Что нужно сдавать на страховщика

Обновлено: 13.05.2024

Кто уведомляет: виновник или потерпевший?

И тот и другой. Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ (об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года предусматривается обязанность лица, которое является или может быть признано виновником ДТП, уведомить об аварии свою страховую компанию.

С другой стороны, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона об ОСАГО, потерпевший также должен поставить своего страховщика в известность, если рассчитывает на финансовую компенсацию от него (редко, но бывает, что виновник прямо на месте покрывает ущерб из своего кармана — в этом случае уведомлять страховую компанию уже не нужно).

Вышеизложенное рассматривалось применительно к ситуации, когда ДТП оформлял сотрудник Госавтоинспекции. Однако и при составлении европротокола виновник и пострадавший в обязательном порядке уведомляют свои страховые компании на основании пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО и пункта 3.8 Правил ОСАГО, отраженных в Положении ЦБ № 431-П от 19 сентября 2014 года.

Некоторые водители полагают, что если вызвать на место ДТП аварийного комиссара, то он и уведомляет страховую о дорожно-транспортном происшествии. Это не так.

Аварийный комиссар не является сотрудником полиции и с точки зрения закона не имеет никаких полномочий и никаких обязанностей. Он всего лишь консультант, который чаще всего помогает грамотно составить европротокол, поэтому ответственность за оповещение страховой компании в любом случае лежит на водителе.

Когда и как нужно уведомить страховую компанию о ДТП

Если оформлением дорожно-транспортного происшествия занимались сотрудники ГИБДД, то виновнику Закон об ОСАГО не выставляет четкого срока уведомления; однако пунктом 2 статьи 11 оговаривается, что он должен соответствовать периоду, который установлен договором.

Что касается потерпевшего, тут ситуация аналогичная: пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ лишь предусматривается сделать это в кратчайший срок со ссылкой на пункт 3.9 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком.

А вот при составлении европротокола обе стороны аварии (виновник и потерпевший) должны известить о ДТП свои страховые компании в течение пяти рабочих дней согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года.

Отметим, что звонить нужно по официальному номеру страховой компании или филиала (он всегда указан на сайте организации), чтобы в дальнейшем подтвердить звонок с помощью детализации.

Безусловно, вы также можете лично явиться в страховую компанию с письменным уведомление о ДТП. Сдать его можно в одном экземпляре (тогда зафиксируйте это на видео) либо оставив у себя копию, на которой вам поставят штамп с отметкой о получении.

Если отправляете письмо обычной почтой, то закажите опись вложения и уведомление о вручении.

Что касается оформления ДТП по европротоколу, то пунктом 4.14 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком, четко указано, что страховая компания должна получить оригинал европротокола (его вы прилагаете к заявлению на страховую выплату). Безусловно, здесь тоже потребуется видеозапись либо копия протокола с отметкой страховщика о получении.

В случае составления европротокола в электронном виде уведомление о дорожно-транспортном происшествии отправляется автоматически по завершении оформления ДТП.

Процесс этот может омрачиться потерей связи и сбоями в работе приложения, поэтому лучше подстраховаться и в качестве подтверждения отправки европротокола (а следовательно, уведомления о ДТП) делать скриншоты (снимки экрана) по ходу заполнения полей и после отсылки данных.

И теперь логичный вопрос: что будет, если вовремя не уведомить страховую о ДТП? Ответим на него.

Страховая компания своевременно не узнала о ДТП: последствия

Многие думают, что в этом случае гарантированно будет отказ в страховой выплате. Но это не так.

Во-первых, как ранее уже отмечали, законодательство не устанавливает четких сроков уведомления страховой компании о ДТП, если авария оформляется сотрудником ГИБДД. Конкретный временной лимит в пять рабочих дней предусмотрен лишь при оформлении европротокола. Но даже его просрочка роли не играет.

Дело в том, что основания для отказа в страховом возмещении прописаны в статье 12 Закона об ОСАГО. И пропуска сроков там нет. Поэтому страховая компания не имеет никакого права отклонить ваше заявление о выплате даже в том случае, если вы уведомили о ДТП только через неделю или даже позже. В данном случае срок подачи обращения на страховое возмещение ограничивается общим сроком исковой давности, который составляет три года на основании статьи 196 Гражданского кодекса.

Возможен ли административный штраф? Тоже нет. Ни одна статья Административного кодекса наказания за это не содержит.

Глава 12 КоАП включает исчерпывающий набор статей, предусматривающих ответственность за нарушения, связанные с дорожным движением. И в этой главе нашлось место лишь для одной статьи, связанной с ОСАГО: статья 12.37 Административного кодекса штрафует водителя на 500-800 рублей при отсутствии его фамилии в действующем полисе либо если полис просрочен или вовсе не оформлен. И больше ничего. Никаких просрочек с уведомлением о ДТП.

А вот что реально грозит водителю, который не сообщил страховой компании об аварии, так это регрессный иск — требование о возмещении страховки, которая была выплачена пострадавшей стороне. Очевидно, что подобные претензии страховщик выставляет лишь тому водителю, который стал виновником дорожно-транспортного происшествия.

Поясним. Положим, вы спровоцировали ДТП и признаны виновником аварии. Страхования компания, клиентом которой является пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, выплачивает ему страховое возмещение. А затем эту сумму компания требует уже с вас, подавая в суд регрессный иск.

Таким образом, в настоящее время водитель, ставший участником ДТП и не сообщивший об этом страховщику, не может быть подвергнут ни штрафу, ни регрессному иску. Более того, страховая компания лишена возможности отказать в страховой выплате потерпевшему, который не уведомил ее об аварии.

Закон законом, однако, по словам автоюриста Дмитрия Тиковенко, страховые компании не упускают возможности нажиться на своих клиентах. Как мы ранее писали, общий срок исковой давности по гражданским делам составляет три года. Именно этой нормой руководствуются страховщики, подавая регрессные иски спустя год-два с момента ДТП.

Кто такой страховой брокер

Страховой брокер — посредник, который помогает выбрать страховщика и конкретные страховые продукты. Он оценивает предложения, сравнивает, предлагает оптимальный вариант, в процессе помогает консультациями, информационной поддержкой, оформлением необходимых документов, обеспечивает сохранность денег, если взносы проходят через него.

Брокер как независимый эксперт действует в интересах клиента, поэтому именно от него получает вознаграждение за свои услуги. Считается, что чем крупнее страховой брокер, чем больше у него сеть, тем меньше его комиссионные, ведь крупные игроки рынка могут зарабатывать на объёмах продаж.

У брокера обязательно должна быть лицензия на осуществление страховых услуг. Кроме того, работа брокера подчинена официальным правилам и требованиям, которые защищают клиентов:

Кто такой страховой агент

Страховой агент — это физическое или юридическое лицо, которое продаёт страховые полисы. Агентом может быть не только тот, кто зарабатывает исключительно этой деятельностью, но и тот, для кого этот доход — один из многих (к примеру, банк или автодилер). Зачастую это удобно для всех: и для самой организации-агента, и для страховой, и для клиента, который может не тратить время на поиски, а на месте, буквально не отходя от кассы, получить консультацию и оформить полис.

Как и брокер, агент заинтересован в продаже большого количества страховок. Агент также оказывает консультационные услуги, помогает оформлять документы и может принимать оплату.

Разница между агентом и брокером не только в том, что агенту не нужна лицензия. Если брокер работает в интересах клиента и, как правило, именно от него получает вознаграждение, агент получает комиссию от страховой компании.

Агенты бывают штатными, мономандатными и многомандатными.

  • Штатные — это те, кто числится в штате страховой компании (именно их вы видите, если приходите в офис за оформлением полиса). Как правило, такой посредник работает за небольшой оклад, а основной доход получает за оформление контрактов.
  • Мономандатный агент в штате не числится, но полисы продавать это не мешает. Он продаёт продукты конкретной страховой компании и получает от неё комиссию за сделки.
  • Многомандатные посредники продают продукты сразу нескольких страховых компаний, но могут, чтобы не распыляться, выбрать всего один-два вида страхования (например, специализироваться исключительно на полисах, связанных с защитой ответственности автовладельцев).

Иногда на этой почве возможны спекуляции: агент может убедить клиента, что речь о самом лучшем и выгодном предложении только из-за личной заинтересованности в комиссии. Вопрос порядочности мы оставим за скобками, но клиенту важно понимать, что именно руководит агентом и есть ли выбор среди нескольких схожих страховых продуктов.

Также агент, если это предусмотрено контрактом, может частично выплатить компенсацию при наступлении страхового случая. Но это уже зависит исключительно от деталей договора.

Чем отличаются

Сравнили в таблице основные моменты, чтобы показать разницу между страховыми агентами и брокерами.

Что сравниваемБрокерАгент
Как получает доходКак правило, вознаграждение приходит от клиента. Если же вознаграждение оплачивает страховая, брокер обязан проинформировать клиента об этом.Получает свой процент от страховщика.
От чьего лица работаетОт собственного или от имени клиента по его поручению.От страховой компании по ее поручению.
Партнерство со страховщикамиРаботает со множеством организаций. Заинтересован в возможности предоставить большой выбор клиенту, соответствующий интересам и ситуации клиента, ведь это является его конкурентным преимуществом перед агентом.Как правило, сотрудничает с определенной страховой компанией. Возможно, с несколькими. Есть агенты, которые сотрудничают со множеством страховых компаний (например, благодаря онлайн-платформе, которая дает им большой выбор).
Необходимость получить лицензиюБрокер обязан иметь лицензию на свою деятельность.Требований к лицензии нет.
Ограничения Не вправе действовать вне своих обязанностей, не может действовать одновременно и в интересах клиента и в интересах страховщика.Не имеет возможности, как страховой брокер, сравнить максимальное количество возможных предложений и выбрать лучшее. Может действовать в интересах определенного страховщика, при этом консультируя клиента.

Как стать страховым брокером или агентом

❌ Стать страховым брокером — задача непростая. Без предварительной подготовки и знания матчасти, законодательства, преимуществ и минусов отдельных страховых компаний не обойтись. Для этой деятельности понадобится открыть ИП или ООО. То есть в идеале заранее стоит разобраться и с этим вопросом: понять, какая форма, какое налогообложение будет выгоднее. После регистрации своего дела обязательно придётся получить лицензию. Только после прохождения этих этапов можно начинать работать в качестве страхового брокера. Затем можно заключать договоры со страховыми компаниями, с которыми брокер собирается сотрудничать. Всё это займёт немало времени, зато после можно масштабировать деятельность и стать крупным брендом.

✅ Стать страховым агентом элементарно. Например, есть онлайн-платформы, где достаточно зарегистрироваться и пройти простой обучающий курс, чтобы получить возможность продавать полисы и получать комиссию. Также можно самостоятельно заключить договоры со страховыми компаниями, но это займёт больше времени.

Тем, кто хочет стать страховым брокером или агентом, важно понимать: и те и другие отвечают за сохранность персональных данных клиентов, документов и денег, за достоверность информации о страховых продуктах. Поэтому работать в этой сфере стоит только с предварительной подготовкой, осознанно.

Рейтинги страховых брокеров

  • возможность благодаря сотрудничеству с большим количеством страховых компаний выбрать оптимальный продукт — именно тот, что нужен клиенту;
  • цены;
  • сотрудничество с надёжными страховыми компаниями;
  • опыт работы;
  • быстрота обслуживания;
  • информация из пресс-релизов Банка России;
  • качество сервиса.

На сайте Центробанка можно посмотреть архивную отчетность по страховой брокерской деятельности. Эта статистика посвящена цифрам: она лишена эмоций и не учитывает таких субъективных показателей, как качество сервиса обслуживания, но довольно информативна. Если вы определились с брокером или только выбираете между ними, эти данные Центробанка могут оказаться полезными. Также у Центробанка есть реестр финансовых организаций, где можно посмотреть в том числе информацию о брокере.

❌ Какого-либо реестра или рейтингов страховых агентов не существует — их может быть очень много.

Зачем нужны страховые брокеры и агенты

Клиенты не всегда в силах самостоятельно разобраться во всем многообразии предложений, которые существуют на рынке. И уж тем более, сложно сравнить все возможные предложения, осознав их преимущества и недостатки. Страховщику сложно сравнивать себя с конкурентами — это не в его интересах. А вот брокеры и агенты (если агент сотрудничает не с одним страховщиком) вполне могут оценить картину в целом и предложить оптимальный вариант.

Брокеры и агенты нужны не только клиентам, но и страховщикам, ведь они поставляют клиентскую базу. Довольный обслуживанием и компенсацией человек порекомендует компанию знакомым. Возможность выбора и конкуренция между страховыми компаниями развивают рынок, это полезно для всех.

Конечно, если вы четко знаете, какой именно продукт вам нужен и определились со страховщиком, есть смысл обратиться к нему напрямую, тем более, что тут возможны скидки или специальные акции, благодаря которым можно сэкономить. Иногда посредники готовы сделать дисконт за счёт части своего вознаграждения, но у самого страховщика тут в большинстве случаев больше возможностей для маневра и скидок.

Важно: прежде чем покупать полис у посредника, самостоятельно рассчитайте стоимость полиса, который вам нужен. В интернете масса удобных калькуляторов, которые дают такую возможность. Это позволит вам не купить интересующий продукт по завышенной цене.

Страховые компании должны вести бухгалтерский и налоговый учет. По результатам деятельности страховщики обязаны отчитываться в контролирующие органы. Учет и отчетность страховых организаций имеет свою специфику. Какие отчеты и куда сдавать, разберемся в статье.

Заполнить, проверить и сдать отчетность через интернет

Бухгалтерская отчетность страховых организаций

Страховщики, как и все организации, формируют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кроме этого, Положение ЦБ РФ от 28.12.2015 № 526-П (далее — Положение 526-П) предписывает страховщикам составлять промежуточную отчетность по состоянию на 31 марта, 30 июня и 30 сентября. Порядок и состав отчетности утвержден указанным выше Положением ЦБ РФ.

Страховым компаниям не нужно направлять экземпляр отчетности в ФНС, так как они отчитываются перед Центральным банком РФ. Данное заключение вытекает из пп. 4 п. 4 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Годовая отчетность страховщика должна быть передана ЦБ РФ в течение 35 рабочих дней после окончания отчетного периода. К отчетности необходимо приложить аудиторское и актуарное заключения, которые представляются в электронной форме в виде электронных образов.

У бухгалтерской отчетности обычно есть различные приложения. Страховщик вправе включить в состав приложений дополнительную сопутствующую информацию, не предусмотренную Положением 526-П. Данные включаются, если отчитывающаяся организация считает, что они нужны пользователям отчетности. Из таких приложений можно увидеть влияние конкретных операций и событий на финансовое положение и финансовые результаты страховщика.

Сдать бухгалтерскую отчетность в срок и без ошибок

По всем суммам, указанным в бухгалтерской отчетности за отчетный период, страховщик должен представить сопоставимую сравнительную информацию за предыдущий отчетный период.

Если у страховщика нет остатков по счетам учета активов, обязательств и финансового результата, такие показатели (статьи) исключаются из форм бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Страховщик имеет право раскрыть дополнительную информацию в отчетности. Для этого он может добавить в отчетность строки, которые расшифруют показатели баланса и приложений к нему.

Бухучет в страховых организациях ведется на основании международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Отчетность формируется исходя из положений более 30 МСФО.

Для обществ взаимного страхования предусмотрены отдельные формы бухгалтерской отчетности. Например, баланс нужно составлять по форме ОКУД: 0420140 (п. 2.3 Положения 526-П).

Состав бухгалтерской отчетности страховщика

  1. Баланс
  2. Отчет о финансовых результатах
  3. Приложения

1. Баланс

Баланс включает три раздела: активы, обязательства и капитал. Активы расписывают по 28 статьям (долевые инструменты, депозиты, займы и т.д.). В раздел II включено 29 разновидностей обязательств (выпущенные долговые ценные бумаги, кредиты, займы, резервы и т.д.). В третьем разделе помимо уставного, резервного и добавочного капитала представлены строки по различным резервам.

На первом листе баланса следует указать полное или сокращенное наименование страховой компании, код по ОКАТО и регистрационный номер (порядковый номер). В графе с регистрационным номером страховщик указывает регистрационный номер, присвоенный Банком России при внесении в реестр организаций определенного вида деятельности. Если регистрационного номера нет, данная графа не заполняется.

Чтобы верно составить баланс, бухгалтер страховой компании должен воспользоваться таблицей примерной группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии со статьями бухгалтерского баланса страховой организации. Такую таблицу можно найти в приложениях 10-13 к Положению 526-П. Некоторые приложения утратят свою силу с 01.01.2023 года. В Положение 526-П уже внесены приложения, которые будут действовать с 2023 года.

Подготовить, проверить и сдать баланс через Контур.Экстерн.

В графе 1 бухгалтерского баланса указывается номер соответствующей строки, в графе 2 — наименование показателя по строке, в графе 3 — номера примечаний, раскрывающих состав и экономическое содержание показателя по строке.

В графе 4 бухгалтерского баланса приводятся значения показателей по соответствующим строкам на конец отчетного периода, в графе 5 — сопоставимые данные на конец предыдущего отчетного года.

Если нужно отразить влияние ретроспективного пересчета на начало предшествующего отчетного периода, страховщик включает в состав бухгалтерской отчетности дополнительный бухгалтерский баланс по состоянию на начало и конец предшествующего периода с учетом ретроспективного пересчета.

2. Отчет о финансовых результатах

Отчет о финансовых результатах страховщика бывает квартальный и годовой. Код формы по ОКУД — 0420126. Отчет содержит четыре раздела:

  • страховая деятельность;
  • инвестиционная деятельность;
  • прочие операционные доходы и расходы;
  • прочий совокупный доход.

В отчет о финансовых результатах страховщика за год включаются остатки по соответствующим счетам бухгалтерского учета по учету доходов и расходов прошлого года. Таблица соответствия счетов бухгалтерского учета по учету доходов и расходов текущего года и счетов бухгалтерского учета по учету доходов и расходов прошлого года приведена в приложении 20 к Положению 526-П.

3. Приложения к балансу и к отчету о финансовых результатах

Приложения к балансу и к отчету о финансовых результатах включают:

  • отчет об изменениях собственного капитала страховой организации;
  • отчет о потоках денежных средств страховой организации;
  • примечания к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отчет об изменениях собственного капитала состоит из 30 строк и 18 граф.

Отчет о денежных потоках (ОКУД) 0420128 включает информацию о денежных потоках от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Подать приложения к бухгалтерской отчетности страховой организации через интернет.

Примечания к бухгалтерской отчетности заполняются в виде таблицы. Каждая таблица содержит четыре столбца: номер строки, вид стандарта МСФО, требования к раскрытию информации и описание. Необходимо заполнить 69 примечаний, среди которых: описание страховой деятельности, инвестиций, страховых премий, доходов и расходов по процентам и т.д. Примечания составляют все страховщики, кроме страховой медицинской организации, работающей в сфере обязательного медицинского страхования.

Отчет о целевом использовании средств

Общества взаимного страхования также составляют отчет о целевом использовании средств. В нем отражается поступление и использование целевых средств обществ. В отчете следует соблюдать такое равенство: значение показателя в графе 3 строки 1 равно значению показателя в графе 4 строки 21.

Отчетность страховых компаний в ЦБ РФ

Страховые компании внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Реестром пользуются органы надзора. Одним из таких органов выступает Центральный банк РФ.

Страховые компании сдают в ЦБ РФ и его территориальные подразделения такие виды отчетов:

Также виды необходимой отчетности перечислены в Указании ЦБ РФ от 03.02.2021 № 5724-У. Страховщики сдают формы: 0420150, 0420151, 0420152, 0420154, 0420155, 0420156, 0420157, 0420158, 0420159, 0420160, 0420161, 0420163, 0420164, 0420165, 0420166, 0420167, 0420168, 0420169, 0420170, 0420171, 0420172 и 0420173. В документе Банка России даны подробные разъяснения по заполнению каждой формы.

Статистическая отчетность страховых компаний

Также страховщики сдают форму 1-СК. Направляют отчет напрямую в Росстат на 35-й день после отчетного периода, а за год — до 10 апреля.

Отчитаться в Росстат через интернет — в срок и без ошибок.

Состав статистической отчетности может меняться. Список необходимых отчетов можно уточнить в Росстате или в Центральном банке, который является органом надзора для страховщиков.

Налоговая отчетность страховой организации

Страховые компании представлены на российском рынке в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Последние, в свою очередь, подразделяются на открытые и публичные.

Страховщики на ОСНО работают в соответствии с Налоговым кодексом и уплачивают все установленные налоги.

Удобный сервис для сдачи отчетности

Страховые компании формируют отчетность с учетом специфики своей деятельности. В отличие от обычных организаций, бухгалтерскую (финансовую) отчетность страховщики сдают не в ФНС, а в Банк России. А вот налоговая отчетность формируется согласно правилам НК РФ, которые распространяются на всех юридических лиц.

Отчитаться в контролирующие органы через интернет — с подсказками и проверкой на ошибки.

Кто уведомляет: виновник или потерпевший?

И тот и другой. Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ (об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года предусматривается обязанность лица, которое является или может быть признано виновником ДТП, уведомить об аварии свою страховую компанию.

С другой стороны, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона об ОСАГО, потерпевший также должен поставить своего страховщика в известность, если рассчитывает на финансовую компенсацию от него (редко, но бывает, что виновник прямо на месте покрывает ущерб из своего кармана — в этом случае уведомлять страховую компанию уже не нужно).

Вышеизложенное рассматривалось применительно к ситуации, когда ДТП оформлял сотрудник Госавтоинспекции. Однако и при составлении европротокола виновник и пострадавший в обязательном порядке уведомляют свои страховые компании на основании пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО и пункта 3.8 Правил ОСАГО, отраженных в Положении ЦБ № 431-П от 19 сентября 2014 года.

Некоторые водители полагают, что если вызвать на место ДТП аварийного комиссара, то он и уведомляет страховую о дорожно-транспортном происшествии. Это не так.

Аварийный комиссар не является сотрудником полиции и с точки зрения закона не имеет никаких полномочий и никаких обязанностей. Он всего лишь консультант, который чаще всего помогает грамотно составить европротокол, поэтому ответственность за оповещение страховой компании в любом случае лежит на водителе.

Когда и как нужно уведомить страховую компанию о ДТП

Если оформлением дорожно-транспортного происшествия занимались сотрудники ГИБДД, то виновнику Закон об ОСАГО не выставляет четкого срока уведомления; однако пунктом 2 статьи 11 оговаривается, что он должен соответствовать периоду, который установлен договором.

Что касается потерпевшего, тут ситуация аналогичная: пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ лишь предусматривается сделать это в кратчайший срок со ссылкой на пункт 3.9 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком.

А вот при составлении европротокола обе стороны аварии (виновник и потерпевший) должны известить о ДТП свои страховые компании в течение пяти рабочих дней согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года.

Отметим, что звонить нужно по официальному номеру страховой компании или филиала (он всегда указан на сайте организации), чтобы в дальнейшем подтвердить звонок с помощью детализации.

Безусловно, вы также можете лично явиться в страховую компанию с письменным уведомление о ДТП. Сдать его можно в одном экземпляре (тогда зафиксируйте это на видео) либо оставив у себя копию, на которой вам поставят штамп с отметкой о получении.

Если отправляете письмо обычной почтой, то закажите опись вложения и уведомление о вручении.

Что касается оформления ДТП по европротоколу, то пунктом 4.14 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком, четко указано, что страховая компания должна получить оригинал европротокола (его вы прилагаете к заявлению на страховую выплату). Безусловно, здесь тоже потребуется видеозапись либо копия протокола с отметкой страховщика о получении.

В случае составления европротокола в электронном виде уведомление о дорожно-транспортном происшествии отправляется автоматически по завершении оформления ДТП.

Процесс этот может омрачиться потерей связи и сбоями в работе приложения, поэтому лучше подстраховаться и в качестве подтверждения отправки европротокола (а следовательно, уведомления о ДТП) делать скриншоты (снимки экрана) по ходу заполнения полей и после отсылки данных.

И теперь логичный вопрос: что будет, если вовремя не уведомить страховую о ДТП? Ответим на него.

Страховая компания своевременно не узнала о ДТП: последствия

Многие думают, что в этом случае гарантированно будет отказ в страховой выплате. Но это не так.

Во-первых, как ранее уже отмечали, законодательство не устанавливает четких сроков уведомления страховой компании о ДТП, если авария оформляется сотрудником ГИБДД. Конкретный временной лимит в пять рабочих дней предусмотрен лишь при оформлении европротокола. Но даже его просрочка роли не играет.

Дело в том, что основания для отказа в страховом возмещении прописаны в статье 12 Закона об ОСАГО. И пропуска сроков там нет. Поэтому страховая компания не имеет никакого права отклонить ваше заявление о выплате даже в том случае, если вы уведомили о ДТП только через неделю или даже позже. В данном случае срок подачи обращения на страховое возмещение ограничивается общим сроком исковой давности, который составляет три года на основании статьи 196 Гражданского кодекса.

Возможен ли административный штраф? Тоже нет. Ни одна статья Административного кодекса наказания за это не содержит.

Глава 12 КоАП включает исчерпывающий набор статей, предусматривающих ответственность за нарушения, связанные с дорожным движением. И в этой главе нашлось место лишь для одной статьи, связанной с ОСАГО: статья 12.37 Административного кодекса штрафует водителя на 500-800 рублей при отсутствии его фамилии в действующем полисе либо если полис просрочен или вовсе не оформлен. И больше ничего. Никаких просрочек с уведомлением о ДТП.

А вот что реально грозит водителю, который не сообщил страховой компании об аварии, так это регрессный иск — требование о возмещении страховки, которая была выплачена пострадавшей стороне. Очевидно, что подобные претензии страховщик выставляет лишь тому водителю, который стал виновником дорожно-транспортного происшествия.

Поясним. Положим, вы спровоцировали ДТП и признаны виновником аварии. Страхования компания, клиентом которой является пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, выплачивает ему страховое возмещение. А затем эту сумму компания требует уже с вас, подавая в суд регрессный иск.

Таким образом, в настоящее время водитель, ставший участником ДТП и не сообщивший об этом страховщику, не может быть подвергнут ни штрафу, ни регрессному иску. Более того, страховая компания лишена возможности отказать в страховой выплате потерпевшему, который не уведомил ее об аварии.

Закон законом, однако, по словам автоюриста Дмитрия Тиковенко, страховые компании не упускают возможности нажиться на своих клиентах. Как мы ранее писали, общий срок исковой давности по гражданским делам составляет три года. Именно этой нормой руководствуются страховщики, подавая регрессные иски спустя год-два с момента ДТП.

Читайте также: