Какими правовыми методами управления может руководствоваться правительство рф в своей деятельности

Обновлено: 25.06.2024

от 1 июня 2004 года N 260

(с изменениями на 6 сентября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 года N 713 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 36, 07.09.2009) (вступило в силу с 1 января 2010 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 890 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 38, 17.09.2012) (изменения вступили в силу с 1 марта 2013 года);

Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

2. Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации утвердить Инструкцию по делопроизводству в Аппарате Правительства Российской Федерации, руководствуясь Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", Регламентом Правительства Российской Федерации, Положением об Аппарате Правительства Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации.

3. Министерству юстиции Российской Федерации представить в месячный срок предложения о приведении в соответствие с Регламентом Правительства Российской Федерации и Положением об Аппарате Правительства Российской Федерации нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

4. Признать утратившими силу:

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 июня 2004 года N 260

РЕГЛАМЕНТ
Правительства Российской Федерации

(с изменениями на 6 сентября 2021 года)

I. Общие положения

1. Настоящий Регламент в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", иными федеральными законами и указами Президента Российской Федерации устанавливает правила организации деятельности Правительства Российской Федерации (далее - Правительство) по реализации его полномочий.

Правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий, а также правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами устанавливаются регламентами федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с типовым регламентом, утверждаемым Правительством.

Порядок организации проектной деятельности в Правительстве устанавливается в соответствии с положением об организации проектной деятельности в Правительстве, утверждаемым Правительством. Правила организации деятельности Правительства, установленные настоящим Регламентом, применяются к проектной деятельности в части, не противоречащей положению об организации проектной деятельности в Правительстве, утверждаемому Правительством.

Подготовка проектов нормативных правовых актов Правительства осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти планами подготовки нормативных правовых актов Правительства на очередной календарный год.

В планы подлежат включению нормативные правовые акты Правительства, разработка которых прямо не предусмотрена законодательными актами Российской Федерации, поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, а также поручениями Председателя Правительства Российской Федерации.

Внесение изменений в планы осуществляется федеральными органами исполнительной власти по согласованию с заместителями Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Срок, определенный днями, исчисляется в календарных днях, если срок не установлен в рабочих днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.

2. Основные направления деятельности Правительства определяются Председателем Правительства.

Председатель Правительства организует работу Правительства, ведет заседания Правительства, систематически проводит совещания с членами Правительства, руководителями государственных комитетов, федеральных служб и федеральных агентств (далее - иные федеральные органы исполнительной власти), органов и организаций при Правительстве, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов деятельности Правительства, поручений и указаний Президента Российской Федерации Правительству, принимает решения по оперативным вопросам (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 221; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 530 - см. предыдущую редакцию).

Председатель Правительства систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства.

Заместители Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) рассматривают конкретные вопросы деятельности Правительства, координируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, обеспечивают исполнение ими решений Президента Российской Федерации и Правительства, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов (абзац дополнительно включен с 15 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2007 года N 492).

3. Правительство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее - федеральные законы), указов и распоряжений Президента Российской Федерации, поручений и указаний Президента Российской Федерации Правительству издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 530 - см. предыдущую редакцию).

Акты Правительства подписываются Председателем Правительства, вступают в силу и подлежат опубликованию в порядке, установленном федеральным законом.

Акты Правительства по вопросам, подлежащим решению исключительно на заседаниях Правительства, издаются только после их рассмотрения на заседании.

4. Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в части полномочий, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

5. Правительство в целях осуществления контроля за исполнением Конституции Российской Федерации, федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и решений Правительства заслушивает на своих заседаниях федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство, иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (в пределах компетенции Правительства), а также руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в части полномочий, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), дает оценку деятельности указанных органов и соответствующих организаций, принимает решения об отмене или о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти, о внесении Президенту Российской Федерации предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством, вносит Президенту Российской Федерации предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации.

6. В Правительстве подлежат рассмотрению проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства, - проекты других актов, а также проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства.

По поручению (указанию) Президента Российской Федерации, а также по предложениям членов Правительства, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, в Правительстве могут рассматриваться другие документы по вопросам, не требующим принятия соответствующих актов.

Рассмотрением в Правительстве проектов актов и других документов для целей настоящего Регламента является их рассмотрение на заседаниях Правительства и без созыва заседаний Правительства, на заседаниях координационных и совещательных органов под председательством Председателя Правительства, одного из заместителей Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата Правительства, а также рассмотрение Председателем Правительства или его заместителями на совещаниях или единолично.

7. Проекты актов и другие документы, указанные в пункте 6 настоящего Регламента, могут вноситься на рассмотрение в Правительство членами Правительства, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, или лицами, исполняющими их обязанности. Проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства могут вноситься на рассмотрение в Правительство статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Проекты актов по вопросам, отнесенным к ведению Правительственной комиссии по проведению административной реформы и Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, могут вноситься на рассмотрение в Правительство указанными Комиссиями.

7_1. Документы, подлежащие рассмотрению в Правительстве, вносятся должностными лицами, указанными в пункте 7 настоящего Регламента, в виде электронных документов (за исключением случаев, когда документы содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), подписанных этими должностными лицами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в установленном порядке с соблюдением требований информационной безопасности.

При отсутствии возможности соблюдения установленного порядка обмена документами в электронном виде и требований информационной безопасности документы, подписанные должностными лицами собственноручно, вносятся на бумажном носителе.

Документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вносятся с соблюдением требований информационной безопасности, а также требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

8. В Правительстве также рассматриваются поручения и указания Президента Российской Федерации, проекты актов и другие документы, направленные в установленном порядке в Правительство Администрацией Президента Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 530 - см. предыдущую редакцию).

9. Результаты рассмотрения в Правительстве проектов актов и других документов оформляются актами Правительства, протоколами заседаний Правительства, координационных и совещательных органов под председательством Председателя Правительства, одного из заместителей Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата Правительства, протоколами совещаний у Председателя Правительства и его заместителей, резолюциями Председателя Правительства и его заместителей или подписанными ими другими документами (пункт в редакции, введенной в действие с 15 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2007 года N 492; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 221 - см. предыдущую редакцию).

9_1. Документы направляются Аппаратом Правительства в электронном виде (за исключением случаев, когда документы содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), подписываются должностными лицами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи в установленном порядке с соблюдением требований информационной безопасности.

При отсутствии возможности соблюдения установленного порядка обмена документами в электронном виде и требований информационной безопасности документы, подписанные должностными лицами собственноручно, направляются на бумажном носителе.

Документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, направляются с соблюдением требований информационной безопасности, а также требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

10. Обращения в Правительство, не предусмотренные пунктом 6 настоящего Регламента или внесенные руководителями органов, не указанными в пунктах 7 и 8 настоящего Регламента, направляются Аппаратом Правительства в органы государственной власти и органы местного самоуправления в электронном виде с соблюдением требований, установленных пунктом 9_1 настоящего Регламента, для рассмотрения и принятия решений в соответствии с их полномочиями.

11. Обращения в Правительство, содержащие предложения о принятии федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства, других решений Правительства, направляются в электронном виде с соблюдением требований, установленных пунктом 9_1 настоящего Регламента, в федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, в соответствии со сферами ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Указанные органы проводят проработку обращений, принимают в пределах своей компетенции соответствующие решения, при необходимости вносят в Правительство в установленном порядке проекты актов, по которым требуется решение Правительства, и о результатах рассмотрения информируют заявителей.

О результатах рассмотрения предложений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, внесенных в установленном порядке законодательными (представительными) или исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующие органы информируются федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, в срок не более 1 месяца с представлением в Правительство копии ответа.

В состав Правительства РФ входят:

1) Председатель Правительства РФ;

2) заместители Председателя Правительства РФ;

3) федеральные министры.

В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ Президент назначает с согласия Государственной Думы. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже с подачи назначенного Председателя Правительства РФ. В течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а после ее утверждения – конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент РФ каким-либо сроком не связан). Освобождение от должности Председателя и членов Правительства РФ также осуществляется Президентом РФ по личному заявлению об отставке, в случаях выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой или отказа в доверии при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ, в случае невозможности исполнения своих полномочий (в том числе и по собственному усмотрению главы государства).

Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств). Наряду с оптимизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти административная реформа предполагает последовательное освобождение этих органов от излишних и дублирующих функций, посредством передачи этих функций негосударственным структурам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Статья 9. Полномочия Президента Российской

§ 1. Правовые основы самостоятельности судебной власти и независимости судей

§ 1. Правовые основы самостоятельности судебной власти и независимости судей Конституционные и законодательные нормы закрепляют статус судов как органов, представляющих самостоятельную ветвь государственной власти. Как отмечалось в § 1 гл. 1, система судов

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 6. Полномочия органов государственной власти

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:1) подготовка и утверждение

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:1) подготовка

3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти)

3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти) Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно

2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры

2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с

5. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления)

5. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления) Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного

Органы государственной власти и их полномочия

Органы государственной власти и их полномочия К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления относятся:– принятие и изменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;– обеспечение

1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия

1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ

1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ

1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ Рассмотрим основные особенности Российской Федерации с точки зрения организации государственного управления.Прежде

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ СТАТЬЯ 4. Полномочия органов

27. ПРАВИТЕЛЬСТВО, ЕГО СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ

27. ПРАВИТЕЛЬСТВО, ЕГО СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ Исполнительную власть осуществляет Правительство, которое состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председателя Правительства назначает Президент с согласия Государственной

Конституция РФ (ст. 110) устанавливает, что исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ. Оно на федеральном уровне возглавляет всю систему органов исполнительной власти, обеспечивая их согласованную деятельность, что особенно сложно и важно в условиях федеративного государства. Вместе с тем, Правительство осуществляет исполнительную власть не в отрыве, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими ветвями единой государственной власти – законодательной и судебной.

Правительство Российской Федерации – высший коллегиальный исполнительный орган государственной власти Российской Федерации общей компетенции, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ .

Федеральное Правительство осуществляет общее руководство деятельностью исполнительных органов субъектов федерации и глав местных администраций, обеспечивает осуществление федеральных полномочий на всей территории России, сочетание интересов федерации и ее субъектов. Территориальные федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов федерации в решении вопросов в сфере совместного ведения федерации и ее субъектов.

Однако региональные органы исполнительной власти не подчинены Правительству России. Федеральное Правительство вправе в отношениях с ними лишь координировать их деятельность.

Органы исполнительной власти субъектов федерации участвуют в разработке проектов важнейших постановлений федерального Правительства по предметам совместного ведения, вопросам межрегионального значения и федеральных государственных программ, вносят на рассмотрение федеральных органов исполнительной власти предложения по предметам федерального и совместного ведения.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение законодательства и осуществляет систематический контроль его исполнения федеральными и региональными органами власти, принимает меры по устранению нарушений законодательства России. Тем самым основной задачей Правительства является исполнительно‑распорядительная деятельность, включая исполнение законов и контроль над их соблюдением и реализацией .

Состав и структура Правительства РФ.

По сравнению с советским периодом, состав Правительства России стал у́же. При этом число общефедеральных органов управления, руководители которых не входят в состав федерального Правительства, значительно превысило число министерств.




Часть 1 ст. 112 федеральной Конституции говорит о структуре федеральных органов исполнительной власти. На практике это положение понимается широко, включая и структуру Правительства, которая определяется Президентом РФ по предложению главы Правительства. Потому важно различать структуру Правительства как государственного органа, и структуру федеральных исполнительных органов как систему исполнительных органов на федеральном уровне.

Выше обозначен состав Правительства РФ, обратимся к его структуре. Федеральным конституционным законом предусмотрена возможность образования Президиума Правительства РФ, который не подменяет самого Правительства и решает оперативные вопросы . В состав Президиума входят руководство Правительства и ключевые министры. Правительство Российской Федерации вправе отменить любое решение Президиума Правительства Российской Федерации.

В структуре Правительства образуются координационные органы – комиссии, комитеты и совещательные органы – советы , предназначенные для выработки рекомендаций.

Для организации и обеспечения деятельности Правительства РФ образуется Аппарат Правительства РФ, включающий руководство Аппарата (Руководитель и его заместители), секретариаты заместителей Председателя Правительства РФ и руководителя Аппарата, департаменты, в которых создаются отделы. Аппарат выполняет организационно‑методические, экспертно‑консультативные, справочно‑информационные, контрольные и иные возложенные на него функции.

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства, в порядке, установленном ст. 111 Конституции РФ. В этом процессе задействована Государственная Дума, которая в случае трехкратного отклонения кандидатур Председателя Правительства подвергает себя угрозе роспуска.

Спор между Президентом РФ и Государственной Думой о понимании ч. 4 ст. 111 Конституции РФ относительно возможности представления главой государства на должность премьер‑министра одного и того же кандидата решен с учетом сложившейся практики Конституционным Судом РФ (Постановление от 11 декабря 1998 г.) в пользу Президента РФ, который вправе представлять в Государственную Думу для согласования многократно одного и того же кандидата.

Председатель Правительства РФ выполняет следующие функции : возглавляет Правительство, определяет основные направления его деятельности и организует его работу; представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за ее пределами; ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределяет обязанности между членами Правительства.

Председатель Правительства РФ систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента России. Однако исполняющий обязанности главы государства не может распустить парламент, назначить референдум и инициировать изменение федеральной Конституции .

Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом РФ : по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем Правительства РФ своих полномочий. Освобождение от должности премьера влечет отставку Правительства РФ.

Президент РФ лишь уведомляет палаты Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения. Никаких согласительных и консультативных процедур от Президента РФ не требуется, в то время как в большинстве стран такие консультации традиционно проводятся.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Правительства в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. Количество заместителей премьер‑министра России устанавливается указом Президента, в разные периоды их число менялось от одного до шести.

В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент РФ вправе до назначения нового премьера поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ одному из заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двух месяцев .

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Члены Правительства РФ вправе подавать заявления об отставке, что уже не влечет отставку всего Правительства РФ, как в случае отставки его председателя.

Полномочия Правительства РФ прекращаются в случаях:

1) сложения Правительством РФ своих полномочий перед вновь избранным Президентом РФ (ст. 116 Конституции РФ). Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ;

3) освобождения от должности премьер‑министра, как по собственной инициативе, так и в других случаях Президентом РФ, что одновременно влечет отставку Правительства РФ.

Теоретически право Президента РФ на освобождение от должности главы Правительства должно быть ограничено в силу разделения властей, необходимости обеспечения их согласованного функционирования.

Основные функции, полномочия и акты Федерального Правительства

Правительство по своей природе – более мобильный орган по сравнению с парламентом, его функции и полномочия распространяются на все сферы жизни общественной жизни, они наполняются конкретным содержанием в зависимости от состояния законодательства, потребностей развития, поэтому можно вести речь лишь об основных функциях и полномочиях Правительства РФ.

Компетенцию Правительства составляют его общие полномочия, а также специальные полномочия в сферах:

– экономики; бюджета и финансов;

– социальной; науки, культуры, образования;

– природопользования, охраны окружающей среды;

– обеспечения законности, прав, свобод граждан, борьбы с преступностью;

– обороны, государственной безопасности РФ;

– внешней политики и международных отношений.

В числе общих полномочий Правительства

– организация осуществления внутренней и внешней политики РФ; регулирование в социально‑экономической сфере; обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ, направление и контроль деятельности ее органов; формирование федеральных целевых программ и обеспечение их осуществления; законодательная инициатива в Государственной Думе.

Кроме того, к сфере общих вопросов федерального Правительства относится руководство федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, контроль их деятельности, отмена актов федеральных органов исполнительной власти или приостановление их действия.

Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров , руководителей федеральных органов исполнительной власти, не подведомственных Президенту РФ, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Заместителей руководителей федеральных агентств, служб при министерствах, подведомственных Правительству РФ, назначают соответствующие министры.

Правительство устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение . Акты Правительства РФ отличает фундаментальность, многофункциональность, подзаконность, оперативность и обязательность[178].

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению, первые официально публикуются не позднее 15 дней со дня их принятия, вторые – в течение 10 дней, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации.

Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются председателем Правительства и обязательны к исполнению. Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ определяется Указом Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.

3. Федеральные органы исполнительной власти: конституционно‑правовой статус и особенности

В Конституции РФ не предусмотрена законодательно система федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе. Практика пошла по пути установления системы федеральных органов исполнительной власти посредством принятия указов Президента РФ. За период с 1996 года были приняты несколько таких указов, каждый из которых различно определял систему федеральных органов исполнительной власти.

Федеральное министерство – возглавляемый федеральным министром федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральная служба – возглавляемый руководителем (директором) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство – возглавляемый руководителем (директором) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Решение о создании, преобразовании, ликвидации федеральных органов исполнительной власти принимает Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положение о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных главе государства, утверждается Президентом РФ, а других федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителя. Так, все федеральные министры, а также руководители федеральных исполнительных органов и их заместители, непосредственно подчиняющиеся главе государства, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ (первый блок федеральных органов исполнительной власти). Заместители федеральных министров, а также руководители федеральных органов исполнительной власти, не подведомственных Президенту РФ, назначаются и освобождаются от должности федеральным Правительством (второй блок). Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств при федеральных министерствах назначаются соответствующими министрами, а непосредственно подчиняющиеся Правительству РФ (третий блок) – Правительством России.

Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и иных исполнительных органов, кроме тех, что находятся под руководством Президента РФ (МИД, МВД, ФСБ и др.). Рост последних ослабляет позиции Правительства РФ и порождает проблемы координации деятельности этих органов.

Таким образом, назрела необходимость законодательного регулирования статуса министерств и иных федеральных исполнительных органов. Также необходимо помнить о том, что в силу ч. 2 ст. 77 федеральной Конституции федеральные и региональные органы исполнительной власти по федеральным и совместным предметам ведения образуют единую систему исполнительной власти. Важно и то, что федеральные исполнительные органы вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ). Причем координирующая роль в этой системе отведена Правительству России.

Контрольные вопросы

1. Назовите юридические признаки, свидетельствующие о том, что Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти. В чем выражается коллегиальность деятельности Правительства РФ?

2. Каково место Правительства РФ в системе разделения властей? Какой орган максимально для него влиятелен?

3. Перечислите полномочия Правительства РФ по руководству федеральными органами исполнительной власти.

4. Какими полномочиями обладает Правительство РФ по отношению к органам исполнительной власти субъектов Федерации?

5. Назовите правовые акты Правительства РФ и дайте им характеристику.

6. Какова структура Правительства РФ, и какие структурные подразделения входят в состав аппарата Правительства РФ?

7. Какие основные функции выполняет Правительство РФ?

8. Какие основания прекращения его полномочий вам известны?

9. Раскройте понятие и структуру федеральных органов исполнительной власти.

10. Каким образом реализуется принцип федерализма в деятельности Правительства РФ?

Дополнительная литература к теме

1. Бобылев А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления /А.И. Бобылев, Н.Г. Горшкова, В.И. Ивакин. М., 2003.

2. Безруков А.В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в сфере исполнительной власти. Журнал российского права. 2001. № 1.

3. Балабакин С.И. К вопросу о порядке назначения руководителей органов МВД в Российской Федерации. Журнал российского права. 2003. № 10.

4. Гончаров В.В. Проблемы выбора оптимальной системы исполнительной власти в РФ. Современное право. 2010. № 6.

5. Ивлев Г.П. Участие Правительства РФ в законодательной деятельности /Г.П. Ивлев, Г.А. Гаджимагомедов. М., 2008.

6. Исполнительная власть в Российской Федерации /под ред. А.Ф. Ноздрачева, Ю.А. Тихомирова. М., 1996.

7. Игнатюк Н.А. Компетенция федеральных министерств РФ. М., 2003.

8. Калинина Л.Е. Анализ структуры федеральных органов исполнительной власти. Современное право. 2009. № 3.

9. Кикоть В.Я. Место и роль МВД в политике российского государства по обеспечению международной законности и правопорядка. Государство и право. 2004. № 1.

11. Сосновкий С.А. Компетенция органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц: соотношение и порядок реализацию. Правоведение. 2008. № 2.

12. Федеральные органы исполнительной власти. Правительство Российской Федерации. Федеральные министерства: справочник. М., 2002.

13. Черкасов К.В. Об актуализации вопроса создания института полномочных представителей Правительства РФ в федеральных округах. Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 6.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть и состоит из Председателя, заместителей и руководителей министерств. Задачей Правительства как коллегиального государственного органа является исполнение законов, оперативное решение государственных вопросов и участие в законотворческой деятельности. Действует строго в соответствии со статьями Конституции, руководствуясь принципами народовластия, верховенства закона, гласности, принципами поддержания прав и свобод, а также на основе федеративности.

Принцип разделения власти

В главном правовом документе РФ – Конституции – закреплен основополагающий принцип четкого разделения власти. Каждая из ветвей автономна, самостоятельна и независима. Члены кабинета министров отчитываются по результатам деятельности перед Президентом РФ. Они также не имеют право участвовать в работе ведомств, относящихся к иной ветви власти.

Принцип формирования правительства и назначение Председателя

Правительство формируется на неопределенный срок, но оно обязано прекращать свою деятельность с избранием нового президента. Глава 6 Конституции предполагает следующий порядок:

  • Правительство автоматически прекращает свою деятельность в момент сложения полномочий действующего Президента;
  • После избрания Глава Государства выносит на рассмотрение новую кандидатуру Председателя Правительства;
  • В случае утверждения на должность Государственной Думой, новый глава Правительства в недельный срок должен сформировать структуру и обозначить состав кабинета министров.
  • Дума может отклонить кандидата, и тогда Президент получает право единолично назначить Председателя Правительства, при этом процедура предусматривает роспуск Законодательного Собрания.

формирование правительства РФ

Состав правительства РФ

Правительством руководит Председатель. Из числа министров он назначает нескольких заместителей. Один из них имеет право подписи и может заменить Премьера во время его отсутствия. Другие заместители должны курировать конкретные участки. В их обязанности входит координация работы комиссий, министерств, объединенных в пределах общей проблематики.

Состав правительства РФ

Правительство состоит из министров, которых в РФ двадцать два, по числу ведомств. Члены Правительства обязаны соблюдать следующие ограничения:

  • Министры не могут иметь собственный бизнес, долю в активах компаний любой организационной формы, вести предпринимательскую деятельность, заниматься любым видом труда за плату, исключение составляют преподавание, творчество и наука;
  • Действующие члены Правительства не могут сесть в кресло депутатов любого уровня, а также получать любые выборные должности в структуре власти или входить в любые попечительские советы;
  • Не допускается быть представителем чьих-либо интересов;
  • Запрещено пользоваться служебным положением с целью собственной популяризации и обогащения;
  • Члену правительства нельзя использовать собственные средства или средства спонсоров, меценатов для осуществления профессиональной деятельности;
  • С 2013 года министрам запрещено иметь депозиты в иностранных банках или финансовые активы зарубежных компаний.

Полномочия и ответственность

Функции Правительства – это реализация положений внутренней политики и регулирование внешнего курса, вопросы общественной, социальной и экономической жизни, обеспечение строгого соблюдения действующих законов и разработка целевых программ. Правительство наделено следующими полномочиями, позволяющими решать поставленные задачи:

Функции Правительства – это реализация положений внутренней политики и регулирование внешнего курса, вопросы общественной, социальной и экономической жизни

      • управление всеми видами государственного имущества;
      • разработка инвестиционной политики, создание и поддержание благоприятного экономического климата, создание условий для здоровой рыночной конкуренции;
      • осуществление группы мероприятий, которые призваны поддерживать отечественных производителей, регулирование баланса экспорта и импорта;
      • разработка Федерального бюджета и его реализация;
      • формирование и поддержка налоговой политики;
      • осуществление контроля над валютным рынком, над внутренними обязательствами и внешним долгом;
      • полномочия в проведении социальной политики: гарантия конституционных прав граждан, решение социальных проблем, реализация целевых программ;
      • формирование государственных программ и реализация их в образовательной сфере и науке;
      • участие в процессе разработки оборонных проектов, а также осуществление политики в части охраны и обеспечения правопорядка;
      • ведение внешней политики.

      За результаты и итоги своей работы Правительство отвечает перед Президентом и Законодательным Собранием. Ежегодно оно должно представлять Думе отчет о проделанной работе. В рабочем порядке по требованию законодателей предоставлять им информацию о ходе процесса разработки нормативных актов в пределах, ограниченных компетенцией.

      Структура федеральных органов исполнительной власти

      Региональные правительства являются частью структуры исполнительной власти. Они наделяются полномочиями по решению федерального Правительства, если Конституция не содержит норм, запрещающих этого. Местные собрания министров также могут частично передавать Правительству РФ свои функции, когда это соответствует нормам права и сформулировано в соответствующем соглашении.

      Читайте также: