Что должен делать законопослушный гражданин

Обновлено: 28.06.2024

Таким образом, существует два типа юридических лиц: человеческие и нечеловеческие. По закону человеческое лицо называется физическим лицом (иногда также физическим лицом ), а нечеловеческое лицо называется юридическим лицом (иногда также юридическим , юридическим , искусственным , юридическим или фиктивным лицом , латынь : persona ficta ).

Юридические лица - это такие организации, как корпорации, фирмы (в некоторых юрисдикциях ) и многие государственные учреждения . По закону они рассматриваются как личности.

Поскольку правосубъектность является предпосылкой для получения правоспособности (способности любого юридического лица изменять (вступать, передавать и т. Д.) Права и обязанности ), это является предпосылкой для того, чтобы международная организация могла подписывать международные договоры самостоятельно. имя .

СОДЕРЖАНИЕ

Юридические лица

Искусственная личность , юридическая личность или юридическая личность - это характеристика неживого существа, которое по закону считается имеющим статус личности .

Юридического или искусственный человек ( Latin : персоны ficta ; также юридическое лицо) имеет юридическое название и имеет определенные права, защиты, привилегию, обязанность и обязательство в области права, аналогичное тем , из физического лица . Понятие юридического лица - фундаментальная юридическая фикция . Это имеет отношение к философии права , поскольку важно для законов, влияющих на корпорацию ( корпоративное право ).

Юридическая личность позволяет одному или нескольким физическим лицам ( Universitas personarum ) действовать как единое юридическое лицо (юридическое лицо) для юридических целей. Во многих юрисдикциях искусственная личность позволяет рассматривать это юридическое лицо в соответствии с законом отдельно от его отдельных участников (например, в компании с ограниченной ответственностью, ее акционерами ). Они могут предъявлять иски , заключать контракты, брать на себя долги и владеть собственностью . Юридические лица также могут нести определенные юридические обязательства, такие как уплата налогов. Юридическое лицо может оградить своих членов от личной ответственности .

В некоторых юрисдикциях общего права проводится различие между совокупностью корпораций (например, компанией, состоящей из нескольких членов) и единственной корпорацией , которая представляет собой государственную должность юридического лица, отделенную от лица, занимающего эту должность (оба юридического лица иметь отдельную правосубъектность). Исторически сложилось так, что большинство единоличных корпораций носили церковный характер (например, офис архиепископа Кентерберийского был единоличным корпорацией), но ряд других государственных должностей теперь сформированы как единоличные корпорации.

В настоящее время понятие юридического лица занимает центральное место в западном праве как в странах с общим, так и в гражданском праве , но также встречается практически во всех правовых системах.

Примеры

Некоторые примеры юридических лиц включают:

Не все организации обладают правосубъектностью. Например, совет директоров корпорации, законодательного органа или государственного агентства обычно не является юридическим лицом в том смысле, что у них нет возможности осуществлять законные права независимо от корпорации или политического органа, частью которого они являются.

История

Концепция юридического лица для организаций людей по крайней мере так же стара, как Древний Рим : различные коллегиальные институты пользовались преимуществами римского права .

Доктрина была приписана Папе Иннокентию IV , который, кажется, по крайней мере, помог распространить идею persona ficta, как ее называют по- латыни . В каноническом праве доктрина persona ficta позволяла монастырям иметь законное существование отдельно от монахов, что упрощало трудность уравновешивания необходимости для таких групп иметь инфраструктуру, хотя монахи принимали обеты личной бедности. Другим следствием этого было то, что как вымышленное лицо монастырь не мог быть признан виновным в правонарушении из-за отсутствия души, что помогало защитить организацию от внедоговорных обязательств перед окружающими общинами. Это фактически перенесло такую ​​ответственность на лиц, действующих внутри организации, одновременно защищая саму структуру, поскольку считалось, что люди обладают душой и, следовательно, способны на халатность и могут быть отлучены от церкви .

Согласно традиции общего права, только человек может обладать законными правами. Чтобы позволить им функционировать, юридическое лицо корпорации было установлено, чтобы включать пять юридических прав - право на общую казну или сундук (включая право владеть собственностью), право на корпоративную печать (т.е. и подписывать контракты), право предъявлять иски (для обеспечения соблюдения контрактов), право нанимать агентов (сотрудников) и право издавать подзаконные акты (самоуправление).

Примеры кейсов с использованием доктрины

Расширение основных прав на юридических лиц

Бразилия

Бразильский закон признает любую ассоциацию или абстрактную организацию в качестве юридического лица, но требуется регистрация в соответствии с конституционным документом со спецификациями в зависимости от категории юридического лица и местного законодательства штата и города.

Китай

В качестве типичного примера концепции юридического лица в юрисдикции гражданского права в соответствии с Общими принципами гражданского права Китайской Народной Республики , глава III, статья 36. «Юридическим лицом является организация, обладающая правоспособностью для гражданских права и способность к гражданскому поведению и независимо пользуется гражданскими правами и принимает на себя гражданские обязанности в соответствии с законом ". Однако обратите внимание, что термин гражданское право означает нечто совершенно иное в юрисдикциях гражданского права, чем в юрисдикциях общего права.

Германия

Индия

Корпорации и трасты

Животное царство

Религиозные божества и концепция Шабаита

Шебаитшип

Природные объекты, такие как реки

Италия

В Италии профсоюзы обладают правосубъектностью, как указано в пункте 4 статьи 39 Конституции :

Новая Зеландия

Соединенные Штаты

Более поздние мнения интерпретировали эти предварительные комментарии как часть судебного решения. В результате из-за Первой поправки Конгресс не может принимать закон, ограничивающий свободу слова корпорации или политической группы действий или диктующий освещение местной газеты, а из-за пункта о надлежащей правовой процедуре правительство штата не может забирать собственность корпорации без соблюдения надлежащей правовой процедуры и предоставления справедливой компенсации. Эти меры защиты применяются ко всем юридическим лицам, а не только к корпорациям.

Известный компонент соответствующего прецедентного права является Верховным судом решение Граждан США против Федеральной избирательной комиссии , которая управляла неконституционными определенными ограничениями на корпоративной кампании тратит во время выборов.

Популярная культура

2) нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.

3) является основным источником права в странах континентальной правовой семьи.

2. В § 1 учебника среди правил, по которым живут люди в обществе, названы обычаи. В перечне признаков обведи номера тех, которые характерны и для законов, и для обычаев:

1) упорядочивают жизнь

4) облегчают принятие решения

5) за несоблюдение их возможно наказание

Известно, что первые письменные законы многих древних государств представляли собой запись обычаев. Используя выделенные характеристики, объясни этот факт.

Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычаи являются источником права, хотя не зафиксированы в качестве закона. Они, как правило, публикуются в справочной и иной специальной литературе.

Смысл и содержание определения, в настоящее время, зависит от применения. Используется для обозначения отношений в различных областях: культура, право, предпринимательство, торговля.

3. Отметь верные суждения о Конституции РФ.

1) В Конституции РФ названы права, свободы и обязанности граждан.

4) Конституция РФ закрепляет основы общественного строя.

4. Почему нарушение законов считают опасным социальным поведением?

Нарушение законов приводит к разрушению системы государственной безопасности, социальных гарантий граждан, нагнетанию напряженности в обществе, моральному разложению в обществе. Но с точки зрения философии, если не будет нарушение законов они не будут совершенствоваться и изменяться с изменением общества.

Нарушение любых социальных норм можно отнести к асоциальному поведению. Что же касается законодательной базы нашей страны, то она формируется именно для защиты интересов и свободы человека, а значит, их соблюдение формирует социальное общество.

Почему нарушение законов можно отнести к опасному социальному поведению?

1. Государственный строй общества приемлет формирование определенных законов, которые являются непосредственной основой формирования порядка в стране;

2. Каждый человек имеет свои определенные права и обязанности, которые определяются именно законодательной базой;

3. Нарушение законов влечет за собой ряд последствий, в том числе и непоправимых, что приводит к нарушению общественного порядка и государственно устоя, а также конституционных норм и законов;

4. Каждое нарушение ведет к формированию наказания.

Каждый закон определяет особые нормы поведения в обществе, в государстве, в определенном правовом поле. Все законы разрабатываться исключительно в сочетании с конституцией. То есть, они не могут нарушать основных прав человека. И это уже формирует понятие о том, что законы стоят на страже наших интересов, а также на страже интересов всего общества. Нарушение законодательства вносит негативные изменения устрой общества, а если бы у определенных преступлений не было никаких наказаний, это бы приводило к тому, что каждый человек понимал бы незначительность законов. И жил бы сам по себе, что скоро привело бы к полнейшему развалу общества и государства в принципе.

5. Проанализируй факты.

а) На каменной плите, где выбиты законы царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н. э.), изображён бог Шамаш, передающий свиток Хаммурапи.

б) Согласно Библии, пророк Моисей, взойдя на гору Синай, выслушал повеления Бога и вырезал на двух каменных плитах десять заповедей, по которым должны были жить люди.

1) Напиши, что объединяет эти факты.

В обоих случаях люди получают законы свыше, от Бога. Кстати, это присуще всем древним цивилизациям. Так как законы божественного происхождения, нарушать их - идти против бога, а божественное наказание страшнее человеческого. Зачастую и верховная власть в государстве тоже считалась божественного происхождения, а носитель власти - наместником бога на Земле.

2) Предположи, почему в древние времена существовало такое объяснение происхождения законов.

Указания людей легко опровергнуть. Заповеди Бога не требуют объяснений или доказательств. Они не могут подвергнуться опровержению.

Каменные плита и скрижали подтверждают вечность (или долгое использование) и незыблемость заповедей и закона.

6. Прочитай текст и выполни задания.

Известный афинянин — полководец Фемистокл (около V в. до н. э.) — убедил сограждан создать для успешной борьбы с Персией военный флот, благодаря которому Греция смогла победить в морской битве при Саламине, но был обвинён в предательстве и изгнан из города. Афинянин Аристид (около V в. до н. э.), несмотря на свою репутацию справедливого и неподкупного человека, был заподозрен в желании захватить власть и также был изгнан из Афин.

Что объединяет все эти факты? Почему именно известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан?

Эти факты объединяет одинаковое решение, вынесенное судом в отношении двух людей, якобы заподозренных в желании захвата власти. Известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан, потому что, по их мнению, имея широкие полномочия, они, видя своё преимущество, могли пойти на всё, что угодно.

С одной стороны, афинский суд не всегда был справедлив по отношению к тем, кто сделал так много добра своей родине, но, с другой стороны, факты свидетельствуют, что афинское судопроизводство основывалось на принципах справедливости. Есть ли в этом противоречие? Поясни свой ответ.

В древнем праве справедливость всегда рассматривалась как законность. Сейчас есть специальное понятие - целесообразность, тогда такого не было. Афины были мощным городом. Такие города назывались полисами. Интересы города-государства стояли выше интересов личности и человека. Возьмем пример Платона - философа. Его казнили (дали выпить яд) за то, что он якобы пропагандировал единобожие (Бог вместо многочисленных греческих богов: Зевса, Афродиты, Меркурия). Были защищены интересы Афин. Но справедливо ли это с нашей точки зрения? Думается, что нет.

С точки зрения того времени противоречия нет.

С точки зрения современного судопроизводства противоречие можно найти в самом принципе демократии, когда мнения не совсем компетентных людей или не совсем честных принималось за справедливое решение.

7. Какие ограничения прав и свобод граждан существуют? С какой целью они введены?

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отдельно Конституция РФ регламентирует вопрос об ограничении прав и свобод гражданина в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции). В этом случае для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения с указанием пределов и срока их действия.

Конституция РФ допускает в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом установление отдельных ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

В Конституции РФ закреплено, что конституционные права и свободы человека должны быть защищены от нарушения со стороны всех ветвей государственной власти.

Цель ограничения прав и свобод – защита:

1) основ конституционного строя;

2) нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

3) обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения.

8. Сформулируй несколько общих правил, которые должен соблюдать каждый законопослушный гражданин.

Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

Исполнение явно преступного приказа влечет за собой ответственность по закону.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей.

Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации. Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом.

Никто не должен быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом.

Мы к будущему готовимся.
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!
Мы видим себя входящими
В грядущие времена.
Как клятву произносящими
"Я твой гражданин, страна!"
Ю.Яковлев

Звучит сигнал к - начало игры .

Команды сидят за столами. Объявляются условия игры, представляется жюри.

Конкурс 1 "Знакомьтесь!".

Каждая команда представляет себя (название, девиз)

2. Сегодня мы поведем разговор: кто такой гражданин, какие у него права и обязанности.

Конкурс 2 "Разминка".

Кто больше напишет слов, связанных с понятием "гражданин".

3. Все граждане России имеют равные права и равные обязанности.

Если ты родился в России и твои родители - граждане этой страны, то и ты становишься гражданином с рождения. Однако в полной мере самостоятельно существлять свои права и обязанности гражданин может с 18 лет. Имеются ли права у детей?

Конкурс 3 "Права ребенка".

Перечислите права ребенка школьного возраста.

4. Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. В ней сформулированы 10 основных принципов, касающихся защиты, благополучия детей. Главным тезисом Декларации является: "Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет". В международный год ребенка (1979) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Конкурс 4 "Документ".

Каждая команда отрывает по очереди лепесток с № задания от ромашки.

Ответ необходимо подкрепить цитатой из документа.

1. Подумайте, почему возникла необходимость принятия Конвенции о правах ребенка?

Найдите в документе ответ на данный вопрос.

(":ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения" - преамбула к Конвенции )

2. Кого, согласно тексту Конвенции: можно назвать ребенком?

3. В какой статье Конвенции провозглашен принцип толерантности?

(статья 2 ":без какой-либо дискриминации, независимо от расы. цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения")

4. Назовите неотъемлемое право ребенка, закрепленное в статье 6 Конвенции?

(право на жизнь)

5. Перечислите права , которые имеет ребенок с момента рождения, согласно Конвенции

(":право на имя, на приобретения гражданства, право знать своих родителей, право на их заботу") (статья 7 )

6. Может ли ребенок быть разлучен со своими родителями вопреки желанию ребенка?

(нет (статья 9), за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка)

7. Имеет ли право ребенок высказывать свое мнение в любом судебном или административном разбирательстве, затрагивающем интересы ребенка?

(да (статья 12), либо сам в присутствии взрослого, либо через представителя)

8. Что включает в себя право свободно выражать свое мнение?

(статья 13, право свободно искать, получать и передавать информацию, независимо от границ в устной, письменной или печатной форме, в форме произведения искусства или с помощью других средств по выбору ребенка)

9. Существуют ли ограничения права ребенка свободно выражать свои мысли?

("ограничения существуют для уважения прав и репутаций других лиц; для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья, нравственности населения")

10. Можно ли запретить ребенку исповедовать ту или иную религию?

(нет (статья 14))

11. Кто несет основную ответственность за воспитание детей?

(родители (статья 18))

12. Кто из родителей несет приоритетную ответственность за воспитание и развитие ребенка?

(оба родителя (статья 18))

13. Что является главным критерием в воспитании ребенка?

(интересы ребенка)

14. Дети не всегда рождаются здоровыми - полноценными в умственном и физическом отношении. Какие права детей-инвалидов определены в Конвенции?

(статья 23, ": ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствует его уверенности в себе и облегчает его активное участие в жизни общества")

5. Каждый человек обладает правами, но иногда люди оказываются в таких ситуациях, когда их права вступают в конфликт с правами других людей. Бывают конфликты и из-за нарушения прав.

Конкурс 5 "Смотри, слушай, оценивай!".

Вашему вниманию сейчас будут представлены небольшие сценки. Необходимо посмотрев их, ответить позже на задания.

Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Несколько часов подряд они исполняли любимые песни.

Саша : Все! Заканчиваем. У меня завтра - контрольная по математике, нужно подготовиться.

Оля: А у меня: нет! Могу попеть. (делает музыку погромче и поет)

Саша : Оля, выключи, пожалуйста! Ты мне мешаешь сосредоточиться или хотя бы сделай перерыв, пока я решу несколько задач.

Оля : Еще чего: (делает музыку еще сильнее и продолжает петь)

Саша: Ах, так. (включает телевизор на полную мощность).

Предположите: как далее будут развиваться события.

Назовите: чьи права были нарушены в данной ситуации. Какие именно права?

Сын : Но мама, ты же все равно в 11 часов еще не спишь. Кроме того, я имею права на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Вечер. Вся семья собралась в комнате. Бабушка вяжет, мама читает книгу, папа смотрит телевизор, вбегает сын.

Петя: Мам, очень хочется кушать, покорми меня (садится за стол, берет хлеб).

Мать: Помой руки, грязными руками есть нельзя.

Петя: Это насилие над личностью. Мы сегодня в школе на уроках с Конвенцией о правах ребенка знакомились.

Бабушка : Петенька, как поужинаешь, померь мне, пожалуйста, давление.

Петя : Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка. Спасибо, я наелся.

Мать : Разбери и помой за собой посуду

Петя : Не имеешь право эксплуатировать детский труд, мамочка (включает DVD - плеер).

Отец : Выключай, садись за уроки, иначе отлуплю.

Петя : Это проявление жестокости, папа.

Найдите ошибки в поведении членов семьи, ответьте на вопрос, имеет ли право ребенок от чего-либо отказаться.

6. Интересно, что еще в 18 веке английский политик Э.Берк писал: "Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях".

Конкурс 6 "Обязанности".

Перечислите, какие конституционные обязанности есть у гражданина Российской Федерации. При подготовке ответа, можно использовать материалы Конституции РФ.

Пока команды работают, задания для болельщиков:

Какие обязанности имеются у учащихся нашей школы.

7. Права и обязанности определяют допустимое и должное в поведении человека, дают простор любым его законным действиям.

Хотелось бы верить, что вы, дорогие друзья, об этом будете помнить.

Подведение итогов.

Жюри объявляет баллы, набранные командами, а также отмечает тех, кто отличился в какой-либо номинации: "Эрудиты", "Самая коммуникативная команда", "Знатоки права".

Конспект урока (классного часа) "Законопослушный гражданин" представляет собой интеграцию двух предметов: обществознания и литературы. На основе сюжета книги "Маленький принц" под авторством Антуана де Сент-Экзюпери в конспекте предложены разработки заданий, ориентированные на темы: закон, конституция, законопослушность и т.п.

Оценить 132 0

Ф.И.О. педагога: Плотникова Анастасия Викторовна

Предмет:Обществознание/Внеурочная деятельность

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)

Класс/курс:5 класс

Тема:Законопослушный гражданин

Основные цели:

Деятельностная цель:формирование у учащихся способностей самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности, определять способ действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Оборудование:интерактивный комплекс (доска, ноутбук, проектор).

Дидактические материалы: презентация, видеофрагменты, раздаточный материал.

Краткая аннотация к работе: Сценарий урока демонстрирует возможность проведения урока ОНЗ в ТДМ в 5 классе по гуманитарному предмету. Построение учащимися нового способа действия создаёт условия для формирования регулятивных и познавательных УУД; работа в группах, диалог с учителем,которые позволяют формировать коммуникативные УУД; само содержание урока формирует личностные УУД. Сценарий урока вполне может быть использован для проведения внеурочного занятия или классного часа.

Мотивация к учебной деятельности

Порядок - всё, что требуется делать в обязательном порядке, нужно делать обязательно (в соответствии с приказом, законом и т. п.). (с) Толковый словарь Дмитриева.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии? (в ходе короткой беседы дети приходят к выводу о том, что порядок в обществе и закон напрямую зависит от человека. Этот человек должен быть законопослушным).

- Достаточно ли у вас знаний о том, кто такой законопослушный гражданин? (нет)

- Сможете ли вы сами открыть новые знания?(сможем, на основе уже имеющихся знаний, с помощью учителя и с помощью учебника).

- Как нужно действовать, чтобы открыть эти знания? (необходимо выяснить, какие знания у нас отсутствую, самостоятельно заполнить пробел, открыть новое для себя).

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Какого человека мы с вами можем назвать законопослушным?

(того, кто соблюдает законы).

- Предположим, что к вам с просьбой, словно к летчику из сказки, обратился Маленький принц. Нужно посетить некоторые астероиды рядом с ним и проверить, не изменилось ли что-то со времен, когда принц сам бывал на них.

Пробное действие

- Какие условия нужны для того, чтобы человек стал законопослушны гражданином?(перечисляют то, что знают по очереди).

- Все ли необходимые условия вы назвали?(нет)

- Почему не смогли назвать все из существующих? (недостаточно знаний на данном этапе)

- Если возникло затруднение, что же делать? (остановиться и подумать)

Выявление места и причины затруднения

- Какое задания вы должны были выполнить?(перечислить условия для становления законопослушным гражданином)

- Почему вы не смогли выполнить задание в полном объеме? (не знаем всей информации)

Построение проекта выхода из затруднения

- Выяснив причину затруднения, попытайтесь сформулировать цель нашего урока.

(Узнать о том, кто такой законопослушный гражданин и как им стать)

- Исходя из цели, сформулируйте тему урока.

- Составим план работы (на доске или слайде):

1. Узнать, кто такой законопослушный гражданин.

2. Узнать условия для становления законопослушного гражданина.

3. Узнать его основные права и обязанности.

4. Узнать, какова роль законопослушного гражданина в обществе.

Реализация построенного проекта

(Следующая планета оказалась очень занятной, на ней только и помещались, что фонарь и фонарщик).

Законопослушный гражданин – соблюдающий действующие __________ того государства, к постоянному населению которого он принадлежит, пользующийся ________ и исполняющий __________.

(После того, как выявили лучший вариант, показываем его на слайде)

(Законопослушный гражданин – соблюдающий законы того государства, к постоянному населению которого он принадлежит, пользующийся правами и исполняющий обязанности).

Текст для работ (подсказка Маленького принца).

«В его работе все-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь - как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво.

И, поравнявшись с этой планеткой, он почтительно поклонился фонарщику.

- Добрый день, - сказал он. - Почему ты сейчас погасил фонарь?

- Такой уговор, - ответил фонарщик. - Добрый день.

- А что это за уговор?

- Гасить фонарь. Добрый вечер.

И он снова засветил фонарь.

- Зачем же ты опять его зажег?

- Такой уговор, - повторил фонарщик.

- Не понимаю, - признался Маленький принц.

- И понимать нечего, - сказал фонарщик. - Уговор есть уговор. Добрый день.

– Теперь вы можете ответить о необходимых условиях, чтобы стать законопослушным гражданином (приходим к общему выводу, проговариваем, что в условия входят и соблюдение законов, и осуществление обязанностей, и знание о законодательстве, например, своих правах).

- Законопослушный гражданин, в первую очередь, знает свои права и отвечает ответственностью за исполняемые им обязанности.

- Работая в группах (4-5 человек) ознакомьтесь со статьями Конституции РФ и выпишите права и обязанности человека и гражданина РФ. Затем представьте достижения своим коллегам (раздается материал (выдержки из главы 2 Конституции РФ)).

(После обсуждения результатов работы всех групп на экране появляется эталон)

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2); Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3); Получение основного общего образования (статья 43, часть 4); Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3); Уплата налогов и сборов (статья 57); Охрана природы и окружающей среды (статья 58); Защита Отечества (статья 59).

Виды экономических прав и свобод:

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ); Право на владение, пользование и распоряжение частной собственности (часть 2 статьи 35 Конституции РФ); Право на наследование частной собственности (часть 4 статья 35 Конституции РФ); Право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции РФ); Запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ); Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статья 37 Конституции РФ); Право на вознаграждение за труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ); Право на забастовку (часть 4 статьи 37 Конституции РФ).

Виды политических прав и свобод:

Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры (часть 5 статья 29 Конституции РФ); Право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (часть 1 статьи 30 Конституции РФ); Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции РФ); Право на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции РФ); Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции РФ); Право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции РФ); Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (статья 33 Конституции РФ); Право на участие в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32 Конституции РФ).

Виды личных прав и свобод человека:

Виды социальных прав и свобод:

Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания обучения и творчества (часть 2 статьи 26 Конституции РФ); Право на свободный выбор религиозных и иных убеждений и действий в соответствие с ними (статья 28 Конституции РФ); Право на свободу труда (часть 1 статьи 37 Конституции РФ); Право на труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ); Право на отдых (часть 5 статьи 37 Конституции РФ); Право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции РФ); Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (часть 4 стати 37 Конституции РФ); Право на защиту материнства, детства и семьи (часть 1 Конституции РФ); Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и других случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции РФ); Право на жилище (часть 1 статья 40 Конституции РФ); Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41 Конституции РФ); Право на благоприятную окружающую среду (часть 1 статьи 42 Конституции РФ); Право на образование (статья 43 Конституции РФ); Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества или преподавания (часть 1 статьи 44 Конституции РФ); Право на защиту интеллектуальной собственности (часть 1 статьи 44 Конституции РФ).

- Ребята, для чего нам нужен эталон?(пользоваться им в дальнейшей работе и при получении новых знаний)

– Следующая планета, на которой нам предстоит побывать после Маленького принца – планета делового человека.

(Деловой человек считал, что обладал звездами, которые его окружают. Маленький принц сказал:

- У меня есть цветок, - сказал он, - и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы.

Деловой человек открыл было рот, но так и не нашелся что ответить, и Маленький принц отправился дальше).

- Наш план выполнен? (да)

- Что нужно сделать теперь? (закрепить полученные знания)

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Что теперь необходимо сделать? (проверить свои знания)

- Вернитесь к своему эталону и выполните работу с карточками.

Право/обязанность

Гражданин К. несколько месяцев уклонялся от прохождения службы в армии. В призывном пункте К. сообщил, что не будет служить, т.к. не собирается всю жизнь быть гражданином своей страны. Какую обязанность отказывается выполнять Гражданин К.?

Гражданка К. подала в суд на директора компании, в которой работает. В своем иске Гражданка К. указала, что коллектив компании поместили для работы в неосвещенный, пыльный и сырой подвал, в котором обнаружены крысы. Какое право Гражданки К. нарушил ее директор?

Группа молодежи высмеяла и оскорбила двух своих одногрупников за то, что они отказались Не использовать свой родной язык в беседе. Какое (ие) право (а) было(и) нарушено(ны)

Право/обязанность

Защита Отечества (статья 59).

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статья 37 Конституции РФ).

Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (статья 33 Конституции РФ).

Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания обучения и творчества (часть 2 статьи 26 Конституции РФ). Право на личное достоинство (часть 1 статьи 21 Конституции РФ).

- У кого задание выполнено правильно? – Молодцы, вы поняли новый материал!

- У кого задание выполнено не правильно? – Ребята, вы можете уяснить этот материал, добросовестно поработав с домашним заданием.

Включение в систему знаний

-Как вы считаете, актуально ли в современном мире быть законопослушным гражданином? Почему? Для чего это необходимо?(Рассуждения детей).

Рефлексия учебной деятельности

- Кого можно назвать законопослушным гражданином?

- Какие права и обязанности есть у законопослушного гражданина?

- Какая социально значимая польза от законопослушного гражданина?

- Достигли ли вы цели урока? (да, мы узнали очень много нового о том, кто такой законопослушный гражданин и как им стать)

- Продолжите одно из предложений:

Домашнее задание:

Дать развернутый письменный ответ на выбор из двух вопросов:

Читайте также: