1 какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи

Обновлено: 07.07.2024

Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью

Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное. Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.

Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.

в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

г) для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей.

ж) приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарём. Это требует от воспитателя искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства.

Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.

Восприятие произведений живописи требует от дошкольников не только пользоваться определённым изобразительным словарём, интонационно произносить фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине.

Основным приёмом в развитии монологической речи является рассказ, используемый в различных ситуациях.
Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы.

Методы и приёмы ознакомлении при детей с живописью

Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете
Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?.
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Чтобы сформировать у детей эмоционально- личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

Структура рассказа-образца:

  • название картины
  • кто написал
  • о чём произведение
  • какими красками написано
  • какое в нём передано настроение
  • что особенно понравилось
  • какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

Второй этап

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

  • О чём картина?
  • Почему думаете так, расскажите?
  • Как бы вы назвали картину?
  • Почему именно так?
  • Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
  • Как он изобразил это в картине?
  • Какое настроение вызывает картина?
  • Отчего возникает такое настроение?
  • Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Приём композиционных вариантов педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:
– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.
Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

  • Что понравилось на картине?
  • Почему она понравилась?
  • Чем она понравилась?

Третий этап

  • Формирование творческого восприятия картины.
  • Сравнение изображенного с личным опытом
  • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.
– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?
– Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?
– Что будет особенно красивым?
– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Проблема эстетического воспитания детей, на мой взгляд, является одной из самых актуальных в наше время. Это связано с тем, что далеко не все в окружающем мире имеет эстетически правильный вид и не всякое созданное художественное произведение достойно внимания.

Важнейшим средством эстетического воспитания ребенка является изобразительное искусство. С ним ребенок растет, учится, обогащает свой сенсорный опыт и сенсорную культуру. Искусство стимулирует познавательную активность, развитие речи и психических процессов детей, побуждает их к творчеству. Именно искусство развивает у ребенка дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью произведений живописи дети учатся понимать гармонию окружающего их мира и природы. Ознакомление дошкольников с живописью и искусством в целом позволяет обогатить представления о жанрах и видах произведений, учит запоминать их названия, давать сравнительную характеристику и высказывать свое личное мнение о том или ином произведении будь то картина или скульптура. Дети дошкольного возраста вполне способны высказать свое мнение о понравившейся картине, к изображенным на ней предметам, людям или природе. Могут дать сравнительную оценку явлению, изображенному на картине. Не случайно темой своей работы я выбрала ознакомление дошкольников с картинами известных художников. Именно они являются своеобразной книгой, научившись читать которую, дети могут узнать об истории своего народа, его традициях. Причиной же выбора данного направления стали наблюдения за деятельностью родителей педагогов в области эстетического развития.

Целью моей работы было-познакомить детей разного возраста с произведениями искусства, создать развивающую среду для их полноценной творческой деятельности, стимулировать деятельность педагогов и родителей в совместной деятельности по формированию у детей знаний и представлений об искусстве как величайшем достоянии человека.

Все содержание моей работы было направлено на формирование познавательного интереса к эстетической стороне окружающего детей мира. Проблема состоит в том, что родители мало посещают музеи и художественные выставки, не знакомят детей с картинами или другими произведениями искусства. Многие дети не знают фамилий художников и их работы, не могут различить пейзаж или натюрморт.

На основании этого я выделила три основных направления работы по данной теме:

- знакомство с жанрами изобразительного искусства;

- формирование эстетического вкуса, любознательности, наблюдательности и воображения детей;

- совершенствование умений и навыков детей в рисовании для создания собственных творческих произведений.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1. Познакомить детей с разными видами живописи и искусства.

2. Развить у детей желание заниматься продуктивной деятельностью.

3. Развивать у детей индивидуальные творческие способности.

4. Способствовать развитию речи, речевому общению в совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

5. Воспитывать бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.

Вся деятельность по данной теме была организована с детьми, начиная со второй младшей группы детского сада и до выпуска детей в школу и строилась поэтапно, согласно требованиям, к произведениям искусства для детей дошкольного возраста.

Требования к отбору произведений искусства:

1. Произведения должны иметь познавательный характер.

2. Должны быть понятными и доступными детям.

3. В произведениях должно быть четко выделено главное и основное.

Все это необходимо для того, чтобы пробудить у детей нравственные чувства, которые в дальнейшем помогут сформировать их отношение к окружающему.

Методы и приемы ознакомления детей с искусством усложняются в связи с возрастом детей по мере их взросления.

В младшем возрасте это:

1. Знакомство с книжной графикой (книжные иллюстрации).

2. Знакомство с народной игрушкой (дымковской, каргопольской, филимоновской).

В средней группе:

1. При знакомстве с книжной графикой детей учат выделять изобразительные средства (сочетание красок, выразительность формы, детали костюмов и интерьера, обращают внимание на декор и украшения).

3. При знакомстве со скульптурами малых форм особое значение уделяется определению материалов, из которых они изготовлены, сюжетному содержанию, особенностям внешнего вида скульптуры. В данном случае дети могут составлять описательные рассказы по скульптуре малых форм, что способствует развитию речи.

В старшей группе:

Занятия по ознакомлению с искусством проводятся 1 раз в месяц. Детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел автора и видеть средства выразительности. Детей знакомят с такими видами искусства, как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптуры малой формы и архитектура.

1. Знакомство с книжной графикой идет и на занятии, и в свободное время.

Важно обратить внимание на творческую манеру художника- графика. В конце учебного года можно организовать выставку работ знакомых художников. Знакомство с графическими иллюстрациями идет в 2 этапа:

- учим замечать главное;

- обращаем внимание на детали.

2. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в старшей группе основано на рассказах о русских народных промыслах: где возник, где сделан, технология промысла. На данном этапе продолжается знакомство детей с произведениями Гжельской, Хохломской, Богородской игрушкой, а также с произведениями Жостово. В данном случае используется метод сравнения 2 видов игрушек. Просмотр иллюстраций, диафильмов, слайдов, презентаций, открыток будет являться приемом работы с детьми.

В старшем возрасте детей знакомят с произведениями художников И.И.Шишкина, И.Левитана.

В подготовительной группе:

Идет более глубокая работа по ознакомлению детей с искусством на основе уже имеющегося ими опыта и психологической готовности к восприятию более сложного по содержанию и замыслу произведения искусства.

1. Книжная иллюстрация знакомит с тем, как именно художник добивается выразительности образа, использует цвет и форму. Детей учат сравнивать иллюстрации художников, отличных по творческой манере (Рачев, Чарушин). Кроме традиционных вопросов детям задают вопросы иного характера:

- о чем тебе думается или вспоминается, глядя на картину;

- какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на картину.

2. Знакомство детей с жанрами изобразительного искусства проводится в 3 направлениях.

- знакомство с автором картины, ее названием. Рассматриваются портреты детей и известных людей (Пушкин, Мика Морозов, Мухина).

- обращается внимание детей на цвет, колорит, время дня, тон, композицию. Возможен прием использования музыки и художественного произведения при рассматривании картины.

- обращается внимание детей на цвет, форму, композицию, колорит и предметы быта. В работе используется фланелеграф для более точного разъяснения композиции натюрморта.

3. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе проводится с более глубоким изучением 2-3 видов народных промыслов. Приемом работы является искусствоведческий рассказ. Детей знакомят с искусством вологодских кружевниц, Павлово-Пасадским искусством платков и Палехскими миниатюрами, а также местными промыслами и Урало-Сибирской росписью.

4. Знакомство со скульптурами малых форм строится на основе работы с детьми старшей группы.

5. При работе с жанрами изобразительного искусства в работу с детьми добавляются новые темы: бытовой, мифологический сюжеты. Проводится работа по знакомству детей с художниками-анималистами и маринистами (Чарушин, Айвазовский).

Таким образом, можно сделать вывод: вид изобразительного искусства-это способ изображения реальной жизни на плоскости или в объеме того или иного объекта, с использованием приемов, которые использовал художник или скульптор.

Для достижения цели своей работы я использовала различные виды дидактических игр для детей по жанрам:

- скульптуры малых форм и архитектура (альбомы по видам архитектуры разных стран, рассматривание альбомов скульптур и статуэток).

Кроме того, в своей работе я использовала гимнастику для глаз, физминутки, слушание релаксационной музыки при просмотре картины и беседы, в ходе которых использовала метод пояснения и сравнения. А также литературные и песенные образы для оживления детских эмоций.

После изучения каждой темы и проведения занятий, организовывала выставку детских работ по теме для ознакомления родителей и с результатами работы.

В своей работе использовала информационные материалы для родителей и педагогов:

- папки-передвижки с темами консультаций;

Свою работу начала с детьми 2 младшей группы, распределив задачи работы на каждый учебный месяц года и запланировав виды деятельности. Планирование работы занесла в соответствующие таблицы по каждой возрастной группе.

Месяц Тема Цель Задачи программного содержания Формы и методы проведения занятий Используемые средства Работа с родителями и педагогами

Кроме того, в старшей и подготовительной группах с детьми проводилась кружковая работа по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных художественно-графических техник в старшей и подготовительной группах. Обследование детей в конце учебного года проводилось с использованием диагностического материала и заносилось в таблицу.

Вопрос,
задание
Используемый стимульный материал Знания, умения, навыки
Сформированы На стадии формирования Не сформированы

- создание условий для художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников;

- повышение уровня педагогического мастерства педагогов для четкого планирования работы педагогов ДОУ по ознакомлению старших дошкольников с живописью:

- отслеживание динамики показателей художественно- эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать выводы, что систематическая работа по теме, организованная предметно-развивающая среда, координация усилий педагогов, родителей, социума позволили повысить уровень художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, Мозаика-Синтез, 2001.

3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.

4. Скоролупова О.А. Радость творчества. Москва. Скрипторий,2003.

5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-Синтез, 2005.

6. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ-Пресс,1997.

7. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва, Просвещение, 1999.

Организуя процесс ознакомления с графикой, решаются следующие задачи:

  1. Вызвать интерес у детей к произведениям графики. Стимулировать желание рассматривать, эмоционально откликаться на настроение художественно-изобразительного образа, учиться чувствовать красоту.
  2. Формировать представление у детей о картине, как способе отражения окружающего мира, передаче художником своего отношения к этому миру, своих переживаний, чувств.
  3. Познакомить детей с выразительными средствами графики (цветом, формой, композицией, художественными техниками).

Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с живописью можно разделить на 4 группы:

  • содержательная, объединяющая задачи, ставящие целью обучение детей умению понимать, что изображено на картине.
  • изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать средства.
  • эмоционально-личностная (эстетическая оценка произведения).
  • воспитательная (формирование нравственно-эстетических качеств, чувств).

Ознакомление дошкольников с живописью происходит в 3 этапа:

1этап: искусствоведческий рассказ педагога.

2 этап: постановка вопросов более обобщённого характера, приёмы точных установок, композиционных вариантов. Педагог словесно или наглядно показывает как меняется содержание картины, чувства.

3 этап: приём мысленного создания картины по названию, данному художником. Используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся картине.

Методы и приёмы ознакомления с живописью: пояснение, сравнение, тактильно-чувственный, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образцов, игровые приёмы.

Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.

Виды скульптуры, с которыми знакомят дошкольников:

  • Монументальная – памятники историческим людям или историческим событиям, монументы, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.д.
  • Станковая – по своим масштабам почти совпадает с размерами натуры, ей свойственна психологическая характеристика образа. Представлена чаще всего это портреты, группы людей.
  • Скульптура малых форм – это фигурки небольшого размера, выполненные из различных материалов – фарфора, дерева, кости, из пластмассы.

Знакомим детей с функциями изделий декоративно-прикладного искусства: практическое использование предметов, выполненных народными мастерами, их декоративное назначение.

Народные мастера никогда не создают реальных цветов, животных, птиц. Форма предметов всегда несколько условная, стилизованная, упрощенная. Выразительность, традиционность, высокий художественный уровень – вот доминирующие черты художественных изделий.

Знания об архитектуре как виде искусства дети получают, знакомясь с родным городом, поселком, деревней. В ходе экскурсий, прогулок, наблюдений воспитатель целенаправленно обращает внимание дошкольников на разнообразие внешнего вида зданий. Постепенно дети начинают понимать, что внешний вид здания зависит от его назначения, замечать разницу между жилыми, промышленными и общественными зданиями.

На прогулках детей знакомят и с архитектурой малых форм: останавливаются около домов, любуются их красотой, вспоминают, как называются люди, проектирующие здания.

Понятна детям и красота ландшафтной архитектуры – архитектуры парков, скверов, заповедников.

Постепенно подводим детей к пониманию зависимости между внешним видом архитектурного строения и его назначением.

Ознакомление детей с дизайном. Дети взаимодействуют с предметным миром спонтанно и под руководством педагога. При этом они узнают назначение предметов и их свойства (особенности формы, цвета, конструкции, фактурные качества и др.).

Педагог сообщает детям, что всех художников, создающих красивые и удобные вещи для использования в быту, называют дизайнерами. Сразу после беседы можно провести рисование на тему "Мы - художники". Дети по желанию рисуют узоры ткани, украшают посуду, одежду и др. В конце занятия дети рассказывают, какие вещи у них получились, удобно ли ими пользоваться, красивые ли они. От знакомства дошкольников с дизайном отдельных вещей можно перейти к знакомству с дизайном жилья. Дети узнают, что есть такие художники, которые умеют делать помещения для жилья, работы, отдыха и красивыми, и уютными.


МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особое место в художественно-эстетическом развитии ребенка занимает формирование эстетического восприятия окружающего, приобщение к миру искусства, развитие интереса к произведениям искусства.

Приобщение к искусству подразумевает развитие эмоциональной отзывчивости, эмоционального прочувствования произведений художественной культуры – литературных произведений, музыки, изобразительного искусства.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к структуре образовательных программ, которые должны включать область художественно-эстетического развития ребенка. Данная область предусматривает формирование у ребенка дошкольного возраста элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства, приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства являются одними из основных целей дошкольного образования в области художественно-эстетического развития [1, с.268].

Дошкольники по-разному воспринимают произведения изобразительного искусства, потому что они требуют высокого уровня сосредоточенности, внимательного изучения.

Отбор произведений изобразительного искусства занимает важное место в планировании работы с детьми дошкольного возраста в художественно-эстетическом направлении. Правильный отбор произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, народного декоративно-прикладного искусства, дизайна является одним из условий, которые оказывают воздействие на эстетическое развитие детей, формирование первоначальных представлений о мире, интереса к культуре родного края и мира.

Существуют определенные критерии для отбора произведений искусства для ознакомления с детьми:

- доступность возрасту (учет возрастных психофизических и индивидуальных особенностей);

- разнообразие стилевой манеры;

- доступность содержания для детского восприятия;

- художественная ценность, разнообразие используемых худож­ником средств выразительности (цвет, линия, колорит, компози­ция, ритм и т. д.);

- положительное эмоциональное воздействие на ребенка;

- учет сезона, принципа краеведения при подборе картин (сначала детей знакомят с образами родного края);

- содержание должно носить воспитывающий характер [2, с.18].

Существуют формы работы с детьми по орга­низации восприятия произведений искусства: беседы с использованием репродукций, иллюстраций литературных произведений, виртуальная экскурсия, экскурсии, выставки, развлечения, проектная деятельность, а также самостоятель­ная художественная деятельность, индивидуальная работа (работа с отстающими и детьми с опережающим развитием), сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные игры.

Виртуальные экскурсии предполагают организацию электронных экспозиций. Используются технические средства обучения – презентации, видеофильмы. Содержание может быть подобрано воспитателем самостоятельно, либо в качестве дидактического материала использовать материалы с сайтов музеев. Преимущество данной формы работы заключается в практически неограниченных возможностях выбора тематики, образцов отечественного и зарубежного искусства. Особенно актуальным использование виртуальных экскурсий является для блока архитектуры, когда есть возможность совершить виртуальное путешествие по архитектурным памятникам мира.

Живопись – один из важнейших видов изобразительного искусства, произведения которого отображают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов.

Средством выразительности графики являются линии, точки, штрихи, пятна. Поэтому графика близка к живописи, но в отличие от нее изображаемый предмет больше схематизируется, рационализируется и конструируется

При анализе произведений живописи и графики с детьми используется схема анализа композиций, включающей ряд вопросов, раскрывающих художественный образ. Их можно объединить в три группы:

1. Общие вопросы : название картины и фамилию художника; о чем написана картина; что самое главное в картине и как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как оно соединено с ним; что красивое показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину (прием вхождения в картину).

3. Вопросы, побуждающие сравнение изображенного с личным опытом; развитие у ребят разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств; прием мысленного создания картины по названию, данному художником: На данном этапе используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся картине [3].

Детей раннего и младшего возраста приобщают к искусству в процессе ознакомления с доступными произведениями живописи и графики, с книжной иллюстрацией. Чтение книг сопровождается эмоциональной оценкой образов. У детей развивают умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

Начиная со средней группы детей знакомят с профессией художника. Побуждают детей узнавать и называть явления и предметы окружающей действительности в художественных образах. Дети учатся различать жанры и виды изобразительного искусства: картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура). Дети должны выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина).

В старшей и подготовительной группах в целях формирования представлений об образцах отечественной живописи, для развития эстетического восприятия детям проводят ознакомительную работу с картинами русских художников: И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, В.М. Васнецова, И. И. Левитана, В. Г. Перова, А. А. Пластов, К. П. Брюллова и др. Картины отечественных художников данных авторов представлены в различных жанрах живописи и представляют собой прекрасное средство для развития у детей дошкольного возраста интереса к изобразительному искусству

Для художественно - эстетического развития детей произведения скульптуры имеют широкие возможности. В них через объем и пластику передаются разнообразные образы окружающего мира. Пластические образы воспринимаются детьми как реальные, изучая которые они узнают свойства и признаки предметов, объектов окружающей действительности, их эстетические качества.

Скульптура способствует формированию отзывчивости к красоте, воспитывает бережное отношение как к живым объектам, так и произведениям искусства.

Первая функция изделий народного декоративно-прикладного искус­ства , с которой необходимо знакомить детей, — практическое использование предметов, выполненных народными мастерами.

Отличительные особенности народных декоративно-прикладных изделий:

Единство и взаимосвязь содержания и формы, художествен­ность и функциональность, зависимость формы изделия от его на­значения и материала.

Объединение традиционности с творческим характером де­коративно-прикладного Искусства, единство устойчивых мотивов с их интерпретацией каждым народным мастером, поиск новых форм, нового содержания на традиционной основе.

Коллективная природа народного творчества.

Обобщенность и конкретность; отсутствие натурализма; сти­лизация и простота [4].

Выразительность, традиционность, высокий художественный уровень - вот доминирующие черты художественных изделий.

Знания об архитектуре как виде искусства дети получают, знакомясь с родным городом, поселком, деревней. В ходе экскурсий, прогулок, наблюдений педагог целенаправленно обращает, внима­ние дошкольников на разнообразие внешнего вида зданий. Посте­пенно дети усваивают, что внешний вид здания зависит от его на­значения, замечают разницу между жилыми, промышленными и общественными зданиями. У детей формируются знания о том, что у жилых домов есть, как правило, балконы, лоджии, цветоч­ницы, используются различные формы оконных и дверных проемов. Часто общественные здания отделывают с помощью разных видов изо­бразительного искусства — скульптур, монументальной живописи, декоративной росписи, мозаики [5].

На прогулках детей знакомят и с архитектурой малых форм: останавливаются около домов, любуются их красотой, вспоми­нают, как называются люди; проектирующие здания.

Понятна детям и красота ландшафтной архитектуры — архи­тектуры парков, скверов, заповедников.

Постепенно педагог подводит детей к пониманию зависимости между внешним видом архитектурного строения и его назначением.

Дети строят свои постройки по образцу, схеме, модели, архи­текторы разрабатывают макеты зданий. В работе дошкольника- архитектора важна форма, красота, прочность, функциональность, так как архитектор строит здания для удобства людей.

Одним из видов практической деятельности, способствующий преображению окружающей среды, является дизайн . Дизайн объединяет в себе различные виды искусства: живопись, графику, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и т.д.

Перспектива развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста в дизайне дает возможность ребенку создавать не только красивые, но и функциональные вещи – детали костюма, элементы интерьера, предметы быта и т. д.

Интересен и полезен дизайн композиций из природных и ис­кусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, ло­скут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материа­лов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

В художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста для развитии эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире для приобщения детей к миру искусства, для развития способностей к изобразительной деятельности воспитателю необходимо обеспечить активное взаимное взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы в изобразительной деятельности.

Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. – М.: Национальное образование, 2016. – 696 с.

Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб, пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина [и др.]. — Минск: Новое знание; М. : ИНФРА-М, 2016. — 390 с.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солцевой. – СПб. : Питер, 2017. – 464 с.

Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб, пособие / С. В. Погодина. — 5-е изд., стер. — М. : Академия, 2014. – 352 с.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Читайте также: