Что говорит библия о долгах и должниках

Обновлено: 02.07.2024

Библия не запрещает верующим занимать деньги

Если одалживание является грехом, то получается, что Бог повелевает Своему народу помогать тем, кто хочет совершить этот грех. Это похоже на то, как если бы сказать так: если человек хочет совершить убийство, дайте ему пистолет и покажите, как им пользоваться… Это совершенно непоследовательно! Мой Бог не является непоследовательным!

В-четвёртых, предписания об одалживании сопровождаются некоторыми правилами. Например: Одалживая некую ценность, израильтянам запрещалось взимать проценты со своего народа, а с чужеземца нет (Втор. 23:19-20). Ещё законом Моисея предусматривалась помощь для тех, кто погряз в долгах на длительный срок. Субботние годы, или годы отдыха, случались каждые семь лет. В эти годы все долги упразднялись и счета считались сведёнными (Втор. 15:1-12; Лев. 25:2-7). Таким образом, одалживая деньги или что-то ещё, заимодавец всегда помнил об этих Субботних и Юбилейных годах. Что-то подобное встречается и в Новом Завете. В Нагорной проповеди Иисус учил, что давать взаймы нужно не ожидая получить обратно. Все эти правила были призваны регулировать акт займа. Если бы одалживание запрещалось Библией, то все эти правила были бы бессмысленными.

Библия расценивает долг как негативное явление

Долг числится в списке проклятий

Не всякий долг является Божьим проклятием за грех. В Библии есть пример задолжавшего богобоязненного пророка (4 Цар. 4:1). Тем не менее, в Ветхом Завете долг числится в списке проклятий за непослушание Богу. Это одна из причин, почему долг расценивается, как явление негативное.

И напротив, Бог так же предупреждал народ Завета что если они отступят от Него, и не будут слушаться Его заповедей, то будут терпеть лишения.

Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя… Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже; он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом (Втор. 28:15, 43-44).

Долг делает заёмщика рабом

Несмотря на то, что в наши дни некоторые из тех древних мер взыскания отменены, и должников уже не сажают за решётку, они всё равно находятся в положении зависимости от своего кредитора. Когда мы приносим домой свою заработную плату… кипа счетов, сложенных на кухонном столе, кричит: "уплати меня, иначе…” Несомненно, долг порабощает нас. У нас нет полной свободы выбора или полномочий в принятии решений, куда потратить деньги или прибыль, потому что по закону мы обязаны оплатить свои долги.

Библия предостерегает о злоупотреблении планами на будущее

Когда мы берём в долг, то рассчитываем, что в будущем заработаем или получим достаточно ресурсов, чтобы выплатить его. Мы надеемся, что получим повышение в зарплате или какой-нибудь бонус на работе. Мы думаем, что наш бизнес план привлечёт перспективных клиентов, благодаря которым мы сможем выплатить свой долг. Мы начинаем думать, что мы достаточно умны, чтобы преодолеть свою глупость, которая сделала нас должниками.

Подобный образ мыслей ничем иным нельзя назвать, как только откровенной самоуверенностью и злоупотреблением планами на будущее. Священное Писание предостерегает по этому поводу:

Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль”; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”, - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло (Иак. 4:13-16).

Злоупотребление планами на будущее - третья причина, почему Библия расценивает долг, как негативное явление.

Долг конкурирует с Богом в обеспечении нужд христиан

Четвёртая причина, почему долг считается негативным явлением, кроется в том, что долг конкурирует с Богом в обеспечении нужд христиан. В Нагорной проповеди Иисус заверил людей, что им не нужно беспокоиться по поводу их основных потребностей. Бог, Который заботится о цветах полевых и птицах, так же обеспечит Своих возлюбленных одеждой и пищей.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их… Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры (Матф. 6:25-26, 30).

Рон Блу рассказывает историю о молодом человеке, который хотел пойти учиться в семинарию и стать миссионером. Но поскольку у него не было денег, чтобы оплатить учёбу, он думал о том, чтобы оформить в банке ссуду. Однако в таком решении была и тёмная сторона – ещё прежде окончания учёбы он был бы обременён большим долгом, который он не смог бы выплатить, имея доход миссионера.

После долгих молитв он решил поступить в семинарию без студенческой ссуды и полагаться на то, что Господь обеспечит его нужды. Он закончил обучение, не влезая в долги, и научился ценить то, как наш Единый и Живой Бог, заботится о нуждах Своих детей. Это был самый ценный урок, который он получил в семинарии. Это подготовило его к труду на миссионерском поприще, где он постоянно доверялся Богу в вопросах обеспечения всех его нужд. Взяв в долг, мы можем пропустить тот момент, когда Бог продемонстрирует Свою реальность.

Долг препятствует щедрости и благотворительности

Библейские принципы одалживания

Следует избегать поручительства

Следует избегать долгосрочных долгов

Чем больше сумма долга и срок его выплаты, тем больше риск, что обстоятельства могут радикально измениться, и мы окажемся более неспособными вносить необходимые платежи. Посему, представляется разумным одалживать как можно меньше и рассчитываться как можно скорее. Меньшее количество долговых обязательств, простирающихся в будущее, могут понизить вероятность стресса, а так же обеспечить гибкость в случае потери работы, ухудшения экономики или чрезвычайных обстоятельств.

Следует непременно возвращать весь долг

Фото с сайта onegoodworld.org

Что бы вы предпочли: одолжить кому-то 100 долларов или одолжить 100 долларов у кого-то? Что для вас лучше: 10 тысяч на счете в банке или 10 тысяч кредита?

Конечно, иметь самому и иметь возможность давать другим - блаженнее, чем брать. Это не только библейская мудрость, но и простой здравый смысл. В ее основе лежит принцип Б-жьего закона даяния.

На самом деле, в кредитах нет ничего плохого. Однако, в отличие от нашего современного мира, кредиты были задуманы для благословения бедных.

Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы.

Интересно, не правда ли? Б-г обещает избыток послушным Ему людям, и благословение иметь возможность давать взаймы и не занимать самому идет в одном ряду с с благословением благоприятной погоды и плодотворного труда.

Но брать взаймы стоит в списке проклятий! Вам даже не нужно верить Библии, чтобы это заметить. Просто откройте глаза.

В нашем сегодняшнем мире банки считают идеальным заемщиком семейного человека, обеспеченного имуществом, со стабильным доходом, хорошей работой или бизнесом - то есть всеми признаками, которые Второзаконие 28 называет благословением. Б-г же, наоборот, считает, что именно такой человек, одалживая деньги подвергает себя проклятью.

С другой стороны, разве не странно одалживать деньги тем, у кого они и так есть, и отказывать тем, кто в них особенно нуждается?

Обратите внимание на то, что Библия говорит в Исходе 22:25 о займах и кредитовании в древнем Израиле:

Если даете взаймы бедняку из Моего народа, не будьте, как ростовщик - не налагайте процентов. (Новый русский перевод).

Во-первых, обратите внимание, что говорится: "если даете в долг". Было вполне допустимо предлагать кредиты, если вы в состоянии. Кредиторам было приказано быть щедрыми и давать, но мудро и осмотрительно, не одалживая больше, чем они могли. Во-вторых, кредиты давались бедным, на иврите это слово означает "скромный" или "нуждающийся". Так что, если бедный израильтянин действительно нуждался, а не просто хотел чего-то, он мог получить кредит. Вместе с тем, кредиты не давали тем, кто просто хотел скорее что-то купить. И, наконец, кредит был беспроцентным!

На самом деле, Бог пошел еще дальше. Он сказал, что те, кто может одолжить деньги нуждающимся, должны это делать даже если им не смогут вернуть долг! Бог сказал, что Он Сам вернет кредитору заем, если бедный заемщик не сможет (Второзаконие 15:10; Притчи 19:17).

Дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; (Втор15.10)

И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:34-36).

Конечно, Бог не оправдывает неразумную раздачу денег всем, кто этого не заслуживает. Бог не принимает ни сторону кредитора, ни сторону заемщика. Он ожидает, что обе стороны, будут бескорыстны. Должнику, Бог говорит: "Если ты действительно нуждаешься, ищи займа, а затем сделай все возможное, чтобы погасить его". Если ты занял деньги, Бог указывает на прямую ответственность должника за оплату своих долгов (Псалом 37:21):

Кредиторам, Он говорит: "Если вы в состоянии занять бедному, не ищите прибыли и не волнуйтесь, что он не сможет вернуть долг". Насколько это отличается от того, что мы привыкли видеть сегодня.

Зная разрушительные последствия растущих долгов, Бог встроил "предохранительный механизм" в Свою экономическую систему (Второзаконие 15). Он называется Субботний год, год прощения долгов. Каждый седьмой год, как было установлено в гражданском праве Израиля, все краткосрочные долги прощались. Разница, как мы видели выше, выплачивалась в полном объеме Самим Богом.

Бог сказал израильтянам быть осторожными и не пользоваться этим "предохранительным механизмом" в корыстных целях. Освобождение от долгов в Субботний год было предназначено, чтобы предотвратить нищету, а не для того, чтобы позволить растраты и расточительность. Во Второзаконии 15:7-11 Бог предупредил кредиторов не презирать бедных, когда приближался седьмой год:

Опять же, Бог увещевал обоих: и кредиторов, и заемщиков, соблюдать принципы даяния.

Выглядит так, что библейские принципы совершенно невыполнимы в современной экономике, что их применение грозит полным крахом всей финансовой системе. Но, слава Б-гу, это не так.

Правда в том, что Б-г не рассматривает займы, как и любой другой бизнес, в качестве способа обогатиться. Его цели всегда и в любом деле остаются неизменны - благословить всех людей, оставаясь единственным и истинным Источником богатства и процветания каждого человека. Это означает, что никто из Его народа не должен думать о своей прибыли больше, чем о благосостоянии ближнего.

Такой подход открывает перед нами совсем другую картину экономики и бизнеса, где на первый план выходят любовь к ближнему, любовь к Б-гу и стремление к общему благу. Человек, движимый этими мотивами, получает возможность управлять своим бизнесом на совершенно новом, духовном уровне, на котором не бывает кризисов и колебаний рынка.

Читайте также: