вы сможете в полной мере раскрыть свой талант

К преимуществам относится:

  1. Перспектива. Учитывая тот факт, что кинематограф развивается и навряд ли исчезнет из жизни людей, существует определенная перспектива карьеры. Технический прогресс позволяет каждому начать снимать картины, не имея в наличии большого бюджета. Качественно сделанная работа дает перспективу для роста и дальнейшей карьеры, но уже с многомиллионным бюджетом, профессиональными актерами и масштабными проектами.
  2. Раскрытие своего потенциала. Да, несмотря на то, что кино является бизнесом – его можно назвать творческим бизнесом. Режиссер, располагая определенными ресурсами, может сделать проект таким, каким его видит он. Не идя на компромиссы и четко следуя своему вкусу, выдать уникальный проект под силу каждому. Раскрытие творческого потенциала для режиссера является не менее важным аспектом, чем для актера.
  3. Престиж и признание. Безусловно, быть известным режиссером – значит иметь определенный статус. Он определяет дальнейшую карьеру, взаимоотношение и мироощущение. Благодаря этому статусу человека приглашают на все кинофестивали, зовут на приемы и обсуждают в информационном поле.

Обязанности

Режиссер-постановщик – это, прежде всего, творческий лидер! Он отвечает за художественную составляющую проекта в кинематографе, на телевидении или в театре. Под руководством режиссёра-постановщика трудятся актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик и другие.

Режиссёр-постановщик может сам являться автором литературной основы (сценария или пьесы), а может брать в работу произведения других авторов. Главное, что именно он, в итоге, отвечает за то, что увидит зритель. Успех или провал далее навсегда будет связан с именем режиссёра-постановщика.

Специализации: игровые или документальные фильмы, театральные спектакли, цирковые программы, музыкальные шоу, массовые мероприятия. Режиссер-постановщик выбирает актёров, работает с ними над ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр.

Навыки и умения режиссера

режиссер особенности профессии

Недостатки профессии режиссер

Режиссер – не только развлечения и громкие вечеринки в честь премьеры, но и тяжелый труд. Эта работа чаще всего не предусматривает нормированного графика и отпуска по расписанию. Нередко режиссеры могут работать до поздней ночи или круглосуточно, пока не достигнут желаемого результата.

Очень часто режиссеры испытывают стресс и находятся в состоянии повышенного психо-эмоционального напряжения, что может крайне негативно отразиться на здоровье. Также не стоит забывать, что основная доля успеха в творческой профессии связана с вдохновением. Подавленность, апатия и стресс, вряд ли приведут к созданию чего-то, стоящего внимания.


Кино это коллективный труд. Но еще это творчество. А творческие люди часто совмещают несколько профессий. Роберт Родригес, Квентин Тарантино, Сильвестр Сталоне, Вуди Аллен все они (как и многие другие) универсальные специалисты. И режиссеры, и сценаристы, и актеры, и монтажеры…

Но ориентируясь на интервью таких талантов, начинающий специалист может запутаться: какие задачи выполняет каждый специалист? Что входит в круг обязанностей режиссера? А где кончается компетенция сценариста?

Именно об этом мы и решили поговорить.

Обязанности и компетенции сценариста

Главная задача сценариста – это придумать и рассказать хорошую историю. Это автор очерчивает границы мира, создает персонажей и решает, как именно они будут действовать.

На ответственности сценариста проработка диалогов, общее описание локаций

Записанная история превращается в сценарий – технический документ, описывающий получившийся сюжет таким образом, чтобы его мог представить каждый читатель.

Когда сценарий готов и утвержден – основная работа сценариста завершена.

Бывает так, что сценарист даже не участвует непосредственно в съемке фильма или сериала.

Но сценарист не руководит съемками. У него только совещательный голос. Управляет съемкой режиссер.

Обязанности и компетенции режиссера

Режиссер – человек ответственный за воплощение сценария на экране. Именно режиссер переносит историю написанную буквами в аудио-визуальные образы. По сути, на режиссере замыкаются все творческие процессы с момента, когда сценарист передал ему свой текст и до момента, когда кино уже полностью готово и его можно рассылать по кинотеатрам или телеканалам.

Получив на руки готовый драфт, первое, что делает режиссер, это продумывает до мелочей каждую сцену. И на основе своих мыслей он создает режиссерский сценарий – экспликацию. Этот документ обычно в три-пять раз толще исходного текста.

Если сценаристов учат убирать из текста детали и украшения, не влияющие на сюжет и не имеющие под собой драматургического значения, то у режиссера задача обратная. В экспликации есть пометки буквально по всем. Какая музыка, в каких моментах должна играть, какое настроение должна передать сцена, какую цветовую палитру нужно использовать, как будет двигаться камера, какие мезансцены будут в том, или ином фрагменте.

Чем тщательней все продумает режиссер, тем качественней на выходе может получиться картина (при условии, что все получится реализовать, конечно).

В подготовке к съемкам режиссер тоже имеет значительный вес. Он одобряет актеров, локации, костюмы. Иногда в этот процесс могут вмешиваться продюсеры или заказчик, но в основном все решения на режиссере.

Ну, а дальше идут съемки. Ими опять же руководит режиссер. На площадке он главный. Он контролирует съемочную группу, одобряет или поправляет работу актеров, решает все возникающие по ходу вопросы, а также следит, чтобы все на площадки жили в едином ритме.

И даже после съемок, на пост продакшене, режиссер все еще не может отдохнуть. Он принимает участие в монтаже, в озвучке и в создании спецэффектов.

В целом режиссера можно сравнить с начальником конструкторского бюро, который получив первоначальный чертеж самолета должен сделать все чтобы этот рисунок в итоге взлетел и не разбился.

Как стать сценаристом?

Чтобы стать сценаристом, нужно научиться писать хорошие сценарии. А для этого нужно изучить профессию, как с теоретической, так и с практической части.

Это можно сделать методом проб и ошибок. Можно самостоятельно изучить лежащую в огромном количестве в открытом доступе информацию по драматургии. А можно пойти, куда-либо учиться.

Сегодня количество всевозможных учебных заведений в России готовящих сценаристов растет бешенными темпами. Среди предложений есть и высшие учебные заведения, и курсы длиной в несколько месяцев и даже короткие интенсивы. Есть как очные, так и олнайн школы. Так что выбрать есть из чего.

Ну и разумеется на протяжении всего времени обучения надо все время что-либо писать. Писать много. Не думая о том понравится это кому-нибудь или нет. Не надеясь сразу продать черновики и разбогатеть. Просто писать и писать, тренируя свои авторские навыки. В противном случае никакое знание драматургии вам не поможет.

Ну, а если вы уже уверены в своих силах и у вас на руках уже есть несколько сценариев, которые не стыдно показать людям, то возникает следующий вопрос: как войти в индустрию. На самом деле есть несколько способов:

  • Рассылка заявок по продакшенам и заказчикам
  • Участие в сценарных конкурсах
  • Участие в открытых питчингах
  • Бесплатная раздача сценариев короткометражек начинающим режиссерам
  • Прославиться через КВН, стендап, блоги на ютубе, ТикТоке или Инстаграме и тд.
  • Попробовать встретиться с продюсерами лично

Каждый из этих способов имеет свои преимущества, недостатки и сложности. Но мы уже раскрывали эту тему подробно в одном из предыдущих материалов.

Как стать режиссёром?

Единственный вариант, как такое все же можно провернуть, это прийти работать на кино- или теле- производство на какую-то другую специальность, например оператором, а потом постепенно дорасти до режиссера.

Для выполнения работы режиссера человек должен быть очень разносторонне развит. Нужно знать и понимать хотя бы на начальном уровне, как работают все остальные участники съемочного процесса. А чтобы это изучить нужно время. А потому краткосрочные курсы режиссеров кино и телевидения не пользуются популярностью. Востребованными остаются школы, где обучение длится хотя бы пару лет.

Как и сценаристике, режиссуре нельзя научиться по теории. Чтобы получить реальный навык нужно снять хотя бы несколько работ.

Обычно в качестве выпускного задания в учебных заведениях режиссерам поручают снять короткометражку, которая и ложится в основу его будущего портфолио.

Но редко кто получает работу сразу же после первой работы. Так что и режиссерам часто приходится попотеть, чтобы войти в индустрию.

Есть три основных способа:

  • Продолжать снимать короткометражки и рассылать их по фестивалям
  • Заняться для начала съемками музыкальных клипов или рекламы
  • Устроиться в продакшен вторым режиссером или помощником

Лучшие сценаристы мира по версии самих сценаристов

Несколько лет назад журнал Vulture провел опрос среди американских авторов: кто по их мнению лучшие сценаристы всех времен и народов. В итоге получился топ из 100 имен.

Первая десятка этого списка выглядит вот так:

Лучшие режиссеры мира

Топы режиссеров составляются постоянно и все они очень субъективны. Но изучить сразу несколько таких подборок, можно увидеть, что часть фамилий постоянно повторяется. И на основании этих упоминаний уже можно сделать вывод, что к числу лучших режиссеров мира относятся:

Читайте также: