Какое значение придается обычаям в нормах правовых памятников средневекового китая

Обновлено: 03.07.2024

Распад империи Хань в III в. знаменовал собой начало новой эпохи развития средневекового Китая. Уже в первых веках новой эры в Китае окончательно утвердились феодальные отношения.

Условно период средневекового развития Китая можно подразделить на три этапа:

• раннефеодальное государство в Китае (III-VIII вв.);

• централизованная средневековая феодальная империя (VIII-XVI вв.);

• позднефеодалъное государство в Китае (ХУШ-Х1Х вв.).

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила север и юг Китая.

Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, вследствие которых в 618 г. взошла на престол новая правящая династия - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе.

При императоре действовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера - левый <старший) и правый <младший), - зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находились традиционные для Китая шесть ведомств (министерств). Старшему канцлеру подчинялись:

• ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников;

• ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственности;

• ведомство финансов, занимавшееся обложением и сбором налогов.

В ведении младшего канцлера находились:

• военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;

• ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;

• ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных сословий.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.

Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи

с древних времен была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.

В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

• административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;

• надзорно-контролъная, находившаяся в особом положении, - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и со злоупотреблениями чиновников.

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство осуществлялось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. Высшую ступень иерархической судебной лестницы в Х1У-ХУ вв. занимал сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей находился выборный старейшина деревни.

В основном судебные дела решались в уездных управах — ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийствами, крупными хищениями и т. д. Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились от имени императора. В общественном строе средневекового Китая выделялись три сословия:

• добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила север и юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, вследствие которых в 618 г. взошла на престол новая правящая династия - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.

При императоре действовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера - левый <старший) и правый <младший), - зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находились традиционные для Китая шесть ведомств (министерств). Старшему канцлеру подчинялись:

• ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников;

• ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственности;

• ведомство финансов, занимавшееся обложением и сбором налогов.

В ведении младшего канцлера находились:

• военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;

• ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;

• ведомство общественныхработ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных сословий.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.

Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи

с древних времен была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.

В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

• административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;

• надзорно-контролъная, находившаяся в особом положении, - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и со злоупотреблениями чиновников.

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство осуществлялось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. Высшую ступень иерархической судебной лестницы в Х1У-ХУ вв. занимал сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей находился выборный старейшина деревни.

В основном судебные дела решались в уездных управах — ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийствами, крупными хищениями и т. д. Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились от имени императора.

В общественном строе средневекового Китая выделялись три сословия:

• благородные люди — светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество.

• добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен, хотя и чрезвычайно усложнен.

Право средневекового Китая

Среди источников права средневекового Китая следует специально выделить получившие широкое распространение кодексы. Одним из первых в их ряду был Кодекс Томской династии, составленный в VII в. и вобравший в себя преимущественно уголовно-наказательные нормы - люй.

Гражданское и семейное право в Китае (а также другие отрасли частного права) базировались на принципах конфуцианской морали.

Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла церковная (принадлежавшая буддийским и даосским монастырям).

Общинное землевладение было отменено в Китае еще в древности. Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и под общинные кладбища. Договоры заклада собственности имели следующие особенности:

• при закладе земли залогодатель длительное время не утрачивал права собственности на заложенную землю, сохраняя право ее выкупа после истечения срока уплаты долга, поскольку отчуждение семей-

ной собственности допускалось лишь в случае крайней нужды, с правом последующего выкупа. Залогодержатель не мог распорядиться землей, даже если в договоре займа оговаривалась возможность продать землю. В случае неуплаты долга продаваемая земля должна была предлагаться сначала родственникам, затем соседям залогодателя;

• при залоге движимого имущества также исключалось самовольное распоряжение им, даже если исполнение договора было просрочено; кроме того, отдать в залог семейное имущество мог только глава семьи. Китайское право отличало от договора займа договор ссуды - передачу в пользование определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность.

Договор купли-продажи занимал особое место в китайском обязательственном праве. Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Отсутствие купчей наказывалось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельство, что продаваемый человек с рождения был лично свободен.

Наследование имело характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сыном. Замужние дочери не имели права на наследство; незамужние получали половину доли братьев.

Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.

Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обязательно предусматривавшее согласие отца. Возраст брачного совершеннолетия не закреплялся, но обычно он составлял 15-16 лет для мужчин и 14-15летдля женщин. Браки свободных с рабами, с родственниками по мужской линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фамилию, запрещались.

Запрещалась полигамия: второй брак при жизни первой жены признавался недействительным. Но у мужчин могло быть неограниченное число наложниц, права которых определялись обычаем. Широко практиковался обычай помолвки еще не родившихся детей.

Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - китайский брак не имел священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях: бесплодия жены, распутства, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к воровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к аморальному поведению.

В области средневекового уголовного права Китая идеология конфуцианства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом: конфуцианцы же утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять над законом. Еще в эпоху Хань конфуцианство привело к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде. Конфуцианство проявилось также в вере в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм и жестких правовых норм. Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие четко сформулированного в законе этого понятия препятствовали разграничению в праве форм вины, и поэтому при вынесении наказаний использовались такие категории, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка.

Законодательство не знало института необходимой обороны, но оно освобождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.

• первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягательства на императора - заговор о мятеже против государя, непокорность и измена;

• четвертой - преступления против близких родственников: убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;

• пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью; сюда были отнесены убийства в одной семье трех и более человек, совершение преступления с особой жестокостью, колдовские магические действия, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;

• шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых запретов, к числу которых были отнесены: кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;

• седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка.

Судебный процесс в средневековом Китае носил преимущественно инквизиционный характер.

Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиск преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, то чиновник

наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных. Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах также были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.

До суда преступника держали в тюрьме (женщин отдавали на поруки в дом мужа). Соответственно инквизиционному характеру процесса судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться его признания. Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к истцу, чтобы уличить его в ложном обвинении. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным.

В средние века под влиянием конфуцианства в Китае наблюдается отход от принципов легизма, проповедовавшего крайне жесткое судопроизводство. Подтверждением этому является тот факт, что при сомнительном решении обвиняемый мог откупиться. А при недостаточных доказательствах он и вовсе мог быть отпущен на свободу под залог поручителей.

Хронология истории средневекового Китая

280 - создание надельной системы землепользования, закреплявшей натуральное хозяйство.

780 - отмена надельной системы.

1368 - начало правления всекитайской династии Мин.

Середина XVII в. - завоевание Китая маньчжурами и воцарение на престоле богдыхана Маньчжурской династии.

Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. М., 1997.

Законы Великой династии Мин (со сводным комментарием и приложением постановлений). Ч. 1. М., 1997.

История Востока: В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., 1995.

Кычанов Е. И. Кочевые государства: от гуннов до маньчжуров. М., 1997.

2. Какой тип управления страной сохранялся в Китае в период средних веков?

4) Уголовные правонарушения и карательная политика государства

(основные цели и виды наказаний) в императорском законодательстве 14-17


Для средневекового Китая характерно появление династийных сводов

законов, у истоков которых обычно находился основатель династии. Как и в

Византийской империи, здесь практиковалось заимствование из

предшествующего династийного законодательства. Так, в 1647 г. усилиями

маньчжурских Сановников и судей был создан кодекс, во м ногом

воспроизводивший законодательство минской династии. Самыми

разработанными кодификациями начального периода средневековья стали

монгольских правителей Юань (1280-1368 гг.) предпочла подражание

издревле существующим поря дкам и превратила в за коны специально

отобранные судебные прецеденты. Основатель Минской династии Чжу

Юань-чжан задолго до вступления на им ператорский престол уделял

большое внимание проблеме создания прочного и долговременного свода

Среди европейских китаеведов распространено убеждение, что китайские

законы имеют преимущественно карательную направ ленность. Это суждение

законов (люй) обычно обозначают законы уголовные. Исторически

сложилось так, что уголовные (ка рательные) законы и своды

законодательства получили в Китае наибольшее развитие и этим сильно

удивили в свое время м ногих европейских историков права. Однако и старые

и средневековые кодексы включали довольно широкий круг законов

военных, граж данских и административных. Такое соотношение отраслей

законодательной деятельности объясняется тем, что в Китае, как и в дру гих

районах мира, древнее и средневековое законодательство было воплощением

одновременно законных и моральных требований, а также смешением

уголовного и гражданского законодательства, При этом весьма важ ную и

своеобразную часть таких законода тельств составило законодательство


административное, поскольку Китай всегда был страной централизованного

и даже сверхцентрализованного управления делами государства.

Особенно явственно комплексный, многоотраслевой характер династийного

законодательства проявил себя в минском кодексе XIV в. Все законы,

изложенные в 460 статьях, собраны в 30 главах, но параллельно законы

также подраз деляются соответственно традиционным для Китая шести

ведомствам, названия которых указывают одновременно на отраслевой

характер законодательного регулирования. Законы подразделяются на

законы по ведомству чинов, ведомству финансов, ведомству церемоний,

военному ведомству, ведомству наказаний и ведомству работ.

основание отнести способ построения кодекса к разновидности, именуемой в

европейской традиции пандектной системой изложения законов (вначале

излагаются общие принципы и определения, а затем нормы

законоположений по отраслям или областям регулирования).

В фундаментальном исследовании тангутского права и текста «Измененного

и заново утвержденного кодекса девиза царствова ния Небесное

и сунской династий, Е.М. Кычанов распределил объекты тангутского

законодательства по следующим отраслям и областям законодательного

осмысления и регулирования: учение о преступлении, применение

наказаний, процессуальное право, уголовное право, гражданское право,

административное право - центральный аппарат управления,

административное право - местная администрация, административное право -

правоовое положение буддийских общин и даосских монахов в тангутском

государстве, военное право. Китайское средневековое з аконодательство

сосуществует с обычным правом, для которого характерно использование

принципа равновозмездности ( талиона) либо откупа от наказания (ком-

позиции) и изгнания преступника из рода-племени (атимия) . В танском Китае

Читайте также: