Что не может выступать в качестве основания исполнения уголовного наказания

Обновлено: 30.06.2024

Комментируемая статья УИК в отличие от ранее действовавшего ИТК более полно раскрывает основания исполнения наказаний, указывая, кроме того, и на основания применения иных мер уголовно-правового характера.

Если ранее в качестве основания отбывания наказания назывался лишь приговор суда, вступивший в законную силу, то теперь в качестве иных оснований выступают изменяющие приговор суда и вступившие в законную силу судебные определения и постановления, а также акты помилования и амнистии. Вступление приговора суда и изменяющих его определений и постановлений вышестоящих судебных инстанций в законную силу определяется уголовно-процессуальным законодательством РФ, в том числе Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в ст. 6 которого закреплена обязательность судебных постановлений. 2.

Указание в комментируемой статье определений и постановлений судебных инстанций, изменяющих приговор суда, в качестве основания отбывания наказаний вполне оправданно. Вышестоящие судебные инстанции могут изменить первоначальный приговор весьма существенно: поменять не только размер, но и вид наказания. Поэтому в ряде случаев основанием отбывания конкретного наказания выступает уже не приговор, постановивший, например, наказание в виде лишения свободы, а определение или постановление вышестоящей судебной инстанции о применении к виновному иного, более мягкого наказания. 3.

В соответствии с положениями Конституции РФ Президент РФ может издавать акты о помиловании конкретных лиц, осужденных к тому или иному виду наказания, а Государственная Дума - акты амнистии, распространяющие свое действие лишь на круг лиц, подпадающих под конкретные признаки, указанные в самом акте амнистии. 4.

В ст. 84 УК РФ определено, что амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Актом об амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость.

Акты об амнистии, как правило, издаются в связи с теми или иными происходящими в стране событиями либо приурочены к знаменательным датам (например, к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России). Такая традиция сложилась давно, хотя закон с такими событиями издание акта об амнистии и не связывает. 5.

Согласно ст. 85 УК РФ помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Акт помилования издается Президентом РФ в любое необходимое время, и здесь не требуется каких-либо специальных оснований или поводов. Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании определен Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации". Указом Президента РФ от 16 марта 2007 г. N 359 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере юстиции" упорядочены функции федеральных органов исполнительной власти и внесены коррективы в порядок рассмотрения ходатайств о помиловании. Совместным Приказом Минюста России и МВД России от 2 августа 2000 г. N 821/238 утверждена Инструкция о порядке исполнения актов помилования лиц, осужденных за преступления. 6.

Рассмотренные выше основания могут выступать в качестве таковых и в отношении иных мер уголовно-правового характера.

Комментарий к статье 8 1.

УИК в отличие от УК РФ лишь перечисляет принципы, на которых основывается уголовно- исполнительное законодательство РФ, не раскрывая сущности каждого из них. Поэтому содержательная сторона каждого из указанных в УИК принципов раскрывается исходя из многолетней практики их применения и научного анализа используемых в законе терминов. 2.

Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве проявляется в различных направлениях и формах. По сравнению с ранее действовавшим ИТК в УИК данный принцип воплощен намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в сфере исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осужденными. Прежде всего из содержания норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний (особенно лишения свободы), изъята излишняя тюремная специфика, отражающая суровость наказания. Для избежания его чрезмерной жесткости были отменены многие ограничения в отношении осужденных. По истечении ряда лет практика применения УИК показала необходимость дальнейшей гуманизации условий и порядка отбывания наказания, что и было осуществлено Федеральными законами от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ и от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ.

В УИК закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты осужденных от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с ними. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы.

Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения проявлять себя определенным образом. Так, если осужденный не нарушает установленного порядка и дисциплины, ему предоставляется широкая возможность получения различного рода льгот и ослабления режимных требований; если же он выбирает путь неповиновения и правонарушений, он не только не получает эти льготы, но, наоборот, режимные требования могут быть существенно ужесточены (например, в ИУ - путем применения системы взысканий, перевода в более строгие условия содержания и даже в тюрьму).

Благодаря такой системе противовесов в предоставлении льгот основная масса осужденных заинтересована в правопослушном поведении. Это в конечном счете обеспечивает устойчивую обстановку в УИС, по существу исключая массовые проявления недовольства со стороны осужденных.

Сегодня фактическое воплощение в жизнь всех гуманистических проявлений закона затрудняет крайняя скудность материально-финансового и иного ресурсного обеспечения данной системы. Его недостаточность сводит к минимуму многие гуманистические начала уголовно- исполнительного законодательства. В последнее время осуществлены крупные изменения в карательной политике, сняты или существенно уменьшены многие ограничения в расходовании осужденными денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, сокращены сроки фактического отбытия наказания при представлении к условно-досрочному освобождению или замене наказания более мягким и ряд других.

Принцип гуманизма должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в УИК предусматриваются меры по надежной изоляции и охране осужденных, по пресечению как с их стороны, так и со стороны иных граждан различных попыток проникновения на охраняемые территории, нападений на охрану, проносов запрещенных предметов и других подобных действий. 3.

Принцип демократизма проявляется в том, что уголовно-исполнительное законодательство хотя и исходит из конституционного положения о федеральном построении УИС, но тем не менее предоставляет довольно широкие права субъектам РФ и органам местного самоуправления в отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания. Органы власти субъектов РФ оказывают исключительно большую финансовую помощь указанным учреждениям и органам (по приобретению продовольствия, строительству различных зданий и сооружений, освобождению от налогов, предоставлению различного рода льготных кредитов и т.п.). Принцип демократизма проявляется и в других формах: в порядке беспрепятственной подачи и разрешения в определенные сроки жалоб и заявлений осужденных, в свободе выбора ими языка обращения и переписки, в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебном и ведомственном контроле, прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в содействии их работе общественных объединений. 4.

Принцип равенства осужденных перед законом выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одном режиме ИУ, независимо от национальной принадлежности, социального положения, вероисповедания и других подобного рода признаков. Различия здесь предусматриваются лишь в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное - от поведения осужденных. 5.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний предполагает рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, что, в свою очередь, является следствием проведенных дифференциации и индивидуализации личности самих осужденных.

Дифференциация осужденных осуществляется на разных этапах и в зависимости от ее основания. В процессе отбывания наказания осужденные дифференцируются на определенные группы с учетом возраста, состояния здоровья, наличия семьи и родственников, отбытого срока наказания и поведения, возможности досрочного (в любой форме) освобождения, наличия профессии и т.д.

Внутри классификационных групп осужденных выделяется индивидуально личность каждого из них, выявляются ее основные характеристики, в том числе положительные и отрицательные качества. Следует отметить, что личность осужденного не может быть представлена как сосредоточение лишь одних негативных свойств и качеств: отдельные из них могут быть поражены полностью, другие - частично, а некоторые могут находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала УИС - составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осужденного и на этой основе разработать и осуществить программу воспитательных воздействий, опираясь на положительные качества данной личности и разрушая, блокируя ее отрицательные свойства.

Сейчас с согласия осужденных им может быть оказана психологическая помощь работниками психологических служб или иными лицами.

В каждом ИУ разрабатываются единые режимно-педагогические требования, которые предъявляет к осужденным персонал всех служб. В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется конкретный комплекс мер принуждения, стимулирования и исправления. Эффективность действия этого комплекса мер зависит от многих обстоятельств, но в целом она доказана практикой.

В законодательстве указанные аспекты дифференциации и индивидуализации изложены достаточно полно и подробно. Система мер стимулирования правопослушного поведения сейчас намного богаче и обширнее, чем была раньше. Полнота ее реализации зависит от уровня организаторской работы и педагогического мастерства воспитателей. 6.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием был закреплен и в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве. Правда, тогда он относил к предмету исправительно-трудового законодательства регулирование исполнения лишь тех наказаний, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия. Теперь же предмет законодательства намного шире: он включает в себя регулирование исполнения не только всех видов наказаний, но и иных мер уголовно-правового характера. Тем не менее данный принцип сохраняется. Учитывая, что большинство наказаний соединяется на стадии их исполнения с исправительным воздействием, этот принцип является определяющим для характеристики уголовно-исполнительного законодательства.

Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс различных воспитательных мероприятий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности.

В соответствии с уголовно-правовыми положениями основанием, вызывающим осуществление карательного воздействия со стороны государства, определяющим объем, а иногда и род кары, является само преступное деяние. Кроме того, следует учитывать характер и объем причиненного преступлением вреда, опасности для установленного порядка, интересы безопасности государства и общества.

Следует отметить, что комментируемая статья Уголовно-исполнительного кодекса в отличие от ранее действовавшего Исправительно-трудового более полно раскрывает основания исполнения наказания, указывая, и на основания применения иных мер уголовно-правового характера. Если ранее в качестве основания отбывания наказания назывался лишь приговор суда, вступивший в законную силу, то теперь в качестве иных оснований выступают изменяющие приговор суда и вступившие в законную силу судебные определения и постановления, а также акты помилования и амнистии.

В соответствии с положением Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации приговор, это решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации законодательно закрепляет два вида приговора суда (обвинительный и оправдательный).

Обвинительный приговор в соответствии с уголовно-процессуальным законом постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств. Обвинительный приговор постановляется:

1) с назначением наказания, подлежащего отбыванию осужденным;

2) с назначением наказания и освобождением от его отбывания;

3) без назначения наказания.

Суд постановляет обвинительный приговор с назначением наказания, но освобождает от его отбывания, если к моменту вынесения приговора издан акт об амнистии, освобождающий от применения наказания, назначенного осужденному данным приговором, или время нахождения подсудимого под стражей по данному уголовному делу с учетом правил зачета наказания поглощает наказание, назначенное подсудимому судом.

Постановляя обвинительный приговор с назначением наказания, подлежащего отбыванию осужденным, суд должен точно определить вид наказания, его размер и начало исчисления срока отбывания.

В резолютивной части обвинительного приговора должны быть указаны, кроме прочего:

1) пункт, часть, статья УК РФ, предусматривающие ответственность за совершение преступления, в совершении которого подсудимый признан виновным;

2) вид и размер наказания, назначенного подсудимому за каждое преступление, в совершении которого он признан виновным;

3) окончательная мера наказания, подлежащая отбытию на основании соответствующих статей УК РФ;

4) вид исправительного учреждения, в котором должен отбывать наказание осужденный, к лишению свободы, и режим данного исправительного учреждения;

5) длительность испытательного срока при условном осуждении и обязанности, которые возлагаются при этом на осужденного;

6) решение о дополнительных видах наказания в соответствии со ст. 45 УК РФ и т.д.

Другой разновидностью судебного решения является постановление суда по вопросам приговора суда и порядка его исполнения. Постановление — любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично. Это решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта.

Вступление приговора суда и изменяющих его постановлений или определений вышестоящих судебных инстанций в законную силу определяется уголовно-процессуальным законодательством.




Уголовно-процессуальное законодательство определяет и порядок обращения к исполнению приговора, определения, постановления суда. Обращение к исполнению приговора, определения, постановления суда возлагается на суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции. Копия обвинительного приговора направляется судьей или председателем суда в то учреждение или в тот орган, на которые возложено исполнение наказания.

Суд апелляционной инстанции обязан сообщить в учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания, о решении, принятом им в отношении лица, содержащегося под стражей.

В случае изменения приговора суда первой или апелляционной инстанции при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке к копии приговора прилагается также копия определения суда кассационной инстанции.

Важным моментом исполнения приговора суда является положение, касающееся вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора. Таковым относятся следующие вопросы:

1) о возмещении вреда реабилитированному, восстановлении его трудовых, пенсионных, жилищных, и иных прав;

2) о замене наказания в случае злостного уклонения от отбывания;

3) об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному, к лишению свободы;

4) об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, а также об отмене условно-досрочного освобождения;

5) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

6) об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного;

7) об отмене условного осуждения или продлении испытательного срока;

8) об отмене или о дополнении возложенных на осужденных обязанностей;

9) об освобождении от отбывания наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора;

10) о зачете времени содержания под стражей, а также времени пребывания в лечебном учреждении;

11) о продлении, об изменении или о прекращении принудительных мер медицинского характера;

12) об освобождении от наказания или смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу;

13) о снижении размера удержания из заработной платы осужденного к исправительным работам;

14) о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора;

15) об освобождении от наказания несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

16) об отмене отсрочки отбывания наказания беременным женщинам, женщинам и мужчинам, имеющим малолетних детей;

17) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания в виде ограничения по военной службе военнослужащего, уволенного с военной службы.

Особенностью указанных правовых положений является то, что суд не только определяет вид и размер наказания, изначально, при рассмотрении уголовного дела по существу, но и участвует в процессе исполнения уже определенного им наказания в случаях перечисленных выше. Указанная процессуальная деятельность находит свое процессуальное закрепление в определениях и постановлениях суда по конкретному вопросу, возникающему в процессе исполнения наказания.

Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, составная часть которого представляет собой назначенное осужденному наказание, обязателен для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и, в силу этого, подлежит исполнению.

После обращения приговора суда к исполнению, уполномоченные на то органы государства, администрация предприятий, организаций и учреждений обязаны его реализовать в пределах назначенного судом наказания. При этом учреждение или орган, на которые возложена обязанность исполнения наказания, должны извещать суд, постановивший приговор, о месте отбывания наказания осужденным.

Кроме суда в решении вопросов, касающихся исполнения наказания могут принимать участие и другие субъекты уголовно-исполнительных отношений. Так, в соответствии с положениями Конституции РФ Президент РФ может издавать акты о помиловании конкретных лиц, осужденных, к тому или иному виду наказания, а Государственная Дума — акты амнистии, распространяющие свое действие лишь на круг лиц, подпадающих под конкретные признаки, указанные в самом акте амнистии.

Помилование и амнистия не являются реабилитацией, применяемой в отношении лица, незаконно и необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и состоящей в восстановлении его прав и свобод и возмещении причиненного ему вреда.

В ст. 84 УК РФ закреплено, что амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость. Решение об объявлении амнистии принимается не в форме закона, а в форме постановления Государственной Думы, а предписания указанного постановления структурно не включаются в систему УК. Поэтому вопреки позиции, некогда сформулированной Верховным судом СССР (постановление от 20.12.1929 г.), акт об амнистии не является уголовным законом и обратной силы действия не имеет.

Амнистия может быть основанием освобождения, как от уголовной ответственности, так и от наказания.

Указанные выше основания могут выступать в качестве таковых и в отношении иных мер уголовно-правового характера.

Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

Комментарий 1

Комментарий 2

1. Комментируемая статья УИК в отличие от ранее действовавшего ИТК более полно раскрывает основания исполнения наказаний, указывая, кроме того, и на основания применения иных мер уголовно-правового характера. Если ранее в качестве основания отбывания наказания назывался лишь приговор суда, вступивший в законную силу, то теперь в качестве иных оснований выступают изменяющие приговор суда и вступившие в законную силу судебные определения и постановления, а также акты помилования и амнистии. Вступление приговора суда и изменяющих его определений и постановлений вышестоящих судебных инстанций в законную силу определяется уголовно-процессуальным законодательством РФ, в том числе Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в статье 6 которого закреплена обязательность судебных постановлений.

2. Указание в комментируемой статье определений и постановлений судебных инстанций, изменяющих приговор суда, в качестве основания отбывания наказаний вполне оправданно. Вышестоящие судебные инстанции могут изменить первоначальный приговор весьма существенно: поменять не только размер, но и вид наказания. Поэтому в ряде случаев основанием отбывания конкретного наказания выступает уже не приговор, постановивший, например, наказание в виде лишения свободы, а определение или постановление вышестоящей судебной инстанции о применении к виновному иного, более мягкого наказания.

3. В соответствии с положениями Конституции РФ Президент РФ может издавать акты о помиловании конкретных лиц, осужденных к тому или иному виду наказания, а Государственная Дума - акты амнистии, распространяющие свое действие лишь на круг лиц, подпадающих под конкретные признаки, указанные в самом акте амнистии.

4. В ст. 84 УК РФ определено, что амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость.

Акты об амнистии, как правило, издаются в связи с теми или иными происходящими в стране событиями либо приурочены к знаменательным датам (например, к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России). Такая традиция сложилась давно, хотя закон с такими событиями издание акта об амнистии и не связывает.

5. Согласно ст. 85 УК РФ помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Акт помилования издается Президентом РФ в любое необходимое время, и здесь не требуется каких-либо специальных оснований или поводов. Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании определен Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации". Указом Президента РФ от 16 марта 2007 г. № 359 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере юстиции" упорядочены функции федеральных органов исполнительной власти и внесены коррективы в порядок рассмотрения ходатайств о помиловании. Совместным Приказом Минюста России и МВД России от 2 августа 2000 г. № 821/238 утверждена Инструкция о порядке исполнения актов помилования лиц, осужденных за преступления.

6. Рассмотренные выше основания могут выступать в качестве таковых и в отношении иных мер уголовно-правового характера.

Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

Комментарий к статье 7 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Вступивший в законную силу приговор, определение и постановление суда обязательны для всех государственных органов и учреждений, а также иных организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, служащих коммерческих и иных организаций и граждан и подлежат обязательному исполнению, а органы, приводящие их в исполнение, немедленно извещают суд о приведении их в исполнение.

2. Приговор считается вступившим в законную силу в том случае, если он не был обжалован или опротестован в течение установленного в законе срока.

3. Вступление приговора, определения и постановления суда в законную силу определяется уголовно-процессуальным законодательством, а также Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" . В ряде случаев основанием исполнения наказания выступает определение или постановление суда.

4. Президент РФ наделен правом издавать акты о помиловании, а Государственная Дума - акты амнистии.

Другой комментарий к статье 7 УИК РФ

В комментируемой статье приведен исчерпывающий перечень оснований исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Указанные основания являются юридическими фактами, необходимыми для обращения к исполнению приговора суда, иных судебных решений, а также актов исполнительной власти.

Полный перечень уголовных наказаний приведен в ст. 44 УК РФ. Не входящие в этот перечень меры, применяемые к лицу, совершившему преступление, относятся к категории иных мер уголовно-правового характера. В соответствии с действующим уголовным законом такими мерами являются: условное осуждение, отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества.

Реализация уголовно-правовых мер, включая и наказание, возможна только при наличии одного из оснований, приведенных в комментируемой статье. При этом их реализация осуществляется с учетом и на основе положений Уголовно-процессуального Кодекса РФ, устанавливающего порядок вступления в законную силу судебных решений, а также иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия реализации актов помилования или актов об амнистии.

Первым среди оснований исполнения наказания назван приговор. Это обусловлено тем, что приговор является наиболее распространенным основанием исполнения наказания. В ст. 49 Конституции РФ закреплено положение, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Таким образом, именно вступивший в законную силу приговор суда определяет виновность или невиновность лица и необходимость применения к нему уголовного наказания. В приговоре указываются вид наказания, его размер или срок, вид учреждения при назначении наказания в виде лишения свободы, решаются иные вопросы, связанные с наказанием.

Статьей 390 УПК РФ установлено, что приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами, а приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами.

Приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.

Право пересмотра приговора вышестоящим судом также относится к числу конституционных прав. Это право закреплено в ст. 50 Конституции РФ.

Вышестоящий суд вправе оставить без изменения, отменить или изменить приговор суда. В последнем случае основанием исполнения наказания будет уже не только приговор суда, но и определение вышестоящего суда. Например, вышестоящий суд снижает осужденному назначенный срок наказания.

Постановлением суда решаются вопросы, связанные с исполнением наказания, при исполнении приговора. К их числу, в частности, относятся вопросы:

- о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания:

- об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы, в соответствии со ст. ст. 78 и 140 УИК РФ;

- о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со ст. 80 УК РФ;

- об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного в соответствии со ст. 81 УК РФ, а также и другие вопросы.

В подобных случаях основанием исполнения наказания или иной меры уголовно-правового характера становится и постановление суда.

Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 84 УК РФ актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица.

Статьей 85 УК РФ определен круг вопросов, решаемых при помиловании: лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Таким образом, акт помилования или акт об амнистии также являются основанием исполнения наказания и иных мер уголовно-правового характера.

Остались вопросы по ст 7 УИК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 7 УИК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Уголовно-исполнительный Кодекс РФ в актуальной редакции с комментариями. Консультации юристов. 2022 ©

Читайте также: