Какое событие произошло позже других принятие декларации о суверенитете грузии эстонии литвы

Обновлено: 31.05.2024

Ровно 30 лет назад - 16 ноября 1988 года - Верховный Совет Эстонской ССР первым в Союзе принял Декларацию о государственном суверенитете Эстонии. Начался "парад суверенитетов", закончившийся распадом СССР.

Декларация о суверенитете провозглашала Верховных совет ЭССР носителем верховной власти в республике и ставила его законодательные акты выше законов СССР. Это стало одним из шагов к восстановлению независимости.

Дата принятия декларации не случайна. В октябре 1988 года в центральной прессе был опубликован проект поправок в конституцию СССР. В прибалтийских республиках этот законопроект был воспринят как покушение на их права и усиление власти союзного центра. В преамбуле декларации прямо говорилось об этом: "Верховный Совет Эстонской ССР выражает несогласие с теми вынесенными Президиумом Верховного Совета СССР на всенародное обсуждение изменениями и дополнениями Конституции СССР, которые исключают конституционное право Эстонской ССР на самоопределение."

Опубликованный проект предусматривал съезд народных депутатов, который мог бы вносить изменения в Конституцию СССР, создал бы возможность упрощения процесса отмены статей, гарантирующих суверенитет республик. Также проектом был предусмотрен комитет СССР по конституционному надзору, которому было бы предоставлено право на отмену принятых союзными республиками правовых актов.

Рассмотрение этого проекта было намечено на ближайшей сессии ВС СССР - 27 ноября.

Во время встречи представителей Саюдиса, Народных Фронтов Латвии и Эстонии, состоявшейся в Риге 8 ноября, было постановлено, что вступление в законную силу проекта изменений и дополнений в Конституцию СССР создало бы централизованное унитарное государство и отменило бы право союзных республик на государственный суверенитет. Также было принято решение о сборе подписей против поправок в Конституцию СССР.

В течение короткого срока (9–20 ноября) в Литве было собрано 1,8 млн подписей, которые 24 ноября доверенные лица Совета Сейма Саюдиса поездом отвезли в Москву и 25 ноября вручили представителям приемной ВС СССР. В Латвии похожую петицию подписало свыше 1,1 млн человек, в Эстонии – почти 1 млн. Таким образом, на неофициальном референдуме против централизации власти СССР высказалось почти 4 млн человек.

10 сессия одиннадцатого созыва Верховного совета Литовской ССР (17–18 ноября 1988 г.) приняла Указы о присвоении литовскому языку статуса государственного, о национальном (желто-зелено-красном) флаге и гимне. Но большинство депутатов ВС отказалось принять поправку к 70 статье Конституции Литовской ССР, которая объявляла верховенство республиканских законов над союзными.
Солидарного голосования прибалтийских республик за суверенитет не получилось. Этот момент стал отправной точкой открытого конфликта "Саюдиса" и литовской компартии.

Несмотря на то, что решения эстонского парламента были отменены уже 26 ноября на заседании Президиума ВС СССР, они имели позитивное значение в рамках назревшего вопроса о пересмотре полномочий между центром и республиками. Резолюция Верховного Совета ЭССР, принятая в один день с декларацией о суверенитете, инициировала разработку нового Союзного договора. В ответ на это Президиум Верховного Совета СССР уже 28 декабря 1988 года издал постановление об "образовании рабочей группы из депутатов Верховного Совета СССР по подготовке предложений о разграничении компетенции Союза СССР и республик".

Пошел процесс разработки Союзного договора.






Когда 16 ноября 1988 года Верховный Совет Эстонской ССР принял Декларацию о суверенитете, именно от Вяляса исходило распоряжение немедленно опубликовать текст декларации. Дело было в том, что сразу же за принятием этого документа последовал созыв на 27 ноября Президиума Верховного Совета СССР, на котором декларация должна была быть аннулирована. Но любое решение Верховного Совета союзной республики вступало в силу через десять дней после опубликования в республиканской печати. Отменить уже вступившее в силу решение не мог никто, кроме того, кто его принял. Следовательно, к 27 ноября должны были истечь 10 дней.

Но газеты с датой 16 ноября уже вышли. И тогда произошло уникальное событие: удалось договориться с редакторами двух партийных газет - "Рахва Хяэль" и "Советской Эстонии" - и с типографией ЦК Компартии Эстонии о выпуске совместного экстренного издания. В 15 часов 16 ноября из типографии поступили первые экземпляры специального выпуска двух газет. На одной стороне листа, под "шапкой" "Рахва Хяэль" был текст декларации на эстонском языке, на другой, под "шапкой" "Советской Эстонии" - на русском.

27 ноября 1988 года весь водопад гнева обрушился в Москве на Председателя Президиума Верховного Совета Эстонии Арнольда Рюйтеля. Центральное телевидение показывало его исключительно со склоненной головой. На самом деле, он в это время смотрел в свои записи. Рюйтель чувствовал себя достаточно уверенно - декларация вступила в силу, и обратный путь был уже отрезан.


ДЕКЛАРАЦИЯ
Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической республики
О СУВЕРЕНИТЕТЕ ЭСТОНСКОЙ ССР

Эстонский народ на берегах Балтийского моря обрабатывает землю и развивает свою культуру уже более пяти тысяч лет. В 1940 году гомогенное в национальном отношении, суверенное Эстонское государство стало составной частью Советского Союза, при этом было предусмотрено сохранение гарантий суверенитета и расцвет нации. Однако внутренняя политика сталинизма и периода застоя игнорировала эти гарантии и принципы. В результате этого на эстонской земле для эстонцев как коренной национальности сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, природная среда во многих регионах республики оказалась в катастрофическом положении, продолжающаяся дестабилизация экономики отрицательно сказывается на жизненном уровне всего населения республики.

Верховный Совет Эстонской ССР видит лишь один выход из трудного положения - дальнейшее развитие Эстонии должно происходить в условиях суверенитета. Суверенитет Эстонской ССР означает, что ей в лице ее высших органов власти, управления и судебных органов принадлежит высшая власть на своей территории. Суверенитет Эстонской ССР един и неделим. В соответствии с этим дальнейший статус республики в составе СССР должен быть определен Союзным договором.
Верховный Совет Эстонской ССР выражает несогласие с теми вынесенными Президиумом Верховного Совета СССР на всенародное обсуждение изменениями и дополнениями Конституции СССР, которые исключают конституционное право Эстонской ССР на самоопределение.

Исходя из международных пактов об экономических, социальных правах, правах в области культуры, гражданских и политических правах от 16 декабря 1965 года, ратифицированных Союзом ССР, а также из других норм международного права, высший представительный орган народной власти Эстонской ССР - Верховный Совет декларирует верховенство законов Эстонской ССР на территории Эстонской ССР.

Изменения и дополнения Конституции СССР на территории Эстонской ССР вступают в дальнейшем в силу после их одобрения Верховным Советом Эстонской ССР и внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Эстонской ССР.

Верховный Совет Эстонской ССР призывает всех, кто связал свою судьбу с Эстонией, объединиться во имя построения в Эстонии демократического социалистического общества. Юридическая и фактическая реализация суверенитета означает и то, что народу Эстонии и в будущем будет неприемлем любой закон, дискриминирующий жителей Эстонии любой национальности.

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А.Рюйтель
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР В.Вахт
Таллин, 16 ноября 1988 г.

Резолюция Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической Республики
о Союзном Договоре.

Верховный Совет Эстонской ССР, основываясь на Декларации о суверенитете Эстонской ССР, входит в Президиум Верховного Совета СССР с предложением разработать Союзный договор и уполномочивает Президиум Верховного Совета Эстонской ССР представлять интересы республики при разработке текста договора.

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А. Рюйтелъ
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР В. Вахт
Таллин, 16 ноября 1988 г.

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А. Рюйтель
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР В. Вахт
Таллин, 16 ноября 1988 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР

О предложениях по проектам Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР и Закона СССР о выборах народных депутатов СССР.

Приложение
к Постановлению Верховного Совета
Эстонской ССР
от 16 ноября 1988 г.

Внести в статьи 95—102 13-й главы проекта Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР следующие изменения и дополнения:

1. Статья 5 Закона Эстонской ССР предусматривает регистрацию Президиумом Верховного Совета Эстонской ССР законов СССР в качестве предварительного условия их действия на территории республики, а также право Верховного Совета Эстонской ССР в определенных случаях приостанавливать или устанавливать пределы действия законодательных и иных нормативных актов СССР.

Согласно статье 74 Конституции СССР законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик. В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Конституции СССР Союз ССР в лице его высших органов государственной власти и управления обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР. Отсюда следует, что действие законов СССР не может быть приостановлено или ограничено союзной республикой и не нуждается в каком— либо подтверждении со стороны ее высших органов.

Данное положение противоречит статье 11 Конституции СССР, предусматривающей, что такого рода объекты являются достоянием всего советского народа. Объявление их собственностью Эстонской ССР противоречит также пункту 7 статьи 73 Конституции СССР, который относит руководство объединениями и предприятиями союзного подчинения к ведению Союза ССР.

Статья 3 Закона Эстонской ССР устанавливает, что в экономическую систему республики входит частная собственность. Это положение не соответствует статьям 10 и 13 Конституции СССР, которые среди форм собственности в СССР частную собственность не предусматривают.

Декларация Верховного Совета Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР устанавливает, что изменения и дополнения Конституции СССР вступают в силу на территории республики лишь после одобрения их Верховным Советом Эстонской ССР и внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Эстонской ССР. Это положение не соответствует статье 174 Конституции СССР, согласно которой порядок изменения Конституции СССР не предусматривает одобрения органами союзных республик вносимых в нее изменений.

В декларации Верховного Совета Эстонской ССР провозглашается верховенство законов Эстонской ССР на ее территории. Это положение не соответствует статье 75 Конституции СССР, согласно которой суверенитет СССР распространяется на всю его территорию, то есть и на территорию каждой республики, и статье 74 Конституции СССР, в соответствии с которой закон СССР имеет одинаковую силу на территории всех союзных республик.

В связи с изложенным, учитывая заключение комиссий законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР и руководствуясь статьями 74 и 76 Конституции СССР, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

Признать целесообразным в рамках следующего этапа политической реформы разработать на основе конституционных норм систему мер и государственно-правовых механизмов, имея, прежде всего, в виду воз— можности Совета Национальностей Верховного Совета СССР и создаваемого Комитета конституционного надзора СССР для обеспечения политических, социально-экономических интересов союзных республик, расширения и защиты их суверенных прав в Союзе ССР.

Поручить комиссиям законодательных предположений Совета Союза и Совета национальностей Верховного Совета СССР разработать с участием союзных республик соответствующие предложения и внести их на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР.

Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, № 48, с. 720.

Образовать рабочую группу из депутатов Верховного Совета СССР по подготовке предложений о разграничении компетенции Союза СССР и республик.

Ведомости Верховного Совета СССР, 1989, № 1, с. 5

Рассмотрение "эстонского вопроса" на заседании Президиума Верховного совета СССР 26 ноября 1988 года. Фрагмент программы "Время".

Распад СССР - Как ушла Эстония:

Опубликованный в октябре проект изменений и дополнений в Конституцию СССР предусматривал съезд народных депутатов, который мог бы вносить изменения в Конституцию СССР, создал бы возможность упрощения процесса отмены статей, гарантирующих суверенитет республик. Также проектом был предусмотрен комитет СССР по конституционному надзору, которому было бы предоставлено право на отмену принятых союзными республиками правовых актов. В ответ на этот проект Совет Сейма Саюдиса принял постановление, которое гласило, что в Конституцию СССР могут быть внесены статьи, не противоречащие Конституциям отдельных республик, а Конституция СССР вступила бы в силу только в случае ее ратификации парламентами республик. В письме М. Горбачеву от 2 ноября Совет Сейма Саюдиса утверждал, что опубликованный проект изменений и дополнений в Конституцию СССР относительно прав союзных республик не может быть принят на сессии ВС СССР в связи с его ненадлежащей разработкой. Во время встречи представителей Саюдиса, Народных Фронтов Латвии и Эстонии, состоявшейся в Риге 8 ноября, было постановлено, что вступление в законную силу проекта изменений и дополнений в Конституцию СССР создало бы централизованное унитарное государство и отменило бы право союзных республик на государственный суверенитет. Также было принято решение о сборе подписей против поправок в Конституцию СССР.

10 сессия одиннадцатого созыва ВС Лит. ССР (17–18 ноября 1988 г.) приняла Указы о государственном языке, национальном флага и гимне. Но большинство депутатов ВС отказалось принять поправку к 70 статье Конституции Лит. ССР, которая объявляла верховенство республиканских законов над союзными.


Какую политику проводил в жизнь Карл Вайно на посту первого секретаря ЦК компартии Эстонии? Diletant.media побеседовал об этом с членом Союза журналистов Эстонии Юрием Эхасалу.

На встрече первого секретаря и маршала Язова также присутствовали председатель Совета Министров Бруно Сayл и руководитель КГБ Эстонской ССР генерал-лейтенант Карл Кортелайнен. В своих мемуарах Бруно Сayл пишет:

По прочтении этих строк возникает вопрос: не планировал ли маршал Язов по личной инициативе вмешаться в события, превысив свои полномочия? Надо признать, что подобная гипотеза выглядит крайне сомнительной: Министр обороны в 1988 году ни при каких обстоятельствах не пошел бы в обход Горбачева.

Преемник Карла Вайно

Пожалуй, самым решительным шагом Вяльяса было принятие 16 ноября 1988 года декларации о суверенитете Верховным Советом Эстонской ССР. Однако уже 26 ноября Президиум Верховного Совета СССР признал ее недействительной и противоречащей Конституции Советского Союза.

Россия одним из первых государств признала независимость Эстонии 24 августа 1991 года. Соединенные Штаты Америки, кстати, сообщили о восстановлении дипломатических отношений с Эстонией только 2 сентября.

Ещё в 1977 году члены КПСС сделали грубейшую поправку в новой Конституции СССР, провозгласив Союзные республики СССР – суверенными государствами. Так руководство СССР заложило бомбу замедленного действия для дальнейшего сепаратизма в союзных республиках.

карта СССР на 1989 год (изображение взято из открытых источников)

Перестроечная политика Горбачёва связанная с демократизацией СССР и вовсе привела к печальным последствиям, особенно после введения нового титула. Подумать только, к 1990 году в СССР появилось целых 16 президентов, по одному президенту в каждой республике, а в самом РСФСР и во все появилось два президента, один – СССР (Горбачёв), другой – РСФСР (Ельцин). Весь этот «Парад Суверенитетов и президентов в итоге привел к полному распаду СССР на 15 самостоятельных государств.

Однако стоит отметить, что выход республик из состава СССР не был одновременным. Одни провозгласили свой суверенитет ещё вначале 1990, в то время как другие в конце 1991-го.

Итак, давайте рассмотрим их список в порядке их хронологии:

Прибалтийские республики 1990-ый год

Страны Прибалтики вошли в состав СССР в 1940 году, т.е. за год до начала Великой Отечественной войны.

Несмотря на огромные привилегии, которые имели у прибалтийских народов, Эстония, Латвия и Литва не любили Советский Союз и всегда мечтали о своей независимости. В итоге спустя полвека в Прибалтике начинаются активные национальные движения.

Литва самая первая из республик которая объявила о своем выходе из состава СССР ещё 11 марта 1990, за ней следом Латвия – 4 мая и Эстония – 8 мая того же года.

Парад Суверенитетов в странах Прибалтики (изображение взято из открытых источников)

Республики Закавказья 1990-91 гг

После распада Российской империи страны Закавказья ненадолго получили свою независимость, но в 1921 году вновь вошли в состав уже Советской России. Грузия среди союзных республик была самой зажиточной, ещё со времен Иосифа Сталина. Армения и Азербайджан также получили огромные дотации из союзного бюджета. Однако как только началась Перестройка в Закавказье тут же начались националистические движения целью которых был выход из состава СССР.

Так Армения стала первой из республик Закавказья (4-й среди союзных республик), которая провозгласила о своем суверенитете ещё 23 августа 1990 года. С приходом к власти националиста З. Гамсахурдия Грузия также объявляет о своей независимости 9 апреля 1991 года. Азербайджан объявил о своем выходе из состава СССР лишь в последних числах августа 1991 года.

В ноябре 1990 года, пришедший к власти грузинский националист Звиад Гамсахурдиа объявил о переходном периоде для восстановления независимости Грузии (изображение взято из открытых источников)

Молдова и восточнославянские союзные республики август 1991-го

В конце 1980-х годов в Молдавии возникла идеология о единстве молдавского и румынского народа, и его воссоединении в качестве единого государства. Так 23 июня 1989 года Верховный Совет Молдавской ССР утвердил Заключение специальной комиссии, согласно которой Молдавия как часть румынской территории была незаконно оккупирована в советский период. 27 августа 1991 года Верховный Совет Молдовы принял Декларацию о независимости республики.

На Украине, как и в Молдавии в этот период также активировались националистические движения украинских национал-демократов, которые требовали независимости Украины. 24 августа 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял постановление о провозглашении независимости Украины.

украинский Майдан в 1991 году (изображение взято из открытых источников)

Среднеазиатские республики осень 1991-го

Средняя Азия не хотела выходить из состава СССР, и лишь осенью 1991 года потихоньку стали объявлять о своем суверенитете. Среди них Киргизия и Узбекистан (31 августа), Таджикистан (9 сентября) и Туркменистан (27 октября)

Россия – Казахстан

Декларацию о государственном суверенитете Россия приняла ещё 12 июня 1990 года. Однако де-юре вышла из состава СССР спустя 4 дня после Беловежских Соглашений – 12 декабря 1991. Казахстан был самой последней из советских республик, который провозгласил свой суверенитет 16 декабря 1991 года. 26 декабря 91-го года Горбачев официально объявляет о прекращении существования СССР.

Нурсултан Назарбаев провозглашает о независимости Казахстана, декабрь 1991 года (изображение взято из открытых источников)

Нурсултан Назарбаев провозглашает о независимости Казахстана, декабрь 1991 года (изображение взято из открытых источников)

Вывод. Таким образом мы видим, что среди советских республик первой из состава СССР вышла Литва ещё в марте 1990 года, в то время как Казахстан был последней из советских республик, который объявил о своей независимости в декабре 1991 года.

Список используемых источников:

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: