Какие требования предъявляются к водителям для обеспечения транспортной безопасности

Обновлено: 03.07.2024

Следует разделять понятия ОТИ и транспортного средства. К первому относятся различные здания и сооружения, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса. Закон не содержит определение таких объектов, а включает их исчерпывающий перечень (п. 5 ст. 1).

Обязанность по обеспечению транспортной безопасности ОТИ возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (лица, являющиеся собственниками

ОТИ или использующие их на ином законном основании) и перевозчиков (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж из пункта отправления в пункт назначения).

Требования по обеспечению транспортной безопасности утверждаются Правительством Российской Федерации применительно к отдельным видам объектов: воздушного, железнодорожного, автомобильного, внеуличного, электрического, морского, речного транспорта, к объектам дорожного хозяйства, к объектам на этапе строительства и проектирования, к объектам, расположенным на территориях, прилегающих к объектам транспорта.

Порядок реализации указанных требований зависит от того, к какому виду относится ОТИ: подлежащие и не подлежащие категорированию.

В 2020 году на владельцев ОТИ, не подлежащих категорированию, возложена обязанность по исполнению требований обеспечения транспортной безопасности, однако ряд соответствующих правовых актов Правительства Российской Федерации, конкретно их определяющих, вступили (вступят) в силу лишь в 2021 году (апрель — ОТИ автомобильного и железнодорожного транспорта, июнь — ОТИ дорожного хозяйства).

В отношении данных объектов в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности разрабатываются и утверждаются паспорта безопасности, экземпляры которых направляются в компетентный орган (Росавтодор, Росавиация и т.д.) в течение семи дней с момента утверждения.

Началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности предшествует проведение обследования объекта, а также изучение реализуемых на нем мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения являются приложением к паспорту.

В настоящее время в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств включаются, в том числе и ОТИ, не подлежащие категорированию.

Согласно ст. 12 Закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (федеральные агентства, подведомственные Минтрансу России) полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра.

В отношении остальных ОТИ (категорированные объекты) на основании результатов оценки уязвимости разрабатываются планы обеспечения транспортной безопасности. Планы по-прежнему утверждаются компетентными органами после направления их субъектами транспортной инфраструктуры на утверждение в течение З месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и их сроки определяются соответствующим планом.

Требования по обеспечению транспортной безопасности категорируемых ОТИ также претерпели изменения.

Меры, содержащиеся в утвержденных планах обеспечения транспортной безопасности ранее категорированных ОТИ, но не подлежащих категорированию в настоящее время, реализуются субъектами транспортной инфраструктуры до получения уведомления о приеме компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности.

Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности предусмотрена ст.ст. 11.15.1, 11.15.2, 19.7.5, 19.7.9 КоАП РФ и 263.1 УК РФ.

Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, не подлежащих категорированию

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 октября 2020 г. № 1639

МОСКВА

Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, не подлежащих категорированию

В соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, не подлежащих категорированию.

2. Министерству транспорта Российской Федерации доложить в Правительство Российской Федерации до 15 октября 2021 г. о результатах анализа практики применения настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 8 октября 2020 г. № 1639

ТРЕБОВАНИЯпо обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, не подлежащих категорированию

1. Настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию (далее соответственно - Закон, объекты транспортной инфраструктуры).

2. Настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

3. Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры при уровне безопасности № 1 или 2 обязаны:

1) назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;

2) назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности объекта (группы объектов) транспортной инфраструктуры;

3) провести обследование объекта транспортной инфраструктуры, а также изучение реализуемых на нем мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом положений настоящего документа;

5) разработать и утвердить организационно-распорядительные документы, прилагаемые к паспорту объекта транспортной инфраструктуры;

6) представить в Федеральное дорожное агентство полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Закона;

7) в случае, если на объекте транспортной инфраструктуры осуществляется посадка (высадка) пассажиров, перевозка которых осуществляется перевозчиками иностранных государств, выполняющими автомобильные перевозки из пункта отправления в пункт назначения, которые расположены на территории Российской Федерации, перевозки в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации, образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

8) обеспечить обращение со сведениями, содержащимися в паспорте объекта транспортной инфраструктуры, в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 5 Закона;

9) установить конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры по границе территории объекта транспортной инфраструктуры;

10) не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, в отношении которых выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие положениям, предусмотренным частью 1 статьи 10 Закона;

11) информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете:

прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности или их части вне установленных мест прохода (перемещения);

проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий;

12) проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации мероприятий, предусмотренных паспортом объекта транспортной инфраструктуры, с периодичностью не реже одного раза в 2 года;

13) незамедлительно информировать Федеральное дорожное агентство о передаче права собственности на объект транспортной инфраструктуры или передаче права его использования на ином законном основании, а также о планируемых изменениях конструктивных или технических элементов, технологических процессов на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению утвержденного паспорта объекта транспортной инфраструктуры;

14) при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, изменении конструктивных или технических элементов, технологических процессов на объекте транспортной инфраструктуры, влияющих на принимаемые меры и информацию, содержащиеся в паспорте объекта транспортной инфраструктуры, обеспечить внесение изменений (дополнений) в паспорт объекта транспортной инфраструктуры в части произошедших изменений, его переутверждение и направление в Федеральное дорожное агентство в течение одного месяца со дня возникновения таких изменений (дополнений);

при переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании обеспечить разработку паспорта объекта транспортной инфраструктуры и его представление в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение одного месяца со дня возникновения таких изменений. Ранее утвержденный паспорт объекта транспортной инфраструктуры аннулировать с незамедлительным направлением в Федеральное дорожное агентство информации об аннулировании с указанием причин;

15) незамедлительно информировать Федеральное дорожное агентство и уполномоченные подразделения органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел, а также Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об угрозах совершения и (или) совершении акта незаконного вмешательства в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации;

16) незамедлительно объявить (установить) или отменить уровень безопасности объекта транспортной инфраструктуры на основании решения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства;

17) обеспечить незамедлительное информирование уполномоченных представителей подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации о распознанном оружии, боеприпасах, патронах к оружию, взрывчатых веществах и взрывных устройствах, ядовитых или радиоактивных веществах в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 122 Закона, для принятия мер реагирования в соответствии с компетенцией уполномоченных подразделений.

4. Субъект транспортной инфраструктуры при уровне безопасности № 3 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего документа, обязан на основании решения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лица, ответственного за обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов), прекратить функционирование объекта транспортной инфраструктуры.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕк требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающим уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, не подлежащих категорированию

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901; N 30 (ч. I), ст. 4569, 4590; 2013, N 30 (ч. I), ст. 4041, 4058; 2014, N 6, ст. 566) приказываю:

Утвердить прилагаемые Требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта.

приказом Минтранса России
от _________ N __________

ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ, ЛИЧНОСТНЫМ (ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ) КАЧЕСТВАМ,
УРОВНЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ СИЛ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ВКЛЮЧАЯ ОСОБЕННОСТИ
ПРОВЕРКИ СООТВЕТСТВИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ СИЛ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЛИЧНОСТНЫХ
(ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ) КАЧЕСТВ, УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО
К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ТРАНСПОРТА
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минтранса России от 01.08.2016 N 220)

1. Требования к знаниям, умениям навыкам сил обеспечения транспортной безопасности приведены в приложении N 1 к настоящим Требованиям к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности (далее - ОТБ), личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ применительно к отдельным видам транспорта (далее - Требования).

2. Проверка соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ (далее - аттестуемые лица) осуществляется с использованием перечней вопросов, разрабатываемых постоянно действующими комиссиями, созданными при центральных аппаратах компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности (далее - комиссии, компетентные органы), подлежащих применению органами аттестации, аттестующими организациями. Перечни вопросов разрабатываются комиссиями с учетом требований к знаниям, умениям, навыкам сил ОТБ (приложение N 1 к настоящим Требованиям), а также особенностей обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) по видам транспорта, ОТИ дорожного хозяйства, метрополитенов.

4. В ходе проверки знаний, умений, навыков аттестуемому лицу необходимо:
ответить на три тематических вопроса и решить две практические задачи, содержащиеся в билетах;

пройти письменный (компьютерный) тест, содержащий не менее 50 вопросов с четырьмя и более многовариантными ответами.

5. Вопросы и практические задачи для одной категории аттестуемых лиц имеют равный уровень сложности. Предлагаемые аттестуемым лицам вопросы в виде тестов имеют один однозначно определяемый правильный ответ.

6. Проверка знаний, умений, навыков проводится с использованием компьютерного тестирования и тренажеров. Протокол результатов проверки знаний, умений, навыков формируется непосредственно после проведения проверки.

7. Обновление перечня вопросов осуществляется комиссиями не реже одного раза в год и не менее чем на 10 процентов, а также при внесении изменений в законодательство Российской Федерации о транспортной безопасности.

9. Оценка знаний, умений, навыков аттестуемых лиц проводится в следующем порядке:
за каждый правильный ответ на вопрос в форме теста аттестуемое лицо получает 1 балл, за неправильный ответ или отсутствие ответа 0 баллов;

за каждый ответ на тематический вопрос аттестуемое лицо получает 10 либо 5, либо 0 баллов в зависимости от ответа аттестуемого лица на вопрос;

за решение одной практической задачи аттестуемое лицо получает 20 либо 10, либо 0 баллов в зависимости от решения аттестуемым лицом практической задачи.

10. Знания, умения, навыки аттестуемого лица, получившего суммарно менее 85 баллов, считаются не соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.

(в ред. Приказа Минтранса России от 01.08.2016 N 220)

11. Требования к личностным (психофизиологическим) качествам отдельных категорий сил ОТБ, включающие качества, необходимые для достижения приемлемых показателей в конкретной профессиональной деятельности (профессионально важные качества), а также направленные на исключение факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения приведены в приложении N 2 к настоящим Требованиям.

12. Особенности проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности:

1) проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности проводится посредством психофизиологического обследования аттестуемых лиц;

2) специалист, проводящий психофизиологическое обследование, регистрирует аттестуемое лицо в журнале регистрации психофизиологических обследований;

(в ред. Приказа Минтранса России от 01.08.2016 N 220)

3) психофизиологическое обследование проводится в добровольном порядке;

4) аттестуемым лицам заблаговременно сообщаются дата, время и место его проведения;

5) процесс психофизиологического обследования включает в себя:

подготовительную стадию (регистрацию кандидатов, анализ документов, представленных аттестуемым лицом, вводный инструктаж, оформление учетной документации);

психодиагностическое тестирование (далее - тестирование);

завершающую стадию (описание и анализ результатов обследования, оформление документации);

6) психофизиологическое обследование проводится как в составе группы (не менее 10 человек одновременно), так и индивидуально с каждым аттестуемым лицом;

(в ред. Приказа Минтранса России от 01.08.2016 N 220)

7) для психофизиологического обследования применяются технические средства инструментального измерения и обработки результатов психологического тестирования;

8) при психофизиологическом обследовании аттестуемых лиц устанавливается уровень развития индивидуальных личностных (психофизиологических) качеств, необходимых для достижения приемлемых показателей в конкретной профессиональной деятельности (профессионально важных качеств), склонность к данному виду деятельности, а также выявляются факторы риска девиантного (общественно опасного) поведения;

9) измерение и оценка профессионально важных качеств аттестуемого лица, а также выявление факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения осуществляется с применением методик, соответствующих научно обоснованным требованиям к ним по критериям надежности, достоверности и стандартизированности на основе профессиональной адаптации. В процессе тестирования применяются только комплексы психодиагностических тестов, соответствующие целям освидетельствования;

10) на основе анализа информации, полученной в процессе психофизиологического обследования, лицом, проводившим обследование, оформляется заключение;

11) по результатам психофизиологического обследования выносится одно из следующих решений:

"Допускается" (относимые к этой категории аттестуемые лица полностью соответствуют требованиям к отдельным категориям сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности);

"Не допускается" (относимые к этой категории аттестуемые лица не соответствуют требованиям к отдельным категориям сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности);

12) при необходимости в случаях затруднения в оценке результатов психофизиологического обследования либо оспаривания выводов, содержащихся в заключении о профессиональной пригодности, протокол с пояснительной запиской, отражающей суть затруднений или разногласий, направляется на рассмотрение руководителя органа аттестации. Если по результатам рассмотрения материалов выявляются нарушения установленных требований, уполномоченным лицом органа аттестации принимается решение об отмене заключения о профессиональной пригодности и назначается новое обследование;

13) методики проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, в том числе критерии оценки результатов обследования, направленного на изучение и выявление личностных (психофизиологических) качеств аттестуемых лиц, разрабатываются комиссиями, созданными при компетентных органах и определяются компетентными органами применительно к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам по видам транспорта.

(в ред. Приказа Минтранса России от 01.08.2016 N 220)

13. Требования к уровню физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ приведены в приложении N 3 к настоящим Требованиям.

14. Особенности проверки соответствия уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности:

1) физические упражнения, указанные в приложении N 3 к настоящим Требованиям, назначаются для проверки уровня физической подготовки работников, включенных в состав группы быстрого реагирования, работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;

2) для выполнения физического упражнения дается одна попытка. Выполнение физических упражнений в целях улучшения результата не допускается;

3) в ходе проверки физические упражнения выполняются в следующей последовательности: упражнения на быстроту, силовые упражнения.

Все физические упражнения выполняются в течение одного дня.

4) проверка физической подготовки проводится в спортивной форме одежды;

5) аттестуемое лицо, не выполнившее в соответствии с нормативом одно из упражнений, указанных в приложении N 3 к настоящим Требованиям, оценивается "неудовлетворительно". Уровень физической подготовки данного лица считается не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности;

6) физические упражнения проводятся на открытом воздухе или в закрытом помещении (спортивный зал) при температуре не ниже минус 10 °C, не выше плюс 35 °C.

— Разместил/а 21 августа 2014, 13:25, отредактировано 07 апреля 2018, 18:16

В соответствии с приказом Минтранса России от 15 января 2014 года № 7, для безопасной работы водителей, руководителю организации необходимо:

  • запланировать и провести ряд обязательных мероприятий;
  • обеспечить профессиональную компетентность и профессиональную пригодность ра-ботников;
  • обеспечить соответствие транспортных средств требованиям законодательства РФ о техническом регулировании;
    • проводить анализ по результатам дорожно-транспортных происшествий;
    • обеспечить безопасные условия перевозок;

    Обязательные мероприяти для предприятий, которые используют автомобильный транспорт

    Все предприятия, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом должны ежегодно планировать и проводить мероприятия по подготовке водителей к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.

    Мероприятия по подготовке работников к безопасной работе

    Мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации

    1. Профессиональный отбор и профессиональная подготовка работников, которые замещают должности, перечисленные в разделе I перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16, и иных работников, которые непосредственно связаны с движением транспортных средств.

    2. Подготовка работников в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями.

    3. Стажировка водителей при переводе на новый маршрут, новый тип (модель) транспортного средства.

    4. Инструктаж водителей по БДД.

    5. Обязательные медосмотры водителей.

    6. Мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

    7. Соблюдение режима труда и отдыха водителей и соответствующий контроль

    1. Проверка соответствия транспортных средств по назначению и конструкции техническим требованиям.

    2. Проверка наличия действующих разрешительных документов:

    • свидетельство о регистрации транспортного средства;
    • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
    • лицензия на осуществление пассажирских перевозок;
    • путевой лист;
    • иные документы.

    3. Поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя транспортного средства.

    4. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в порядке и объемах, соответствующих технической и эксплуатационной документации.

    5. Ежедневный технический контроль транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки с отметкой в путевом листе.

    6. Хранение транспортных средств с исключением доступа к ним посторонних лиц и самовольного использования водителями

    Как обеспечить профкомпетентность и профпригодность сотрудников

    На предприятии, которое эксплуатирует транспортные средства, необходимо назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

    Требования к квалификации ответственного за БДД:

    • диплом о высшем образовании по направлению подготовки, которая входит в группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и аттестация;
    • диплом о любом другом высшем образовании, диплом о профессиональной переподготовке по квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и аттестация.

    Стаж работы для ответственного за БДД не требуется.

    Чтобы обеспечить профпригодность и профкомпетентность водителей:

    • проводите профотбор и профподготовку;
    • контролируйте здоровье и режим работы;
    • проводите инструктажи.

    Профотбор и профподготовка

    Проверить у соискателя, который претендует на профессию водителя:

    • водительское удостоверение соответствующей категории (ст. 25 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);
      • справку о прохождении медосмотра (ст. 213 ТК РФ);
      • квалификацию;
      • стаж работы.

      Требования к квалификации и стажу работы см. в приказе Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287.

      После профессионального отбора в необходимых случаях провести стажировку водителей. Водители проходят стажировку:

      • при приеме на работу после окончания учебы;
      • после перерыва в работе водителем более одного года;
      • при приеме или переводе на горные маршруты;
      • при приеме или переводе на новый для водителя тип транспортного средства или новый маршрут перевозки пассажиров.

      Стажировку проводит работодатель. Он самостоятельно определяет количество часов и содержание стажировки. По возможности проводить стажировку на транспортном средстве того же типа и модели и на том же маршруте, на котором сотрудник будет в дальнейшем самостоятельно работать.

      Стажировка состоит из инструктажа и практики. Ее проводят под руководством и контролем водителя-наставника.

      В ходе инструктажа водитель получает информацию о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Ее цель – подтвердить, что умения водителя соответствуют квалификационным требованиям и он сможет самостоятельно управлять конкретным транспортным средством.

      В практику включите управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования должно включать движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

      Водителя-наставника для водителя назначают из других сотрудников-водителей:

      без дорожно-транспортных происшествий по вине этого водителя;

      со стажем работы на соответствующем транспортном средстве:

      • при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле – не менее трех лет;
      • при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе – не менее пяти лет.

      По итогам стажировки необходимо оформить стажировочный лист. Форма документа произвольная, при этом в нем обязательно отразить:

      • номер стажировочного листа;
      • Ф. И. О. водителя-стажера;
      • сведения о транспортном средстве, на котором проходила практическая часть стажировки: тип, марка, модель транспортного средства;
        • Ф. И. О. водителя-наставника;
        • дату, время прохождения и количество часов стажировки;
        • замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
        • заключение о допуске стажера к самостоятельной работе от специалиста, ответственного за БДД.

        Необходимо вести документальный учет всех стажировок каждого водителя.

        Об этом говорится в пунктах 13–22 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 11 марта 2016 г. № 59.

        Контроль здоровья и режима работы водителей

        Проводить обязательные медосмотры водителей.

        Направлять водителя на внеочередной медосмотр, если выявите признаки ухудшения здоровья водителя, которые угрожают безопасности движения.

        Обеспечить документальный учет и анализ результатов всех медосмотров водителей, чтобы выявить сотрудников, которые склоны:

        • к злоупотреблению алкоголя;
        • употреблению наркотиков;
        • хроническим заболевания, влияющим на выполнение трудовой функции.

        Обеспечить контроль соблюдения режима рабочего времени и времени отдыха водителей по законодательству РФ (положение, утвержденное приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15).

        Это следует из пунктов 10–15 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7.

        Как обеспечить безопасность эксплуатации транспортных средств

        Чтобы обеспечить безопасность транспортных средств, которые используют для перевозок пассажиров и грузов:

        • использовать транспортные средства, которые допущены к эксплуатации;
        • обеспечить защиту от актов незаконного вмешательства (см. Порядок, утвержденный приказом Минтранса России от 11.02.2010 г. № 34, перечень, утвержденный приказом Минтранса России от 5.03.2010 г. № 52/112/134);
        • проводить предрейсовый контроль технического состояния и не допускать на линию транспортные средства, которые не прошли контроль;
          • обеспечить техобслуживание и ремонт в соответствии с предписаниями изготовителя;

          Внимание: не допускать к перевозкам пассажиров и грузов транспортное средство, которое не соответствует требованиям безопасности, установленным Основными положениями , утвержденными постановлением Совета министров – Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 .

          Допустить транспортное средство к перевозкам после устранения несоответствий и повторного контроля технического состояния.

          Кроме того, необходимо применять специальные правила, чтобы обеспечить безопасные условия:

          • перевозок грузов;
          • организации регулярных перевозок пассажиров;
          • организации и осуществления перевозок пассажиров по заказам;
          • организации и осуществления перевозок пассажиров легковым такси;
          • перевозок пассажиров и грузов в особых условиях.

          Как провести анализ причин и условий, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия

          В случае дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) с транспортным средством предприятия необходимо провести анализ причин и условий, которые способствовали возникновению ДТП. Результаты анализа оформить документально и хранить не менее трех лет.

          При анализе установить информацию по водителю, который попал в ДТП, по транспортному средству и по должностным лицам предприятия, ответственным за безопасную эксплуатацию транспортных средств.

          В отношении водителя:

          1. Ф. И. О., общий стаж вождения, стаж работы у работодателя и на транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях – участниках ДТП;
          2. прохождение медосвидетельствования на опьянение. Если водитель был пьян – обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения;
          3. соблюдение режима труда и отдыха в период, который предшествовал ДТП;
          4. соблюдение правил дорожного движения и Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;
          5. наличие административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года
            1. наличие взысканий в течение года;
            2. повышение квалификации и профмастерства;
            3. соблюдение условий стажировки.

            В отношении транспортного средства:

            1. модель транспортного средства;
            2. государственный регистрационный знак;
            3. право- или леворульное управление;
            4. неисправности в момент ДТП;
            5. диагностическую карту, которая подтверждает прохождение ТО;
            6. периодичность и сроки последнего техобслуживания, лицо, ответственное за проведение;
              1. соблюдение межсервисного пробега;
              2. наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техобслуживании;
              3. письменные обращения водителя к работодателю о неисправностях транспортного средства.

              В отношении должностных лиц:

              1. Ф. И. О. лица, которое проводило предрейсовый контроль техсостояния транспортного средства, соответствие квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка предрейсового контроля;
              2. Ф. И. О. лица, который проводил инструктаж водителей, соответствие квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение правил проведения инструктажа;
              3. Ф. И. О. лица, которое проводило предрейсовый медосмотр, соответствие квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение правил проведения медосмотра;
              4. соблюдение законодательства РФ по безопасности дорожного движения и Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;
              5. меры, которые применял работодатель к водителям с административными правонарушениями в области дорожного движения.

              Это следует из пункта 6 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;

              Правила которые необходимо выполнять водителю по безопасному вождению в неблагоприятных погодных условиях.

              Перед выездом на линию водителю необходимо пройти предрейсовый медосмотр и проверить, что транспортное средство прошло предрейсовый технический контроль. Убедиться в наличии исправного запасного колеса, аптечки первой помощи, домкрата, инструментов и приспособлений на случай шиномонтажных работ в полевых условиях.

              Во время движения двери транспортного средства должны быть закрыты.

              В случае снегопада, гололеда, тумана, ливня снижайте скорость до 50 км/ч. При необходимости остановить транспортное средство.

              В случаи ослепления встречной машиной светом необходимо включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

              Остановка запрещена на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги, если видимость дороги менее 100 м. в одном направлении.

              При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также при ослеплении водителя светом фар включить аварийную сигнализацию.

              Перед выходом из машины проследить, что ручной стояночный тормоз включен, под колеса установлены противооткатные упоры, выключить зажигание и замкнуть машину.

              В условиях видимости менее 100 метров запрещены :

              – движение задним ходом;

              Не допускается движение :

              – при негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в условиях недостаточной видимости;

              – не действующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

              При невозможности определенияь наличия покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т. п.), а знаков приоритета нет, необходимо применять правила дорожного движения для второстепенной дороги.

              В условиях недостаточной видимости включайте :

              – фары дальнего или ближнего света;

              – габаритные огни – на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах.

              При остановке и стоянке в условиях недостаточной видимости необходимо включать габаритные огни, фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

              На скользких участках дороги :

              – применяется торможение двигателем либо комбинируется его с резкими и кратковременными, по два–три раза, нажатиями педали тормоза. Таким образом снижается скорость автомобиля, не теряя управления;

              – избегать резких маневров и поворотов руля. Это приведет к блокировке колес и потере управления автомобилем.

              Если заметили водителей, нарушающих правила дорожного движения, уступите им дорогу.

              Если произошло ДТП или поломка и необходимо остановиться в неустановленном месте, где остановка запрещена, кроме аварийной сигнализации, устанавливается аварийный знак. Если поломка произошла на трассе или в поле, расстояние от машины должно быть не менее 30 м. Если поломка произошла в населенном пункте, знак выставляется на расстояние не менее 15 м. от машины.

              Если водитель почувствовал утомление и сонливость, необходимо остановиться и отдохнуть. Если утомление и сонливость не прошли, связаться с непосредственным руководителем и сообщить ему об этом. Далее выполнить распоряжение руководителя.

              При буксировке на гибкой сцепке расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами должно быть в пределах 4–6 метров, а при буксировке на жесткой сцепке – не более 4 метров. При гололеде буксировка на гибкой сцепке запрещена !

              При устранении неисправностей в пути использовать рукавицы.

              При заправке АТС топливом брать заправочные пистолеты в рукавицах. Соблюдать осторожность, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

              При работе в зимнее время :

              – не выезжать в рейс в транспортном средстве с неисправными устройствами для обогрева салона и кабины;

              – не прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц;

              – не подогревать двигатель открытым пламенем;

              – не перевозить пассажиров в открытом кузове.

              Административная ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей

              Читайте также: