Что делать если ребенок угрожает суицидом

Обновлено: 16.06.2024

Всегда, когда ребенок заканчивает жизнь самоубийством, виноваты мы — окружающая среда, взрослые, которые находятся рядом с ним. Поэтому, как бы вам ни было тяжело это читать, прочтите, пожалуйста.

Количество суицидов среди подростков стремительно возрастает. Сегодня суицид в возрасте 10−24 года — это едва ли не ведущая причина смерти из трех основных: несчастный случай, убийство и самоубийство. Самоубийство, в зависимости от страны, находится на втором-третьем месте.

Каковы же причины подросткового суицида? В подавляющем большинстве случаев ситуация следующая — у молодого человека возникает проблема (причем, с точки зрения взрослых, она может быть незначительной или просто непонятной), кажущаяся ему совершенно неразрешимой. И это может быть что угодно — от несчастной любви до ссоры с друзьями (а еще очень часто в основе проблемы лежит недиагностированное психическое расстройство), но самое важное, что с этой проблемой некуда идти.

Вообще, у ребенка два основных сообщества, с которыми он постоянно общается, — это школа и семья. И если эту проблему нельзя решить ни в школе, ни в семье, то, естественно, ситуация имеет один только выход — уйти от проблемы, радикально. Это и есть суицид.

Но если у ребенка имеется больше сообществ, где он бывает постоянно — например, спортивная секция, драмкружок, религиозная или общественная организация — это уменьшает риск самоубийства.

Почему именно сейчас суицидов стало больше? Прежде всего потому, что принципиально изменился образ жизни современной семьи. У родителей все меньше возможности и желания общаться с детьми. Технологическая революция происходит настолько стремительно, что уже в возрасте 8−10 лет дети и родители говорят на абсолютно разных языках.

Теперь родители не рассматриваются детьми как авторитеты, как люди, к которым можно обратиться за решением проблем. Однако доступ к внеклассным сообществам — спортивной секции, кружку и т. д. — тоже для многих крайне ограничен. Прежде всего потому, что никто бесплатно ничего делать не хочет, а государство не заинтересовано в функционировании общедоступных активностей.

А еще на нас всех нас — практически на весь мир — сейчас серьезно повлиял фактор коронавируса: после болезни 25% взрослых имеют психические расстройства. Дети и взрослые, лишенные в самоизоляции и на дистанционном обучении или работе нормального общения, теряют смысл жизни. И никто их не учит этим коммуникациям.

Потому что если вы не готовы выслушать ребенка, то зачем обижаться на него и осуждать соцсети, где часто находятся мерзавцы, которые, тем не менее, готовы вашего ребенка выслушать.

Теперь конкретная информация.

Факторы риска суицида:

— предыдущие попытки суицида;

— депрессия, синдром панических расстройств;

— психические заболевания (та же шизофрения, когда человек может слышать голоса);

— употребление сейчас или ранее любых наркотиков или лекарств, которые влияют на психику;

— доступ к средствам самоубийства (к огнестрельному оружию или ядам);

— потери родственников, друзей, домашних животных;

— активные переживания в связи с тем, что в какой-то сфере — спорте, искусстве, учебе, отношениях —что-то не получается (во многом зависит от характера);

— скандальная, равнодушная, проблемная, депрессивная семья;

— издевательства в доме и в школе;

— травмы (физические, сексуальные, эмоциональные);

— сексуальная ориентация (неадекватное реагирование общества на несоответствие ребенка якобы общепринятым нормам);

— острые финансовые трудности в семье (отдельно надо сказать, что избыток денег — это тоже фактор риска).

Еще раз подчеркну — это просто факторы риска, это не значит, что ребенок, в семье которого есть финансовые трудности или у него самого давняя душевная травма, совершит самоубийство. Это говорит о том, что если в жизни ребенка присутствуют перечисленные факторы, то взрослые, которые находятся рядом, должны быть бдительнее.

Факторы, которые уменьшают вероятность суицида:

— высокая самооценка у ребенка;

— положительная оценка окружающими ребенка — это всегда очень хорошая профилактика разных проблем;

— понятные и радужные перспективы (когда ребенок примерно понимает, что с ним будет дальше, что у него впереди очень долгая и счастливая жизнь, когда ребенок знает, например, что в ближайшее воскресенье он поедет на рыбалку или к бабушке на дачу);

— наличие постоянных собеседников;

— поддерживаемые близкими традиции доброжелательного общения со многими людьми;

Теперь очень важное. Все должны знать признаки, особенности в поведении, требующие повышенного внимания взрослых к этому ребенку.

Тревожные признаки:

— ребенок может начать подводить итоги — раздавать свои вещи, просить у всех прощение;

— в жизни ребенка появляется тема смерти и суицида — при выборе фильмов, музыки, картин, принтов;

— рискованное поведение или повышенный интерес к нему, например попытки есть и пить несъедобное, подъем туда, откуда можно упасть и разбиться насмерть;

— алкоголь и наркотики, особенно если они сочетаются с вышеупомянутыми факторами.

Когда мы задаем вопрос, что могут сделать взрослые, то это напрямую связано с тем, кто может сделать — школа, семья, государство.

Начнем с семьи, потому что близкие родственники почти всегда рядом.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

— рассказывать о людях, которые пытались совершить самоубийство, и делать это в подробностях;

— обсуждать с ребенком способы самоубийства, читать морали, призывать подумать о близких, но если уж ребенок заговорил, то категорически нельзя перебивать, проявлять сарказм, преуменьшать риски и пытаться игнорировать проблему.

Что надо делать близким:

— относиться с уважением;

— говорить мало, понятно, доброжелательно, медленно, больше спрашивать и заинтересованно слушать, как можно реже перебивать. Всегда, когда ребенок говорит, — это самое главное лечение. Демонстрируйте понимание. Еще раз: любое ваше внимание — это главный способ профилактики и лечения, особенно если оно доброжелательное.

— интересоваться планами, не оставлять одного;

— организовать встречи со специалистами, прежде всего с психологами, и лучше без вашего присутствия. Ребенку всегда нужна еще одна заинтересованная сторона. Более того, если эту заинтересованную сторону, которая выслушала ребенка, предоставили мама и папа, то автоматически это повышает их авторитет;

— устроить так, чтобы подросток участвовал в волонтерских проектах, помогал нуждающимся, например одиноким старикам на самоизоляции от коронавируса. Когда вы помогаете другим, будучи более успешным, вам в голову не придет мысль о самоубийстве;

— убрать все потенциально опасное — веревки, бытовую химию, не говоря уже о том, что если в доме есть огнестрельное оружие, то оно должно быть недоступно детям;

— совместное планирование — выходного, отпуска, каникул, — это круто;

— совместная еда — собираемся вместе за ужином и обсуждаем все дела, произошедшее за день.

Поверьте мне: если вы будете находить 30−40 минут в день для совместного общения, то шансы ваши быть нормальной семьей, которая создана для общения и поддержки друг друга, многократно возрастут.

Роль школы

Теперь о том, что может и должна делать школа. Прежде всего педагоги должны быть обучены навыкам выявления суицидальных намерений у детей. Нельзя в 21 веке подпустить к детям старше 9 лет взрослого, который не имеет специальной подготовки выявления суицидальных намерений у детей.

Что важно в самой школе:

— предсказуемость решений и процедур, чтобы дети понимали, что им ожидать в случае выполнения/невыполнения определенных требований;

— формулировка достижимых целей и понятных алгоритмов их достижения;

— создание условий для реализации детей в самых разных направлениях — спорте, творчестве, школьном самоуправлении;

— понятный, доступный, реализуемый алгоритм обращения за помощью, например через адрес анонимной почты;

— школьный зоопарк, потому что уход за всем этим зверьем — это очень круто, позволяет почувствовать, что ты кому-то нужен. Если ты не нужен людям, то ты нужен этой собачонке, в конце концов, этому хомячку.

Одно из основных средств профилактики, которое должно работать и дома, и в школе, — это передача личного опыта, причем как позитивного, так и негативного, разного. Если ребенок с кем-то поругался, совершил некое однозначно негативное действие, то у него может создаться впечатление, что взрослые его никогда не поймут, ведь они никогда ничего подобного не делали, по их рассказам, были просто ангелы. Так вот очень важно, чтобы и в школе, и дома с детьми делились негативным опытом. И чтобы отец говорил сыну: и со мной такое было, а все проблемы мы решим, особенно когда мы — вместе.

К сожалению, огромное количество родителей не имеют понятия, что такое программы родительского контроля, как ими пользоваться, как можно найти такую программу, чтобы быть в курсе перемещений ребенка, иметь возможность услышать, что вокруг него происходит, а главное — договориться, чтобы она была на мобильном устройстве подростка, объяснив, что это нужно для его/ее защиты.

Что лично меня страшно возмущает в социальных сетях? Мы знаем, что неким человеческим действиям абсолютно не место в социальной сети. Любая соцсеть мгновенно заблокирует любую сцену с детской порнографией. Но почему не блокируются сцены, когда дети жрут пачками таблетки, когда два дебила делают подножки третьему малолетнему, и он бьется головой о пол? Почему, когда дети совершают угрожающие их жизни действия, все это превращается в хихоньки и массово распространяется по сети? Это обязательно нужно блокировать и пресекать администрации социальных сетей.

Еще важное. Девочки думают о самоубийстве и пытаются его совершить примерно в два раза чаще, чем мальчики, используя два основных способа — порезы и отравления (глотание всяческих таблеток). Мальчики, тем не менее, погибают вследствие суицида в четыре раза чаще, чем девочки, потому что используют более радикальные методы. В странах, где есть доступ к огнестрельному оружию дома, риск самоубийств значительно возрастает. В США 60% самоубийств — огнестрелы.

Также обращаю ваше внимание: 95% погибших в результате самоубийства имели на момент смерти психологическое или психическое расстройство. Если детей с мыслями о самоубийстве не лечить, то риск все время возрастает. Но и депрессия, и любые склонности к суициду сейчас, в 21 веке, — это абсолютно излечимые психические расстройства. Большинство подростков предупреждают своих близких перед тем, как покончить жизнь самоубийством, — действиями, словами, намеками. Но, увы, большинство взрослых игнорируют эти предупреждения будучи уверенными в том, что это всего лишь способ подростка обратить на себя внимание.

Ну и последнее, с моей точки зрения, чуть ли не самое главное. Важна доступность психологической помощи. Важно иметь государственные программы реабилитации детей, у которых была попытка суицида, и работать с их родственниками. Важно наличие общедоступного телефона доверия. Важен контроль реализации алкоголя, наркотиков, лекарств и огнестрельного оружия. Поэтому нужно сто раз подумать законодателям, которые опять будут обсуждать легализацию разрешения на огнестрельное оружие.

А для этого нужно поменять политику государства — девизом, целью и смыслом социальной политики должна стать счастливая семья.

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 29/03/2021 19:48
обновлено 29/03/2021
— Разное

Добрый день!больше 3х лет в разводе,живу сейчас в семье.с девушкой и ее дочерью.От брака есть сын.,12лет.видемся редко,ему все время некогда.в посоеднее время начал шантажировать.Например,у меня в одноклассниках моя девушка в друзьях.сын просит ее удалить,или он покончит жизнь самоубийством.я удалил.Теперь просит,чтоб жил с ним и его мамой,с которой,я вообще не общаюсь,иначе он покончит с жизнью.Что делать?

Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок угрожает суицидом

Психолог Новосибирск Был на сайте: 1 день назад


Могу предположить, что вашему сыну не хватает вашего внимания, поддержки, он ревнует вас к вашей теперешней избраннице, и ему кажется, если бы вы жили вместе прежней семьей, тогда он получал бы от вас больше внимания и поддержки. Нужно налаживать эмоциональный контакт с вашим сыном: поддерживать его, хвалить, делиться своими переживаниями, тем, что происходило в вашей жизни, когда вы были в его возрасте. На доступном для сына примере можно показать, что вам важно общение с ним, но вы не хотите, чтобы он шантажировал вас, заставляя жить с его мамой, ведь ему бы было трудно общаться со сверстниками, которых он не любит, тем более жить с ними, например, в лагере в одной комнате. Вот и вы разлюбили его маму, а он всегда будет вашим сыном, которого вы в любое время готовы выслушать, помочь ему, поддержать, несмотря на то, что живете отдельно. У меня нет возможности задать вам вопрос, но, если сын ссылаясь на занятость, не встречается с вами часто, значит его не устраивает характер вашего общения. Возможно при встречах вы позволяете себе поучать его, критиковать, а подростки к этому весьма чувствительны. Приглашайте его на интересные мероприятия, ориентируясь на то, что сын любит, на этих мероприятиях замечайте то, что вам нравится в сыне, опуская критику и поучения. Что касается вашей девушки в соц сетях. Вашему сыну больно от того, что вы любите кого-то еще, он вас ревнует, поэтому поберегите его чувства, не выставляйте напоказ вашу новую семью. Парень подрастет, и все изменится.

С уважением, семейный психолог Волженина Лилия Михайловна, Новосибирск

Психолог Иркутск Был на сайте: 1 день назад


Александр, доброго времени суток!
Вы можете услышать такой ответ, что часто шантаж суицидом и суицидальные намерения не одно и то же и что это только способ манипуляции. Однако, не редки случаи, когда ребёнок начиная играть с шантажом в какой-то момент может перейти черту и всерьёз задуматься об этом.
В любом случае подобные заявления

Александр


просит ее удалить,или он покончит жизнь самоубийством.я удалил.Теперь просит,чтоб жил с ним и его мамой,с которой,я вообще не общаюсь,иначе он покончит с жизнью.

говорят о серьёзном внутреннем кризисе в жизни ребёнка и необходимо помочь ему.
Александр, если у Вас есть желание поработать над проблемой о которой Вы рассказали, то можете позвонить мне или написать в ближайшее время. Я готов провести с Вами консультацию по Skype, а если будет возможность, то и с Вашим сыном.
Буду рад помочь Вам. Всего Вам самого хорошего!

Глинянников Юрий Геннадьевич,онлайн-консультант Иркутск, Братск.

Психолог Москва Был на сайте: 25.06.2021


Добрый день, Александр.
К любой угрозе суицида нужно относиться серьезно. Но "относиться серьезно" и "идти на поводу у ребенка" - это разные вещи. Ваши отношения с девушкой - это ваша жизнь. И она никак не касается вашего сына. Поэтому удалить девушку из друзей - это тот шаг, когда вы учите ребенка вами манипулировать, чтобы получить желаемое. Вместо того, чтобы работать с реальной причиной его поведения.
А причина вот здесь:

Александр


мамой,с которой,я вообще не общаюсь

- когда между двумя родителями существует напряжение - ребенок словно "проводник" находится под напряжением. И чаще всего ребенок пытается снова объединить семью - так он может уйти с линии напряжения. Подробнее об этом вы можете почитать в книге: "Ребенок в карусели развода".
Поэтому в вашей ситуации рекомендую вам парную семейную терапию - это разговор с бывшей женой через посредника-психолога о том, как вы можете оба создать такие условия для ребенка, чтобы он не кричал о суициде через каждые пять минут. Это трудно, но это самый короткий путь. По итогам ваших договоренностей может быть встреча втроем с ребенком - где бы ясно и внятно озвучиваете, что у вас новая семья и вы больше не вернетесь. но готовы с ним видеться - когда, где, сколько и на каких условиях.
Если этот путь категорически невозможен - тогда стоит договориться с женой о возможности работы ребенка с психологом - желательно - психолог-мужчина, потому что в этом возрасте для ребенка очень важен отец. Подробнее об этом вы можете прочесть в книге "Семья и как в ней уцелеть".
Кроме этого, стоит разобраться со своими чувствами к вашей спутнице - интересно, что вы ее называете "девушкой" - и так легко удаляете ее из друзей - у вас сейчас серьезные отношения? Новая семья? Или это кратковременный роман - и надежды вашего сына оправданы - ваши чувства остались в прошлой семье? И со своими границами что другие могут делать в отношении вас, а что не могут - ни при каких условиях. Это тоже работа с психологом - но уже ваша, личная.
С наилучшими к вам пожеланиями,

Психолог рассказывает, в чем причина подростковых самоубийств и как их предотвратить

Существует так называемый возраст риска — с 10 до 14 лет. На это время приходится основная масса подростковых самоубийств. По статистике, чаще о самоубийствах задумываются девочки, потому что они более ранимые, но до конца попытки самоубийства доводят именно мальчики — 90% случаев заканчиваются трагически.

Количество самоубийств в Ростовской области идет на спад

Фото: Полина Авдошина

Количество самоубийств растет в период школьных экзаменов и летних каникул. К школьникам предъявляются повышенные требования. Если дети понимают, что дома их будут ругать и даже бить за плохие результаты, они могут пойти на крайнюю меру, чтобы таким образом вызвать сочувствие и любовь у родителей.

Если ребенок не чувствует себя в безопасности дома, это означает, что взаимоотношения с родителями построены неправильно. Это тоже может подтолкнуть к мысли о самоубийстве. Например, родители готовят и покупают вещи ребенку, но не проводят с ним свободное время качественно: не интересуются его жизнью, его увлечениями, его друзьями.

Часто родители сами выбирают увлечения своему ребенку, говорят ему, какие секции посещать, чем занимать свободное время вместо того, чтобы предоставить выбор ему самому. Доходит до того, что родители не разрешают вообще иметь ребенку время для отдыха и не всегда понимают, что у всего есть предел.

Ко мне обращалась мама 10-летнего мальчика: помимо школы он посещал еще семь разных секций и кружков. Дошло до того, что у него началась неконтролируемая агрессия по отношению к своим одноклассникам и учителям. Он начал кусаться, биться, бросаться ножницами. Его мама была сама истощена, но считала, что отдых — это пустая трата времени, и запрещала сыну отдыхать.

Если же он хотел просто поиграть, то ему говорили, что он лентяй и не успеет сделать все необходимое. Разумеется, постоянное давление не могло не отразиться на эмоциональном состоянии ребенка.

Зачастую таким детям еще запрещено выражать негативные эмоции по отношению ко взрослым, напряжение копится внутри, не находит выхода, и самоубийство в этом случае видится как единственно возможная эмоциональная разрядка.

Неправильно построенные взаимоотношения между родителями и детьми, эмоциональное и тем более физическое насилие приводят к замкнутости, подавленности. Жизнь начинает видеться ребенку как череда непреодолимых трудностей, и в конечном счету это может вылиться в попытку покончить с собой.

Родители должны обращать внимание на мелочи в поведении своих детей

Фото: Полина Авдошина

Иногда бывает так, что внешне ребенок кажется спокойным, он везде успевает, хорошо учится, но из-за того, что не может довериться родителям, становится замкнутым, скрытным. У моего коллеги был случай, когда школьник, отличник, спортсмен, которого вроде бы все любили и все считали успешным, задумывался о самоубийстве. У него даже было две странички в соцсетях — на одной он выкладывал свои достижения, какие-то яркие фото, а с другой был подписан на группы, пропагандирующие суицид. Об этом знали только близкие друзья, а родители — нет. Он считал, что с родителями нет смысла показывать свое настоящие лицо, свои настоящие чувства.

Хотя у всех подростков нестабильная психика, довести до самоубийства можно не любого, а только тех, кто не чувствует поддержки в своем ближайшем окружении. Подросткам свойственно уходить от проблем вместо того, чтоб их решать рационально. Самоубийство — это крайняя форма ухода, когда подросток еще и пытается что-то доказать в отместку своим родителям.

Проблема детских самоубийств усугубляется тем, что у подростков — низкая выявляемость тревожно-депрессивных состояний. Это означает, что не все дети понимают, что они чувствуют. Не все родители могут им объяснить, какие бывают виды чувств в принципе и что делать, если ощущает то или иное чувство. Находясь в подавленном состоянии, ребенок может не понимать, как это пережить, — с одной стороны, и бояться рассказать об этом родителям, потому что, как ему кажется, его не поймут все равно — с другой.

Родителям можно порекомендовать обращать пристальное внимание на эмоциональное состояние детей, на их обиды, даже незначительные. Проговаривать свои чувства и пытаться выяснить чувства ребенка.

Шок неминуем, если открыть статистику по количеству самоубийств. Каждые 40 секунд один в мире уходит из жизни добровольно. Большинство из них подростки или молодежь.

Это невозможно принять, как данность. Недооценивать это тоже нельзя.

Думаю, каждый родитель желает, чтобы его ребенок был счастлив, был всем обеспечен и радовался своему существованию.

Но, в нашей жизни бывают разные случаи.

Эти вопросы могут помочь предотвратить необратимое. Они будут началом. Со временем вы найдете способы помочь своему ребенку. Надеюсь, статья будет в этом полезна.

В ней разберём понятие суицид и самоповреждение. Поймем, как распознать первые звоночки суицидальных намерений подростка, откуда и почему берутся суицидальные мысли. Узнаем, что предпринять, чтобы предотвратить суицидальные действия.

Что такое суицидальные намерения и откуда корни?

Согласно определению, суицид – это намеренное осознанное лишение себя жизни.

Фундаментальная основа такого намерения - аутоагрессия. Это такая форма агрессии, когда её объектом является сам человек, от которого она исходит. Человек с аутоагрессией имеет негативное отношение к себе.

Различают две формы проявления аутоагрессии: собственно самоубийство (суицидальное поведение) и самоповреждение (парасуицидальное поведение).

Они различны по цели. Целью суицида является смерть. Что является причиной появления такой пугающей цели у подростка?

Комплекс психологических и социальных факторов в его основе.

- негативное отношение к себе;

-жизненные трудности и проблемы во взаимоотношениях;

- непонимание в семье;

-отсутствие близких доверительных отношений;

- завышенные требования и ожидания к подростку.

Цели самоповреждения могут быть тоже разными. Мои клиенты подростки говорят о следующих:

Одна моя клиентка 15 лет говорила, как ей иногда становиться плохо. Она просто не в состоянии выдерживать сильные чувства в такие моменты. Они, как лавина, накрывают её.

Она не может ни сказать о них, ни выразить другими способами.

Она сама их не понимает. В этом причина. Тогда она выбирает повредить себя. Это дает ей возможность, почувствовать физическую боль, и заглушить боль эмоциональную.

2. Самоповреждение как способ заполнить внутреннюю пустоту

Еще одна клиентка 16 лет говорила о периодах, когда она чувствует ко всему безразличие. Это, когда все равно на все. И когда ты в этом состоянии, то начинает казаться, что ты уже ничего не чувствуешь. Самоповреждение в этом случае даёт возможность почувствовать себя живым.

Как правило, самоповреждения не ведут к лишению себя жизни. Но, всегда есть риск летального исхода по неосторожности, или еще каким другим обстоятельствам.

В речи подростка, вы можете замечать следующие обращения:

В этом случае ребенок не говорит о прямом желании нежить или убить себя. Но, подобные фразы указывают на то, что такая идея может присутствовать в его голове и возможно он уже размышлял о том, как его не будет на этом свете.

А это уже должно насторожить. Такая фраза может говорить о том, что ребенок чем-то недоволен в своей жизни. И ему нужна помощь со стороны, чтобы разобраться, каких именно изменений ему хотелось бы и чего ему не хватает.

Эта фраза звучит почти как твердое решение. Как вариант на самый критический момент. В транзактном анализе это называется люком избегания. Решением, которое принял человек, на случай, если всё пойдет совсем плохо в его жизни. Они бывают 3-х типов: убить себя, убить другого или сойти с ума.

Люки избегания есть у каждого из нас и могут проявляться по-разному. Тот же люк избегания убить себя может проявляться во вредных привычках: курение, переедание, злоупотребление алкоголем. Или когда имеем пристрастие к экстремальным видам спорта или занятиям, недооцениваем небезопасность какого-то поведения. Например, ходим поздно вечером по неблагоприятному району.

Эта фраза не всегда говорит о намерении умереть. Но, она может быть свидетельством того, что что-то отягощает состояние и жизнь ребенка. Есть какие-то вещи, из-за которых он переживает. Важно разобраться в этом.

Эта фраза носит больше манипулятивный характер. И скорее всего, направлена на привлечение внимания. А еще может говорить о том, что ребенок может не чувствовать своей ценности в данный период. Возможно, ему, правда, не хватает любви и тепла, принятия, поддержки.

Важно ребенку дать знать, что вы услышали его. И что вы дали бы ему то, что нужно. И он может просить об этом прямо.

Но, иногда ребенок может вообще ничего не говорить, но в его поведении, могут быть следующие черты:

- практически не снимает с рук широкие браслеты, носит одежду с длинным рукавом;

- большую часть времени проводит в своей комнате;

- мало общается со сверстниками и вами;

- чувствителен к критике: начинает ругаться или обижаться;

- большую часть времени находится в подавленном настроении;

- есть проблемы с питанием (чаще всего отказывается от еды);

- много времени проводит в социальных сетях или интернете.

Что же делать, и чего не делать, если вы заметили, что ребёнку присущи суицидальные тенденции?

1. Никогда и не при каких обстоятельствах не ругайте за это ребёнка

Угрозы по типу "выпорю, если ещё раз такое услышу", "не смей даже думать об этом, а то в детдом сдам" сделает дистанцию между вами еще больше. И ребенок, вряд ли, захочет поделиться своими проблемами или поговорить о том, что его беспокоит. Ведь у него уже будет опыт обесценивания и отвержения.

2. Не драматизируйте и не падайте в обморок

Понимаю, что это сложно. И недооценивать ситуацию не стоит. На кону слишком много – жизнь ребенка. Но, и делать из этого особую драму тоже не вариант. Если вам сложно слышать или видеть то, что происходит с ребенком, лучше обнимите его, и после этого возьмите паузу.

Запишитесь на прием к психологу, чтобы дать выход чувствам и найти опору в себе, чтобы стать опорой для ребенка, когда ему будет нужна ваша помощь. Нет возможности записаться к психологу, возьмите хотя бы демо-консультацию. Сейчас в интернете есть много ресурсов, где специалисты консультируют бесплатно. К примеру, я работаю в таком режиме на своей странице в Фейсбуке.

3. Не спешите с откровенными разговорами

Начините постепенно выстраивать мостик доверия. Говорите больше о себе, задавайте вопросы. Старайтесь делать это не навязчиво, учитывая желание ребенка разговаривать сейчас.

У меня был случай работы с подростком, которая очень боялась сообщить родителям, что она себя повреждает (режет руки). Но, если ребенку угрожает опасность и это стало известно специалисту, необходимо сообщить об этом родителям. Мы договорились организовать совместную встречу с ней и родителями, где она могла бы с моей поддержкой сообщить им об этом. Она попросила, чтобы присутствовала только мама. Было сложно для всех на этой сессии. Но, клиентка сказала, что после нее произошел существенный сдвиг в их отношениях с мамой. После консультации они решили не ехать домой. А пошли прогуляться. Во время прогулки мама поделилась с ней своими историями из жизни. Рассказала немного о своем детстве, молодости. Она не поднимала тему поступков девочки. Но, это позволило им сблизиться и закрепить установившийся контакт после консультации.

4. Не пугайте его психологами, а уж тем более психиатрами

Лучше расскажите ему, что психолог или психиатр – это не тот, кто будет смотреть на тебя, как на ненормального и будет лечить тебя.

А что это те специалисты, которые помогут разобраться в сложностях, посмотреть на проблему всесторонне и с тобой совместно найдут те способы помощи, которые подойдут больше всего.

Обращение за помощью не слабость, а наоборот – привилегия сильных!

Предложите вместе посмотреть варианты, к кому можно обратиться и пусть ребенок сделает выбор сам.

5. Не говорите с другими людьми о вашем ребенке, а уж тем более в его присутствие

Многие родители, испугавшись, начинают с каждым знакомым, родственником, коллегой обсуждать насущную проблему. За этим стоит благая потребность – поиск поддержки.

Но, подумайте сами, что будет испытывать ваш ребенок в этом случае. Он доверился вам, возможно, не прямо, а косвенно показал, как ему непросто.

А вы сделали его боль общим достояниям. Если вам непереносимо больно, лучше обратитесь и проработайте это с психологом или психотерапевтом.

А теперь, подводя итоги, давайте сформулируем, как постулаты, как кризисную карту: что делать и как быть, когда подросток говорит о суициде?

1). Сохранять спокойствие и помнить: ваш ребенок нормальный, просто ему трудно и он нуждается в помощи.

2). Поддерживать себя – в лучшем случае обратиться за помощью к специалисту, чтобы найти оптимальные способы решения возникшей проблемы.

3). Начать заново выстраивать контакт с Вашим подростком. Посмотрите на него другими глазами. Как на взрослую личность. Ищите точки прикосновения, в которых вы сможете создать близость.

4) Предложить ему обратиться к профессионалу. Покажите на собственном примере, что это Ок, что это не стыдно, а наоборот делает нас только сильнее. Вместе с ним выбрать специалиста, который подойдет именно ему.

Желаю вам взаимопонимания! Помните: всегда лучше предотвратить беду, чем исправлять её последствия или сокрушаться о ней! Берегите друг друга!

Верховод Оксана - психолог, консультант, специалист по построению близких отношений с собой и другими.

Всегда, когда ребенок заканчивает жизнь самоубийством, виноваты мы — окружающая среда, взрослые, которые находятся рядом с ним. Поэтому, как бы вам ни было тяжело это читать, прочтите, пожалуйста.

Количество суицидов среди подростков стремительно возрастает. Сегодня суицид в возрасте 10−24 года — это едва ли не ведущая причина смерти из трех основных: несчастный случай, убийство и самоубийство. Самоубийство, в зависимости от страны, находится на втором-третьем месте.

Каковы же причины подросткового суицида? В подавляющем большинстве случаев ситуация следующая — у молодого человека возникает проблема (причем, с точки зрения взрослых, она может быть незначительной или просто непонятной), кажущаяся ему совершенно неразрешимой. И это может быть что угодно — от несчастной любви до ссоры с друзьями (а еще очень часто в основе проблемы лежит недиагностированное психическое расстройство), но самое важное, что с этой проблемой некуда идти.

Вообще, у ребенка два основных сообщества, с которыми он постоянно общается, — это школа и семья. И если эту проблему нельзя решить ни в школе, ни в семье, то, естественно, ситуация имеет один только выход — уйти от проблемы, радикально. Это и есть суицид.

Но если у ребенка имеется больше сообществ, где он бывает постоянно — например, спортивная секция, драмкружок, религиозная или общественная организация — это уменьшает риск самоубийства.

Почему именно сейчас суицидов стало больше? Прежде всего потому, что принципиально изменился образ жизни современной семьи. У родителей все меньше возможности и желания общаться с детьми. Технологическая революция происходит настолько стремительно, что уже в возрасте 8−10 лет дети и родители говорят на абсолютно разных языках.

Теперь родители не рассматриваются детьми как авторитеты, как люди, к которым можно обратиться за решением проблем. Однако доступ к внеклассным сообществам — спортивной секции, кружку и т. д. — тоже для многих крайне ограничен. Прежде всего потому, что никто бесплатно ничего делать не хочет, а государство не заинтересовано в функционировании общедоступных активностей.

А еще на нас всех нас — практически на весь мир — сейчас серьезно повлиял фактор коронавируса: после болезни 25% взрослых имеют психические расстройства. Дети и взрослые, лишенные в самоизоляции и на дистанционном обучении или работе нормального общения, теряют смысл жизни. И никто их не учит этим коммуникациям.

Потому что если вы не готовы выслушать ребенка, то зачем обижаться на него и осуждать соцсети, где часто находятся мерзавцы, которые, тем не менее, готовы вашего ребенка выслушать.

Теперь конкретная информация.

Факторы риска суицида:

— предыдущие попытки суицида;

— депрессия, синдром панических расстройств;

— психические заболевания (та же шизофрения, когда человек может слышать голоса);

— употребление сейчас или ранее любых наркотиков или лекарств, которые влияют на психику;

— доступ к средствам самоубийства (к огнестрельному оружию или ядам);

— потери родственников, друзей, домашних животных;

— активные переживания в связи с тем, что в какой-то сфере — спорте, искусстве, учебе, отношениях —что-то не получается (во многом зависит от характера);

— скандальная, равнодушная, проблемная, депрессивная семья;

— издевательства в доме и в школе;

— травмы (физические, сексуальные, эмоциональные);

— сексуальная ориентация (неадекватное реагирование общества на несоответствие ребенка якобы общепринятым нормам);

— острые финансовые трудности в семье (отдельно надо сказать, что избыток денег — это тоже фактор риска).

Еще раз подчеркну — это просто факторы риска, это не значит, что ребенок, в семье которого есть финансовые трудности или у него самого давняя душевная травма, совершит самоубийство. Это говорит о том, что если в жизни ребенка присутствуют перечисленные факторы, то взрослые, которые находятся рядом, должны быть бдительнее.

Факторы, которые уменьшают вероятность суицида:

— высокая самооценка у ребенка;

— положительная оценка окружающими ребенка — это всегда очень хорошая профилактика разных проблем;

— понятные и радужные перспективы (когда ребенок примерно понимает, что с ним будет дальше, что у него впереди очень долгая и счастливая жизнь, когда ребенок знает, например, что в ближайшее воскресенье он поедет на рыбалку или к бабушке на дачу);

— наличие постоянных собеседников;

— поддерживаемые близкими традиции доброжелательного общения со многими людьми;

Теперь очень важное. Все должны знать признаки, особенности в поведении, требующие повышенного внимания взрослых к этому ребенку.

Тревожные признаки:

— ребенок может начать подводить итоги — раздавать свои вещи, просить у всех прощение;

— в жизни ребенка появляется тема смерти и суицида — при выборе фильмов, музыки, картин, принтов;

— рискованное поведение или повышенный интерес к нему, например попытки есть и пить несъедобное, подъем туда, откуда можно упасть и разбиться насмерть;

— алкоголь и наркотики, особенно если они сочетаются с вышеупомянутыми факторами.

Когда мы задаем вопрос, что могут сделать взрослые, то это напрямую связано с тем, кто может сделать — школа, семья, государство.

Начнем с семьи, потому что близкие родственники почти всегда рядом.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

— рассказывать о людях, которые пытались совершить самоубийство, и делать это в подробностях;

— обсуждать с ребенком способы самоубийства, читать морали, призывать подумать о близких, но если уж ребенок заговорил, то категорически нельзя перебивать, проявлять сарказм, преуменьшать риски и пытаться игнорировать проблему.

Что надо делать близким:

— относиться с уважением;

— говорить мало, понятно, доброжелательно, медленно, больше спрашивать и заинтересованно слушать, как можно реже перебивать. Всегда, когда ребенок говорит, — это самое главное лечение. Демонстрируйте понимание. Еще раз: любое ваше внимание — это главный способ профилактики и лечения, особенно если оно доброжелательное.

— интересоваться планами, не оставлять одного;

— организовать встречи со специалистами, прежде всего с психологами, и лучше без вашего присутствия. Ребенку всегда нужна еще одна заинтересованная сторона. Более того, если эту заинтересованную сторону, которая выслушала ребенка, предоставили мама и папа, то автоматически это повышает их авторитет;

— устроить так, чтобы подросток участвовал в волонтерских проектах, помогал нуждающимся, например одиноким старикам на самоизоляции от коронавируса. Когда вы помогаете другим, будучи более успешным, вам в голову не придет мысль о самоубийстве;

— убрать все потенциально опасное — веревки, бытовую химию, не говоря уже о том, что если в доме есть огнестрельное оружие, то оно должно быть недоступно детям;

— совместное планирование — выходного, отпуска, каникул, — это круто;

— совместная еда — собираемся вместе за ужином и обсуждаем все дела, произошедшее за день.

Поверьте мне: если вы будете находить 30−40 минут в день для совместного общения, то шансы ваши быть нормальной семьей, которая создана для общения и поддержки друг друга, многократно возрастут.

Роль школы

Теперь о том, что может и должна делать школа. Прежде всего педагоги должны быть обучены навыкам выявления суицидальных намерений у детей. Нельзя в 21 веке подпустить к детям старше 9 лет взрослого, который не имеет специальной подготовки выявления суицидальных намерений у детей.

Что важно в самой школе:

— предсказуемость решений и процедур, чтобы дети понимали, что им ожидать в случае выполнения/невыполнения определенных требований;

— формулировка достижимых целей и понятных алгоритмов их достижения;

— создание условий для реализации детей в самых разных направлениях — спорте, творчестве, школьном самоуправлении;

— понятный, доступный, реализуемый алгоритм обращения за помощью, например через адрес анонимной почты;

— школьный зоопарк, потому что уход за всем этим зверьем — это очень круто, позволяет почувствовать, что ты кому-то нужен. Если ты не нужен людям, то ты нужен этой собачонке, в конце концов, этому хомячку.

Одно из основных средств профилактики, которое должно работать и дома, и в школе, — это передача личного опыта, причем как позитивного, так и негативного, разного. Если ребенок с кем-то поругался, совершил некое однозначно негативное действие, то у него может создаться впечатление, что взрослые его никогда не поймут, ведь они никогда ничего подобного не делали, по их рассказам, были просто ангелы. Так вот очень важно, чтобы и в школе, и дома с детьми делились негативным опытом. И чтобы отец говорил сыну: и со мной такое было, а все проблемы мы решим, особенно когда мы — вместе.

К сожалению, огромное количество родителей не имеют понятия, что такое программы родительского контроля, как ими пользоваться, как можно найти такую программу, чтобы быть в курсе перемещений ребенка, иметь возможность услышать, что вокруг него происходит, а главное — договориться, чтобы она была на мобильном устройстве подростка, объяснив, что это нужно для его/ее защиты.

Что лично меня страшно возмущает в социальных сетях? Мы знаем, что неким человеческим действиям абсолютно не место в социальной сети. Любая соцсеть мгновенно заблокирует любую сцену с детской порнографией. Но почему не блокируются сцены, когда дети жрут пачками таблетки, когда два дебила делают подножки третьему малолетнему, и он бьется головой о пол? Почему, когда дети совершают угрожающие их жизни действия, все это превращается в хихоньки и массово распространяется по сети? Это обязательно нужно блокировать и пресекать администрации социальных сетей.

Еще важное. Девочки думают о самоубийстве и пытаются его совершить примерно в два раза чаще, чем мальчики, используя два основных способа — порезы и отравления (глотание всяческих таблеток). Мальчики, тем не менее, погибают вследствие суицида в четыре раза чаще, чем девочки, потому что используют более радикальные методы. В странах, где есть доступ к огнестрельному оружию дома, риск самоубийств значительно возрастает. В США 60% самоубийств — огнестрелы.

Также обращаю ваше внимание: 95% погибших в результате самоубийства имели на момент смерти психологическое или психическое расстройство. Если детей с мыслями о самоубийстве не лечить, то риск все время возрастает. Но и депрессия, и любые склонности к суициду сейчас, в 21 веке, — это абсолютно излечимые психические расстройства. Большинство подростков предупреждают своих близких перед тем, как покончить жизнь самоубийством, — действиями, словами, намеками. Но, увы, большинство взрослых игнорируют эти предупреждения будучи уверенными в том, что это всего лишь способ подростка обратить на себя внимание.

Ну и последнее, с моей точки зрения, чуть ли не самое главное. Важна доступность психологической помощи. Важно иметь государственные программы реабилитации детей, у которых была попытка суицида, и работать с их родственниками. Важно наличие общедоступного телефона доверия. Важен контроль реализации алкоголя, наркотиков, лекарств и огнестрельного оружия. Поэтому нужно сто раз подумать законодателям, которые опять будут обсуждать легализацию разрешения на огнестрельное оружие.

А для этого нужно поменять политику государства — девизом, целью и смыслом социальной политики должна стать счастливая семья.

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 29/03/2021 19:48
обновлено 29/03/2021
— Разное

Читайте также: