Может ли директор чоп быть учредителем в другой организации

Обновлено: 30.06.2024

Ограничения для учредителей ЧОО ⇐ Юридические вопросы

Добрый день коллеги! Перелопатил кучу информации по вопросу ограничений для учредителей ЧОПов, но так и не нашел ответы на свои:
1. Может ли быть учредителем (участником) ЧОПа сотрудник муниципального казенного учреждения?
2. Чем определяется основной вид деятельности физического лица? (в принципе второй вопрос вытекает из 1)
Огромное спасибо всем, кто даст хоть какие либо вразумительные комментарии! С Уважением.

Закон о ЧОП в новой редакции ввел ряд дополнительных требований к ЧОП (ЧОО), в том числе к их уставам:

2) Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее 250.000 рублей, если ЧОП (ЧОО) намерено оказывать услуги по вооруженной охране имущества или услуги по охране объектов или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации или 100.000 рублей – для остальных частных охранных организаций.

3) Предельный размер имущественных (не денежных) вкладов в уставный капитал ЧОП (ЧОО) не может быть более 50 процентов от размера уставного капитала. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала частной охранной организации привлеченные денежные средства.

4) Запрещается внесение в уставный капитал ЧОП (ЧОО) средств иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица. В связи с этим не допускается отчуждение долей учредителем (участником) частной охранной организации, повлекшее за собой появление в уставном капитале доли (вклада) с иностранным участием.

6) Особые требования Закон о ЧОП установил к учредителям (участникам) частных охранных организаций (предприятий): Частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной. Для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным. Право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии достаточных оснований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Учредителями (участниками) частной охранной организации не могут являться

1. общественные объединения;

2. физические и (или) юридические лица, не соответствующие требованиям, указанным в части четвертой настоящей статьи;

3. граждане, состоящие на государственной службе либо замещающие выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях;

4. граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица;

5. иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.

Руководитель ЧОП (ЧОО) должен:

иметь высшее профессиональное образование;
пройти повышение квалификации для руководителей частных охранных организаций;
иметь удостоверение частного охранника.
Руководитель частной охранной организации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Стандартный комплекс услуг по регистрации ЧОП

Этапы создания ЧОП/ЧОО:


Для регистрации ЧОП необходимо предоставить следующие документы и сведения:

Если учредителями выступают физические лица:

1. Наименование (название) будущего предприятия.
2. Документы учредителей (копия паспорта).
3. Информация о Директоре и Главном бухгалтере (паспортные данные и телефоны).
4. Сведения о форме вкладов в Уставный капитал (деньги или имущество).
5. Размеры долей учредителей в Уставном капитале. 5. Размеры долей учредителей в Уставном капитале.
6. Наименование, адрес, телефон банка, в котором предполагается открыть расчетный счет.

Если учредителями выступают юридические лица:

1. Наименование (название) будущего предприятия.
2. Информация о Директоре и Главном бухгалтере (паспортные данные и телефоны).
3. Сведения о форме вкладов в Уставный капитал (деньги или имущество).
4. Размеры долей учредителей в Уставном капитале.
5. Наименование, адрес, телефон банка, в котором предполагается открыть расчетный счет.
6. Документы учредителей:

2. Получение лицензии на частную охранную деятельность.


Стоимость получения лицензии ЧОП — 25.000 рублей.

Для получения лицензии ЧОП необходимо предоставить следующие документы и сведения:

Платежное поручение об уплате сбора в размере 300 рублей, за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.

Заявление от руководителя предприятия от имени учредителей на имя начальника ГУВД г. Москвы согласно приложению № 3 к "инструкции" к приказу МВД России № 292 от 22.08.1992 года.

Пояснительная записка, в которой перечисляются все виды оказываемых услуг, указывается территория деятельности г. Москвы (согласно п. 2.4.1. "инструкции" к приказу МВД РФ № 292 от 22.08.1992 года).

Для оформления лицензии на занятие негосударственной (частной) охранной деятельностью необходимо предоставить следующие документы:

Если учредители ЧОП – физические лица: ксерокопии их паспортов.
Если учредители ЧОП – юридические лица: полный комплект регистрационных документов на каждого из них (нотариально заверенные копии).
Нотариально заверенная копия учредительного договора (если учредителей более одного).
Нотариально заверенная копия протокола собрания учредителей о создании ЧОП и назначении руководителя (если учредителей более одного).
Решение участника (если учредитель один).
Нотариально заверенная копия устава ЧОП. ( В уставе должно быть прописаны виды услуг охранной деятельностью)
Нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации предприятия.
Нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Нотариально заверенная копия диплома о высшем образовании руководителя ЧОП.
Положительное заключение соответствующего органа Государственной противопожарной службы, подразделения вневедомственной охраны МВД РФ на возможность оказания охранных услуг, связанных с проектированием, монтажом, пусконаладочными работами и эксплуатационным обслуживанием средств охранно-пожарной сигнализации (в случаях, когда такая деятельность предусматривается уставом ЧОП).

На директора ЧОП необходимо предоставить следующие документы:

1) Диплом о высшем образовании;
2) Трудовую книжку;
3) Удостоверение личности частного охранника (если удостоверения не имеется то справка с места работы о прохождении службы в органах не менее 3-х лет и уволен по некомпроментирующим обстоятельствам, 3 - фото 4 x 6, диплом об окончании курса частного охранника, медицинская справка форма 086);
4) Паспорт РФ.

Для оформления, продления или перерегистрации удостоверения личности частного охранника для руководителя ЧОП необходимо предоставить следующие документы:

Сейчас, как правило, при регистрации ООО одного лица единственный учредитель стандартно назначает себя на должность генерального директора (директора) общества.

Однако, на сколько такая привычная конструкция оправдана, и возможно ли управление ООО вообще без единоличного исполнительного органа?

И да и нет. Разберем более подробно:

Кроме прав и обязанностей участника общества, поименованных в ст. 67, 67.1 ГК РФ, ст. 33 Федерального Закона №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", участник может обладать любыми иными правами и обязанностями в рамках закона, которые ему предоставлены Уставом общества. При этом, согласно ст. 40 того же ФЗ, к исключительной непередаваемой компетенции единоличного исполнительного органа (директора) общества относятся: представление интересов и заключение сделок, выдача доверенности и кадровые вопросы. При этом, даже данные полномочия закон не запрещает ограничивать Уставом общества (например одобрение сделок).

Вывод 1: Уставом ООО можно предусмотреть довольно широкий перечень полномочий участника общества. Например: согласование любых видов сделок, определение направления деятельности, распределение обязанностей среди сотрудников, прямое управление структурными подразделениями, представиление интересов общества перед третьими лицами по указанным вопросам, издание обязательных для исполнения распоряжений и т.д. и т.п., оставив Деректору функции кадровика. Спорным остается вопрос о таком полномочии Участнику как "выдача доверенности на представление интересов общества", на практике такое полномочие участнику при наличии директора мы не пробовали, однако описанное ниже немного прольет свет и на это.

Теперь обратимся к судебной практике.

У нас есть Постановление ФАС Поволжского округа от 20.12.2010 года по делу № А65-3449/2010, в котором суд делает интересный вывод (вывод нижестоящего суда, который подтвержден ФАС):

В силу статьи 32 Закона общее собрание участников является высшим органом общества, из чего следует, что высший орган может принимать любое решение, относящееся к деятельности общества, независимо от наличия в обществе иных коллегиальных или единоличных исполнительных органов. Такие же полномочия принадлежат и единственному участнику общества.

Следовательно, единственный учредитель общества с ограниченной ответственностью имеет полномочия на подписание от имени общества договоров и прочих финансово-хозяйственных документов.

Есть так же еще более интересное Определение ВАС РФ от 20 июля 2011 г. № ВАС-8608/11, в котором Высший Арбитражный Суд указал, что:

Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон) высшим органом общества является общее собрание участников общества.

В силу пункта 1 статьи 33 Закона компетенция общего собрания участников общества определяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В пункте 2 названной статьи сформулированы вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания участников общества.

Согласно подпункту 13 пункта 2 названной статьи к компетенции общего собрания может быть отнесено решение иных вопросов, предусмотренных уставом общества.

Статьей 39 Закона установлено, что в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно

Суды установили, что согласно пунктам 15, 15.1 Устава общества к компетенции общего собрания участников относится предоставление участникам дополнительных прав или возложение на участников дополнительных обязанностей.

Решением единственного участника общества от 20.06.2008 N 2 одобрена сделка поручительства по кредитному договору, полномочия по подписанию договора поручительства от имени общества возложены на участника общества - Хачатряна С.А.

Поскольку решением единственного участника сам участник возложил на себя полномочия по подписанию договора поручительства, и данное решение не противоречит Уставу общества и Закону, суды не нашли оснований для вывода о подписании договора поручительства ненадлежащим лицом.

Вывод 2: Действующее законодательство и судебная практика дают неограниченные полномочия управления, в том числе прямого управления Единственному участнику общества, как высшему органу управления Общества.

Так нужен ли вообще директор, особенно в ООО одного лица?

Давайте разберем, основываясь на вышеописанном.

С одной стороны у нас есть высший орган управления Обществом - Единственный Участник, который не нуждается в единоличном исполнительном органе, если он того не желает. Все функции и полномочия он имеет или может иметь и как единственный участник общества.

С другой стороны у нас есть ст. 40 ФЗ об ООО и Регламент ФНС. Так что на практике?

На практике, если Единственный Участник ООО хочет напрямую управлять компанией, минуя должность директора, соответствующее полномочие должно быть прописано в Уставе, а именно "единоличным исполнительным органом Общества является его единственный участник". Можно вариации на тему: "Единоличный исполнительный орган - директор Общества, назначается на должность Решением единственного участника. В случае отсутствия назначенного директора Общества, полномочия единоличного исполнительного органа исполняет единственный участник общества". При этом, при заполнении формы на регистрацию, в графе название должности вписывается "Единственный Участник" и соответственно данные единоличного исполнительного органа Общества заполняются данными участника Общества.

Вывод 3: Общество с ограниченной ответственностью может существовать без директора под прямым управлением Единственного участника.

Поэтому в данной статье автор предпринял попытку более четко определить статус руководителя частной охранной организации, что имеет важное практическое значение.

На практике нередко возникают трудности с определением круга лиц, которых трудовое законодательство относит к категории руководителей организации.

Указанная позиция поддерживается Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Наименование должности руководителя устанавливается работодателем самостоятельно, либо на основании обязательных требований, закрепленных федеральными законами, законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, и определяется учредительными документами организации, локальными нормативными актами и (или) штатным расписанием.

Порядок назначения (избрания) руководителя на соответствующую должность определяется уставом организации. Кстати, наименование должности является одним из существенных условий трудового договора (статья 57 ТК РФ).

Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Руководитель частной охранной организации – физическое лицо, отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством в сфере охраны к гражданам, претендующим на приобретение указанного статуса, которое в соответствии с учредительными документами частной охранной организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью, осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции её единоличного исполнительного органа.

Правовой статус руководителя частной охранной организации имеет ряд особенностей.

С одной стороны, он является исполнительным органом юридического лица, порядок формирования и полномочия которого определены гражданским законодательством.

С другой стороны, юридическое лицо и его руководитель состоят в трудовом правоотношении, в котором руководитель - работник юридического лица, выполняющий специфическую трудовую функцию - осуществляет определенные действия, в которых реализуется деятельность самой организации.

С третьей стороны, руководитель частной охранной организации является участником самостоятельного, отдельного вида деятельности (частной охранной деятельности), который регламентируется законодательством в сфере охраны, и которое предъявляет серьезные дополнительные требования, как к руководителю частной охранной организации, так и самой деятельности.

Таким образом, правовое положение (статус) руководителя частной охранной организации носит триединый характер, он является:

1) единоличным исполнительным органом частной охранной организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью;

2) работником частной охранной организации;

3) участником частной охранной деятельности. Поэтому в своей деятельности он руководствуется нормами гражданского, трудового права и законодательства в сфере охраны.

В соответствии со ст. 53 Гражданского кодекса РФ руководители организации являются лицами, которые по договору исполняют функции органа юридического лица, реализуют от его имени гражданские права и обязанности, т.е. осуществляет деятельность, которая регулируется нормами не только трудового, но и гражданского права. Гражданским правом регулируются многие отношения, связанные с трудом, в том числе и по управлению имуществом собственника, которое осуществляется посредством труда руководителя.

Заключая гражданско-правовые сделки, руководитель выступает не от своего имени (физического лица), он представляет юридическое лицо, и все права и обязанности по сделке возникают в отношении юридического лица. Его подпись под любым гражданско-правовым договором означает согласие организации с его условиями, и все последствия по сделке будет нести юридическое лицо.

Статус руководителя как работника организации определяется исключительно нормами трудового права. Являясь работником по трудовому договору с частной охранной организацией, руководитель выполняет трудовую функцию в соответствии с трудовым законодательством.

Как и любой работник организации, руководитель заключает трудовой договор в порядке, установленном ст. 275 Трудового кодекса РФ. В соответствии с указанной статьей трудовой договор с руководителем организации заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. Законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другие).

В соответствии со статьей 59 ТК РФ с руководящими работниками организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности может заключаться срочный трудовой договор. Однако в статье 59 ТК РФ не говорится, что с ними необходимо заключать такой договор в обязательном порядке. Не запрещается и заключение бессрочного трудового договора, ведь таким образом улучшается положение работника по сравнению с необходимыми требованиями трудового законодательства.

Продолжительность срочного договора не может превышать пяти лет, если иной срок не установлен Трудовым Кодексом РФ и другими законами. Статья 275 ТК уточняет, что трудовой договор с руководителем организации заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. Таким образом, если в учредительных документах обозначен срок заключения трудового договора с директором в 3 года, то он должен заключаться на 3 года, а не на 5 лет. Если же по истечении срока трудового договора отношения фактически продолжаются, и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие договора считается продолженным на неопределенный срок.

В качестве работодателя по отношению к руководителю выступает организация как юридическое лицо, а не органы этой организации, уполномоченные назначать (избирать) руководителя на должность. Именно организация, как юридическое лицо, представляет работу руководителю, должность которого также включается в штатное расписание, осуществляет права и исполняет обязанности перед своими работниками, независимо от того, кто принимает их на работу.

Приказ о своем вступлении в должность руководитель издает сам. Если же руководитель - собственник имущества организации, то он также издает приказ о назначении себя, скажем, генеральным директором. Формулировка приказа будет примерно такой: "Возлагаю на себя полномочия генерального директора с правом первой подписи".

Вместе с тем, правовой статус руководителя организации (права, обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления организацией.

Руководитель организации в соответствии со ст. 273 ТК РФ и п. 1 ст. 53 ГК РФ осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции её единоличного исполнительного органа, совершает от имени организации юридически значимые действия. В силу заключенного трудового договора, руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, а также права и обязанности работодателя в трудовых и иных, непосредственно связанных с трудовыми, отношениях с работниками, организует управление производственным процессом и совместным трудом.

В связи с этим трудовое законодательство выделяет несколько категорий руководящих работников, которые в силу своего особого статуса и позиции в управленческой структуре организации не вписываются в общие рамки правового регулирования труда работников.

Для таких работников Трудовой кодекс РФ установил специальные правила заключения и расторжения трудового договора, ответственности и др. Этому посвящена как специальная глава 43 Трудового кодекса РФ, так и другие его нормы.

По общему правилу нормы главы 43 Трудового кодекса РФ распространяются на руководителей всех организаций. Но есть и исключения. Например, не подпадают под действие этой главы те руководители, которые являются собственниками имущества своих организаций, являются единственными учредителями, и кроме них в организации более никто не трудится.

Трудовая функция руководителя организации - это деятельность по управлению возглавляемой организацией, управлению трудом и обеспечению труда работников, представительству от имени организации, как во внутренних, так и во внешних отношениях, урегулированных нормами различных отраслей российского права.

Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются Трудовым Кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации, трудовым договором (ст. 274 ТК РФ).

Руководитель организации имеет право:

самостоятельно решать вопросы, касающиеся деятельности организации, за исключением вопросов, отнесенных законодательством к ведению иных органов;

действовать без доверенности от имени организации;

представлять интересы организации на территории РФ и за ее пределами;

распоряжаться имуществом организации;

заключать договоры, в т. ч. трудовые;

совершать иные юридические действия;

открывать в банках расчетные и др. счета;

утверждать штатное расписание и иные локальные акты.

Руководитель не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации (ст. 276 ТК РФ).

В соответствии с законодательством в сфере охраны руководитель частной охранной организации является также участником частной охранной деятельности. Поэтому его деятельность регулируется, наряду с трудовым, еще и охранным законодательством.

Так, в соответствии с ч. 7 ст. 15.1 указанного Закона руководитель частной охранной организации должен иметь высшее профессиональное образование. Под высшим профессиональным образованием имеется в виду любое высшее образование. Это требование Закона не распространяется на заместителей и других руководителей охранной организации.

Далее, руководитель охранной организации обязан пройти курс повышения квалификации, по программе, утвержденной Минобрнауки России от 6 сентября 2010 г. N 909 "О требованиях к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации руководителей частных охранных организаций". Без прохождения указанного курса повышения квалификации руководитель не может получить удостоверение частного охранника и как следствие этого – приобрести статус руководителя частной охранной организации. Данное повышение квалификации руководитель охранной организации проходит только один раз перед сдачей квалификационного экзамена. В связи с этим, не следует путать указанное повышение квалификации с повышением квалификации, которое руководитель должен пройти перед продлением срока действия удостоверения.

Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника. Порядок выдачи указанного удостоверения регламентируется Постановлением Правительства от 30 июля 2009 г. № 629 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587" и приказом МВД России № 716 от 21 сентября 2009 г., которым утверждена Инструкция по организации порядка выдачи удостоверения частного охранника.

Руководитель частной охранной организации, как и охранник, обязан пройти обучение по соответствующей программе, сдать квалификационный экзамен в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 629.

Исходя из содержания указанной статьи, не могут претендовать на приобретение статуса руководителя частной охранной организации лица:

1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;

2) не достигшие восемнадцати лет;

3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации;

5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

7) не прошедшие профессиональную подготовку для работы в качестве охранника;

8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное руководителем уполномоченного на осуществление действий по лицензированию частной охранной деятельности подразделения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместителями либо министром внутренних дел, начальником управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации или лицами, исполняющими обязанности указанных должностных лиц;

9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;

10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;

11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно требованиям в указанном Приказе он должен знать:

законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие частную охранную деятельность;

основы уголовного, административного, трудового законодательства;

методические и нормативные документы по осуществлению частной охранной деятельности;

порядок действия при чрезвычайных ситуациях;

правила задержания правонарушителей и передачи их в органы внутренних дел;

способы применения физической силы и специальных средств;

порядок получения и систематизации информации;

порядок ведения документации по охраняемым объектам;

инструкцию по использованию технических средств охраны и охранно-пожарной сигнализации;

руководство по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи пострадавшим при получении телесных повреждений;

порядок направления пострадавших в лечебные учреждения;

технические характеристики, устройство и принцип работы, правила пользования и меры безопасности при обращении со специальными средствами, гражданским и служебным оружием, разрешенными к использованию в частной охранной деятельности.

Руководитель не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях и политических партиях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Таким образом, с 1 января 2010 г. руководитель охранной организации не вправе работать по совместительству в других организациях, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Не вправе он также быть одновременно и руководителем двух или нескольких частных охранных организаций. Вместе с тем, он может быть одновременно учредителем нескольких частных охранных организаций.

Права и обязанности руководителя частной охранной организации, его компетенция определяются не только в законе, но и в учредительных документах организации - уставе, внутренних документах, регулирующих деятельность руководителя. Их нужно закрепить и в трудовом договоре.

Статус руководителя частной охранной организации лицо может утратить при наличии следующих, установленных трудовым законодательством и законодательством в сфере охраны, оснований:

1) расторжением трудового договора в связи:

с отстранением от должности в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо лицом (органом), уполномоченным собственником, решения о прекращении трудового договора;

по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором (ст. 279 ТК РФ).

Являясь органом юридического лица, руководитель олицетворяет юридическое лицо, и в трудовых договорах со всеми наемными работниками выступает в качестве работодателя. При этом он реализует не свою правосубъектность (физического лица), а правосубъектность работодателя (юридического лица). В этом случае он обязан организовать труд, обеспечить его охрану, оплату, имеет право потребовать от каждого работника добросовестного исполнения трудовых обязанностей, а также вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности, расторгнуть трудовой договор и т.д.

Для решения задач по организации труда руководитель принимает локальные акты (правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, положение о заработной плате и премиях, положения об отпусках, и другие с соблюдением прав профсоюза и трудового коллектива), издает приказы и распоряжения, обеспечивающие организацию труда, неисполнение которых влечет для работников ответственность.

Материал актуален для 2020 года.

Создание Частной охранной организации занимает несколько этапов:

Первый этап создания ЧОО – регистрация общества в налоговой инспекции.

Правом осуществлять частную охранную деятельность наделены только частные охранные организации, созданные в форме общества с ограниченной ответственностью, таким образом, ЧОО создается только в форме ООО. При создании ЧОО надо помнить несколько важных моментов:

ЧОО не вправе заниматься видами деятельности, кроме определенных Законом.

После подачи документов на лицензию в настоящий момент производится выездная проверка лицензирующего органа по месту регистрации ЧОО, которые могут проверить всю документацию на адрес (договор аренды, свидетельство о собственности, согласия иных собственников на сдачу в аренду помещения). Помните об этом при выборе юридического адреса.

Руководитель Частной охранной организации должен иметь следующие документы:

  • Диплом о высшем образовании
  • Удостоверение личности частного охранника (актуальное по сроку)
  • Свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации директоров частных охранных организаций актуальное по сроку)

Руководитель ЧОО не может работать в иных местах по трудовому договору, кроме данного ЧОО (по опыту проверяется). Исключение составляет осуществление им научной, преподавательской и иной творческой деятельности

Руководитель частной охранной организации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях

— Размер Уставного капитала в отличие от стандартного ООО увеличен и составляет в ЧОО:

  • Не менее 100 000 рублей
  • При оказании услуги в виде вооруженной охраны имущества или охраны объектов и имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны – не менее 250 000 рублей (ст. 15.1 Закона)

Предельный размер имущественных (не денежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации не может быть более 50 процентов от размера уставного капитала. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала частной охранной организации привлеченные денежные средства.

Срок внесения УК учредителями не отличается от стандартного в ООО и составляет 4 месяца с даты создания.

Отдельные требования установлены к учредителям организации. Не могут являться учредителями (участниками) частной охранной организации:

  • общественные объединения;
  • физические и юридические лица, не соответствующие установленным требованиям;
  • граждане, состоящие на государственной службе либо замещающие выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях;
  • граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица;
  • иностранные граждане;
  • граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства;
  • лица без гражданства;
  • иностранные юридические лица;
  • а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица (ст. 15.1)

Частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной, т.е. если юридическое лицо создает ЧОО – то оно так же должно быть ЧОО(ЧОП).

Итак, учтя все вышеперечисленные моменты, в ИФНС при создании подаем:

  • форма Р11001, либо заверяется нотариально подпись каждого учредителя, либо они лично ВСЕ прибывают в ИФНС и расписываются в заявлении при сотруднике налоговой;
  • протокол об учреждении, либо решение, если учредитель один – 1 экз. оригинал;
  • гарантийное письмо на адрес, копию свидетельства о собственности и/или иные документы на адрес (зависит от налоговой) – 1 экз.— оригинал;
  • квитанция об оплате госпошлины 4000 руб. – оригинал;
  • 2 устава — сшивать или нет – зависит от налоговой;
  • доверенность, если подаем по доверенности + нотариальная копия.

Вторым этапом после регистрации ЧОО в налоговой инспекции является изготовление печати постановка на учет во внебюджетных фондах, получение кодов статистики, открытие расчетного счета в выбранном банке. Все стандартно, как в ООО.

Третий этап: получение лицензии на осуществление частной охранной деятельности в лицензирующем органе.

Начнем с того, что у нас всего 7 видов охранных услуг, согласно ст. 13 ч. 3 Закона и на каждый из них есть свои лицензионные требования и условия для получения лицензии:

  • защита жизни и здоровья граждан;
  • охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
  • охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
  • консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  • обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  • обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
  • охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Так же следует отметить, если ЧОО создается с целью осуществлять исключительно монтаж охранных сигнализаций, видеонаблюдения, то разумней будет отказаться от создания именно ЧОО, а открыть обычное ООО или даже ИП с ОКВЭД 45.31 и спокойно осуществлять свою деятельность, так как она не лицензируется.

Лицензия на осуществление охранной деятельности выдается на срок 5 лет и ее первичное получение занимает 45 календарных дней, госпошлина составляет 7500 рублей. В случае изменения сведений, содержащихся в лицензии (адрес, наименование, добавление видов деятельности) требуется внесение изменений в лицензию. Перечень документов для получения лицензии содержится в указанном выше Положении. После получения лицензии, ЧОО может заключать договора на оказание охранных услуг.

Я постаралась рассказать об основных моментах, которые нужно знать при создании ЧОО, на конкретные вопросы отвечу, с удовольствием, в комментариях.

В лицензии указывается вид охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации и выдается на срок пять лет, существует также срок для органов уполномоченных принимать решение о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии, не более сорока пяти дней.

Перечень предъявляемых требований и условий по каждому виду охранных услуг, а также порядок лицензирования устанавливается положением о лицензировании частной охранной деятельности, утверждаемом Правительством РФ.

Документы для получения лицензии на осуществление частной охранной

Для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности руководителю организации (директор, генеральный директор) необходимо предоставить в орган внутренних дел:

  1. заявление о предоставлении лицензии. В заявлении указываются полное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, место его нахождения, предполагаемый (предполагаемые) вид (виды) охранных услуг, намерение использовать технические и иные средства, оружие, специальные средства и потребность в них;
  2. документы по каждому виду охранных услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности;
  3. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.

К заявлению могут быть приложены:

  1. копии учредительных документов;
  2. копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  3. копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Порядок и условия представления вышеуказанных документов устанавливаются Правительством РФ в положении о лицензировании частной охранной деятельности. Копии документов, не заверенные в установленном порядке, представляются вместе с оригиналами.

Органы внутренних дел обязаны устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах и приложениях к ним.

Основанием для отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Как уже сказано ранее до момента получения лицензии требуется государственная регистрация юридического лица

Учитывая специфику деятельности ЧОП есть некоторые нюансы, которые нужно учесть при регистрации.

Также существуют особые требования к Уставному капиталу частной охранной организации – он не может быть менее ста тысяч рублей, а для частной охранной организации, оказывающей услуги по вооруженной охране уставный капитал не может быть менее двухсот пятидесяти тысяч рублей. Существует предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации - не более 50 процентов от размера уставного капитала. Для формирования уставного капитала не могут быть использованы привлеченные денежные средства.

Внесение в уставный капитал частной охранной организации средств иностранными гражданами, гражданами РФ, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, запрещается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Соответственно не допускается отчуждение долей (вкладов) учредителем (участником) частной охранной организации, повлекшее за собой появление в уставном капитале доли (вклада) с иностранным участием.

Существуют также требования к составу учредителей. Учредителями (участниками) частной охранной организации не могут являться:

  1. общественные объединения;
  2. физические и (или) юридические лица, не соответствующие требованиям Закона (иностранные граждане…..)
  3. граждане, состоящие на государственной службе либо замещающие выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях;
  4. граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица;
  5. иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.

Участниками частной охранной организации могут оставаться учредившие ее лица, которые получили право на пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, перешли на работу в общественные организации, работающие в сфере частной охранной либо частной детективной деятельности, либо назначены (избраны) на государственные должности Российской Федерации. Лицам, назначенным (избранным) на указанные государственные должности, запрещается принимать участие в управлении охранной организацией.

Законом определены требования к руководителю частной охранной организации:

  1. наличие высшего профессионального образования;
  2. повышение квалификации для руководителей частных охранных организаций,
  3. наличие удостоверения частного охранника.

Руководитель частной охранной организации не вправе замещать государственные должности , должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Исходя из вышеизложенного при регистрации ООО если вы планируете заниматься частной охранной деятельностью необходимо учесть все требования действующего законодательства, предъявляемые к частным охранным организациям и составить Устав, соответствующий этим требованиям, иначе даже пройдя процедуру регистрации Вы не сможете получить лицензию, а следовательно осуществлять данный вид деятельности.

ООО ЧОП "Городская Дружина" оказывает все виды охранных услуг, в том числе личную охрану, охрану объектов и сопровождение грузов на территории РФ, установку и обслуживание систем видеонаблюдения и сигнализаций, консультирование по вопросам безопасности и выявление каналов утечки информации.

ЧОП создано в соответствии со всеми требованиями действующего законодательства и имеет лицензию на осуществление охранной деятельности, разрешения на хранение и использование огнестрельного оружия. Сотрудники организации имеют многолетний опыт в сфере охранных услуг и проходят специальную психологическую подготовку. Все технические спецсредства, используемые в процессе работы, имеют необходимые сертификаты.

Читайте также: